Ноты для начинающего баса

Ноты для баса

Романсы и песни репертуар начинающего певца

Композиторы


И.П.Брызгалов
Школа пения для баса и баритона
1-2 курсы музыкального училища
Ташкент, 1987г.

В учебнике рассмотрены физиологические и акустические основы звукообразования, певческое дыхание, регистры, произношение, вокальные упражнения, практические советы педагогам и начинающим певцам. В приложении дан ряд справочных материалов и вокализы.
Пособие предназначено для педагогов и учащихся средних специальных музыкальных учебных заведений. Может быть полезно для руководителей и участников кружков художественной самодеятельности.

От редактора
Введение
Физиологические и акустические основы звукообразования
Певческое дыхание
Регистры
Произношение
Вокальные упражнения
Советы педагогу
Советы начинающему певцу
Литература
Приложения

Скачать ноты

Источник

Ноты для начинающего баса

Отличное обучающее пособие в трех частях. Настоятельно рекомендую всем , а не только начинающим.
Автор “Школы игры на бас-гитаре” — Юрий Андреев — большой энтузиаст бас-гитары, один из первых исполнителей на бас-гитаре в нашей стране. Участник многочисленных отечественных и зарубежных музыкальных фестивалей, Юрий Андреев хорошо знаком с творчеством лучших мастеров бас-гитары, применяя накопленный опыт, как в концертных выступлениях, так и в педагогической работе в Московском колледже импровизационной музыки. Ряд интересных сольных композиций, созданных им для бас-гитары, а также многочисленные упражнения и этюды, часть из которых приводятся в Школе, нередко исполняются учащимися в своих концертных выступлениях, а также активно используются для повышения своего исполнительского уровня.

Особенностью Школы и её несомненным достоинством является последовательное изложение теоретического материала по элементарной теории музыки в сочетании с многочисленным практическим учебным материалом различной степени сложности, предназначенного как для технического совершенствования начинающих музыкантов, так и для знакомства с различными музыкальными жанрами. Нотное приложение содержит сольные пьесы и этюды, а также примеры аккомпанемента и импровизаций в самых различных жанрах классической и современной ритмической музыки.

Ценность и необходимость данной работы бесспорна, и, думается, что Школа станет не только популярным пособием для начинающих бас-гитаристов, но окажется полезной и более подготовленным музыкантам для совершенствования своего мастерства, а также явится дополнительным методическим материалом для преподавателей музыкальных учебных заведений.

Источник

Изучаем ноты басового ключа

Ноты басового ключа осваиваются со временем. Быстрее запомнить ноты в басовом ключе помогает активная проработка при помощи сознательных установок.

В начале нотоносца выставляется басовый ключ – ноты будут выстраиваться от него. Басовый ключ пишется на четвёртой линейке и означает ноту «фа» малой октавы (счёт линеек ведётся снизу вверх).

Записываются в басовом ключе ноты таких октав: все линейки нотного стана занимают ноты большой и малой октавы, выше нотного стана (на дополнительных линейках) – несколько нот из первой октавы, ниже нотного стана (тоже на дополнительных линейках) – ноты контроктавы.

Басовый ключ – ноты большой и малой октав

Для начала освоения нот басового ключа достаточно изучить две октавы – большую и малую, всё остальное приложится само собой. Понятие об октавах вы найдёте в статье «Как называются клавиши фортепиано». Вот как это выглядит в нотах:

Чтобы запомнить ноты басового ключа было просто, обозначим несколько точек, которые будут служить нам ориентирами.

1) Прежде всего, это четвёртая линейка – нота фа малой октавы, можно в её окружении легко назвать расположения и нескольких других нот той же октавы.

2) Второй ориентир, который я предлагаю, – место на нотоносце трёх нот «до» – большой, малой и первой октавы. Нота до большой октавы пишется на двух добавочных линейках снизу, до малой октавы – между 2-й и 3-й линейками (на самом нотном стане, то есть как бы «внутри»), ну а до первой октавы занимает первую добавочную линейку сверху.

Вы можете придумать для себя какие-то свои ориентиры. Ну, например, выделять отдельно ноты, которые пишутся на линейках и те, которые занимают промежутки.

Ещё один способ быстро освоить ноты в басовом ключе – выполнить упражнения тренинга «Как легко и быстро выучить ноты». Там предлагается ряд практических заданий (письменно, устно и игра на фортепиано), которые помогают не только разобраться в нотах, но и развивают музыкальный слух.

