- Как научиться играть на синтезаторею Урок 2
- Игра правой рукой на синтезаторе
- Если все-таки это представляет для вас сложность, то, вероятно, у вас одна из следующих проблем:
- Лучшие ноты песен для детей для исполнения на синтезаторе
- Методика игры по цифрам
- Песенки для тренировок
- Ну вот пришла лягушка
- Мелодия из Гравити фолз
- С Днем Рождения Тебя (Happy Birthday To You)
- В лесу родилась ёлочка
- Песня из мультфильма «Фиксики»
- Облака, белогривые лошадки
- Улыбка (из мультфильма Крошка Енот)
- Пусть всегда будет солнце!
- «Маленькая страна» (Николаев)
- «Спят усталые игрушки» колыбельная из передачи «Спокойной ночи, малыши!»
- «Пусть бегут неуклюже» из мультфильма про Крокодила Гену и Чебурашку
- «Прекрасное далеко» ноты песни из фильма «Гостья из будущего»
- «Лесной олень» ноты для синтезатора, фортепиано цифрами
- Полезное видео по теме:
- Песни на синтезаторе по цифрам
- Как играть на синтезаторе по цифрам
- Урок 1
- Ноты и клавиши
- Расположение нот на клавишах
- Знаки альтерации
- Как располагаются полутоны на фортепиано
- Учимся играть гамму До – мажор и другие
Как научиться играть на синтезаторею Урок 2
Игра правой рукой на синтезаторе
Как уже говорилось в предыдущем уроке, научиться играть на синтезаторе гораздо проще, чем на пианино.
Теперь пора разобраться, чем отличаются ноты для пианино от нот для синтезатора. Мы будем учить для первого раза несложное и очень известное произведение Yesterday.
Посмотрите на любые ноты, которые у вас есть. В нотах для фортепиано на двух нотных станах записывают ноты для правой и для левой руки. А в нотах для синтезатора (Например, посмотрите здесь, это ноты того самого Yesterday) ноты только для правой руки. Аккомпанемент обозначен аккордами ( буквы над нотами и аккорды в нотном виде на втором нотном стане. По сути – это одно и то же. С аккордами мы разберемся в следующих уроках).
Давайте разучим пока правую руку. Это не трудно. Мелодия Yesterday простая и знакомая всем на слух, поэтому вам будет совсем легко ее разучить. Просто попробуйте.
Если все-таки это представляет для вас сложность, то, вероятно, у вас одна из следующих проблем:
- Вы вообще не знаете нот – тогда вам в урок Нотная грамота
- Вы выучили ноты на нотном стане, но не можете играть их, потому что каждый раз приходится соображать, где эта нота на клавиатуре – тогда вам сюда, в урок как выучить ноты
- Вы вроде бы играете все ноты как положено, но они не складываются в мелодию, тогда скорее всего, у вас проблемы с длительностями нот, стоит прочитать соответствующий урок.
Итак, что сегодня нужно усвоить? В нотах для синтезатора мелодия записывается нотами, а аккомпанемент – аккордами. Вот и все.
Кстати, вот почему не стоит пытаться играть классические произведения на синтезаторе с помощью автоаккомпанемента. Там нет простого аккомпанемента аккордами. В таких произведениях две мелодии (партии правой и левой рук) сливаются в одну, никакими автоматическими функциями такого не сыграть. Впрочем, ничто не мешает играть классику на том же синтезаторе, просто отключив функцию автоаккомпанемента. (тогда, в общем-то синтезатор превращается в электронное пианино).
На сегодня все. Домашнее задание – разучить ноты Yesterday для правой руки.
В следующем уроке поговорим об аккордах для синтезатора. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Источник
Лучшие ноты песен для детей для исполнения на синтезаторе
Ноты для начинающих слишком сложны, а дети их в принципе могут не понимать. На этот случай была разработана методика обучения по цифрам.
В понимании она намного проще, а изучение инструмента становится веселым развлечением. Ниже вы найдете инструкцию о том, как научиться играть на синтезаторе по цифрам с нотами.
Методика игры по цифрам
- Клавиши фортепиано разбивается по октавам – 7 белых.
- В каждой октаве счет начинается 1 и заканчиваются 7. Черные маркируются дробями, ведь они издают промежуточные звуки.
- Для удобства октавы также красят в особые цвета. Так каждая нота будет иметь собственный номер и сектор.
- Чтобы обучение происходило быстрее, каждой руке отделяется конкретное число октав. В записи ноты по цифрам имеют дополнительный артикул П (правая рука) или Л (левая).
