Ноты для трех гобоев

Гобой

(ит.— oboe, фр.— hautbois, нем.— Hoboe, англ.— oboe)

Гобой был изготовлен французскими музыкальными мастерами в первой половине XVII в. В качестве инструмента, взятого за основу, явился шалмей. Однако в его конструкцию были внесены значительные изменения.

Вместо сплющенной камышовой трубки для изготовления трости стали использовать две раздельные пластинки, были сужены канал ствола и игровые отверстия инструмента, что значительно улучшило тембр верхнего регистра, а также сделало более устойчивой интонацию. Стал более узким, коническим его раструб. Гобой был разделен на три части: это дало возможность точнее его настраивать.

Новый инструмент обладал 7 игровыми отверстиями, 2 из которых были обычно двойными. Нижнее отверстие имело клапан с раздвоенным рычагом. При закрытом клапане извлекалось нижнее до — основной тон двухклапанного гобоя. Диапазон инструмента превышал две октавы. К этому же времени относится появление разновидностей инструмента: альтового гобоя и тенорового гобоя, применявшегося в военных оркестрах.

Во второй половине XVIII в. в Европе получил распространение гобой с конусообразно расширяющимся стволом. Канал его был несколько уже, а трости шире, чем у современного гобоя. По звучанию он был очень близок к современному гобою. Этот инструмент явился предшественником гобоя французской системы. В ряде стран Европы продолжали применяться инструменты с более широким каналом ствола, позднее они стали называться гобоями немецкой системы.

В начале XIX в. в конструкцию гобоя были вновь внесены усовершенствования. Появился октавный клапан, облегчающий передувание на октаву вверх, затем клапаны для фа-диез и нижнего до. Ряд существенных изменений в клапанную механику гобоя внес Анри Борд, которого вместе с Хр. Делюссом считают основоположником гобоя французской системы.

Читайте также:  Птица счастья завтрашнего дня ноты для гитары

Новые конструкции гобоя были созданы выдающимися французскими музыкальными мастерами братьями Шарлем и Фредериком Триеберт. В 1830-х гг. Ш. Триеберт сконструировал четырнадцатиклапанный гобой. Ф. Триеберт во второй половине XIX в. создал модели гобоя, приближающиеся к современным образцам.

Гобой современный представляет собой прямую коническую трубку длиной 590—610 мм, изготовленную из африканского черного или тукового дерева. Состоит из трех частей: верхней, средней и раструба. Верхняя часть инструмента снабжена тростью (двойным язычком) из камыша, насаженной на латунный штифт. Гобой имеет 25 игровых отверстий, 22—24 из которых снабжены, клапанами.

Различают гобои немецкой и французской систем. Французские гобои превосходят немецкие по чистоте интонации, широте динамического диапазона, свободе звукоизвлечения. Они имеют более совершенный клапанный механизм и более узкую мензуру. Звучание французских гобоев острое, с носовым оттенком, немецких — более плотное, теплое, но тускловатое. В современной музыкальной практике гобои французской системы получили наибольшее распространение.

Основной хроматический звукоряд гобоя — от ре первой до до-диез второй октавы — получается посредством последовательного открывания игровых отверстий, начиная от устья. Ряд звуков от ре второй до до-диез третьей октавы получается с помощью той же аппликатуры, но с применением октавного клапана. Более высокие звуки получаются путем сложных аппликатурных комбинаций, а звуки ниже ре первой октавы извлекаются с помощью дополнительных клапанов. Гобой — инструмент нетранспонирующий, нотируется в скрипичном ключе. Диапазон и характеристика регистров (см. пример 79).

По техническим возможностям гобой несколько уступает флейте и кларнету. Наиболее технически подвижен инструмент в тональностях ре мажор и соль мажор. Музыка спокойного характера исполнима даже в тональностях с большим числом знаков. Вполне доступны скачки, возможно исполнение любых трелей, в диапазоне от ре первой до ми-бемоль третьей октавы легко исполнимо тремоло в пределах интервалов терций и чистой кварты. К гобою, как и ко всем его разновидностям, возможно применение сурдины в среднем и нижнем регистре (самый низкий звук при сурдине не извлекается).

Разновидности гобоя.

