Ноты для струнно смычковых инструментов

Ноты для струнно смычковых инструментов

Автор: М. Цыбченко
Год: 2019
Издательство: Красноярск: КНУЦ
Страниц: 84
Формат: PDF
Размер: 4,0 МВ
Язык: русский

Сборник предназначен для средних и старших классов детских музыкальных школ. Автором-составителем является преподаватель Красноярской ДМШ №3 им. Б.Г. Кривошея Марина Валерьяновна Цыбченко. Это уже вторая работа автора, первый сборник вышел в 2013 году.
М.В. Цыбченко – яркий пример преподавателя, которого волнует проблема репертуара для струнно-смычкового отделения ДМШ. Она создаёт сборник, в который включает популярные пьесы, хорошо звучащие на струнных инструментах. Здесь можно найти произведения и современных композиторов, и примеры фольклорной и старинной музыки. Произведения разной стилистической направленности позволят ученикам почувствовать различия эпох – с точки зрения интонации, гармонии и формы.
Творческая задача, которую ставит перед собой М.В. Цыбченко, – сделать обработки и аранжировки произведений доступными для исполнения учащимися детских музыкальных школ, что очень важно для развития их познавательного интереса.

СОДЕРЖАНИЕ:

С. Факосьер. Мечты
Еврейская народная песня Чирибим-чирибом
Р. Ловланд. Песня таинственного сада
К. Бадельт. Пираты Карибского моря
М. Демиденко. Весёлая прогулка
Дж. Керн. Весь мир в тебе
А. Шнитке. Танго
Н. Гланцберг. Падам, падам
А. Вивальди. Концерт G-dur. II, III части

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Ноты для струнно смычковых инструментов

Автор: В. Третьяченко
Год: 2012
Издательство: Красноярск: Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры
Страниц: 50
Формат: PDF
Размер: 11,6 МВ
Язык: русский

Учебное пособие «Solo е tutti» представляет собой сборник произведений для скрипки и ансамблей струнно-смычковых инструментов и фортепиано.
Сборник предназначен для учащихся младших и средних классов ДМШ и ДШИ и включает оригинальные сочинений композиторов сибирского региона, обработки и переложения произведений старинных и современных авторов.
Включенные в сборник произведения характеризуются ярким художественно-образным содержанием, повышенным вниманием к таким элементам современного музыкального языка, как синкопирование, асимметричная ритмика, хроматика, обостренные интонации.
Третьяченко Владимир Федорович – доктор искусствоведения, лауреат Всероссийского конкурса новых технологий в художественном образовании «Балакиревский проект» (Москва, 2006), Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России» (Москва, 2012) и Всероссийского конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи (Москва, 2012). Автор более 60 научных, научно-методических и творческих работ. Среди них – монографии «Пути развития скрипичного этюда» (2003), «Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства» (2011), «Скрипичная педагогика XVII-XXI веков в зеркале нотного учебника» (2012), авторская «Программа по классу скрипки ДМШ» (2007), учебное пособие «Скрипичный букварь» (2007, 2011), художественно-инструктивные сочинения для скрипки «Детский концерт» (2001), «Концертино» (2005) и др.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Г. Емельянова. Диез танцует
  • Г. Емельянова. Ковбой и муха
  • В. Брылёв. Цирковые медведи
  • В. Третьяченко. Песенка гусеницы
  • В. Третьяченко. Жалоба гусеницы
  • В. Третьяченко. Ветерок и гусеница
  • С. Фёдоров. Блюзовая улыбка
  • С. Фёдоров. Лисий шаг
  • А. Михалёв. Ненецкая
  • Л. Шаповалова. О любви
  • Н. Бакланова. Этюд-мазурка
  • Неизвестный автор. Крестьянский танец
  • И. Гайдн. Немецкий танец
  • Ж. Сен-Люк. Бурре
  • Ф. Каттинг. Куранта
  • Р. Телепнёв. Весенняя капель
  • Л. Шаповалова. Прогулка вдвоем
  • В. Третьяченко. Весѐлый поезд
  • И. Кребс. Бурре
  • П. Хаджиев. Игра
  • Р. Телепнёв. Полька стрекозы
  • Л. Шаповалова. Радостное настроение

Источник

Исполнительские приёмы

На струнных смычковых инструментах применяются также специфические приёмы игры, обозначаемые детерминативами.