Запись ведется стандартным образом: слева-направо. А вот интервалы цифровые мелодии для синтезатора не отражают. Поэтому перед игрой песню желательно многократно прослушать.
Песенки для тренировок
Теоретическая часть закончилась и теперь можно сыграть песни на синтезаторе для начинающих. Ниже приведен список простеньких мелодий, которые хорошо подойдут для обучения.
Ну вот пришла лягушка
С этой песни по цифрам на синтезаторе начинают все дети. Куплет играется всего на 4 клавишах первой октавы. Мелодия простая, но зато она учит чувству ритма и помогает научиться быстро перемещать пальцами.
Трудности у детей начинаются во время припева, когда подключаются полутона (черные клавиши), но короткая тренировка быстро это исправит.
Мелодия из Гравити фолз
Конечно, кроме классики по нотам-цифрами для синтезатора можно играть и современные песни. Например, вступительная мелодия из мультика «Gravity Falls».
Здесь подключены аккорды, записанные в столбик. Они как-бы соединяются в один звук, поэтому их зажимают быстро и последовательно.
Играется мелодия аж на 4 октавах: малой, первой, второй и контроктаве, поэтому на тренировку понадобится больше времени. К тому же, здесь нужно быстро нажимать по клавишам.
С Днем Рождения Тебя (Happy Birthday To You)
Красивая и простая песенка, которой можно поздравить с Днем Рождения друзей или родственников. Не сложнее кузнечика, но здесь уже включены сразу 2 октавы: первая и вторая.
Для тренировки она хороша тем, что здесь не обязательно соблюдать четкие интервалы между звуками. Даже с большими промежутками, мелодия прекрасно складывается в узнаваемое поздравление.
В лесу родилась ёлочка
Традиционная новогодняя песенка, которую можно исполнить на утреннике. В усвоении она чуть сложнее «Кузнечика», зато — циклична. Последующие куплеты играются точно также, как и первый.
Используется 2 октавы: первая и малая. Она научит малыша быстро играть двумя руками.
Песня из мультфильма «Фиксики»
Красивая детская песня из «Фиксиков» легко играется на синтезаторе. Хоть она и кажется сложной, используется всего 3 октавы: первая, вторая и малая.
Единственная сложность, которая может возникнуть у ребенка – короткие интервалы. Но через пару дней тренировок он сможет ее играть с закрытыми глазами.
Облака, белогривые лошадки
Песенка из старого советского мультика «Трям-здравствуйте» до сих пор преподается в большинстве музыкальных школ. Она простенькая, но для развития способностей подходит отлично. Хоть мелодия и простая, одна партия включает от 10 нот. Ребенок научится дольше играть без перерывов. А вот гармония легкая: всего 3 октавы.
Улыбка (из мультфильма Крошка Енот)
Еще одна советская классика, которая подойдет для «продвинутых» пианистов. Песенка богатая на ноты и партии быстро сменяют друг друга. К тому же она длинная, что хорошо развивают сенсорную и механическую память.
А вот октав всего 2: первая и вторая. С ее изучением не возникнет проблем, если ребенок осилил «Облака, белогривые лошадки».
Пусть всегда будет солнце!
Настоящий гимн человеческому счастью, который часто поют на утренниках и детских праздниках. Песенка была написана так, чтобы ее смело могли играть дети, хоть нот здесь и много.
Играется на первой, второй и третьей октаве. Хоть она и кажется сложной, здесь куплет и припев повторяются несколько раз, поэтому достаточно выучить небольшой отрывок.
«Маленькая страна» (Николаев)
Милая песенка за авторством Игоря Николаева. Почти вся мелодия играется на контроктаве с небольшим включением третьей.
Так как интервалы между нотами короткие, придется быстро перемещать пальцы по клавишам. А учитывая, что контроктава предназначена для левой руки – это хорошая тренировка.
«Спят усталые игрушки» колыбельная из передачи «Спокойной ночи, малыши!»
Под эту песню засыпали миллионы детей в СССР. Она медленная, размеренная и очень простая в усвоении. Целиком играется на контроктаве.
Приступать к ней можно сразу после кузнечика, так как уловить темп сможет даже дошкольник.
Ноты для синтезатора по цифрам представлены ниже.
«Пусть бегут неуклюже» из мультфильма про Крокодила Гену и Чебурашку
Одна из самых грустных и красивых советских мелодий. Композитором Шаинским были задуманы красивые переходы на полутонах из третьей октавы, когда основная часть играется на контроктаве.