Английский рожок (ит.— corno inglese, фр.— cor anglais, нем.— eng- lisches Horn, англ.— englich horn). Происхождение названия инструмента вызывает много споров у специалистов. Утвердилось мнение, что название «английский рожок» появилось в результате искаженного перевода французского слова angle, что означает угол. Английский рожок ведет свое происхождение от альтового поммера. В середине XVII в. в результате усовершенствования его конструкции был создан альтовый (охотничий) гобой строя ля, звучавший малой терцией ниже основного инструмента. В 1720—30-х годах корпус охотничьего гобоя был соединен с грушевидным раструбом гобоя д’амур. Этот инструмент имел серповидную или коленчатую форму. Ствол склеивался из двух половинок и обтягивался кожей. В 1830-х годах был изготовлен английский рожок прямой формы. Дальнейшее совершенствование его конструкции шло параллельно с гобоем.

Современный английский рожок отличается от гобоя несколько большим размером, а также наличием раструба грушевидной формы и металлической изогнутой трубки, в которую вставляется двухлепестковая трость. Аппликатура английского рожка полностью совпадает с аппликатурой гобоя. Инструмент транспонирующий (в строе фа). Нотируется в скрипичном ключе, звучит чистой квинтой ниже написанного. Диапазон английского рожка (по письму, пример 80). Звучание более мягкое, чем у гобоя, с ярко выраженным оттенком гнусавости и с более однородным звучанием регистров. По сравнению с гобоем английский рожок менее подвижен в техническом отношении.

Гобой д’амур (от фр. amour — любовь, нем.— Liebesoboe). Инструмент несколько большего размера, чем гобой, но меньшего, чем английский рожок. По устройству сходен с английским рожком. Гобой д’амур появился в начале 1720-х годов в Германии. Инструмент транспонирующий (в строе ля). Нотируется в скрипичном ключе, звучит малой терцией ниже. Диапазон гобоя д’амур (по письму, см. пример 81). Звучание его близко к английскому рожку, отличаясь более нежным, но не таким сочным тембром и с меньшим оттенком гнусавости. Благодаря тембровым особенностям гобою д’амур свойственно исполнение музыки лирического характера. В техническом отношении гобой д’амур несколько уступает гобою. Этот инструмент часто использовал в своих произведениях И. С. Бах, а позже К. Дебюсси, Р. Штраус, М. Равель, С. Василенко. В настоящее время гобой д’амур почти не применяется.

Геккельфон (баритоновый гобой). Создан в 1904 г. музыкальным немецким мастером В. Геккелем. По своему устройству сходен с гобоем, но звучит октавой ниже. Имеет широкую мензуру и шарообразный раструб. Двойная трость насаживается на длинную прямую трубку. Геккельфон обладает певучим, выразительным звуком носового тембра. В оркестре применяется редко. Р. Штраус использовал этот инструмент в операх «Саломея» и «Электра».

Источник

Ноты для трех гобоев

Хрестоматия шедевров популярной музыки В.Колосов (Ноты для гитары)

Хрестоматия шедевров популярной музыки тетрадь №1

Э.Пресли — Люби меня нежно
Дж. Дассен — Здравствуй
Дж. Леннон и П. Маккартни — Вчера
Морган — Мелодия «Бимбо»
Т. Кутуньо, С. Вард — Бабье лето
Неизв. автор — Сиреневый туман
А. Сальвадор — Пчела
Оливьери — Дождь идёт
О. Строк — Лунная рапсодия
А. Макаревич — однажды мир прогнётся под нас
Неизв. автор — Ты всё для меня
А. Добронравов — Как упоительны в России вечера
2. Джазовые обработки
Р. Смэк — Лунные деревья
А. Варламов — Уходит вечер
Г. Гладков — Песенка черепахи
Дж. Керн — Дым
Г. Уоррен — Чаттануга — чу — чу
В. Колосов — Попури на три темы классического джаза
К. Ромберг — Тихо, как при восходе солнца
Г. Миллер — Мелодия
Г. Миллер — Серенада Лунного света
3. Русская народная музыка
Две гитары. Цыганская песня — пляска
Барыня
М. Шишкин — Ночь светла
Мурка
Вечерний звон
Вдоль да по речке
4. Испанская музыка
Видалита. Испанский нар. Танец
Гильермо — Колосов — Испанское каприччио
Д. Кобалевский — Серенада Дон Кихота

