Ноты для ритм группы

Ноты для ритм группы

Автор: В. Ловецкий
Год: 2004
Издательство: Композитор
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 0,8 МВ
Язык: русский

В данный сборник вошли эстрадно-танцевальные ритмы прошлых лет (ретро), которые исполнялись мной на танцплощадках и эстраде. Начинающему барабанщику эти ритмы (рифы) практически дадут координацию четырех точек (рук и ног) и возможность развивать на их основе свою фантазию, которая необходима при исполнении современных эстрадно-танцевальных музыкальных произведений. Латиноамериканские ритмы и по сегодняшний день звучат с эстрады и представляют собой определенные трудности при исполнении. Этот сборник предназначен для учащихся ДМШ, ДШИ, музыкальных лицеев и гимназий.

МЕДЛЕННЫЙ ВАЛЬС
ВАЛЬС
ТАНГО
САМБА-БОССА
ЧА-ЧА-ЧА
МЕДЛЕННАЯ РУМБА
БЫСТРАЯ РУМБА
САМБА
МАМБО
БЛЮЗ
МЕДЛЕННЫЙ ФОКСТРОТ
БОССА-НОВА
БЫСТРЫЙ ФОКСТРОТ
КОНЦЕРТНЫЙ ТВИСТ

Источник

Ноты для ритм группы

Если вы проработали предыдущий материал, то можно вас поздравить: основную часть нотного письма вы уже освоили! Теперь мы начинаем изучать не менее важную тему: ритм и всё, что с ним связано. Итак:

Вы уже знаете, что у звука (ноты) есть важное для музыки свойство: длительность. Также в предыдущих уроках мы рассматривали в качестве примеров части мелодий. Буквально 1 — 2 такта, но этого достаточно, чтобы убедиться, что ноты играются последовательно, как написаны: слева направо. Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом (прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже — это и будет ритмом).

Читайте также:  Что такое оптимистичная нота

Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые ритмические группы, «>фигуры . В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:

Рисунок 1. Ритмические группы

Акцент

Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой, ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт» музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру, делает одно движение головой под музыку) — это акцентированные ноты. А само такое выделение звуков называется «>акцентом . Часть такта, которая содержит акцентированные звуки, называется сильной «>долей . Части такта, не имеющие акцентов, называются слабыми долями

Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю такта. Второй по силе — на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4. Давайте рассмотрим их

Рисунок 2. Акцентированные ноты

Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком «» обозначают акцентированную ноту. Знаком «» обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.

На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром.

Размер

В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер — это то, что на рисунках данного урока обозначено, как « 4 /4» (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».

Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты — четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность — тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» — длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).

Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт — это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.

Затакт

Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт — неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения. Пример затакта:

Рисунок 3. Затакт

Чтобы было проще услышать затакт, мы добавили к музыкальному сопровождению этого рисунка ещё одну дорожку. На рисунке она не отображена. Первый такт — неполный. Общая длина его — четверть (сумма двух восьмых). Это и есть затакт. А последний такт (половина с точкой) дополняет первый так, что суммарная длительность обоих тактов равняется 4/4 (целой ноте).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со статьёй «Сильные доли».

Итоги

В этой статье мы дали много материала. Если что-то недопоняли — не расстраивайтесь. В дальнейшем мы будем снова использовать изученные понятия и, при необходимости, комментировать их. Так что разберёмся!

Вы теперь знаете такие понятия, как ритм, сильные и слабые доли, затакт

Источник

Состав ритм-группы, краткие исторические сведения

Традиционными инструментами, входящими в состав ритм-группы эстрадно — симфонических, эстрадных джазовых оркестров принято считать контрабас, бас — гитару, фортепиано, гитару и ударные , представленные в виде установки, а также тубу и банджо.

Исторически ритм-группа начала складываться примерно с конца 20-х годов, когда начали формироваться большие составы джазовых оркестров (Биг-бэнды), а также симфоджазы.

Инструменты ритм-группы могут выполнять свою непосредственную функцию (создание аккомпанемента) и в различных инструментальных ансамблях типа «Комбо».

