Как настроить домру
Домра является струнным щипковым инструментом, который имеет три либо четыре струны. Для того чтобы ваша домра радовала слух при исполнении музыкальных произведений одним умением играть здесь не обойтись. Важно правильно настроить инструмент. Домры бывают различных видов и у каждой из них свои настройки, рассмотрим основные из них.
Для начала необходимо обзавестись источником звука, таким как камертон, частотой 440 Гц, чтобы он смог воспроизводить ноту ля первой октавы. Его отсутствие вполне могут заменить кларнет, гитара либо пианино. Даже телефонный гудок является отличной альтернативой, ведь его частота равняется 499 Гц. Высота звука не обязательно должна совпасть. Главное, настроить четко струны.
Рассмотрим настройку трехструнной домры, которая настраивается музыкальным интервалом квартой. Начнем с первой струны. Для маленькой домры–пикколо она должна звучать как ля второй октавы. Если настраиваете редкую теноровую домру, необходимо учесть, что ее первая струна ниже на две октавы. Иными словами звучит как нота ля в малой октаве. При настройке домры-примы камертоном, помните, что она должна быть выше него на октаву. Для этого зажмите первую струну на седьмом ладу. Трехструнная альтовая домра должна звучать на октаву ниже, домра-прима. Четырехструнная домра-бас звучит на октаву ниже домры-альт. Переходим ко второй струне. Она настраивается на пятом ладу и должна быть созвучна с первой. Третья струна подстраивается под вторую, опять-таки зажатая на пятом ладу.
Для настройки четырехструнных домр применяют музыкальный интервал квинту. Вот только настройка домры-контробаса подобна настройкам трехструнных домр. У домры-примы первая и вторая струна должны звучать одинаково между собой и камертоном. Настраивать их необходимо, зажав струны на седьмом ладу. У остальных домр, кроме контрабасовой, вторая струна настраивается под первую, при этом зажать ее нужно на седьмом ладу. Звук третьей струны подобен звуку второй.
По разновидностям домры первые струны настраиваются следующим образом. Звук домры-пикколо выше камертона на октаву. Первая струна альтовой домры должна быть созвучна с камертоном, а теноровой домры должна соответствовать ноте ля первой октавы, при этом не забудьте ее зажать на седьмом ладу. У домры-примы первая струна, если ее прижать на седьмом ладу, будет звучать идентично ноте ля второй октавы. При правильно настройке четырехструнная контрабасовая домра звучит как ноты соль и ля в малой октаве, а также ля и ми большой октавы.
Источник
Устройство Домры
Домра малая трехструнная имеет корпус в форме полушария, состоящего из кузова (нижней части корпуса) и деки, которая прикрывает кузов сверху. Над грифом, который соединяется с корпусом, натянуты струны. На гриф наклеивается накладка — деревянная пластинка с закрепленными в ней поперечными металлическими ладами. На верхней части грифа крепится головка с механикой и колками для натягивания струн.
Домра трехструнная: 1 — головка; 2 — порожек верхний; 3 — ручка; 4 — наклейка; 5 — клец верхний; 6 — дека; 7 — контробечайка; 8 — пружина; 9 — подставка; 10 — клец нижний; 11 — подструнник; 12 — панцирь; 13 — розетка; 14 — порожек; 15 — кнопка; 16 — обкладка; 17 — кружок; 18 — клепки №№ 1,2,3; 19 — струны; 20 — ладовые пластины; 21 — точки; 22 — колковая механика.
Кузов домры состоит из 7 или 9 клепок. Для деки применяется резонансная ель или пихта. В деке вырезается резонаторное отверстие (голосник) и украшается фигурной розеткой. Строй трехструнной домры квартовый (ми, ля первой и ре второй октавы), а строй четырехструнной домры квинтовый (соль малой октавы, ре, ля первой и ми второй октавы). Также встречаются четырехструнные домры с квартовым строем (си малой октавы, ми, ля первой и ре второй октавы). Струны рекомендуется менять исходя из нагрузки на инструмент, но обычно, в процессе регулярных занятий, струны меняются один раз в две недели и за один день до публичного выступления.
МЕДИАТОР
Звук на домре главным образом извлекается медиатором. Медиатор может быть изготовлен из самого различного материала: панциря морской черепахи (по разным причинам этот материал очень редко встречается), различных по составу целлулоида, пластмасс, специально подготовленной кожи и т. д. На выбор медиатора следует обратить особое внимание.
В настоящее время широкое распространение при изготовлении медиатора получил материал капролактан. Качество медиатора зависит не только от материала, его величины и толщины (все эти характеристики, в общем условные), но и от формы (форма и насечки могут быть самыми разными) и главное — от заточки и полировки. Примерная толщина медиатора 1 — 1,5 мм, для малой и от 2 — 3 мм для альтовой. Материал для сольного исполнительства, из которого изготовлен медиатор, не должен быть слишком мягким или жестким. В этих случаях при звукоизвлечении появляются ненужные призвуки, медиатор шлепает или стучит по струне.
