Ноты для обучения дошкольников

Методическое пособие «Обучение нотной грамоте детей 4-7 лет»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21

посёлка Октябрьского муниципального образования

Т.Ю. Даньковская

«Обучение нотной грамоте детей 4 – 7 лет»

Методическое пособие музыкальным руководителям

по обучению нотной грамоте детей дошкольного возраста,

используемые в совместной и индивидуальной деятельности.

Даньковская Татьяна Юрьевна – музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

О.В. Тараненко – заведующий МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Н.Г. Пономаренко – старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

В этом пособии Вы познакомитесь с элементами музыкальной грамоты. Узнаете как можно обучить музыкальной грамоте детей дошкольного возраста, как проходит знакомство с нотами, названием нот, нотными знаками, ритмом. Научитесь и научите проговаривать ритмические рисунки.

Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое музыка? Вот, не читайте сейчас дальше, а попробуйте ответить на этот вопрос.

Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? Например, равномерный стук молотка, сменяющийся визгом пилы, а затем жужжание дрели. Или шум ветра, дождя, листвы и прибоя? Или жужжание пчёл, стрекотание кузнечиков и гудение стрекоз в летний солнечный день на поле? Или просто набор звуков? Так что же такое музыка?

Существует множество определений музыки. Но ни одно не даёт точного ответа.

Музыка может передавать настроение и чувства (радость, грусть, тревогу, страх, веселье, спокойствие), пробуждать в человеке новые мысли, рассказывать истории.

Когда мы слышим спокойную музыку – мы успокаиваемся, вот почему колыбельные такие нежные и напевные, мамы своей песней успокаивают своих малышей.

Когда мы слушаем быструю музыку нам хочется танцевать, или что – то делать, у нас учащается дыхание и пульс. Поэтому, на праздниках играет весёлая, танцевальная музыка для создания хорошего настроения.

Музыка наполняет наши сердца и души смыслом, в самые трудные моменты жизни она способна поддержать людской дух, не дать человеку отчаяться. Во время войны музыка поддерживала в людях боевой дух, не давала угаснуть надежде на победу.

Музыка это пища для души. Питая душу, музыка может укрепить её или разрушить. Видимо, для каждого человека, музыка, как и любовь, является каким-то своим понятием.

Музыка должна передавать какой-то смысл, иметь какое-то содержание. Она помогает нам жить, раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.

Музыка пробуждает наши воспоминания, мы мысленно возвращаемся в то время, когда слышали её в последний раз.

Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Она даёт нам возможность лучше понять себя и друг друга. Здорово, что она есть, правда?

Знакомство с нотами, с названием нот,

знакомство с длительностями нот.

1. Как называются ноты и где они живут.

Предлагаю познакомить детей со сказками о каждой нотке.

На каждую ноту есть своя, по-своему, интересная сказка. Мы рассуждаем о сказке. Дети отвечают на все вопросы, заданные мной, чтобы лучше усваивался материал детьми.

2. Знакомство с длительностями нот.

Затем, знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» — это короткая длительность, а «та» — длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та — та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью картинок различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.

а) Работа с картинками. Ритм в картинках.

б) Цепочки из картинок.

в) Затем, предлагаю нотки (кружочки) без картинок.

Объясняю, что длинная нотка – это большой круг, а короткая нотка – маленький круг.

г) Цепочки из кружков разного размера.

д) Цепочки в виде рыбок.

Так же можно предложить цепочки из солнышек, божьих коровок и т.д.

е) Знакомство с паузой.

ж) Как выглядят (пишутся) ноты

з) Какого цвета нотки и где живут?

и) На каждую нотку есть небольшая попевка.

Закрепив знания нотной грамоты, дети легко воспроизводят ритм. Услышав разную высоту звука, они понимают, что ноты звучали разные. С большим восторгом относятся к увиденному ритму. Пройдя все этапы подготовки, получив базовые знания о нотах, дети понимают, что петь можно разными звуками, а не «гудеть» на одной нотке.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_posobie.docx 2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по музыкальной грамоте.

1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение.

Методы и приемы обучения грамоте.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой год жизни ребёнка являются периодом наиболее высокой «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой сторо.

НОД «Веселые нотки» знакомит детей с элементами нотной грамоты.

Знакомство детей с нотной грамотой проходит в форме сказки.Такая идея преподнести детям материал в виде сказки не нова ,так как легче проходит усвоение материала.Дети с удовольствием следя.

Презентация на тему «Знакомство детей дошкольного возраста с нотной грамотой» с анимацией.В презентации использованы материалы из сборника Наталии Ветлугиной Музыкальный букварь.

Источник

Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки»

Екатерина Никулина
Обучение нотной грамоте «Весёлые нотки»

Цель: Знакомство с элементами музыкальной грамоты.

Обучение музыкальной грамоте детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с нотными знаками, ритмом. Учить проговаривать ритмические рисунки.

Задачи: Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и певческих навыков.

Игровая форма обучения помогает ребенку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты.

Понимание нотной записи способствует более точному интонированию мелодии песен.

Первый этап обучения – знакомство с нотами

Я знакомлю детей с названием и расположением нот на нотном стане, с помощью обучающего видео о нотной грамоте. Рассказываю интересные истории о нотах, Сергеева В. Д. «Где живут ноты», а так же загадываю загадки. Чтобы лучше усваивался материал детьми.

