Ноты для пианино лист

Нотные листы

На данной странице вы можете бесплатно скачать и распечатать нотные листы – ведь чистый нотный лист вам обязательно понадобится в процессе обучения! Печать нотного листа может быть сделана на абсолютно любом принтере, поддерживающим формат A4.

Для вас предлагаются нотные листы в различных вариантах. Множество самых популярных шаблонов листов подойдёт для большинства задач по написанию нот. На таких листах уже проставлены музыкальные ключи и некоторые нотные станы объединены. В случае, если подходящего варианта вы не нашли, можно скачать чистый лист, где нарисованы отдельные нотоносцы. На таких нотных листах можно писать партии для любых инструментов.

Для просмотра и печати PDF-документов вы должны скачать и установить бесплатную программу Adobe Reader:

Нотный лист: 10 нотоносцев

Нотный лист: 12 нотоносцев

Нотный лист: 16 нотоносцев

Нотный лист: фортепиано

Нотный лист: скрипичный ключ

Нотный лист: басовый ключ

Нотный лист: альтовый ключ

Нотный лист: теноровый ключ

Нотный лист: голос и фортепиано

Нотный лист: двойной нотный стан

Нотный лист: только гитарная табулатура

Нотный лист: ноты и гитарная табулатура

&nbsp
Альбомная ориентация

Нотный лист: 8 нотоносцев

Нотный лист: скрипичный ключ

Нотный лист: фортепиано

Секреты более быстрого обучения
12:33

Лучшие музыкальные фестивали мира
10:25

Быстрые выплаты от легального казино Вулкан для зарегистрированных клиентов
20:24

Что такое слоты и почему их выбирают чаще чем другие азартные развлечения?
16:53

Инструменты, которые поют
20:58

Полтика конфиденциальности
20:46

Онлайн тюнер
20:16

Онлайн-метроном
20:15

Нотные листы
20:14

Акции и скидки
20:13

Публичная оферта на музыкальное обучение
20:12

О музыкальной школе
19:58

Музыкальные курсы
18:39

Теория музыки для гитаристов
18:37

Основы игры на бас-гитаре
18:36

Основы гитарного аккомпанемента
18:11

Как оплатить музыкальный курс в кредит через «КупиВкредит»
17:00

Как оплатить музыкальный курс через Промсвязьбанк
17:00

Как оплатить музыкальный курс через интернет-банкинг «Альфа-Клик»
16:59

Как оплатить музыкальный курс наличными через терминалы, салоны связи, системы переводов и банкоматы
16:58

Источник

Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото

Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.

Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Не интересно 10

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом . Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта 4 ступени

Квинта 5 ступеней

Секста 6 ступеней

Септима 7 ступеней

Октава 8 ступеней

Источник

Как читать ноты для фортепиано?

Нота — это условный графический знак, указывающий высоту и длительность какого-либо звука, время также и на способ его воспроизведения. Ноты развивались долго, а свой современный вид получили на рубеже ХVII и XVIII ст.

Проблема заключается в том, что значение одного и того же графического символа в современной музыке очень часто отличается от того, что он значил еще несколько веков назад. Это может вызвать много недоразумений. В случае древней музыки не имеем простых ключей того, как читать партитуры, то есть запись нот для многих инструментов или хора. Немало веков музыка просто повторялась, запоминалась и передавалась в устной форме, а мы очень мало знаем о мире старинной музыки.

Порой информацию о том, как играть или интерпретировать какое-то произведение, находим в теоретических трактатах или совсем в других видах искусства.

Только композиторы — романтики оставили нам интерпретационные указания. На рубеже XVIII I XIX веков музыкальная запись перестала быть лишь планом композиции. Он стал также набором указаний, как воссоздать композицию.

Как записываются ноты?

В современной практике приняты следующие названия нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Другая распространенная система обозначения нот – система обозначений буквами: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита С, D, E, F, G, A, H

Ноты имеют разную длительность. Это очень важно, чтобы означать, насколько долгим является каждый звук. Самая длинная – это целая нота. Она делится на две половинные ноты, иначе «половинные». «Половинные» — на две «четверти». А «четверти» — на две «восьмые». «Восьмые — на две «шестнадцатые». Это – ноты, которые чаще всего используются.

Точка возле ноты – продлевает длительность ноты наполовину. То есть, если точка стоит у половинки – то она продолжает ее на четверть. Если около четверти — то на восьмую. Если у восьмой-то на шестнадцатую и т. д…

И поэтому половинка с точкой считается: ( 1 — и – 2 – и – 3 – и ).

Четверть с точкой считается: (1 – и -2 ).

