Ноты для приложения kalimba

Ноты для приложения kalimba

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Источник

Ноты для приложения kalimba

Введение. Пост №1.

Что означают буквы на язычках калимбы на рисунках? Каким нотам соответствуют язычки? Что такое строй инструмента? У Вас появились подобные вопросы?

Эта тема создана для тех, кто делает первые шаги в мир музыки в качестве начинающего музыканта. Не всем в жизни довелось получить музыкальное образование.

Ответы на эти и подобные вопросы могут помочь Вам самостоятельно учиться играть на калимбе, понять как настраивать и перестраивать её.

Названия нот знают все. На рисунке вы можете увидеть те самые буквенные обозначения, которые видите на схемах для настройки калимбы. Также показано каким нотам эти буквы соответствуют. На рисунке одна октава.

Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте ноты помогают октавы.
На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук.

На рисунке выше изображена одна октава. Для наглядности мы демонстрируем всё на клавиатуре фортепиано. Что такое октава?

Привычная нам последовательность нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
Октава — это расстояние между двумя клавишами с одинаковыми названиями. Например, расстояние от ноты РЕ до следующей ноты РЕ образует одну октаву. В каждой октаве 7 белых клавиш и 5 черных.

На рисунке ниже изображены две октавы фортепиано. От ноты ДО слева до ноты ДО в середине — одна октава. От Крайней ноты ДО слева до крайней ноты ДО справа — две октавы.

На этом рисунке показан 5-ти октавный синтезатор. Так же даны названия октав. Строй обычных калимб позволяет играть ноты малой октавы и первой октавы.

Для записи нот от ДО до СИ в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Обратите внимание, что ноту СИ обозначает не буква B, а H. Буквой B обозначают СИ-БЕМОЛЬ (хотя в англоязычной литературе и некоторых сборниках гитарных аккордов всё чаще это правило нарушается).

Поэтому нет ничего страшного, если в обозначении нот вы встретите ноты написанные по-разному.
СИ — B (по правилам латинской нотации это не верно, но в обозначении нот калимбы обычно употребляется именно эта буква) или H (в табулатурах калимбы обычно не встречается).
СИ-БЕМОЛЬ — B (в обозначении нот калимбы обычно так обозначается только нота СИ) или Bb (стандартное обозначение для калимбы).

Сравните. На первой картинке изображены обозначения нот «по-правилам». На второй картинке так же нет ошибки, такое обозначение нот обычно используется при игре на калимбе.

Немного терминологии. Пост №8

Звукоряд — В основу музыкальной системы положен ряд звуков. Этих звуков ровно 88, расположены они в порядке возрастания высоты звука (свойство звука: высота): от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом.

Ступень звукоряда — Каждый звук какого-либо звукоряда называется ступенью этого звукоряда. Все знают названия 7-ми нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это звукоряд ДО-МАЖОР, а эти ноты названия основных ступеней звукоряда (См. пост №16).

Альтерация – это изменение высоты основных ступеней звукоряда (основные ступени звукоряда, например, ДО-МАЖОР – это до ре ми фа соль ля си) (См. пост №9).

Знаки альтерации. Пост №9

Снова вернемся к клавиатуре фортепиано. До этого мы обращали внимание только на белые клавиши. Теперь посмотри на черные.

Каждая октава состоит не из 8 нот ( ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО), а из 12. Если смотреть на клавиатуру фортепиано и читать их по порядку то получится так: ДО, ДО-ДИЕЗ, РЕ, РЕ-ДИЕЗ, МИ, ФА, ФА-ДИЕЗ, СОЛЬ, СОЛЬ-ДИЕЗ, ЛЯ, ЛЯ-ДИЕЗ, СИ, ДО. Или в латинской системе: C, C#, D, D#, E, F, F#, G,#, A#, B.

В нотах и настройке калимбы часто встречаются «знаки альтерации», условно говоря диезы и бемоли.

Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями. Используется и ещё один знак – бекар, он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук. Посмотрите, как это выглядит в нотах:

Источник

Ноты для приложения kalimba

Табулатуры для требла в строе До Мажор (и производных от «до») вынесены в отдельную тему:
https://vk.com/topic-50568834_39524165

В этой теме все остальное.

На иностранных сайтах табулатуры для калимбы расположены так, что они читаются снизу вверх. Я подбирала мелодии к песням и, для того чтобы можно было согласовать табулатуру с текстом расположила ноты так, что они читаются сверху вниз.

Вот табулатуры для достаточно известной мелодии Greensleeves и примеры исполнения этой мелодии.
Ниже приведено видео для требл-калимбы, исполняет — Евгений Шаля.