Sul ponticello (ит. суль понтичелло – у подставки) – ведение смычка по струне близко к подставке. При этом приёме игры образуется негромкий, лёгкий звук в p и резкий звук с характерной металлической окраской в f. Такие оттенки звучания используются обычно в нюансе p для воплощения сказочных, гротесковых, фантастических или зловещих образов.

Sul tasto (ит. суль тасто – у грифа) – ведение смычка над грифом. При этом приёме игры звучание инструмента приобретает смягчённый, несколько ослабленный тембр. Используется обычно в p для создания причудливого, таинственного звучания.

A punta d`arco (а пунта д`арко – верхней частью смычка). Игра кончиком смычка с целью достижения воздушности звучания и наибольшей степени pp.

Du talon или al taco (фр. ду талон ит. аль тако – у колодки) – игра нижней частью смычка с целью получения жесткой, резкой звучности. Используется для достижения мощного, насыщенного звучания.

Con sordino (ит. кон сордино – приглушённо) – игра с помощью сурдины – небольшого деревянного или костяного «гребешка», надеваемого на подставку струн и уменьшающего резонанс инструмента. Используется с целью изменения звучания инструмента. Обычно обозначается терминами con sord. (с сурдиной) и senza sord. (без сурдины).

Glissando (ит. глиссандо — скользящий) – приём игры, дающий скользящий переход от звука к звуку. Достигается лёгким и быстрым скольжением пальцев по струнам. Обозначается волнистой (или прямой) линией между крайними звуками.

Vibrato (от лат. vibro — колеблю) – лёгкое покачивание пальцев, прижимающих струну, влияющее в небольших пределах на высоту и тембр звука, а также придающее ему теплоту, мягкость, сочность. Используется вибрато в f и p, при игре искусственными флажолетами arco, pizzicato. Как правило, применяется исполнителями при выставленном в нотах термине cantabile espressivo.

Tremolo (ит. тремоло – дрожащий). На струнных смычковых инструментах применяются два вида тремоло: тремоло правой руки (смычком) – быстрое и равномерное повторение одного-двух звуков при помощи восходящих и нисходящих движений смычка; тремоло левой руки (пальцевое) – быстрое чередование двух звуков или созвучий, исполняемое движением смычка в одну сторону.

Skordatura (ит. скордатура – перестройка музыкального инструмента) – временное изменение обычной настройки струн инструмента. С помощью скордатуры достигается изменение диапазона смычкового инструмента, тембра и силы звука. Скордатура не превышает полтора тона. Используется в сольных (Н. Паганини) и в оркестровых партиях.

Источник

Ноты для струнно смычковых инструментов

Автор: Р. Телепнев
Год: 2012
Издательство: ГУО «Институт культуры Беларуси»
Страниц: 152
Формат: PDF
Размер: 3,9 МВ
Язык: русский

В пособии представлены авторские сочинения, обработки белорусских народных мелодий для ансамблей струнных смычковых инструментов Телепнёва Р. И. В нотное издание вошли пьесы, различные по жанрам, уровню сложности, ансамблевому составу. Сборник предназначен для использования в образовательном процессе детских школ искусств и в учреждениях дополнительного образования взрослых в сфере культуры.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Нам солнце дарит радугу
  • Неторопливая полька
  • Воскресная прогулка
  • Забавные гаммы
  • Як пагнала бабуленька куранятак пасці
  • Мелодия
  • В мечтах
  • В настроении
  • Прелюдия
  • Вальс
  • Ноктюрн
  • Признание
  • Эскиз-рондо
  • Вязанка беларускіх народных мелодый
  • На крыльях мечты
  • Весёлые смычки
  • Вояж в стиле ретро
  • Ave, sole

Источник

Термины и определения в музыке

Нотоносцы, расположенные в определенном порядке, создают партитурную строку-систему. Полная запись всех инструментальных партий (включая и паузирующие) для данного состава оркестра называется полной партитурной системой. Полная партитурная система отражает состав оркестра, его инструментальные группы и входящие в них отдельные инструменты.

