- Ноты на фортепиано
- Оглавление
- Клавиатура фортепиано. Белые клавиши
- Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм
- Интервалы между нотами
- Буквенные обозначения нот
- Деление на октавы
- «Нот всего семь»
- Упражнения и вопросы для самоконтроля
- Детские песни на синтезаторе
- Как играть на синтезаторе по цифрам
- Детские песни на синтезаторе по цифрам
- Песни на синтезаторе по цифрам
- Как играть на синтезаторе по цифрам
Ноты на фортепиано
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.
Оглавление
Клавиатура фортепиано. Белые клавиши
Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.
Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.
Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.
Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:
При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.
Интервал между любыми соседними одноименными звуками (до — до, ре — ре, ми — ми и т. д.) равен октаве.
Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.
Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм
Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.
Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон. Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез. Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.
С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.
Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия. До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны. То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.
Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту до — си-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а ми — фа-бемолем.
Интервалы между нотами
Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону. Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши. Таким образом, между нотами последовательности до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Буквенные обозначения нот
Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.
В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.
Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.
Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.
Деление на октавы
Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.
Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.
При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.
«Нот всего семь»
Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать. Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез. Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.
Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.
Упражнения и вопросы для самоконтроля
- При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
- Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
- Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
- Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
- Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
- Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
- Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
- Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
- Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и си, си и до?
- Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
- Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
- Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
- Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?
Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3
Источник
Детские песни на синтезаторе
С нами вы легко сыграете детские песни на синтезаторе — ноты мы записали цифрами, и опираясь на наши схемы, вы быстро разучите предложенные песни.
В последнее время набирает популярность запись мелодий цифрами. Клавиши инструмента нумеруются слева направо, а мелодии просто записываются цифрами, в соответствии с клавишами, которые нужно нажимать. Такая запись очень хорошо подходит для использования новичками, детьми и теми, кто хочет быстрее получить результат.
Как играть на синтезаторе по цифрам
Детские песни на синтезаторе по цифрам
В траве сидел кузнечик
Мелодия из Гравити фолз
В лесу родилась ёлочка
Облака, белогривые лошадки
Как играть на синтезаторе по цифрам
Пронумеруем белые клавиши цифрами от 1 до 7, начиная с ноты «До», как показано на рисунке, а черные — дробными числами, потому что ноты черных клавиш — это полутоны между белыми клавишами. Запишем порядок нажатия нот по очереди, слева направо.
- Пронумеруем белые клавиши цифрами от 1 до 7, начиная с ноты «До», как показано на рисунке
- Черные пронумеруем дробными числами, потому что ноты черных клавиш — полутоны между белыми клавишами.
- Мы обозначили каждую октаву своим цветом. В полноценном фортепиано 88 клавиш, которые разделяются на 8 октав.
- Нота, которую вам нужно будет сыграть, будет иметь номер клавиши, и цвет, соответствующей нужной октаве, где эта клавиша располагается.
- Ноты, которые должны быть сыграны левой рукой, отмечены буквой «Л».
Ниже мы собрали наиболее популярные детские песни на синтезаторе для начинающих. Все они играются в диапазоне от большой до второй октавы.
Детские песни на синтезаторе по цифрам
Если хотите быстро разучить популярные детские песни — просто нажимайте те клавиши на синтезаторе, что соответствуют цифрам.
Источник
Песни на синтезаторе по цифрам
Умение играть на музыкальном инструменте дается далеко не сразу. Новоиспечённому музыканту необходимы долгие тренировки, обучение нотной грамоте и капелька таланта. Но что, если вы не планируете быть виртуозом, а просто хотите уметь играть свои любимые песни? А может быть вам нужно познакомится с различными инструментами, чтобы сделать выбор в своей специализации? Именно для таких случаев существуют альтернативные и упрощенные схемы — запись песни на синтезаторе по цифрам, позволяющая легко выучить и сыграть любое музыкальное произведение.
Как играть на синтезаторе по цифрам
Принцип очень прост:
— Клавиатура фортепиано и синтезатора разделяется по октавам, в каждой октаве есть 5 черных клавиш и 7 белых,
— Белые и черные клавиши нумеруются: белые от 1 до 7,
— Черные клавиши имеют дробную нумерацию, так как ноты, за которые они отвечают, находятся между белых клавиш. К примеру, черная клавиша между 1 и 2 белой клавишей будет иметь номер 1/2,
— Каждую октаву клавиатуры обозначим своим цветом, чтобы было понятно, где именно играть,
— Нота, которую вам нужно будет сыграть, в записи будет иметь и свой номер, и цвет октавы,
— Ноты, которые нужно играть левой рукой, обозначаются буквой «Л»,
— Произведения в записи будут иметь ноты, записанные слева направо, в той очередности, в которой их необходимо играть,
— Аккорды записываются в столбик, обозначая каждую нажатую клавишу,
— Паузы и длительности схема не содержит, поэтому, изучая песню, советуем её одновременно прослушивать.
Источник