- Пособие для учащихся ДШИ фортепианного отделения «Шпаргалка к техническому зачету»
- Технический зачёт на «отлично». Сборник гамм, упражнений и этюдов для скрипки
- «Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах» учебно-методическое пособие на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Пособие для учащихся ДШИ фортепианного отделения «Шпаргалка к техническому зачету»
Порядок исполнения упражнений в мажорной гамме
- Прямой вид
- Расходящийся вид
- Гамма в терцию
- Гамма в дециму
- Трезвучия
- Арпеджио короткие
- Арпеджио ломанные
- Арпеджио длинные
- Доминантовый септаккорд – длинное арпеджио
- Хроматическая гамма – прямой вид
- Хроматическая гамма – расходящийся вид
Порядок исполнения упражнений в минорной гамме
- Гармонический минор
- Мелодический минор
- Трезвучия
- Арпеджио короткие
- Арпеджио ломанные
- Арпеджио длинные
- Уменьшенный септаккорд – короткое арпеджио
- Хроматическая гамма – прямой вид
- Хроматическая гамма – расходящийся вид
План чтения с листа
Памятка
- Определи тональность.
- Смотри на тактовый размер. Определи темп и характер произведения.
- Определи, где мелодия, где аккомпанемент, есть ли элементы полифонии.
- Смотри на склад фактуры. Старайся увидеть знакомые гармонические обороты.
- Определи направление и характер движения мелодии (постепенно, по звукам аккордов, скачками), представляя себе аппликатуру.
- Задай пульс в нужном темпе и прочитай про себя ритм первых тактов.
- Играй, не останавливаясь, все время, глядя вперед. Не теряй ощущение пульса. Точно выполняй штрихи и фразировку.
Запомни аппликатуру в арпеджио
Правая рука – 3 4 4 3
Левая рука – 4 4 3 4 C, a, G, e, d, F
Правая рука – 3 4 4 3
Левая рука – 3 4 3 3 D, A, E, H, B, Es, As
Правая рука – 3 4 3 3
Левая рука – 4 4 3 4 c, fis, gis, b, g, cis, h
Список вопросов к техническому зачету
- Знаки повышения и понижения звука.
- Ключевые знаки в тональностях.
- Порядок диезов и бемолей в тональностях.
- Длительности нот.
- Длительности пауз.
- Приёмы звукоизвлечен ия — штрихи.
- Динамиче ские оттенки.
- Главные трезвучия лада.
- Термины
Используемая литература
- И. Ядова «Не хочу играть гаммы». Учебное пособие для музыкальных школ. «MPI» г. Челябинск, 2006 г.
- Н. Ширинская. Гаммы и арпеджио. «Музыка» г. Москва, 2016 г.
- Т. Смирнова. Аллегро. Воспитание искусством или искусство воспитания. Беседа «Интерпретация». Издательство Т. Смирнова г. Москва, 2008 г.
- Ш. Ганон. Пианист-виртуоз. 60 упражнений для фортепиано. «Музыка» г. Москва, 2016 г.
Источник
Технический зачёт на «отлично». Сборник гамм, упражнений и этюдов для скрипки
Преподаватель, кандидат искусствоведения
Представляем Вашему вниманию новинку учебно-методической литературы: сборник гамм, упражнений и этюдов для скрипки «Технический зачет на «отлично». Авторы-составители: кандидат искусствоведения Мартышева Мария Владимировна и преподаватель Топильская Мария Евгеньевна. Издательство «Союз художников», Санкт-Петербург, 2018 г.
«Технический зачет на «отлично»» — сборник гамм, упражнений, этюдов, а также методических материалов, необходимых для качественной подготовки учащихся скрипичных классов ДШИ к техническим зачетам.
Настоящий сборник составлен в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Технический материал охватывает весь период обучения по данной программе: 8 лет, 8 лет с дополнительным годом обучения (9 класс).
Представленные этюды и гаммы способствуют последовательному формированию целостного комплекса технических умений и навыков, позволяющего в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Издание дополняет фонды оценочных средств по специальности скрипка программы «Струнные инструменты», содержит требования к проведению технических зачетов по классам, критерии, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки и полностью соответствуют целям и задачам обучения по данной программе.