Обработку медиатора следует производить сначала наждачной бумагой, а затем материалом из плотного сукна, на который нанесена специальная полировочная паста.
ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА. НОТАЦИЯ. НАСТРОЙКА
Нас окружает множество звуков, но не все эти звуки являются музыкальными. Музыкальными звуками являются только те, которые имеют определенную высоту, длительность, тембр и громкость.
Высота звука зависит от частоты колебания струны. Струна, приведенная в движение и издающая определенный тон, производит точное и определенное число колебании в 1 сек. Количество колебаний (частота колебаний) не уменьшается при уменьшении амплитуды колебаний. Если натянутую струну ударом или щипком привести в колебательное движение, то дека через подставку, воспринимая эти колебания, приводит в колебание воздух в корпусе домры. В результате этих колебаний частицы воздуха распространяются во всех направлениях, равномерно воздействуя на органы слуха. Ухо улавливает эти колебания, которые и называются звуковыми. В музыке применяется около 100 звуков. Все звуки обозначаются определенными символами — нотами, которые располагаются в определенной последовательности на пяти линейках — нотоносце.
Важным моментом подготовки инструмента к игре, является настройка. Для настройки домры прежде всего необходимо установить правильно подставку. Подставка первоначально должна быть подогнана под инструмент: вес обычно не более 3 граммов, изготовлена из черного дерева или из клена с тонкой пластиной из черного дерева под струны, притерта без просветов к деке. Известно, что напряжение в струне на домре неодинаковое: 1 стр. — 177 кг/мм2, 2 стр. — 100 кг/мм2, 3 стр. — 178 кг/мм2, поэтому в подставке, на второй струне, делается небольшой выем, который помогает при настройке инструмента. Если подставка изготовлена неправильно, тогда в процессе настройки ее приходится двигать, увеличивая или уменьшая длину струны, что, в конечном итоге, редко приводит к положительному результату, т. к. настроить одновременно три струны в этом случае очень сложно.
После того как подставка тщательно изготовлена, ее надо установить точно в месте деления струны пополам и проверить следующим действием. На 12 ладу, на всех струнах поочередно, извлечь натуральный флажолет.
Звучание флажолета должно соответствовать звучанию открытой струны на октаву ниже. После этого по звучанию пятого лада на второй струне настроить первую, а по звучанию пятого лада третьей настроить вторую. Если все эти действия выполнены правильно, тогда натуральный флажолет на 12 ладу второй струны должен соответствовать звучанию ноты ля на седьмом ладу первой; ноты ми на втором ладу первой струны — открытой третьей, октавой ниже; натуральный флажолет, извлеченный на пятом ладу на третьей струне, соответствует ми третьей октавы на первой.
Зачастую инструменты бывает трудно настроить вследствие неверно размеченной мензуры1, небрежной установки ладовых пластин, некачественных струн, других конструктивных недочетов, поэтому в процессе игры следует особое внимание уделять чистоте звучания. Этого можно добиться не только вибрацией (а состояние вибрации особенно на кантилене, должно быть постоянным), но и за счет подтягивания пальцем струны вдоль ладовой пластины.
* Мензура — мера (лат. сит — совместно и ordinatio — упорядочение) расчетные данные для определения размерных величин источников звука в музыкальных инструментах. У струнных, смычковых и щипково-плекторных инструментах мензурой обычно называют длину рабочей части струны (между осями верхнего порожка и подставки).
ХРАНЕНИЕ ДОМРЫ
Инструмент рекомендуется хранить в футляре или специальном чехле, в сухом, хорошо проветриваемом помещении, при комнатной температуре воздуха (18° — 24°), не менее чем в 1,5 метрах от отопительных приборов, дверей.
После занятий струны необходимо протереть мягкой фланелевой тряпочкой, а один-два раза в неделю — тряпочкой, слегка смоченной в одеколоне. Во время перерывов в занятиях инструмент желательно класть в футляр.
Источник
Все о домре
Домра относится к категории струнных музыкальных инструментов. Она принадлежит к щипковой группе. Старинный народный инструмент состоит из деревянного полусферического корпуса, грифа с несколькими колками, 3-х или 4-х струн. Для извлечения звука используют медиатор и прием тремоло.
Домры бывают 2 видов: четырех- и трехструнные. Первая разновидность имеет квинтовый строй, популярна среди белорусов и украинцев. У второго вида строй квартовый, он чаще встречается на территории России. Семейство домр входит в состав каждого оркестра русских народных инструментов. Их количество может быть разным: обычно используют до 20-ти малых, 3‒6 басовых, от 4-х альтовых и не больше одной пикколо.
Краткий экскурс в историю
В Древней Руси домрой пользовались, в основном, скоморохи. Они играли на ней во время своих выступлений. Период максимальной популярности народного инструмента приходится на XVI век и 1-ю половину XVII столетия. Об этом свидетельствуют старинные изображения. Но в 1648 году вышел Указ, наложивший запрет на скоморошничество. Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, решил заняться исправлением нравов своих подданных. Так домра надолго пропала из поля зрения.
