Ноты для пианино для начинающих
Неопытным музыкантам нелегко. Хочется скорее сесть и непринужденно сыграть любимую песню или что-нибудь эдакое, но не получаются даже ноты для новичков. Пианино или синтезатор дома уже есть, но первые попытки проваливаются с треском. В Интернете полно видеоуроков, существуют даже курсы игры без нот. Но хочется ведь владеть инструментом, как настоящий пианист, да и видео есть не ко всем песням.
И вот вы купили в музыкальном магазине самые простые ноты для пианино или скачали их в интернете, но ничего там не поняли. Черные кружочки, какие-то еще значки, расположенные на линиях, выглядят китайской грамотой. Приплыли. Красивая песня выглядит сложно и скучно. Как же читать эту запись?
Как читать ноты для пианино
Научиться понимать, где какой звук и как читать ноты для пианино, несколько проще, чем на гитаре, например. Сейчас вы это увидите. Но для начала вникнем в основы.
Перед вами пять строк с изящным символом слева. Строки — это нотоносец, на котором располагаются все музыкальные значки.
Символ слева называется скрипичным ключом, он пишется всегда в начале нотоносца и указывает на высоту звуков, которые есть в песне. Грубо говоря, если используется скрипичный ключ, то клавиши мы будем нажимать в основном где-то посередине всей клавиатуры, или в среднем регистре. Ключей в музыке четыре, но сейчас не будем в эту тему углубляться.
Теперь нужно понять, как читать сами ноты. Попробуем запомнить их так, чтобы символы для записи проассоциировались с нужными клавишами. На клавиатуре звуки расположены по порядку До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си (как называются ноты для пианино, вы, скорее всего, знаете с детства). О черных клавишах пока забыли.
«До» первой октавы пишется на приписанной к нотоносцу нижней строчке (их дописывают для более низких звуков). Первая октава на самом деле не совсем первая, находится строго посередине пианино. Нашли «До».
Теперь все остальные по такому же принципу:
Если вам будет очень сложно понять на первых порах, где искать какой звук, сделайте для своих клавиш наклейки с подсказками, которые потом можно легко оторвать. Они не нужны будут вам больше, когда вы выучите пару простых песенок.
Черные клавиши и знаки альтерации
Ноты для игры на пианино для начинающих обычно не содержат произведений с большим количеством знаков альтерации. Тем не менее, иногда вам такие знаки все же будут попадаться, и нужно знать, что они обозначают.
Черные клавиши издают звук, который находится по высоте между звуками соседних клавиш. На письме повышенные ноты обозначают такими знаками альтерации, как диез или бемоль. Ре-диез будет на полтона выше Ре, Ля-бемоль — на полтора ниже Ля.
Бекар отменяет действие знаков альтерации. Здесь мы играли два раза Соль-диез, потом два раза просто Соль:
Вот мы и освоили клавиатуру! Пора браться за песни. Кстати, чтобы лучше разобраться в инструменте, почитайте статью и узнайте, что лучше: пианино или синтезатор.
В нотной записи есть много нюансов, например, размер такта (две цифры возле ключа), ноты разной длительности, сильные и слабые доли, ритм и темп, паузы и многое другое. Не стремитесь вникнуть во все сразу, с непривычки получится каша в голове. Лучше найти для начала простые ноты для пианино для начинающих, которые можно сразу сыграть, не прерываясь постоянно на чтение громоздкой теории при каждом непонятном моменте. Изучайте все постепенно, с толком, с чувством, с расстановкой.
Простые ноты для пианино для начинающих
Давайте попробуем понять, как учить ноты для пианино. Для начинающих не нужно браться за сложносочиненные произведения классиков, да и понравившиеся современные композиции дадутся с трудом. Это вгонит в уныние, и продолжительная возня с поиском каждой клавиши и путающимися пальцами отобьет желание играть вообще. «Жили-были два гуся» из детских альбомов для дошкольников музыкалки взрослому могут быть скучны, однако не отбрасывайте их.
Детские песни — прекрасные упражнения для того, чтобы набить руку на первом этапе и понять, как играть без ошибок. Потом вы уже легко перейдете к разбору песен, которые вам нравятся, и поймете их без труда. Останется только сыграть.