Нотный стан

Ноты пишутся на нотоносце (нотном стане), то есть системе параллельных горизонтальных линий. Сегодня применяется пять основных линий и дополнительные линии над и под нотным станом. Ноты записываются на линейках, между линейками и под ними. Один нотоносец служит к записи одного голоса (то ли инструмента, или человеческого в хоре). Если есть несколько голосов, надо применить систему нескольких нотоносцев, записанных один под вторым, которые соединяются специальной скобкой – акколадой.

Например, для фортепиано используют два нотоносца — по одному для каждой руки, а в случае органа – три (две руки и ноги).

Два нотных стана, соединенный акколадой

Много нотоносцев, записанных вертикально, – это партитура, то есть запись для оркестра или хора.

В начале нотоносца (нотного стана) увидеть можно странный знак, чаще всего такой:

Это – скрипичный ключ, один из музыкальных ключей, то есть знаков на начале нотной строки, указывающие положение нот на нотоносце.

Он условно обозначает размещение одной из нот, в отношении которой отсчитывается положение всех остальных нот. Скрипичный ключ размещается на ноту «соль». В скрипичном ключе пишут ноты для скрипки (отсюда название), выисоко звучащих инструментов и голосов и правой руки фортепиано.

Второй по распространенности ключ после скрипичного – это басовый ключ, который принадлежит к ключу «фа». Его используют для низко звучащих инструментов, низких голосов и левой руки фортепиано.

Самый интересный из графической точки зрения есть, вероятно, ключ «до». Он происходит от латинской буквы C, что именно обозначает звук «до».

Паузы

Пауза – это знак молчания. Когда мы видим в нотах паузу – мы останавливаемся на тот отрезок времени, который длится пауза. Название и продолжительность пауз такая же как и длительностей нот. Отличаются они лишь записью.

Целая пауза – выглядит, как прямоугольник, висящий на линейке.

Половинная пауза — подобна целой, но прямоугольник лежит на линейке.

Четверть пауза – выглядит как зигзаг.

Восьмая пауза — подобна крючку.

Считается – ( раз, или и )

Шестнадцатая пауза – выглядит, как два крючка.

Полутон

Надо запомнить, что расстояние между соседними нотами в гамме разная. Между некоторыми оно составляет полутон, между другими – тон.

Полутон – это наименьшее расстояние между двумя нотами.

Тон – это два полутона.

На рисунке мы видим, что ноты ми-фа и си-до находятся на расстоянии полтона друг от друга. Между всеми остальными соседними нотами – тон.

Знаки альтерации

Для обозначения повышения или понижения основных звуков гаммы используются знаки альтерации.

Повышает ноту на полтона — диез.

Понижает ноту на полтона — бемоль

Отменяет действие знаков альтерации, то есть восстанавливает предыдущую высоту звуков — бекар.

При записи знак альтерации находится слева у ноты.

Интервалы

Интервал – это расстояние между двумя нотами, взятыми по высоте. Есть восемь основных интервалов — прима, секунда, терция, кварта,квинта, секста, септима, октава.

Они носят название от количества степеней – то есть нот гаммы, которые они охватывают.

Прима – повторение одного и того же звука. Например в хоре в разных голосах; на гитаре -одна и та же нота, взятая на разных струнах, и т. д.

В нотах обозначается -ч. 1-то есть «чистая Прима».

Секунда – охватывает две ступени. Обозначается цифрой 2. Бывает малая-м. 2, да большая-б.2. Малая секунда имеет пол тона, большая — тон.

Терция – охватывает три ступени. Обозначается цифрой 3. Бывает малая -м. 3, да большая -б. 3. Малая имеет полтора тона, большая — два тона.

Кварта – охватывает четыре ступени. Обозначается цифрой 4. Бывает чистая кварта – ч.4, и увеличенная кварта – ув.4. Чистая кварта содержит два с половиной тона, увеличенная – три тона.

Квинта – охватывает пять ступеней. Обозначается цифрой 5. Бывает уменьшена – ум.5, и чистая – ч.5. Уменьшенная квинта имеет три тона, чистая – три с половиной.

Секста – охватывает шесть ступеней. Обозначается цифрой 6. бывает малая — м. 6, да большая — б. 6. Малая имеет четыре тона, большая — четыре с половиной.

Септима – охватывает семь ступеней. Обозначается цифрой 7. бывает малая Септима — м. 7, и большая Септима — б. 7. Малая имеет пять тонов, большая — пять с половиной.

Октава – охватывает восемь ступеней. Обозначается цифрой 8. Бывает чистая октава – ч.8. Имеет шесть тонов.

Метр и ритм

Ритмом в музыке называется упорядоченное чередование длинных и коротких, акцентированных и неакцентированных звуков, организованных с помощью метра.

Метр – это равномерная пульсация во времени.

Для упорядоченности музыкальное произведение делят на такты, которые отделены тактовыми черточками.