Сборник состоит из трех частей. Часть I содержит разделы для подготовки к техническому зачету в первом полугодии :
Часть II (в двух тетрадях) содержит разделы для подготовки к техническому зачету во втором полугодии:
- Позиции и техника переходов;
- Хроматизмы;
- Развитие беглости;
- Двойные ноты и аккорды;
- Мелизмы, флажолеты, пиццикато левой рукой.
Часть III — Методические рекомендации. Содержит подробное описание системы организации технических зачетов в ДШИ. Предложенный вариант, базирующийся на выстроенном авторами алгоритме последовательного повышения технического мастерства скрипачей, является одним из возможных путей осуществления контроля технического продвижения учащихся.
Особенности пособия:
- В основу сборника положен принцип оптимизации использования необходимого технического материала. Среди огромного количества этюдов были отобраны наиболее эффективные, по мнению составителей, опусы. Предпочтение отдавалось сочинениям с выраженной художественной направленностью. В сборнике представлены этюды, вошедшие в «золотой» фонд скрипача, а также малоизвестные сочинения.
- Технический материал охватывает весь период обучения в ДШИ. Это позволяет возвращаться к изученным этюдам и работать над ними на новом уровне, а также способствует поддержанию отличной исполнительской формы.
- Гаммы, включенные в сборник, рекомендуются для публичного исполнения. Этим обусловлен их сравнительно небольшой перечень и нетрадиционная форма изложения (гаммы расписаны так, как они обычно исполняются).
- Материал сборника разбит на разделы. Каждый раздел посвящен последовательному развитию определенного навыка.
- Каждый раздел состоит из гамм, упражнений и этюдов по возрастанию степени их сложности. Для удобства преподавателей весь материал распределен по трем уровням. Эти уровни отражают три основных этапа освоения каждого навыка: первый (начальный), второй (основной) и третий (совершенствующий) уровни сложности соответственно.
- Предложенная система хорошо зарекомендовала себя как для первоначального развития навыка, так и для его восстановления или исправления дефектов в его развитии.
- Учитывается необходимость специального освоения этюдов, подготавливающих к исполнению музыки различных стилей.
- Для удобства работы во всех этюдах проставлены цифры.
- Подробно изложены требования к проведению технических зачетов по классам
- Музыкальные термины представлены в трех видах: разбиты по классам, изложены в сводной таблице (для удобства проверки и для повторения), сгруппированы по разделам (Темпы и агогика, Термины, обозначающие характер музыки, Штрихи и приемы исполнения, Динамика, Дополнительные обозначения) с целью систематизации материала.
- Подробно описана система и критерии выставления оценки в младших и старших классах.
- Дан список необходимой методической литературы.
Источник
«Советы учащимся-пианистам для подготовки к техническому зачёту в таблицах и схемах»
учебно-методическое пособие на тему
Данный методический материал адресован учащимся младших и средних классов специального фортепиано ДМШ и ДШИ. Все правила и советы по подготовке к техническому зачёту изложены довольно наглядно в понятной и доступной форме в виде схем и таблиц.Может использоваться как в домашней подготовке, так и на уроке, чем окажет конкретную помощь преподавателю, избавив его от некоторых поурочных записей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_zachyot_no1.docx | 255.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. С. С. Прокофьева» г. Азова
Эта маленькая книжка станет вашим постоянным спутником на всё время обучения в музыкальной школе в классе фортепиано.
Мне очень хочется, чтобы вы подружились с ней. Ведь она будет вам помогать готовиться к техническим зачётам. Хотя впервые с этим зачётом вы сталкиваетесь только в третьем классе, но готовиться к нему необходимо уже с первых занятий музыкой.
Все правила и советы по подготовке к зачёту изложены в понятной и доступной форме в виде схем и таблиц.
Желаю вам успехов в нелёгком деле развития фортепианной техники!
Из чего состоит технический зачёт ? И что это такое?
Гаммовый комплекс —это набор разных видов технических формул: гамм, аккордов, арпеджио и других.
Эти компоненты требуют постоянной тренировки, как у спортсменов.
Все перечисленные составляющие гаммового комплекса имеют тесную аппликатурную взаимосвязь.
Аппликатура —это номера пальцев.
Каждый грамотный музыкант обязан знать буквенные обозначения нот и аккордов. Запомнить их вам поможет этот рисунок:
В— си бемоль; F— фа;
Гамма —это поступенный звукоряд.
Гаммы бывают минорные и мажорные, диатонические и хроматические. Различие между диатонической и хроматической гаммами состоит в том, что в диатонической используются и тоны, и полутоны, а в хроматической только полутоны. От этого зависит аппликатура.