Если вы находите данную статью полезной, порекомендуйте её своим друзьям с помощью кнопок социальных сетей внизу страницы. Также вы можете получать новые полезные материалы прямо на свою почту – заполните форму и подпишитесь на обновления (важно – сразу же проверьте свой e-mail и подтвердите подписку).

Источник

Как запомнить ноты на бас гитаре быстро

Эта статья является дополнением к серии статей о читке нот с листа и написана, как очевидно из названия, для тех, кто еще не знает ноты на грифе бас гитары, но хочет их выучить. В этой статье во многом я поделюсь своим опытом и расскажу про способ эффективно выучить ноты на грифе бас гитары, как в этом поможет знание интервала октава и какие еще хитрости помогут вам добиться быстрых результатов! Таким образом, расположение нот на грифе больше не будет вызывать у вас вопросов.

Почему важно знать ноты на грифе?

Мы все приходим в музыку разными путями. Кто-то уже имеет опыт игры на других инструментах, для кого-то бас гитара — это первая дверь в мир музыки. Так или иначе, мы начинаем учиться играть и пробуем разучивать какие-то песни или их части. И если вы новичок, то для вас есть хорошая новость — делать это в 2018 гораздо легче, чем 10-15 лет назад.

Интернет изменил все. Вспоминая начало нулевых, когда я сам начинал учиться игре на гитаре и на басу, я понимаю, насколько мало информации у нас было, и когда видео-школа Джона Патитуччи ценилась на вес золота. И вообще, информация ценилась! Современный мир дает столько возможностей для обучения игре на басу (YouTube, сайты, приложения для телефонов и планшетов), что может пройти огромное количество времени, пока в какой-то момент вы не поймете, что, например, совершенно не знаете ноты на грифе и тем более, не умеете их читать с листа. Серьезно! Подумайте над этим немного. Я постоянно вижу, что люди, даже играющие давно, ищут табы к песням, вижу видео разборы песен на ютуб, где говорят что-то вроде: «просто прижми вот эту струну на этом ладу, а затем на этом». Приложения для телефонов или планшетов часто делают тоже самое, только в более интерактивной форме. Чаще всего, вам просто показывают, как сыграть что-то уровня «total beginner», но редко кто рассказывает почему это было сыграно.

Мыслительный процесс и слуховой анализ при таком подходе откладываются на второй и третий план. А ведь серьезная музыка и ее понимание лежит в «копании» и анализе музыки через теорию, гармонию и ноты. Раньше же, чтобы сыграть любимую песню, нужно было самому снимать ее на слух или же искать ноты в каких-то сборниках. И вы знаете, в этом было что-то правильное, на мой взгляд, что мотивировало и развивало нужные качества для музыканта.

Кстати, все достоинства и недостатки табулатур я уже рассматривал в одной из своих статей. Обязательно прочтите, если не до конца мотивированы изучать нотную грамоту. Может оно вам и не надо 🙂

Кроме того, знание нот на грифе своего инструмента даст вам возможность без особого напряга общаться с другими музыкантами на репетициях и не только.

Как эффективно учить ноты на бас гитаре.

Это была минутка философии, а теперь поговорим по теме данного урока. Бас гитара имеет очень простую логику расположения нот на грифе, которая симметрична от первого до последнего лада. Это очень удобно для игры в различных тональностях, транспонирования «на ходу», в обучении. Таких привилегий лишены большинство музыкантов. Например саксофонисты имеют отдельную аппликатуру для каждой гаммы, в то время как на бас гитаре, чтобы сыграть мажорную гамму нужно всего лишь поставить второй палец на нужную тонику (это достаточно грубое описание процесса).

Рассмотрим классический гриф бас гитары (4 струны, 21 лад) с точки зрения статистики. Всего на нем возможно извлечь 88 нот — 4*21 + 4 открытые струны. Это кажется очень много для новичка. Сколько времени вам понадобится, чтобы их выучить? Неделя, месяц, пол года? Но, что если я скажу, что зная пару трюков и выучив ноты всего на двух струнах в пределах первых 12 ладов вы будете знать весь гриф? Если вам это интересно, тогда продолжайте читать!

Октавы — секретное оружие бас гитариста!

Первым делом вы должны понять и выучить что такое интервал октава. С физической точки зрения суть его состоит в том, что это одна и та же нота, но с удвоенной частотой. Если нота ля имеет частоту 440Гц, то та же ля, но на октаву выше будет звучать на частоте 880Гц. С практической точки зрения, интервал октавы это своего рода Jetpack или реактивный ускоритель для изучения нот на грифе. Давайте рассмотрим основные паттерны октавного интервала. Их очень легко запомнить.

