Оркестровые трудности
Скрипка
- Бетховен – Симфония №9, 4 часть (такты 541-594)
- Прокофьев – Симфония №4, 1 часть (цифра 40 – 42 включительно), финал (цифра 83 и 4 такта до нее)
- Чайковский – Симфония №6 1 часть (такты 30-51), (такты 305-325), 3 часть (с начала до 15 такта)
- Рахманинов – Симфонические танцы, 1 часть (цифра 7 и 4 такта до нее),(с 5 такта цифры 8 – до первой доли первого такта цифры 9), (с цифры 14 – по 17 цифру первые 6 тактов), 2 часть (цифры 51,52) 3 часть ( с 4 такта цифры 63 – по 65 цифру включительно)
- Чайковский – Симфония №5 2 часть (109 – 128 такты) 3 часть (такты 72-80), (такты 118-124), 4 часть (такты 242-265)
- Чайковский – Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта» ( с 5-го такта буквы D 10 тактов), (буква E первые 8 тактов), ( с 6-го такта буквы К 7 тактов), (буква L первые 7 тактов), (буква S первые 25 тактов) (от буквы Q до буквы R)
- Бетховен – Симфония №5 – 2 ч (с начала – до 37 т; 65т –86т)
- Бетховен – Увертюра «Кориолан» (15т – 50т; 102т –154т)
- Глинка – Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (с начала – до 45т)
- Мендельсон – Симфония №4 (такты 233-269)
- Прокофьев – Симфония №4 – 1 ч (цифры :4,5,6 ); 4 ч (с 7 т 80цифры – до 82 цифры)
- Рахманинов – Концерт №3 для фортепиано с оркестром 1 ч ( соло 9 тактов до цифры 2 – 2 такта до цифры 3) 2 ч (с 7 такта 37 цифры – 4 такта до цифры 39)
- Рахманинов – Симфонические танцы 1 ч ( 3 цифра сначала до 7 такта; 6 тактов до цифры 18 – до 21 цифры); 3 ч (с 5 такта 62 цифры – до цифры 66, с 88 цифры – по 1 такт цифры 90)
- Чайковский – Симфония №5 – 1 ч (от B – до 1 такт D) 3 ч (от затакта к Е – до 11 такта Н, такты 134-144)
- Чайковский – Симфония №6 – 1 ч (allegro non troppo 28 тактов до А – до 5 такта В) 3 ч ( 3 такт F – до 2 такт Н; от Y – до BB)
- Чайковский – Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» ( от Е – до 19 тактов до G, буква G первые 9 тактов)
- Стравинский – «Жар-птица», соло с 3 такта до 29-30
Виолончель
- Бетховен – Симфония №9, четвертая часть
- Штраус – Кавалер розы
- Сметана – Увертюра «Проданная невеста»
- Брамс – Симфония №2, первая часть
- Чайковский – Лебединое озеро, четвертая сцена
- Штраус – Дон Кихот, первая вариация
- Бетховен – Увертюра «Творение Прометея»
- Россини – Вильгельм Телль, соло
- Бетховен – Симфония №5, 2 часть
- Малер – Симфония №5, первая часть
Контрабас
- Бетховен – Симфония №5, 3 часть с начала по 245 такт; 4 часть с 396 по 465 такт
- Мендельсон – Симфония №4, 1 часть 41такт – 102 такт ; 4 часть 26такт – 105 такт
- Брукнер – Симфония №7, 1 часть 120-150 такты
- Чайковский – Симфония №6, 1 часть 171 – 230 такты; 3 часть 114 – 139 такты
- Рахманинов – Симфонические танцы, 1 часть с 4 по 10 цифру
- Верди – «Риголетто» (1 акт, 3 номер, Duetto, с 11 такта – до конца номера (1 контрабас соло – верхняя строчка!))
