- Нотная грамота для барабанщиков
- Зачем барабанщику изучать ноты?
- Длительности и нотный стан
- Размеры тактов
- Длины нот
- С точками
- Паузы
- Повторы
- Что дальше?
- Ритмические рисунки для ударных в различных стилях
- Ритм на 12/8
- Шаффл
- Джаз / Свинг
- Бразильские ритмы
- Самба
- Босса-нова
- Реггей / Ска
- Реггей
- Мотаун
- Хип-хоп
- Диско
- Blast beat
- Ноты для ударной установки рок
Нотная грамота для барабанщиков
Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.
Слыхали этот анекдот?
— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…
Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.
Зачем барабанщику изучать ноты?
Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!
Длительности и нотный стан
Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.
Размеры тактов
Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».
Длины нот
Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!
Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика
С точками
Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее
Паузы
Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.
Повторы
Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.
Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!
Что дальше?
После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.
Источник
Ритмические рисунки для ударных в различных стилях
Приветствуем всех любителей игры на барабанах! В этой статье показаны ритмические рисунки для ударных в различных стилях. Конечно, здесь мы выделили только основные ритмы, т.к. их огромное количество. Рисунки, указанные в этой статье обязательно должны входить в арсенал любого барабанщика. Изучайте их не торопясь, внимательно, пользуйтесь метрономом.
Ритм на 12/8
Триольная пульсация на 12/8 лежит в основе ритма шаффл.
Шаффл
Шаффл – это триольный рисунок, в котором в каждой доле присутствует только первая и третья триоль.
Джаз / Свинг
Считается, что в джазе (свинге) барабанщик ведет ритм в основном по тарелке, а малый и большой барабаны – импровизируют. Ниже показан пример основного рисунка на тарелке и хай-хете.
Бразильские ритмы
Самба
Самба – это самая популярная форма афро-американской музыки.
Босса-нова
По-сути босса-нова – это более медленный и расслабленный вариант самбы.
Реггей / Ска
Этот стиль появился в начале 50-х годов на Ямайке. Это гибрид свинга, ритм энд блюза и менто. В этом стиле активно используется духовая секция, гитара играет на каждую слабую восьмую долю. Сейчас в США популярен стиль, который называется “ска-панк”.
Реггей
Музыка реггей играется в резаном ключе ровными восьмыми или в ритме шаффл.
Стиль буги (буги-вуги) представляет собой сольное исполнение на фортепиано, в котором сочетаются элементы джаза, блюза и регтайма.
Фанк – это танцевальная музыка с акцентами на слабых долях.
Мотаун
Стиль мотаун можно определить как коктейль из таких направлений как госпел, блюз, соул и поп.
Хип-хоп
Ритмической составляющей хип-хопа является триольная пульсация с элементами свинга, госпел, соул и фанка.
Стиль “Сёрф” появился в начале 50-х годов благодаря Дику Дейлу и его группе Deltones. Сёрф формировался под влиянием блюза, рока, южно-американских музыкальных течений. Отличительной особенностью этого стиля это гитарный звук с эхо и ревером.
Диско
Это танцевальный стиль, характерной особенностью которого является игра бочки на каждую четвертную долю в темпе 120-128 bpm.
Рок – в переводе с английского – “качать”. Это обобщающее название ряда стилей в музыке, таких как хард рок, панк рок, хардкор, грайндкор, металл, гранж, брит поп, альтернативный металл. Ниже показан основной паттерн в рок музыке.
Blast beat
Этот ритм характерен для стилей Black Metall, Death Metall, Trash Metall, Grindcore и звучит как “пулеметная стрельба”. Обычный темп бласт бита 180 bpm, но может доходить и до 250-280 bpm. Можно выделить два основных паттерна бласт бита.
Источник
Ноты для ударной установки рок
Автор: В. Попонов
Год: 1986
Издательство: Советская Россия
Страниц: 98
Формат: DJVU
Размер: 4,5 МВ
Язык: русский
В книге (преимущественно на материале фортепианной музыки) даются советы по переложению для оркестров и ансамблей русских народных инструментов, приводится характеристика технических средств и средств музыкальной выразительности инструментов, излагаются сведения из музыкального синтаксиса. Книга адресована руководителям самодеятельных оркестров и ансамблей.
