Ноты для скрипки штрихи

«Виды штрихов и их исполнение на скрипке»

«Виды штрихов и их исполнение на скрипке»

2. Главная часть:

2.1. Плавные штрихи — легато и деташе.

2.2. Отрывистые штрихи – мартле и стаккато.

2.3. Прыгающие штрихи – спиккато и соттийе.

2.4. Смешанные, переходные и комбинированные штрихи.

Одной из главных задач обучения игре на скрипке является воспитание умения добиваться чистого и певучего звука.

Теснее всего работа над звукоизвлечением связана с овладением «орудия» звукоизвлечения – смычком. Овладение штриховой техникой и рост исполнительского мастерства не возможен без работы над штрихами.

Под словом штрих следует понимать типичный приём звукоизвлечения, характерный для данного музыкального инструмента и отвечающий характеру музыкальной фразы. Штрих в скрипичной игре – это тип движения смычка, с помощью которого добиваются того или иного характера звука. Каждый штрих можно рассматривать с точки зрения его музыкального содержания и со стороны специфики исполнения.

По характеру звучания штрихи делятся на две основные группы: связные и отрывистые штрихи. По исполнительским качествам они имеют целый ряд специфических оттенков в зависимости от музыкальных факторов. Принимая в зависимость правую руку, определённые штрихи разделяют на плавные и размашистые.

В верхней части смычка штрихи исполняются при наиболее активном участии предплечья, в нижней части –движением плеча; в средней части необходимо равномерное действие плеча и предплечья. Учитывая исполнительское содержание штриховой техники, штрихи подразделяются на 3 группы:

1. – плавные (деташе, легато)

2. – отрывистые ( мартле, стаккато)

3. – прыгающие ( спиккато, соттийе)

2.1. Плавные штрихи – легато и деташе.

С помощью плавных, лежащих штрихов – легато и деташе, добиваются основного качества скрипичной игры – певучести, протяжённости, непрерывности и ровности звучания. Штрих легато исполняется с одинаковой лёгкостью и целым смычком и отдельными частями. Деташе используется в различных частях смычка, наиболее удобен в верхней и средней части смычка. Смычок, который лежит на струне, обеспечивает точность руководства штрихами деташе и легато. Проблема незаметного для слуха соединения смычков возникает при исполнении этих штрихов, несмотря на то, что слово «деташе» в переводе с французского означает «отдельный». Следует учитывать, что имеется в виду исполнение на каждый смычок отдельного звука. Наличие «мёртвых точек» при смене смычков отделяет в деташе звук от звука, и задача исполнителя в том, чтобы сглаживать эти точки. Именно в штрихе деташе необходимо научить учеников контролировать ровность звука на всём протяжении смычка.

Музыкально – исполнительское содержание деташе богато оттенками. В пределах певучести оно может быть драматичным и лиричным по трактовке. Широкий диапазон имеют темповые трактовки, от медленного ( на целый смычок) до быстрого (коротким отрезком смычка). Характер движения руки в деташе можно определить как плавно-равномерный, с помощью которого достигается поступательное движение смычка. Акцентированное деташе и деташе в быстром темпе должны иметь элементы размашистого сохранения певучего характера. Пропорция плавности и размашистости будет зависеть от характера атаки и от быстроты темпа. Нужно обратить внимание на одинаковое движение смычка на деташе вниз и вверх, т. е. уравновешивать силу тяжести. Правильное исполнение деташе зависит от положения пальцев на трости: как слишком разбросанные, так и собранные пальцы мешают свободе движения. Важно для хорошего звучания ощущение веса руки и смычка, а также всех пальцев. Это нужно обеспечить свободным положением пальцев, которые находятся на трости и кисти, находящейся

выше плоскости трости, почти не прогибая её при движении вниз. Большой палец контролирует ощущение веса руки и смычка.

Полное звучание деташе может быть достигнуто двумя способами:

1. – за счёт ширины штриха, т. е. большей скорости проведения

2. – за счёт плотности смычка.

Преимущество отдаётся первому способу, он благоприятствует ясному звучанию

основного тона и есть возможность использовать размашистый способ в широком

деташе, а это увеличивает эмоциональность исполнения.

Вторым основным штрихом является легато, т. е. связный. Его признаки

заключаются в том, что на одно движение смычка исполняется несколько звуков.

Легато используют тогда, когда музыка требует певучести и беспрерывности.

Базируется легато, главным образом, на плавной форме движения правой руки и

на равномерном движении смычка по струне. Певучести легато, как и в деташе,

способствует свобода пальцев на трости смычка и на ощущении их веса.

Требование распределить длину волоса на одном динамическом оттенке

в зависимости от продолжения звука касается легато. Когда сила отдельных

звуков на легато меняется, должны быть внесены коррективы в изменение

смычка. Трудности исполнения легато возникают при соединении струн. При переходе на новую струну смычок не должен на неё падать – это нарушит плавность движения, смычок следует постепенно приближать к струне по округлённой линии. Приближение смычка к струне осуществляется двумя способами:

1. – равномерно, на протяжении всего звука

2. – в конце звука.

