Ноты для начинающих пианистов 5 лет

Основы игры на фортепиано + Ноты для детей с расшифровкой

Музыка — временное и вместе с тем вечное искусство. Как и в любом творчестве, в музыке есть свои правила. Сольфеджио — это дисциплина, объединяющая музыкальную грамотность, развития музыкального слуха и голоса.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Нот всего семь и располагаются они в следующей последовательности: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Нотный стан представляет собой пять линий и четыре промежутка. Ноты располагаются как на самих линиях, так и на промежутках. Существуют ноты в скрипичном ключе и ноты в басовом ключе.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.

Пишутся бемоль и диез на линиях или в промежутках, но соотносятся с теми нотами, которые находятся на соответсвующих линиях или промежутках.

Что значит звуковысотность?

Звуковысотность означает = каждая нота обладает высотой. Высокие звуки — тонкие и звонкие, низкие — грубые и яркие.

Музыкальные звуки всегда расположены в определенном порядке — это система, в которой звуки идут последовательно от самого низкого до самого высокого , или наоборот. Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой.

Соответствие нот по цифрам:

Звукоряд разделен на октавы — интервалы, в которые входят 7 нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. То есть интервал между одноименными нотами.

Лучше эти интервалы видны на фортепиано. Есть восемь октав на фортепиано — семь полных и две неполные. Сколько же существует этих интервалов?:

  • субконтроктава (только ля-си);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • 1-ая окт.;
  • 2-ая окт.;
  • 3-я окт.;
  • 4-ая окт.;
  • 5-ая окт. (только до).

Все октавы на инструменте находятся в порядке указанном выше слева направо. Чтобы быстрее выучить расположение нот на клавишах фортепиано, начинающие музыканты подписывают их. Начинайте с 1-ой октавы, так как она чаще используется при игре.

Продолжительность нот

Длительность ноты, другими словами, как долго мы слышим её.

Ноты представляют собой круг, пустой или закрашенный, штили и хвостики. До третей линии нотного стана (до «си») линии у нот принято писать наверх, начиная с си, штили пишутся вниз.

  1. Целая нота:самая долгая нота, обозначается кружочком. Счёт происходит на: 1и 2и 3и 4и.
  2. Половинная нота: кружочек с линией справа. На 1/2 быстрее целой: 1и 2и.
  3. Четвертная нота: черный круг с палочкой, 1/4 целой. Считается: 1и.
  4. Восьмая нота: черный круг с палочкой и хвостиком. В 1/2 четвертной. Считается: 1и/или.
  5. Шестнадцатая нота: черный круг с палочкой и удвоенным хвостиком. Счёт: или.
  6. Тридцать вторая нота: практически не употребляется, так как при игре на музыкальных инструментах не слышна.

Целая нота состоит из: 2 половинных, 4 четвертых, 8 восьмушек и 16 шестнадцатых.

Для каждой ноты, есть пауза, равная ей по длительности.

Громкость

Уровень громкости музыки — её динамический оттенок.

При воспроизведении одного музыкального сочинения или даже небольшого фрагмента могут использоваться сразу несколько динамических оттенков.

Существует постоянная громкость:

  • Фортиссимо (ff) — самая высокая громкость;
  • форте (f) — громко;
  • меццо форте(mf) — средняя громкость;
  • меццо пиано (mp) — слабая громкость;
  • пиано (p) — тихо;
  • пианиссимо (pp) — тихонечко.

То, насколько громко играют произведения зачастую зависит от его темпа. Марш будет звучать громко и быстро, а романс — медленно и приглушенно.

Тембр

Тембр — отличительный знак. Как у каждого человека есть свой уникальный тембр, так у каждого инструмента есть свои особенности звучания. Это то, что придает ему особенное звучание.

Тембр зависит от материала, из которого сделан инструмент и его размеров. Разница тембров влияет на инструментовку сочинений.

Легкие ноты для фортепиано

В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой.

Есть две распространенных образца:

Мажор — это лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие . Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.

Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.

Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих

«Песня капитана Врунгеля»

Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.

«Антошка»

Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.

«Песенка зайца и волка на карнавале»

Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.

«Настоящий друг»

Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.

«Кабы не было зимы»

Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.

«Три поросенка»

Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.

Музыка из кинофильма «Амели»

Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.

