Ноты для свирели с цифрами до 6 нот

Урок 1. Берем свирель.

Первый этап для начинающих. Урок 1. Берем свирель правильно.

Свирель ученическая состоит из ствола и мундштука. Мундштук – это свисток, а ствол это часть свирели с отверстиями, которые регулируют высоту звука. Для удобства обучаемого отверстия на стволе окружены бугорками. Всего бугорков с отверстиями ШЕСТЬ, и считаются они от мундштука. На нижней части ствола (противоположной отверстиям) находятся бугорки-подставки для больших пальцев.

Берем свирель ученическую за конец ствола, противоположный мундштуку правой рукой как карандаш. Пока никакие отверстия правой рукой не закрываем. Пальцами левой руки закрываем отверстия 1, 2 и 3 соответственно указательным, средним и безымянным, а большой палец левой руки располагаем на верхней подставке внизу свирели.

Чтобы свирель зазвучала, надо знать несколько правил:

  1. Звуки, которые вы сейчас создадите, – не простые! Они волшебные. Они умеют дружить и ссориться, они могут быть глубокими и поверхностными, легкими и тяжелыми, яркими и тусклыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее! Звук – он живой. И рождается он только в тишине…
  2. Свирель не любит, когда в нее сильно дуют, – она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно легкого дыхания и она ответит вам также ласково.
  3. Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте три отверстия! Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку и посмотрите на отпечатки, оставленные бугорками – если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно и звук будет красивый.
  4. Поиграв на свирели, надо ее хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель чистой тряпочкой или высушить ее и сложить в специальный пакет.
Читайте также:  Как найти ноты для пианино

Теперь, держа свирель правой рукой, возьмем кончик мундштука зубами и пропоем шепотом:

МА-МА, ПА-ПА, ТЕ-ТЯ, ДЯ-ДЯ

  • одно верхнее отверстие (№ 1) и сыграем: БА-БУШ-КА, ДЕ-ДУШ-КА;
  • два верхних отверстия: ТА-НЯ, ВА-НЯ;
  • три верхних отверстия: ПА-РО-ХОД, СА-МО-ЛЕТ

Одни звуки получились длиннее, а другие короче. В музыке короткие и длинные звуки, которые можно простучать или прохлопать, называются РИТМОМ. Ритм очень легко записывается:

Ровные шаги – та: четвертная длительность
Вдвое быстрее – ти-ти: восьмые длительности
Еще вдвое быстрее – ти-ри-ти-ри: шестадцатые длительности

Более сложные ритмы обозначаются так:

целая длительность
половинная длительность
четвертная с точкой и
восьмая длительности

Ритмы сыгранных вами слов легко можно записать так:

И так можно записать и сыграть любое имя. Попробуйте теперь озвучить свое!
На одном звуке мы с вами можем сыграть любую скороговорку, дразнилку, потешку, поговорку!

А теперь давайте представим, что мы пришли в лес! Слышите, как поют птицы? Высоко на ветке сидит соловей и поет:

А чуть ниже птичка побольше:

А еще ниже?

Будьте внимательнее!
Не забывайте: когда мы играем 2 или 3, все предыдущие отверстия закрыты!
А каких птиц мы еще можем изобразить с помощью свирели? Подумайте!

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Вопросы для самостоятельной работы и закрепления материалов занятия 1.

  1. Что такое свирель? Из какого материала ее делали раньше? А теперь?
  2. Из каких частей состоит свирель? Для чего предназначены мундштук и ствол?
  3. Какой рукой берут свирель? Какой рукой начинают играть?
  4. Перечислите правила звукоизвлечения?
  5. Как нужно брать мундштук – губами или зубами?
  6. Что такое ритм? Как пропеваются эти длительности?
  7. Простучите, а потом сыграйте ритмы:

    Сочините и сыграйте ваши мелодии. Надпишите цифровки этих сочинений над ритмами (от О до 3).
  8. Послушайте, как говорит человек, как произносятся имена ваших друзей и близких. Может ли звук свирели передать слово? Сыграйте и запишите мелодию по цифровой системе и ритм:
    ТА-НЮШ-КА ВА-НЮШ-КА
    ПА-РО-ВОЗ ТЕП-ЛО-ХОД
  9. Проиграйте наизусть все три пословицы, данные в первом уроке.
  10. Как можно сыграть эти русские народные пословицы? Запишите ритм над слогами:
    ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ — СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ
    КТО ВПЕРЕД ИДЕТ — ТОГО СТРАХ НЕ БЕРЕТ
  11. Вслушивайтесь в звуки леса! Как поет кукушка? Можно ли на одном звуке изобразить ее пение? А попробуйте изобразить на свирели ее: «Ку-ку» и записать! И звуки, и ритм!

Пожалуйста поделитесь этой страницей в своей соц.сети:

Вопросы и пожелания по первому занятию оставьте в комментариях:

Источник

Урок 2. Левая рука

Учимся играть на свирели левой рукой.
В первом уроке звуки записывались цифрами. Сейчас мы познакомимся еще с одной системой записи звуков – нотной.

Вы научились играть по цифровой системе, а теперь добавим еще и нотную запись, которая так же проста. Сыграйте попевки, ориентируясь на цифры над нотным станом:

Все мелодии можете проиграть в обучающей программе «Свирелька» —>
Файлы с нотами для программы скачайте прямо на этом сайте: Скачать ноты Для начинающих

Надо следить за тем, чтобы отверстия были полностью закрыты и звук был тихим, но без присвиста. На каждый звук как бы проговариваем слог. Этот прием игры называется non legato.
Играем по цифровой и нотной записи.

