- Аппликатура саксофона
- Раздел 2. Аппликатура саксофона
- Урок 2.1 Ноты соль, ля, си первой и до второй октавы.
- Аппликатура саксофона. С чего начать?
- Нота соль первой октавы. Аппликатура саксофона.
- Нота ля первой октавы. Аппликатура саксофона.
- Нота си первой октавы. Аппликатура саксофона.
- Нота до второй октавы. Аппликатура саксофона.
- Разучили четыре ноты. Что теперь?
- Ошибки начинающих саксофонистов.
- Упражнения Школы на разученные ноты
- Урок 2.2 Ноты ми, фа первой октавы
- Саксофон для начинающих
- Аппликатура саксофона : 3 комментария
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Строй саксофона
- Урок 1.7 Строй саксофона.
- Строй духового музыкального инструмента.
- Строй духовых инструментов.
- Как записываются ноты?
- Убираем дополнительные линейки.
- Строй саксофонов.
- Урок 2.1 Аппликатура саксофона. Часть I.
- Как несколько музыкальных инструментов могут играть вместе?
- Урок 2.1 Аппликатура саксофона.
- Урок «Строй саксофона» получился объемный.
Аппликатура саксофона
Аппликатура саксофона. Долгожданная и самая приятная часть обучения — реальная игра на саксофоне. Сначала общая информация:
Аппликатура, это порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. Аппликатура саксофона обозначает какие клавиши (кнопки) на инструменте следует нажимать, чтобы прозвучала та или другая нота.
Некоторые ноты на саксофоне можно извлечь применяя разные сочетания клавиш. В таком случае говорят об основной (часто употребляемой) и альтернативной аппликатуре.
На рисунке ниже представлены основная и альтернативные варианты аппликатуры саксофонов сопрано, альт, тенор и баритон. Для скачивания сохраните картинку с аппликатурой либо скачайте по ссылке с Яндекс-диска под картинкой (полный размер изображения):
Аппликатура саксофонов сопрано, альт, тенор, баритон
Начнем изучение аппликатуры саксофона с отдельных нот. Разучим какие клавиши для какой ноты надо нажимать.
С этого урока играйте на саксофоне ежедневно. Перерыв в занятиях (выходной) не чаще одного дня в неделю. Длительность занятий вначале до получаса. Не перегружайтесь. Дайте мышцам, участвующим в игре окрепнуть. На занятиях отрабатывайте упражнения из Школы игры на саксофоне. В течение нескольких месяцев доведите время занятий до часа и более — сколько позволят ваши возможности. Каждую репетицию начинайте с длинных нот (объяснения в ходе уроков). |
К этому уроку вы должны уметь:
- выставить трость, собрать мундштук и подготовить саксофон для игры (урок 1);
- дышать животом — быстрый вдох в живот и плавный выдох с прессом (урок 2);
- правильно держать саксофон во время игры (урок 3);
- управлять губами, языком и лицевыми мышцами (амбушюр) (урок 4);
- извлекать звук из собранного мундштука и эски (урок 5);
- и понимать, что саксофон транспонирующий инструмент — играют одни ноты, звучат другие (урок 6).
Если вы успешно прошли предыдущие 6 уроков, приступайте к освоению аппликатуры саксофона. Если вы не прошли или не усвоили предыдущие уроки, лучше вернитесь к ним.
Потому что не освоив азы наделаете ошибок, которые позже трудно будет исправить.
Раздел 2. Аппликатура саксофона
Урок 2.1 Ноты соль, ля, си первой и до второй октавы.
Ноты для саксофонов от сопрано до баритона записываются в скрипичном ключе и имеют одинаковый диапазон — от си-бемоль малой октавы до фа-диез третьей октавы.
Взять ноту ниже си-бемоль малой октавы на саксофоне не возможно.
Взять ноту выше фа-диез третьей октавы можно вполне. Диапазон выше фа-диез третьей октавы называется диапазоном флажолетов.
Флажолет — приём игры на музыкальных инструментах, заключающийся в извлечении звука-обертона. Также флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон. |
Этот диапазон становится доступным через несколько лет игры на саксофоне. Неподготовленный музыкант взять их не сможет даже зная аппликатуру этих нот.
