Существуют ли способы улучшить навыки чтения с листа, отличные от просто «много тренироваться»?
Вначале послушаем пару мнений.
Curtis Lindsay , «пианист и композитор».
В мире без магии — даже с крепким кофе, ноотропными препаратами и некоторыми поразительными технологиями — нет никакого способа существенно и последовательно улучшить способность к чтению с листа без большой регулярной тренировки в течение длительного периода времени.
В этом смысле мастерство чтения с листа мало чем отличается от стрельбы из лука или деревообработки. Но есть некоторые вещи, которые вы можете сделать для ускорения процесса.
- Изучайте теорию музыки, гармонию и голосоведение. Разбор музыкальных примеров с целью изучения теории означает, что вы будете просто вынуждены читать с листа больше. Более того, вы будете строить понимание языка музыки.
Если взяться за дело серьёзно и непредвзято, это, как правило, приводит к преобразованию нотной записи из серии простых инструкций о том, какие клавиши нажимать в какое время, в систематическую и повествовательную форму выражения. То, что вы читаете, обретёт новый смысл, станет более предсказуемым и легко воспринимаемым, а ваша музыкальность в целом будет увеличиваться.
- Практикуйтесь в пении с листа. Скорее всего, в центре вашего внимания всегда один инструмент или два, но есть веские причины, по которым европейская традиция музыкального образования включает в себя (часто очень строгое) изучение пения с листа, независимо от исполнительской специальности студента.
Эту практику идеально начать в нежном возрасте, но начать никогда не поздно. Голос имеет довольно прямую связь с мозгом, глазами и ушами. Обучать все эти части работать вместе, учась точно петь мелодии — одно из самых продуктивных занятий практически для любого музыканта.
Вы можете подумать о том, чтобы присоединиться к народному хору на год или два, чтобы получить дополнительную практику в пении и чтении. Не говоря уже о том, что ансамблевое пение — просто огромное удовольствие в правильной обстановке и может углубить ваш взгляд на многие аспекты создания музыки — технические и другие.
- Посвятите некоторое время только чтению ритма. «Вначале был ритм», как однажды пошутил мой учитель.
Найдите книгу или две ритмических этюдов и фрагментов — таких пособий существует много — и практикуйтесь в чтении только ритмов, без какого-либо звукового содержания. Вы можете буквально использовать свои руки, ноги и столешницу, или инвестировать в набор бонго. Чем более свободно Вы читаете ритм, и чем более комфортно вам становится держать устойчивый метр, тем легче другие элементы музыки постом встанут на свои места.
Mark Andrews , «пианист и композитор».
Одна вещь, которую мой учитель делал, чтобы заставить меня смотреть вперёд того, что я играл (а смотреть вперёд жизненно важно для хорошего чтения с листа), состояла в том, чтобы внезапно и неожиданно закрыть текущий такт и заставить меня смотреть следующий. Вы можете поработать с кем-то, чтобы делать именно это, и это окупится.
Другая стратегия заключается в том, чтобы поставить себя в соответствующее положение, играя дуэтом или сопровождая кого-то. Это заставляет вас продолжать играть независимо от того, сколько ошибок вы делаете! Тем не менее, убедитесь, что вы выбираете музыку в пределах вашего технического диапазона.
На самом деле пианисты учатся читать паттерны в виде аккордов, гамм или комбинаций того и другого, поэтому желательно сначала поиграть «тональную» музыку, в которой эти паттерны легче распознать. Если вы чувствуете, что «завалены нотами», помните, что самое главное — продолжать играть, поэтому просто пропустите вещи, которые ваш «глазной скан» не может полностью переварить.
Когда вы читаете с листа, помните, что, если музыка слишком сложная, от вас требуется только передать «суть», или даже немного «блефа» в чрезвычайных ситуациях.
Наконец, хотя я и старался избегать слов «много тренируйтесь» — это всё-таки правда! В подростковом возрасте я был ужасным чтецом с листа, потому что никогда этим не занимался. На самом деле, это было то, что люди называли «величайшим даром», который также оказался моим самым серьёзным недостатком в этой области: я мог легко уловить любую ноту на слух. Я обычно заставлял своего учителя проигрывать мне пьесы или слушал записи, и учил музыку таким образом.
