Ноты для начинающих кларнетистов

Самоучитель игры на кларнете

Кларнет. Уроки по игре на кларнете от Александра Венгерова:

Тема урока: Правильная постановка мундштука у кларнетиста

Александр Венгеров преподаватель с более чем тридцатилетним опытом обучения детей игре на кларнете и саксофоне. Я окончил Ленинградскую консерваторию, работал в симфоническом оркестре и оперном театре. В течение 28 лет (на март 2017) Александр проживает в США и обучает там детей игре на кларнете, саксофоне и флейте. Поэтому у Александра большой опыт работы и как музыканта, и как педагога. Больше того, Александр может сравнить разные школы обучения музыке — советскую (русскую) и американскую. Понять чем отличается методика обучения, что хорошего можно взять из каждой школы.

На первом уроке поговорим о том, что наиболее важно для начинающего ученика, обучающегося с игре на кларнете. Сразу отметим, что речь пойдет именно о кларнете. Кларнет и саксофон очень похожи, но, как говорят в Америке, это «два разных животных». И у этих инструментов различная «постановка» (амбушюр) музыканта. «Постановка» задается и усваивается музыкантов в самом начале обучения и в дальнейшем уже не меняется. При этом надо отметить, что «постановка» для саксофона не работает при игре на кларнете, а вот «постановка» для кларнета позволяет играть и на кларнете и на саксофоне.

Первый вопрос, который необходимо понять обучаемому игре на кларнете, сколько мундштука необходимо поместить в рот. То есть как глубоко мундштук помещается в рот кларнетиста. Во время игры не видно насколько правильно мундштук взят и приходится двигать его вперед и назад, чтобы найти правильное положение. На это уходят недели, а иногда и месяцы. Начинающий музыкант не в состоянии понять правильно ли он держит мундштук и не осознает как эта проблема в будущем скажется на игре. Мало мундштука во рту скажется на игре в третьей октаве. Много мундштука во рту сделает невозможным контролировать звук кларнете, потому что трость глубоко во рту не дает возможности ее контроля губами. Поэтому правильное положение мундштука во рту настолько критично, что вычисляется оно в миллиметрах. Чтобы быстро и правильно определить положение мундштука кларнета во рту приклейте липкую ленту на мундштук в правильном положении. Этот способ проверен на практике уже многими педагогами и приводит к великолепному результату.

Протрите и обезжирьте мундштук. Приклейте кусочек толстого скотча на расстоянии 11-12 миллиметров от края мундштука для кларнета. Для мундштука альт саксофона это расстояние составляет 14-15 миллиметров. Срежьте излишки скотча и приспособление готово.

Верхние зубы ставятся на мундштук так, чтобы они чуть касались края приклеенного скотча. Скотч выполняет роль барьера. Не надо ставить зубы на скотч, а только касаться скотча, держа зубы на мундштуке. Теперь очень легко понять как правильно взять мундштук для игры на кларнете.

Чтобы быстрее научиться играть на кларнете рекомендуем воспользоваться обучающей программой «Свирелька». Она покажет аппликатуру зафуна. Проиграет разучиваемую мелодию в нужном вам темпе. И повторит любой сложный участок нот сколько угодно раз:

Кларнет.

Источник

Кларнет урок 2

Кларнет. Уроки по игре на кларнете от Александра Венгерова:

Тема урока: Амбушюр и правильная постановка кларнетиста

Продолжим изучать правильную постановку кларнетиста. Амбушюр — работа губ и других мышц лица при игре на духовых инструментах. При обучении игре на кларнете ученику поясняют, что «при игре подбородок должен идти вниз». А как он идет вниз? Почему? Зачем? Как это сделать? Ученик начинает теряться и делает различные гримасы различными мышцами лица пытаясь направить «подбородок вниз» и угодить педагогу. Ничего не получается. А достаточно всего лишь выполнить простую просьбу: «Улыбнись!».