Таким образом, верхняя граница диапазона саксофона ничем не ограничена, кроме умения исполнителя. На саксофоне можно играть ноты ре, ми и, даже, соль четвертой октавы. Бывают мастера играющие до пятой октавы! Правда, это звучит уже как крик чайки и не известно, есть ли в такой игре практический смысл.
Но в будущем, хотя бы ноту ре четвертой октавы играть надо уметь.
Аппликатура саксофона. С чего начать?
Как правило, нотную запись начинают изучать с ноты до. Это базовая нота для тональности до-мажор, в которой нет диезов и бемолей. Поэтому с этой тональности очень удобно начинать изучение нот.
Изучить нотную запись и ознакомиться с элементарной теорией музыки можно на сайте уроки музыки. Там доходчиво рассказано что такое ноты. Как их записывать и читать. Без этих знаний будет трудно стать полноценным саксофонистом. |
У духовых инструментов есть особенность — самые низкие ноты на них берутся труднее, чем ноты повыше.
На саксофоне нота до первой октавы находится очень низко и не всегда берется начинающими музыкантами. У новичков эта нота может «хрипеть» и «булькать». Поэтому начинать изучение аппликатуры саксофона с ноты до первой октавы не будем.
С ноты до второй октавы начинать тоже не удобно. Она входит во вторую октаву, а это уже другой диапазон. Впрочем, до второй октавы разучивается уже на этом уроке. Только в конце урока.
Начнем с самой легкой ноты на саксофоне.
Нота соль первой октавы. Аппликатура саксофона.
Записывается нота соль первой октавы на второй линейке нотного стана:
Возьмите саксофон для игры как рассказано на уроке 3.
Пальцы рук расположите на соответствующих кнопках инструмента. Пока никакие кнопки не нажимайте.
На этом уроке работаем пальцами только левой руки.
Нажмите тремя пальцами левой руки — указательным, средним и безымянным — три кнопки, которые лежат под ними. Это аппликатура ноты соль первой октавы:
Техника извлечения звука разучивается на уроке 5. Извлеките звук. Должно получиться так:
Кто интересовался транспортом нот, тот обратит внимание, что когда на саксофоне альт играют ноту соль первой октавы, звучит нота си-бемоль малой октавы.
В связи с тем, что начинается практика игры на саксофоне, позвольте рекомендовать обучающую компьютерную программу «Свирелька».
Программа показывает ноты мелодии и аппликатуру для каждой ноты, а также проигрывает мелодию. Особенностью «Свирельки» является то, что темп мелодии можно изменять. Обучаемый сам устанавливает удобный для разучивания мелодии темп — сначала медленный, затем побыстрее.
Возьмите ознакомительную версию программы:
По функционалу полная и ознакомительная версии одинаковы. В полной версии добавлена возможность загружать новые ноты, а в ознакомительной мелодий для разучивания только три.
Стоимость полной версии Свирельки — не дороже одного единственного занятия с преподавателем, а программа будет вам служить все время обучения и даже после.
Кроме того, Свирелька здорово развивает чувство ритма, а это основа всей музыки.
Совет: попробуйте как удобно пользоваться программой и насколько быстрее пойдет саксофон для начинающих.
Продолжаем разучивать аппликатуру саксофона.
Нота ля первой октавы. Аппликатура саксофона.
Следующая нота ля первой октавы.
Место этой ноты на нотном стане между второй и третьей линейками:
Положение пальцев как для предыдущей ноты, но теперь нажаты только две кнопки — указательным и средним пальцами левой руки. Безымянный палец отпускаем. Аппликатура ля первой октавы на саксофоне:
Внимание! Палец, который не нажимает кнопку остается вблизи кнопки. Пальцы не топырить!
Звучит ля первой октавы:
Аппликатура саксофона для ноты ля первой октавы на Свирельке:
Переходим к следующей ноте.
Нота си первой октавы. Аппликатура саксофона.
Нота си первой октавы записывается на третьей линейке нотоносца (нотного стана).