Такт условно делят на доли, первая из которых является акцентирована, то есть сильная, другие -слабые.

В самом начале произведения ставится размер такта – он зависит от количества измерительных долей, помещенных в нем. Измерительной долей могут быть целая, половинка, четверть, восьмая и шестнадцатая.

Размер такта обозначается дробью, которая ставится на нотном состоянии. Верхняя цифра (числитель) – указывает количество долей, нижняя (знаменатель) – продолжительность каждой доли.

Обозначение размера выставляется в начале музыкального произведения, а также в местах, где размер такта меняется.

Пример размера 2/4 – “две-четверти”, 3/4 – “три-четверти”, 3/8 – “три-восьмые”, 2/8 – “две-восьмых” и так далее

Как читать ноты для фортепиано с листа?

Часто возникают очень распространяемые утверждения о том, что чтение нот с листа нуждается в особых специфических способностях и поэтому обучать этому дело неблагодарное. Или о том, что надо больше играть по нотам.

С точки зрения психологии развитые навыки игры с листа представляют собой сложную систему взаимосвязи зрения, слуха и моторики. Чтение нот для фортепиано с листа осуществляется при участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя. Нельзя спиcывать со счетов и талант.

Безусловно, желательно учиться читать ноты с листа уже в юном возрасте — чем раньше, тем лучше. Ведь как начинающий, так и взрослый, уже сложившийся музыкант, достигнут здесь весомых результатов только при наличии большой настойчивости и максимально приложенных усилий.

Как выглядит процесс чтения нот с листа?

Опытный пианист, готовясь сыграть незнакомое произведение в темпе и без остановок, чтобы передать характер, настроение музыки, действует таким образом:

Охватив взглядом небольшой отрывок нотного текста, быстро и на короткое время запомнив его, начинает играть не глядя на клавиатуру, потому что его глаза в это время заняты уже следующим отрывком.

Быстро запоминая новый отрывок музыки и передавая для реализации в звуках полученную информацию рукам, что доигрывают первый отрывок, он переносит взгляд на третий отрывок и др.

Отсюда следует то, что для быстрого чтения с листа, исполнитель должен:

уверенно, не испытывая нужды в постоянной поддержке зрением, ориентироваться руками и пальцами на клавиатуре фортепиано;

крепко, хоть и не надолго, но с «одного взгляда» — точно запоминать небольшие отрывки нотного текста;

уметь быстро, почти автоматически, находить удобную аппликатуру для исполнения музыкального отрывка любой сложности.

Получается, что учиться читать ноты чем раньше, тем лучше!

Как учили читать ноты выдающиеся педагоги XVIII века?

Выдающиеся педагоги XVIII столетия (Ф.Куперен, Ф.Марпург, Ф.-Е.Бах, Д.Трюк) предлагали определенные приемы, которые помогали сделать так, что пока глаза заняты чтением нот, руки свободно исполняют произведение.

Один из таких приемов – разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз исполнителя клавиатурой с помощью специальной планки или ткани;

Другой – выполнения изученных пьес с закрытыми глазами или в темноте.

Эти приемы используются некоторыми современными педагоги и сегодня Так, в первой главе » школы чтения с листа», доцент Мюнхенской консерватории В. Кайльман пишет о том, что для того, чтобы овладеть техникой чтение с листа, необходимо сначала разграничить функции глаз и рук. Они должны быть, возможно, более независимы друг от друга; взгляд стоит направлять только на нотный текст, а пальцы должны управлять клавишами вслепую. Тогда глазам не придется нести двойную нагрузку – читать ноты и искать клавиши. Таким образом, более важной предпосылкой чтения нот с лист является игра вслепую.

Как научиться играть в слепую?

1. Нужно хорошо запомнить и мысленно представить как выглядят две группы клавиш, которые составляют октаву

2. Не глядя на руки, находить в разных октавах белые клавиши, которые окружают группу черных, а затем расположены между ними черные; при этом пальцы беззвучно касаются черных клавиш, которые служат надежным ориентиром, благодаря тому, что они сгруппированы по две и три.

Позже «слепым методом» прорабатываются различные интервалы и аккорды.

В практике ведущих педагогов кроме вышеупомянутых упражнений начального этапа обучения применяются еще другие формы тренировки. Например, играть выученную гамму в одну октаву non legato, затем выполнить ее разными штрихами, не глядя на руки, а глаза при этом закрыты или подняты вверх, и все внимание сконцентрировано на звучании и артикуляции. На этом этапе желательно играть гаммы, которые удобны в аппликатурном отношении и имеют черные клавиши / H, E, A, D – dur, c, dis-moll/.

Другой пример: каждой рукой отдельно, короткие попевки, гармонические интервалы или аккорды, что вроде бы перекликаются один с другим в разных октавах.