Музыка прекрасно развивает чувство ритма и музыкальный слух. Проблемы у ребенка могут возникнуть с интервалами, поэтому прослушивание оригинальной мелодии строго рекомендуется!
«Прекрасное далеко» ноты песни из фильма «Гостья из будущего»
Очень простая в усвоении песенка, практически полностью играющаяся на контроктаве. Дети с ее помощью могут развить хорошее чувство ритма, так как в припев построен на повторяющихся нотах.
«Лесной олень» ноты для синтезатора, фортепиано цифрами
И напоследок, настоящая классика советской эстрады – «Лесной олень» Крылатова. Мелодия с резкими, неравномерными интервалами и плавными переходами из третьей октавы.
Полезное видео по теме:
Источник
Песни на синтезаторе по цифрам
Умение играть на музыкальном инструменте дается далеко не сразу. Новоиспечённому музыканту необходимы долгие тренировки, обучение нотной грамоте и капелька таланта. Но что, если вы не планируете быть виртуозом, а просто хотите уметь играть свои любимые песни? А может быть вам нужно познакомится с различными инструментами, чтобы сделать выбор в своей специализации? Именно для таких случаев существуют альтернативные и упрощенные схемы — запись песни на синтезаторе по цифрам, позволяющая легко выучить и сыграть любое музыкальное произведение.
Как играть на синтезаторе по цифрам
Принцип очень прост:
— Клавиатура фортепиано и синтезатора разделяется по октавам, в каждой октаве есть 5 черных клавиш и 7 белых,
— Белые и черные клавиши нумеруются: белые от 1 до 7,
— Черные клавиши имеют дробную нумерацию, так как ноты, за которые они отвечают, находятся между белых клавиш. К примеру, черная клавиша между 1 и 2 белой клавишей будет иметь номер 1/2,
— Каждую октаву клавиатуры обозначим своим цветом, чтобы было понятно, где именно играть,
— Нота, которую вам нужно будет сыграть, в записи будет иметь и свой номер, и цвет октавы,
— Ноты, которые нужно играть левой рукой, обозначаются буквой «Л»,
— Произведения в записи будут иметь ноты, записанные слева направо, в той очередности, в которой их необходимо играть,
— Аккорды записываются в столбик, обозначая каждую нажатую клавишу,
— Паузы и длительности схема не содержит, поэтому, изучая песню, советуем её одновременно прослушивать.
Источник
Урок 1
Занятия музыкой – это всегда терпение и труд. Не верьте мифам о каких-то непонятных талантливых людях, которые берут и тут же с первого раза могут что-то внятное сыграть: за всю историю ни один подобный случай так и не был зафиксирован. Чтобы чего-то достичь в музыке (да и, как показывает жизнь, не только), самое главное, что нужно, – это огромное желание. А если его нет, то стоит ли вообще начинать?
Настройтесь на встречу с музыкой. Начнем учиться играть на пианино! Забудьте обо всем плохом, сосредоточьтесь на занятии и будьте внимательны! На первый взгляд, научиться играть на фортепиано не так уж и сложно. Верно, это не труднее, чем овладеть китайским языком. Не отчаивайтесь, если упражнения сразу не получатся, наберитесь терпения и упорства. Это нормально, и через это проходит каждый музыкант. Шаг за шагом следуя чёткому плану, вы обязательно овладеете азами игры на фортепиано. План должен предусматривать постепенное усложнение задач. И, в связи с этим, приступать к следующему шагу следует только после полного усвоения предыдущего урока
Начинать учиться играть предпочтительнее на обычном пианино, а не на синтезаторе. Фортепиано имеет все семь октав (по сравнению с синтезатором, на котором может быть 3-4 октавы), и строение этого инструмента дает полностью прочувствовать звукоизвлечение, вибрирующие струны и нюансы работы с педалью, тогда как программа, «зашитая» в синтезаторе, вместо свободы и контроля даёт один и тот же готовый звук. Размер клавиш синтезатора может отличаться от тех, которые установлены на фортепиано. Скорее всего, они будут иметь неглубокий свободный ход и не требовать усилий при нажатии. Конечно, это не касается электронных инструментов со взвешенной клавиатурой, которая создаётся максимально приближённой к клавиатуре пианино, но такие инструменты и стоят ощутимо дороже своих аналогов с лёгкими клавишами.
Если человек учится на электронном инструменте с лёгкими клавишами, то переход на акустический инструмент (пианино или рояль) создаст определённые трудности. Однако те, кто овладел живым инструментом, без труда сыграют свой репертуар и на синтезаторе. Добиться выразительной и техничной игры можно только на инструменте с живым звуком и глубоким ходом клавиши.