Аппликатура ноты: отпускаем из положения как для предыдущей ноты средний палец. Нажимает свою кнопку только указательный.
Звучит си первой октавы:
Ещё раз обратим внимание — пальцы, которые не нажимают следует держать вблизи от кнопок. Не следует их подымать или убирать со своих мест. Это относится к работе пальцев обеих рук. Нормальное положение пальцев во время игры на саксофоне — лежать как можно ближе к своих кнопкам.
Аппликатура саксофона для ноты си первой октавы. Разучиваем на Свирельке:
И обещанная в начале урока нота:
Нота до второй октавы. Аппликатура саксофона.
Записывается до второй октавы между третьей и четвертой линейкой.
Играем ноту до второй октавы. Нажимает на кнопку только средний палец левой руки. Аппликатура саксофона:
Звучит нота до второй октавы:
На Свирельке нота до второй октавы саксофона:
до второй октавы Режим сакфофон на Свирельке
Обратите внимание, что на «Свирельке» показана и основная и дополнительная (альтернативная) аппликатура саксофона. При обучении рекомендуем пользоваться основной аппликатурой. В дальнейшем альтернативная аппликатура пригодиться для быстрого перехода между нотами. При разработке «Свирелька» имелись разные мнения по поводу транспонирования нот. Было учтено, что со «Свирелькой» будут заниматься начинающие музыканты, возможно, даже не знающие нот. Поэтому было сделано так, что программа читает ноты натурального ряда. Такие как для флейты и фортепиано. Все ноты для саксофона на этом сайте сделаны под «Свирельку». Поэтому ноты с сайта не придется переделывать под саксофон. Для продвинутых музыкантов, которые пользуются нотами переделанными для саксофона, в Свирельке есть режим транспонирования нот. Так что и опытные саксофонисты могут воспользоваться программой. |
Разучили четыре ноты. Что теперь?
Мы прошли первые четыре ноты на саксофоне. Теперь, используя разученные ноты, перейдем к «длинным нотам». Напомним, что длинные ноты это ноты на протяжении всего выдоха. Упражнение на длинные ноты выполняют ежедневно перед игрой на саксофоне.
Во время упражнений на длинные ноты необходимо контролировать насколько ровный тон длинных нот на всем протяжении звучания.
Продолжайте выполнять упражнение на длинные ноты ежедневно. Только теперь играйте не на эске с мундштуком, как на уроке 5, а на собранном саксофоне, проигрывая четыре разученных ноты в виде следующих упражнений:
Первое упражнение: вытягиваете длинную ноту на полное дыхание сначала соль, затем ля, затем си и до.
Второе упражнение: повторяете те же ноты теперь с атакой.
С атакой должно звучать примерно так:
Ошибки начинающих саксофонистов.
- Незадействованные в игре пальцы непроизвольно прогибаются, скрючиваются, а мизинцы опускаются под педали клапанов. Контролируйте положение пальцев на кнопках. Держите их как можно ближе к своим кнопкам, даже когда пальцы не нажимают кнопки. Это приходится повторять снова и снова, потому что положение пальцев влияет на качество игры. Недостатки в постановке пальцев должны устраняться сразу. Так как закрепление этих недостатков потребует для исправления много усилий и времени.
- Неправильная атака языка. Контролируйте качество атаки. Если атака делается под трость или атака длится очень долго, получается что-то вроде этого:
плохое исполнение нот с атакой
В таком случае при атаке следует переместить язык ближе к кончику трости и двигать языком быстрее.
Язык должен находиться у самых зубов, очень близко к кончику мундштука. Язык не должен двигаться откуда-то из горла.
Делать атаки следует настолько быстро, чтобы поток воздуха не успел остановиться. Движение должно быть быстрым и точным в кончик трости.
В следующих уроках разучим разные типы атак: маркато, деташе, легато, а пока научитесь правильно быстро и точно проводить атаку на первых нотах при игре на саксофоне.
На этом урок Аппликатура саксофона завершен. Были разучены первые четыре ноты: соль, ля, си первой и до второй октавы.
Выполните упражнения из сборника Школа игры на саксофоне Александра Ривчуна.