Обычно тренаж начинается игрой гаммы на две или четыре октавы. Играя любую гамму, не следует забывать о значительной роли первого пальца при подкладывании, ведь именно от него зависит ровность и чёткость исполнения. Нужно стараться подкладывать первый палец плавно, легко и незаметно, готовя его заранее к подмене.
Аппликатура в хроматических гаммах
Правая рука: ↑—1,2; ↓—1,3.
Левая рука: ↑—1,3; ↓—1,2.
Аппликатура в диатонических гаммах
I. « Белые гаммы» ( от белых клавиш):
Пр. р.– на VII ступени
Л. р.– на II ступени
Фа мажор ( Пр. р на си-бемоль) и си минор( Л. р.– на фа#)
II. Бемольные гаммы:
Пр. р.– на си-бемоль
Л. р.– на IV ступени (новом бемоле)
III. Гаммы, где используются группы из трёх чёрных клавиш
Пр. р. – на ля#( или си-бемоль)
Л. р. – на фа# ( или соль-бемоль)
После небольшой «разминки» в гамме играют различные аккорды.
Аккорд — это одновременное звучание трёх или более звуков, расположенных в определённом порядке. Все аккорды играют с обращениями. Они могут быть трёх или четырёх звучными, всё зависит от размера руки пианиста и интервального состава аккорда.
Каждый следующий аккорд нужно готовить глазами, хорошо погружая пальцы в клавиатуру. При этом необходимо следить за состоянием запястья—оно не должно подниматься или фиксироваться.
Арпеджио — это аккорд, звуки которого исполняются неодновременно. В учебной практике применяют следующие виды арпеджио:
При игре арпеджио большое внимание надо уделять объединяющему движению руки. А также следить за мягким погружением в клавиатуру первого пальца.
Аппликатура в аккордах и арпеджио
(по четыре звука)
I. Гаммы до 2-х знаков при ключе:
II. Мажорные гаммы от двух знаков при ключе:
III. Минорные гаммы от двух знаков при ключе:
2.Чтение с листа
Чтение с листа — это исполнение незнакомого произведения с одного проигрывания. Чтобы сделать это, необходимо провести предварительный анализ нотного текста.
Схема для предварительного анализа текста
Некоторые правила чтения с листа
- Надо заранее увидеть как движется мелодия:
- Зрительно опереться на основные элементы гаммового комплекса: гаммы, аккорды, арпеджио, продумать аппликатуру.
- Определить строение мелодии: мотивы, фразы, предложения.
- Глаза всегда должны опережать движения рук.
Транспонирование — это перенос произведения или его части в другую тональность. Ему всегда предшествует чтение с листа (см. выше).
Замена знаков — самый лёгкий вид транспонирования на 1/2тона.
Мысленно надо поменять ключевые знаки, а ноты оставить без изменения.
Наиболее трудным считается транспонирование на 1 тон, т. к. кроме новых ключевых знаков, приходится мысленно ноты, записанные на линейках представлять между линейками.
Некоторые правила транспонирования
- Глазами познакомиться с произведением как при чтении с листа;
- Точно определить новую тональность (ключевые знаки);
- Точно определить изменится ли аппликатура;
- Исполнить в более спокойном темпе произведение в новой тональности.
4. Подбор по слуху
Умение подобрать на слух аккомпанемент к знакомой мелодии является показателем обще музыкального развития юного исполнителя. Чтобы правильно подобрать аккомпанемент к мелодии нужно :
- Выразительно её сыграть одной рукой;
- Определить её строение (мотивы, фразы, предложения, найти повторные моменты и т. д.);
- Определить тональность ( ключевые знаки, тонику), в ней построить Т, S, D.
- Вслушаться и определить какие из них подходят к опорным звукам мелодии;
- Выставить буквенно-цифровые обозначения;
- Определить жанр (песня, танец, марш);
- Выбрать подходящую фактуру аккомпанемента;
- Выразительно сыграть.
Этюд — это пьеса, направленная на освоение технических формул, например: гаммообразных пассажей, аккордов, арпеджио и др.
Этюды развивают технику, если их играют в предписанном автором темпе, нужными штрихами, точной аппликатурой.
6. Знание терминологии
Знание терминов необходимо для того, чтобы уметь точно определить все авторские ремарки (обозначения, указания). Это помогает музыкантам создать художественный образ произведения.
Источник