- Верди – «Отелло» (4 акт с буквы U – до 7 тактов после буквы X (Соло группы контрабасов/соло 1 контрабаса)
Флейта
- М. Равель – Болеро 5й такт – 1я цифра
- И. Стравинский – «Петрушка» 31-я цифра
- Л. В. Бетховен увертюра – «Леонора №3» такты: 1-24; 279-315; 328-360
- А. Дворжак – Симфония №8, 4ч такты:75-91 (с повтором)
- Р. Штраус – «Саломея» танец семи вуалей, буква D – 3й такт буквы Н
- Э. Григ – Концерт для фортепиано с оркестром, финал
- Д. Шостакович – Симфония №15, 1ч, начало – 2й такт 4й цифры
- Ф. Мендельсон – Скерцо «Сон в летнюю ночь» 338 такт – конец
- И. Брамс – Симфония №4, финал такты 93-105
- Д. Шостакович – Симфония №7, 3я часть, цифры 112-116
- Равель – «Фортепианный концерт G-dur» с 1 по 16 такт, 36 цифра. Флейта пикколо.
- Шостакович – «Симфония №7 C-dur» с 118 по 139 такт. Флейта пикколо.
- Чайковский – «Симфония №4» III часть с 162 по 203 такт, с 386 по 398. Флейта пикколо.
Гобой
- Шостакович – Симфония №7 1 часть (цифры 8-9), 2 часть (цифры 76-80)
- Рахманинов – Симфонические танцы, 1 часть (цифры 2- 3 такт 6 цифры, цифры 10-14) (гобой), 2 часть (цифры 32-36) (Английский рожок)
- Стравинский – «Весна священная». Английский рожок
- Дворжак – Симфония №9, 2 часть. Английский Рожок (целиком)
- Бетховен – Симфония №3 2, 3 части
- Римский-Корсаков – Шехеразада 2 часть
- Штраус – «Кавалер Розы», (ц. 25, с 4 такт 30 цифры до 38 цифры)
- Стравинский – «Пульчинелла», 2 часть (с начала до ц. 11)
- Чайковский – Симфония №4, 2, 3 части
- Верди – Риголетто 2 акт
- Мусоргский – «Картинки с выставки» №3 «Тюильрийский сад»
- Шостакович – Симфония №1, 3 часть
- Шостакович – Симфония №5 , 3 часть (ц. 84)
- Равель – Концерт для фортепиано с оркестром G-Dur, 2 часть (Английский рожок)
- Россини – Увертюра к опере «Шелковая лестница»
Кларнет
- Римский-Корсаков – «Шахерезада», 2 часть – от F до H; 3 часть – от начала до F, от G до O; 4 часть – от I до М
- Мендельсон – «Сон в летнюю ночь», 1 часть скерцо- от начала до В, от Е до конца части
- Чайковский – Симфония №6, 1 часть – от В до allegro con vivo, от Т до конца части, 3 часть – от начала до I
- Берлиоз – Фантастическая симфония, 5 часть, соло кларнета in Es в начале части
- Бетховен – Симфония №6, 1 часть – такты 418-492 (от К и до конца), 2 часть – от начала до такта 18, от D (такт 69) до Е (такт 78)
- Чайковский – Увертюра «Франческа да Римини» – 9 тактов до andante cantabilie – до буквы N
- Мусоргский – «Хованщина» Рассвет (действие 1- цифры: 1 и 2, 11-12)
- Верди – «Сила судьбы» второй акт – такты 60-134
- Шостакович – Симфония №7 2 часть, цифры 99-101
- Берлиоз – «Троянцы» №6 такты 3-43
Фагот
- Моцарт – Свадьба Фигаро 1 фрагмент сначала по 24 такт, 2 фрагмент с 156 по 164
- Бетховен – Симфония №4, финал
- Чайковский – Симфония №4, 2 часть 1 фрагмент с 274 по 304
- Римский-Корсаков – Шехеразада 1 фрагмент 2 часть SOLO с 5 по 26 такт, 2 фрагмент цифры L и M.