Когда я был студентом, у нас были уроки игры с листа на фортепиано с классом около 5 человек, и я всегда держался позади — слушал других, а затем притворялся, что играю с листа. Пока однажды профессор мне не сказал: «Марк, ты всегда идёшь последним. Почему бы тебе не пойти первым для разнообразия?». После она добавила: «Если ты будешь уделять всего 15 минут в день на чтение с листа, ты сделаешь огромный прогресс». Я так и поступил, и она оказалась права.
Реальность такова, что некоторые люди «прирождённые чтецы». Композитор и пианист Арнольд Бакс мог прочесть оркестровую партитуру, какой бы сложной она ни была. Однажды кто-то спросил его, как ему это удаётся, и он попросил бросить горсть камней в воздух. В результате он мгновенно смог подсчитать точное число брошенных камней.
Послесловие
Традиционно считается, что на классической гитаре читать с листа труднее, чем на фортепиано, так как любая нота существует в нескольких вариантах на грифе. Несмотря на это, чтение с листа является важнейшим навыком и для гитаристов. Пожалуй, можно дать следующие советы.
- Читайте с листа полчаса или двадцать минут в день. Просто открывайте какой-нибудь сборник этюдов и играйте всё подряд. Предварительно убедитесь, что эта музыка технически лёгкая для вас. Таким способом вы приятно проведёте время и расширите свой кругозор, ежедневно играя «свежую» (незнакомую для себя), но при этом лёгкую технически музыку, концентрируясь не на технике, а на самой музыке.
- Как можно больше записывайте музыку. Записывайте нотами всё, что удалось сочинить или подобрать на слух.
Лично для меня, до какого-то определённого момента, самым мучительным было разучивание абсолютно новой пьесы по нотам — в час по чайной ложке, с большим количеством ошибок и даже неверным заучиванием некоторых нот, которые потом приходилось мучительно исправлять.
Потом я стал делать собственные «гениальные» редакции произведений, переписывая нотный текст, добавляя туда от себя отдельные ноты, аккорды и меняя аппликатуры. В конечном счёте «копание в нотах» стало даже приятным занятием.
Источник
Чтение нот с листа в музыкальной школе
Чтение нот с листа – это важнейший навык, который ребёнок должен получить, обучаясь в музыкальной школе. В самом деле, разве бывает такое, чтобы человек окончил среднюю школу и при этом не умел бегло читать? Это само собой разумеется. Так же логично и после музыкальной школы уметь читать музыкальный текст.
К сожалению, на уроках специальности не всегда есть время поработать над развитием такого полезного умения. Но даже если работать над этим на каждом уроке, то это всего лишь 2 раза в неделю.
А для того, чтобы освоить чтение нот с листа, необходимо заниматься этим каждый день. Правда, много времени для этого не потребуется: хватит от 10 до 20 минут.
Проверьте: если не лениться и сделать чтение нот с листа ежедневной привычкой, то уже за один год можно достичь весьма неплохих результатов. Правда, этот процесс имеет некоторые особенности, о которых лучше знать заранее, чтобы освоение навыка шло быстрее.
1.При литературном чтении мы не читаем отдельными буквами, а охватываем зрением всё слово, а иногда и фразу, целиком . Так же и при чтении нот. Мы должны научиться быстро на глаз распознавать наиболее распространённые ритмы, интонации, мелодические и гармонические схемы.
Этот процесс «распознавания» желательно довести до автоматизма. Обычно в интервалах, аккордах, арпеджио бывает достаточно прочитать всего одну ноту (нижнюю) – остальные определяются «на глаз», по расстоянию между звуками.
Надо хорошо развить навык определения на глаз интервалов при чтении нот, тогда для озвучивания аккорда достаточно осознать всего одну ноту, а все остальные «выстроятся» вслед за ней по увиденному на глаз интервальному составу.
2. Необходимо научиться быстро анализировать музыкальный текст, определяя его структурно-содержательную логику. Ведь играя на рояле, мы всё время имеем дело с многоголосной и многослойной фактурой.
Далеко не всегда, читая с листа, можно успеть всё «высмотреть», особенно при наличии сложной фактуры и не слишком медленного темпа. Поэтому внимание: при чтении с листа необязательно воспроизводить текст в полном объёме!
