Ноты для одного пальца баян

Правая клавиатура

СВОЙСТВА ЗВУКА

Каждый звук имеет следующие свойства; высоту, длительность (продолжительность), силу и тембр (окраску).

Для записи музыкальных звуков пользуются знаками, которые называются нотами. Более подробно данный материал рассмотрен на уроках теории. Поэтому я здесь совсем коротко расскажу он некоторых свойствах звука, а Вы все-таки загляните в теоретический курс и прочитайте.

ВЫСОТА ЗВУКА

Ноты размещаются (пишутся) на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом. Линейки нотоносца нумеруются снизу вверх по порядку, т. е. нижняя линейка — первая, следующая за ней — вторая и т. д.

Для обозначения высоты звука пользуются нотами, размещенными иа нотоносце.

В музыке существует семь основных названий звуков разных по высоте: до,ре,ми, фа, соль, ля, си.

Для определения высоты звука на правой клавиатуре и соответствующей ноты на нотоносце в начале нотоносца ставится особый знак, который называется скрипичным ключом или ключом соль. Он указывает на то, что нота соль первой октавы записывается на второй линейке нотоносца. Другие звуки имеют названия в зависимости от их расположения на нотоносце:


Расстояние между двумя звуками называется интервалом. Интервал, между двумя звуками, имеющими одинаковое название, называется октавой.

Если одновременно нажать две клавиши с одинаковыми названиями (например до и до, ре и: ре и т.д.), то, несмотря на разницу по высоте, звуки окажутся настолько сходными, что как бы сольются в одно звучание. Такие сходные звуки с одинаковыми названиями называются октавными.

Но эти октавные звуки (например, до и до, соль и соль и т.д.) нельзя смешивать с октавами, на которые делится звукоряд аккордеона. Октава, как участок звукоряда, начинается всегда со звука до и заканчивается на звуке си, (см. приведенную ниже схему):

Правая клавиатура аккордеона состоит из четырех октав: малой (неполной), первой, второй и третьей (неполной).

АППЛИКАТУРА

При игре на аккордеоне в правой клавиатуре используются все пять пальцев. Следует помнить некоторые основные правила распределения пальцев: по возможности не перескакивать одним и тем же пальцем с одной клавиши на другую, а менять пальцы в зависимости от расположения руки и клавишей; разные клавиши следует нажимать разными пальцами.

Порядок чередования пальцев называется аппликатурой (пальцовкой).

В нотах пальцы обозначаются цифрами:
1 — большой палец (первый палец)
2 — указательный (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА

Для записи звуков разной длительности пользуются различной формой нот.

Чтобы правильно воспроизвести длительности звуков при игре на инструменте, нужно равномерно отсчитывать время вслух или про себя.

Целая нота — звук длится на протяжении четырех ударов (на четыре счета). Целая нота изображается большой светлой головкой. В продолжении всей длительности целой ноты палец с клавиши не снимается и движение меха не прерывается.

Вот и давайте научимся играть целыми нотами. Разберем первое упражнение. Нажмем большим пальцем ноту До первой октавы (если не можете сразу найти ноту — поищите на рисунке). Плавненько и ровно тянем мех, одновременно считаем вслух: «Раз, два, три, чтыре» (я специально пропустил букву «е»). Все, хватит, клавишу отпустили. Повторим еще раз то же самое, но только уже, сжимая мех. А вот во второй части упражнения уже по две ноты на разжим и две ноты на сжим. Каждую ноту просчитываем на счет: «1, 2, 3, 4». Понятно все? Переходим к водным проце. ой, простите, к следующим упражнениям.

Источник

Левая клавиатура

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА

На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:

АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.

Источник

Мелкая моторика пальцев баяниста

Когда вы возьмете впервые в руки баян и попробуете нажимать кнопки, вы будете очень удивлены: пальцы упрямо отказываются вас слушаться. Даже беспорядочное нажатие кнопок вызывает затруднение. О чем это говорит? Во-первых, вы столкнулись с новым видом деятельности, к которой моторика ваших пальцев не подготовлена.

Чтобы точно, слаженно и достаточно быстро нажимать кнопки клавиатуры в заданной последовательности необходимо время для привыкания пальцев к клавишам, нужны устойчивые психофизические связи, позволяющие выполнять без проблем это действие. Здесь поможет простая тренировка. Заставляем свои пальцы работать на клавиатуре сначала медленно, а затем с убыстряющимся темпом.