Помните: в деле обучения исполнительству на фортепиано главное – постепенный переход от простого к сложному. Не надо в один урок стараться освоить много информации. Несколько теоретических положений и упражнений для пальцев следует заучить и повторять несколько дней. Затем двигаться дальше. Помимо усвоения теоретических знаний и совершенствования техники игры, начинающий пианист, как и любой музыкант, должен постепенно осваивать произведения и учиться ориентироваться в музыкальном материале. Этим тоже надо заниматься с первых уроков.
Ноты и клавиши
Если вы впервые сели за инструмент, и вас попросить нажать ноту Ля, вы этого быстро сделать не сможете!
Да, клавиши расположены в порядке, который известен многим с детских лет. Но клавиш так много! Сначала давайте разберемся в порядке белых клавиш.
Расположение нот на клавишах
Мы начнем с простого. Присмотритесь к белым клавишам. Они расположены среди черных в определенном порядке. Слева от пары черных клавиш всегда находится нота До, от которой идут по порядку все семь нот октавы.
Существует следующий порядок чередования нот в октаве: До-ре-Ми-фа-Соль-ля-Си-до. Сыграйте их, назовите и выучите наизусть, научитесь быстро находить любую ноту по её названию (на первое время – в пределах одной октавы). Через какое-то время найти ту же ноту Ля будет получаться за долю секунды. Но это умение придет со временем.
Итак, с белыми всё понятно. Для освоения черных клавиш немного углубимся в теорию. Пора познакомиться с понятием Интервал. Этим словом обозначают расстояние между двумя разными по высоте звуками.
Знаки альтерации
Альтерация – повышение или понижение тона звука. Знаки альтерации показывают, как изменяется звук по высоте – ниже или выше, на полутон или тон.
Полутон – это две рядом расположенные клавиши. Могут быть сочетания – белая-белая, черная-белая клавиши. Они составляют минимальный интервал (забегая вперёд, он называется «малая секунда»). На фортепиано это, например, соседние ноты До – До диез, Ми – Ми бемоль. Если черная клавиша отсутствует между белыми, то полутон будет состоять из двух белых: Си – До, Ми – Фа. На некоторых струнных инструментах этот интервал складывается из рядом находящихся ладов на общей струне.
Как располагаются полутоны на фортепиано
# — диез мы привыкли видеть на панели сотового телефона и в хештегах в интернете, а между тем, в музыкальной грамоте диез говорит об изменении высоты звука на один полутон вверх, а бемоль (b) – соответственно, вниз. Это могут быть звуки на белых и черных клавишах: Ми # = Фа, Фа b = Ми. Такие звуки называются энгармонизмами или энгармонически равными.
Такое увеличение или уменьшение звуковой высоты называется альтерацией, а знаки, обозначающие в нотах эти действия – знаками альтерации. Их пять:
Прочитайте внимательно таблицу, и запомните, как действуют на звукэти обозначения.
Знаки альтерации могут стоять в любом месте нотного текста:
при скрипичном или басовом ключе в начале строчки. Тогда они не пишутся каждый раз перед нотой, а имеются ввиду при исполнении всей пьесы или мелодии.Пишутся знаки группой сразу после ключа. «Ключевые» # и b ставятся в строгом порядке.
Порядок диезов: ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ. Эту скороговорку нужно будет запомнить.
Порядок бемолей – СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА. Это обратная скороговорка, постарайтесь её тоже выучить.
Знаки при ключе действительны для указанных нот независимо от того, в какой октаве они находятся.
Случайные знаки распространяются только на одинаковые звуки в границах определенного такта на одном нотном стане. Случайный бекар нейтрализует повышение или понижение ключевым знаком на один такт для определенной ноты, даже если она повторяется в такте несколько раз.
Тон – это двойной Полутон. На 1 тон вверх от До располагается нота Ре, на тон от Ми находится Фа диез.
Даже такая несложная информация требует осмысления и заучивания. Эти сведения о расположении нот по высоте – основополагающие, они пригодятся нам в будущем так же, как алфавит нужен нам при изучении языка.
Учимся играть гамму До – мажор и другие
Гармоничное звучание нот – это слаженное приятное слуху чередование звуков.
Тональность – ноты, выстроенные в ладовом соотношении от определенной ноты звукоряда.
