Ноты для решения задач
Как правильно решать гармонические задачи
Конечной и самой важной целью решения задач является такой уровень развития гармонического слуха, при котором учащийся может не только мысленно представлять звучание гармонизованной задачи, но и «сочинять музыкальные произведения», пользуясь пройденными в курсе гармонии аккордами, типовыми гармоническими оборотами и, конечно же, писать 4-хголосные диктанты.
Как добиться высокого уровня развития слуха? Очень просто. Научиться мысленно представлять звучание музыки.
Подбирайте на фортепиано как можно больше музыки.
Попробуйте представить звучание мелодии, которая вам нравится.
Сыграйте несколько раз мелодию задачи, проверьте, знаете ли ее наизусть, спойте ее.
Попробуйте представить, как звучит мелодия, если бы вы играли ее на фортепиано, как она звучит, если бы вы ее пели.
Не получилось? Ничего страшного. Вы же делаете это в первый раз. Сыграйте или спойте мелодию столько раз, сколько нужно, чтобы вы «заболели» этой мелодией, чтобы она прочно «засела » в вашей голове. Решайте задачу так, как если бы вы подбирали аккомпанемент. Постарайтесь мыслить (слышать) функциями аккордов ( тоника, доминанта, субдоминанта), а также представлять и звучание конкретных нот аккорда. Естественно, для записи решения задачи вы будете пользоваться гармоническими правилами, такими как определение формы задачи, определение и расстановка цезур, каденций, правильное удвоение тонов в аккордах, соединение аккордов, логика гармонического развития в ладу, будете следить за красотой и логичностью линии баса, проверять пары голосов на наличие параллельных квинт и октав, а также следить за множеством других нюансов, связанных с темой задачи.
Самым последним и самым важным действием в решении задачи должно быть ее проигрывание на фортепиано в правильном ритме и в подходящем для жанра задачи темпе — здесь вы услышите, хорошо ли звучит решенная таким образом задача, не нужны ли другие варианты ее гармонизации. При этом велика вероятность ошибок в игре, значит, вы так и не определите, все ли звучит хорошо. Поэтому мой вам совет — решайте задачу в музыкальном редакторе. Нажав кнопку «проигрывание», вы услышите все сильные и слабые стороны вашей задачи.
Вот советы, как научиться представлять звучание всей задачи.
1) Научитесь представлять мелодию задачи (об этом уже говорилось)
2)Научитесь представлять линию баса
3)Пропойте или сыграйте каждый аккорд вашей задачи снизу вверх
4)Cыграйте первый аккорд задачи снизу вверх очень быстро, как бы арпеджиато, опору делайте на бас и мелодию
5)Представляйте этот аккорд мысленно так же быстро
6)Сыграйте все звуки аккорда одновременно
7)Представьте мысленно его звучание. Получилось?
8)Сделайте те же упражнения со вторым аккордом
9)Сыграйте оба аккорда снизу вверх один за другим сначала медленно, мысленно представьте, сыграйте арпеджиато, мысленно представьте, сыграйте оба аккорда с одновременным звучанием звуков каждого, мысленно представьте.
Если у вас все получилось, мои поздравления, но вы должны научиться представлять звучание всей задачи.
10)Играйте и представляйте первые 4-5 аккордов задачи медленно, арпеджиато и, наконец, в гармоническом звучании (4-хзвучными аккордами).
11)Разбейте всю задачу на несколько отрывков по 4-5 аккордов в каждом. Научитесь играть и представлять любой из отрывков.
12)Проверьте, как вы знаете звучание отрывков, попытавшись представить их звучание не по порядку.
13)Сыграйте всю задачу от начала и до конца. Попробуйте представить ее звучание.
14)Не оставляйте попыток до тех пор, пока вы не будете знать в ней всех нот и пока не сможете ясно представить звучание задачи.
Первое время вы будете тратить на подобные упражнения примерно полтора-два часа, однако оно того стоит. Ваш музыкальный слух будет заметно отличаться от слуха ваших одногруппников остротой и тонкостью.