- Равель – Концерт для фортепиано с оркестром G-dur 1 часть с 9 цифры по 3 такта до цифры 10 и 3 часть с 5 такта 14 цифры до 1 такта 15 цифры
- Стравинский – Жар-птица, Колыбельная 1 фрагмент с 1 по 18 такт, 2 фрагмент с 4 такта по цифры 8 по 9 цифру, 3 фрагмент 12 цифра
- Стравинский – Весна Священная, 1 фрагмент с 1 по 18 такт, 2 фрагмент 12 цифра
- Шостакович – Симфония №9 1 фрагмент 4 часть Cadenza Solo 2 фрагмент 5 часть Allegretto до цифры A
- Равель – Болеро 1 фрагмент с 41 по 57 такт
- Равель – Леворучный фортепианный концерт соло к/фагота 1 фрагмент SOLO с 2 по 16 такт
Валторна
- Респиги – Feste Romano 3 ч solo tutti до G и соло 1валторны с 23 по 25ц
- Штраус – «Кавалер розы» Соло 1’3 валторны вступление
- Штраус – «Тиль Уленшпигель» соло 1в
- Дворжак – Симфония №9 из «Нового Света» финал 10ц
- Бетховен – Симфония № 9 соло 4 валторны
- Шостакович – Симфония №5 1 ч с 17 по 22 ц
- Равель – Павана
- Малер – Симфония №9 конец первой части Plozlich beteuntend langsamer (Lento)
- Римский-Корсаков – «Шахерезада» 2ч буква Q
- Франк – Симфония d-moll 2ч c A-C
- Малера – Симфония №1 3часть с 13по 15ц (партия 4 валторны)
Труба
- И. С. Бах «Рождественская оратория» N64 (исп.на трубе-пикколо)
- И.С.Бах Месса h-moll «Simbolum Nicenum (Credo) N2 Chor (исп.на трубе-пикколо)
- Г. Малер Симфония N3, 3 часть, соло почтового рожка (тт. 255-287)
- Г. Малер Симфония N 5, 1 часть, вступление (тт.1-24)
- М. Мусоргский (ред. М. Равель) «Прогулка», «Два еврея»(исп.на трубе-пикколо)
- Р. Штраус «Так говорил Заратустра» (с цифр 18 до 6го такта цифр 20)
- Р. Штраус «Жизнь героя» партия 1 Trompete in Es (партия 4ой трубы) (цифр. 49-55)
- И. Стравинский «Жар-птица» (ред. 1947 г.) «Поганый пляс»
- И. Стравинский «Пульчинелла», N 5 Toccata, N 8 Minuetto-Finale (цифр. 98-104)
- Д. Гершвин Концерт для фортепиано с оркестром, 2 часть (с начала до цифр.10)
- П. Чайковский Симфония N 5, 4 часть (тт. 474-504)
- П. Чайковский «Щелкунчик», Испанский танец («Шоколад»)
- С. Рахманинов Концерт для фортепиано с орк. N3, 3 часть (тт. 63-64)
- С. Прокофьев Симфония N4 (2я редакция), 2 часть (с 2а такта до 54 и до конца)
- Д. Шостакович Симфония N9, 3 часть (с 56 до конца), 5 часть (с 4ре такта до 94 и до 4го такта 96)
- Д. Шостакович Концерт N1 для ф-но, трубы и орк., 2 часть (цифр.34-36)
Тромбон
- ТЕНОР Штраус Так говорил Заратустра (15-16)
- ТЕНОР Россини Сорока –воровка буквы С F I
- ТЕНОР Равель Болеро с 10 по 11 цифру
- ТЕНОР Моцарт Реквием Tuba mirum
- ТЕНОР Вагнер – Полет Валькирии 3 действ 1 сцена с 3 по 12 цифру
- ТЕНОР Вагнер – Лоэнгрин антракт к 3 действ. с2 по3 цифру
- ТЕНОР Дворжак – Симфония №9
- ТЕНОР Берлиоз – Фантастическая симфония
- БАС Шостакович Симфония №5 финал с 97 по 98 цифру
- БАС Россини Сорока –воровка буквы С F I
- БАС Малер симф.№7 цифры 42-44
- БАС Вагнер полет Валькирий,3 действ. 1 сцена , цифры 3-12
- БАС Вагнер – Лоэнгрин антракт к 3 действ.с2 по3 цифру и с 8го такта 5 цифры до 6 цифры
- БАС Берлиоз венгерский марш тромбон 3 сцена 3 от 1 такта до буквы j до 3 такта до буквы L
