Ноты для начального курса

Ноты для начального курса

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Уроки нотной грамоты для начинающих: бесплатные видео для домашнего обучения

Мы подобрали обучающие видео с уроками сольфеджио, которые помогут новичкам познакомиться с основными музыкальными терминами и научиться понимать нотные записи.

Источник

Ноты для начального курса

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.

Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа

Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа

Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:

Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.

Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.

Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

Диезные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор
Соль мажор и ми минор
Ре мажор и си минор
Ля мажор и фа-диез минор
Ми мажор и до-диез минор
Си мажор и соль-диез минор
Фа-диез мажор и ре-диез минор
До-диез мажор и ля-диез минор

Бемольные тональности

Источник

Ноты для начинающих ДМШ — Фортепиано

Самоучители

Самоучители, пособия для начинающих, учащихся детских музыкальных школ

Пособия

  • Работа над фортепианной техникой
  • Гаммы
    • Гаммы и арпеджио Л.Борухзон, С.Морено
    • Гаммы и арпеджио для фортепиано Н. Ширинская
    • Играем гаммы Корыхалова Н.
  • Ежедневные упражнения юного пианиста Левин Ю.
  • Современный пианист Копчевский Натансон Соколова
  • Я учусь играть О. Сотникова
  • Школа беглости Черни, Лешгорн
  • Методика обучения игре на фортепиано Алексеев А.
  • О воспитании пианистических навыков А.Шмидт-Шкловская
  • Фортепианная тетрадь юного музыканта
  • Методика обучения игре на фортепиано Макаров В.
  • Вопросы фортепианной педегогики и исполнительства Баренбойм Л.
  • Об искусстве фортепианной игры Нейгауз Г.
  • О художественной технике пианиста А.Бирмак
  • Фортепианная игра Гофман И.
  • Современная фортепианная техника Бланше Э.
  • Рациональные принципы фортепианной техники (А. Корто)
  • Школа фортепианной транскрипции (Коган Г.)
  • Интонационные этюды в классе общего фортепиано
  • В час досуга
  • Основы импровизации и подбор аккомпанемента для фортепиано (Шайхутдинова Д.)
  • Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии (Мамаева Э.)
  • Подбираем аккомпанемент для фортепиано (Сиротина Т.)
  • Подбираю на рояле

Литература

Ноты для обучения

Сборники пьес, мелодий, песен для начинающих обучение фортепиано. Самоучители. Для детских музыкальных школ

  • Фортепиано 1-7 класс ДМШ (Б.Милич)
  • Фортепиано (учебный репертуар)
  • Народная музыка для маленьких пианистов
  • .
  • Музыкальная хрестоматия для уроков историко-бытового танца
  • Музыкальная хрестоматия современного бального танца
  • Первые шаги маленького пианиста
  • Современная фортепианная музыка для детей
  • Маленькому любителю музыки С. Ляховицкая
  • Ребенок за роялем Н. Соколова
  • С песенкой по лесенке
  • Музыкальные картинки Л. Хереско
  • Фортепианная музыка для ДМШ
  • Современные композиторы — юношеству
  • Первая встреча с музыкой (А. Артоболевская)
  • .
  • Хрестоматия фортепианного ансамбля ДМШ

Посложнее


ПОСОБИЕ для обучения взрослых игре на фортепиано
Часть 1
пьесы для фортепиано в 2 руки
вторая тетрадь
«МУЗГИЗ», 1953г.
номер 1415

1. А. Даргомыжский. Казачок
2. П. Чайковский. Русская песня
3. Р. Глиэр. В полях
4. А. Лядов. Канон
5. П. Чайковский. Шарманщик поет
6. М. Чулаки. Далекая песня
7. Р. Глиэр. Утро
8. М. Глинка. Краковяк (отрывок) из оперы „Иван Сусанин»
9. А. Грибоедов. Вальс (Ля-бемоль мажор)
10. В. Косенко. Мелодия
11. Н. Римский-Корсаков. Ария Марфы (отрывок) из оперы „Царская невеста», переложение Н. Метлова
12. М. Глинка. Мазурка (до минор)
13. А. Лядов. Прелюдия (ре минор).
14. Д. Кабалевский. Сонатина № 2 (2-я часть).
15. Р. Глиэр. Листок из альбома.
16. М. Мусоргский. Раздумье
17. М. Глинка. Мазурка (ля минор).
18. А. Спендиаров. Колыбельная
19. А. Эшпай. Перепелочка
20. А. Лядов. Багатель
21. Р. Глиэр. Прелюдия
22. Л. Гурилев. Прелюдия (фа-диез минор)
23. Л. Гурилев. Прелюдия (соль-диез минор)
24. Л. Гурилев. Прелюдия (Фа-диез мажор)
25. А. Верстовский. Вальс
26. П. Чайковский. Грустная песенка
27. А. Лядов. Прелюдия (до минор)
28. А. Бородин. Грёзы
29. А. Бородин. Ноктюрн
30. С. Прокофьев. Сказка старой бабушки
31. А. Хачатурян, Этюд.
32. А. Лядов. Прелюдия (си-бемоль минор)
33. А. Скрябин. Прелюдия (ми-бемоль минор)
34. А. Скрябин. Прелюдия (соль минор)
35. А. Скрябин. Прелюдия (Ми мажор)
36. А. Скрябин. Прелюдия (Ля-бемоль мажор)