Хрестоматия шедевров популярной музыки тетрадь №2

1. Зарубежная классическая музыка
Тиритомба. Итальянская народная песня
В. Чиара — Испанское болеро
В.А. Моцарт — Колыбельная
Э. Капуа — Солнышко моё
Дж. Верди — Застольная песня (из оперы «Травиата»)
Дж. Верди — Марш (из оперы «Аида»)
Ж. Бизе — Увертюра (к опере «Кармен»)
2. Зарубежная эстрадная музыка
Всегда, когда я чувствую вдохновенье. Американская песня
Г. Кен — Да, да!
Д. Тёмкин — Зелёные листья июньских лесов
А. Вуд — Смуглая девчонка
Дж. Леннон и П. Маккартни — Девушка
П. Мориа — Токката
М. Легран — Тема (из к/ф «Шербургские зонтики»)
Ф. Лей — Тема (из к/ф «История любви»)
Дж. Гершвин — Колыбельная (из оперы «Порги и Бесс»)
Б. Кемпферт — Путники в ночи
Г. Родригес — Кумпарсита (Танго)
Бэсаме мучо
Аноним — Брызги шампанского
3.Русская классическая и народная музыка
Степь да степь кругом
Ах вы сени мои сени
Тройка
М. Глинка — Веницианская ночь
М. Глинка — Мазурка
П. Чайковский — Подснежник

Хрестоматия шедевров популярной музыки тетрадь №3

В.Шаинский — Песня крокодила Гены.
В.Шаинский — Вместе весело шагать.
Я.Френкель — Вальс расставания.
М.Фрадкин — Течёт река Волга.
В.Соловьев-Седой — Подмосковные вечера.
А.Петров — Под лаской плюшевого пледа
А.Петров — А цыган идет.
А.Петров — В моей душе покоя нет. (из к/ф «Служебный роман»)
Т.Хренников — Московские окна.
Т.Хренников — Колыбельная Светланы.
В.Высоцкий — Песня о друге.
А.Зацепин — Песня о медведях (из к/ф «Кавказская пленница»)
С.Крылов — Зимняя сказка.
С.Баневич — Дорога.
И.Дунаевский — Марш.
И.Дунаевский — Школьный вальс.
В.Агапкин — Прощание славянки (Марш).
Е.Дога — Вальс.
В.Дашкевич — Увертюра (из к/ф «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»)

Хрестоматия шедевров популярной музыки тетрадь №4

Мелодии Отечественной эстрады
А. Александров — Священная война
М. Блантер — Катюша
К. Листов — В землянке
М. Таривердиев — Песня о далёкой родине
Аноним — Первая любовь (Вальс)
А. Лепин — Вальс
П. Майборода — Киевский вальс
А Петров — Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»
Г. Шаинский — Голубой вагон
К, Молчанов — Журавлиная песня
А. Новиков — День рождения
Е. Крылатов — Крылатые качели
А. Лепин — Песня о хорошем настроении
И. Шварц — Ваше благородие, госпожа разлука
А. Барыкин — Букет
И. Корнелюк — Песня из телесериала «Бандитский Петербург»
Н. Богословский — Танго соловья
Мелодии зарубежной эстрады
Б. Карлтон — Джа — да
Аноним — Больница свю Джеймса (Блюз)
Дж. Оливер — Вест — энд (Блюз)
Кейси Джонс — Американская народная песня
Дж. Дассен — Если бы тебя не было
Н. Рота — Мелодия из к/ф «Крёстный от

Источник

Ноты для трех гобоев

Духовые инструменты

В отличие от смычковой группы, имеющей общую конструкцию, все духовые разнотипны. Они отличаются друг от друга материалом изготовления, формой, способом держания, спецификой звукоизвлечения. Еще больше различий между ними в темброво-звуковом отношении. Их не так легко спутать друг с другом, как альт со скрипкой. Общим свойством является то, что звук возникает в результате колебаний столба воздуха, заключенного в инструменте, как, например, натянутые струны у смычковых.

Духовые инструменты звучат под воздействием воздуха, выходящего из легких человека. Помимо дыхательных органов в извлечении звуков важную роль играют язык и губы. Духовой инструмент звучит тогда, когда язык сначала коснется верхней губы, затем мгновенно отскочит, т.к. произносится слог «та» или «да». Задача губ: для низких звуков у них одно положение, для верхних – другое. Приспособлением для вдувания воздуха у деревянных является трость, у медных – мундштук. Особенность некоторых духовых – транспорт. Это так называемые транспонирующие инструменты .