Очень красивая композиция. Автор и исполнитель — Никита Афанасьев. Особенность ее состоит в том, что она состоит из двух частей — игра аккордами и мелодия, от чего создается ощущение, что играют сразу два инструмента. В табулатурах красным выделены те ноты, которые создают мелодию, те что обозначены черным, это аккорды. Для тех, кому тяжело играть эту мелодию, можно сначала проиграть по красным нотам. Услышав и почувствовав мелодию можно добавить в нее аккорды.

Эти табулатуры написаны по видео, поэтому цифры слева означают время на видео, когда играется та или иная часть мелодии.

Эта мелодия ирландской баллады Cruel Sister. Здесь представлены несколько вариантов исполнения этой мелодии. Я ее подбирала под голос Meldis, так что, во время игры можно даже себе подпевать. Табулатуры написаны для стандартного строя Требл-калимбы.
Cruel sister.

There lived a lady by the North Sea shore
(Lay the bent to the bonnie broom)
Two daughters were the babes she bore
(Fa la la la la la la la la la)

As one grew bright as is the sun,
So coal black grew the elder one.

A knight came riding to the lady’s door,
He’d travelled far to be their wooer.

He courted one with gloves and rings,
But he loved the other above all things.

Oh sister will you go with me
To watch the ships sail on the sea?

She took her sister by the hand
And led her down to the North Sea strand.

And as they stood on the windy shore
The dark girl threw her sister o’er.

Sometimes she sank, sometimes she swam,
Crying, «Sister, reach to me your hand!»
«Oh Sister, Sister, let me live,
And all that’s mine I’ll surely give.»

«(It’s) your own true love that I’ll have and more,
But thou shalt never come ashore.»

And there she floated like a swan,
The salt sea bore her body on.

Источник

Ноты для приложения kalimba

Настройка калимбы. Пост № 22

Нагляднее всего пентатоника видна в пентатоник-калимбе с 11 язычками. Возьмем строй G-МАЖОР. Почему настраивается именно так?

Для начала смотрим гамму СОЛЬ-МАЖОР (См. пост №15).
G, A, B, C, D, E, F#. Мы видим, что эта гамма мажорная и в ней присутствуют все 7 ступеней, а нам нужно 5. Мы можем отсчитать от ноты G интервалы (представляем клавиатуру) G-тон-A-тон-B-3 полутона-D-тон-E. Получается G,A,B,D,E.

Или смотрим гамму G, A, B, C, D, E, F# и убираем из нее IV и VII ступени (ноты). И получаем G,A,B,D,E.

Для того, что бы настроить калимбу мы просто от язычка к язычку повторяем эту последовательность нот по-кругу. Таким образом можно построить пентатонику от ЛЮБОЙ ноты! и получить совсем разный вид строя. Таким же образом можно эксперементировать с этническими и неэтническими ладами. Берем ноты лада, если их семь убираем определенные ступени (или считаем интервалы), если их пять, то настраиваем язычки по-кругу повторяя ноты.

Аккорды. Пост №23

На калимбе, как и на многих других инструментах, можно играть аккордами. На фото показаны аккорды к разным калимбам — Требл G-мажор, Альт G-мажор, пентатоник, 8-язычковая и требл До мажор.

Аккорд — это соединение трех или более нот, которые звучат одновременно, причем расстояния между нотами подчинены определенной закономерности.

Мажорные и минорные трезвучия. Пост №24

Для того чтобы понять, как образуются аккорды снова представим клавиатуру фортепиано.
Разберем аккорды, которые присутствуют на вкладыше. Представим расположение аккордов G,C (мажорные трезвучия) на фортепиано. Если посчитать полутона между ними можно увидеть определенную закономерность.

Аккорды в названии которых встречается буква «m», например Em, Bm, Am это минорные трезвучия. Их особенность состоит в том, что расстояние между нотами отличается от мажорного. В мажоре 4 полутона+3 полутона. В миноре наоборот 3 полутона+4 полутона.

Аккорды dim и sus. Пост №25

Во вкладке так же встречаются такие аккорды как F#mdim, Asus, Bm dim.
Dim означает — уменьшенное трезвучие. Как видно из названия для этого нужно уменьшить или сузить интервалы мажорного и минорного трезвучий.
Чтобы превратить мажорное трезвучие в уменьшенное надо вторую и третью ноты аккорда понизить на пол тона. То есть аккорды F#mdim , Bm dim это уменьшенные трезвучия аккордов ФА-ДИЕЗ МИНОР (F#m) и СИ МИНОР(Bm).