Каждый из инструментов, входящих в ритм-группу, выполняет конкретную задачу: контрабас исполняет партию баса, фортепиано с гитарой — необходимый ритм и гармонию, ударные — остинатно-ритмическую функцию.

В целом, вся ритм-группа создает необходимый ритмо-гармонический фундамент всего музыкального произведения.

В эстрадных оркестрах и ансамблях ударные инструменты представлены в виде ударной установки, а иногда и дополнительными инструментами, которые часто объединяются общим названием — percussion (перкашен). К ним можно отнести бонги, барабаны конго, клавес, гуиро, треугольник, бубен, кабацу, коровий колокольчик и другие, включая отдельные подвесные тарелки, гонг или там-там.

Появление ударной установки связано с зарождением джаза в Америке и относится к началу прошлого века. В связи с бурным развитием различных музыкальных стилей и направлений, ростом профессиональной подготовки музыкантов совершенствовалась и конструкция ударной установки.

В настоящее время она представляет собой определённый набор барабанов и тарелок. Из барабанов в комплект установки входят: большой барабан с ножной педалью, 2-3 и более том-томов, расположенных на специальных кронштейнах и подставках, малого барабана на отдельной подставке. В некоторых моделях ударных установок предусмотрено использование двух больших барабанов.

Все барабаны имеют цилиндрическую форму и отличаются друг от друга общим объёмом и диаметром. Для их изготовления используются дерево, пластик и металл. Двусторонний пластик закрепляется и натягивается с помощью металлических обручей и болтов.

Для всех барабанов характерен свой тембровый колорит.

Большой барабан отличается низкой, плотной звучностью; том-томы имеют более отчётливые, гулкие звуки, разные по относительной высоте и настраиваются с интервалами в пределах кварты.

Корпус малого барабана на современных ударных установках делается из металла. Пластик на рабочей поверхности более прочный. К пластику нижней части барабана плотно прилегают пружины, создающие характерный резкий и чёткий звук. С помощью специального устройства — демпфера действие пружин может отключаться. В результате характер звучания малого барабана приблизится к том-томам. В некоторых моделях ударных установок том-томы также могут быть с рычагами-демпферами. Это позволяет заглушить определённый сектор пластика на рабочей поверхности и тем самым получить более фиксированную звучность.

Малый барабан иногда называют «ведущим» или «основным», так как из всех барабанов он наиболее часто используется в процессе исполнения.

Важнейшее место в комплекте ударной установки занимают тарелки. От их качества и количества во многом зависит общее звучание всей ударной установки, а также ансамбля или оркестра в целом.

По своему назначению тарелки подразделяются на боковые, стоящие на специальных подставках, и тарелки, предназначенные для хай-хэта — устройства с ножным приводом. Изредка встречается некогда бытовавшее название хай-хэта — «чарльстон». Для хай-хэта используются две одинаковые тарелки, как правило, меньшего диаметра, чем боковые.

Современные ведущие фирмы, выпускающие тарелки, создают особые сплавы металла и меди («Зилжэн», «Сэбиан», «Суперцум» и др.). Это позволяет им добиваться разнообразия и яркости тембровой окраски в звучании боковых тарелок, которые могут отличаться размерами и весом. По своему назначению и характеру звука они обладают специфическими свойствами. Так, одна из них может использоваться для создания густой, низкой и сочной звучности; другая — для подчёркивания пунктирного ритма; третья — даёт яркую, блестящую звучность и успешно может применяться для выделения синкоп, акцентов и т.д.

Количество используемых боковых тарелок зависит от модели и комплектации ударной установки, специфики исполняемой музыки и профессионального мастерства музыканта-ударника (барабанщика).

Для всех барабанов и тарелок, входящих в комплект ударной установки, используются особая запись и обозначения на нотоносце:

  1. малый барабан;
  2. большой барабан;
  3. альт-том;
  4. тенор-том;
  5. бас-том;
  6. хай-хэт при игре палочками;
  7. хай-хэт при игре ногой4
  8. боковая тарелка.

