Ноты для начинающих для самых маленьких

Ноты для начинающих для самых маленьких

Нотная азбука для самых маленьких. Часть I / И. С. Королькова

УДК 786-053.2 Б Б К 85.988 К49 КТК 861 Королькова И. С.

К49 Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть I / И. С. Королькова

Ростов-н/Л: Феникс, 2006 г.— 56 с. (Хрестоматия педагогического репертуара)

ISBN 5-222-07969-4 © Королькова И. С., 2005

© Оформление: изд-во «Феникс», 2005

Настоящий сборник является методическим пособием, предназначенным для обучения игре на форте пиано детей 4-5-летнего возраста. —

Весь нотный материал публикуется впервые. Тексты песенок образны и доступны по содержанию.

В силу особенностей детской психологии данного возраста автор считает нецелесообразным перегружать нотный текст лишними знаками, поэтому в песенках отсутствуют паузы, не имеющие мелодического значения.

Аппликатура и штрихи не проставлены в связи с тем, что в зависимости от поставленной цели индивидуальных особенностей строения руки ребенка варианты могут быть различны.

Использование партии учителя не является обязательным, а служит гармоническим дополнением мелодиям.

Предлагаемые ритмические упражнения могут быть одним из вариантов работы над развитием ритма.


























Издательство «Феникс» приступило к выпуску нотных сборников. В настоящее время вышли в свет следующие сбо/

Азбука игры на фортепиано. Автор-составитель С.А. Барсукова Пьесы для фортепиано. 5-6 классы. Вып. 1, i

Пьесы для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 1, 2, 3 Пьесы, сонатины и ансамбли. 5-7 классы. Вып. 1,2

Пьесы для фортепиано. 3-4 классы. Вып. 1, 2, 3 Музыкальная мозаика. Вып. 1, 2, 3,4, 5,6

Этюды для фортепиано. 1-2 классы. Вып. 1,2 Н. Мордасов. Сборник джазовых пьес для фортепиано

Сонатины и вариации. 1-2 классы. Вып. 1,2 Ю. Весняк. «Благодарение»

Джаз для детей. Вып. 1,2,3,4,5

Издательством «Феникс» подготовлена серия учебников по сольфеджио, охватывающих полный курс обучения в ДМШ (с подготовительного по 7-й классы). Учебники включают письменные и устные задания, примеры для пения, теоретические сведения и домашние задания.

Издательством «Феникс» подготовлена серия учебников по музыкальной литературе, охватывающих полный курс обучения в ДМШ:

1. Музыка, ее формы и жанры (1 -й год обучения); 3. Русская музыкальная классика (3-й год обучения);

2. Развитие западно-европейской музыки (2-й год обучения); 4. Русская музыка XX века (4-й год обучения).

Присылайте свои отзывы, пожелания и творческие предложения на адрес редакции. Ваше участие будет способствовать созданию еще более интересных учебных пособий.

Россия, 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский 80, издательство «Феникс», к. 1, для Осташова Сергея Александровича. Тел.: (863) 261-89-75, ф/т: (863) 261-89-50, E-mail: ostashov@phoenixrostov.ru

Учебно-методическое пособие Королькова Ирина Станиславовна

КРОХЕ-МУЗЫКАНТУ Нотная азбука для самых маленьких Часть I

Ответственный редактор С. Осташов Художник В. Кириченко Корректор И. Булгакова

Подписано в печать 26.03.2005 г. Формат 84×60/8. Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 5000 экз. Заказ 3843. Издательство «Феникс», 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80, т. (863) 261-89-75. Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «ИПП «Курск», 305007, г. Курск, ул. Энгельса, 109.

Источник

Основы игры на фортепиано + Ноты для детей с расшифровкой

Музыка — временное и вместе с тем вечное искусство. Как и в любом творчестве, в музыке есть свои правила. Сольфеджио — это дисциплина, объединяющая музыкальную грамотность, развития музыкального слуха и голоса.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Нот всего семь и располагаются они в следующей последовательности: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Нотный стан представляет собой пять линий и четыре промежутка. Ноты располагаются как на самих линиях, так и на промежутках. Существуют ноты в скрипичном ключе и ноты в басовом ключе.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.

