Ноты для оркестра название

ПАРТИТУ́РА

  • В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 390-391

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ПАРТИТУ́РА (итал. partitura, букв. – раз­де­ле­ние, рас­пре­де­ле­ние, от лат. partio – де­лить, раз­де­лять), в му­зы­ке 16–21 вв. стан­дарт­ный спо­соб фик­са­ции мно­го­го­лос­но­го со­чи­не­ния с по­мо­щью нот­но­го пись­ма . Пар­тии , за­пи­сан­ные на отд. со­став­ляю­щих П. но­то­нос­цах, син­хро­ни­зи­ру­ют­ся так, что­бы но­ты, бе­ру­щие­ся од­но­вре­мен­но, на­хо­ди­лись друг под дру­гом на од­ной и той же во­об­ра­жае­мой вер­ти­каль­ной ли­нии. Ны­не тер­мин при­ме­ня­ет­ся так­же рас­ши­ри­тель­но для обо­зна­че­ния за­пи­си од­но­вре­мен­но зву­ча­щих «го­ло­сов» (пар­тий) с по­мо­щью раз­ных ви­дов но­та­ции : не­вмен­ной, сме­шан­ной бу­к­вен­но-ли­ней­ной (в т. ч. да­сий­ной), нот­ной, разл. ви­дов со­вре­мен­ной. Прин­цип пар­ти­тур­ной за­пи­си (один го­лос под дру­гим) поя­вил­ся в Ев­ро­пе од­но­вре­мен­но с ран­ни­ми фор­ма­ми мно­го­го­ло­сия . Рас­про­ст­ра­не­нию П. в 18 в. пред­ше­ст­во­ва­ли «кни­ги», со­дер­жа­щие отд. пар­тии, – по­го­лос­ни­ки (нем. Stimmbuch, англ. partbook; осн. вид за­пи­си мно­го­го­ло­сия от эпо­хи Воз­рож­де­ния до 18 в.); «хо­ро­вые кни­ги», в ко­то­рых на раз­во­ро­те за­пи­сы­ва­лись все од­но­вре­мен­но зву­ча­щие го­ло­са, но «так­ты» не сов­па­да­ли по вер­ти­ка­ли, ли­бо на ка­ж­дой стра­ни­це фик­си­ро­ва­лось по 2 го­ло­са че­ты­рёх­го­ло­сия; раз­но­го ро­да та­бу­ла­ту­ры .

    Источник

    Термины и определения в музыке

    Общие сведения об оркестровой партитуре и оркестре.

    Краткие исторические сведения о партитурном принципе нотации.

    Существенные признаки партитуры наиболее точно даются в энциклопедических изданиях и музыковедческих трудах.

    Партитура — это способ нотной записи многоголосного музыкального произведения на более чем двух нотоносцах, расположенных один под другим и разделённых тактовыми чертами.

    Оркестровая партитура – многострочная нотная запись всех партий музыкального произведения, предназначенного для оркестра.

    Основным признаком партитурного принципа нотации является вертикальное расположение нотоносцев, объединённых акколадой и разделённых на такты. Партитурный принцип нотации развивался на протяжении IX – XIII столетий как письменная форма многоголосия и композиторской техники, когда эволюционировали ранние образцы европейской буквенной нотации, а также невменная, дасиальная (дасийная), диастематическая, крюковая, квадратная и готическая её формы. Поворотным моментом стало распространение мензуральной нотации, органной и лютневой табулатур.

    Слово партитура используется не только для обозначения собственно партитурной нотации. Оно применяется также в широком смысле для обозначения трудностей многоголосной нотации к.-л. произведения, а также метонимически для замены сходных по значению слов (лист, тетрадь, том или сборник, содержащие партитуры) и метафорически в отношении музыкального произведения, нотированного в виде партитуры.