Нажатие кнопок осуществляем в определенной для себя последовательности. Уже к концу первого занятия по знакомству с баяном и клавиатурами вы отметите для себя, что пальцы поддаются тренировке. Они уже более уверенно и избирательно двигаются по клавиатуре. Т.е. 15-20 минут вы достигли ощутимых результатов, заставили свои пальцы в той или иной мере слушаться ваших команд. А представляете, насколько управляемыми станут ваши пальцы, если заниматься по полтора-два часа в день?

Следующая причина «непослушности» пальцев на начальном этапе занятий игрой на музыкальном инструменте заключается в недостаточной развитости мышц, ограниченной подвижности суставов. Иными словами, ваши пальцы не вполне готовы выполнять высокоточные действия из-за своей слабости и ограниченной подвижности.

Многих и многих закрепощенность пальцев в начале занятии надолго отпугивает от инструмента. Некоторые именно по этой причине навсегда ставят на себе крест как на музыканте. Боязнь музыкального инструмента – болезнь не совсем детская. Она развивается и усиливается вместе с возрастом. Зачастую детям легче справиться с этой боязнью, чем взрослым.Вернемся, однако, к моторике. Вообще, моторика имеет важное значение в игре на баяне. Чем более развита целевая подвижность пальцев, способность бегло и точно превращать сигналы мозга в физическое действие пальцев, тем, естественно, быстрее будет происходить процесс обучения игре на инструменте.

Мне встречались ученики, у которых с первых занятий не было проблем с подвижностью пальцев.

При более близком знакомстве оказывалось, что эти ученики занимались лепкой, лего-конструированием, другими видами творческой деятельности, развивающими подвижность пальцев и их силу. К сожалению, таких учеников не так уж много. В основном педагогам по баяну приходится иметь дело с «деревянностью» пальцев у новичков. Проходит не одна неделя целенаправленных занятий, прежде чем удается эту закрепощенность как-то сгладить. До полного же раскрепощения кисти и пальцев лежит долгий путь специальных тренировок как с музыкальным инструментом так и без него.

Специальная гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук

Упражнения для укрепления и развития имеют несомненные достоинства. Это их простота и универсальность, отсутствие каких-то специальных приспособлений и, что немаловажно, безопасность. Несложные в техническом отношении они обеспечивают мощную тренировку и подготовку пальцев к достаточно сложным действиям при обучении игре на баяне.

Использование пальчиковых упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее воздействие на мозг, вызывая у занимающихся эмоциональный подъем и сброс нервно-психического напряжения. Очень важно подвергать тренировочному воздействию все пальцы.

Еще нужно позаботиться о большом разнообразии нагрузок на мышцы и суставы пальцев и кисти.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОЩУЩЕНИЙ БАЯНИСТА

(на материале гамм и арпеджио)

1.Хорошо ощущать подготовку и передвижение пальцев. Активизировать осязание. Пальцами не давить на клавиши, а чуть дотрагиваться до них. Подготовку и нажим производить медленно. Представлять зрительно каждую клавишу. Плечо, предплечье и кисть ощущать без движений, на одном месте. \5-10 мин.\

2.Ощущать напряженные пальцы, трение их между собой. \3-5 мин.\.

3.Ощущать пронацию-супинацию. \5 мин.\

4.Ощущать вес руки.\ 5-10 мин.\

5.Ощущать фиксацию пальцев при движении предплечьем .\5-7 мин.\

6.Ощущать активность пальцев, скорость движений вверх-вниз и их подготовку. \5 мин.\

7.Ощущать одинаковый толчок-отдачу \или удар каждого пальца по клавише.\.\ 5 мин.\

Между переходами от одного упражнения к другому возможно повторение по 1-2 минуте предыдущих упражнений.

Источник

Баянная аппликатура

Баян — самый молодой инструмент, техника игры на котором находится на стадии становления: постоянно расширяется репертуар, требующий выполнения новых технических задач, появляются новые приёмы игры.

Необходимое условие успешного исполнения произведения — подбор аппликатуры. За последнее время принципы подбора аппликатуры на баяне претерпели существенные изменения: традиционная (трёхпалая) заменилась на позиционную (пятипальцевую) систему, при применении которой используются все пальцы, причём позиционная аппликатура отличается не только применением первого пальца, но и чередованием пальцев: пальцы идут друг за другом, что не противоречит анатомическому строению руки. В традиционной аппликатуре пальцы идут вразнобой (2-4-3-4), что неудобно и противоречит физиологии. По этому поводу ведутся дискуссии, преподаватели—баянисты разделились на два «лагеря»: появились сторонники традиционной системы и приверженцы позиционной системы. Кто прав, кто не прав, может показать практика. Кому пришлось сравнить данные системы при игре на баяне, тот пришёл к тому, что позиционная система более удобна, при игре легче добиться автоматизма, да и исполнители высшего уровня уже не пользуются традиционной системой. Если проследить игру на других инструментах (фортепиано, скрипка, аккордеон, гусли, домра, балалайка),то можно сделать вывод, что везде применяется позиционный принцип игры.