Автор: неизвестен
Год: 2016
Издательство: —
Страниц: 192
Формат: PDF
Размер: 14,2 МВ
Язык: русский
Вся эта книга целиком мое собственное понимание ударных. Я постарался структурировать огромный пласт совершенно различной и крайне разрозненной информации и концепций игры в единой, иерархически построенной и легко понимаемой системе. По моему личному мнению – большинство школ ударных инструментов крайне плохо структурированы, очень тяжело воспринимаются (в особенности начинающими музыкантами) и по большей части представляют лишь ряд разрозненных рекомендаций – а не единую систему знаний и умений. Кроме того здесь почти везде добавляется и подробно описывается мой собственный анализ той или иной концепции игры, почерпнутый из многолетнего опыта, анализа и экспериментов. К сожалению очень многие даже профессиональные барабанщики (играя на очень высоком уровне) не могут толком объяснить, что же они играют и почему нужно именно так, а не иначе и что собственно происходит во время их игры. Максимум к чему сводиться подобное объяснение – это просто показ того что они делают и совет делать также. А не объяснение что собственно они делают и почему именно так. Либо сводиться к заумному разбору каждой ноты, которую они играют, сложному счету не понимая, что данный пример игры относиться по большей части лишь к одному, конкретному произведению и применим лишь в нем (и возможно еще в нескольких ему подобных), но не во всем стиле музыки в целом…. Обычно я уже на второй минуте теряю интерес к подобному и начинаю откровенно засыпать… А не опытные барабанщики начинают слепо копировать то, что показывает их кумир – считая это эталонной игрой всегда и везде.
Автор: Р. Янбеков
Год: 2011
Издательство: prostobook. com
Страниц: 50
Формат: PDF + MP3
Размер: 12,4 МВ
Язык: русский
Данный сборник нот и рекомендаций – результат моих размышлений и музыкальных экспериментов в течение более пяти лет.
Я играл в самых разных металлических коллективах и всегда преследовал какую-то цель в своем развитии. Сначала это была цель научиться ровно играть под клик метронома. Потом я осваивал игру на двойной педали (и до сих пор осваиваю). Затем изучал трэш ритм и играл его каждый день. При этом я слушал много групп и анализировал их музыку.
Я часами тренировался за установкой и однажды заметил, что моим любимым ритмом для разогрева и импровизации стал быстрый трэш ритм.
Я играл его, делая разнообразные брейки каждые два такта и импровизируя на ходу. Я менял партию ведущей тарелки, и изобретал новые комбинации нот, оставляя саму идею трэш — ритмики неизменной. Чтобы не забыть понравившиеся мне музыкальные фразы, я стал записывать их в нотную тетрадь. Не прошло и нескольких недель, как таких фраз набралось около сотни. Тогда и родилась идея объединить их в книгу.
Эта книга рассчитана на широкий круг любителей искусства игры на ударных в стилях Heavy, Thrash и Death Metal. Используя арсенал из этой книги, вы сможете создать чрезвычайно оригинальные партии быстрых ритмов, применимые в самых разных стилях музыки и значительно пополнить свой музыкальный словарь. Все нотные примеры, которые вы найдете в книге, являются авторскими, а значит, нигде больше не могут быть вами встречены.
Автор: Д. Томакос
Год: 2009
Издательство: Хобби-центр
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 11,3 МВ
Язык: русский
Эта книга познакомит вас с некоторыми стилями и ритмами, которые обязательно должны входить в арсенал профессионального барабанщика.
Изучать каждый из них самостоятельно можно на протяжении всей жизни. Именно поэтому каждый из стилей и ритмов сопровождается кратким комментарием, за которым следуют наиболее типичные и актуальные примеры.
В конце каждого раздела дан список композиций, которые наиболее ярко иллюстрируют тот или иной ритм. Эта информация поможет вам начать осознанно работать над предложенными ритмами, а кроме того, она станет серьёзной базой или стартовой площадкой для дальнейшего развития.
Автор: В. Горохов
Год: 2014
Издательство: —
Страниц: 170
Формат: PDF
Размер: 11,8 МВ
Язык: русский
Перед вами уникальное учебное пособие «Школа игры на ударной установке», написанное специально для начинающих музыкантов, а также преподавателей класса ударных инструментов.
Автором пособия стал талантливый музыкант, руководитель ансамбля ударных инструментов «Ритм-модерн» из Омска Валерий Горохов.
Представленная в книге авторская методика уже доказала свою эффективность, она поможет быстро освоить приёмы игры на ударной установке и развить координацию рук и ног.
Пособие было разработано на основе опыта большого числа преподавателей, личного педагогического и исполнительского опыта автора, его наблюдений за коллегами-исполнителями, а также анализа школ отечественных и зарубежных авторов и теоретических статей.
Пособие соответствует программе класса ударных инструментов эстрадных отделений средних специальных учебных заведений.