1. Дождик. Русская народная детская попевка

2. Дождик. Русская народная закличка

3. Лесенка

Для повторения одинаковой мелодии в музыке используют такие знаки:

4. Белка

Предыдущие песни игрались поочередным закрыванием-открыванием отверстий на стволе свирели. Следующие более сложные, требуют большего внимания, так как изменения в мелодии будут проходить скачками, а не поступенно.

Просьба поделиться с друзьями этой станицей:

5. Вставала ранёшенько. Русская народная песня

Можно ли в этой песне поставить репризу? Вот второй куплет:

Найдите правильный ритм для исполнения следующих куплетов, не меняя общей структуры мелодии:

  • Я медведя испугалася, за ракитов куст бросалася:
  • «Уж ты батюшка, медведушко, задери мою коровушку
  • Задери мою коровушку, развяжи мою головушку».

Реприза в этой песне несколько условная, поскольку слова вызывают ритмические вариации, не меняя мелодическую структуру: следуйте при исполнении словам так, как это делается при исполнении русских народных песен.

6. Солнышко. Русская народная закличка

7. Уж, как зоренька-заря. Русская народная песня-считалка

8. Звоны. Украинская народная песня

9. Серые гуси. Детская песенка

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Вопросы для закрепления материалов урока

1. Что такое legato?
2. Сыграйте non legato:

Придумайте слова к этой мелодии и подпишите их.
По правилам записи мелодии со словами, этот ритм должен выглядеть следующим образом:

В чем разница?
Как вы думаете, почему именно так записываются инструментальные мелодии, а со словами – иначе?
3. Определите мелодию. С какими словами она поется? Сыграйте ее в характере песни:

4. Используя мелодические обороты урока, придумайте мелодию к пословице и запишите ритм над словами:
НЕ ХВАЛИ СЕБЯ – ЕСТЬ УМНЕЙ ТЕБЯ.
5. Сочините и запишите ритм и мелодию к загадке:

(Отгадка – голова человека)
6. Запишите попевку «Василек» по цифровой системе для инструментального исполнения:

7. Запишите русскую народную песню «Как под горкой под горой» по цифровой системе для инструментального исполнения:

Урок игры на свирели № 2 завершен

Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях внизу страницы

Источник

Урок 2. Левая рука

Учимся играть на свирели левой рукой.
В первом уроке звуки записывались цифрами. Сейчас мы познакомимся еще с одной системой записи звуков – нотной.

Вы научились играть по цифровой системе, а теперь добавим еще и нотную запись, которая так же проста. Сыграйте попевки, ориентируясь на цифры над нотным станом:

Все мелодии можете проиграть в обучающей программе «Свирелька» —>
Файлы с нотами для программы скачайте прямо на этом сайте: Скачать ноты Для начинающих

Надо следить за тем, чтобы отверстия были полностью закрыты и звук был тихим, но без присвиста. На каждый звук как бы проговариваем слог. Этот прием игры называется non legato.
Играем по цифровой и нотной записи.

1. Дождик. Русская народная детская попевка

2. Дождик. Русская народная закличка

3. Лесенка

Для повторения одинаковой мелодии в музыке используют такие знаки:

4. Белка

Предыдущие песни игрались поочередным закрыванием-открыванием отверстий на стволе свирели. Следующие более сложные, требуют большего внимания, так как изменения в мелодии будут проходить скачками, а не поступенно.

Просьба поделиться с друзьями этой станицей:

5. Вставала ранёшенько. Русская народная песня

Можно ли в этой песне поставить репризу? Вот второй куплет:

Найдите правильный ритм для исполнения следующих куплетов, не меняя общей структуры мелодии:

  • Я медведя испугалася, за ракитов куст бросалася:
  • «Уж ты батюшка, медведушко, задери мою коровушку
  • Задери мою коровушку, развяжи мою головушку».

Реприза в этой песне несколько условная, поскольку слова вызывают ритмические вариации, не меняя мелодическую структуру: следуйте при исполнении словам так, как это делается при исполнении русских народных песен.

6. Солнышко. Русская народная закличка

7. Уж, как зоренька-заря. Русская народная песня-считалка

8. Звоны. Украинская народная песня

9. Серые гуси. Детская песенка

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Вопросы для закрепления материалов урока

1. Что такое legato?
2. Сыграйте non legato:

Придумайте слова к этой мелодии и подпишите их.
По правилам записи мелодии со словами, этот ритм должен выглядеть следующим образом:

В чем разница?
Как вы думаете, почему именно так записываются инструментальные мелодии, а со словами – иначе?
3. Определите мелодию. С какими словами она поется? Сыграйте ее в характере песни:

4. Используя мелодические обороты урока, придумайте мелодию к пословице и запишите ритм над словами:
НЕ ХВАЛИ СЕБЯ – ЕСТЬ УМНЕЙ ТЕБЯ.
5. Сочините и запишите ритм и мелодию к загадке:

(Отгадка – голова человека)
6. Запишите попевку «Василек» по цифровой системе для инструментального исполнения:

7. Запишите русскую народную песню «Как под горкой под горой» по цифровой системе для инструментального исполнения:

Урок игры на свирели № 2 завершен

Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях внизу страницы

Источник

Оцените статью