Проследим по методическим пособиям, школам игры на баяне, самоучителям разных авторов, какие изменения претерпела аппликатура.

В «Прогрессивной школе игры на баяне» Ю. Акимова показано, что первый палец должен находиться за грифом, в нотном тексте указывается традиционная аппликатура. Выделено три основные позиции правой руки на клавиатуре. Первая позиция: 2, 3, 4пальцы располагаются по рядам клавиш в хроматической последовательности. Вторая позиция: при игре аккордов, интервалов, арпеджио, применяется и при использовании первого пальца. Третья позиция: при игре аккордов в широком расположении и полифонической фактуры. Второй палец помещается в третьем ряду, а пятый — в первом ряду. В «Школе игры на баяне» А.Е.Онегина сказано, что при игре на баяне большой палец правой руки применяется при исполнении пятизвучных аккордов и больших растяжках пальцев, в связи с этим применение большого пальца может осуществляться на позднем этапе обучения.
Для определения этого положения руки пальцы нужно поставить таким образом: второй— на клавишу до, третий — на ми, четвёртый— на ре. Второе положение руки: локоть опущен вниз и отведён в сторону. Такое положение удобно для исполнения арпеджированных пассажей, октав и аккордов. Для определения такого положения руки можно взять ля-мажорное трезвучие с добавлением основного тона.

В данном издании говорится, что устройство правого грифа баяна рассчитано на исполнение произведений с использованием преимущественно четырёх пальцев правой руки, большой палец скользит по внутренней стороне грифа параллельно указательному. Это позволяет хорошо ощущать клавиатуру, находить нужные клавиши. Большой палец, находясь за грифом, участвует в яркой, эмоциональной и тонкой нюансировке: незначительное изменение силы давления большого пальца на гриф раскрашивает динамику произведения.

Выделены факторы, влияющие на выбор традиционной или позиционной аппликатуры для исполнения произведения:

—музыкальные способности учащегося;
—степень технической подготовленности;
—особенности и физическое состояние (в смысле утомляемости) обеих рук;

Общие моменты, где использование большого пальца на клавиатуре желательно:
—в произведениях полифонического и подголосочного склада;
—для исполнения на легато последовательности из двойных нот;
—при исполнении широких аккордов и больших скачков;
—чтобы избежать перемены положения руки там, где большой палец может
сохранить стабильность положения руки;

Автор говорит о том, что нужно научиться сочетать четырёхпальцевую и пятипальцевую аппликатуру, не исключает возможности применения большого пальца на клавиатуре. В данном пособии есть раздел, содержащий упражнения, гаммы двойными нотами, арпеджио для игры пятипальцевой аппликатурой.
В«Начальной школе игры на баяне» П.И.Говорушко аппликатура рассматривается как способ развития исполнительской техники. «Одним из таких путей является применение более рациональной аппликатуры, нахождение её новых, оптимальных вариантов, исключение из практики как устаревших положений, так и не подтвердивших свою результативность аппликатурных нововведений». В общих чертах это сводится к упорядочению системы подкладывания и перекладывания пальцев и ограничению их необоснованных перемещений, более полному подчинению принципа их чередования закономерностям деятельности мышечного аппарата.

