Для продвинутых
Следующий этап в обучении игре на свирели ученической шестидырочной требует хорошего освоения первых пяти уроков. И здесь особенно важно не столько понимание музыкальных терминов (их по-прежнему не много), сколько выработка у обучаемого практических навыков игры. К этому времени необходимо уверенно «владеть» пальцами рук, то есть без ошибочно и надежно закрывать/открывать игровые отверстия на инструменте.
На 6 и 7 уроках будет введен новый метод игры — передувание, который позволит расширить нотный диапазон свирели, а на уроках 8 и 9 будут изучены: хроматическая гамма и многоголосие.
Урок 6. Передувание. Высокий, громкий звук – forte.
Урок 7. Самые высокие звуки свирели.
Урок 8. Знаки альтерации. Диезы и бемоли, зачем они нужны?
Урок 9. Многоголосие. Играете вдвоем — интереснее на каждой свирели сыграть свою мелодию.
Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже
Источник
Свирелька по Смеловой.Методическая разработка рабочей программы по системе Смеловой
специалист в области арт-терапии
Срок реализации программы :2 год
Составитель: учитель музыки, педагог дополнительного образования
Щербакова Ольга Александровна
2018-2019 учебный год
Нормативные основания изменения
дополнительных общеобразовательных программ
Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 29 августа 2013 г. № 1008 (отменяет Типовое положение об УДОД 2012 г.)
Письмо Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей от 11 декабря 2006 г. N 06-1844
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
Пояснительная записка стр.3
Общая характеристика программы стр.3
Назначение программы стр.3
Актуальность программы стр.4
5. Цель и задачи программы стр.4-5
6 Личностные, метапредметные и предметные результаты стр.5-6
7 Контроль и оценка планируемых результатов стр.6-7
8 Содержание программы: стр.8
Планируемые результаты 1-го года обучения стр.9
Планируемые результаты 2-го года обучения стр.10
9 Календарно-тематическое планирование: стр.11
2 класс стр.11-12
10 Список литературы: стр.15
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Необходимость дополнительных занятий по обучению игре на свирелях, возникла в связи с необходимостью расширения исполнительского и творческого опыта учащихся при знакомстве с музыкальными произведениями. Кроме того, занятия помогают укреплять здоровье детей: увеличивается объем легких, служат профилактикой легочных заболеваний и носоглотки, позволяют развить мелкую моторику, память.
Общая характеристика программы.
Свирель является русским народным инструментом., представляет собой простую пластмассовую дудку. На одном конце ее есть свистковое устройство, а на середине лицевой стороны вырезаны шесть отверстий. Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Через обучение игре на свирели можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, формированию музыкального слуха .Этот вид деятельности стал очень популярным в последнее время. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир музыки. Система работы со свирелью построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий в работе со свирелью требует терпения и виртуозности, а– это всегда упорный труд и воображение.
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество , формирование активной деятельностной позиции.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности в процессе исполнения музыкальных произведений, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду. Кроме того, повторяются и закрепляются навыки и примы, полученные на основных уроках. Больше внимания уделяется нотной грамоте и развитию гармонического слуха, а также импровизации. Используются упражнения для развития беглости пальцев, чистоты интонирования, овладения различными способами атаки звука.
Используется опыт работы и методические пособия Э.Смеловой, Е.Евтух, М. Космовской.
Цель программы – формирование духовно-нравственной культуры учащихся и развитие их музыкального вкуса посредством игры на свирели, создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник и игры на свирели как художественного способа воплотить мысли в реальность образа.
1. Научить воспринимать музыку и инструментальные произведения .
2. Помочь детям овладеть основными навыками игры (чистота
интонирования, правильное дыхание, звукообразование).
3. Ознакомить и научить необходимым знаниям и умениям поведения на сцене
Развитие творческих способностей детей через обучение игре на свирели на уроках музыки
На основе изучения детских песен, вокальных произведений,
современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, её инструментальной культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению традиций
2. Создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого воспитанника кружка
3. Стимулировать желание детей реализовать себя, свои творческие возможности
в классе, в школе и в условиях семейного досуга, привлекая к этому родителей
1. Создать условия для раскрытия способностей и творческой самореализации детей в различных видах и формах музыкальной деятельности(вокал, сцен. движение, хореография).