Чтобы сыграть мажор от какой-либо ноты, звуки надо выстроить в нужном порядке чередования тонов и полутонов. Гамма — чередование звуков в определенном порядке. Мажор и минор отличаются порядком следования тонов и полутонов, и звучат по — разному: мажор – весело, а минор – грустно. Но это не значит, что все веселые мелодии сочиняются в мажоре, а печальные – в миноре. Есть много примеров, не отвечающих этому правилу.
Все мажорные гаммы строятся одинаково: «2 тона – полутон – 3тона – полутон».
Можно запоминать как «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон» Первый самый простой мажорный лад от ноты До строится и играется только по белым клавишам:
До-Ре – тон, Ре-Ми – тон, Ми-Фа – полутон, Фа-Соль – тон, Соль-Ля – тон, Ля-Си – тон и Си-До – полутон.
Обычно с До-мажора и начинается обучение музыкальной грамоте и игре на инструменте. Закончить этот звукоряд надо на ноте До, которая находится через октаву вверх. Самые простые гаммы – До-, Фа-, Соль-мажоры.
При построении Фа-мажора нам встретится знак Си-бемоль, а играя Соль-мажорную гамму, мы нажмем Фа-диез вместо Фа.
Каждый звукоряд необходимо играть правильными и удобными пальцами. Удобство, конечно, относительно, но здесь важно привыкнуть играть физиологично и единообразно.
Каждый палец, когда мы говорим об игре на фортепиано, обозначается своим порядковым номер. Он одинаков для правой и левой рук:
- 1-большой,
- 2 – указательный,
- 3 – средний
- 4 – безымянный,
- 5 – мизинец.
А порядок пальцев при исполнении мелодии называется аппликатурой. В нотном тексте порядок пальцев указывается цифрой около ноты.
Аппликатура мажорных гамм для правой руки:1-2-3 -1-2-3-4-5 пальцы. После 3-его звука 1-й палец «подкладывается» под 3-й. В обратном порядке пальчики играют в зеркальной последовательности, причем после 5-го звука 3-й палец «перебрасывается» через 1-й.
Важно правой рукой начать гамму 1-м пальцем, а верхнюю ноту взять 5-м. Спускаясь вниз, надо вернуться к 1-му пальцу.
В левой руке все наоборот. Начинает играть снизу 5-й палец, а заканчивает на верхней ноте 1-й палец: 5-4-3-2-1-3-2-1. Вниз играем в обратном порядке:1-2-3-1-2-3-4-5.
Не все мажорные гаммы играются в такой аппликатуре. Есть исключения. Но в этом подробнее разберемся на последующих уроках. Аппликатура меняется в гаммах, где встречается много черных клавиш.
Например, если вы попробуете играть Фа – мажор правой рукой указанными пальцами – точно, запутаетесь. А виной всему Си – бемоль, который очень неудобно играть 1-м пальцем. Черные клавиши всегда берем длинными пальцами (все, кроме 1-го).
Для правой руки в этом случае будет такой порядок пальцев (играем на две октавы):
1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно.
Для левой руки аппликатура будет следующей:
5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно.
Не торопитесь играть сразу в две руки, особенно гаммы с разной аппликатурой вправой и левой руке.
Для начала хорошо выучите и отточите до автоматизма исполнение мажорных гамм в две октавы отдельными руками. Быстро играть не надо. Мозг качественно усваивает информацию, если она подается медленно и размеренно. Когда будете играть мажорные гаммы, старайтесь делать это ритмично, заставляя ноты звучать с одинаковой длительностью. Это приучит вас к ритмической организации, гаммы превратятся из унылого упражнения в красивую полноценную мелодию с определенным ритмом, пусть пока и ровным. Для разнообразия можно делать акценты на нижний и верхний звуки. Важно усвоить правильный порядок следования пальцев, так как впоследствии при исполнении партий в 4 октавы обеими руками трудно будет уследить за каждым пальцем.
Следующее занятие мы посвятим ознакомлению с основами музыкальной грамоты. Это необходимо для освоения клавиатуры и исполнения мелодий по нотам.
Автоматизм достигается тогда, когда пианисту больше не требуется контролировать порядок пальцев. При импровизации или исполнении сложного произведения важно следить за мелодией, а не за аппликатурой. Но это достигается месяцами и годами регулярных занятий, такой навык невозможно приобрести за короткий срок. Правильные пальцы сегодня – это залог техничной беглой игры завтра!
Желаем вам добиться успеха в исполнительстве на фортепиано и перейти из разряда начинающих в мастера! Приглашаем на занятия в школу фортепиано в Москве на Раушской набережной.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.
Подробнее об уроках фортепианоИсточник