Ноты для стихотворения лермонтова

Ноты для стихотворения лермонтова

Творчеством Лермонтова навеяны более чем две с половиной тысячи музыкальных произведений. Композиторы — современники Лермонтова создали немало музыкальных произведений на его тексты. Оказывается, что и сам Лермонтов сочинял музыку. Однополчанин поэта А.Потапов утверждал, что в его имении Семидубравном хранились ноты «Казачьей колыбельной песни», положенной на музыку Лермонтова.

Широко известны романсы М.Глинки, А.Варламова, А.Даргомыжского, А.Рубинштейна с текстами Лермонтова. Романс М.Глинки «Слышу ли голос твой» исполнен глубокого и страстного чувства. Композитор Варламов широко использовал сочинения Лермонтова. Это «Из Гете» («Горные вершины»), «Молитва» («Я, матерь божия»), «Парус» («Белеет парус одинокий»). Значительно расширил сферу вокальной лирики, основанной на лермонтовских текстах, Даргомыжский. Он положил на музыку «Тучи», «Песню рыбки» (из Мцыри), «На севере диком», «Утес». Широко известны современной публике романс Рубинштейна «Слышу ли голос твой», романс Гурилева («Нет, не тебя так пылко я люблю») на стихотворение «Признание». Лермонтовская тема заняла в творчестве композиторов « Могучей кучки» значительное место и оказала большое влияние на главу «Могучей кучки» — М.Балакирева. Лермонтовские романсы Балакирева — одна из вершин его творчества. Это «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна»), «Когда волнуется желтеющая нива», симфоническая поэма «Тамара» и др. В музыке Балакирева нашла отражение и тема Кавказа, которая способствовала насыщению музыки восточным колоритом.

Особенно многогранным становится воплощение лирики Лермонтова русскими композиторами в XIX-нач.XX в.в. Это Римский-Корсаков, Рубинштейн, Чайковский, Глазунов, Аренский, Рахманинов.

Процесс приобщения советских музыкантов к творчеству Лермонтова характеризуется необычайной широтой и интенсивностью. Ни один крупный композитор не прошел мимо лермонтовской темы. Представления о Лермонтове стали объективнее, восприятие его поэзии приобрело бОльшую широту и масштабность. Появился интерес к большим жанровым формам его творчества: поэмам «Демон» и «Мцыри», роману «Герой нашего времени», драме «Маскарад». Высоким мастерством отмечена музыка А.Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад». В 1941 году к 100-летию со дня гибели поэта режиссер С.Герасимов поставил фильм «Маскарад» с музыкой В.Пушкова.

Опера Рубинштейна «Демон» — фантастическое музыкальное произведение в 3-х действиях. Хотя она и не передает мятежный дух гениальной поэмы, музыка обладает выдающимися достоинствами. «Демон» обошел многие сцены мира, нет почти ни одного отечественного оперного театра, где бы его не было в репертуаре. В роли «Демона» выступали замечательные русские певцы – П.Хохлов и Ф.Шаляпин. Шаляпин впервые выступил в этой роли в канун революции 1905 года. Великий артист раскрывал борьбу темного, злого и доброго в душе Демона. А. Тихонов пишет о Демоне Шаляпина в сцене перед кельей Тамары: «Какое у него измученное лицо. В глазах — человеческая скорбь, голова опущена… Войти иль нет? Остаться ли навеки одиноким бунтарем или смириться — и раскаяньем, любовью заслужить прощение? Скорбит разорванная душа. Сомнения обессилели гордый ум. В голосе сдержанные рыданья… Демон отрекается от бунта. В его руках, протянутых к небу – мольба, надежда, смирение». Среди лучших исполнителей заглавной партии в «Демоне» — наши лучшие певцы А.Батурин, Г.Отс, А.Иванов, К.Лаптев, Д.Гнатюк, Б.Штоколов.

Современные композиторы продолжают обращаться к творчеству Лермонтова. Композитором А.Смирновым на стихи Лермонтова написаны замечательные романсы. Им выпущен диск «Звезда», куда вошли произведения на стихи поэта – всего 12 романсов: «Будь со мной, как прежде бывала», «Желание», «Без Вас хочу сказать Вам много», «Гусар», «Сон» и др. С.Осколков сочинил вокально-поэтическую композицию «Я жить хочу» по произведениям Лермонтова – для чтеца, меццо-сопрано, флейты, виолончели и фортепиано. Премьера сочинения состоялась в Петербурге на «Лермонтовских чтениях» в 2013 г. Молодой композитор В.Пак написала три песни на слова Лермонтова — «Из Шиллера», «Баллада», «Русская песня».