    В XIII веке возникли так называемые «мнимые партитуры», включавшие инструментальные хоры в музыке вокальных жанров, а несколько позже, в XIV веке, представлявшие инструментальную многоголосную музыку.
    Прообразом подлинной партитуры стали «композиторские дощечки» («tabula compositoria»). В ранних формах записи полифонии, в певческих (хоровых) книгах и книгах голосов (партий), постепенно совершался переход от нотации in corpo к нотации in partito.

    «Партитурой называется нотная запись музыкального произведения, предназначенного для оркестра, хора или ансамбля». М.Готлиб, Я.Каабак, Е.Макаров.

    К середине XVI века в вокальной полифонической музыке утвердился способ нотации на четырёх нотоносцах. Его основными признаками стали тесситурный порядок голосов на горизонтальных нотоносцах и вертикальные тактовые линии. Так образовались горизонтальная и вертикальная координаты партитурной нотации.

    Способ нотации облегчил и предопределил способ чтения партитуры по горизонтали и вертикали.
    Позднее партитурный способ нотации вокальных полифонических произведений был использован в инструментальной музыке XVII века.
    Видоизменение партитурной нотации произошло на рубеже XVI – XVII веков, когда в недрах полифонии возникла гомофония и, как следствие, появилась партитура с генерал-басом. В партитурах с генерал-басом нотами фиксировались партии баса и мелодических голосов. Дополнительные (верхние) голоса гармонического сопровождения обозначались посредством цифр и знаков альтерации. Цифры и относящиеся к ним знаки альтерации указывали на аккорд и диатонический интервал, построенный от баса.

    Со второй половины XVIII века в хоровых, ансамблевых и оркестровых произведениях утвердился единый принцип партитурной нотации, применяемый в нотопечатании. Первыми печатными оттисками партитур были «Tutti i madrigali» Киприана (Чиприано) де Рорé, изготовленные Анжело Гардано (Angelo Gardano) в Италии (1577). Первые печатные оркестровые партитуры были изданы в Париже (1582). В России первые опыты нотопечатания относятся к середине XVII века, а первая печатная партитура появилась в 1798 году. Современная организация партитуры оформилась к середине XIX века.
    Средневековые манускрипты и дарственные экземпляры позднего времени сохранили различные формы нотоносцев: горизонтальную, кругообразную, спиралевидную, фигурную. В сочинениях ХХ столетия сочетаются традиционные и специфические формы записи для воплощения особых звуковых эффектов в оркестровой музыке.

    «Партитура — нотная запись инструментального, вокального, вокально-инструментального произведения, где сосредоточены партии всех инструментов, вокальных голосов». Н.Зудин.

    Табулатура (лат. tabula – доска, таблица) – система записи инструментальной музыки в XIV – XVIII вв. с использованием букв, цифр и особых знаков. «Специфика различных видов табулатуры связана с особенностями устройства инструментов и техники игры на них, с фактурными принципами записываемой музыки». МЭС.

    «Термины partire, partitura, partidura, partita, spartitura, — пишет И.А.Барсова, — постепенно откристаллизовались в итальянском языке в течение нескольких десятилетий XVI века». «Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века)».

    Источник

    Термины и определения в музыке

    Партитура — способ нотной записи многоголосного музыкального произведения (инструментального, хорового, вокально-инструментального и др.). В партитуру включаются партии всех используемых исполнительских средств.

    Партии располагаются в определённом порядке одна под другой строго вертикально и синхронно.

    Оркестровая партия — копия соответствующей строки партитуры.

    Кроме того, в неё вносятся все указания, выставляемые над верхним нотоносцем партитуры (обозначения темпа и характера музыки, ориентиры), а также группируются паузы. Немаловажная деталь оркестровой партии — удобство переворота листа, обеспечиваемое достаточной паузой.

    Оркестровую партию нередко называют оркестровым голосом. Такое бытующее название не является точным, поскольку голос (элемент музыкальной ткани, фактурная функция) может быть поручен унисону двух и более разных инструментов (нескольким партиям).