Полезное видео по теме:

Источник

Ноты для начинающих пианистов 5 лет

Автор: Т. Синицкая
Год: 2010
Издательство: Новосибирск: МБОУ ДО Дом детского творчества «Кировский»
Страниц: 18
Формат: PDF
Размер: 0,5 МВ
Язык: русский

В течение своей полуторавековой истории детские фортепианные альбомы заняли важное место в музыкальной педагогике. Представленные единичными образцами в девятнадцатом столетии, они получили большой резонанс в двадцатом веке. Многие годы дети, обучающиеся игре на фортепиано, играют пьесы из детских альбомов. Музыка лучших альбомов настолько популярна, что ее исполняют и на других музыкальных инструментах. Кроме того, композиторы создают оркестровые варианты пьес, переложения для хора и т. п.
В педагогической практике применение музыки из альбомов выходит за рамки исполнительского обучения и занимает немаловажное место в процессе слушания музыки. Несомненно также, что все учителя музыки в школе, так или иначе, используют пьесы из лучших детских альбомов в своей педагогической практике. Немало полезного таится в них и для преподавателей сольфеджио.
Актуальность данной работы заключается в системном подходе к существующим образцам фортепианных циклов. В рамках работы педагоги могут получить сведения о большинстве имеющихся в библиотеках города циклов, сборниках в которых они издавались.
В приложении к данной работе приводятся письма и высказывания композиторов, раскрывающие их чувства и стремления, воплощенные в музыке циклов. Эта информация позволяет учителю настроить ребенка на исполнение и прослушивание произведения того или иного автора. Ее можно использовать и как литературную основу концертов учащихся, исполняющих пьесы из альбома.
Формируя музыкальное мышление, композиторы знакомят ребенка с собственными музыкальными и человеческими идеалами, со всем, что самим близко и дорого, со своими музыкальными привязанностями, а иногда и антипатиями.

Автор: Т. Овчинникова
Год: 2003
Издательство: Союз художников
Страниц: 42
Формат: PDF
Размер: 2,3 МВ
Язык: русский

В книге представлены небольшие песенки-попевки, которые могут быть использованы педагогами в детских садах как физминутки на занятиях по математике и родному языку, как самостоятельные веселые песенки и музыкально-коррекционных уроков для детей с проблемами в развитии.
Несложные по интонации песенки могут исполнить даже самые маленькие исполнители, дети 3-4 лет. Их фортепианное переложение доступно даже для тех педагогов и родителей, которые не очень хорошо владеют инструментом.
Для музыкальных руководителей, воспитателей физкультуры, учителей начальных классов, родителей.

Автор: Т. Раабен
Год: 2009
Издательство: Союз художников
Страниц: 24
Формат: PDF
Размер: 1,9 МВ
Язык: русский

Пособие «Музыкальный паровозик» предназначено для занятий му­зыкальной грамотой с детьми 3-4 лет. Издание знакомит детей с нота­ми первой октавы, понятиями «громко», «тихо», «быстро», «медлен­но», «весело», «грустно» и т.д.
Пользуясь этим пособием, ребенок легко выучит нотную грамоту, ос­воит начальные музыкальные термины «музыкального языка».
Все рисунки предназначены для раскрашивания, для чего рекомендуем использовать цветные карандаши.
К пособию прилагается вкладыш с нотным станом и изображением клавиатуры, а так же лист с нотными знаками для разрезания.
Карточки с изображением веселого и грустного малыша обозначают мажор и минор, их нужно делать двусторонними. То есть вырезать, сделать сгиб по пунктирной линии, затем склеить. Также следует подготовить карточки с изображением знаков «громко» (f) «тихо» (P). Карточки с изображением репризы (две вертикальные линии с двумя точками) рекомендуем вырезать по одной в виде прямоугольника по пе­риметру картинки. Ноты-кружочки лучше вырезать номере необходимости.

Автор: М. Крылова
Год: 2000
Издательство: Композитор
Страниц: 80
Формат: PDF
Размер: 3,2 МВ
Язык: русский

Сборник «Мои первые нотки» предназначен для детей дошкольного возраста, начинающих знакомство с музыкой. Он является учебным пособием для учащихся подготовительных отделений ДШИ и их родителей. Задача данного сборника состоит в том, чтобы возбудить интерес малыша к музыке, помочь преподавателям в подборе материала, родителям — в домашних занятиях с ребенком.