Деревянные

Образуют вторую группу симфонического оркестра. В неё входят флейта, гобой, кларнет, фагот, эпизодически – их разновидности: флейта – флейта пикколо, гобой – английский рожок, кларнет – бас-кларнет, фагот – контрфагот и саксофон.

Современные инструменты представляют собой полые трубки, снабженные сложным клапанным механизмом. Это специальное устройство, служащее дополнением к пальцам – небольшие, в форме кнопки, клапаны с подушечкой, а также рычаги с клавишами.

Если смычковые получили свою форму в первый исторический период, то группа деревянных инструментов развивалась не ровно. Одни известны со времён глубокой древности, другие появились недавно. Все они до сих пор продолжают совершенствоваться, и каждый из них имеет индивидуальную конструкцию. Изготовляются они из особых сортов дерева за исключением флейты и саксофона, которые в настоящее время изготовляются из металлических сплавов.

Если закрыть клапанами все отверстия, инструмент издает самый низкий звук. Если их постепенно открывать, столб воздуха будет укорачиваться, а звук повышаться. Для вдувания воздуха у флейты устроено особое губное отверстие, а у других особое приспособление называется тростью – сложенные вместе и связанные камышовые пластинки. У гобоя трость двойная, у кларнета одинарная. У некоторых инструментов в нижней части имеется раструб – небольшое расширение. Общий диапазон группы деревянных инструментов превышает диапазон всех других оркестровых объединений – от «ля» субконтроктавы (контрфагот) до «до» пятой октавы (флейта пикколо).

Тембр каждого инструмента обладает неповторимой окраской, меняющейся в разных регистрах. Каждый инструмент по своей природе одноголосен.

Флейта (большая)

( Fl ö te – немецкий)

Самый подвижный из деревянных духовых. Его легче всего узнать, т.к. это единственный

Представляет собой полую трубку, закрытую в верхней части. В разобранном, разъёмном виде состоит из трёх частей (колен). Подвижные соединения всех частей способствуют, если это требуется, её настройке. Верхняя часть – головка с отверстием для вдувания воздуха. Средняя часть – главный корпус, снабженный клапанным рычаговым механизмом, открывающим и закрывающим звуковые отверстия. В нижнем колене имеется 2-3 отверстия, управляющиеся мизинцем правой руки.

До 19 века звукоряд был ограничен, но в 30е годы 19 века её усовершенствованием занялся выдающийся немецкий флейтист Бём. Его инструмент после важных конструктивных изменений превратился в виртуозный хроматический инструмент. Диапазон – 3 октавы. От «до» 1 октавы до «до» 4 октавы.

Игра на флейте требует большого расхода воздуха. При вдувании часть его разбивается об острый край отверстия и уходит. От этого и получается характерный «сипящий» призвук. Тембр белен обертонами, и это делает его холодноватым, матовым. Различные регистры сильно отличаются по характеру звука. Самый нижний – таинственный, «стеклянный». Средний – светлый, поэтичный. Верхний –блеском. Характер звука зависит от регулировки воздуха и правильного п поражает яркостью и оложения губ по отношению к отверстию. Особое значение для атаки звука имеет язык. Вид атаки: простой – на слоге

«ту-ту», двойной – «ту-ку», тройной – «ту-ку-ку».

Флейте подвластна такая форма звучания как мир природы с её реальными и фантастическими обитателями.

Малая флейта (пикколо)

( Kleine Fl ö te – немецкий)

Проникла в оркестр во 2й половине 18 века. Она вдвое меньше большой, что продлевает диапазон на октаву выше – от «ре» второй октавы до «до» пятой октавы.

В конструкции флейта пикколо одинакова с большой. Нижний регистр используется редко. Средние звуки изящны, пластичны. Резкие звуки в высоком регистре отличаются огромной силой и блеском.

Этот миниатюрный инструмент способен «прорезать» в fortissimo tutti всего оркестра. В целом тембр малой флейты ещё более беден обертонами, чем тембр большой флейты Исполнитель на малой флейте, в случае необходимости, меняет инструмент на большую флейту и исполняет партию 2й или 3й флейты. В записи оркестровой партии это обозначается muta Fluato piccolo in Fluato grando 3 и наоборот.

Техника игры на флейте

Legato на флейте менее продолжительно, чем на других деревянных духовых инструментах из-за большого расхода воздуха. Особенно непродолжительны самые нижние и отчасти самые верхние ноты (тем более в forte ).

