Ноты для цифрованного баса

Генерал-бас

Генерал-бас, цифрованный бас, непрерывный бас (нем. Generalbaß, Bezifferter Ваss; лат. Fundamentum, Bassus continuus; итал. basso generale, fondamento; франц. Basse fondamentale, Basse chiffr é e) – возникшая в эпоху барокко (примерно в 16 веке) в Италии сокращённая форма записи аккордового сопровождения с помощью цифр. Внедрение генерал-баса в музыкальную практику некоторые исследователи приписывают Людовику Виадана, который по не уточнённым данным, научно обосновал применение цифрованного баса в 17-м столетии. Генерал-бас становится просто необходимым на том этапе развития музыкального искусства, так как полифония начинает всё больше уступать место гомофонии, в которой все голоса подчиняются одному главному (обычно верхнему) голосу, образуя аккомпанемент к нему. Период с 1600 по 1750 годы известен в музыкальной истории как «Эпоха генерал-баса». Знание генерал-баса входило в обязанности органистов и капельмейстеров. Примеры использования цифрованного баса можно найти в творчестве великих композиторов той поры — Арканжелло Корелли (1653-1713), Алессандро Скарлатти (1660-1725), Клаудио Монтеверди (1567-1643), Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750), Георга Фридриха Генделя (1685-1759), Джованни Баттисты Перголези (1710-1736). Цифрованный бас использовался для нотации клавесинного и органного аккомпанемента до 1-ой половины 18 века, когда в практику входит более точное обозначение аккордового аккомпанемента.

Правила использования генерал-баса легли в основу современной музыкальной науки и учебной дисциплины – гармонии. В 20-м веке цифрованный бас стал использоваться для записи эстрадной и джазовой музыки.

Принцип записи цифрованного баса заключается в том, что над или под нотами нижнего голоса многоголосия (баса) ставятся цифры, обозначающие интервалы из которых от баса нужно выстроить вверх аккорд. В системе генерал-баса применяются следующие обозначения:

Читайте также:  Жека пить с ней вино аккорда

1) цифра «0» над или под нотой в басу означает, что аккорд в данном случае не нужен;

2) нота не помеченная никаким знаком – что необходимо исполнить трезвучие (созвучие из 3-х звуков, построенное по терциям вверх), основанием («примой») которого будет нота в басу;

3) нота с цифрой «6» – секстаккорд (обращение трезвучия, где основание переносится вверх, т.е. аккорд выглядит так: «терция» (3-ий звук в трезвучии) – «квинта» (5-ый звук в трезвучии) – «прима» (1-ый звук в трезвучии), при этом крайние звуки в аккорде образуют интервал сексту);

4) нота с пометкой «4/6» — квартсекстаккорд (обращение трезвучия, где кроме «примы» аккорда верх поднимается и его терция, т.е. аккорд выстраивается по следующей цепочке: «квинта» – «прима» – «терция», интервальный состав аккорда при этом будет: кварта+терция, а крайние звуки в квартсекстаккорде образуют интервал сексту);

5) нота с цифрой «7» – септаккорд (4-хзвучный аккорд, построенный по терциям вверх, крайние звуки его образуют интервал септиму);

6) нота с пометкой «5/6» – квинтсекстаккорд (обращение септаккорда в котором «прима» переносится вверх);

7) нота с пометкой «3/4» – терцквартаккорд (обращение септаккорда в котором кроме «примы» вверх переносится и «терция»);

8) нота с цифрой «2» — (обращение септаккорда в котором кроме «примы» и «терции» вверх переносится ещё и «квинта», а в басу остаётся септима);

9) «9» — необращенный нонаккорд (5-тизвучный аккорд, построенный вверх по терциям, крайние звуки его образуют интервал нону);

10) нота с пометкой «6/7» – (обращение нонаккорда в котором «прима» переносится вверх);

11) нота с пометкой «4/5» – (обращение нонаккорда в котором кроме «примы» вверх переносится и «терция»);

12) нота с пометкой «2/3» – (обращение нонаккорда в котором кроме «примы» и «терции» вверх переносится ещё и «квинта»).

13) цифра с хроматическим знаком (диез, бемоль) перед ней обозначает случайный знак альтерации, относящийся к верхней ноте интервала;

14) хроматический знак без цифры обозначает хроматически измененную «терцию».

Таким образом, использование генерал-баса позволяло не выписывать музыкальное сочинение полностью, а лишь фиксировать на бумаге мелодическую линию и цифрованный бас, по которому исполнитель определял гармонию и играл её, в определённой степени импровизационно подбирая фактуру для исполнения аккомпанемента (см. рис. 5.1 и 5.2).

