Ноты для тин вистл

Как играть. Урок 6.

Ноты второй октавы. «Передувание».

Ты уже знаешь, что диапазон музыкального ряда вистла — две октавы. Этого диапазона вполне достаточно, чтобы играть большинство традиционных мелодий. Однако, из этого большинства практически все мелодии требуют извлечения звуков более чем одной октав. Короче, я клоню к тому, что тебе придётся овладеть полным диапазоном вистла, если хочешь играть традиционный кельтский фолк. На самом деле, это совсем не сложно.

Сначала — немного теории. Как следует из Урока 4, одноимённые ноты разных октав звучат схоже. Это происходит потому, что звуки, обозначаемые этими нотами, имеют частоты основного тона (иногда это называется первой гармоникой) отличающиеся в чётное количество раз (в 2 или 4 раза). Мы уже знаем о том, что ноты D (Ре нижняя) и D’ (Ре верхняя) берутся на вистле практически одинаково. Отверстие, самое ближнее к свистку вистла открывается для более простого передувания. Ты, наверное, уже догадываешься, что для остальных нот вистла всё будет точно также. Только верхнее оверстие открывать уже не нужно.

Если мелодию из Урока 5 ты не пропустил(а), а выучил, значит, нота E’ (Ми верхней октавы) тебе уже знакома.

Посмотри на нотную запись:

Здесь показана «почти» гамма, но каждая нота присутствует дважды, для обеих октав. Теперь ты ясно видишь, что одноимённые ноты нижней и верхней октав берутся одинаково. Вся разница лишь в том, с какой силой нужно дуть в вистл, чтобы получить ноту. В этом простота и сложность вистла. Умение правильно выдувать ноты — один из важных этапов освоения этого инструмента.

Читайте также:  Первая октава ноты для флейты

Вот как это звучит

Попробуй играть изображённые на рисунке ноты. Ты сразу заметишь, что чем выше нота нижней октавы, тем сильнее нужно дуть для извлечения такой же ноты верхней октавы. Играть самые высокие ноты для тебя может показаться вообще невозможным 🙂 Это пока.

Сделай следующее: начни играть какую-нибудь ноту нижней октавы и постепенно увеличивай интенсивность воздушной струи, вдуваемой в свисток. В какой-то момент произойдёт интересное явление: звук как бы перепрыгнет вверх, и будет уже звучать та же нота верхней октавы. Это ОЧЕНЬ важный момент физики вистла. Именно характер этого «перехода» является одним из важнейших показателей, отличающих различные вистлы.

Если на одних вистлах этот переход чистый и чёткий, то другим свойственно пищать, визжать, скрепеть между нотами, если струя наращивается постепенно. Вистлы компании Clarke считаются простыми в этом отношении. «Прыжок» на октаву вверх они делают довольно быстро и чисто. Вистлы других марок делают это иначе, некоторые — совсем плохои и «грязно». Поэтому, обычно, если в мелодии встречается переход с ноты нижней октавы на ноту верхней, то ноту верхней берут с выраженной атакой.

Что такое атака? Это, попросту говоря, «ту!» произносимое при извлечении ноты. Именно звук «ту!» обеспечивает толчок струи в свистке, который с «запасом» передувает ноту, не позволяя появиться постороннему немузыкальному шуму вистла. В записи выше я именно «тукал» все ноты. Хотя вистл (Clarke Original) позволял бы справляться и постепенным (равномерным) передуванием. Попробуй «тукать» ноты, и ты заметишь, что верхняя октава не так сложна, как кажется.

Теперь попробуем сыграть восодящую гамму на две октавы подряд — от нижней Ре до Ре третьей октавы (многие вистлы позволяют играть Ре третьей октавы).

Здесь ты также можешь слышать, что я извлекаю все ноты с атакой. Попробуй научиться играть эту гамму. Для каждой более высокой ноты требуется большее давление и более резкий, акцентированный звук «ту».

Теперь послушай вот эту запись гаммы

Замечаешь? Я не тукаю ноты, а играю их лишь пальцами, увеличивая постепенно интенсивность струи, но не прерываю её. Значит, для высоких нот не всегда обязательно делать атаку?

Да, это так. Дело в том, что при игре восходящих нот на вистле, если струя воздуха ровная и сильная, почти всегда можно, открыв одно отверстие, получить следующую в звукоряде ноту. При этом дуть нужно с небольшим запасом, то есть немного сильнее, чем требуется просто для поддержания звука нижней ноты. Это явление объясняется тем, что при звучании одной ноты столб воздуха в трубке вистла уже обладает энергией, и открывая отверстие, мы укорачиваем его, и воздух продолжает колебаться, но уже с большей частотой. В случае же, когда высокую ноту нужно извлечь отдельно, после тишины — мы не имеем колебающегося столба в вистле, и тогда его нужно создавать, посылая струю резче.

