- Ноты для пианино для начинающих
- Как читать ноты для пианино
- Черные клавиши и знаки альтерации
- Простые ноты для пианино для начинающих
- Как выучить ноты на пианино
- Материалы по теме
- Гамма ля минор на пианино
- Ноты в гамме до мажор на пианино
- Что лучше пианино или синтезатор
- Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)
- Ноты и клавиши
- Знаки альтерации – изменения высоты тона звука
- Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие
- Заключение
Ноты для пианино для начинающих
Неопытным музыкантам нелегко. Хочется скорее сесть и непринужденно сыграть любимую песню или что-нибудь эдакое, но не получаются даже ноты для новичков. Пианино или синтезатор дома уже есть, но первые попытки проваливаются с треском. В Интернете полно видеоуроков, существуют даже курсы игры без нот. Но хочется ведь владеть инструментом, как настоящий пианист, да и видео есть не ко всем песням.
И вот вы купили в музыкальном магазине самые простые ноты для пианино или скачали их в интернете, но ничего там не поняли. Черные кружочки, какие-то еще значки, расположенные на линиях, выглядят китайской грамотой. Приплыли. Красивая песня выглядит сложно и скучно. Как же читать эту запись?
Как читать ноты для пианино
Научиться понимать, где какой звук и как читать ноты для пианино, несколько проще, чем на гитаре, например. Сейчас вы это увидите. Но для начала вникнем в основы.
Перед вами пять строк с изящным символом слева. Строки — это нотоносец, на котором располагаются все музыкальные значки.
Символ слева называется скрипичным ключом, он пишется всегда в начале нотоносца и указывает на высоту звуков, которые есть в песне. Грубо говоря, если используется скрипичный ключ, то клавиши мы будем нажимать в основном где-то посередине всей клавиатуры, или в среднем регистре. Ключей в музыке четыре, но сейчас не будем в эту тему углубляться.
Теперь нужно понять, как читать сами ноты. Попробуем запомнить их так, чтобы символы для записи проассоциировались с нужными клавишами. На клавиатуре звуки расположены по порядку До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си (как называются ноты для пианино, вы, скорее всего, знаете с детства). О черных клавишах пока забыли.
«До» первой октавы пишется на приписанной к нотоносцу нижней строчке (их дописывают для более низких звуков). Первая октава на самом деле не совсем первая, находится строго посередине пианино. Нашли «До».
Теперь все остальные по такому же принципу:
Если вам будет очень сложно понять на первых порах, где искать какой звук, сделайте для своих клавиш наклейки с подсказками, которые потом можно легко оторвать. Они не нужны будут вам больше, когда вы выучите пару простых песенок.
Черные клавиши и знаки альтерации
Ноты для игры на пианино для начинающих обычно не содержат произведений с большим количеством знаков альтерации. Тем не менее, иногда вам такие знаки все же будут попадаться, и нужно знать, что они обозначают.
Черные клавиши издают звук, который находится по высоте между звуками соседних клавиш. На письме повышенные ноты обозначают такими знаками альтерации, как диез или бемоль. Ре-диез будет на полтона выше Ре, Ля-бемоль — на полтора ниже Ля.
Бекар отменяет действие знаков альтерации. Здесь мы играли два раза Соль-диез, потом два раза просто Соль:
Вот мы и освоили клавиатуру! Пора браться за песни. Кстати, чтобы лучше разобраться в инструменте, почитайте статью и узнайте, что лучше: пианино или синтезатор.
В нотной записи есть много нюансов, например, размер такта (две цифры возле ключа), ноты разной длительности, сильные и слабые доли, ритм и темп, паузы и многое другое. Не стремитесь вникнуть во все сразу, с непривычки получится каша в голове. Лучше найти для начала простые ноты для пианино для начинающих, которые можно сразу сыграть, не прерываясь постоянно на чтение громоздкой теории при каждом непонятном моменте. Изучайте все постепенно, с толком, с чувством, с расстановкой.
Простые ноты для пианино для начинающих
Давайте попробуем понять, как учить ноты для пианино. Для начинающих не нужно браться за сложносочиненные произведения классиков, да и понравившиеся современные композиции дадутся с трудом. Это вгонит в уныние, и продолжительная возня с поиском каждой клавиши и путающимися пальцами отобьет желание играть вообще. «Жили-были два гуся» из детских альбомов для дошкольников музыкалки взрослому могут быть скучны, однако не отбрасывайте их.
Детские песни — прекрасные упражнения для того, чтобы набить руку на первом этапе и понять, как играть без ошибок. Потом вы уже легко перейдете к разбору песен, которые вам нравятся, и поймете их без труда. Останется только сыграть.