  1. Октава располагается через 12 ладов от ноты, взятой на любой из струн (по количеству полутонов в европейской музыке). Эта особенность даже отражена в конструкции практически любой гитары. 12 лад на гитаре всегда отмечается каким-то особым образом. Чаще всего это два маркера из перламутра или пластика. Таким образом ноты за 12 ладом повторяют ноты до 12 лада. В Ex.1 мы видим этот октавный паттерн на струне E , между открытой струной и XII ладом (отмечен цифрой 1).
  2. Октава располагается через струну и через один лад от любой ноты (смотри Ех.1). И это просто киллер-фича для басиста. Например на гитаре этот принцип уже не сохраняется для всего грифа. На схеме мы видим этот паттерн в двух местах: между нотой E на открытой струне и нотой E на втором ладу струны D , а также между E на VII и IX ладах струн A и G .
  3. Октава располагается на двух крайних струнах E и G , как показано в схеме на XII и IX ладах.
  4. На соседних струнах между октавными нотами 6 ладов, как например между струнами D и G , а также струнами E и A в Ех.1

Ex. 1 — Октавы на грифе бас гитары

Пунктирной линией отмечен интервал унисон, т.е. это одна и та же нота E , только взятая на разных струнах.

Таким образом, используя только первые два принципа из четырех и выучив ноты на струнах E и А вы уже можете вычислять ноты на всем грифе! По-моему это весьма вдохновляюще! Конечно, вычислять ноты это не верх мастерства, лучше их знать как свои пять. Поэтому давайте посмотрим как еще мы можем упростить процесс изучения нот на бас гитаре.

Подсказки на грифе бас гитары.

Вы наверняка знаете, что некоторые лады отмечены маркером на грифе в виде кружочка. Это визуальные маркеры, которые помогают лучше ориентироваться на грифе и будет очень глупо этим не воспользоваться при изучении нот! Обычно, отмечены одним кружочком 3, 5, 7 и 9 лады. 12 лад у нас имеет как мы уже знаем особый статус, поэтому отмечен двумя кружочками. И после 12-го лада отмечаются как бы те же самые лады 3, 5, 7 и 9, только теперь это будет 15, 17, 19, 21.

Заучите ноты на каждой струне на ладах, отмеченных маркером. Для вас я нарисовал такую схему Ex. 2.

Ex. 2 — Ноты на грифе, отмеченные маркером

Как видно из схемы в основном все лады, отмеченные маркером на грифе, обозначают ноты без знаков альтерации, за исключением трех мест.

Игра гаммы до-мажор во всех позициях по грифу.

Играя гамму до-мажор в различных позициях с проговариванием ноты, сыгранной в данный момент, поможет в изучении грифа очень серьезным образом. Зная «назубок» чистые ноты, вы сможете без труда находить ноты со знаками альтерации, т.е. с диезами и бемолями.

Приложения-тренажеры.

Еще один вариант, который станет отличным помощником в изучении нот на грифе бас гитары — мобильные и веб приложения. Я не буду сильно распылятся по этому вопросу, т.к. мы все умеем пользоваться поиском в интернете. Просто, если по русскоязычному запросу вы ничего не нашли интересного попробуйте запрос «bass fretboard game» или «fretboard notes bass app». Или перейдите по ссылке ниже (кликните на картинку) на одно из браузерных приложений, которое мне очень понравилось за чистоту дизайна и функциональность. Чтобы выбрать гриф бас гитары (2) просто нажмите на значок шестеренки (1) в правом верхнем углу.

Тренажер с сайта musictheory.net

Вместе с этим хочу отметить, что занятия на таких тренажерах уместны только если вы не можете в данный момент взять бас в руки или просто хотите «проверить» себя. Не стоит заменять время занятий на бас гитаре такими приложениями.

В данной статье я поделился с вами методами, которые я сам использовал при изучении нот на грифе бас гитары. Надеюсь, они будут полезны и вам. Если же у вас есть желание поделиться своим опытом, тогда пишите комментарии внизу!

Источник

Элементарная теория для бас-гитары

Для записи музыки ещё до появления нот использовались особые знаки в европейской музыке – невмы, а в России – крюковое или знаменное письмо. Эти записи указывали направление мелодии, но были несколько несовершенны, т.к. в них не фиксировалась точная высота звуков. В первой половине XI века итальянец Гвидо д’Ареццо придумал обозначать каждый звук нотами, которым дал названия по первым слогам церковного гимна, посвященному святому Иоанну Крестителю. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей.