Упражнения здесь:
Упражнения Школы на разученные ноты
Бонус тем, кто прошел урок и освоил первые ноты на саксофоне:
в конце видео-ролика Николай Годына сыграл небольшую композицию. У обучаемых всегда есть желание как только разучены первые ноты, начать играть мелодии. И это правильно.
Кто хочет повторить за Николаем вот ноты первой композиции в формате Свирельки. Загружайте их в программу и разучивайте эту простую мелодию.
Темп для разучивания установите сами. Выглядеть это будет так:
После того как отработаете упражнения из школы саксофона переходите к следующему уроку по разучиванию аппликатуры саксофона:
Урок 2.2 Ноты ми, фа первой октавы
Если остались невыясненные вопросы или пожелания, пишите в комментариях:
Саксофон для начинающих
Аппликатура саксофона : 3 комментария
Страничка *класс*. Свирельку получил спасибо. Установил. Правда ещё не разбирался. в вопрос у меня: Где можно посмотреть урок до и ре первой октавы? Спасибо.
Спасибо! Хорошая страничка. Сергей
Добавить комментарий Отменить ответ
Школа игры на саксофоне
Обучающая программа Свирелька
Научиться играть на саксофоне
поможет простая обучающая программа:
Ознакомительная версия бесплатно.
Включены три мелодии для разучивания.
Другие мелодии после регистрации.
Поделитесь этой страницей с друзьями
Оставьте комментарий внизу страницы
Источник
Строй саксофона
Строй саксофона. Без знания нотной грамоты этот урок возможно покажется сложным. Тем, кто ходит в музыкальную школу будет полегче. В любом случае пройдите этот урок! Даже если сразу не все поймете, в дальнейшем информацией этого урока будете пользоваться постоянно.
Урок 1.7 Строй саксофона.
Поэтому соберитесь и читайте!
Строй саксофона.
Нет, начнем пожалуй не с этого. Начнем с объяснения, что такое строй любого музыкального инструмента и откуда он берется.
Строй духового музыкального инструмента.
Как известно, любой звук, и музыкальный звук в частности, это колебания воздуха, которые воспринимает наш слуховой аппарат. Источником звука в духовых музыкальных инструментах являются две составляющих:
- Музыкант — его губы, язык, лицевые мышцы (то, что мы называем амбушюром) и выдыхаемая струя воздуха. Все это на срой инструмента не влияет и рассматриваться на уроке не будет.
- Инструмент
- — свисток, дульце, язычок, трость, мундштук — элемент образующий звук. В каждом духовом инструменте он свой. Предназначен он для того, чтобы заставить воздушную струю начать колебания;
- — воздух, который находится в корпусе инструмента — именно его колебания мы слышим. Корпус духовых инструментов представляет собой трубу и воздух в нем похож на столб. Этот воздух будем так и называть — «воздушный столб».
Колебания воздушного столба внутри инструмента определяют какие звуки извлекаются из инструмента.
Физические законы определяют — чем больше по размеру воздушный столб, тем ниже частота его колебаний и ниже звук. У более длинных инструментов воздушный столб длиннее и, значит, длинные инструменты звучать ниже чем короткие.
Принцип конструкции духовых инструментов Посвистев в трубку, услышите какой-то звук. Просверлите в трубке отверстие и снова посвистите в неё. Воздух начнет вылетать в просверленное отверстие и звук станет выше. Если на трубке просверлить несколько отверстий подряд и закрывать/открывать их пальцами, можно управлять звуками. На этом принципе созданы все духовые музыкальные инструменты. |
Строй духовых инструментов.
По этому принципу устроена, например, блокфлейта.
Блокфлейта сопрано имеет длину примерно 33 сантиметра. Если на ней закрыть все нотные отверстия и подудеть, зазвучит нота «до» второй октавы.
Это самая низкая нота, которую можно взять на блокфлейте сопрано. По названию этой самой нижней ноты говорят, что блокфлейта сопрано играет в строе до.
