- Распевки для голоса — ноты для фортепиано упражнений
- Распевки и вокальные упражнения
- Зейдлер Гаэтано, 40 Вокализов
- 40 уроков для контральто. Вокализы Конконе Джузеппе
- Избранные вокализы из «Школы пения» Абта
- Вокализы. Практический метод для высокого голоса. Ваккаи — скачать ноты для Вокала,Фортепиано
- С. Миловский, Распевание на уроках пения и в детском хоре — пособие для учителя.
- Сборник упражнений и распевок «Распевание в школьном хоре» (Добровольская)
- Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано
- Вокальные упражнения и распевки в работе с коллективом народного пения — ноты для фортепиано
- Как же нужно заниматься распевками, чтобы быстрее достичь результата? В каком порядке выполнять упражнения и приступать к изучению новых приемов?
- Что такое постановка голоса
- Упражнения для постановки голоса и вокала для начинающих
- Как поставить голос самостоятельно?
- Простые упражнения для красивого голоса
- Как научится петь упражнения для голоса с максимальной пользой?
- Дыхание
- Упр.1
- Упр.2
- Упр.3
- Упр.4
- Вспомогательные упражнения
- Упр.5
- Упр.6
- Упр.7
- Упр.8
- Упр.9
- Упр.10
- Свободное резонаторное звучание
- Упр.11
- Вокальные упражнения.
- Общие правила их выполнения
- Упражнения на концентрацию звука
- Упр.1
- Упр.2
- Упр.3
- Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра
- Упр.1
- Упр.2
- Упр.3
- Упр.4
- Упражнения на развитие субтона
- Упр.1
- Работа над песней
- Заключение
Распевки для голоса — ноты для фортепиано упражнений
Тут вы найдете распевки для детей и взрослых, опытных и начинающих
Распевки и вокальные упражнения
Подборка распевок и упражнений для тренировки голоса:
Зейдлер Гаэтано, 40 Вокализов
Гаэтано Зейдлер прославился преподаванием вокала в девятнадцатом веке. Его вокализы подойдут профессиональным вокалистам, певцам.
Пример исполнения вокализа № 1
40 уроков для контральто. Вокализы Конконе Джузеппе
Джузеппе Конноне (1801 Турин — 1861 Турин) — известный итальянский профессор и преподаватель вокала. Занимался в течении 10 лет преподаванием в Париже (1837 год). Известен, в основном, упражнениями для пения и вокализами для высоких и средних голосов — для взрослых и опытных вокалистов.
Избранные вокализы из «Школы пения» Абта
Несложные мелоличные вокализы с небольшим диапазоном. Для начинающих молодых певцов, обладающих низкими голосами.
Вокализы. Практический метод для высокого голоса. Ваккаи — скачать ноты для Вокала,Фортепиано
Nicola Vaccai — упражнения для совершенного вокала
С. Миловский, Распевание на уроках пения и в детском хоре — пособие для учителя.
Тут вы найдете вокальные упражнения и отрывки детских песен для распевания
Сборник упражнений и распевок «Распевание в школьном хоре» (Добровольская)
Предназначен для учеников 1 — 8 классов ДМШ
Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано
Вокальные упражнения и распевки в работе с коллективом народного пения — ноты для фортепиано
Как же нужно заниматься распевками, чтобы быстрее достичь результата? В каком порядке выполнять упражнения и приступать к изучению новых приемов?
Ни для кого не секрет, что начинать всегда нужно с дыхания. Как ни крути, но выдох – это основа вокала. Если ненатренированный ровный и продолжительный выдох – ваш звук в результате также будет неустойчив, нечист, и его едва будет хватать закончить строку. Поэтому перед тем, как переходить к “звуковым” упражнениям, работаем сначала в режиме “без звука”.
Параллельно с дыханием тренируем (как и в спортзале) остальную часть голосового аппарата: язык, гортань, пресс, мягкое небо, мышцы лица. Как правило, у людей, которые вокалом никогда не занимались (или занимались неправильно) эти все элементы недостаточно тренированы. Поэтому их нужно разрабатывать конкретными упражнениями. И понимать, что для того, чтобы все стало на свои места, нужно время.
После минимальной технической подготовки голосового аппарата можно начинать знакомиться и с основными звуковыми приемами. Если вы планируете заниматься эстрадным вокалом, тогда начинаем знакомство с приемов грудного регистра (исключение – если вы планируете заниматься академическим вокалом. Тогда есть смысл начать с Регистра головы).