Приходится по ходу сортировать: что должно прозвучать обязательно, а какую часть фактуры можно и опустить при озвучивании.
Для этого грамотный и, главное, быстрый анализ текста и по вертикали, и по горизонтали, а также умение «отсеять» главное от второстепенного, просто необходимы.
Важно чётко понимать, что главными в фактуре всегда будут мелодическая линия и линия баса, отражающая гармонический план. Эти два элемента надо суметь сохранить, остальные детали – насколько получится.
3.Чтение по горизонтали более привычно (как при чтении слов), поэтому более важна работа над прочтением вертикали. Мы должны уметь «собирать», «смыкать» разложенные гармонии в компактные аккорды.
Фактура при этом как бы «сжимается». Очень помогает также при чтении с листа умение быстро определять синтаксическое построение текста, то есть умение видеть отсутствующие в нотном тексте знаки препинания, членение фактуры на отдельные эпизоды.
Признаками такого членения могут быть повторы, секвенции, контрастные сопоставления, паузы, вопросно-ответный характер фраз.
4.Огромное значение при чтении с листа играет наличие аппликатурной техники, другими словами, доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший для данной игровой ситуации.
Безусловно, это умение приходит только с опытом. Но если над этим не работать, то и опыт не придёт сам по себе.
Именно по этой причине все преподаватели так настойчиво требуют выполнения точной аппликатуры: это помогает формировать такой важнейший навык, как умение выбирать аппликатуру мгновенно, на автомате.
Какими же должны быть практические шаги для освоения этих полезных навыков?
1.Во-первых, как всегда (никогда не устану это повторять), необходимы знания основ музыкальной теории! Без этого невозможно определять «на глаз» вообще ничего. Надо знать интервалы, надо знать принципы построения аккордов, надо всё это определять на слух.
К тому же без теории невозможно проанализировать фактуру на предмет определения что главное, а что можно выкинуть. Для этого надо знать: что именно является главным и почему.
2.Во-вторых, необходимо довести до автоматизма привычку «смотреть вперёд» и «думать наперёд». То есть процесс будет выглядеть так: смотрим внимательно в ноты, анализируем первый такт, всё запоминаем.
Затем начинаем играть этот первый такт по памяти, но во время игры смотрим на второй такт. Играя второй такт, анализируем третий и запоминаем его. И так далее.
Трудно охватить вниманием и памятью целый такт? Берите половинку! Можно даже меньшую часть такта брать поначалу, но принцип именно такой: смотреть всё время вперёд, готовить следующий шаг заранее.
3.В-третьих, аппликатура главных фортепианных технических формул, таких, как гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты должна быть усвоена очень крепко и глубоко. Тогда, встретив в произведении ту или иную техническую формулу, пальцы исполнителя будут инстинктивно занимать необходимую позицию.
4.Наконец, в-четвёртых, и это крайне важно: никогда нельзя во время чтения с листа делать остановки, исправляться, переигрывать. Нельзя этого делать, как бы вам того ни хотелось! В этом случае вы уже не читаете с листа, вы просто делаете разбор текста.
Принципиальная разница между этими процессами заключается в следующем. При чтении с листа внимание активизируется до предела, мозг работает на максимальной скорости, дорога каждая доля секунды, именно скорость мышления определяет результат.
А для того, чтобы мозг этому научился, его надо поставить в экстремальные условия, когда нет времени на раздумья и раскачку (тем более остановку движения).
Иначе невозможно научиться концентрировать все свои усилия . Пусть будут ошибки, пусть они останутся неисправленными (сделаете это потом, когда сыграете всё произведение). Но во время читки с листа – только вперёд, никаких «расслабонов»!
Вот почему полезно развивать этот навык в паре с кем-то, играя в 4 руки. Когда у вас возникают проблемы, ваш партнёр продолжает играть, и вы вынуждены продолжить, не останавливаясь.
Ну вот, вкратце, и всё, если не вдаваться в подробности. Я осветила лишь основные моменты. К этому можно добавить, что данный навык бывает очень часто полезен в жизни.