Скачать пособие

Спасибо Шафаяту за сборник!


Школа самостоятельного обучения игре на фортепиано для взрослых
В. Ныркова, Г. Навтиков
часть 1 и 2 (скачиваются вместе)
«Советский композитор», 1973г.
качество неважное
(djvu, 2,3 Мб)

Предлагаемая «Школа» рассчитана на любителей музыки, слушателей музыкальных факультетов университетов культуры; может быть использована в музыкальных учебных заведениях при прохождении начального курса общего фортепиано.
Основная цель школы — помочь самостоятельно обучающимся взрослым овладеть игрой на фортепиано настолько, чтобы уметь исполнять несложные произведения, а также приобрести первоначальные навыки чтения с листа.

Скачать самоучитель

ФОРТЕПИАНО

Форте—по-итальянски значит громко, пиано—тихо. Из этих двух слов и складывается название инструмента, который по-справедливости царствует в когорте своих собратьев. И действительно, возможности его клавиатуры, обнимающей семь октав и малую терцию, поистине неисчерпаемы. Это не нуждается в доказательствах. Но инструменту, который ныне получил грандиозное распространение, пришлось пройти немалый путь, прежде чем прийти к современному могуществу.

Создание нового инструмента обуславливалось стремлением к достижению большей звучности. К началу XVIII века стало ясно, что этой цели можно достигнуть с помощью комбинации клавиш, струн и молоточков. Развитие самой музыки требовало новых выразительных средств. Такой новый инструмент был сконструирован примерно в 1709 году Бартоломео Кристофори из Флоренции. Два образца его работы сохранились до наших дней — один находится в Нью-Йоркском музее искусства, другой — в музее Лейпцигского университета. Почти одновременно появились фортепиано во Франции и Германии.

Однако именно в инструментах Кристофори были заключены все основные элементы современного фортепиано. Между тем его изобретение не получило широкой общественной известности. Это случилось несколько позже благодаря активной деятельности мастера Готфрида Зильбермана (1683 — 1753), который приступил к массовому (конечно, по масштабам того времени) выпуску фортепиано, используя принципы Кристофори. Любопытно, что он демонстрировал свои изделия И.-С. Баху. Великий полифонист не только одобрил работу Зильбермана, но и играл на некоторых его инструментах при дворе Фридриха II. Значительному прогрессу производства фортепиано в большой степени способствовал. ученик Зильбермана Иоханнес Цумпе, поселившийся в Англии.
Во второй половине XVIII века кристаллизуются две системы фортепианной механики—английская и немецкая. Наконец, уже в XIX веке наиболее важное усовершенствование фортепиано состоит в изобретении французом Себастьяном Эраром в 1821 году так называемой механики с двойной репетицией. Эта механика позволяла достичь самого быстрого повторения ударов по клавишам, она способствовала точности и легкости игры. Собственно, изобретение Эрара (с последующими непринципиальными модернизациями) и завершило эволюцию современного фортепиано. Конечно, и сегодня продолжаются поиски в области достижения идеальной звучности, изыскании наиболее совершенных материалов для изготовления инструмента. К этому же времени окончательно складывается и всем знакомая крыловидная форма рояля. Кроме того, в домашнем быту получает широкое применение и более компактная форма вертикального фортепиано — пианино.
Можно назвать в заключение наиболее известные ныне фортепианные фирмы — «Стейнвей», «Болдуин» (США), «Безендорфер» (Австрия), «Бехштейн»,
«Гротриан-Стейнвег» (ФРГ), «Блютнер», «Ферстер», «Рениш» (ГДР), «Эрар», «Гаво», «Плей-ель» (Франция), «Петров» (Чехословакия), «Ямага» (Япония). Огромное развитие получило фортепианное производство в нашей стране. Во многих городах работают музыкальные фабрики, выпускающие пианино, а рояли производятся в Ленинграде («Красный Октябрь») и в Таллине («Эстония»).

Источник

Читайте также:  Без тебя гитара версия
Оцените статью