ВАЖНО. Не нужно сразу начинать распеваться на весь диапазон. Это непродуктивно и травматично. Сначала нужно «стать» в прием, знать и отработать технику его пения в удобных для вас нотам, и лишь после этого, ПОТИХОНЬКУ, можно начинать растягиваться по диапазону. Не забывая о том, что при всем ощущении работы вам должно быть комфортно. Если сомневаетесь, представьте себе, как вы без предварительных занятий и разогрева пытаетесь сесть на шпагат. Ощущения будут не самые приятные. Так же и в вокале.
Когда берете в работу упражнение, очень важно нарабатывать в нем именно те приемы, какие в нем должны быть. Акцентируем на этом внимание, потому что часто берется, например, упражнение для развития грудного регистра, но вместо грудного регистра в нем звучит, в лучшем случае, микст. От целого упражнения, по сути, остается одна мелодия. Конечно, даже такое выполнение упражнения хорошо для развития интонации и мелодического слуха, но не более. Поэтому обращайте внимание на приемы в упражнении.
После знакомства с грудным регистром для вас открывается неограниченное поле для возможностей: можно начинать осваивать главный регистр, потом микст. Здесь же можно начинать знакомство с вокальными украшениями: вибрато, йодль, хмик, мелизмы. Можно растягивать диапазон, как вверх, так и низ. Да все,что угодно, в принципе, можно, лишь бы с умом и комфортом.
На этом этапе также наступает время начинать разбирать какие-то несложные песни. Ключевое слово — несложные, с небольшим количеством вокальных приемов, с небольшим диапазоном и тому подобное. Усложнять песни нужно постепенно. Так можно и разнообразный репертуар себе наработать, и иметь песни на все состояния здоровья и голоса.
Следуйте этим несложным правилам, и пусть пение вам будет в радость и удовольствие!
Что такое постановка голоса
Все знают, что на уроках вокала занимаются «постановкой голоса». Что же именно входит в понятие «постановка голоса» для вокалиста. И для чего же нужно использовать распевки
Тренировка всех возможных мышц, участвующих в образовании звука: мышц лица, языка, мышц пресса, диафрагмы и т.д. Как правило, у человека который вокалом никогда не занимался, эти мышцы проработаны не на 100%. На уроках, с помощью конкретных упражнений, мы развиваем их, делая более подвижными и послушными.
Наработка подвижности гортани. Умение управлять гортанью — залог четких мелизмов, не зажатых верхних нот, глубины и вольности низких нот, объема звука и тому подобное. Ее разработка начинается с самых легких упражнений, и в результате (при условии стабильных занятий) достигается исполнение самых сложных мелизмов.
Тренировка голосовых связок. Высота звука, его «воздушность» напрямую зависят от того, каким образом голосовые связки взаимодействуют между собой в процессе пения. Благодаря упражнениям (иногда очень странным и непонятным для окружающих) мы нарабатываем умение контролировать плотность прикосновения наших связок, чтобы контролировать звук
Работа с резонансом. Резонанс – это явление, благодаря которому звук, попадая в наши резонаторы, усиливается и приобретает своего индивидуального звучания. Мы учимся чувствовать этот резонанс, осознанно его использовать, и при необходимости – миксовать (отсюда и понятие «микста»).
Работа с зажимами. Для того чтобы звук был легкий и приятный, аппарат должен быть в тонусе, но не зажат. Чаще всего от зажимов, как правило, страдают нижняя челюсть, гортань и мышцы плечевого пояса. Это все негативно влияет на качество звука. Поэтому на уроках вокала мы учимся не только держать себя в тонусе, но и расслабляться в нужные моменты. А это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Развитие слуха. Многие почему-то думают, что если у него “нет слуха”, то на будущей музыкальной карьере можно ставить крест. Однако, если вы просто слышите, то слух у вас есть. А собственно музыкальный слух можно и нужно развивать, даже если человек сам считает, что ему по ушам пробежало стадо медведей. Музыкальный слух — это координация между слухом и голосом. При правильных и постоянных занятиях сольфеджио эта координация довольно успешно развивается. Да, возможно вы и не станете “абсолютником”, но научиться петь чисто вполне сможете.
Работа с дикцией. На уроках мы учимся ПРАВИЛЬНО произносить слова, не «плюясь» ими, но и не роняя слова в сплошном потоке звука. Также нужно помнить, что артикуляция и дикция зависят от фонетических особенностей языка, на котором мы поем. Поэтому знание иностранных языков для вокалистов, хотя бы на базовом уровне, очень приветствуется.