Рис. 5.1 И. С. Бах. Соната для 2 скрипок и цифрованного баса, 3-я часть. Оригинал
Рис. 5.2 То же, в расшифровке Л. Ландсхоффа

Очень удобен был цифрованный бас для записи речитатива.

С 18 века в данной системе нотной записи наметился отход от эскизности, которая позволяла быстро набросать музыкальную пьесу к мелочной точности в обозначении деталей исполняемого музыкального материала, что естественно свело на нет все положительные качества генерал-баса (прежде всего простоту использования).

С 20 века, как уже было сказано выше, цифрованный бас используется в джазовой музыке и прежде всего при обозначении диатонических аккордов. С помощью римских цифр (I, II, III, IV, V, VI, VII) под басом пишется так называемая «цифровка», определяющая ступени от которых исполнителю необходимо построить аккорды. К примеру, цифра «II» в тональности фа мажор означает Gm7 (т.е. септаккорд 2-ой ступени). Хроматические знаки (знаки альтерации) располагаются в джазовом виде цифрованного баса перед римской цифрой. Например, «bII» в ре мажоре означает Ebm7. Когда в аккорде используются альтерированные или дополнительные тоны, то применяют буквенно-цифровую запись аккордов (т.е. в ре мажоре аккорд E7b5 обозначается как II7b5, где II – номер ступени в данной тональности).

Источник

Ноты для цифрованного баса

Дана линия баса. Если без цифр, то надобно самому определить функцию, по тональности, по контексту, даже по традиции. А если цифровка стоит, то основные правила такие: если 53 или ничего не написано, то трезвучие от этого звука, если 6 и 64 то секстаккорд и квартсекстаккорд соответственно. 7,65,43,2 — септаккорд с обращениями. И так далее. Ступени римскими цифрами не прописаны, потому что тут другая система — мы просто строим данное созвучие от басового звука вверх.
Например, стоит у нас нота ми и подписано «6». Секстаккорд должен быть такой: e-g-c.
Это самое начальное. Есть еще правила, как обозначается альтерация, и много чего другого. Например, есть особая техника, когда не просто аккорды ставятся, а красиво, с контрапунктом. Есть определенные различия в стилях расшифровки (конечно, разница в стилях заметна тогда, когда дается больше свободы, или даже полностью отсутствует цифровка): французский стиль, итальянский, немецкий, и так далее.

Все это дьявольски интересно, и плохо, что это не изучается на обычных исполнительских факультетах, теми же пианистами (насчет органистов я не в курсе), а только на отделении аутентичного исполнительства.

Действительно, очень интересно, когда приходиться применять на практике, а не просто на уроке гармонии. Но, гармонии у меня ещё небыло, а столкнуться с похожим пришлось.

Источник

Нотация партий бас гитары для начинающих

Приветствую! Сегодня разберемся с важными особенностями нотации бас гитарных партий, основами нотного письма, а также специальными обозначениями для записи партий бас гитары. Информация в статье подается с самых азов и, надеюсь, будет понятна всем читателям, от новичка до более опытного музыканта. В другой раз я постараюсь рассказать о записи разных приемов игры, сокращениях нотного письма и т.п.

Основные определения

Сперва дадим несколько определений:

Нота — специальный графический знак, обозначающий какой-либо звук, извлекаемый на инструменте.

Нотация или нотное письмо — система записи нот, с помощью которой фиксируется высота и продолжительность каждого звука, сила звучания (громкость), темп, характер и многое другое.

Для написания нот применяется специальная нотная строка, которая называется нотным станом или нотоносцем и состоит из пяти параллельных линеек. Счет линейкам ведется снизу вверх, а ноты пишутся на линейках, между линейками и на добавочных линейках сверху и снизу от нотного стана. Нотоносец делится на такты сплошной вертикальной линией — тактовой чертой.

Самый первый знак, который пишется на нотном стане, — ключ. Ключ определяет высоту нот, расположенных на данном нотоносце. Всегда один из элементов ключа указывает на ноту, относительно которой должны рассчитываться звуковысотные позиции остальных нот.

Для записи партии бас гитары практически всегда используется басовый ключ или ключ «фа», указывающий своим двоеточием на ноту фа малой октавы на четвертой линейке (Ex. 1). На бас гитаре эта нота находится на третьем ладу струны D , на восьмом ладу струны A и на тринадцатом ладу струны E . Но, иногда, можно встретить и скрипичный ключ (ключ «соль»), указывающий на ноту соль первой октавы на второй линейке. Этот ключ можно использовать для записи соло в верхнем регистре. Также, но значительно реже, можно встретить теноровый ключ — ключ «до», указывающий на ноту до первой октавы (на четвертой линейке), который иногда встречается в партиях для контрабаса. Более подробную информацию об всех этих ключах вы нагуглите без труда.