Автор: А. Раздобудов
Год: 2006
Издательство: Изд. В. Катанский
Страниц: 160
Формат: DJVU
Размер: 40,1 МВ
Язык: русский
Автор — великолепный методист, скрупулезно освещающий и разбирающий все детали барабанной «кухни»: начиная с посадки за инструментом, держания палок, высоты расположения барабанов, и кончая подборкой нотных примеров (упражнений). Весьма ценно и то, что А. Раздобудов не только говорит о музыке как таковой, но и расширяет кругозор потенциального ученика до философского осмысления явлений искусства вообще. Гармоничное развитие барабанщика как музыканта видится главнейшей целью данного пособия.
Автор: Е. Андреева
Год: 1990
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 88
Формат: PDF
Размер: 4,5 МВ
Язык: русский
В справочнике представлены сведения об ударных инструментах, широко используемых в современной симфонической и камерно-инструментальной музыке. Кроме того, показаны размещение и нотация инструментов в партитуре в виде своеобразных таблиц, а также дано краткое описание каждого из них.
Автор: Б. Тургунов
Год: 2015
Издательство: Нарьян-Мар: ДШИ г. Нарьян-Мар
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 1,6 МВ
Язык: русский
В учебно-методического пособии мы постараемся раскрыть всю информацию, которая понадобится начинающему музыканту для изучения ударных инструментов. Здесь вы не встретите ничего такого, чего нельзя было бы применить в повседневной практике барабанщика.
Учебно-методическое пособие «Ударные инструменты для начинающих» состоит из трех глав. В первой главе происходит знакомство с ударной установкой и с основными стилями игры на барабане, которые применяются в современной музыке. Вторая глава — знакомство с основами нотной грамоты. В третьей главе рассматриваются многочисленные приемы ударов, дается понятие заготовки.
Автор: Г. Дмитриев.
Год: 1991
Издательство: Советский композитор
Страниц: 145
Формат: PDF
Размер: 3,7 МВ
Язык: русский
В пособии рассматриваются основные ударные инструменты оркестра: ксилофон, ударная установка, бубны и бубенцы, тарелки, литавры, том-томы, бонги, трещотка и др. Имеется нотное приложение.
Автор: А. Макуров
Год: 1987
Издательство: ГМУ им. Гнесиных
Страниц: 47
Формат: PDF
Размер: 1,9 МВ
Язык: русский
В данной работе предлагаются 11 этюдов для ударной установки в стиле «джаз-рок», изучение которых поможет учащимся развить четырёхстороннюю технику независимости координации движений, улучшить технику правой и левой руки, глубже познать и отработать различные барабанные элементы, освоить ряд приёмов игры на хай-хете, на практике познакомиться с различными вариантами обыгрывание синкоп в стиле «джаз-рок», а также познакомиться с различными барабанными соло.
Автор: Э. Денисов
Год: 1982
Издательство: Советский композитор
Страниц: 256
Формат: PDF
Размер: 11,8 МВ
Язык: русский
Книга Э. Денисова «Ударные инструменты в современном оркестре» является первым на русском языке трудом-исследованием, посвященным трактовке ударных инструментов в музыке ХХ столетия. Книга представляет собой исследование, написанное композитором. В этом ее несомненная ценность и это обусловило ряд ее особенностей. Автор направляет внимание на самые интересные с его точки зрения случаи использования ударных. В книге собран огромный партитурный материал, в большинстве своем труднодоступный. Наличие такого материала позволит читателю составить ясную картину эволюции ударных в XX веке.
Автор: Д. Чапин
Год: 2008
Издательство: Композитор
Страниц: 30
Формат: PDF
Размер: 2,2 МВ
Язык: русский
Сборник ритмических упражнений для ударных инструментов, направленных на освоение техники игры в джазовой манере. Подготовка и публикация В. Ловецкого.
Автор: М. Клоц
Год: 2008
Издательство: Лань
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 2,6 МВ
Язык: русский
«Школа игры на ударных инструментах» адресована в первую очередь начинающим музыкантам. Пособие содержит необходимую информацию, позволяющую освоить основы техники рук и ног, ознакомиться с основными видами ударов, используемых при игре на барабанах и тарелках. Приводятся сведения по наиболее популярным ритмическим рисункам. Даются рекомендации по выбору, настройке и расстановке барабанов.
Автор: Р. Янбеков
Год: 2012
Издательство: Феникс
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 7,3 МВ
Язык: русский
Эта книжка одновременно и шпаргалка для ударника, и нотная тетрадь для записи «барабанных мыслей». Внутри читатель найдет 26 рудиментов, таблицы для определения скорости игры и контроля громкости, основы нотной записи для разных инструментов, образцы различных ритмов. И все это в формате карманной записной книжки, которая легко поместится в чехле для барабанных палочек.