Когда человек улыбается у него подбородок тянется вниз — вот это и есть нормальное положение подбородка для игры на кларнете. Внимание! Такое положение подбородка не подходит для игры на саксофоне. Не путайте! Постановка для кларнета совсем не такая, как для игры на саксофоне.

Если вы обучаетесь как играть на кларнете, улыбнись! Урок не должен быть пыткой. Улыбайтесь! Получайте удовольствие от игры. От этого во многом зависит результат.

Когда играете вы контролируете множество вещей — держите зубы на определенном месте мундштука, губы держите очень плотно, чтобы воздух весь шел в мундштук, тянете подбородок вниз, а еще начинают двигаться пальцы. Поначалу довольно трудно все это контролировать и проделывать одновременно, а для некоторых просто невозможно. Поэтому каждый урок вначале обучения напоминайте: «Улыбайся!».

Microtek

Когда вы улыбаетесь подбородок автоматически приобретает нужное положение для игры на кларнете. И через пару недель вы привыкните к нему. Вы очень быстро овладеете этой техникой и перестанете испытывать трудности от необходимости выполнить указание «подбородок должен идти вниз».

Привыкайте к правильной постановке кларнетиста с самого начала обучения игре на кларнете. Очень трудно в последствии переучивать, если вначале приобретете неправильную постановку. Поэтому с сразу начинайте играть на кларнете правильно: подбородок вниз, значит, улыбайтесь. Так вы предотвратите множество проблем в игре на кларнете в будущем.

Чтобы быстрее научиться играть на кларнете рекомендуем воспользоваться обучающей программой «Свирелька». Она покажет аппликатуру зафуна. Проиграет разучиваемую мелодию в нужном вам темпе. И повторит любой сложный участок нот сколько угодно раз:

Источник

Школа игры на кларнете

«Школа игры на кларнете» С. В. Розанова

Вышедшая в 1940 году и неоднократно переиздававшаяся «Школа игры на кларнете» выдающегося педагога С. В. Розанова сыграла значительную роль в подготовке отечественных музыкантов. Она была предназначена для обучения на кларнетах немецкой системы.
В связи с распространенной в настоящее время практикой использования кларнетов французской системы, появилась необходимость в новом методическом материале.

СОДЕРЖАНИЕ

От редактора. 2
Методические указания. 3
Введение
История кларнета. 4
Устройство кларнета. 4
Изготовление трости для кларнета. 5
Уход за инструментом. 5
Постановка . 5
Развитие дыхания и работа над звуком. 6
Развитие беглости пальцев. 7
Движение языка при игре. 7
Исполнение музыкальных произведений. 7
Таблица аппликатуры французского кларнета. 8