Прекрасная музыка М.Таривердиева органично охватывает стихи Михаила Юрьевича, а нежный дуэт Беседина-Тараненко как будто проживает вместе с поэтом его бурные чувства.

Стихи Лермонтова и созданные его гением поэтические образы навсегда останутся неисчерпаемым источником вдохновения композиторов и исполнителей, радости для любителей музыки.

Статья подготовлена читательницей библиотеки Ларисой Петровной Н.

Огромная ей благодарность за преданность русской культуре!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Писатели и книги (799)
  • 19 век (98)
  • Бунин (54)
  • Чехов (29)
  • Достоевский (27)
  • Лев Толстой (22)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (13)
  • Лесков (11)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (4)
  • Поэты и поэзия (607)
  • Поэты XIX века (139)
  • Лермонтов (31)
  • Рубцов (24)
  • Заболоцкий (23)
  • Анненский (18)
  • Фет (17)
  • Серебряный век (591)
  • Цветаева (131)
  • Блок (75)
  • Ахматова (54)
  • Гумилёв (47)
  • Мандельштам (36)
  • Бальмонт (21)
  • Есенин (19)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (2)
  • композиторы и дирижёры (442)
  • Бетховен (47)
  • Вагнер (27)
  • Шопен (26)
  • Шостакович (22)
  • Моцарт (18)
  • Шуман (14)
  • Шуберт (13)
  • Бах (10)
  • Дебюсси (9)
  • Сибелиус (6)
  • Лист (2)
  • живопись (435)
  • Голландия (37)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • Русские художники (381)
  • Врубель (23)
  • Валентин Серов (16)
  • Коровин (14)
  • Левитан (12)
  • Крамской (9)
  • Кустодиев (9)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Иван Шишкин (7)
  • Васнецовы (6)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (367)
  • Ростропович (12)
  • Художники и картины (338)
  • Альбрехт Дюрер, (11)
  • Гейнсборо (6)
  • Искусство (299)
  • Волошин (15)
  • Мыслители (276)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (17)
  • Флоренский (11)
  • Видео и фильмы (255)
  • Тарковские (58)
  • Артисты (238)
  • Русские композиторы (224)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (18)
  • Чайковский (17)
  • Мусоргский (15)
  • Свиридов (15)
  • Глинка (11)
  • Танеев (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (221)
  • Есть женщины . (211)
  • Ольга Берггольц (14)
  • Вне разделов (208)
  • Иван Толстой (29)
  • опера (192)
  • История России (191)
  • Цветы и поздравления (188)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (184)
  • На здоровье (180)
  • Наши . (174)
  • Шукшин (22)
  • Платонов (16)
  • Шаламов (16)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • космонавты (12)
  • Научно-популярное (172)
  • Наша Земля (171)
  • танцовщики (150)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (7)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (141)
  • Замечательные люди (130)
  • 1812, 1945 (129)
  • Герои 1812 (16)
  • Города и памятники (127)
  • Cкульптура (126)
  • Микеланджело (21)
  • Пушкин (125)
  • Великие балерины (124)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Замечательные места и промыслы (120)
  • Песни и мелодии (103)
  • Театр и актёры (103)
  • Обучающие материалы (103)
  • Природа. Животные (98)
  • Авангард (97)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (12)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Русские не в России (96)
  • Борис Зайцев (8)
  • Еда (92)
  • Фотографии (90)
  • Аудиокниги (83)
  • Кто мы (81)
  • Наша родина (79)
  • Наука (76)
  • Славянская культура (75)
  • О Японии (68)
  • Пастернак (68)
  • Рахманинов (65)
  • ДаКар (59)
  • Материаловедение (52)
  • Балетмейстеры (51)
  • Баланчин (7)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (4)
  • Архитектура (41)
  • Гауди (11)
  • Бродский (41)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (34)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (30)
  • Шестидесятники (14)
  • Аксёнов (7)
  • справочники (13)
  • Мудрые . (12)
  • Рюриковичи (8)
  • Возрождение (6)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)

Цитатник

Боб Чилкотт В 1904 году немецкий писатель Оскар Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назв.