Книжка будет полезна как начинающим, так и постоянно практикующимся барабанщикам.
Автор: И. Олейников
Год: 2011
Издательство: электронное издание
Страниц: 58
Формат: PDF
Размер: 4,2 МВ
Язык: русский
Задумывались ли вы о том, что делает того или иного музыканта исключительным, особенным? Что делает его таким желанным как среди девочек-фанаток, так и среди тех групп и проектов, что хотят записать с ним альбом? Какими умениями обладает такой музыкант, какими знаниями? Кто он? Почему каждая его нота – шедевр, а каждый шаг – целая картина? Что делает музыку таких артистов особенной, хитовой, въедающейся в каждую клеточку нашего естества? Данная книга отвечает на эти столь важные музыкальные и около музыкальные вопросы, скрытые за стеной ежедневных многочасовых занятий. В этой книге пойдёт речь о том, что не преподают в музыкальных учебных учреждениях, о чём не говорят частные преподаватели…
Как барабанщик в этой книге я буду говорить в основном о барабанщиках и о барабанах, но это не значит, что затрагиваемые темы не будут уместными для других музыкантов.
Автор: Макс Клоц
Год: 2005
Издательство: Невская нота
Страниц: 48
Формат: DJVU
Размер: 2 МВ
Язык: русский
Музыку часто сравнивают с языком. И обучение игре на музыкальном инструменте подобно изучению нового языка. Знакомясь с языком, вы начинаете с алфавита, затем запоминаете слова, составляете из них фразы, учите небольшие тексты, усваивая таким образом нормы языка, — что в конечном итоге дает вам возможность выражать на нем собственные мысли.
Схожим образом происходит обучение игре на барабанах. 26 стандартных рудиментов — 26 букв барабанного алфавита, базовые комбинации стандартных рудиментов- короткие фразы. Барабанные тексты, представляющие основную часть данной книги, — это самые известные рудиментальные соло для малого барабана, уходящие корнями в традицию и историю американской военной музыки.
Огромное преимущество этой книги состоит в том, что аппликатура и акцентуация полностью выписаны во всех рудиментах и текстах. Важность изучения и использования правильной аппликатуры и акцентуации невозможно переоценить: это необходимое условие для получения правильного звука, для усвоения «языковых норм» малого барабана. Данная книга отличается от многих учебных пособий, которые не проставляют аппликатуру и/или акцентуацию и тем дезориентируют учащегося. Правильная аппликатура = правильное произношение.
Автор: М. Клоц
Год: 2000
Издательство: Невская Нота
Страниц: 37
Формат: DJVU
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский
Данное пособие имеет целью помочь вам увеличить свои технические возможности в области бас-барабана. Книга рассчитана на музыканта, уже получившего достаточно прочные рудиментальные навыки в техники рук, а также имеющего общее представление об использовании и функции бас-барабана в современной музыке. Многие упражнения, с последующим добавлением малого барабана, райд-тарелки и т.п., могут быть успешно применены в практике.
Автор: коллектив Guitar College
Год: 2001
Издательство: Guitar College
Страниц: 72
Формат: DJVU + MP3
Размер: 2,3 МВ + 69 MB
Язык: русский
Перед вами универсальный учебник для начального и среднего уровня. Содержит необходимые сведения о музыкальной грамоте, постановке и звукоизвлечении. Школа сориентирована на любителей тяжёлой музыки и содержит соответствующий репертуар. В книге представлены транскрипции барабанных партий из творчества таких групп как Helloween, Metallica, Paradise Lost, Iron Maiden, Manowar, Black Sabbath и др.
Автор: Эд Росетти
Год: 2005
Издательство: ООО «Росаудиосервис», издатель Смолин К.О.
Страниц: 48
Формат: DJVU + MP3
Размер: 44,5 МВ
Язык: русский
Книга представляет собой работу преподавателя известного американского музыкального учебного заведения Musician Institute (MI) Эда Росетти, посвященную особенностям игры барабанщика в стилях фанк и хип-хоп. Издание комплектуется аудиоприложением на CD, которого, к сожалению, у меня нет.
Автор: К. Кузнецов, К. Смолин
Год: 2005
Издательство: издатель Смолин К.О.
Страниц: 48
Формат: DJVU
Размер: 2,2 МВ
Язык: русский
Брошюра содержит сведения и упражнения, которые помогут начинающему музыканту-любителю самостоятельно овладеть базовыми навыками игры на ударных инструментах. В ней представлены несложные ритмические рисунки, которые чаще всего используются в современной рок-музыке.
Источник