Чтобы взять на блокфлейте ноту пониже придется удлинить корпус блокфлейты. Применим немного волшебства и удлиним блокфлейту примерно до 47 сантиметров. Не волшебники обойдутся без волшебства — просто возьмут блокфлейту альт. Она как раз подходящей длины:
Раз блокфлейта альт длиннее сопрано, её самая низкая нота ниже. Это нота фа первой октавы. Про блокфлейту альт говорят, что она играет в строе фа.
Возьмем инструмент ещё длиннее, чем блокфлейта альт, к примеру, поперечную флейту. Её длина приблизительно 66 сантиметров:
Самая длинная нота у поперечной флейты — до первой октавы.
Значит, это флейта строя до.
Если длину поперечной флейты увеличить, изменится и ее строй. Это будет уже флейта альт и звучать она будет в строе соль или даже в строе фа — зависит от длины инструмента.
Сделаем вывод:
строй духового инструмента определяется по самой низкой ноте, которую на нем можно играть.
Теперь посмотрим как записываются ноты на бумаге.
Как записываются ноты?
Ноты записываются на нотном стане из пяти линий (линеек). Каждой линейке и полю между ними соответствует определенный музыкальный звук (нота). Чтобы знать какая нота будет находиться на какой линейке применяют специальные знаки — ключи. Такая запись очень удобна. Музыканты используют её на протяжении сотен лет.
Скрипичный ключ определяет, что на второй линейке снизу будет находиться нота соль первой октавы:
Музыкальный диапазон уже знакомой нам блокфлейты сопрано: от ноты до второй октавы до ноты ре четвертой октавы. На нотном стане это записывается так:
Как видите, пяти линеек оказалось мало для всех нот блокфлейты сопрано. Пришлось добавлять дополнительные линейки, чтобы записать все её ноты.
При такой записи во время игры будет трудно высчитывать номера дополнительных линеек. Легко можно ошибиться и сыграть не ту ноту. Конечно, можно громко сказать: «Ой! Простите, я сейчас переиграю правильно!» Но кто после этого будет вас слушать?
Можно ли избавиться от счета этих дополнительных линеек? Да, можно!
Убираем дополнительные линейки.
Музыканты нашли выход. Они записывают ноты для блокфлейты сопрано на октаву ниже, чем они звучат на самом деле. То есть ноты для блокфлейты сопрано записывают так, как на первом рисунке.
Получилось очень удобно. Читать их во время игры легко — не ошибешься. Звучат же те ноты, которые и должны звучать.
Но, если подойти формально, на бумаге в нотах записана «до первой октавы», а звучать у блокфлейты сопрано будет «до второй октавы».
Ноты будто переносятся из одной октавы в другую. Этот эффект в музыке называют переносом или транспонированием нот. Иногда говорят «транспорт нот» или «транспорт инструмента».
Транспонирующие музыкальные инструменты те, у которых реальная высота звуков не совпадает с записанной в нотах (нотированной), отличаясь от неё вверх или вниз на определённый интервал.
У блокфлейты сопрано транспорт простой — на октаву. Написано до и звучит до, только на октаву выше. Такой транспорт называют условным.
А как быть с саксофоном?
Строй саксофонов.
Изобретатель Сакс изготовил два семейства саксофонов. Одни саксофоны предназначались для симфонического оркестра и были настроены в строе до и строе фа. На таких саксофонах лучше звучала симфоническая музыка.
Саксофоны для духового оркестра были изготовлены в строе ми-бемоль и строе си-бемоль. На таких инструментах лучше звучала музыка, под которую можно было маршировать или танцевать.
Со временем (в первой половине двадцатого века) саксофоны семейства ми-бемоль и си-бемоль вытеснили из употребления саксофоны до и фа. Сегодня саксофоны в строе ми-бемоль и строе си-бемоль постоянные участники духовых, симфонических, джазово-эстрадных оркестров и камерных ансамблей.