В данном источнике говорится о том, что традиционная система противоречит закономерностям деятельности мышечного аппарата, но и при игре позиционной аппликатурой двукратное подкладывание первого пальца является труднопреодолимым порогом. Автор пришёл к компромиссу, изменил аппликатуру так, что осталось одно подкладывание, второе заменено использованием четвёртого пальца. П. И. Говорушко советует преподавателю: для воспитания у учащихся аппликатурных навыков выявлять закономерности применения аппликатуры и добиваться их прочного усвоения. Исключать перенесение одних и тех же пальцев на далеко расположенные клавиши, преодолевать скачки в мелодии пальцами, не занятыми исполнением предшествующих звуков, по возможности за счёт естественного растяжения мышц, без дополнительного передвижения всей кисти, по возможности применять одни и те же пальцы на повторяющихся нотах в отдельных мелодических построениях. Данные рекомендации можно выполнить лишь при использовании позиционной аппликатуры. В«Самоучителе игры на баяне» О.Ф.Агафонова, П.П.Лондонова, Ю. В. Соловьёва описывается традиционная система игры на баяне, о применении первого пальца речи не идёт.
В«Самоучителе игры на баяне» А.П.Басурманова также описана традиционная система игры на баяне, однако затронут вопрос о применении первого пальца. Клавиатура и гриф стандартного баяна приспособлены к четырёхпальцевой системе игры, при которой большой палец находится за грифом. Поэтому нужно, прежде всего, овладеть игрой четырьмя пальцами и соответствующей постановкой руки. Позже, когда баянист начинает играть сложные произведения и ему «не хватает пальцев», он осваивает вторую постановку руки, при которой большой палец находится над клавиатурой, то есть в положении, удобном для его применения в игре. Однако из-за неприспособленности грифа и клавиатуры большой палец применяется и при этой новой постановке только в необходимых случаях. В самоучителе дана постановка руки, удобная для игры четырьмя пальцами, так как нотный материал несложный. Для желающих даны упражнения для развития первого пальца.

В «Школе игры на баяне» Ю.Т.Акимова наряду с традиционной системой даётся представление о применении большого пальца на клавиатуре. Автор считает, что вынесение первого пальца на клавиатуру связано с определёнными трудностями: нарушается контакт руки с клавишами, ориентация на клавиатуре, правая рука выключается из процесса управления мехом, положение баяна менее устойчиво. Задача преподавателя состоит в том, чтобы привить учащемуся навыки целесообразного сочетания аппликатурных систем, использования преимуществ четырёх- и пятипальцевой аппликатуры.

Первый палец рекомендуется вводить после усвоения правил посадки и постановки, получения навыков ощущения клавиатуры. В противовес сказанному автор говорит, что при игре на выборной клавиатуре «традиционной» аппликатурой кисть предельно поворачивается вверх, в запястье левой руки могут возникнуть болевые ощущения. «Поэтому для исполнения гамм в выборной клавиатуре рекомендуется иной, более рациональный принцип сочетания „традиционной“ и позиционной аппликатуры».
Стативкин Г.Т. в пособии «Начальное обучение на выборно-готовом баяне» предлагает последовательность изучения гамм в своеобразном комплексе, что создаёт благоприятное условие для унификации аппликатурных позиций в работе над гаммами, образуется система аппликатурно-позиционных блоков.

«Достигаемые при этом навыки не только упрощают и облегчают учебные процессы, но, что не менее важно, влекут за собой значительное повышение качества слухового контроля, так как стандартизация двигательных навыков при активном участии музыкального слуха и памяти может довольно легко (и незаметно) привести ученика к овладению всеми родственными тональностями». Из приведённых схем гаммообразных последовательностей можно заметить, что все их виды укладываются в две основные позиции как на правой, так и на противоположной (выборной) клавиатуре баяна. Каждая из этих позиций имеет ограниченное число разновидностей, из которых можно составить четыре универсальных упражнения, заключающих весь объём исполнительских трудностей, характерных для данного вида баянной техники.

В учебном пособии Петра Серотюка «Хочу быть баянистом» рассмотрен принцип интонационных моделей, с которым связано «развитие аппликатурных навыков на основе позиционной игры» . В начале каждого раздела проставлены ладовая попевка и варианты аппликатуры. Ученик сам «изобретает» несколько вариантов аппликатуры и с помощью преподавателя выбирает оптимальный. Это позволяет выработке аппликатурной дисциплины, развитию гибкости мышления, двигательной памяти, индивидуальной исполнительской техники и формированию постановки руки.

В«Современной школе игры набаяне» В.А.Семёнова есть раздел, посвящённый позиционной игре. Автор Школы говорит о том, что для успешного овладения позиционной игрой нужно подготовить к игре первый палец. «Сначала необходимо освоить лёгкий удар первым пальцем правой руки по клавише». Поворотом кисти от клавиатуры нужно приподнять первый палец над клавишами (замах), при этом первый палец выпрямляется. Теперь производится собственно удар по клавише за счёт поворота кисти.

Этот навык необходим для качественного звукоизвлечения в гаммообразных последовательностях. При нажиме клавиши не нужен замах, достаточно предварительного её касания. Способом нажима играем медленные мелодии. Наследующем этапе нужно научиться играть одноголосные последовательности в позициях на трёх, четырёх и пяти клавишах (начинать нужно с упражнений в виде арпеджио на клавишах, расположенных на одном ряду). В.А.Семёнов рекомендует сразу формировать постановку руки с выносом первого пальца на клавиатуру.

Источник

Оцените статью