15)Если вы ездите в транспорте или у вас есть любое незанятое время, вы можете вспоминать звучание задачи или любого музыкального произведения, которое вы выучили, каждый день. В этом случае ваш слух всегда будет активным и способным к сочинению музыки или к написанию музыкального диктанта.
Желаю вам больших успехов в овладении профессией музыканта.
Источник
Н. А. Катулина. Задачи по сольфеджио. Рабочая тетрадь для 1 класса
Рабочая тетрадь — это особый вид учебной литературы, который является одним из современных средств обучения. Прежде всего такой вид учебного пособия предназначен для развития самостоятельной деятельности учащихся.
В настоящее время рабочая тетрадь по сольфеджио стала незаменимым помощником в изучении предмета. В педагогичсеской практике успешно используются рабочие тетради Г. Калининой, Т. Первозванской, Ю. Фроловой и других авторов.
Тем не менее, с опытом у каждого педагога формируется собственный стиль работы, и не всегда материал существующих рабочих тетрадей соответствует потребностям сложившихся в собственной практике особенностей и форм обучения. Педагог сталкивается с необходимостью доработки такой тетради или составления авторской рабочей тетради по сольфеджио.
Предлагаемая автором рабочая тетрадь — «Задачи по сольфеджио» — предназначена для учащихся 1 классов ДМШ и ДШИ. Учебное пособие представляет собой сборник практических и творческих заданий, которые распределены по тематическим блокам:
- Расположение нот на нотоносце. Скрипичный ключ. Басовый ключ.
- Метр. Ритм. Длительности. Паузы.
- Знаки альтерации. Диез. Бемоль. Бекар.
- Тон и полутон.
- Интервалы.
- Лад. Тональность.
- Музыкальные загадки.
- Кроссворды.
- Проверь себя.
- Музыкальные загадки (материал для педагога).
Каждому разделу предшествует правило, которое учащимся надлежит усвоить. Все задания внутри блока расположены в порядке увеличения сложности. Первые три раздела направлены на изучение музыкальной грамоты. Большое значение в них уделяется развитию навыка записи различных музыкальных знаков.
Отдельный небольшой блок выделен для первого знакомства с интервалами. В главе «Лад. Тональность» кроме конструктивных задач, много творческих заданий. Раздел «Музыкальные загадки» позволит сделать такую сложную форму работы как диктант более привлекательной для учащихся.
Блок «Кроссворды» нацелен на повторение пройденного теоретического материала. Глава «Проверь себя» является своеобразной итоговой работой за первый год обучения.
«Задачи по сольфеджио» могут быть использованы как для самостоятельной работы учащихся на уроке, так и для повторения пройденного материала дома.
Учебное пособие направлено на усовершенствование учебного процесса и способствует усвоению теоретических знаний, приобретению практических и творческих навыков, формированию интереса учащихся к письменным заданиям.
По вопросу приобретения пособия Н. А. Катулиной «Задачи по сольфеджио» обращайтесь к автору по адресу
Источник
Ноты для решения задач
Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы
Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.
Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?
Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.
В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:
Упражнение №1
Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.
Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.
Вот как они располагаются на клавиатуре.
Упражнение №2
Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.
Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:
Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:
К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.
Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.
Основы записи: из чего состоит музыкальный текст
Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.
Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.
Основные ключи
Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.
Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.
Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.
В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:
К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.
Расположение нотных знаков соответственно ключу.
Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:
- До располагается на первой добавочной линейке.
- Ре под первой линейкой.
- Ми на первой линии.
- Фа между 1 и 2.
- Соль на 2.
- Ля между 2 и 3.
- Си на 3.
- До 2 между 3 и 4.
Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.
Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .
Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:
- До между 2 и 3.
- Ре на 3.
- Ми между 3 и 4.
- Фа на 4
- Соль между 4 и 5
- Ля на 5
- Си над 5.
- До на первой верхней добавочной линии.
Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.
Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.
При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)
Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.
Название ноты | Скрипичный ключ | Басовый ключ | Расположение на клавиатуре |
До (C) | |||
Ре (D) | |||
Ми (E) | |||
Фа (F) | |||
Соль (G) | |||
Ля (A) | |||
Си (H) |
Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.
Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.
Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.
При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.
Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.
Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?
На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.
GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.
Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.
К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.
Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.
Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Источник