Например, кому-то из солистов нужен срочно концертмейстер и вас просят помочь, а времени на освоение текста нет. Или просто есть новый сборник нот, который все хвалят, но вы должны иметь собственное мнение, а для этого надо в нём хоть немного «поковыряться».
Да и просто разбор очередного задания по специальности пойдёт гораздо легче и быстрее. Я же, как всегда, желаю вам успеха, в том числе и в освоении этого полезного навыка!
Источник
Чтение нот с листа
Среди важнейших навыков, которые должен освоить начинающий пианист, я хочу рассмотреть навык чтения нот с листа. Я считаю, что овладение этим умением очень важно в классе специального фортепиано . Нужно отметить, что этот навык является основополагающим на всех этапах образования музыканта и что владение беглым чтением нот с листа важно во всех сферах деятельности пианиста-педагога и исполнителя: и в работе над сольной программой и в ансамблевой игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_s_lista.docx | 153.72 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Что есть чтение с листа. Отличие от разбора…………..4
2.Как происходит процесс чтения с листа………………. 4
3. Роль анализа в процессе чтения с листа………………. 5
II.Формирование навыка чтения с листа
1.Техника чтения с листа……………………………………6
в) Аппликатурная техника…………………………………..8
г) Двигательные навыки……………………………………..10
2.Техника ускоренного восприятия………………………. .13
«Лучший способ научиться читать -это как можно больше читать» И. Гофман
Среди важнейших навыков, которые должен освоить начинающий пианист, я хочу рассмотреть навык чтения нот с листа. Я считаю, что овладение этим умением очень важно в классе специального фортепиано . Нужно отметить, что этот навык является основополагающим на всех этапах образования музыканта и что владение беглым чтением нот с листа важно во всех сферах деятельности пианиста-педагога и исполнителя: и в работе над сольной программой и в ансамблевой игре.
Прежде всего, в своем реферате я хочу понять, как происходит сам процесс чтения нот с листа, на что важно обращать внимание в первую очередь при ознакомлении с нотным текстом, понять, как преодолеть проблемы, возникающие в этом процессе и как достичь беглого и качественного чтения нот с листа, а также, я хочу рассмотреть приемы обучения чтению с листа начинающих музыкантов.
I. Что такое чтение с листа. Отличие от разбора
В самом начале работы над процессом чтения нотного текста важно различить два понятия – разбор и чтение с листа. Разбор – это медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки для более тщательного изучения текста. Чтение с листа – это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому ; исполнение должно быть непрерывным, осмысленным, с выполнением наиболее важных авторских указаний.
Относительная простота разбора заключается в том, что во время этого процесса задачи, стоящие перед пианистом, как бы рассредоточены — в связи с медленным темпом, с возможностью поочередно направлять внимание на различные элементы текста, повторить фразу и т.д.
При чтении незнакомого текста с листа перед пианистом возникает множество задач, которые он должен решать мгновенно и наиболее качественно, так что такой процесс протекает очень интенсивно.
Игра с листа требует синтеза зрения, слуха и моторики, а разбор – детальной аналитической работы.
Как происходит процесс чтения с листа
Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий, которую условно можно разделить на три группы.
1.Действия, предваряющие игру с листа: а) определение темпа, характера, ладотональности, размера; б) беглый просмотр текста, определение главенствующего типа изложения и ведущего метроритмического рисунка;
2.Чтение. Работа зрения и слуха: а)зрительный охват; б) слуховое представление; в) «обрабатывание» фрагментов текста.
3. Реализация – «озвучивание» воспринимаемого нотного текста.
Уже подготовленный и образованный музыкант, исполняющий произведение с листа, должен видеть перед собой конечную цель — художественное исполнение. И многое из того, что предшествует этой цели не становится предметом направленного внимания. Это значит, что целый ряд звеньев, описанный выше выполняется автоматически.
Роль анализа в процессе чтения с листа
Важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа является грамотный анализ. Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений, поскольку помогает пианисту вникнуть в музыкальный материал, услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения ее на инструменте
Для учащихся начального этапа обучения существует план подготовки к чтению с листа:
1. Определить тональность, ключевые и встречные знаки;
2. Прохлопать ритм (отдельные сложные группировки);
3. Проанализировать структуру произведения: ритмические и мелодические повторы, части, разделы;
4. Проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы;
5. Продумать аппликатуру;
6. Определить темп;
7. Обратить внимание на штрихи, динамику.