Второй этап обучениязнакомство с длительностями нот.

На этом этапе я знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» — это короткая длительность, а «та» длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та — та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью магнитов различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.

Для этого я использую игры: «Повтори как я» «Топай — Хлопай».

Третий этап обучения (заключительный) — игра по нотам.

Закрепив знания нотной грамоты, дети легко играют на музыкальных инструментах с помощью моего иллюстративного материала «Музыкальная лесенка».

Каждая клавиша обозначена определённой картинкой и названием:

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка (голова, ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень.

С помощью карточек: «Лесенка», «Кот учёный», «Спите куклы», «Бубенчики» дети играют на музыкальных инструментах.

«Забавные истории». Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке «Забавные истории» Пособие для музыкальных руководителей, руководителей кружков по музыке. Игры-занятия по музыкальной грамоте для детей.

Ученики музыкальной школы у нас в гостях Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий,праздников,развлечений,но и в часы досуга,самостоятельных.

Источник

Основы игры на фортепиано + Ноты для детей с расшифровкой

Музыка — временное и вместе с тем вечное искусство. Как и в любом творчестве, в музыке есть свои правила. Сольфеджио — это дисциплина, объединяющая музыкальную грамотность, развития музыкального слуха и голоса.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Нот всего семь и располагаются они в следующей последовательности: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Нотный стан представляет собой пять линий и четыре промежутка. Ноты располагаются как на самих линиях, так и на промежутках. Существуют ноты в скрипичном ключе и ноты в басовом ключе.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.

Пишутся бемоль и диез на линиях или в промежутках, но соотносятся с теми нотами, которые находятся на соответсвующих линиях или промежутках.

Что значит звуковысотность?

Звуковысотность означает = каждая нота обладает высотой. Высокие звуки — тонкие и звонкие, низкие — грубые и яркие.

Музыкальные звуки всегда расположены в определенном порядке — это система, в которой звуки идут последовательно от самого низкого до самого высокого , или наоборот. Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой.

Соответствие нот по цифрам:

Звукоряд разделен на октавы — интервалы, в которые входят 7 нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. То есть интервал между одноименными нотами.

Лучше эти интервалы видны на фортепиано. Есть восемь октав на фортепиано — семь полных и две неполные. Сколько же существует этих интервалов?:

  • субконтроктава (только ля-си);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • 1-ая окт.;
  • 2-ая окт.;
  • 3-я окт.;
  • 4-ая окт.;
  • 5-ая окт. (только до).

Все октавы на инструменте находятся в порядке указанном выше слева направо. Чтобы быстрее выучить расположение нот на клавишах фортепиано, начинающие музыканты подписывают их. Начинайте с 1-ой октавы, так как она чаще используется при игре.

Продолжительность нот

Длительность ноты, другими словами, как долго мы слышим её.

Ноты представляют собой круг, пустой или закрашенный, штили и хвостики. До третей линии нотного стана (до «си») линии у нот принято писать наверх, начиная с си, штили пишутся вниз.

  1. Целая нота:самая долгая нота, обозначается кружочком. Счёт происходит на: 1и 2и 3и 4и.
  2. Половинная нота: кружочек с линией справа. На 1/2 быстрее целой: 1и 2и.
  3. Четвертная нота: черный круг с палочкой, 1/4 целой. Считается: 1и.
  4. Восьмая нота: черный круг с палочкой и хвостиком. В 1/2 четвертной. Считается: 1и/или.
  5. Шестнадцатая нота: черный круг с палочкой и удвоенным хвостиком. Счёт: или.
  6. Тридцать вторая нота: практически не употребляется, так как при игре на музыкальных инструментах не слышна.

Целая нота состоит из: 2 половинных, 4 четвертых, 8 восьмушек и 16 шестнадцатых.

Для каждой ноты, есть пауза, равная ей по длительности.

Громкость

Уровень громкости музыки — её динамический оттенок.

При воспроизведении одного музыкального сочинения или даже небольшого фрагмента могут использоваться сразу несколько динамических оттенков.

Существует постоянная громкость:

  • Фортиссимо (ff) — самая высокая громкость;
  • форте (f) — громко;
  • меццо форте(mf) — средняя громкость;
  • меццо пиано (mp) — слабая громкость;
  • пиано (p) — тихо;
  • пианиссимо (pp) — тихонечко.

То, насколько громко играют произведения зачастую зависит от его темпа. Марш будет звучать громко и быстро, а романс — медленно и приглушенно.

Тембр

Тембр — отличительный знак. Как у каждого человека есть свой уникальный тембр, так у каждого инструмента есть свои особенности звучания. Это то, что придает ему особенное звучание.

Тембр зависит от материала, из которого сделан инструмент и его размеров. Разница тембров влияет на инструментовку сочинений.

Легкие ноты для фортепиано

В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой.

Есть две распространенных образца:

Мажор — это лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие . Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.

Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.

Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих

«Песня капитана Врунгеля»

Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.

«Антошка»

Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.

«Песенка зайца и волка на карнавале»

Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.

«Настоящий друг»

Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.

«Кабы не было зимы»

Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.

«Три поросенка»

Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.

Музыка из кинофильма «Амели»

Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.

Полезное видео по теме:

Источник

Оцените статью