Порядок партитурной записи значительно облегчает возможность следить за всеми партиями одновременно и за каждой партией в отдельности.

Полная партитурная система смычкового состава, как правило, имеет пять нотоносцев. Кроме общей и групповой акколад, в строке объединяются дополнительными акколадами два верхних и два нижних нотоносца.

Первый (сверху) нотоносец со скрипичным ключом предназначается для партии первых скрипок, второй — для партии вторых скрипок, средний (с альтовым ключом) — для партии альта. Два нижних нотоносца (обычно с басовыми ключами) —для партий виолончелей (верхний) и контрабасов (нижний):

Полная партитурная система струнного оркестра (Пример 1)

В партитурах композиторов классического периода партии виолончелей и контрабасов часто объединялись и котировались на одном нотоносце под общим названием «Bassi»:

Полная партитурная система струнного оркестра в партитурах классиков XVIII века (Пример 2)

С увеличением количества партий, вызванным делением одной партии на несколько подпартий, встречаются системы и с большим количеством нотоносцев:

Полная партитурная система струнного оркестра с divisi V-ni I, V-ni II, V-le и V-c (Пример 3)

По количеству партий, входящих в малый симфонический оркестр, его полная партитурная система может иметь до 20 и даже более нотоносцев. Но так как партии одинаковых духовых инструментов нотируются на одном нотоносце, количество нотоносцев малого симфонического оркестра обычно ограничивается 12 (если трубы не включены в оркестр) или 13 нотоносцами:

Полная партитурная система малого симфонического оркестра (без труб) (Пример 4)

Порядок расположения партий в малом симфоническом оркестре следующий. Четыре верхних нотоносца, объединенные групповой акколадой, отводятся для партий деревянных духовых инструментов: первый нотоносец (со скрипичным ключом) — для партий первой и второй флейт, второй (тоже со скрипичным ключом) —для партий первого и второго гобоев, третий (со скрипичным ключом) — для партий первого «и второго кларнетов и четвертый (с басовым, реже с теноровым ключом) — для партий первого и второго фаготов.

За нотоносцами партий деревянных духовых инструментов следуют три нотоносца (пятый, шестой, седьмой сверху), объединенные групповой акколадой для партий инструментов медной духовой группы. Из них пятый и шестой (обычно со скрипичными ключами), объединенные дополнительной акколадой, предназначаются для нотирования партий первой, второй, третьей и четвертой валторн, седьмой же (тоже со скрипичным ключом) — для партий первой и второй труб.

Так как в малом симфоническом оркестре количественный состав медной духовой группы ограничивается обычно партиями четырех валторн и двух труб, то дальше следуют нотоносцы партий инструментов ударной группы. Из них первый нотоносец (восьмой сверху с басовым ключом) отводится для партии литавр, другие же — для партий остальных ударных инструментов (если таковые введены в партитуру).

Партии ударных инструментов без определенной высоты звука в настоящее время нотируются не на пятилинейных нотоносцах, а на однолинейных, называемых «нитками».

Далее следуют пять нотоносцев для партий инструментов смычковой группы (см. пример 5).

Полная партитурная система большого симфонического оркестра включает составы деревянных духовых (парный, тройной, четверной), медных духовых (4, 6, 8 валторн; 2, 3, 5 труб), я также ударных, щипковых и клавишных инструментов.

При парном составе деревянных духовых и соответствующем количестве инструментов медной духовой и ударной групп полная партитурная система большого симфонического оркестра состоит обычно из 15—17 нотоносцев.

Последовательный порядок нотирования инструментальных партии, имевший место в партитурах малого симфонического оркестра, остается тот же.