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Извлечение звука. 10
1—2. Упражнения. 10
3—7. Упражнения для пальцев левой руки. 12
8—14. Упражнения для пальцев правой руки. 13
15—18. Упражнения для закрепления навыков звукоизвлечения и постановки пальцев обеих рук на звуковых отверстиях инструмента. 14
19.Во саду ли, в огороде. Русская народная песня. 15
20.Во поле береза стояла. Русская народная песня. Обработка В. Мартынова. 15
21—24. Упражнения. 16
25. Упражнение. 17
Легато
26—28. Упражнения. 17
29—31. Упражнения. 18
32.Этюд. 19
33.Ой, летает соколик. Украинская народная песня. 19
34.Ай, на горе дуб. Русская народная песня. 19
35.В. Моцарт. Аллегретто. 19
36.Лисичка. Украинская песенка. 20
37.Л. Бекман. Елочка. 20
38.Этюд. 21
39.Этюд. 21
40.Татарская песня. Обработка А. Гречанинова. 21
41.Соловей Будимирович. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова. 22
42.Упражнение. 23
43.Ж. Конт. Вечер. 24
44. Б. Барток. Пьеса (III). 26
Фа-диез первой октавы. 26
45—46. Упражнения. 26
47—51. Упражнения. 27
52.Б. Барток. Пьеса (II). 27
Ритм
53.Ритмические упражнения. 29
54.Ж. Арман. Пьеса. 29
55.Коса ль моя,косынька. Русская народная песня. Обработка П. Чайковского. 29
56.Ф. Шуберт. Вальс. 30
Стаккато
57.Этюд. 31
58.Г. Свиридов. Старинный танец. 31
Подготовительные упражнения к гаммам и арпеджио трезвучий, квартсекстаккордов и септаккордов
Фа мажор. 33
Соль мажор. 34
Ля минор (натуральный). 35
До мажор. 36
59.Про Добрыню. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова. 37
60.К. Караев. Задумчивость. 37
61.М. Мусоргский. Песня Марфы из оперы «Хованщина». 39
62.Этюд. 40
63.Этюд. 40
64.Этюд. 40
65.Упражнение. 41
66.Этюд. 42
67.Этюд. 42
68.Н. Мясковский. Весеннее настроение. 43
69.Ж. Ф. Рамо. Менуэт. 43
Триоль
70.Упражнение. 45
71.Этюд. 45
72.Этюд. 46
73.С. Франк. Прелюдия. 46
74.Ж. Конт. Тирольская серенада. 48
Шестнадцатые
75.Упражнение. 50
76.Этюд. 51
Пунктирный ритм
77.Этюд . 51
78.П. Чайковский. Старинная французская песенка. 52
79.Б. Барток. Пьеса (I). 53
До мажор. 55
80.Этюд. 56
81.Этюд. 56
82.Э. Григ. Норвежская героическая песня. 56
83.М. Глинка. Свадебная песня из оперы «Иван Сусанин». 57
84.Р. Шуман. Пьеска. 59
85.В. Моцарт. Менуэт. 60
86.В. Моцарт. Менуэт. 61
87.В. Моцарт. Деревенские танцы. 63
Ля минор. 65
88.Этюд. 66
89.Этюд. 66
90.Д. Перголезе. Пастораль. 67
91.Т. Салютринская. Пастух играет. 68
92.Я на камушке сижу. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова. 69
93.Н. Римский-Корсаков. Песня Любаши из оперы «Царская невеста». 70
94.Э. Григ. Норвежская песня. 70
Портато
95.Л. Бетховен. Сурок. 72
Фамажор. 73
96.Г. Гендель. Адажио. 73
97.Заинька. Обработка А. Гедике. 74
98.Этюд. 75
99.Этюд. 75
100.А. Гедике. Дуэт. 76
Ре минор. 77
101.Этюд. 77
102.А. Хачатурян. Андантино. 78
Соль мажор. 80
103.Этюд. 80
104.В. Моцарт. Марш из оперы «Волшебная флейта». 81
105.И. С. Бах. Менуэт. 83
106.К. В. Глюк. Мюзетт из оперы «Армида». 84
Синкопы
107.Этюд. 86
108.Этюд. 86
109.Этюд. 87
110.Этюд. 87
111.М. Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин». 87
Миминор. 89
112.Этюд. 90
113.Т. Салютринская. Русская протяжная 91
114.А. Гедике. Маленькая пьеса. 92
115.И. С. Бах. Менуэт. 92
Ремажор. 93
116.Этюд. 94
117.Этюд . 95
118.Р. Шуман. Песенка жнецов. 95
119.Р. Шуман. Маленькая пьеса. 97
120.А. Гречанинов. На велосипеде. Пьеса из «Маленькой сюиты». 98
Симинор. 99
121.Этюд. 99
122.А. Гедике. Маленькая пьеса. 100
123.Пастораль XVIII века из сборника Ж. Векерлена. 101
Си-бемоль мажор. 103
124.Этюд. 103
125.Ф. Мендельсон-Бартольди. Песня без слов (№19). 104
Сольминор. 108
126.Этюд. 108
127.М. Мусоргский. Старый замок из «Картинок с выставки». 109
Лямажор. 111
128. Этюд. 112
129. Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя из оперы «Садко». 113
Фа-диез минор. 116
130.Этюд. 117
131.Н. Римский-Корсаков. Интермеццо из оперы «Царская невеста». 118
Ми-бемоль мажор. 119
132.Этюд . 120
133.Салли Гарденс. Ирландская мелодия. Обработка Б. Бриттена. 121
134. Н.Римский-Корсаков. Ария Марфы из оперы «Царская невеста». 123
Доминор. 126
135.Этюд. 127
136.Н. Мясковский. Пьеса из цикла «Пожелтевшие страницы». 128
137.Упражнения на хроматизмы. 129
Мелизмы. 130
138.В. Моцарт. Дуэт. 131
139.В. Моцарт. Рондо. 132