Мнение профессионала: «Изначально транспонирование было придумано для облегчения чтения и записи нот. Транспонирование делалось так, чтобы середина звучащего диапазона инструмента попадало на середину нотной строчки, на ноту си. В результате при записи нот приходилось писать минимум добавочных линеек. Например, почти все народные флейты записываются на октаву ниже, чем звучат, иначе пришлось бы не играть, а только считать добавочные линейки над нотным станом. А саксофон-тенор напротив — звучит значительно ниже, чем записывается. И считать бы пришлось добавочные линейки под нотным станом — а так, благодаря транспонированию, все удобно, большинство нот пишется на пяти основных линейках, музыкант легко читает с листа и думает о музыке, а не ругает неудобную запись.» Павел Сопилкарь |
Записывают ноты для саксофона по тому же принципу, какой мы рассмотрели для блокфлейты сопрано. Записывают одни ноты (как удобно для записи и чтения), а звучат другие ноты (как требует мелодия).
Поэтому все саксофоны, это транспонирующие духовые инструменты.
Саксофоны сопранино, альт и баритон звучат в строе ми-бемоль.
Саксофоны сопрано, тенор и бас звучат в строе си-бемоль.
Пожалуй этой информации о строе саксофона достаточно на начальном этапе обучения и можно переходить к седьмому уроку:
Урок 2.1 Аппликатура саксофона. Часть I.
Урок «Строй саксофона» почти завершен. Желающие могут посмотреть ещё два видео ролика о строе саксофонов от саксофониста-профессионала.
Первый видео ролик о строе саксофонов. Очень понятно о этом рассказывает Николай Годына:
Саксофоны относятся к транспонирующему типу музыкальных инструментов.
Это означает, что нота, которая записана в мелодии звучит не так как мы ее называем.
Допустим, мы называем ноту «ля», нажимаем на альт саксофоне » ля», а звучит нота «до». Если вы в первый раз встретились с транспонирующими инструментами, то у вас возможен легкий шок.
Потерпите 🙂
Да, именно так, мы называем и играем ноту «ре», а звучит нота «фа».
И все слышат «фа», а вовсе не «ре», которую мы нажимали на саксофоне.
Как известно, изначально в игре на саксофоне задействованы семь пальцев рук: три сверху (левая рука) и четыре снизу (правая рука). Это соответствует семи нотам октавы (начинаем снизу):
- мизинец правой руки — до;
- безымянный — ре;
- средний — ми;
- указательный — фа;
- безымянный левой руки — соль;
- средний — ля;
- указательный — си.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си: до-мажорная гамма — под пальцами находятся все белые клавиши фортепиано.
Но, на самом деле, будут звучать совсем другие ноты:
Ми-бемоль, фа, соль, ля-бемоль, си-бемоль, до, ре.
Это гамма ми-бемоль мажор, с тремя бемолями. Под пальцами находятся вперемешку и белые и черные клавиши фортепиано.
Это не очень удобно для запоминания нот. И для музыкального мышления не удобно, когда под пальцами находятся черные клавиши.
Поэтому реальные ноты под пальцами саксофониста переназвали как удобно: до, ре, ми, фа, соль, ля , си. Но звучание осталось. И получилось, что альт саксофонист видит и играет одни ноты (до), а звучат другие (ми-бемоль), саксофон как бы переносит — транспонирует одну ноту в другую.
Отсюда и название таких музыкальных инструментов — транспонирующие. Тенор саксофон тоже транспонирует ноты. У него строй уже другой: вместо играемой ноты «до», на тенор саксофоне звучит нота «си-бемоль».
К транспонирующим инструментам относятся:
- кларнет;
- труба;
- английский рожок и другие гобои;
- валторна;
- все виды саксофонов.
Первые саксофоны изготавливались в том числе и в строе до. Размером такие саксофоны были чуть больше альта и меньше тенора. Однако распространения эти саксофоны не получили, возможно, из-за своего достаточно камерного звучания.
Сейчас распространены саксофоны ми-бемольного (альт и баритон) и си-бемольного (сопрано, тенор, бас) строя. Кстати, тенор саксофонисты часто выбирают вторым инструментом сопрано, а не альт, чтобы играть в том же строе.
Как несколько музыкальных инструментов могут играть вместе?
Чтобы несколько музыкальных инструментов могли играть вместе и звучала бы гармоничная мелодия, для транспонирующих инструментов ноты переписываются в их строй.