Sus – это аккорды с задержаниями. такие аккорды создают ощущение неразрешенности, напряженности мелодии. Для того чтобы образовать такой аккорд надо вторую ноту мажорного аккорда повысить на пол тона (чтобы сделать из мажорного аккорда минорный мы понижали вторую ноту на пол тона, теперь наоборот).

Для того чтобы сделать аккорд более наполненным можно добавить четвертую ноту. Это может быть одна из нот аккорда, но на октаву выше, во вкладыше добавляется нота созвучная аккорду. Например, если аккорд F#mdim , он состоит из нот F#, A, C, то дополнительной нотой будет F# на октаву выше первой ноты аккорда, таким образом, у нас получается аккорд из четырех нот.

Игра аккордами. Пост №26

Аккорды можно играть по-разному.
1. Стандартный вариант. Например, можно сыграть сначала дополнительную ноту, а потом остальной аккорд (на калимбе, если нужно сыграть ноты аккорда одновременно, обычно их играют скольжением от самых длинных язычков к коротким).
2. Аккорд внутри октавы. Можно сыграть одновременно самую низкую и высокую ноту аккорда, а потом сыграть остальные две ноты аккорда.
3. Арпеджио – это игра нот не одновременно, а поочередно.

В примере представлены варианты игры аккорда С. Игра аккордами не ограничивается представленными на картинке, можете придумать собственные варианты.

Упражнение. Пост №27

Вот такие упражнения по арпеджио предлагаются на сайте калимбамэджик.
В некоторых аккордах добавляются ноты, которые не присутствуют в изначальных аккордах.

1. Для Альто и Требл калимб. В арпеджио аккорда G, показанное на рис.1, были добавлены ноты, которых не было в этом аккорде, дважды. Второй аккорд С. Одна нота не из аккорда была добавлена в арпеджио. Ноты в аккорде играются по одной за раз. Можно сначала подниматься, затем опускаться по аккорду. И смотрите, возможно ли добавить одну или две ноты не из аккорда, чтобы сделать мелодию более интересной.
2. Для пентатоник-калимбы, настроенной в тональности СОЛЬ-МАЖОР предлагается арпеджио по аккордам 1. G (Соль-мажор) 2. Em (Ми-минор) 3. A (Ля-мажор) 4. D (Ре-мажор).
3. Для пентатоник-калимбы, настроенной в тональности СОЛЬ-МИНОР.

Обращение аккордов. Пост №28

Для того, чтобы украсить аккорд или сделать его более звучным мы добавляли к нему дополнительные ноты. Но существует еще один способ сделать звучание аккорда более интересным или просто более высоким. До этого мы разбирали только аккорды с основным положением нот. Любой аккорд можно сыграть несколькими вариантами. Например, аккорд ДО-МАЖОР (С), ноты в нем располагаются последовательно ДО, МИ, СОЛЬ. Но для того, чтобы сыграть обращение аккорда можно вместо ДО, МИ, СОЛЬ сыграть МИ, СОЛЬ, ДО или СОЛЬ, ДО, МИ. Чтобы на калимбе сыграть ДО-МАЖОР (С) не обязательно играть именно ту последовательность нот, которая указана во вкладыше. Рассмотрим варианты обращений на примере трезвучий ДО-МАЖОР и СОЛЬ-МАЖОР.

Игра по нотам. Пост №29

Для того, чтобы не ограничивать свой репертуар уже подобранными мелодиями для калимбы, стоит научиться играть по нотам. Это не так сложно как кажется.
Стандартная последовательность нот ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.

На рисунке изображены те ноты, которые можно будет сыграть на калимбе стандартного строя. Для того, чтобы разбирать мелодии, написанные нотами не обязательно учить наизусть все ноты и их расположение, если часто играть по нотам, то они выучатся сами собой. Но для начала лучше постараться запомнить основные названия нот (и их расположение), которые бросаются в глаза, и от них уже можно будет по-порядку отсчитать и вычислить нужную ноту.

На рисунках ниже показаны расположения нот на нотном стане и их названия.

Расположение нот на калимбе. Пост №30

Схемы, приведенные ниже помогут вам вычислить нужную ноту в мелодии.

Мелодия, записанная нотами. Пост №31
Для начала потренируемся на простой мелодии Fais Do-Do. Для того, чтобы сыграть эту мелодию нам не обязательно учить длительности нот (об этом пойдет речь дальше). Можно послушать аудио (партия флейты) и сыграть мелодию с услышанным мотивом, как бы ориентируясь на внутреннее чутье. Можно даже пропеть мелодию.