Упражнения и этюды № 3—18, 22—25, 27—29, 31, 38, 39, 45-51, 53, 57, 62—64, 70—72, 75—77, 80, 81, 89, 99, 107—110, 116 — принадлежат В. Петрову.

Источник

Ноты для начинающих кларнетистов

  • Произведения советских композиторов для кларнета и фортепиано, кларнета и арфы, кларнета соло
  • Пьесы для кларнета и фортепиано (Брутян)

  • Розанов. Школа игры на кларнете ч. 1
  • Розанов. Школа игры на кларнете ч. 2
  • Скалы для кларнета Габриеля Паре
  • А.Штарк. 23 оркестровых этюда
  • А.Володин. Упражнения для развития техники игры на кларнете
  • Альбом кларнетиста вып1

I. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО
Н. МЯСКОВСКИЙ. Полевая песня. Переложение И. Зикса . 3
Ю. НАЙМУШИН. Рассказ. Переложение И. Зикса . . 3
Т. ХРЕННИКОВ, Токкатина. Переложение И. Зикса. 4
Д. ШОСТАКОВИЧ. Колыбельная. Переложение И. Зикса . 5
П. ЧАЙКОВСКИЙ, Сладкая греза. Переложение И. Зикса . 6
Г. СВИРИДОВ. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина „Метель». Переложение И. Зикса. 8
Б. ПЕЧЕРСКИЙ. Сонатина. 15
А. ГЛАЗУНОВ. Фантастический вальс. Переложение И. Зикса . 23
Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. Восточный романс- Переложение И. Зикса . 26
Р. ЩЕДРИН. Альбом пьес. Обработка Б. Прорвича.
1. Величальная. 29
2. Разговоры . . . . 30
3. Играем оперу Россини. 32
4. Этюд . . 38
5. Тройка. 41
6. Вй550 озШШо. 51
7. Цыганский танец из балета „Конек-Горбунск» . . 67
II. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНСАМБЛЕЙ КЛАРНЕТОВ БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ И В СОПРОВОЖДЕНИИ ФОРТЕПИАНО
А. ХАЧАТУРЯН. Скакалка. Переложение И. Зикса. 77
Г. СВИРИДОВ, Старинный танец. Переложение Н. Веселого . 77
Д. КАБАЛЕВСКИЙ. Мечты. Переложение Н. Веселого . 80
П. ЧАЙКОВСКИЙ. Колыбельная в бурю. Переложение Н. Веселого. 85

  • Лэрри Гай. Инструкция по тростям для кларнета и саксофона(выбор,обыгрывание и уход)
  • Пед.репертуар. Пьесы русских композиторов-старшие классы
  • Пьесы для кларнета и фортепиано. Хрестоматия по аккомпанементу

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

А. Варламов. На заре ты ее не буди . 5
Н. Р и м с к и й-Ко рс а к о в. Песня Индийского гостя из оперы «Садко». Переложение С. Розанова. 7
А. Аренский. Танец из балета «Египетские ночи». Переложение Б. Федулова. 10
A. Лядов. Прелюдия. Переложение А. Штарка . . . . . . 14
С. Рахманинов. Сирень. 15