Например, если в мелодии должна прозвучать нота «до», то для альт саксофона записывают и играют ноту «ля» и оркестр звучит в соответствии с композиторским замыслом.
Саксофонисту, во время игры не надо думать, какие ноты звучат, он видит (знает) ноты своей партии и играет в соответствии с ними: написано «до», он и играет «до». Но для этого ноты должны быть предварительно подготовлены для саксофона.
Поэтому, когда саксофонист впервые берет какие-то ноты, он смотрит для какого инструмента эти ноты записаны. Если у него альт саксофон и ноты для альт саксофона, то их можно играть. Если ноты для гитары, флейты или фортепиано, то их следует транспонировать в свой строй.
Так же следует поступать если ноты окажутся для саксофона другого строя — у вас альт, а ноты для тенора. Музыкальный интервал для транспонирования нот разберем и изучим на следующих занятиях.
Если вы побаиваетесь транспорта нот, можете успокоиться — пока транспонировать ноты не придется. Транспонирование нот для саксофона обязательно понадобится. Только позже, когда вы уже будете опытным саксофонистом и переносить ноты будете легко. Но знать о нем надо уже сейчас.
Урок 2.1 Аппликатура саксофона.
В связи со сложностью для начинающих темы «Строй саксофона» Николай Годына сделал ещё одну запись на эту тему:
Саксофон, как и большинство духовых инструментов, относится к транспонирующим инструментам. Это означает, что их реальное звучание, отличается от нотируемого. Всех любопытствующих отсылаю к статье Википедии «Транспонирующие инструменты». Там подробно, с историческими ссылками, дается разъяснение транспонирования музыкальных инструментов.
Поговорим о транспорте саксофона. Будем говорить о транспорте альт саксофона и тенор саксофона, как наиболее популярных инструментов.
Транспорт альт саксофона это ми-бемольный транспорт.
Это означает, что записывая для альта ноту «до» в реальности будет звучать нота «ми-бемоль«.
И когда записана нота «ля«, будет звучать нота «до«.
Альт саксофон транспонирует на большую сексту вниз — нажимая на инструменту до второй октавы — прозвучит ми-бемоль первой октавы.
Тенор саксофон транспонирует на другой музыкальный интервал: на большую нону вниз.
Вас не должны волновать проблемы строя, потому что большинство нот записаны уже в транспорте. Когда вы пользуетесь учебником для саксофона, обязательно посмотрите для какого саксофона издан этот учебник. Если учебник для сопрано, то он подойдет и для тенор саксофона. Если учебник для альта, то он подойдет и для баритон саксофона. Но теноровый учебник не подойдет для альта и наоборот!
Если вы хотите поиграть музыку по нотам, записанным не для саксофона или записанную для саксофона другого строя чем у вас, вам потребуется карандаш и нотная бумага. Надо будет переписать ноты в строе для своего инструмента.
Поначалу это вызывает сложности. Рекомендуется попрактиковаться и через неделю-другую вы сможете без проблем транспонировать ноты из любого строя в ваш строй.
При переносе нот натурального строя (фортепиано, флейта и т.п.) в строй альт саксофона, ноты переносятся на малую терцию (на полтора тона) . При транспонировании нот меняйте тональность.
Для тенор саксофона ноты переписывайте на тон выше. К примеру в натуральном строе ноты записаны в ре-мажоре, вы пишите ми-мажор и все ноты переносите не большую секунду вверх (на один тон выше).
Если необходимо перенести ноты из строя альт саксофона в строй тенор саксофона, то тональность переносится на кварту вверх и ноты переносят на чистую кварту вверх.
Если необходимо перенести ноты из строя тенор саксофона в строй альт саксофона, то тональность переносится на кварту вниз и ноты переносят на чистую кварту вниз.
Урок «Строй саксофона» получился объемный.
Пока не надо запоминать секунды, терции и кварты для транспонирования нот. На начальном этапе обучения вам не придется никакие ноты никуда переносить. Все ноты для упражнения вы получите готовыми. Когда же потребуется их транспонировать, вы будете подготовленными музыкантами.
Источник