2. Развить интерес к певческой деятельности, желание самостоятельно исполнять песни разных жанров.
1. Развитие и реализация творческих способностей учащихся при освоении различных приемов игры на свирели.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
— определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
— в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
— развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…),
— формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…») , переживание учащимися субъективного открытия«Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
— определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
— проговаривать последовательность действий;
— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы со
— учиться работать по предложенному учителем плану;
— учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
— учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя или с помощью Интернет;
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую: уметь играть свою партию под аккомпанемент другого инструмента .
— донести свою позицию до других: .
— слушать и понимать речь других;
— совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
анализировать предложенное учебное задание;
— организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
— экономно, рационально и творчески строить свою работу на всех её этапах;
— обосновывать выбор технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, эстетичности;
Условия реализации программы.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для учеников 2 – 3 классов. Курс обучения рассчитан на два учебных года – всего 136 часа (по 68 часа в год). Занятия проходят во внеурочное время один 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Курс обучения игре на свирели начинается во 2 классе. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели :
— удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
— сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, концертных выступлений при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
Учащиеся должны знать : нотные знаки, скрипичный ключ, размер 2/4, ¾, 4/4,
ритмическую запись (половинная, четверть, восьмая, целая), знаки альтерации, цезура.
Учащиеся должны уметь: играть по нотам звукоряд (ре1-до2), владеть твердой атакой звука, играть на одном дыхании небольшие фразы, снимать звук на паузы, правильно читать ритмическую запись, записывать ритм, играть 8-10 пьес .
Учащиеся должны знать : нотные знаки, правила записи нот на нотном стане, скрипичный ключ, размер 2/4, ¾, 4/4, с, пунктирный ритм, знаки альтерации фа-диез, соль-диез, си-бемоль, запись нот-ре2-ми2, прием передувания, термин и понятие тоники.
Учащиеся должны уметь: играть в диапазоне ре-ми2, владеть твердой атакой звука. Играть двухголосные пьесы, читать ритмическую запись (пунктирный ритм-четверть с точкой и восьмая, паузы четверть и восьмая),сочинять и записывать окончание мелодии, уметь находит тонику.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
выступления на сцене;
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является
портфель достижений обучающегося. Портфель достижений –грамоты, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
Содержание программы 1 года обучения
Извлечение звука. Организация ансамбля. Использование трех пальцев.
Дыхательная гимнастика. Использование четырех пальцев.
Постановка левой руки. Работа над постановкой каждого пальца с соответствующим извлечением звука.
Постановка правой руки (аналогично левой).
Игра двумя руками. Основные приемы.
Штрих «легато», навыки звукоизвлечения. Работа над формированием связного протяжного звука.
Штрих «стаккато», навыки звукоизвлечения. Работа над формированием отрывистого звука.
Обобщающее занятие. Повторение.
Использование всего диапазона свирели.
Смешанное звуковедение. Игра двумя руками в объеме 1 октавы.
Основы музыкальной грамоты.
Аккомпанемент в музыке. «Колыбельная медведицы» (Е.Крылов). Работа над техникой исполнения.
Исполнение мелодии без сопровождения. «Зацвели васильки». Работа над техникой исполнения.
Обобщающее занятие. Повторение.
Фольклор. «Как у наших у ворот». Работа над техникой исполнения.
Двухголосие. «Две свирели». Работа над техникой исполнения.
Двухголосие (продолжение). «Савка и Гришка». Работа над техникой исполнения.
Обобщающее занятие. Повторение.
Быстрый темп. «Светит месяц». Работа над техникой исполнения.
Мелодия – основа музыки. «Молдавский народный танец». Работа над техникой исполнения.
Исполнение с аккомпанементом. «Калинка». Работа над техникой исполнения.
Повторение ранее изученных произведений. Концертная деятельность.
Планируемые результаты 1-го года обучения:
Ученик получит возможность научиться:
— выбирать музыкальное произведение с учетом своего настроения и возможностей, организовывать свое рабочее место;
— уважительно относится к труду людей и своему собственному;
— применять приемы безопасной работы с дыхательным аппаратом;
— отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
— применять изученную технику владения инструментом при исполнении музыкального произведения.
— прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно исполнять на концерте музыкальное произведение.