- БАС Бетховен симф. №9 (т.595-626)
- Мендельсон – «Сон в летнюю ночь», увертюра
- Вагнер – «Нюрнбергские мейстерзингеры», увертюра
- Берлиоз – Фантастическая симфония, пятая часть, начало и Dies irae
- Вагнер – «Полет валькирий» из оперы «Валькирия»
- Мусоргский-Равель – «Картинки с выставки», «Быдло»
- Малер – Симфония № 6, финал
- Малер – Симфония № 5
- Малер – Симфония № 1, третья часть (начало)
- Стравинский – «Петрушка» (Медведь)
- Вагнер – Вступление к третьему действия оперы «Лоэнгрин»
Альт, Виолончель, Контрабас
Деревянные духовые инструменты
Медные духовые инструменты
Ударные инструменты
- Ксилофон О. Мессиан: «Экзотические птицы» цифра 6-7
- Ксилофон Д. Д. Шостакович: Полька из балета «Золотой век» (целиком)
- Ксилофон Д. Д. Шостакович: Симфония №11 II часть цифры 85-88;
- Ксилофон Дж. Гершвин: «Порги и Бесс» такты 1-17
- Ксилофон С. С. Прокофьев: «Скифская сюита» II часть (целиком)
- Ксилофон И. Стравинский: Балет «Жар-птица», один такт до цифры 47-48, цифра 127-133
- Малый барабан Д. Д. Шостакович: Симфония №12 3 такта до цифры 11-14 и 2 такта до цифры 43-47
- Малый барабан Д. Д. Шостакович: Симфония №11 II часть 2 такта до цифры 39-42, 6 тактов до цифры 66-71 и цифра 84; IV часть 5 тактов до 134-138
- Малый барабан Д. Д. Шостакович: Симфония №7 I часть цифра 19
- Малый барабан С. С. Прокофьев: «Поручик Киже» I часть цифра 1
- Малый барабан Н. Н. Римский-Корсаков: «Испанское каприччио» III часть (целиком); IV часть до буквы М
- Малый барабан Н. Н. Римский-Корсаков: «Шехеразада» III часть буква D и буква F; IV часть буква С, Р-R, с 25 такта буквы W до 11 тактов до X
- Литавры Д. Д. Шостакович: Симфония №1 IV часть цифра 35 (соло)
- Литавры Б. Барток: Музыка для струнных, ударных и челесты IV часть такты 26-44
- Литавры Б. Барток: Концерт для оркестра I часть такты 42-50
- Литавры П. И. Чайковский: Увертюра «Ромео и Джульетта», буква E такты 141-160
- Литавры Л. В. Бетховен: Симфония №9 I часть такты 513-547; II часть такты 248-296 F-H
- Литавры Л. В. Бетховен: Симфония №5 III часть буква С такты 324-395
Ударные инструменты
- Берлиоз – Фантастическая симфония, 2 часть, с самого начала до цифры 23
- Римский-Корсаков – Шехерезада 2часть, 8 тактов до буквы Q и до конца части
- Верди – опера «Сила судьбы» 1ая партия арфы, буквы G-H(включительно)
- Чайковский – Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (от «J» до «К», «U» и до конца)
- Прокофьев – Симфония №4, 1 часть, ц. 14-15 (включительно)
- Д.Шостакович – Симфония №7 3 часть партия 1 арфы
- С.В. Рахманинов – «Рапсодия на тему Паганини» с цифры 78 до конца
- С.В.Рахманинов – «Симфонический танцы» цифры: 26-28, 78-81, 5 тактов до 87
- П.И.Чайковский – Каденция из балета «Лебединое озеро» 2 акт
- П.И.Чайковский – Каденция из балета «Щелкунчик» (Вальс цветов)
Концертный комплекс «Филармония-2» Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, дом 1
Источник
Ноты для тромбона оркестровые трудности для
Не забывайте использовать своё максимальное fortissimo, что бы создать эффект слившихся тромбонов.