✨Хоть сейчас в Голливуд: десять оперных красавцев Американский тенор Джей Хантер М.

. Фотография. Париж, 1915 г. Находящаяся на пике славы (интервью, статьи, .

✨ Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? «Турандот» Пуччини в п.

: Родос. Средневековая крепость Средиземноморья. Уди.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Музыка к произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова

Воскресенье, 16 Октября 2016 г. 18:23 + в цитатник

ПОЭЗИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА-НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ.

» Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя. «

Из раннего стихотворения «Звуки» (1830) , показывающее, как свободно звуковые впечатления претворялись у юного Лермонтова в поэтические образы.

Первым вокальным произведением на стихи Лермонтова были «Горные вершины», созданные в 1839 году «дедушкой русского романса» Николаем Титовым.

Кстати, Лермонтов вполне мог знать об этих первых переложениях своих стихов на язык музыки. Находясь в Петербурге в феврале 1841 года, он, вероятно, прочел в газете «Северная пчела» (1841, 20 февраля, № 40) такое объявление: «В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная певческая пьеса «Молитва» на слова Лермонтова; музыка сочинена нашим даровитым композитором Ф. М. Толстым». Тогда же, при жизни Лермонтова, его стихи уже становились предметом домашнего музицирования. Одно из подтверждений этого факта находим в письме Ник. Елагина (участника московского кружка Елагиных — Киреевских). 18 августа 1840 года он писал: «Читали ли вы в «Отечественных записках» стихи Лермонтова, перевод из Гёте? Стихи эти очень понравились Москве. Я сочинил музыку на эти стихи, и они поются у нас в Люблино с утра до вечера»( Речь идет о стихотворении «Горные вершины»)

В 1840 году вышли нотные издания сразу четырех «Молитв» («В минуту жизни трудную. «) Гурилева, Николая Титова, Феофила Толстого и Александра Скарятина. Все остальные «Молитвы» появились уже позже: Даргомыжского (1844), Глинки (1855), Петра П. Булахова (1856), Софьи Зыбиной (1856), Кушелева-Безбородко (1857), Мусоргского (1865) и других (более восьмидесяти) композиторов.

Прижизненной была написана и «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна. «).
Романс Гавриила Ломакина вышел в нотном издании одновременно с «Молитвой».

М.Балакирев
исп. О.Слободская

С ЭТИХ ТРЕХ РОМАНСОВ НАЧИНАЕТСЯ ЖИЗНЬ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ПОЭЗИИ В МУЗЫКЕ!

Русская музыка — от Глинки до наших дней — всегда развивалась в тесной связи с поэзией, под ее несомненным влиянием. Одни поэты заняли в ней больше места, другие меньше, это естественно. Первое слово, разумеется, принадлежит Пушкину — и по силе его влияния, и по количеству текстов, положенных на музыку.
Вслед за ним идет Лермонтов, если не по количеству, то по множеству музыкальных обращений к одному и тому же тексту.

Cтихотворение Лермонтова, как «Сосна» («На севере диком») положили на музыку почти сто композиторов.

М.Балакирев
исп.Б. Христов

Н.Дмитриев
исп.Н. Шпиллер, М.Михайлов и С. Хромченко

В элегическом романсе А. С. Даргомыжского(кстати, есть сведения о знакомстве с ним Лермонтова) «И скучно и грустно» с удивительной поэтичностью выявлено соответствие между словом и музыкой. Речитативный характер романса выразительно подчеркивает особенности лермонтовской поэтической речи.

«И скучно, и грустно. «

А.Даргомыжский (1845)
исп.Е.Флакс

А.Гурилёв (1852)
исп.Карина и Рузана Лисициан

Свыше 20 вокальных композиций на слова «Выхожу один я на дорогу». Нет ничего удивительного в том, что музыкантов влекли эти стихи: в самой их интонации, в стихотворном размере заложено активное песенное начало. Именно о таких стихах Н. П. Огарев, сам сочинивший несколько романсов на лермонтовские тексты, писал: «Они так изящно выражены, что их можно не только читать, их можно петь, — да еще на совсем своеобразный лад». Но примечательно другое: только одна из композиций прочно сохранилась в памяти любителей пения, стала народной песней, — это романс теперь мало кому известного композитора Елизаветы Сергеевны Шашиной, опубликованной в 1861 году.