— анализировать форму музыкального произведения: (рондо, вариации)
— сравнивать отдельные музыкальные отрывки по характеру и динамическому плану.
— использовать для проигрывания пьес аккомпанемент минусовок или пьес без главного ведения партии.
Пользоваться доступными приемами исполнения произведений, звуковой информацией в сети интернет.
Содержание программы 2 года изучения
Извлечение звука. Организация ансамбля. Использование трех пальцев.
Дыхательная гимнастика. Использование четырех пальцев.
Постановка левой руки. Работа над постановкой каждого пальца с соответствующим извлечением звука.
Постановка правой руки (аналогично левой).
Игра двумя руками. Основные приемы.
Штрих «легато», навыки звукоизвлечения. Работа над формированием связного протяжного звука.
Штрих «стаккато», навыки звукоизвлечения. Работа над формированием отрывистого звука.
Обобщающее занятие. Повторение.
Использование всего диапазона свирели.
Смешанное звуковедение. Игра двумя руками в объеме 1 октавы.
Основы музыкальной грамоты.
Плавное звуковедение. «Со вьюном я хожу». Работа над техникой исполнения.
Спокойный темп. «Уж ты, зимушка-зима». Работа над техникой исполнения.
Обобщающее занятие. Повторение.
Исполнение без сопровождения. «Пой малышка песенку». Работа над техникой исполнения.
Двухголосие. «Две свирели». Работа над техникой исполнения.
Развитие музыки. «По малину в сад пойдем». Работа над техникой исполнения.
Двухголосие. «Савка и Гришка». Работа над техникой исполнения.
Обобщающее занятие. Повторение.
Фольклор. «Светит месяц». Работа над техникой исполнения. Быстрый темп.
Основа музыки – мелодия. «Веселый музыкант». Работа над техникой исполнения.
Аккомпанемент. «Здравствуй, Родина моя». Работа над техникой исполнения.
Фонограмма. «Скворушка прощается». Работа над техникой исполнения.
Повторение ранее изученных произведений. Концертная деятельность.
Планируемые результаты 2-го года обучения:
Ученик получит возможность научиться:
-анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
— прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные произведения в соответствии с художественно-эстетической задачей;
— решать простейшие варианты музыкального исполнения посредством импровизационных приемов и придать музыкальному произведению новую окраску;
— использовать такие приемы украшения музыкального произведения как мелизмы, форшлаги и под руководством учителя осуществлять импровизационный вариант для проигрывания на сцене.
— исполнять небольшие пьески используя динамические оттенки, создавая тем самым яркое и красочное произведение музыкального искусства;
— пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой музыкальной фактурой, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
1 год обучения 2 год обучения
«Андрей-воробей» «Листья в саду» Смирнова
«Ах, ты, котенька» Р.Н.П. «А я по лугу»
«Аты-баты» и другие попевки на одном звуке «Регги-вальс»
«Дождик» «Пой, пой, пой» Л.Прим
«Про слона» «Вальс при свечах» Ф.Черчиль
«У кота воркота» «Бубенцы» американская мелодия
«Барашеньки» р.н.п. «Пойду ль я»
«Зима» лит.нар.песня «Добрый мельник»
«Елочка» «По дороге домой из школы» Э.Градески
«Колыбельная» «Весенняя» В.А.Моцарт
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
Р.н.п. «Две свирели»
Список используемой литературы :
Евтух Е.В. Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся. Методическое пособие.- санкт-Петербург. 2002 г.
Методический и музыкальный материал, семинары в АППО /музыкальный отдел.
Осеннева М.С. Безбородова Л.А. Методика мухыкального воспитания младших школьников. – Москва. АсаДЕМА. 2001 г.
Космовская М.Л. Девять уроков игры на свирели.(донотный период) по методике Э
.Смеловой рку.деп.оцни «Школа и педагогика».-М., 1999г.
Список литературы для детей :
Вместе с октавиком /сост.Е.В.Евтух-СПб.2001
Гусь, танцующий рок-н ролл и другие мелодии со всего света / сост. Е.В.Евтух-СПб. 2003г.
Наслаждайся, познавай пой по нотам и играй. / сост. Никитин В.М.- СПб.1999.вып.1,2.
Смелова Э. Свирель поет.-М., 1991.
Материалы интернета: svirelin . ru / noti — of — songs . html
Источник