    Краткие исторические сведения о партитурной нотации

    Партитурная запись музыкального произведения, отражающая горизонтальную и вертикальную координаты целого, применялась уже в ранних письменных формах вокального многоголосия (IX век). В такой партитуре прочно утвердился принцип расположения партий в порядке их тесситуры.
    С зарождением симфонического оркестра этот принцип находит применение в инструментальной музыке. В процессе его эволюции выделяются такие ступени: отсутствие строгой фиксации состава инструментов, точные указания названий инструментов, запись мелодических голосов и партий инструментов одинаковой тесситуры на одном нотоносце, обозначение гармонии буквенно-цифровыми символами в эпоху генерал-баса, точная фиксация гармонических голосов (вторая половина XVIII века), различный порядок расположения в партитуре оркестровых групп.

    Современный порядок оформления симфонической партитуры утвердился в середине XIX века. Партии инструментов расположены в ней по оркестровым группам, а в каждой группе — в следующем порядке:

    • деревянные духовые — флейты, гобои, кларнеты, фаготы;
    • медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, туба;
    • ударные; струнные смычковые — скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

    Предпринимались попытки упрощения партитурной нотации, в их числе отказ от тенорового ключа (Н. Римский-Корсаков и другие композиторы петербургской школы), отказ от транспозиции (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн, А. Онеггер, С. Прокофьев). В середине ХХ века стали применяться особые способы партитурной нотации, связанные с новыми видами композиторской техники.

    В эволюции партитурной нотации музыки для духового оркестра прослеживаются сходные черты. С конца XVIII века в России был принят сложившийся за рубежом т. н. тесситурный принцип оформления партитуры: деревянные инструменты (по тесситуре), медные (по тесситуре) и ударные.

    Иной способ оформления партитуры для духового оркестра был предложен Н. Ивановым-Радкевичем в «Увертюре на темы песен народов СССР», написанной в 1932 году. В ней партии инструментов объединены по признаку тембрового родства и конструктивной общности в оркестровые группы — деревянную группу, группу характерных медных инструментов, группу ударных инструментов, основную группу.

    Саксофоны, введенные в военные оркестры, сначала использовались как подменные (с кларнетами). В этой связи их партии записывались в партиях заменяемых инструментов или помещались на отдельных строках между кларнетами и фаготами. Позднее, когда саксофоны стали самостоятельными инструментами, их выделили в подгруппу, которая обрела постоянное место в партитуре (между фаготами и валторнами).

    Источник

    Партитура

    Расположение инструментов в партитуре для большого симфонического оркестра

    Русские названия Итальянские названия

    Деревянные духовые

    Малая флейта Flauto piccolo
    Флейты Flauti
    Гобои Oboi
    Английский рожок Corno inglese
    Кларнеты Clarinetti
    Басовый кларнет Clarinette basso
    Фаготы Fagotti
    Контрафагот Contrafagotto

    Медные духовые

    Валторны Corni
    Трубы Trombe
    Тромбоны Tromboni
    Туба Tuba

    Ударные инструменты

    Литавры Timpani
    Треугольник Triangolo
    Бубен Tamburino
    Малый барабан Tamburo militare
    Тарелки Piatti
    Большой барабан Gran cassa
    Ксилофон Silofonо
    Колокольчики Campanelli
    Челеста Celesta
    Арфа Аrpа

    Струнные инструменты

    1-е скрипки 1 Violini
    2-е скрипки 2 Violini
    Альты Viole
    Виолончели Violoncelli
    Контрабасы Contrabassi

    П. становится необходимой для исполнения орк. и вок.-орк. музыки.
    Принятая ныне организация П. сложилась в сер. 19 в. Партии инструментов располагаются по орк. группам, внутри каждой группы инструменты записываются по тесситуре сверху вниз (за исключением труб, партии к-рых по старой традиции пишутся ниже партий валторн, см. таблицу выше).
    Более высокие по тесситуре разновидности (см. Оркестр) записываются выше партии осн. инструмента (лишь партия малой флейты иногда нотируется ниже), более низкие — ниже неё. Партии арфы, фп., органа, солистов и хора записываются над группой смычковых:

    Литература : Нюрнберг М., Нотная графика, Л., 1953, с. 192-199; Маталаев Л., Упростить партитуру, «СМ», 1964, No 10; Mальтер Л., Таблицы по инструментоведению, М., 1966, с. 55, 59, 67, 89; Fйtis Fr.-J., Traitй de l’aсcompagnement de la partition sur le piano ou l’orgue, P., (1829); Riemann H., Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, S. 181-85; Кinsky G., Eine frьhe Partitur-Ausgaben von Symphonien Haydns, Mozarts und Beethovens, «Acta Musicologica», 1941, Bd 13; Ape1 W., The notation of polyphonic music, 900-1600, Camb., 1942 (нем. пер., Lpz., 1970); Lоwinsky E. E., On the use of scores by sixteenth-century musicians, «JAMS», 1948, v. 1; eго жe. Early scores in manuscript, там же, 1960, v. 13; Wrobe1 F., Partytura dzisiejsza na tle wspуlczesnej techniki orkiestracyjnej, (wyd. 1), Kr., (1954); Hoke H.G., Studien zur Geschichte der «Kunst der Fuge» von J. S. Bach, Kap. 1- Zur allgemeinen Problematik des Notationsprinzips Partiturs, «Beitrдge zur Musikwissenschaft», 1962, Jahrg 4, H. 2; Habe1a J., Zagadnienie reformy tradycyjnej notacji muzycznej, Katowice, 1963; Besse1er H., Gь1ke P., Schriftbild der Mehrstimmigen Musik, Lpz., (1973); (Musikgeschichte in Bildern, Bd 3, Lfg 5); Risatti H., New music vocabulary. A guide to notational signs for contemporary music, Urbana, 1975.

    И. А. Барсова.

    Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

    Смотреть что такое «Партитура» в других словарях:

    ПАРТИТУРА — (ит., от лат. partire делить). Совокупное изображение голосов оркестрового или хорового сочинения так, чтобы на каждом листе нотной бумаги были выписаны все голоса один под другим, и каждый такт одного голоса приходился под тем же тактом в… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПАРТИТУРА — ПАРТИТУРА, партитуры, жен. (итал. partitura) (муз.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения. Сложная партитура (см. партия в 6 знач.). || Ноты всех партий такого произведения. Дирижировать по партитуре. Следить за… … Толковый словарь Ушакова

    партитура — запись, дирекцион Словарь русских синонимов. партитура сущ., кол во синонимов: 3 • дирекцион (2) • за … Словарь синонимов

    ПАРТИТУРА — (итал. partitura букв. разделение, распределение), нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии… … Большой Энциклопедический словарь

    ПАРТИТУРА — ПАРТИТУРА, ы, жен. (спец.). Совокупность всех партий многоголосного музыкального произведения, а также запись этих партий. П. оперы. Вокальная (хоровая) п. | прил. партитурный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    Партитура — (sparte, partitura, partizione, spartizione, spartito итал., Partitur нем., Partition франц., score англ.) от итал.слова spartire разделять. П. в музыке называется запись оркестровогосочинения, с точным обозначением сопоставленных отдельных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Партитура — У этого термина существуют и другие значения, см. Партитура (значения). Партитура для голоса и фортепиано … Википедия

    партитура — ы; ж. [итал. partitura] Нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определённом порядке партии всех голосов. П. оперы. // Нотная книга, содержащая запись всех партий такого произведения. П. симфонии.… … Энциклопедический словарь

    Партитура — (итал. partitura, буквально разделение, распределение, от лат. partio разделяю, распределяю) совместная нотная запись всех голосов вокального, инструментального или вокально инструментального сочинения, в которой партии голосов… … Большая советская энциклопедия

    Партитура — (sparte, partitura, partizione, spartizione, spartito итал., Partitur нем., Partition франц., score англ.) от итал. слова spartire разделять. П. в музыке называется запись оркестрового сочинения, с точным обозначением сопоставленных отдельных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Источник

    Оцените статью