Автор: Е. Поплянова
Год: 2004
Издательство: Композитор
Страниц: 30
Формат: PDF
Размер: 0,9 МВ
Язык: русский

Музыкальные загадки, ребусы, загадки и их отгадки, которые помогут детям лучше освоиться в мире нот, а педагогам — сделать первые уроки маленьких музыкантов более увлекательными.
Пособие рекомендуется воспитателям, педагогам, начинающим музыкантам и их родителям.

Автор: Е. Давиденко, И. Фадеева
Год: 2008
Издательство: Ленанд
Страниц: 104
Формат: PDF
Размер: 64,1 МВ (5,7 МВ)
Язык: русский

«Музыкальные странички для маленьких» — учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал представлен в интересной форме: крупное цветное изображение, картинки — все это позволяет преподавателю вести урок как игру, доступно и увлекательно разъяснять новый материал. В книге собран материал для изучения клавиатуры, нотной грамоты, развития слуховых представлений, умений играть по слуху, с листа, транспонировать, аккомпанировать. Для приобретения творческих навыков даны простые попевки, мелодии, упражнения, ансамбли, песенки со словами, которые играют немалую роль в пробуждении интереса ученика. Пособие дает ребенку первое яркое впечатление о музыке и предоставляет педагогам обширный материал для первых уроков, открывая возможность учиться музыке самым маленьким детям.

Автор: В. Топалова
Год: 2014
Издательство: Кисловодск: ДМШ им. С.В. Рахманинова
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 0,5 МВ
Язык: русский

Фортепиано обладает множеством достоинств, но, к сожалению, это инструмент однообразный по тембру и лишенный из-за молоточковой природы протяжного, долгого звучания. Организацию игровых движений ученика нужно построить так, чтобы воспитать у него правильное отношение к клавиатуре, к фортепиано как к «поющему» инструменту. С первого урока ученикам объясняется, что прикасаться к клавишам нужно не ногтем, а подушечкой пальца – всей или частью ее, в зависимости от того, какой звук мы хотим получить. Такое прикосновение позволяет сохранить чуткость осязания кончика пальца и является одним из условий певучести. Чувствуя упругое сопротивление клавиши, надо стараться не давить на неѐ, не извлекать звук толчками и тычками.

Автор: И. Домогацкая
Год: 1993
Издательство: М.:
Страниц: 30
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

Пособие «Музыкальные прописи» окажет неоценимую помощь в музыкальных занятиях, занятиях по математике, развитию речи, привьет элементарные навыки изобразительного искусства, позволит ребенку реально воплотить свои знания на бумаге. Пособие рекомендуется использовать на занятиях в дошкольных группах музыкальных школ, в группах раннего эстетического развития, в детских садах, а также в домашних занятиях.

Автор: Ю. Фролова
Год: 2013
Издательство: Феникс
Страниц: 79
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ
Язык: русский

Учебное пособие ВЕСЕЛАЯ МУЗЫКАЛОЧКА адресовано самому широкому кругу читателей. В качестве рабочего пособия оно может быть использовано педагогами и детьми в подготовительных группах или группах общего музыкального развития детских музыкальных школ и школ искусств, в центрах или школах раннего развития. В качестве самоучителя по музыке может быть интересно родителям, стремящимся в домашних условиях познакомить детей с азами музыкальной грамоты.

Пособие составлено с учетом возрастных особенностей и интересов детей среднего и старшего дошкольного возраста. Изложенное в простой развлекательной форме, оно придаст ранним музыкальным занятиям не только логичное содержание, но и веселое наполнение, всегда оставляющее хорошее настроение и желание к дальнейшему обучению. Пособие знакомит с основными музыкальными правилами, предложенными в стихах-прибаутках и коротких песенках, развивает навыки нотного письма, дает основы музыкальной грамоты. Вооружившись цветными карандашами, дети смогут получить удовольствие и от возможности порисовать или разукрасить, ведь большая часть упражнений — не более чем развлекательное путешествие в мир нотной азбуки.

Автор: В. Шерстобитова
Год: 2011
Издательство: Феникс
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 2,7 МВ
Язык: русский

Методическое пособие «Забавные нотки для Ладушки» предназначено педагогам, воспитателям и родителям для работы с начинающими музыкантами. Сборник даст возможность юному музыканту освоить азы музыкальной грамоты; научит читать с листа импровизации, ритмические партитуры, условные ноты; сочинять и играть творческие задания, используя все пространство клавиатуры; поможет быстро перейти к нотному тексту. Работая по этой методике, малыш не только освоит нотный текст и научится читать ноты, но и получит огромное удовольствие от своего творчества, расширит восприятие и самостоятельное мышление.