Первым способом пользуются на коротких звуках, вторым – на длинных звуках.

В общем, приближение смычка к струне не должно занимать большой отрезок смычка. Подготовка смены струны во время легато и деташе осуществляется во всей правой руке, а не только в кисти; плоскость предыдущей струны на плоскость новой струны должно сменить плечо, затем кисть. В случае частой смены струн оставляют плечо на среднем уровне и тогда делают смену. Изолированных движений кисти при сменах следует избегать. Её активность допускается в последний момент перед звучанием новой струны. Готовить переход на новую струну на легато должны и пальцы левой руки. Прежде чем смычок коснётся новой струны, её должен коснуться палец для обеспечения плавности соединения звуков. Палец, который последним участвовал в игре на предыдущей струне, оставляют на месте. Таким образом, исполнение легато требует подготовки, с одной стороны, задержания пальцев, с другой – в момент смены струны.

2.2. Отрывистые штрихи – мартле и стаккато.

К группе отрывистых штрихов принадлежат «лежащие» штрихи, в которых смычок делает остановки между звуками, не отрываясь от струны. Это штрихи мартле и стаккато. Они используются в музыкальных фразах энергичного, шутливого характера. Мартле в переводе с французского означает чёткий; этот штрих характерен для музыки сильного динамического оттенка и небольшого темпа. Специфика его исполнения заключается в следующем: упругий нажим смычка на струну, необходимый для акцентированного начала звука, должен смениться быстрым проведением смычка после акцента и закончиться остановкой. Важную роль играет пауза, остановка и начало движения смычка. Чёткое звучание мартле зависит от активности движения смычка. Таким образом, нажим не должен быть сильным ни в паузах между штрихами, ни во время атаки звука. С другой стороны, лёгкое проведение смычка должно быть не поверхностным; следует сохранять постоянное устойчивое касание волоса смычка к струне, как в деташе. Смычок после активного импульса как бы свободно падает, скользя по струне, а рука идёт за ним. Мартле можно исполнять целым смычком и разными участками верхней его части с приближением к концу. Ширина штриха зависит от темпа: чем медленнее темп, чем ярче звучание – тем шире штрих. Штрих мартле по своей природе — размашистый, т. е. начало движения смычка имеет большую скорость (чем окончание).

Несмотря на большую скорость ведения, штрих должен быть пластичным. Пластичным должно быть увеличение нажима руки на смычок, поэтому при исполнении мартле в начале обучения не следует требовать большой остроты и акцентирования, так как это может привести к резкости звучания и зажиму руки. Правильный путь изучения мартле – акцентированное деташе. Затем происходит сокращение протяжённости каждого звука за счёт увеличения скорости смычка и отделение звука паузой. При исполнении мартле выполняется нажим на смычок с помощью вращательного движения. Изолированного нажима кисти не должно быть.

Штрих стаккато (отрывистый) – по характеру звучания напоминает мартле, но стаккато применяется в подвижных фразах на слабых нюансах. Подобно мартле, в стаккато акцентирование в начале и ослабление в конце, звуки чередуются с паузами. Особенность стаккато заключается в том, что на один смычок исполняется несколько звуков коротким отрезком смычка. Во время исполнения стаккато фактор скорости движения не может быть использован, делают нажим во время акцента.

Мартле и стаккато имеют отличия – разный характер нажима на струну. Трудность исполнения стаккато – необходимость использовать плавную и размашистую форму движения руки. Плавность необходима для поступательного движения смычка. Она проявляется в сгибании и разгибании плеча и предплечья. Каждый звук исполняется с помощью короткого вращательного размаха руки. Изолированное движение кисти не может использоваться для акцентирования.

Стаккато сочетает элементы легато и мартле. Трудность его исполнения в том, что акцентирование и отделяемые звуки должны соединяться в плавную линию на одном поступательном движении смычка. Для овладения стаккато необходимо осваивать его смычком вверх и вниз, причём вверх смычок лежит с обычным наклоном трости, вниз поворачивается более прямо (слегка в сторону подставки).

2.3. Прыгающие штрихи – спиккато и соттийе.

Прыгающие штрихи, по сути, отрывистые штрихи, но паузы здесь достигаются не путём остановки смычка на струне, а путём подъёма его со струны ( исполняется в середине смычка). От лежащих отрывистых штрихов прыгающие отличаются лёгкостью и грациозностью звучания. В прыгающих штрихах нужен такой темп и сила колебаний трости, которые отвечали бы темпу и силе двигательных импульсов правой руки скрипача. Для этого нужно согласовать следующие факторы:

1. – участок смычка

2. – размах и высоту подъёма над струной

3. – характер опускания на струну

4. – характер держания трости

5. – характер движения мышц.

Прыгающие штрихи зависят от качества «орудия» звукоизвлечения.

Основные виды: спиккато и соттийе.