Описанное явление позволяет играть высокие ноты одна за другой, не выделяя их «туканием», причём «спускаться» вниз по звукоряду всегда намного проще, чем подниматься вверх. Часто даже нужно ослаблять струю, особенно, когда требуется сыграть ноту нижней октавы сразу после ноты верхней. Иногда даже непрерывное звучание вистла не представляется возможным, если за относительно высокой нотой верхней октавы нужно играть довольно низкую (Ми или Ре) ноту нижней. В таком случае приходиться прерывать звук, и начинать низкую ноты с тишины, лёгкой атакой.

Таким образом, играя мелодии, можно «тукать» практически все ноты, или не тукать почти никогда. В зависимости от этого мелодии будут звучать по-разному. Атакуя каждую ноту, мы создаём чёткий, ритмичный рисунок произведения. Не «тукая», сливая ноты, мы заставляем «журчать» мелодию, делаем похожей на трель птиц. Я не собираюсь навязывать тебе стиль игры (а «тукать» или «не тукать» — это одна из составляющих стиля игры на вистле). Просто показываю возможности исполнения.

Всё выше сказанное — это «ничего» без практики. Поэтому научись играть восходящие гаммы «тукая» и не «тукая», и привыкай к требованиям твоего вистла. У тебя не обязательно должно получится всё сразу, и хорошо. Ведь у разных людей разные способности, но в конце концов любой может овладеть хитростью извлечения любых нот на вистле. Единственное, что необходимо — это тренировки, ах, ну и желание, конечно! 🙂

А чтобы усваивать принципы было интереснее, предлагаю разучить следующую мелодию. Она потребует от тебя аккуратного извлечения различных нот.

Egans Polka

Вот как она звучит эта очень распространённая и простая мелодия:

Обрати внимание, я делаю вдох не всегда в одном и том же месте мелодии. Играя часть А первый раз, я вдыхаю в конце части, перед повтором. Второй раз в части А я делаю вдох дважды — в предпоследнем такте (после сильной доли, укорачивая длительность ноты) и после всей части, как и первый раз. В части В первый раз я делаю вдох, как и в части А — в предпоследнем такте и перед повтором всей части, второй раз — в пятом такте, разбивая вдохом ноту Фа. Таким образом мелодия звучит живее и интереснее.

В польках возможны самые разнообразные варианты вдоха, потому что размер и пульсация ритма полек очень простые и явные. Вдыхать можно практически всюду, укорачивая или пропуская ноты. Однако нельзя пропускать или сдвигать сильные доли, не забывай об этом.

Источник

Сборники, ноты, книги

Тут мы помещаем сборники мелодий для вистла и не только, книги, просто ноты мелодий.

Первым делом даю ссылку на всеми нами любимый сборник «Ireland’s Best Tin Whistle Tunes». Архив содержит сканированную книгу, в которой размещены ноты 110 мелодий для вистла с аккордами. К книге существуют также два CD, трэки с которых можно найти вот здесь:

Сборник «The Piper Companion» (архив), содержащий нотные партии известных мелодий для нескольких инструментов.

Самоучитель игры на вистле «The Tin Whistle Book». Автор Tom Maguire, издано на Ossian Publications.

Ещё один серьёзный труд — учебник «The Complete Irish Tinwhistle Tutor by L.E. McCullough». Книга представлена в виде отсканированных картинок. Трэки с диска, прилагающегося к учебнику, находятся в папке.

Благодаря Andy у нас снова пополнение библиотеки 🙂 На этот раз — сборник «110 Best Slow Airs». Качайте архив с нотами здесь, а сами записи в отдельных папках: диск 1 и диск 2.

Бреголас передал нам диск и книжечку, прилагаемые к вистлам компании Walton. Трэки с диска, оцифрованные в формат «mp3», можно качать отсюда, а картинки с нотами мелодий, отсканированые с книжечки, находятся здесь.

Ещё один сборник от Бреголаса. «O’Neill’s Dance Music Of Ireland» — издание в формате PDF, содержащее ноты 1850 танцевальных ирландских мелодий, которые также имеются в виде midi-файлов, помещённых в архив.

Небольшой (26 тьюнов) сборник хороших мелодий «Slowplay Jig, Reels & Hornpipes» в формате pdf прислал Глеб Карпенко.

Снова хороший учебник по вистлу «Bill Ochs — The Clarke’s Tinwhistle». Этот комплект идёт с вистлом Clarke Original. Электронную версию мы получили от breqwas‘a. Архив страничек книги здесь, а звуковые файлы — в папке.