Автор: О. Иванова, И. Кузнецова
Год: 2006
Издательство: Феникс
Страниц: 48
Формат: DJVU
Размер: 5,6 МВ
Язык: русский

Данный авторский сборник предназначен для обучения игре на фортепиано детей младшего дошкольного возраста. С его помощью малыши без труда освоят нотную грамоту и приобретут начальные навыки овладения инструментом. Все песенки сборника просты, удобны для исполнения, разнообразны по характеру. Нотный материал выстроен по принципу постепенного усложнения. Тексты песенок и красочные иллюстрации, безусловно, заинтересуют ребенка, а аккомпанемент поможет ему в создании художественного образа. Маленькому пианисту смогут помочь в занятиях не только преподаватели, но и родители, имеющие музыкальную подготовку.

Автор: Е. Железнова
Год: 2006
Издательство: ИД Катанского
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 2,4 МВ
Язык: русский

Веселые песенки с припевами – звукоподражаниями и запись мелодий забавными нотками-картинками позволит родителям и педагогам научить самых маленьких играть на металлофоне, синтезаторе или пианино и петь песенки, а также развивать абсолютный слух. Известный художник Вячеслав Сергеев нарисовал ко всем песенкам замечательные картинки-раскраски, а специальная запись текста песенок удобна для обучения по слогам. В книге имеются подробные методические указания и фортепианный аккомпанемент ко всем песенкам. Для пения и игровых упражнений даны крупные рисунки ноток-картинок.

Автор: А. Битус, С. Битус
Год: 2007
Издательство: ТетраСистемс
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 4,4 МВ
Язык: русский

Пособие содержит авторскую методику по обучению певческим навыкам и развитию голоса ребенка на основе авторского практического материала, изложенного в игровой форме. Практические задания построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и носят здоровьесберегающий характер. Пособие состоит из двух частей. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ основана на опыте работы авторов по развитию певческих навыков и музыкальных способностей ребенка в процессе пения. Рассматриваются причины нечистого интонирования и предлагаются методы преодоления их. В ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ вошли практические рекомендации по развитию голоса, упражнения, диагностика музыкальных способностей, музыкальная сказка «Все вместе сделали доброе дело», детская опера «Звери ехали в трамвае», детские песни.

Автор: С. Яневич
Год: 2007
Издательство: Союз художников
Страниц: 28
Формат: PDF
Размер: 2,0 МВ
Язык: русский

Методическое пособие позволяет подойти к занятиям с малышом творчески и сделать эти уроки увлекательной полезной игрой. Ребенок всегда откликается на малейшее внимание со стороны взрослых, будь то педагог, родители, бабушки или дедушки. Поэтому особенно важно очень бережно и вдумчиво подойти к формированию мировоззрения маленького человека, учитывая особенности его личности.

Автор: Л. Зуева
Год: 2009
Издательство: Окарина
Страниц: 92
Формат: PDF
Размер: 4,4 МВ
Язык: русский

Задача учебного пособия — ознакомить маленьких детей в легкой форме с нотной грамотой на материале известных и доступных по содержанию песенок. Учебный материал расположен последовательно и тщательно систематизирован с учетом особенностей детской психологии.

Автор: Л. Лехина
Год: 2010
Издательство: Классика-XXI
Страниц: 24
Формат: PDF
Размер: 2,0 МВ
Язык: русский

Учебно-игровое пособие Л.Лехиной, опытнейшего преподавателя сольфеджио, посвящено работе над аккордами. Освоение этого элемента музыкального языка, при всей разработанности материала в методических пособиях, часто вызывает у детей большие трудности: непонимание, «неслышание», нежелание запоминать правила построения и разрешения аккордов. Именно поэтому автор предлагает необычную форму подачи материала, не вызывающую у ребенка отторжения при обучении и позволяющую начать знакомство с аккордами уже с первого года обучения.
Издание состоит из методической разработки, описания музыкальных сказок и иллюстративного материала для практической работы с учениками: это карточки с аккордами, музыкальными ключами и знаками альтерации, а также листы с клавиатурой и нотоносцами. Возрастная универсальность пособия помогает разрешить проблему группового обучения, при котором часто в одной группе оказываются ребята разного возраста.

Источник

Читайте также:  Дана павловичева три аккорда
Оцените статью