Работа с эмоциями. Для того, чтобы качественно спеть высокие ноты, не говоря уже о самой песне, важно уметь работать со своими эмоциями. Очень часто встречаются вокалисты, которые стесняются выражать свои эмоции на публику. А есть и такие, которые являются слишком эмоциональными, и проявления их эмоций нужно наоборот сдерживать, чтобы у слушателя не возникало ощущения «наигранности» и неурядицы. Поэтому преподаватель вокала должен быть еще и немножко психологом, чтобы уметь помочь ученику научиться проявлять свои эмоции в соответствии с требованиями, которые ставят перед ними репертуар и обстоятельства.
Как видите, постановка голоса – это не только «научиться попадать в ноты» (что, бесспорно, также очень важно, с этим не поспоришь). Однако все это – комплексная и тяжелая работа, которая в результате приносит просто колоссальное удовольствие от достигнутого.
Источник
Упражнения для постановки голоса и вокала для начинающих
Для безопасного и красивого исполнения произведений важно грамотное использование голосового аппарата. Отсутствие навыков звукоизвлечения, неправильно пение способно привести к травмам, которые потом долго будут давать о себе знать. Особые упражнения по вокалу для развития голоса и слуха, применяемые как начинающими певцами в домашних условиях или музыкальной школе, так и звёздами сцены, уберегут вас от неприятных последствий и поспособствуют улучшению вокальных данных.
Как поставить голос самостоятельно?
Можно ли сделать это дома? Да, хоть это и менее эффективно, чем с преподавателем. При достаточном усердии, просмотрев онлайн курс занятий, вы сможете быстро освоить азы. На нашем сайте музыкальной школы Марии Деевой Artvocal.ru для исполнителей-новичков собраны лучшие упражнения для пения и вокала – видеоролики и текстовые описания. Уроки сгруппированы по темам. Без труда найдется подходящая техника вокала и упражнения для голосовых связок, которые помогут вам в развитии собственного потенциала. Точное следование рекомендациям и упорная работа с голосом поспособствуют тому, чтобы начать хорошо петь в короткий срок.
Мы понимаем, что не все способны заниматься самостоятельно. Если вам сложно, вы чего-то не понимаете, не хватает уверенности, мотивации, усидчивости – приглашаем вас на курс постановки голоса, который точно поможет вам полностью раскрыть свой потенциал и обрести уверенность в себе и своих вокальных способностях!
Простые упражнения для красивого голоса
На концентрацию звука . Такие приёмы для улучшения вокала подходят для детей и начинающих взрослых, столкнувшихся с проблемой глухого, загубленного пения.
- Сомкнутые губы на слог «М» . Необходимо выполнить резкий вдох носом, при этом следите за тем, чтобы гортань была опущена. Звук «М» поется на выдохе с закрытым ртом. Гортань по-прежнему должна оставаться внизу. Опустите и расслабьте нижнюю челюсть: зубы должны быть разомкнуты и не касаться друг друга. Губы сомкнуты, но не сжаты, язык также не напрягать. Необходимо получить длительный и ровный звук. Упражнение можно начинать с любой удобной вам ноты, постепенно переходя на полтона выше;
- Слог «Ми-и-и» . Первая часть слога пропевается точно так же, как и в первом задании. Пропевая же гласную «И», старайтесь не напрягать челюсть и губы, иначе получится зажато и неестественно. Если вы почувствовали, что эта буква полностью подчинена вам, удается справляться с требованиями занятия, можно двигаться дальше;
- «М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И» . Здесь важно добиться однородного звучания, чтобы каждая гласная звучала в одной певческой позиции и с похожей артикуляцией. Старайтесь получить острое звучание, держите дыхание. Обязательно должна быть опора, иначе появится хрип и продых, что портит звук. Его важно концентрировать на кончике передних зубов для хорошего резонанса.
Упражнения для голоса на придание силы, глубины, улучшения тембра пения. Рекомендованы всем начинающим вокалистам, стремящимся повысить качество певческого мастерства. Представленные методы для управления голосом позволяют устранить дрожание, гнусавость, добавить песне мощи, драматичности, усилить вокал.
- «РО-О-О-О-О-О» . Не стесняйтесь широко открыть рот и опустить нижнюю челюсть. Именно это даст необходимый объем вокалу. Расслабьте губы чтобы получить звук посередине между артикуляцией «О» и «А». Используйте зеркало для контроля – при произнесении «Р» гортань необходимо слегка приподнять, а при пропевании «О» чуть опустить. Изобразите зевок, почувствуйте его. Звук должен подниматься из груди;
- «РО!О!О!О!О!» Резкое стаккато на выдохе и следом за этим такой же быстрый вдох. При выдохе следите за прессом – мышцы должны резко и сильно сокращаться. Называется этот способ пропевания «прием активного выдоха». Чем выше подъем, тем глубже становится звучание. Рот не закрываем, шея и челюсти оставляет в расслабленном состоянии. Вокал становится похож на стон, будто бы певец продолжает пропевание этого упражнения через силу.