«Выхожу один я на дорогу «

Дуэт «Горные вершины» А.Рубинштейна— лирическая зарисовка умиротворенной природы, философски глубокая и столь редкая у Лермонтова.

А.Варламов
исп. М. Максакова

«Из-под таинственной холодной полумаски»
М.Балакирев 1904.
исп.Е. Белов

В.Шебалин
исп. Н. Шпиллер

«Как небеса твой взор блистает»

Н.Римский-Корсаков
исп. А. Орфёнов

Г.Свиридов
исп.И. Архипова

Сам Чайковский только дважды прикоснулся к лермонтовской поэзии, хотя высоко ее ценил. Он переложил популярнейший среди композиторов «Утес» в оригинальную пьесу для смешанного хора a cappella и написал романс «Любовь мертвеца». Насыщенный драматизмом текст нелегко дался большому музыканту, хорошо понимавшему, какие трудности таит в себе лермонтовская лирика и сколь сложна проблема ее адекватного воплощения в музыке. Размышления и сомнения этого рода отразились в письмах Чайковского. «Вы совершенно правы, — писал он Н. Ф. фон Мекк в 1878 году в связи со своей работой над романсом „Любовь мертвеца“, — говоря, что текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть этой высоты, но я все-таки дерзнул. »

П.Чайковский
исп. С. Лейферкус

Интересна музыкальная судьба одного из последних стихотворений Лермонтова — «Нет, не тебя так пылко я люблю». Эта волнующая лирическая исповедь привлекла внимание еще большего числа композиторов. Зафиксировано 80 вокальных произведений, причем 18 из них принадлежат советским авторам. Среди них есть имена видных музыкантов. Но подлинную популярность приобрел только один из многочисленных романсов, воскрешенный сравнительно недавно в незабываемом исполнении Н. А. Обуховой: это романс-вальс А. И. Шишкина, написанный в 1885 году. Не очень глубокий по замыслу, но легкий, светлый, изящный, открывающий простор перед исполнителем, он до сих пор вызывает неизменные симпатии слушателей.

«Нет, не тебя так пылко я люблю «

А.Гурилёв
исп.К. Плужников

«Слышу ли голос твой «

М.Глинка
исп. Г. Виноградов

А.Даргомыжский
исп.К. Кадинская

Лермонтовская аллегория «Утес» привлекла внимание более восьмидесяти композиторов (в том числе молодого Рахманинова, создавшего симфоническую фантазию на эту тему)

М.Балакирев
исп.М. Максакова

А.Даргомыжский
исп.Н. Шпиллер, М. Михайлов и С.Хромченко

А. Варламов написал музыку к стихотворению «Парус» после смерти поэта, в 1848 г.
Получившийся романс приобрел популярность.
Однако существуют и другие музыкальные сочинения к этому стихотворению, появившиеся позже музыки Варламова.

Строчки Лермонтова положили на свои мелодии А. Г. Рубинштейн (вокальный квартет, 1849) и В. И. Ребиков (женский хор, 1899) — это два самые известные сочинения. Кроме их вариантов есть еще и других композиторов (например, с музыкой Ф. Г. Голицына). В 1938 году свою версию музыки создал композитор Г. В. Свиридов.
Одна из лучших интерпретаций лермонтовского стихотворения «Парус» — романс Зары Александровны Левиной (1906 — 1976). Романс был написан композитором в 1940 г.

К стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива» проявили интерес 22 композитора (среди них Н.Римский-Корсаков и М.Балакирев)

«Когда волнуется желтеющая нива»

Н. Римский-Корсаков
исп.З. Долуханова

Тема интерпретации поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке поистине неисчерпаема. На его стихи написано более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений. Творчество Лермонтова не терпит духовной фальши, неискренности, и, пожалуй, в этом заключается самая большая сложность для написания и исполнения музыки на его стихи.
«Мне грустно»

М.Виельгорский
исп.Н. Герасимова

А.Даргомыжский
исп.Л. Чкония

Многие другие прекрасные образцы лирики Лермонтова до сих пор ждут своего музыкального истолкования.

использованы материалы справочника «ЛЕРМОНТОВ в МУЗЫКЕ»
Составители Л. И. МОРОЗОВА, Б. М. РОЗЕНФЕЛЬД

Источник

Оцените статью