Для партии ударной установки со второй половины 70-х годов прошлого века установилась одноштилевая запись, которая удобна как для нотации, так и для исполнения.

Дополнительные ударные инструменты чаще нотируются на одной линии, так называемой «нитке». При наличии нотоносца для этой цели используется средняя линейка (нота «си»).

Нотоносец необходим для записи относительно различающихся по высоте барабанов конго, бонгов, латиноамериканских литавр, темп-блоков и т.п.

В игре на ударной установке активно участвуют как руки музыканта-исполнителя (малый барабан, «хай-хэт», том-томы, боковые тарелки), так и ноги (педали «хай-хэта» и большого барабана). Для извлечения звука наряду с обычными палочками используются металлические щётки, а в отдельных случаях — палочки для литавр.

В эстрадном оркестре (ансамбле) ударная установка применяется для выполнения главной задачи — создания определённой метроритмической пульсации. Однако этим роль ударной установки не ограничивается. Она с успехом может поддерживать нарастания и спады общего звучания, подчёркивать отдельные акценты, кульминации. Ей могут поручаться короткие или развёрнутые сольные эпизоды.

Источник

Ритмические рисунки для ударных в различных стилях

Приветствуем всех любителей игры на барабанах! В этой статье показаны ритмические рисунки для ударных в различных стилях. Конечно, здесь мы выделили только основные ритмы, т.к. их огромное количество. Рисунки, указанные в этой статье обязательно должны входить в арсенал любого барабанщика. Изучайте их не торопясь, внимательно, пользуйтесь метрономом.

Ритм на 12/8

Триольная пульсация на 12/8 лежит в основе ритма шаффл.

Шаффл

Шаффл – это триольный рисунок, в котором в каждой доле присутствует только первая и третья триоль.

Джаз / Свинг

Считается, что в джазе (свинге) барабанщик ведет ритм в основном по тарелке, а малый и большой барабаны – импровизируют. Ниже показан пример основного рисунка на тарелке и хай-хете.

Бразильские ритмы

Самба

Самба – это самая популярная форма афро-американской музыки.

Босса-нова

По-сути босса-нова – это более медленный и расслабленный вариант самбы.

Реггей / Ска

Этот стиль появился в начале 50-х годов на Ямайке. Это гибрид свинга, ритм энд блюза и менто. В этом стиле активно используется духовая секция, гитара играет на каждую слабую восьмую долю. Сейчас в США популярен стиль, который называется “ска-панк”.

Реггей

Музыка реггей играется в резаном ключе ровными восьмыми или в ритме шаффл.

Стиль буги (буги-вуги) представляет собой сольное исполнение на фортепиано, в котором сочетаются элементы джаза, блюза и регтайма.

Фанк – это танцевальная музыка с акцентами на слабых долях.

Мотаун

Стиль мотаун можно определить как коктейль из таких направлений как госпел, блюз, соул и поп.

Хип-хоп

Ритмической составляющей хип-хопа является триольная пульсация с элементами свинга, госпел, соул и фанка.

Стиль “Сёрф” появился в начале 50-х годов благодаря Дику Дейлу и его группе Deltones. Сёрф формировался под влиянием блюза, рока, южно-американских музыкальных течений. Отличительной особенностью этого стиля это гитарный звук с эхо и ревером.

Диско

Это танцевальный стиль, характерной особенностью которого является игра бочки на каждую четвертную долю в темпе 120-128 bpm.

Рок – в переводе с английского – “качать”. Это обобщающее название ряда стилей в музыке, таких как хард рок, панк рок, хардкор, грайндкор, металл, гранж, брит поп, альтернативный металл. Ниже показан основной паттерн в рок музыке.

Blast beat

Этот ритм характерен для стилей Black Metall, Death Metall, Trash Metall, Grindcore и звучит как “пулеметная стрельба”. Обычный темп бласт бита 180 bpm, но может доходить и до 250-280 bpm. Можно выделить два основных паттерна бласт бита.

Источник

Оцените статью