Это не отражается на обычных фразах небольшого дыхания, но при исполнении широких мелодий флейта даёт значительно больше перерывов в мелодической линии, чем другие деревянные духовые инструменты. Поэтому не следует предъявлять к флейте требований, противоречащих её природе, иначе исполнение будет натянутое и робкое.

Флейта мгновенно откликается на легчайшее дуновение (без передачи на трость), и это накладывает отпечаток на всю манеру исполнения, весьма гибкую в отношении штриховки и без ощутимой « attacc ’и» (момента возникновения воздуха); звук у флеты возникает, можно говорить, сам собой.

Фразы и пассажи небольшого дыхания на флейте получаются с поразительной лёгкостью. Особенно хороши комбинации небольших легатных фраз самого прихотливого чередования.

Диатонические и хроматические гаммы, различные арпеджио получаются на флейте с предельной беглостью и непринуждённостью; лишь кларнет может соперничать с ней в гибкости и подвижности легатной техники.

В стаккатной технике у флейты нет соперников. Кроме обыкновенного простого staccato , — очень быстрого, т.к. звук на флейте возникает мгновенно без передачи на трость, — на флейте возможен поразительный стремительный приём двойного языка и почти столь же стремительный тройной язык.

Двойной язык разделяет языком каждый удар простого staccato на два удара:

«та-ка, та-ка» и т.д. и поэтому особенно употребителен при быстро повторяющихся нотах Двойным языком исполняются четные по количеству нот фигуры, не обязательно построенные из повторяющихся нот.

Тройной язык разделяет языком каждый удар простого staccato на три удара:

«та-ка-та, та-ка-та» и т.д. и употребляется для исполнения быстрых триольных фигур с повторяющимися и неповторяющимися нотами. Оба эти эффекта не могут достигать большой силы звучания.

Кроме того, на флейте возможен своеобразный вид tremolo , называемый «фрулато» (немецкий – flatterzunge ) как на одной ноте, так и в небольших пассажах. Звучание flatterzunge напоминает несколько приглушенный милицейский свисток; достигается оно быстрой вибрацией языка и гортани (приём полоскания горла).

Из всего выясняется, что флейте свойственны комбинации легатных и стаккатных пассажей самой прихотливой штриховки, скачки (особенно октавные), быстрые смены регистров и неширокие светлые мелодические фразы, более прозрачные, но менее экспрессивные, чем у кларнета или гобоя. Если не затруднять исполнение неудобными тональностями, то блеск звучания флейты будет максимальным. В f примерно до ноты «соль» 2й октавы флейта слабее гобоя и кларнета и не может уравновесить их в аккордовом сочетании. Следует также учесть, что стаккатная техника флейты несколько медленнее в самом нижнем регистре, чем в среднем и верхнем, а также замедленна и в высочайшем регистре. Техника на флейте наиболее блестяща именно в тех регистрах, где губы не перенапряжены, но и не чрезмерно распущены.

Гобой

Представляет собой полую трубку с раструбом в конце. В стенке от 15 до 19 отверстий, снабжённых клапанным механизмом. Длина – 60-62 сантиметра . Состоит из трёх частей.

Тембр гобоя с его своеобразным «носовым» оттенком выделяется среди других инструментов остротой, экспрессивностью. В среднем регистре, на редкость выразительном, тембр свежий, нежный, трогательно-непосредственный, порой жалостный, почти горестный. В низком – грубоватый и гнусавый. В верхнем – крикливый и «тощий».

В отличие от холодноватой флейты гобою свойственна большая эмоциональность. Его область – грусть, элегичность, тоскливые стенания, не чужды добродушное лукавство и грация. Иногда гобою поручают комические роли.

Альтовый гобой (английский рожок)

( Englisches Horn – немецкий)

Английский рожок больше гобоя и звучит квинтой ниже. Его материал, устройство и способы игры такие же, как и у гобоя. Отличием его является раструб, который имеет грушевидную форму, что придаёт инструменту своеобразный тембр. Трость помещена на тонкой изогнутой внутрь металлической трубке в виде буквы «с».

Английский рожок является инструментом транспонирующим (гобой in F ). Диапазон – 2,5 октавы – от «ми» малой октавы до «си» второй октавы.

В оркестровую практику вошёл только в 19 веке.

