Урок 5. Двумя руками
Начиная с этого урока будем играть на свирели пальцами обеих рук. Диапазон 0–6 самый удобный для большинства песен.
Все песни этого урока надо хорошо выучить наизусть, каждый раз подбирая необходимые штрихи для исполнения.
1. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня
2. Вдоль, да по речке. Русская народная песня
3. В погреб лезет Жучка. Чешская народная песенка
4. Я гуляю. Русская народная песня
5. Со вьюном я хожу. Русская народная песня
6. Уж ты, зимушка-зима! Слова народные Музыка Ан. Александрова
7. Пой, малышка, песенку. Эстонская народная песня
8. По малину в сад пойдем. Русская народная песня
9. Веселый музыкант. Слова Т. Волгиной Музыка А. Филиппенко
10. Здравствуй, Родина моя. Слова К. Ибряева Музыка Ю. Чичкова
11. Скворушка прощается. Слова М. Ивенсен Музыка Т. Попатенко
12. Каравай. Русская народная песня
13. Слава. Русская народная подблюдная песня
14. Лягушка. Русская народная песня
1. 2. 3. 4. 5. |
3. Сочините и запишите песню на слова С. Есенина «Белая береза».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Урок 5. Играем на свирели двумя руками
Ступень обучения игре на свирели «для начинающих» завершена.
Вы всегда можете пройти её с урок 1 игры на Свирели
или перейти на следующую ступень игры на свирели для продвинутых.
Свирель ученическая. Двумя руками
Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях:
Источник
Урок 1. Берем свирель.
Первый этап для начинающих. Урок 1. Берем свирель правильно.
Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев.
Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели.
Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:
- Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой. И рождается он только в тишине…
- Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
- Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
- Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.
Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:
МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ
- одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
- два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
- три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ
Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:
Ровные шаги – та: | четвертная длительность | |
Вдвое быстрее – ти-ти: | восьмые длительности | |
Еще вдвое быстрее – ти-ри-ти-ри: | шестадцатые длительности |
Более сложные ритмы обозначаются так:
целая длительность | ||
половинная длительность | ||
четвертная с точкой и восьмая длительности |
Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:
И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!
А теперь давайте представим, что мы пришли в лес! Слышите, как поют птицы? Высоко на ветке сидит соловей и поет:
А чуть ниже птичка побольше:
А еще ниже?
Будьте внимательнее!
Не забывайте: когда мы играем 2 или 3, все предыдущие отверстия закрыты!
А каких птиц мы еще можем изобразить с помощью свирели? Подумайте!
Вопросы для самостоятельной работы и закрепления материалов занятия 1.
- Что такое свирель? Из какого материала ее делали раньше? А теперь?
- Из каких частей состоит свирель? Для чего предназначены мундштук и ствол?
- Какой рукой берут свирель? Какой рукой начинают играть?
- Перечислите правила звукоизвлечения?
- Как нужно брать мундштук – губами или зубами?
- Что такое ритм? Как пропеваются эти длительности?
- Простучите, а потом сыграйте ритмы:
Сочините и сыграйте ваши мелодии. Надпишите цифровки этих сочинений над ритмами (от О до 3). - Послушайте, как говорит человек, как произносятся имена ваших друзей и близких. Может ли звук свирели передать слово? Сыграйте и запишите мелодию по цифровой системе и ритм:
ТА-НЮШ-КА ВА-НЮШ-КА
ПА-РО-ВОЗ ТЕП-ЛО-ХОД - Проиграйте наизусть все три пословицы, данные в первом уроке.
- Как можно сыграть эти русские народные пословицы? Запишите ритм над слогами:
ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ — СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ
КТО ВПЕРЕД ИДЕТ — ТОГО СТРАХ НЕ БЕРЕТ - Вслушивайтесь в звуки леса! Как поет кукушка? Можно ли на одном звуке изобразить ее пение? А попробуйте изобразить на свирели ее: «Ку-ку» и записать! И звуки, и ритм!
Пожалуйста поделитесь этой страницей в своей соц.сети:
Вопросы и пожелания по первому занятию оставьте в комментариях:
Источник
Для продвинутых
Следующий этап в обучении игре на свирели ученической шестидырочной требует хорошего освоения первых пяти уроков. И здесь особенно важно не столько понимание музыкальных терминов (их по-прежнему не много), сколько выработка у обучаемого практических навыков игры. К этому времени необходимо уверенно «владеть» пальцами рук, то есть без ошибочно и надежно закрывать/открывать игровые отверстия на инструменте.
На 6 и 7 уроках будет введен новый метод игры — передувание, который позволит расширить нотный диапазон свирели, а на уроках 8 и 9 будут изучены: хроматическая гамма и многоголосие.
Урок 6. Передувание. Высокий, громкий звук – forte.
Урок 7. Самые высокие звуки свирели.
Урок 8. Знаки альтерации. Диезы и бемоли, зачем они нужны?
Урок 9. Многоголосие. Играете вдвоем — интереснее на каждой свирели сыграть свою мелодию.
Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже
Источник
Урок 2. Левая рука
Учимся играть на свирели левой рукой.
В первом уроке звуки записывались цифрами. Сейчас мы познакомимся еще с одной системой записи звуков – нотной.
Вы научились играть по цифровой системе, а теперь добавим еще и нотную запись, которая так же проста. Сыграйте попевки, ориентируясь на цифры над нотным станом:
Все мелодии можете проиграть в обучающей программе «Свирелька» —> Файлы с нотами для программы скачайте прямо на этом сайте: Скачать ноты Для начинающих |
Надо следить за тем, чтобы отверстия были полностью закрыты и звук был тихим, но без присвиста. На каждый звук как бы проговариваем слог. Этот прием игры называется non legato.
Играем по цифровой и нотной записи.
1. Дождик. Русская народная детская попевка
2. Дождик. Русская народная закличка
3. Лесенка
Для повторения одинаковой мелодии в музыке используют такие знаки:
4. Белка
Предыдущие песни игрались поочередным закрыванием-открыванием отверстий на стволе свирели. Следующие более сложные, требуют большего внимания, так как изменения в мелодии будут проходить скачками, а не поступенно.
Просьба поделиться с друзьями этой станицей: 5. Вставала ранёшенько. Русская народная песня Найдите правильный ритм для исполнения следующих куплетов, не меняя общей структуры мелодии:
Реприза в этой песне несколько условная, поскольку слова вызывают ритмические вариации, не меняя мелодическую структуру: следуйте при исполнении словам так, как это делается при исполнении русских народных песен. 6. Солнышко. Русская народная закличка 7. Уж, как зоренька-заря. Русская народная песня-считалка 8. Звоны. Украинская народная песня 9. Серые гуси. Детская песенка Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре Вопросы для закрепления материалов урока 1. Что такое legato? 4. Используя мелодические обороты урока, придумайте мелодию к пословице и запишите ритм над словами: Урок игры на свирели № 2 завершен Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях внизу страницы Источник |