Скрипичный и басовый ключ связаны между собой следующим образом (Ex.2):

Т.е. нота до первой октавы в басовом ключе находится на первой добавочной линейке сверху, а в скрипичном на первой добавочной снизу.

Отличия в записи бас гитары и фортепиано

Все звуки, исполненяемые на бас гитаре, записываются (нотируются) октавой выше, чем они звучат на самом деле. Это делается для удобства чтения нот с листа. Если записывать звуки бас гитары в их натуральном звучании, то пришлось бы применять слишком много добавочных линеек. Такие ноты читать очень трудно и неудобно.

Табулатуры как вспомогательная нотация

Поскольку бас гитара является струнным инструментом, то возможно также использование вспомогательной записи, а именно табулатур. Табулатурный «нотоносец» — это графическое представление грифа. Он выглядит подобно стандартному, но имеет важные отличия. Каждая линейка обозначает отдельную струну. Обычно табулатура для бас гитары имеет четыре линейки, но может также иметь пять или шесть (по количеству струн). Также в табулатуре вместо нот используются цифры, которые обозначают лад, на котором следует прижимать струну.

О достоинствах и недостатках табулатур можно почитать здесь.

Альтерация, ключевые и проходящие знаки.

При записи нотного текста, для повышения или понижения основного звука на пол-тона или даже на целый тон используются знаки альтерации — диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль. Для отмены действия любых знаков альтерации существует бекар.

Диез (#) — повышает на пол-тона (1 лад);

Бемоль (♭) — понижает на пол-тона (1 лад);

дубль-диез (##) — повышает на целый тон (2 лада);

Дубль-бемоль (♭♭) — понижает на целый тон (2 лада);

Бекар (♮) — отменяет действие любых знаков альтерации;

Главный принцип альтерации нот на бас гитаре показан в Ex. 3. При понижении ноты бемолем, нота всегда смещается к голове грифа. При повышении диезом, в противоположном направлении к бриджу.

Ex. 3 — Альтрация на грифе бас гитары

Важно запомнить следующее — эти знаки альтерации бывают двух типов: ключевыми и проходящими (случайными).

Ключевые знаки выставляются один раз сразу в начале такта после ключа. Действуют они на протяжении всего произведения для всех октав до ввода новых знаков альтерации.

Проходящие знаки выставляются непосредственно возле ноты к которой они относятся и действуют только до конца текущего такта и только в пределах октавы, в которой они выставлены.

Поясню на нотном примере.

В данном примере имеем два знака при ключе (си-бемоль и ми-бемоль), а также есть проходящий бекар рядом с нотой ми. Этим бекаром мы отменяем действие ключевого бемоля для последней ноты в такте.

Запись нот буквами

Очень часто вам придется сталкиваться с обозначением нот в буквенном виде. Это относится в основном к записи аккордов, обозначению струн и т.п. Просто оставлю это здесь, если вы упустили этот момент.

A B C D E F G
ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ

К буквам можно добавлять знаки альтерации: С# — до-диез, Ab — ля-бемоль и т.д.

Дополнительные обозначения для нотации бас гитары

Обозначения для записи аппликатуры и позиций на грифе:

  1. Римскими цифрами над нотами обозначаются позиции. Позицией обозначается лад на грифе на который нужно поставить указательный палец левой руки . Например цифра III означает третью позицию, VII — седьмую и т.п.
  2. Арабскими цифрами обозначается аппликатура левой руки (для правшей): 1 — указательный палец (index finger), 2 — средний (middle finger), 3 — безымянный (ring finger), 4 — мизинец (pinkie), 0 — открытая струна (open string).
  3. Обозначение пальцев правой руки (как и левой) полностью заимствовано из классической гитары: p — большой палец, i — указательный, m — средний, a — безымянный.

Стоит заметить, что предыдущие обозначения встречаются в основном в советских школах и учебных пособиях. Они будут полезны начинающим бас гитаристам для более точного описания приемов игры. Для более менее опытного бас гитариста они не несут особой ценности, и тем более вы не встретите их в профессиональных оркестровых партиях.

В зарубежных нотных изданиях вы можете встретить несколько непонятных обозначений. Давайте с ними разберемся:

fill — импровизированное заполнение на усмотрение исполнителя;

tacet — не играть;

N.C. (no chord) — аккорд отсутсвует;

На этом пока все! Надеюсь эта информация была для вас полезна. Если я что-то упустил, то оставляйте свои комментарии, а я дополню статью.

Источник

Оцените статью