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

B. Щербачев. Сентиментальный романс из музыки к кинофильму
«Гроза». Переложение А. Березина. 18
Т. Хренников. Серенада из музыки к пьесе «Дон-Кихот» Переложение В. Блока. 19
В. Маклаков. Наигрыш. . 21
Д. Шостакович. Романс. Переложение Б. Дикова . 23
В. Ре б и ко в. Песня без слов. Переложение А, Семенова . 27
Р. Глиэр. Романс. Переложение А. Семенова . 31
В. Салманов. Напев. 33

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ

В. А. МоцарТ. Деревенский танец. Переложение С. Розанова . . 37
Г. Ф. Гендель. Сарабанда. Переложение С. Розанова . 39
Ф. Ф р а н к ё р. Сицилиана. Переложение С. Розанова . . . . .40
Ф. О б е р. Престо. Переложение С. Розанова. 42
Р. Вагнер. Адажио. Обработка Э. Шмейсера. 47
И. С. Б а х. Англез. Обработка В. Блока . 51
Ф. Э. Б а х. Соната № 3 (фрагмент). Переложение Г. Куписка . 53
Н. Слонимский. Четыре русские мелодии . . . . , „55

  • Пьесы и этюды для 1 и 2 класса

  • Пьесы для кларнета с фортепиано (Генслер)
  • Розанов. Школа игры на кларнете ч. 1+ч.2
  • Хрестоматия для кларнета 1-3кл Пьесы Клавир -Мозговенко

1. Как во поле, поле белой лен. Русская народная песня. Обработка А. Лядова. 3
2. Можно, моэто догадаться. Русская народная песня. Обработка А. Лядова. 3
3. Ах, на что ж было. Русская народная песня. Обработка И. Прача . 4
4. Ехал казак за Дунай. Украинская народная песня. Обработка И. Прача . . 4
5. Под яблонью зеленою. Русская народная песня. Обработка М. Балакирева . 5
6. Уж как звали молодца. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корса-кова. 5
7. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корса-кова . 5
8. В. Моцарт. Аллегретто . . . . . 6
9. В. Блок. Колыбельная. 6
10. Ах вы, сени, мои сени. Русская народная песня. 7
11. Дровосек. Русская народная песня. Редакция П. Чайковского . 74
12. М. Глинка. Песня . . 8
13. Петушок. Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова . 9
14. В. Блок. Прибаутка. 9
15. Л. Бетховен. Аллегретто (фрагмент из Симфонии № 7). 10
16. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня. Обработка А. Лядова. 10
17. Н. Римский-Корсаков. Детская песенка . 11
18. Веснянка. Украинская народная песня. Обработка А. Рубца. 11
19. Во поле береза стояла. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова. 12
20. Про Добрыню. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова . . 12
21. Коса ль моя, косынька. Русская народная песня. Обработка П. Чайковского. 13
22. Бульба. Белорусская народная песня 13
23. А. Лядов. Зайчик. 14’
24. А. Лядов. Сорока . 16
25. В. Калинников. Тень-тень . 17
26. А. Спадавеккиа. Песенка. 18
27. М. Иорданский. Песенка. 18
28 Д. Кабалевский. Наш край. 19
29. Й. Мясковский. Весеннее настроение . 20
30. Ф. Шуберт. Вальс. 20
31. Ф. Шуберт. Экоссез . . . 21
32. И. Брамс. Колыбельная . . . 21
33. Л. Бетховен. Экоссез . 22
34. К. Сен-Санс. Лебедь. 23
35. В. Моцарт. Майская песня . . 27
36. А. Лядов. Забавная . .28
37. М. Равель. Павана . . . 29
38. Л. Бетховен. Народный танец . 30
39. А. Лядов. КЬлыбельная . 31
40. С. Прокофьев. Походный марш . 32
41. Ф. Шуберт. В путь. 34
42. В. Моцарт. Маленькая пряха . . .35
43. Т. Хренников. Колыбельная . 37
44. Ф. Э. Бах. Марш . 38
45. Д. Кабалевский. Серенада Дон-Кихота . 39
46. Девушки. Русская народная песня. Обработка С. Прокофьева . 40
47. Л. Бетховен. Народный танец . 42
48. А. Рубинштейн. Мелодия (фрагмент) . 43
49. М. Глинка. Полька . . 45
50. А. Гречанинов. Фантазия. Соч. 145 , . . 46
51. А. Гречанинов. Песня. Соч. 145 I ’ . . 47
52. В. Моцарт. Деревенский танец . .. 49
53. Д. Шостакович. Гавот V. . 51
54. Ф. Гдссек. Гавот . 54
55. Д. Шостакович. Галоп. 56
56. И. С. Бах. Прелюдия. 58
57. К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок». 60
58. Э. Григ. Лирическая пьеса. Соч. 43 . . 63
59. И. С. Бах. Прелюдия . . . . 65
60. Д, Шостакович. Анданте (фрагмент из Концерта № 1 для скрипки с оркестром). 67
61. Б. Барток. Вечер в деревне . . 69
62. М. Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин» (фрагмент) ч . . . . 72
63. Л. Бетховен. СонатинееЧ /’ . 74
64. А. Лядов. Прелюдия. Соч. 31 № 2 . 77
65. Д. Кабалевский. Клоуны. Соч. 27а . . 79
66. Л. Бетховен. Менуэт из Сонаты для фортепиано. Соч. 22. 81
67. С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии. 84
68. Г. Гендель. Анданте из Сонаты для скрипки и фортепиано . . . .87
69. Ф.Мендельсон. Адажио из Сонаты для органа. 89
70. Дж. Пешетти. Престо . 93
***