Пишутся бемоль и диез на линиях или в промежутках, но соотносятся с теми нотами, которые находятся на соответсвующих линиях или промежутках.

Что значит звуковысотность?

Звуковысотность означает = каждая нота обладает высотой. Высокие звуки — тонкие и звонкие, низкие — грубые и яркие.

Музыкальные звуки всегда расположены в определенном порядке — это система, в которой звуки идут последовательно от самого низкого до самого высокого , или наоборот. Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой.

Соответствие нот по цифрам:

Звукоряд разделен на октавы — интервалы, в которые входят 7 нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. То есть интервал между одноименными нотами.

Лучше эти интервалы видны на фортепиано. Есть восемь октав на фортепиано — семь полных и две неполные. Сколько же существует этих интервалов?:

  • субконтроктава (только ля-си);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • 1-ая окт.;
  • 2-ая окт.;
  • 3-я окт.;
  • 4-ая окт.;
  • 5-ая окт. (только до).

Все октавы на инструменте находятся в порядке указанном выше слева направо. Чтобы быстрее выучить расположение нот на клавишах фортепиано, начинающие музыканты подписывают их. Начинайте с 1-ой октавы, так как она чаще используется при игре.

Продолжительность нот

Длительность ноты, другими словами, как долго мы слышим её.

Ноты представляют собой круг, пустой или закрашенный, штили и хвостики. До третей линии нотного стана (до «си») линии у нот принято писать наверх, начиная с си, штили пишутся вниз.

  1. Целая нота:самая долгая нота, обозначается кружочком. Счёт происходит на: 1и 2и 3и 4и.
  2. Половинная нота: кружочек с линией справа. На 1/2 быстрее целой: 1и 2и.
  3. Четвертная нота: черный круг с палочкой, 1/4 целой. Считается: 1и.
  4. Восьмая нота: черный круг с палочкой и хвостиком. В 1/2 четвертной. Считается: 1и/или.
  5. Шестнадцатая нота: черный круг с палочкой и удвоенным хвостиком. Счёт: или.
  6. Тридцать вторая нота: практически не употребляется, так как при игре на музыкальных инструментах не слышна.

Целая нота состоит из: 2 половинных, 4 четвертых, 8 восьмушек и 16 шестнадцатых.

Для каждой ноты, есть пауза, равная ей по длительности.

Громкость

Уровень громкости музыки — её динамический оттенок.

При воспроизведении одного музыкального сочинения или даже небольшого фрагмента могут использоваться сразу несколько динамических оттенков.

Существует постоянная громкость:

  • Фортиссимо (ff) — самая высокая громкость;
  • форте (f) — громко;
  • меццо форте(mf) — средняя громкость;
  • меццо пиано (mp) — слабая громкость;
  • пиано (p) — тихо;
  • пианиссимо (pp) — тихонечко.

То, насколько громко играют произведения зачастую зависит от его темпа. Марш будет звучать громко и быстро, а романс — медленно и приглушенно.

Тембр

Тембр — отличительный знак. Как у каждого человека есть свой уникальный тембр, так у каждого инструмента есть свои особенности звучания. Это то, что придает ему особенное звучание.

Тембр зависит от материала, из которого сделан инструмент и его размеров. Разница тембров влияет на инструментовку сочинений.

Легкие ноты для фортепиано

В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой.

Есть две распространенных образца:

Мажор — это лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие . Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.

Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.

Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих

«Песня капитана Врунгеля»

Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.

«Антошка»

Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.

«Песенка зайца и волка на карнавале»

Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.

«Настоящий друг»

Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.

«Кабы не было зимы»

Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.

«Три поросенка»

Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.

Музыка из кинофильма «Амели»

Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.

Полезное видео по теме:

Источник

Оцените статью