Обучение с преподавателем хорошо тем, что он неоднократно показывает, как надо играть, и сможет вас поправить. Но вы можете стать учителем сами себе, если вы скачаете ноты для пианино для начинающих вместе с аудиозаписями. Так вы прослушаете мелодию в целом и выделите логические части: где начало, развитие, какой кусок более эмоционален. У вас появится некая картинка в голове с вашими собственными ассоциациями.
Когда вы пытаетесь разбирать самостоятельно композицию с листа, то извлекаете разобщенные звуки, которые в мелодию не складываются. Зато за аудиозаписью вы сможете повторять и поправлять себя. Потом вы через какое-то время вникнете в теорию и разберетесь, как самостоятельно считывать с листа ритм и темп.
Как выучить ноты на пианино
Конечно, хочется уметь играть что-то наизусть без костыля в виде листка с нотами. И самому приятно, и близкие похвалят за прогресс. Чтобы нас, разобравшихся во всех нотных перипетиях, наконец уже похвалили за прогресс, придется попотеть над разучиванием. Изучение нот на пианино для начинающих лучше всего превратить в игру.
Вы ведь учили стихи в школе или играли в игру на запоминание, когда сначала надо нажать красную кнопку, затем красную и синюю, красную-синюю-зеленую и так далее, увеличивая последовательность? Принцип примерно тот же.
Возьмем, к примеру, такие легкие ноты для пианино для начинающих:
Здесь подписаны слова, что, во-первых, дает понять, как делить запись на логические части, во-вторых, поможет вам запоминать песню, если вы будете напевать во время игры.
Итак, как выучить ноты на пианино наизусть:
- Разберите запись, поймите, как песня играется в целом, пусть пальцы привыкнут;
- Сыграйте первый такт, затем повторите то же самое без подглядываний;
- Теперь играйте первый и второй такт, то есть запомнить нужно четыре ноты подряд. Повторяйте увеличившийся кусок наизусть, пока не получится;
- Третий такт по размеру, как первые два, поэтому выучите его весь отдельно, а потом играйте три такта подряд.
- Запоминаем четвертый такт, сыграли все вместе. Ура, вы выучили целую строку!
- Тем же способом можно выучить и все следующие строки по очереди, разбираясь с каждой отдельно, а затем играя их подряд.
Не бойтесь нотной записи! Если вы усвоили чтение один раз, то больше его никогда не забудете. Учим ноты на пианино и наслаждаемся игрой!
Материалы по теме
Гамма ля минор на пианино
Ля-минор — базовая минорная гамма, с которой начинают знакомство с гаммами музыканты. В ней написано множество знаменитых лирических песен.
Ноты в гамме до мажор на пианино
Поговорим о C-dur, самой известной тональности у всех новичков. Обычно не возникает сложностей понять, как играть До мажор на фортепиано.
Что лучше пианино или синтезатор
Сейчас в современном мире на смену акустическим клавишным инструментам быстро приходит более совершенная, удобная, универсальная в использовании техника.
Источник
Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)
Соберитесь с духом – настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась. (Но если вдруг вы уже обучаетесь в музыкальной школе и оказались на этой странице случайно, наверняка вам будет небесполезно почитать про квинтовый круг тональностей – тему, обычно сложную для освоения учениками на практике).
В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.
И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред.
Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами. Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано. Зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.
Ноты и клавиши
Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!
Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу! Расположение нот на клавишах
Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.
Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?
На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.
Знаки альтерации – изменения высоты тона звука
Полутон – наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез, при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по одной общей струне. Расположение полутонов на пианино
Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:
- Ми # = Фа
- Фа b = Ми
- Си # = До
- До b = Си
Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Знаки альтерации
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
- Диез – повышает высоту ноты на полтона
- Бемоль – понижает на столько же
- Дубль-диез – повышает на целый тон
- Дубль-бемоль – понижает на столько же
- Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.
Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия – “ключевые” и “встречные” или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:
Бемоли при ключе записываются в таком порядке: си-ми-ля-ре-соль-до-фа
Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы.
Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.
Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона. Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.
Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.
Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие
Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.
Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.
Гаммы – это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:
- Гаммы построены из 8 нот
- Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
- Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.
Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:
Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон
Чтобы было проще:
2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон
До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).
На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.
Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)
Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)
Нумерация пальцев у музыкантов
Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:
Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Внимание: из всех правил есть исключения!
В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!
До мажор (C dur) – без знаков альтерации
Гамма C dur – без знаков альтерации
Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа # Гамма G dur с знаком альтерации Фа #
Фа мажор (F dur) – знак альтерации один – Си b
Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно. ) используется другая очередность пальцев:
Для правой руки:
(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)
И потом, соответственно, в обратную сторону:
(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Гамма F dur – знак альтерации Си b
Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, – следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.
Заключение
Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, – лучше это делать ритмично, ведь мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, но сначала важно довести всё до автоматизма.
Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.
Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих!
Источник