Как запоминать отрывки нотного текста?

Подготовительное задание, способствующее выработке второго умения — крепко запоминать небольшие отрывки нотного текста, начиная с группы нот, небольшого мотива, а дальше небольшого отрывка произведения.

Внимательно присмотревшись и зафиксировав задание, надо сыграть его, не глядя в ноты. Умения быстро, почти автоматически выбрать аппликатуру, лучшую в данной игровой ситуации, определяет скорость и точность руховой реакции на нотную картину.

Ведь известно, что аппликатура, приобретая различные варианты у разных исполнителей, опирается все же на некоторые закономерности. Плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что пианист не представляет себе, как расставить пальцы в тексте, и играет теми, что первые смогли это сделать.

Проанализируем основные элементы, из которых состоит навык игры с листа.

Это уверенное знание «языка нот». Работая над игрой с листа, даже в умеренном темпе, пианист не имеет возможности видеть и осмысливать каждый нотный знак. На помощь приходят разнообразные приемы ускоренного чтения.

Один из них – так называемое «относительное» чтение, которое основывается на четком представлении о расстоянии между нотными знаками: одна нота воспринимается по ее абсолютному положению (это нижняя нота аккорда или первая нота горизонтальной последовательности звуков), а остальные –как дистанция между ней и соседними нотами, то есть относительно.

Ускоренному чтению способствует умение быстро распознать типичные мелодические и гармонические обороты: гаммы, арпеджио, аккорды, их последовательности и др. Преодоление трудностей во время быстрого охвата звуков вертикалью можно осуществить с помощью специальной тренировки.

Например:

1. Сыграть пьесу аккордового изложения (Хорал или «Северную песню» с » Альбома для юношества» г. Шумана , или Анданте с сонаты №10 тв.14№2 Л. Бетховена );

2. Создать обратное действие: текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играть в аккордовой фактуре. Для этого можно использовать Маленький этюд соль мажор с «Альбома для юношества» г. Шумана;

3. Записать фортепианное произведение гомофонного, полифонического или аккордового изложения на 3-х или 4-х нотных станах и выполнить как партитуру.

Существует еще такое умение, которое характерно более всего для игры с листа, без которого непрерывное, продуманное, выразительное исполнение в необходимом темпе практически невыполнимо. Это способность заранее понять хотя бы в общих очертаниях ближайшие моменты музыкального текста.

Возможность догадаться о ближайшем продолжении текста зависит:

  • во-первых, от сложности текста, степени упорядоченности его элементов;
  • во-вторых, от «начитанности» музыканта, то есть его музыкально-исполнительского опыта.

Принимая за основу многократное повторение подобных явлений, мозг воспринимает и отделяет типичные связи музыкального языка, такие, как:

различные ладовые структуры;

типы мелодического движения (ступенчатое, по тонам аккордов, скачкообразное);

ритмичные обороты, встречающиеся чаще всего;

принципы объединения тонов в аккорды и связи аккордов между собой;

формы организации музыкальной ткани (или типы фактуры: гомофонна, полифоническая и и др.);

схемы построения сочинений: простая одночастная, двух — или трех частная форма, рондо, вариации, фуга и др.

На самой высокой ступени находятся понятия о жанре и стиле. Владение стилем во время чтения играет, наверное, решающее значение. В рамках стиля приобретают индивидуальность ощущения строя, фактуры, ритма, формы, жанра.

Моторная готовность у опытного пианиста рождается уже с первого взгляда на нотный текст. Ориентир – это общий рисунок фактуры. Произведение ярко выявленного аккордовой изложения (Хорал из «Альбома для юношества » Р. Шумана) порождает совершенно новую движущую установку, чем произведение другого изложения.

Наряду с фактурой, устойчивым элементом, вокруг которого во время чтения с листа организуется восприятие текста, становится доминирующим метроритмический рисунок. В нем отображаются характеристики произведений, такие, как жанр и, в связи с темпом, тип движения. Стали ритмические формулы является отличительной признаком жанра: марша, вальса, полонеза, польки, колыбельной.

Заключение:

Целенаправленные и последовательные занятия чтением нот с листа могут дать желаемые плоды, ведь умение свободно в нужный момент владеть этим навыком не перестает быть насущной потребностью для представителей музыкальных профессий, от преподавателя музыки и пения в общеобразовательной школе, к концертного исполнителя. От своевременного приобретения навыков чтения нот с листа в значительной степени зависит широта музыкального кругозора, на данный момент это особенно актуально в связи с задачами, которые поставлены современной музыкой, которая на первый план выдвигает необходимость развития музыкального интеллекта.

Источник

Читайте также:  Armstrong go down moses ноты для
Оцените статью