Как научится петь упражнения для голоса с максимальной пользой?
Работа над голосом, упражнения и тренировки для пения в домашних условиях и видео ролики для просмотра удобны тем, что не надо никуда добираться и тратить деньги. Но даже если вы искренне готовы на ежедневные усовершенствования вашего певческого уровня с нуля, то далеко не всегда сможете адекватно сопоставить и оценить результаты труда, сверить интонации, чётко понять поставленные задачи.
Гораздо более эффективные занятия начнутся с появлением тренера-профессионала. Упражнения для раскрытия, разогрева и укрепления голоса получится не только правильно осознать и исполнить. Преподаватель предложит оптимальный комплекс вокальных упражнений для начинающих под ваши нуждающиеся в проработке и развитии слабые места, даст ценные советы, проконтролирует грамотность исполнения и просто подбодрит в нужный момент.
Источник
Дыхание
В начале обучения главная ваша задача — научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц.
Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания — ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы — мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.
Упр.1
Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.
Упр.2
Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упр.3
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название «собачка». Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Упр.4
Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц. медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите «животом» в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха — свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.
Вспомогательные упражнения
Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх — это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.
Упр.5
Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.
Упр.6
Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.
Упр.7
Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.
Упр.8
Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.
Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык — самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани — залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся «показать горло врачу» — опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать «А», открывая заднюю стенку глотки.
- Неправильно : язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.
- Правильно : горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.
Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.
Упр.9
3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.
Упр.10
Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.
Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.
Свободное резонаторное звучание
В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы. Обычно это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.
В предыдущих разделах мы уже пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения «собачка», «лягушка ловит комара». Естественно, их не следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.
Упр.11
Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком «удивления». Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук «А». Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох — непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.
Вокальные упражнения.
Общие правила их выполнения
Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения — диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям.
Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.
Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.
Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.
Упражнения на концентрацию звука
Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех или некоторых гласных \часто на «И»\, склонность к занижению нот.
Упр.1
Закрытый слог «М». Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную «М». Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы «подъезжаете» к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.
Упр.2
М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук «И» во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове «улитка»\.
Упр.3
М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой «И», переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.
Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра
Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \мелочи\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.
Упр.1
РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной . Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.
Упр.2
РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.
Упр.3
РО-О’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.
Упр.4
PO-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.
Упражнения на развитие субтона
Упр.1
А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался «спасательный круг» вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно,— не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом «спасательный круг». Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледите за вибрацией грудного резонатора — она не должна пропадать на высоких нотах.
Работа над песней
После того, как вы освоите эти упражения, можно переходить к работе над вещами.
Начните с низких по тесситуре песен. Сначала выучите текст и мелодию. Пойте вместе с исполнителем, но не пытайтесь копировать его манеру.
Работа над вещью начинается с пропевания мелодии на любую удобную гласную /обычно А,О или Э/ или слог /НЭЙ или МЯУ/. Звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте петь с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения.
Поскольку английский язык более удобен для пения, чем русский, начните с англоязычного репертуара. Постоянно следите за дыханием, широко открывайте рот, тяните гласные, особенно в окончании фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать отдельно. Когда произведение будет исполняться легко и непринужденно, переходите к пению под фонограмму -1 /без голоса/. Постарайтесь записать себя на магнитофон. Это поможет проконтролировать технические и интонационные /точность попадания в ноты/ ошибки. Постепенно можно переходить к более сложным произведениям. Не пугайтесь звука собственного голоса на магнитофонной кассете. При пении в хороший микрофон и использовании ревербератора /обработка звука, придающая ему объем/ и других звуковых эффектов голос существенно меняется в лучшую сторону.
Учитесь пользоваться микрофоном и ревербератором. Полезна будет любая сценическая практика и работа в музыкальном коллективе. Старайтесь расширять свой репертуар, заботьтесь о вокальном здоровье, посвящая распеваниям 20-40 минут ежедневно, больше слушайте хорошую музыку,— и успех непременно придет к вам.
Заключение
Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера многих отечественных молодых артистов.
Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Как было сказано в предыдущей главе, опора звука связана с ощущением воздушного столба от диафрагмы и поясничного пояса к голове. Ощущение основания столба дает мышечный поясок — естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук — это работает нижний, или грудной, резонатор.
Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой.
Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе тренировки. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания,— автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им.
Источник