Обучение с преподавателем хорошо тем, что он неоднократно показывает, как надо играть, и сможет вас поправить. Но вы можете стать учителем сами себе, если вы скачаете ноты для пианино для начинающих вместе с аудиозаписями. Так вы прослушаете мелодию в целом и выделите логические части: где начало, развитие, какой кусок более эмоционален. У вас появится некая картинка в голове с вашими собственными ассоциациями.
Когда вы пытаетесь разбирать самостоятельно композицию с листа, то извлекаете разобщенные звуки, которые в мелодию не складываются. Зато за аудиозаписью вы сможете повторять и поправлять себя. Потом вы через какое-то время вникнете в теорию и разберетесь, как самостоятельно считывать с листа ритм и темп.
Как выучить ноты на пианино
Конечно, хочется уметь играть что-то наизусть без костыля в виде листка с нотами. И самому приятно, и близкие похвалят за прогресс. Чтобы нас, разобравшихся во всех нотных перипетиях, наконец уже похвалили за прогресс, придется попотеть над разучиванием. Изучение нот на пианино для начинающих лучше всего превратить в игру.
Вы ведь учили стихи в школе или играли в игру на запоминание, когда сначала надо нажать красную кнопку, затем красную и синюю, красную-синюю-зеленую и так далее, увеличивая последовательность? Принцип примерно тот же.
Возьмем, к примеру, такие легкие ноты для пианино для начинающих:
Здесь подписаны слова, что, во-первых, дает понять, как делить запись на логические части, во-вторых, поможет вам запоминать песню, если вы будете напевать во время игры.
Итак, как выучить ноты на пианино наизусть:
- Разберите запись, поймите, как песня играется в целом, пусть пальцы привыкнут;
- Сыграйте первый такт, затем повторите то же самое без подглядываний;
- Теперь играйте первый и второй такт, то есть запомнить нужно четыре ноты подряд. Повторяйте увеличившийся кусок наизусть, пока не получится;
- Третий такт по размеру, как первые два, поэтому выучите его весь отдельно, а потом играйте три такта подряд.
- Запоминаем четвертый такт, сыграли все вместе. Ура, вы выучили целую строку!
- Тем же способом можно выучить и все следующие строки по очереди, разбираясь с каждой отдельно, а затем играя их подряд.
Не бойтесь нотной записи! Если вы усвоили чтение один раз, то больше его никогда не забудете. Учим ноты на пианино и наслаждаемся игрой!
Материалы по теме
Как выучить ноты на пианино самостоятельно
Когда-то музыкальное образование являлось необходимой частью воспитания детей, так как знания хотя бы основ игры на инструментах являлось чертой воспитанного и интеллигентного человека.
Как быстро научиться играть на пианино
Овладеть пользующимися популярностью инструментами за считанные недели – это какая-то вещь из области фантастики? Конечно нет! Эта статья поможет разобраться, как быстро начать играть на пианино и синтезаторе.
Источник
Ноты для начинающего подписаны
Нотная грамота для начинающих музыкантов
Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.
Из чего состоит нотная запись
Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:
- Нотного стана;
- Нот;
- Длительностей;
- Знаков альтерации;
- Тональности;
- Размера.
Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.
Нотный стан
Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).
Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.
Пример большого нотного стана
Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.
Ключи
Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.
Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.
Пример скрипичного ключа
Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».
Пример басового ключа
Длительности и размер
Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:
- Целая;
- Половинка;
- Четверть;
- Восьмая;
- Шестнадцатая;
- Тридцать вторая.
Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.
Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.
Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.
Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.
Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.
Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.
Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.
Размер
Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.
Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).
Существуют несколько наиболее распространенных размеров:
Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.
В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.
Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.
Такты и тактовые черты
Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.
Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:
- Межтактовая черта используется между тактами.
- Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.
Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)
Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.
На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.
Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.
Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.
Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.
Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.
В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):
В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):
Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?
Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.
Диезные тональности
Тональность (Мажор и минор) | Ключевые знаки |
До мажор и ля минор | |
Соль мажор и ми минор | |
Ре мажор и си минор | |
Ля мажор и фа-диез минор | |
Ми мажор и до-диез минор | |
Си мажор и соль-диез минор | |
Фа-диез мажор и ре-диез минор | |
До-диез мажор и ля-диез минор |
Бемольные тональности
Источник