Вводить упражнения по чтению с листа следует на начальном этапе обучения в тот момент, когда ученик на примере самых простых песенок уже знаком с графической записью нот их длительностями, знает нумерацию пальцев, имеет представление об обозначении основных штрихов и динамики, владеет первыми навыками звукоизвлечения.
II.Формирование навыка чтения с листа
1.Техника чтения с листа
«Вне ритма, то есть вне временной организации музыкальной речи, нет и музыки как искусства.» Ф.Брянская
Работу над процессом чтения с листа лучше начинать с ритмического элемента.
Следует прохлопывать ритм исполняемых песен в ладоши или простукивать на крышке пианино. Важно выработать точное воспроизведение ритмического рисунка.
В донотный период для этого упражнения используют сначала обозначение длительностей как длинных и кротких линий (– — – — ) , затем линии переводятся в вертикальное положение (таким образом, изображая четверти и восьмые — Пример 1 ).
В ходе упражнений нужно обязательно обратить внимание на паузу. Ребенок должен активно, то есть двигательно «пережить» паузу. Помочь в этом может специальный жест — выразительное движение рук в стороны (в руках ничего нет).
Затем, объяснённые педагогом длительности записываются схематично на линиях, предваряющих нотоносец ( Пример 2 ).
Новые элементы должны включаться строго последовательно, постепенно и малыми дозами. Эти упражнения постоянно опережают по своей ритмической трудности исполняемые фортепианные пьесы.
б) Чтение горизонтали
Способ усвоения нотной графики сказывается на дальнейшем чтении этих «музыкальных букв», складываемых в «слова».Ученик намного лучше читает текст, если звуковысотная графика осваивается им не чисто теоретически, а с помощью активных действий со звуками-нотами — при пении, игре на рояле, сочинении и записи небольших мелодических оборотов.
Как это было с чтением ритма, ученику предлагаются не отдельные звуки или ноты, а отношения этих звуков. Это должны быть простейшие «музыкальные слова» – элементарные ритмоинтонации из двух (а в последствии и трех -четырех) звуков, привычные для слуха, удобные для интонирования и воспроизведения на инструменте.
В качестве первого изучаемого созвучия лучше избрать терцию — интервала наиболее знакомого на слух, удобного для пения и зрительного восприятия (терция симметрична).
Расширение первоначальной двузвучной интонации может осуществляться разными путями . важно только, чтобы любой из избранных путей обеспечил выполнение нескольких условий:
1)Звукоряды песен и пьес должны разрастаться постепенно. Каждый звукоряд предстает во многих ритмических, мелодических и тональных вариантах.
2)В ладовом отношении звуковые модели развиваются таким образом, чтобы ввести ребенка в систему функциональных звуковых тяготений. Обращение ученика к ладам народной музыки делает естественным раннее ознакомление со знаками альтерации. Можно связывать внешнюю форму этих знаков с конкретными жизненными явлениями или предметами (например, диез — «лесенка», бемоль — «мягкое кресло», бекар — «сломанный стул»).
3)В фактурном отношении начальный материал для чтения должен быть максимально приближен к характеру фортепианного изложения. Уже первые пьесы, при всей их простоте, содержат специфические элементы фортепианной фактуры — запись на двух нотоносцах, расположение мелодии в скрипичном и басовом ключе , требует равноправного участия обеих рук. Более целесообразно начинать с антифонного изложения, которое
впоследствии сменяется простейшей гомофонией . Затем вводится параллельное движение рук в октаву и противоположное(«зеркальное») изложение, параллельное движение в сексту и дециму . Как правило, к концу первого года обучения ученик осваивает простейшую полифоническую гомофонию и гомофонию с простейшим аккомпанементом.
4)Аппликатурно-техническая сторона нотного материала. Первые пьесы выдержаны в одной позиции (плавное движение восьмых, ходы на кварту и квинту с последующим заполнением. Затем вводятся позиционные сопоставления на границах фраз.