Инструмент получил новую жизнь лишь в 1896 году по инициативе Василия Васильевича Андреева, создателя Императорского оркестра (1988 г.). Талантливые мастера Налимов С.И., Пасербский Ф.С. и другие изготовили трехструнные домры квартового строя. Образцом для работы стала вятская разновидность реконструированной балалайки. Через 10 лет русскими специалистами были изготовлены 4-струнные домры.
Лучшей моделью 3-струнной домры служат инструменты, созданные С.И. Налимовым. Талантливый мастер более 20 лет сотрудничал с оркестром В.В. Андреева. Превосходные четырехструнные теноры, альты и примы изготавливал С.И. Сотский. Эти изделия охотно использовали русские народные оркестры Москвы. Они стали образцовыми моделями для производства качественных домр.
О конструкции домры и форме медиатора
У трехструнной домры выделяют 2 составные части: это полусферический корпус и удлиненный гриф, завершающийся головой. В деревянном корпусе две главные детали: кузов, последовательно склеенный из 7 деревянных частей и дека. Она крепится поверх кузова, а в роли окантовки используется обечайка. Чтобы струны не давили на поверхность деки, внизу корпуса устанавливают порожек. Там же расположено несколько кнопок, фиксирующих струны.
Длинный гриф соединен с корпусом домры. Его поверхность закрыта накладкой, верхняя часть которой заходит на деку. Эту зону закрывает так называемый панцирь. Прочная навесная деталь выполняет функцию щита. Он защищает поверхность деки от появления царапин в процессе игры. Рядом с панцирем находится фигурная розетка. Она расположена по центру, состоит из большого круглого голосника, окруженного шестью резонаторными отверстиями маленького диаметра.
В поперечных пропилах накладки закреплены порожки из металла. Промежуток между ними называется «лад». Верхний порожек служит начальной точкой для отсчета ладов. У большинства 3-х и 4-струнных домр их 19, на малой от 19 до 26, у примы от 24 до 30. Возле нижнего порожка деки часто прикрепляют удобный навесной подлокотник для комфорта исполнителей. Кроме того, он обеспечивает дополнительную защиту деки.
Точно посередине между розеткой голосника и нижним порожком устанавливают подставку со специальными прорезями для поддержки струн. (Наклеек на инструменте вообще нет) Шейка грифа заканчивается верхним порожком, за ним расположена головка с металлическими колками для натяжения струн. Правильная установка подставки влияет на высоту струн. Если она избыточна, упругие стальные струны будет сложнее прижимать к грифу, это затруднит игру на домре.
Для медиатора характерна овальная форма. Его размеры соотносятся с габаритами инструментов. Для примера: длина может быть 25 мм, ширина 14 мм. Толщина равномерно увеличивается: верхняя часть медиатора не толще 0, 5 мм, а нижняя 1, 5 мм. На правом нижнем крае сделана двусторонняя отшлифованная фаска.
Материалы для изготовления домры и медиатора
Качественные домры делают только из сухого дерева. Для разных частей инструмента мастера используют отобранную опытным путем древесину:
• кузов делают из белого клена;
• деку изготавливают из пихты или ели;
• накладку и оба порожка вырезают из черного дерева;
• защитный панцирь и гриф мастерят из самых твердых пород древесины.
Медиаторы в прежние времена делали из черепахового панциря, он считался лучшим материалом. Современные производители чаще используют полимеры – капрон, капролон, черепаховый этрол. Для игры на басовых и альтовых домрах применяют кожаные медиаторы. Они хорошо приглушают звук.
Особенности настройки домры
В первую очередь необходимо проверить, насколько правильно расположена подставка для струн на деке домры. При правильном положении у струны, открытой или прижатой на 12 ладу, высота звука будет отличаться на октаву. Если прижатая струна издает более низкий звук, подставку перемещают в направлении верхнего порожка. Таким образом, рабочая часть струны становится короче. В том случае, когда звук оказался выше положенного, подставку передвигают в обратную сторону, в направлении нижнего порожка. Таким способом проверяют каждую струну.
Для настройки примы и малой домры ориентиром служит открытая вторая струна. С помощью любого музыкального инструмента – баяна, фортепиано – либо камертона опорную струну настраивают до соответствия ноте ля первой октавы. У трехструнных домр настройку всех остальных открытых струн выполняют чистыми квартовыми интервалами. Для этого вторую струну на пятом ладу прижимают, а первую настраивают с ней в унисон. В результате между двумя открытыми струнами будет кварта. Настройку остальных струн выполняют по аналогии.
Четырехструнные инструменты настраивают чистыми квинтами, за исключением домры-контрабаса. Для ее настройки используют кварты, добиваясь соответствия с нотами ре и соль малой октавы, ми и ля большой.
Источник