  • Ut queant la xis (Ут в дальнейшем для удобства проговаривания заменена на До)
  • Resonare fibris (Ре)
  • Mira gestorum (Ми)
  • Famuli tuorum (Фа)
  • Solve poluti (Соль)
  • La bii reatum (Ля)
  • Sancte Iohannes (Си)

Чтобы указать выше звучит та или иная нота или ниже, он стал их записывать на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот, ключи и прочее), и в современном виде она существует с XVII века. Запись звуков музыки осуществляется с помощью нотной строки. Она состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек и называется нотным станом или нотоносцем.

Так как на нотном стане можно записать лишь ограниченное число нот, то для записи более высоких и более низких звуков применяются короткие добавочные линейки над или под нотным станом.

Чтобы избежать большого количества добавочных линеек, для записи нот для разных инструментов используют различные ключи, которые закрепляют за каждой линейкой нотного стана определённую высоту ноты. Самые распространённые три вида ключей:

1. Скрипичный ключ (ключ соль), для записи звуков среднего и высокого регистров (гитара, флейта, труба и др.).

2. Басовый ключ (ключ фа) для записи звуков низкого и реже среднего регистров (бас-гитара, контрабас, тромбон, туба).

3. Ключ до (альтовый и теноровый), соответствует ноте до первой октавы (скрипки, фагот, тромбон, иногда вокал)

Нотная партия бас-гитары записывается в басовом ключе. Музыкальный звукоряд состоит из семи нот, кроме названий которые обозначаются ещё и латинскими буквами.

В разных изданиях можно встретить разное обозначение ноты си: нота си как B, а нота сиb как Bb (или нота си как Н, а сиb как B). Наименьшее расстояние между двумя звуками называется полутон. А расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном. В звукоряде, состоящем из основных ступеней, полутоны образуются из звуком ми-фа и си-до. Расстояние между остальными соседними звуками составляют целый тон. Промежуточные звуки между нотами имеют производные названия от повышения или понижения этих звуков.

Повышение звука на полутон обозначается знаком # – диез, понижение на полтона –( b)– бемоль.

акое высотное равенство звуков с различными названиями именуется энгармонизмом. Повышение и, соответственно, понижение ноты на тон (или два полутона) имеют названия дубль-диез(x) и дубль-бемоль (bb ). Знак, отменяющий действие диеза и бемоля – бекар

Все эти знаки имеют общее название – знаки альтерации. Они ставятся перед нотой, к которой они относятся , а произносятся в обратном порядке (ре диез, ми бемоль). Кроме знаков альтерации при ноте, есть ещё ключевые знаки альтерации — это диезы и бемоли, которые стоят в начале нотного стана справа от ключа. Они влияют на ноты всей композиции и обозначают её тональность. Отменить эти знаки можно лишь бекаром, расположив его перед нужной нотой.

Расположение нот на грифе

Запомнить расположение нот на грифе бас-гитары поможет поэтапный разбор и разучивание. 1. Выучите ноты на открытых струнах.

  • 1 струна – G – соль
  • 2 струна – D – ре
  • 3 струна – A – ля
  • 4 струна – E – ми

Каждое занятие лучше начинать с настройки инструмента. Если вы пользуетесь электронным тюнером, при извлечении звука каждой струны как раз эти буквенные обозначения нот он должен показывать, если инструмент настроен правильно.

2. Хорошо выучите расположение всех нот на грифе до 5 лада.

Начните с запоминания диатоники (нот натурального ряда) – это ноты без диезов и бемолей (A, B, C, D, E, F, G). Обратите внимание, что есть строгая закономерность в расположении:

– соседние звуки (соседние лады) ми и фа (E – F), си и до (H – C), остальные располагаются через лад
– все ноты идут одна за другой в соответствии с алфавитом от A до G. После G цикл повторяется и снова следует A, но это будет уже более высокая версия ноты ля. Двигаясь по грифу, ноты повторяются в этой последовательности.
A – B – C – D – E – F – G
– или же аналогично за повторяющуюся последовательность можно взять по названию 7 нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си (c-d-e-f-g-a-b). – запомнив интервал октава (наискосок через струну), можно легко найти такую же ноту звучащую выше или ниже.

Хорошо выучив расположение этих нот, вам не составит сложности определить оставшиеся промежутки между ними, т.к. между натуральными нотами находятся диезы (#) и бемоли (♭). Название ноты взятой выше от предыдущей обозначается как диез (например A открытая 3 струна → 1 лад это A#), а нота взятая ниже от предыдущей обозначается как бемоль (например D это 3 струна 5 лад → 4 лад будет D♭). Диезы и бемоли являются взаимозаменяемыми. Например, ноту между C и D можно записать как C# или как D♭.