Хороший тьюнбук «L.E. McCullough — Complete Irish Tinwhistle Tunebook» с прилагающимися записими нам снова предоставил Breqwas. В архиве — отсканированные странички и оцифрованные записи с четырёх дисков.

Огромный труд — перевод «книги №1» «The Essential Guide for Tin Whistle and Irish Flute» Грея Ларсена сделал Константин Боенко. Вот это эпическое произведение.

Константин Боенко отметился ещё одним переводом отличного учебника, который у нас ужё есть на английском языке — «The Complete Irish Tinwhistle Tutor by L.E. McCullough». Если вам по душе наш родной язык — качайте и пользуйтесь 🙂

Нельзя оставить без внимания ещё один сборник — «Lunasa — The Music 1996-2001». Этот тьюнбук содержит ноты и аккорды мелодий первых трёх альбомов любимой всеми группы Lunasa. Составитель сборника — Donogh Hennessy. Отсканированный сборник лежит в архиве, а за работу скажем спасибо Nudlok!

Ещё один хороший учебник, на этот раз по лоу-вистлу, передал нам Breqwas — «The Low Whistle Book by Steafan Hannigan and David Ledsam«. В архиве расположена папка с треками в формате «mp3» и отсканированные странички книги.

Учебники и сборники мелодий для кнопочного аккордеона имеются на сайте Breqwas‘а. Находятся они по адресу http://buttonbox.ru/tutors. Обратите внимание на сайт в целом, это первый и единственный русскоязычный ресурс об «ирландской гармошке»!

Ещё один перевод хорошего самоучителя по флейте «Irish Traditional Flute Technique» сделал Константин Боенко. Автор издания — очень известный и уважаемый флейтист Сonal O’Grada. Вот сама книга, а вот архив с аудиозаписями к ней.

Источник

Как играть. Урок 2.

Нота F#

Нота «F#» или «Фа-диез» берётся следующим образом:

Знак диеза «#» означает, что нота повышена на один полутон. Не вдавайся пока в это, просто знай, что четыре закрытые отверстия на вистле в строе «РЕ» дают ноту «фа-диез». Звучит она вот так:

Нота E

Нота «E» или «Ми» играется так:

Послушай запись звука этой ноты:

Нота D

Чтобы извлечь ноту «D» или «Ре» на вистле D, нужно сделать вот это:

Возможно, это наиболее сложная нота для тебя — ведь нужно зажать все шесть отверстий. Напомню — зажимай отверстия не кончиками пальцев, а подушечками. Ещё одна сложность более низких нот — контроль дыхания. Чем большее отверстий закрыто, тем легче вистл передувается, и вместо желаемой ноты ты можешь услышать другую ноту, которая на октаву выше желаемой. Но о передувании и октавах — позже. Пока лишь тренируйся дуть в вистл так, чтобы ноты звучали ровно и устойчиво.

Заметь, что самая нижняя нота вистла D и есть нота D 🙂 Если бы это был вистл С, то есть «До», то, зажав все отверстия, ты получил бы ноту До. Такая нота иногда называется «bell note», то есть нота звонка. Она сразу говорит о том, в какой тональности данный вистл.

Мелодия. Вторая часть.

Теперь ты можешь играть первую часть мелодии, и знаешь ещё три новых ноты. Этого достаточно, чтобы разучить вторую часть мелодии. Слушаем запись:

Вот ноты и схемы для вистла.

Заметь, сначала идут подряд четыре ноты Ля. Не забывай выделять их, используя «ту»!
Научись играть вторую часть без ошибок.

Мелодия целиком.

Сейчас, когда ты уже знаешь оба фрагмента, можно из них собрать целую мелодию, которая будет первым произведением, сыгранным тобой.
Сначала послушай запись:

Я думаю, ты легко догадался(ась), что мелодия просто состоит из уже знакомых нам фрагментов. Если первую часть обозначить буквой A, а вторую — буквой B, то прослушанная тобой мелодия строится по схеме: A A B A.

Кстати, такая запись очень часто встречается, когда речь идёт о построении различного типа мелодий. Это позволяет не повторять одни и те же части нотной записи, и в целом просто и понятно охарактеризовать мелодию. Замечу также, что значительная часть ирландских мелодий построена по следующим схемам A A B A или A A B В.

Тренируйся играть мелодию от начала и до конца ровно, не ускоря и не замедля темпа. Не спеши играть быстро. Если есть трудности с каким-то фрагментом или кусочком — разучивай его отдельно, пока не будет получаться без ошибок.

Источник

Оцените статью