Введенные в партитуру большого симфонического оркестра партии трех тромбонов с тубой нотируются обычно на двух объединенных добавочной акколадой нотоносцах, которые помещаются непосредственно под партиями труб. Из них верхний нотоносец (с альтовым или с теноровым ключом) предназначается для партий первого и второго тромбонов, а нижний (с басовым ключом)—для партий третьего тромбона и тубы.

Приводится полная партитурная система большого симфонического оркестра с парным составом деревянных духовых и соответствующим ему общепринятым составом инструментов медной духовой и ударной групп (арфа отсутствует) — (см. пример 6).

При тройном составе деревянных духовых инструментов и с введением нотоносцев для арфы в полной партитурной системе большого симфонического оркестра количество нотоносцев увеличивается до 23 — 24 (см. пример 7).

Полная партитурная система малого симфонического оркестра (с трубами) (Пример 5)

Полная партитурная система большого симфонического оркестра (парного состава) (Пример 6)

Полная партитурная система большого симфонического оркестра с тройным составом деревянных духовых инструментов и соответствующим ему составом медной духовой, ударной и щипковой группы (Пример 7)

Партии арфы, фортепиано и органа занимают место между ударной и смычковой группами. Так же как и партия фортепиано, партии арфы и органа нотируются каждая на двух нотоносцах, объединенных фигурной акколадой. При четверном составе деревянных духовых с усиленным составом медных и ударных и с введением в оркестр щипковых и клавишных инструментов количество нотоносцев в полной партитурной строке увеличивается до 30 — 40 и более.

Последовательный порядок нотирования инструментальных партий, как и принцип объединения нотоносцев дополнительными акколадами, остается тот же, что и при парном и тройном составах деревянных духовых.

В партиях инструментов щипковой и клавишной групп фигурные акколады пишутся для каждого инструмента отдельно.

Порядок внутри этих групп обычно таков: за нотоносцем партии челесты следуют нотоносцы партии арфы (или арф), затем нотоносцы партий фортепиано и органа и далее нотоносцы смычковой группы. Перед последним, если это требуется составом партитуры, могут быть помещены дополнительно еще нотоносцы вокальных партий, как сольных, так и хоровых (см. пример 8).

Часто полная партитурная система дается только при tutti оркестра и, как правило, на первой странице партитуры. На остальных страницах, где это позволяет нотный текст произведения, полная партитурная система не выписывается, из нее выключаются нотоносцы с паузирующими партиями. Перечисление же инструментов полного состава оркестра помещается на отдельной странице перед началом нотного текста партитуры. На одной странице партитуры часто умещаются две или несколько сокращенных партитурных систем, а при небольшом составе оркестра даже и две полные партитурные системы (см. партитуры Моцарта, Гайдна, партитуры для струнного оркестра).

Встречаются партитуры, в которых имеются отклонения от вышеприведенного порядка расположения инструментальных партий. Так, например, в ряде партитур Вагнера партии валторн помещены не после партий фаготов, а перед ними (то есть между партиями семейства кларнетов и партиями семейства фаготов). Такое размещение валторн разъединяет их с «чистой» медью и сближает с деревянными духовыми инструментами, что в тембровом отношении свойственно валторнам.

В партитурах Прокофьева партии труб часто расположены выше партий валторн, что соответствует тесситурному положению труб (звучащих выше валторн) в медной духовой группе.

В партитурах XVIII—XIX веков, как правило, вокальные партии помещались среди партий смычкового квинтета, а именно между партиями альтов и виолончелей.

Иногда в рукописях (значительно реже в печатных партитурах) встречаются способы сокращенной записи (своеобразные «партитурные аббревиатуры»). Так, например, на нотоносце вместо нот выставляется термин col или coi, означающий, что не выписанная нотами партия данного инструмента должна исполняться по партии другого инструмента.

Имеются партитуры, в которых записаны на одном нотоносце две партии инструментов, принадлежащих хотя и к одной группе, но к разным ее семействам (конечно, при условии возможности их нотации в одном и том же ключе и при одних и тех же ключевых знаках альтерации).

Полная партитурная система большого симфотгееского оркестра с четверным составом деревянной духовой группы (Пример 8)

Источник

Оцените статью