3. Поиск всех одинаковых нот на грифе. Используйте как упражнение для себя поиск всех одинаковых нот на грифе. Например, на первом занятии найдите все ноты ми (E) на грифе, а на втором – ноту Соль (G) и так далее, отрепетировав настолько, что вам уже не нужно будет считать или слишком долго искать. Практикуя такой способ, вы будете знать расположение всех нот на грифе.

4. Играйте произведения по нотам. Музыка записывается при помощи нот, поэтому умение быстро читать ноты и находить их на грифе – отличный способ быстро выучить все ноты. Для самого начала подойдут небольшие простые этюды, а затем уже можно переходить к большим произведениям. Если вы смогли дойти до уровня «чтения с листа», когда глядя на нотный стан, вы будете находить нужные ноты на грифе прямо в процессе чтения, то вы отлично запомнили все ноты.

Такт и тактовый размер

Если сравнить музыкальную композицию с книгой, то как у книги есть отдельные главы, так и композиция состоит из крупных частей: интро, куплет, припев, проигрыш, соло, бридж (отступление), кода и возможны другие части. Абзацы текста можно сравнить с длинными музыкальными фразами или четверостишьями куплета или припева, предложения – с отдельными строчками куплета или припева, музыкальными рифами. А слова – с тактами, слоги и буквы – с нотами.

Так любое музыкальное произведение делится ритмически на отрезки – такты. Они отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби – это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя – длительность одной доли.

Длина звучания каждой ноты обозначается значком её длительности. Самой большой длительности соответствует целая нота. Длительность, которая в два раза короче целой ноты, обозначается половинной нотой – . Очевидно, что две половинные ноты равны по длительности одной целой ноте. Все остальные ноты тоже обозначают доли целой ноты, полученные путём деления на две, четыре, восемь, и т.д. частей.

Самой простой и основной мерой длительности является четверть , когда звук продолжается (выдерживается) в течение одного удара или одного счёта. Поэтому самым распространённым размером для записи музыки является 4/4. Так, целые ноты содержат четыре четверти и их нужно выдерживать четыре счёта, половинные два счёта, четвёртые – один счёт, восьмые – на один счёт две ноты и т.д. Кроме звуков в музыкальных композициях используют паузы – временное молчание, перерыв в звучании. Каждой длительности ноты соответствует равная ей пауза.

Когда же нужно выдержать паузу в несколько тактов, чаще это встречается в ансамблевой и оркестровой музыке, то в нотной записи это обозначается тактовой (оркестровой) паузой. Оркестровая пауза записывается в виде черты с цифрой над ней, указывающей её продолжительность в тактах.

Помимо перечисленных длительностей, в музыке используются и другие их обозначения. Для увеличения длительности нот, в некоторых случаях применяют лиги – дугообразные линии, связывающие две одинаковые ноты. Длительность звучания ноты при этом равна сумме длительностей залигованных нот

Точка, поставленная справа у нотной головки, увеличивает указанную длительность на её половину.

Точки применяются и для увеличения продолжительности пауз – соответственно тому, как они применяются для увеличения длительности нот.

Табулатура

Для записи нот нередко используют табулатуру. Это упрощённая запись партии, где линии обозначают струны, а цифры на линейках – лады на грифе.

Для пяти- и шестиструнных бас-гитар табулатура состоит из пяти или шести линий соответственно. Совместно с нотной записью, табулатура помогает точнее передать аппликатурные особенности исполнения произведения (порядок расположения и чередования пальцев при игре)

Но использование только одной табулатурной записи для разучивания композиций имеет значительный минус. Он состоит в том, что сама табулатура не отражает длительности нот и пауз. И без знания ритмики оригинального звучания произведения довольно сложно воспроизвести партию правильно. Пример фрагмента бас партии Guns N’ Roses – Sweet Child O’ Mine в табулатуре:

Согласитесь, довольно сложно понять ритмику и сыграть правильно, не зная композиции. А вот пример того же фрагмента в нотной записи и табулатуре:

Знания о длительностях нот и паузах легко позволит исполнить данный фрагмент правильно. Поэтому, несмотря на временные трудности в изучении нот и длительностей, рекомендуется учащимся, которые хотят овладеть инструментом профессионально, заниматься тщательным изучением нотной грамоты. В дальнейшем это позволит быть универсальным музыкантом, который с лёгкостью сможет исполнить любую написанную партию, будь то в оркестре или профессиональном ансамбле.

Источник

Читайте также:  Куперен жнецы ноты для фортепиано
Оцените статью