Исполнителю на английском рожке иногда поручается исполнение партии 3го гобоя. В партитуре это обозначается corno inglese muta in oboe 111 и наоборот.

Техника игры на гобое

Некоторая ленивость извлечения, меньшая непринуждённость в передувании не позволяют на гобое в legato (при одинаковой с флейтой аппликатуре) достичь скорости флейты. Ещё больше гобой уступает флейте в стаккатной технике , потому что на нём неприменимы приёмы «двойного» или «тройного» языка. Однако обычное staccato получается на нём очень отчетливо и с достаточной быстротой, но только в среднем регистре. В нижнем и самом верхнем регистре staccato значительно тяжелее

На гобое хорошо выходят умеренно быстрые легатные пассажи, смешанные с различными фигурами простого staccato . Если не затруднять аппликатуру гобоя неудобной тональностью, то в пассажах можно достичь довольно большой скорости. Наиболее удобными тональностями для гобоя являются D — dur и близкие к ней. Особенно хорош гобой в широких лирических кантиленах.

Техника английского рожка менее подвижна техники гобоя , звук несколько гуще и имеет гнусавый оттенок.

Кларнет

( Klarinette — немецкий)

Внешним видом и по постановке игры не отличается от гобоя. Корпус немного объёмнее и длиннее, а в остальном отличается коренным образом.

Корпус состоит из пяти частей, из которых нижнее представляет собой расширяющийся раструб, верхняя – клювообразный мундштук. С плоской стороны мундштука прямоугольное отверстие, на которое накладывается и прикрепляется тонкая камышовая пластинка (как гобойная), но на кларнете трость одинарная.

Конструкция и техника игры чрезвычайно сложны. Здесь больше отверстий и рычагов, чем на других. Расход воздуха небольшой. Вышедший в оркестровую практику позже флейты и гобоя, на грани 18-19 веков, кларнет за 2,5 столетия превратился в исключительно совершенный инструмент.

Что касается динамических нюансов, то кларнет разнообразнее и богаче любого из духовых. Ценное качество инструмента – он легко приспосабливается к другим инструментам.

При общем диапазоне – от «ми» малой октавы до «соль» третей октавы – в звучании различаются 4 окраски. Это своеобразные тёмные, угрюмые низкие звуки. После переходного тусклого отрезка возникает новый тембр верхнего регистра. Это звуки серебристые, ясные и наиболее поэтичные. Высокий регистр пронзителен и криклив. Для облегчения игры мастера делали инструменты разной величины. Для диезных тональностей в строе in A , для бемольных в строе in B . Разница в тембре между кларнетами А и В незначительна.

Больший по размеру in A звучит мягко, матовый. Меньший in B звучит ярче. В настоящее время самый распространённый строй – in B (независимо от тональности). Партия кларнета записывается большой секундой выше.

Малый кларнет in Es пришёл из военного духового оркестра. Музыкантов привлёк специфическим тембром.

Бас-кларнет

Самый внушительный по размеру. У него строй in B . Диапазон – от «до» большой октавы до «до» второй октавы. Построен инструмент в конце 18 века. Форма необычная. Длина – больше метра, мундштук изогнут – отклонён назад в форме буквы « s ». Нижняя часть, расширяющаяся и загнутая вверх в виде курительной трубки – раструб. Бас-кларнет опирается об пол металлическим штифтом, закреплённым внизу корпуса, и поддерживается шнуром, одевающимся на шею исполнителю. Тембр бас кларнета — тёмный, таинственный.

Все особенности аппликатуры обычного кларнета полностью относятся к бас-кларнету, но из-за большого размера он менее подвижен.

В современном оркестре исполнитель на бас-кларнете может исполнять партию 3го или 4го кларнета. В оркестровой партии это записывается Clarinetto basso muta in clarinetto in A 1 у .

Техника игры на кларнете

Кларнет в легатной технике ничуть не уступает, но даже превосходит флейту.

На нё без передувания возможно исполнение пассажей в диапазоне дуодецимы. Диатонические и хроматические гаммы, арпеджио, скачки на дуодециму (связанные с быстрой сменой регистров) выходят на кларнете с необычайной стремительностью. Столь же пригоден кларнет и для экспрессивных мелодий широкого дыхания, благодаря малому расходу воздуха. В отношении силы звучания кларнет даёт огромную градацию от ppp до ff .