Смотрим в ноты.
Первые ноты: СИ(B), ЛЯ(A), СОЛЬ(G). СОЛЬ(G), ЛЯ(A), СОЛЬ(G), ЛЯ(A), СИ(B), СОЛЬ(G). Обратите внимание на точку в этом примере. Для удобства проигрывания мелодии, лучше всего ее разделять на предложения — музыкальные фразы.

Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки, или паузы, в мелодии указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии – точная или с некоторыми изменениями – создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Можно сравнить с предложениями на которые разделяется текст.

Теперь с помощью схем (См. Пост №30) вычисляем, где находятся нужные нам ноты и играем их. Когда ноты идут подряд друг за другом (например в такте №9 или №14-15) не обязательно высчитывать каждую ноту, проще играть их просто друг за другом (См. Пост №12). Если потренироваться, то довольно быстро можно будет сыграть мелодию целиком.

О нотах. Пост №33
А я расскажу как можно сыграть, например, приведенную выше мелодию Fais-Do-Do, точнее с чего начать, когда внутреннее чутье подводит, а сыграть по нотам надо.
Если рассмотреть внимательно ноты, то можно увидеть, что у нот разный внешний вид, что они разделены «черточками»,в верху надпись Moderate =120, а в начале написано 3/4 и есть нота с точкой.
Что это значит?
1. Внешний вид каждой ноты говорит о том сколько эта эта нота будет звучать. Если равномерно прохлопать четыре раза, считая при этом 1и-2и-3и-4и, то это длительность звучания целой ноты. Если прохлопать с таким же ритмом, считая 1и-2и, то это длительность звучания половинной ноты (и т.д. как на рисунке).
2. Moderate =120 это означает скорость с которой (в предыдущем примере) надо хлопать, ведь ритм может быть медленным или, наоборот, очень быстрым. Иногда в нотах можно встретить вместо этого надпись «Presto», «Allegro» и т.д. это тоже означает скорость произведения. 120, это скорость метронома, если в метрономе выставить частоту 120, то каждый удар будет равняться той ноте, которая нарисована, в данном случае — четвертная.
т.е. на каждый удар метронома, если прохлопать, то счет будет — 1и.
3. Разделение нот «черточками», это разделение нот на такты. В письме такт ограничивают на нотном стане вертикальными чертами.
4. 3/4 читается как — три четверти. Это размер произведения — Размер указывается двумя цифрами, расположенными одна над другой. Нижняя цифра указывает длительность ноты, а верхняя — сколько нот данной длительности составляют суммарную длительность такта.
В нашем примере это значит, что в каждом такте должно быть три четвертных ноты. А значит каждый такт будет «прохлопываться» таким образом: 1и2и3и и заново.
Размеры бывают разными, более подробно можно поискать в интернете.
5. Нота с точкой означает увеличение длительности звучания ноты на половину от самой себя. Т.е. у нас в примере половинная нота с точкой. Обычно мы считаем 1и-2и, но с точкой считается 1и,2и+3и.

Возвращаемся к нашей мелодии. В первом такте две ноты — половинная и четвертная. На первую ноту считаем — 1и,2и на вторую 3и. В третьем такте три четвертных ноты, значит считаем на первую ноту 1и, на вторую 2и, на третью 3и. и т.д.

Пост №35 Потихоньку подходим к теме «Транспонирование».

Умение транспонировать очень важно для расширения репертуара на калимбе. Транспонирование часто применяют в случае невозможности или трудоемкости исполнения оригинальной мелодии. Ведь проще изменить мелодию, написанную в нотах, чем постоянно изменять строй калимбы.

Для начала немного терминологии:
Транспонированием называется изменение высоты произведения или перенесение музыкального произведения из одной тональности в другую.
Тональность — высота положения лада. (См. пост №18) Называется по тонике, по первой ступени звукоряда. (См. пост №16)
Лад — организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой.

Для того, чтобы научиться транспонировать, надо научиться определять тональность. В этом нам поможет шпаргалка.
1. Сначала смотрим на знаки при ключе, которые написаны в нотах и сравниваем с таблицей. Она нам укажет две тональности в которых может быть написана мелодия. (Это параллельные тональности — тональности с одинаковыми знаками при ключе).

2. Потом чтобы понять в какой из двух тональностей написана мелодия, надо вычислить тонику, ноту вокруг к которой «крутится» мелодия. Обычно мелодия заканчивается на тонике, а значит последняя нота в мелодии скорей всего и есть тоника.
Еще тоника узнается как «звук, на котором в любой момент можно мелодию закончить». Проверяем: посреди мелодии, ни с того ни с сего играем звук, который мы заподозрили в том, что он тоника. Если возникло ощущение естественной такой, прочной завершенности — это действительно тоника.