  • Хрестоматия для кларнета 1-3кл Пьесы партии -Мозговенко

  • Хрестоматия для кларнета 4-5кл Пьесы 20 пьес -Мозговенко

1. Л. Скрябин. Прелюдия . 3
2. Б. Барток. Шутка. 5
3. К. Вебер. Сонатина. 7
4. Р. Шуман. Грезы. 12
5. А. Глазунов. Танец из балета «Раймонда». 14
6. 3. Фибих. Пастораль. 18
7. М. Мусоргский. Каприччиозо «Шалунья» . 26
8. В. А. Моцарт. Аллегретто . 29
9. П. Чайковский. Ноктюрн . 34
10. С. Прокофьев. Мимолетность. 38
11. Ф. Мендельсон-Бартольди. Весенняя песня . 39
12. С. Лансен. Каникулы. 43
13. И. С. Еах. Прелюдия ре минор . 48
14. И. С. Бах. Прелюдия соль минор . 50
15. М. Глинка. Вокализ. 52
16. В. А. Моцарт. Рондо . 56
17. Р. Щедрин. Праздник. 62
18. К. В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей» . . 67
19. Д. Мийс- Каприс. 71
20. Л. Бетховен. Сонатина. 74

  • Хрестоматия для кларнета 4-5кл Пьесы 12 пьес -Мозговенко

  • Диков. Этюды для кларнета Тетрадь1
  • Гурфинкель Этюды для кларнета — 3
  • Клосе. Этюды. Часть 2
  • Лазарус. Новые и современные методы для кларнета
  • Аппликатура
  • Жан-жан. Этюды
  • Крепш. 350 этюдов
  • Лёгкие пьесы для кларнета с фортепиано. Тетрадь 3

  • Перье. Избранные этюды для кларнета (Петров)

Альтернативная ссылка на всю библиотеку нот для кларнета

Источник

Оцените статью