5) В ритмическом отношении начальные пьесы используют запас формул, накопленных в «довысотном периоде». Теперь вводятся понятия метра и размера. Новые длительности появляются в процессе сочинения песен на словесный текст.
6) Композиционное строение пьес усложняется по принципу: от точных повторов мотив и фраз через вариантные повторы с ритмическими или интонационными изменениями к простейшему периоду из двух или трех различных интонационных элементов. «квадратные» пьесы чередуются с несимметричными построениями.
г) Аппликатурная техника
«Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с ее смыслом» Г.Нейгауз
Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависят от аппликатурной реакции, то есть от доведенного до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной ситуации. Плохое чтение с листа зачастую связано с тем, что учащийся не имеет представление о том, как расставить пальцы в нотном тексте и играет первыми «подвернувшимися» пальцами.
Развитие основ аппликатурной техники находится в тесной взаимосвязи с формированием тактильной ориентировки рук на клавиатуре.
Эти упражнения начинают вводиться на этапе изучения ритмической графики.
Приведем пример упражнений :
На трёх поступенно расположенных клавишах ученик исполняет различные мотивы — на основе заданных педагогом последований и в определённом ритме ( пример 5 ).
Далее количество звуков в мотиве сохраняется, но ее объём увеличивается до квинты; в работу включаются 1 и 5 пальцы; ритмический рисунок усложняется.
Упражнения с самого начала выполняются без зрительного контроля.
Еще одно важное условие : выполнение очередного задания обязательно предшествует возможно более отчётливое мысленное представление будущего действия. Ученик должен мысленно представить звучание мотива, его ритм и последовательность движения пальцев.
После того как ученик ознакомился с высотной графикой, аппликатурные упражнения приобретают несколько иной облик. Те же самые мотивы предлагаются в виде полного нотного текста, постепенно убираются указания пальцев. Раньше двигательная программа задавалась цифрами, теперь — нотным обозначением.
Цель упражнений — мгновенная реакция пальцев на мелодическую ячейку из трех-пяти звуков в одной позиции. Мотивы в упражнениях строятся на различном сочетании тонов-полутонов; уделяется равное внимание развитию обеих рук; используются различные фактурные формы ( гомофония, антифония, параллельное и «зеркальное» движение); постепенно усложняется мелодический рисунок. Важно одновременно усложнять аппликатурные и динамические задания — вплоть до контрастных, не совпадающих в разных руках.
Смена позиции вначале осуществляется при помощи переносов — сопоставлений. Упражнения можно строить на примере этюдов (Черни-Гермер №5,6). Далее исполняются (по нотам, как и все предыдущие) гаммообразные последовательности — диатонические (мажор, минор) и с альтерациями. Позиционные смены осваиваются также на примере арпеджио и аккордов.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в пределах одной позиции начинается выработка реакции на вертикальные комплексы — интервалы и аккорды.
Ритмические, звуковысотные и аппликатурные навыки эффективно отрабатывать при помощи карточек, на которых, в зависимости от цели упражнения, записана ритмическая фигура, нота, интервал или аккорд. Педагог показывает ученику карточку с изображением 2-3 секунды и убирает, а ученик тут же должен воспроизвести данный ритмический оборот или сыграть ноту\интервал\аккорд на инструменте. Это способствует развитию зрительной памяти и мгновенной реакции.
«Быстрота и точность действий пианистического аппарата в ответ на «сигналы» нотного текста требуют тщательного направленного развития.» Ф.Брянская
Прежде всего нужно сформировать возможно более свободную, не нуждающуюся в поддержке зрением, ориентировку рук и пальцев на клавиатуре.
Формирование такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры начинается в процессе исполнения гамм и упражнений.
Необходимо также развивать приспособляемость зрения (аккомодацию). Для этого ученик сначала читает только тот текст, который расположен в нижней части нотной страницы В это время текст попадает в фокус зрения, руки же и клавиатура оказываются в сфере периферического зрения. В ходе упражнений контуры рук и клавиатуры становятся всё более отчетливыми. Впоследствии эта отчетливость сохраняется и при чтении строчек, расположенных ближе к центру, а затем и в верхней части нотного листа. Описанный метод применяется как при обучении детей, так и студентов.