*Тональность, которая чаще всего используется при игре на калимбе СОЛЬ-МАЖОР. Если посмотреть на таблицу, то можно увидеть, что в этой тональности один ДИЕЗ при ключе.
**Тоника соответствует названию тональности. Например мелодия у нас написана в тональности СОЛЬ МАЖОР, значит тоника у нас будет СОЛЬ. Или мелодия написана в ДО ДИЕЗ МИНОР, значит тоника ДО ДИЕЗ.

Пост №36. Практика. Определим тональность этих мелодий.

Голубой вагон.
1. Знаков при ключе нет, значит эта мелодия написана либо в ля миноре, либо в до мажоре.
2. Смотрим на последнюю ноту. Это ЛЯ. т.к. одна из тональностей так и называется ЛЯ МИНОР, значит мы без труда определяем, что мелодия написана в ЛЯ МИНОРЕ.

Я на солнышке лежу.
1. Один бемоль при ключе, который соответствует двум тональностям ФА МАЖОР и РЕ МИНОР.
2. Смотрим на последнюю ноту — это ФА. Соответственно тональность ФА МАЖОР.

Пост №37. Транспонирование.

Транспонирование, транспозиция — перекладывание пьесы из одной тональности в другую.

Для расширения репертуара, исполняемого на калимбе, этот прием будет очень хорошо помогать. Так как стандартный строй калимбы — это Соль мажор, приходится искать мелодии именно в этой тональности (и так, чтобы не было случайных знаков альтерации — диезов или бемолей). Но если есть мелодия без случайных знаков альтерации, но в другой тональности, ее можно изменить так, чтобы сыграть ее на калимбе со стандартным строем. Для примера возьмем песню «В лесу родилась ёлочка». Обычно эту песню можно встретить в тональности Фа мажор, с одним знаком при ключе (си бемоль), нам надо транспонировать ее в тональность Соль мажор.

1.Для начала надо определить в какой тональности написана мелодия. В данном примере один бемоль при ключе и последняя нота ФА, значит мелодия написана в тональности ФА мажор.
2.Далее смотрим в какую тональность нам надо перенести мелодию — в тональность СОЛЬ мажор.
3.Определяем количество тонов-полутонов между этими звуками. В данном случае между ФА и СОЛЬ один ТОН (См. пост №11).

Есть несколько способов транспонирования.

1. Самый простой, это набрать мелодию в программе, например Guitar Pro (я пользуюсь MuseScore) и просто выбрать там функцию транспонирования. Жмем в программе Guitar Pro меню «Инструменты», далее на «Транспонировать». В появившемся окне из выпадающего списка выбираем количество тонов для переноса и пользуемся.

2. А этот способ подходит, если у вас есть под рукой фортепиано и начальные знания музыкальной грамоты. В данном примере мы хотим повысить мелодию на ТОН. Здесь ключевым моментом является интервал на который производится перенос нотного текста. Осуществляться путем последовательного повышения или понижения каждой ноты
произведения. Например, в данном случае у нас первая нота ДО, на тон выше у нас нота РЕ — играем именно её. Дальше две ноты ЛЯ, на тон выше СИ и т.д.
Так как расстояния между нотами сохраняются т.е. рисунок самой мелодии не меняется, меняется только высота сыгранной мелодии, при небольшой тренировке на фортепиано можно научиться транспонировать сразу глядя в ноты.

3. Или можно предыдущий способ немного упростить и посмотреть на сколько линеечек в нотном тексте перемещаются ноты и просто переписать мелодию. Если присмотреться к примерам в мелодии все ноты передвинулись на пол линейки вверх — на один тон.

4. Обычно в руководствах по музыкальной грамоте встречается еще один способ, но он мне показался довольно сложным и я его не использую. Здесь придется использовать знания о ступенях звукоряда (См. пост № 16). Сначала берем нашу мелодию, в данном случае, записанную в тональности ФА мажор, подписываем каждую ноту, какой ступенью гаммы эта нота является. Потом для наглядности, можно записать гамму СОЛЬ мажор и подписать ступени этой гаммы. Далее смотрим с какой ступени гаммы начинается оригинальная мелодия и записываем ноту соответствующую этой ступени в нужной нам тональности. То есть, получается что при переносе из одной тональности в другую порядковый номер ступеней гаммы не меняется, что в первой мелодии, что во второй подписанные цифры останутся одинаковыми, поменяется лишь высота ноты. Например, наша мелодия начинается с V ступени гаммы (с ДО), V ступень гаммы СОЛЬ мажор, это РЕ, значит записываем ноту РЕ, дальше III ступень гаммы, это СИ и т.д.

Источник

Оцените статью