6. Болеро Равеля должно исполняться как можно с большим чувством. Будьте сдержаннее, чтобы не форсировать динамику. Думайте о соло, особенно фаготовом, предшествующем Вам. В оркестровом исполнении из-за того, что тромбон последний из солирующих инструментов, и оркестровая динамика к этому моменту уже наполненная, играйте немного громче. Болеро Равеля строится на оркестровом crescendo. Даже если есть естественное ослабление интенсивности в середине сольного пассажа, попытайтесь думать об итоговом crescendo, когда будете завершать соло. Это значит, что окончание должно быть совершенно полным( к тому же, трудно не сказать что-либо для нижнего регистра) и привести динамически к следующему разделу.
7. Третья симфония Малера содержит одни из самых больших соло в репертуаре. Обычно первые два из трёх длинных соло сохранены в изданиях. Если третье соло исполняется, убедитесь в том, что понимаете различия в нотации и нюансах. Третье соло, даже хотя и содержит почти тот же материал, что и предыдущие, исполняется различно с ними. Ищите каждый музыкальный термин в немецком словаре, потому что в большинстве случаев Малер указывал точно то, что хотел. Думайте об этих соло, как о речи(декламации), добивайтесь разного по качеству fortissimo, скорее большого и громкого, чем скучно тянущегося. Для примера я попытаюсь сыграть три длинных мелодии fortissimo различно, каждую слегка более интенсивно. Здесь есть и другие музыкальные элементы соло, выстроенные в группы для трёх. Исследуйте их и придайте им направленность и значение. Мягкая часть должна быть как можно более нежной, окончание присоединённым очень хорошо.
Сделайте все понятным для слушателя, удерживайте их внимание, не повышайте голос, кроме соответствующих моментов речи.
8. Шуман писал свои симфонии рассчитывая на альт тромбон. Если Вы выбрали для игры тенор, возьмите инструмент и (или) мундштук поменьше. Я предпочитаю использовать альт, потому что его звук светлее, (легче), ярче, богаче по интенсивности в fortissimo и в тихой динамике, его уравновешенность (однородность) больше подходит этой музыке. Тенор должен играть намного громче, чтобы добиться соответственной интенсивности звучания, и, когда он засурдинен, играйте мягче, чтобы достичь подходящего баланса звука, что в результате довольно скучно (бестолково). Не используйте альтовые соло, чтобы облегчить верхние ноты, играйте соло в соответствующем регистре. Однако, выучите это на теноре, потому что Вы, возможно, будете играть по редакции только для тенора. Вот известный эпизод из Третьей симфонии на теноре, а потом повторенный на альте для сравнения разных качеств звука. Стремитесь к ровному напевному звуку и думайте о красивом соединении фраз.
9. Брамс также предназначает свои партии первого тромбона для исполнения на альте. В США альт не был востребован в изданиях, однако, продолжает использоваться всё чаще и чаще современными исполнителями. Как и у Шумана, стремившегося к чистому яркому fortissimo, оно не слишком громкое, атака чуть более маркатированная, чем у Шуберта, но не такая агрессивная, как у Малера и Бартока. Вот хорал из Первой симфонии на теноре, затем повторенный на альте.
Сейчас пассаж из финала Второй симфонии на теноре с окончанием, повторённым на альте.
10. Бетховен также писал для альт тромбона, и он должен использоваться где только возможно, особенно в Пятой симфонии. Альт, конечно, облегчает верхний регистр, но важнее то, что мы можем достичь круглого звука и мягкости. Приложите усилия, чтобы передать кристальный звук. Не бойтесь обнаружить то, как громко может играть Ваш альт тромбон, в соответствующих местах, конечно. Это первое известное применение тромбона в симфонии. Итак, я уверен, что композитор хотел, чтобы они были услышаны. Если Вы должны использовать тенор, снова берите меньший инструмент и (или) меньший мундштук, для достижения чистоты без усиления громкости звука.
Источник