г) Чтение вертикали
При встрече в нотном тексте интервала или аккорда ученик обычно останавливается для «опознания» каждой ноты, а только после соединяет их в созвучие. Для избежания этого затруднения нужно добиться твёрдого усвоения учеником графического изображения интервалов и складывающихся из них аккордов. В дальнейшем этот процесс сводится до автоматизма.
В работе с начинающими важно учитывать и теоретические знания ученика о об основных интервалах и аккордах. Для выработки мгновенной реакции руки на запись созвучий нужно сформировать свободную ориентировку рук на клавиатуре С этой целью выполняет та кое упражнение : ученик от заданной ноты строит интервал вверх или вниз отдельно правой и левой руками. В этом упражнения также важно формировать аппликатурные правила.
Но аппликатурные формулы не следует доводить до автоматизации, а постепенно следует вводить игру терций 1-2 пальцами, игру кварт 1-3 и т.д. Для подготовки игры этих интервалов в аккордах.
Когда каждый интервал проработан отдельно каждой рукой, нужно играть интервалы поочередно правой и левой руками ( пример 3 ).
Затем вводится одновременная игра ( пример 4 ).
В таких упражнениях пианист впервые встречается с фортепианной «вертикалью». Внимание его прежде всего нужно направить на нижнюю строчку нотного стана. Партия правой руки прочитывается как бы сама собой, непроизвольно.
Так как каждый аккорд представляет собой комплекс уже знакомых интервалов, этапы работы над формированием навыков чтения аккордов аналогичны тем, которые соблюдались в работе над интервалами.
На начальном этапе главное — зрительный охват аккорда. На передний план выходит важность освоения аппликатурных навыков.
-Освоению аппликатурных позиций в аккордах может помочь следующая таблица-схема, где аккорды представлены в обобщенном виде, безотносительно к абсолютной высоте тонов — как графический символ:
2.Техника ускоренного восприятия нотного текста
В этом разделе речь пойдет о вспомогательных действиях, применяемых на более поздних этапах — в связи с дальнейшим развитием навыка чтения с листа.
В связи с тем, что текст фортепианной музыки имеет не только горизонтальное , но вертикальное измерение, представляется целесообразным разделить проблему ускоренного охвата текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и по вертикали.
Наблюдения и эксперименты доказали, что охват текста по горизонтали дается более естественно и легко. Американский музыкант, педагог и исследователь Сидней Лоуренс видит в вертикальном чтении суть процесса игры с лисат. Он экспериментально установил, что взрослому человеку, чтобы прочесть предложение из шести слов,
ДИВИЛСЯ ПОСЕТИТЕЛЬ ВНИМАЯ ВАЖНОМУ СУЖДЕНЬЮ ЗНАТОКОВ
требуется в среднем 3 секунды.
Если же эти шесть слов записать вертикально,
на их чтение тратится примерно 12 секунд.
Чтобы прочитать такую же вертикальную группу слов, расположенную на линейках, напоминающих нотный стан требуется уже 21 секунда, то есть в семь раз больше, чем для чтения по горизонтали.
Навык мгновенного восприятия вертикали может быть приобретен и развит, по Лоуренсу, при помощи специальных упражнений. Основной метод тренировки — чтение с использованием особого приспособления: картонного или пластикового экрана с двумя прорезями.
Упражнение проходит три стадии. На первой используется узкая прорезь в экране, через которую ученик играет группе нот. Это помогает осознать как единый гармонический комплекс, запечатлеть его в памяти, представить двигательное воплощение, после чего созвучие исполняется на рояле. Скорость передвижения экрана постепенно возрастает.
На второй стадии ученик читает тот же текст, но теперь через широкий просвет экрана, позволяющий видеть одновременно несколько вертикальных групп, которые занимают примерно один такт.
На третьей стадии экран убирается, и та же пьеса, которая была проработана по элементам, с остановками, исполняется подряд, без остановок и в ритме.
Также существует упражнение, развивающее навык ускоренного восприятия текста, — это фотографирование. Ученику показывается на несколько секунд и тут же закрывается листом бумаги определенный отрезок текста, который ученик должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. И так до конца пьесы. В процессе этого упражнения постепенно увеличивается скорость восприятия и объем запоминания фрагментов текста.
Источник