В стаккатной технике кларнет сильно уступает флейте, т.к. на нём невозможен «двойной» и «тройной» язык, да и в одинарном скорость его меньше флейты и даже, пожалуй, уступает гобою (из-за более плотной трости). Во всяком случае, многократное staccato на кларнете утомительно. В крайних регистрах staccato ещё медленнее, чем в среднем.

Современные кларнеты так же, как и флейты, имеют большое количество дополнительных клапанов и рычагов, позволяющих брать одну и ту же ноту разными пальцами из различных положений. Исполнение трелей облегчается специальными трельными клапанами; потому на кларнете возможны практически все трели.

Всякие tremolo (трели, большие, чем в интервале большой секунды) тем легче исполнимы, чем меньше приходиться прибегать к помощи боковых (альтерационных) клапанов. Обязательным условием исполнимости tremolo является возможность извлечения обеих его нот на одном обертоне.

Чем больше приходится отклоняться от употребления основных отверстий, тем менее удобными становятся всевозможные ходы и пассажи. Поэтому на кларнете легче исполнять музыкальные произведения в тональностях, близких к G — dur (по записи), в них кларнет будет более подвижен и звучен.

В настоящее время употребляются кларнеты в строе in A и в строе in B . Кларнет

in B транспонирует на большую секунду вниз, кларнет in B – на малую терцию вниз. Поэтому для диезных пьес предпочтительнее употребление кларнета in A , а для бемольных – in B . При этих условиях удаётся сохранить небольшое количество ключевых знаков и этим облегчить аппликатуру и удобство исполнения, а, следовательно, достичь улучшения звучания и увеличения беглости.

Фагот

Первый фагот появился в середине 16 века. В дальнейшем, сохраняя свои внешние очертания, подвергся значительному совершенству и в 17 веке вошёл в состав симфонического оркестра.

Корпус фагота представляет из себя большую сложенную, перегнутую вдвое трубу. В выпрямленном виде достигает около трёх метров. Изготовляется из клёна, разбирается на 3 части (колено). От малого колена выходит тонкая изогнутая трубка, к ней прикрепляется камышовая трость (как у гобоя – двойная, но в два раза больше), поэтому звукоизвлечение несколько легче и не так утомительно, как на гобое. Во время игры фагот подвешивается на шею исполнителю.

Диапазон – 3,5 октавы – от «си бемоль» контроктавы до «фа» 3й октавы . Тембр меняется на протяжении всего диапазона. Низкие звуки – мощные, густые, но несколько неповоротливые. Через глухую октаву начинается меланхолический верхний регистр. Этот звуковой отрезок пригоден для исполнения солирующих мелодий. Характер верхних звуков — сдавленный, зажатый. Общий характер заключается в тембре – хрипловатость, сдавленность, напряженность. Очень метко определил окраску Римский-Корсаков: «Тембр старчески насмешливый в мажоре, болезненно-печальный в миноре». Ни один инструмент не склонен в такой степени к саркастической насмешке и ворчливости, а порой и надменности. Мейербер в «Роберте Дьяволе» заставил фагот изображать «гробовой хохот», от которого мороз пробегает по коже.

Нотируется фагот в басовом и теноровом ключах, редко – в скрипичном.

Контрфагот

Инструмент вдвое больший по величине, чем фагот и в развёрнутом виде составляет около шести метров. При такой же записи, как и у фагота, контрфагот звучит октавой ниже написанного и, следовательно, является транспонирующим инструментом. Диапазон – от «ля» субконтроктавы до «фа» 1й октавы. На конрфаготе трудно извлечь ноты выше «ля» малой октавы. В техническом отношении инструмент менее подвижен, чем фагот, а расход воздуха на нём значительно больше. Тембр гуще, чем у фагота, но экспрессивность меньшая.

Техника игры на фаготе

В общих чертах напоминает технику игры на гобое , только дыхание на фаготе расходуется значительно быстрее, чем на гобое.

Стаккатная техника основана на простом одинарном языке, причем в скорости

простого staccato фагот не только не уступает другим деревянным духовым инструментам с тростью, но и превосходит их. Staccato фагота необычайно отчетливое и острое. Прекрасно получаются все скачки на октаву и более; смены регистров преодолеваются почти так же незаметно, как и на флейте. В верхнем и нижнем регистрах staccato немного медленнее, чем в среднем.

Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными отрезками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении (особенно хорошо в комбинированной штриховке) и с применением самых разнообразных скачков.

Источник

Оцените статью