Спиккато (ясный, чёткий) – это штрих для относительно спокойного темпа музыки. Специфика его исполнения заключается в том, что каждый прыжок смычка на струне осуществляется отдельным движением предплечья и плеча. По высказыванию Флеша « при игре спиккато исполнитель активен, смычок пассивен». Чтобы при спиккато дать возможность выявиться собственным колебаниям трости смычка, нужно использовать незначительную силу и следить, чтобы в руке не было напряжения. Смычок легко держат округлёнными пальцами и касаются ими трости не сверху, а с наружной части. Падение и подъём не должны выполняться с большой высоты. Когда расстояние выше 2 см – сила падения будет большой.

К штриху присоединяется вертикальное и горизонтальное движение (протяжение). Они оба должны быть согласованы друг с другом. Если преобладает вертикальное движение, штрих будет сухой, короткий; при горизонтальном протяжении штрих потеряет чёткость, ибо смычок перестанет прыгать.

Способом регулирования характера смычка является больший или меньший трости. Больший наклон смягчает пружинные качества, меньший – увеличивает. Во время подъёма смычка мизинец играет роль опоры для сохранения равновесия.

В быстром темпе в нюансе piano спиккато исполняется в середине смычка, в сдержанном темпе – близко к колодке.

Штрих соттийе (прыгающий) – близок к спиккато по характеру звучания. Этот штрих используется в быстром темпе на слабых нюансах. Штрих соттийе представляет собой ускоренное и облегчённое спиккато. Смычок в соттийе руководствуется импульсом не на каждый звук, на группу звуков. Он прыгает по струне, главным образом, благодаря проявлению собственных колебаний трости и за счёт скорости смычка. Здесь осуществяется общий контроль со стороны исполнителя. Поэтому исполнитель пассивен – смычок активен, чтобы обеспечить свободу и лёгкость штриха. Смычок держат легко, иногда не касаясь мизинцем. Кисть пассивна и находится на уровне предплечья. Важно проследить, чтобы пальцы были слегка подобранными и организованными, благодаря чему они отойдут от трости сверху и создадут свободные колебания. Характер движения правой руки является размашистым, но движение совершается в минимальном диапазоне с максимальной скоростью. В основе работы над соттийе работа предплечья, плеча и кисти играют вспомогательную роль, хотя кисть внешне выглядит активной. Как и в спиккато, в соттийе присутствуют элементы горизонтального движения. Смычок опускают с наименьшей высоты и протягивают с наименьшей шириной смычка. Трость должна быть почти без наклона. Соттийе следует рассматривать как лёгкое деташе, с приданием трости колебания.

2.4. Смешанные, переходные и комбинированные штрихи.

Кроме основных типов штрихов, техника смычка имеет в своём распоряжении смешанные и переходные штрихи, которые формируются на базе основных. К смешанным принадлежат штрихи, обладающие качеством двух видов портато, в которых соединяются легато и стаккато. Летучее стаккато имеет признаки спиккато, звуки отделяются не паузами на струне, а скачками над струной.

Штрих saltando ( сальтандо) использует качества пружины смычка ( смычок должен сам прыгать). Рикошет относится к группе броских штрихов. На один смычок играется большое количество нот. Tremolo ( тремоло) – соттийе также охватывает несколько звуков на смычок. Рикошет и тремоло, как правило, исполняются в верхней части части смычка, ближе к концу смычка.

Смешанными типами штрихов не ограничивается арсенал техники. Много штрихов переходного типа: раздельное акцентированное деташе – мелкое мартле.

Эти штриховые разновидности содержат общие компоненты между спиккато и деташе: где протяжённость смычка велика для спиккато и мала для деташе. Иногда в старинной музыке эпохи барокко (Бах, Гендель, Вивальди и др.) применяется специальный характерный смычковый штрих portato ( портато), который представляет в некотором роде раздельное подчёркнутое деташе.

Комбинированные штрихи – это такие штрихи, где сочетаются элементы разных штрихов. Они могут быть симметричными и несимметричными.

Музыкально-художественная выразительность штрихов.

Работа над штрихами – это не абстрактное изучение их качеств, это способ выражения конкретной музыкально-художественной эмоции, каждый штрих должен иметь художественную цель. Даже изучение штриха в упражнении не может быть лишено хотя бы элементарных черт художественной выразительности. Например, изучение мартле на открытой струне невозможно без проявления бодрости, энергичности, собранности. Работа над штрихами в упражнении принесёт пользу тогда, когда штрихи будут изучаться на разных струнах, в разных частях смычка. Окончательное овладение штрихом невозможно на конструктивном материале без шлифования на музыкально-художественном материале.

Штрихи – важный способ артикуляции в музыке, что помогает выявлять художественный характер произведения; точно, грамотно, выразительно передавать характерные стилевые особенности музыкальной эпохи, индивидуальный музыкальный почерк каждого композитора. Реализация художественного характера связана с выбором штриховых приёмов, придания оттенков звучания. С помощью декламационно-выразительных штрихов выявляется характерность, образность музыкального произведения.

А. Готсдинер «Начальное обучение игре на скрипке и развитие музыкальных способностей»

М. Либерман «Штрихи – важный способ артикуляции в обучении игре на скрипке»

Ю. Янкелевич «О первоначальной постановке скрипача»

« Воспитание музыкально-исполнительских навыков в начальном этапе обучения в классе скрипки»

Источник

Оцените статью