- Нотная грамота для барабанщиков
- Зачем барабанщику изучать ноты?
- Длительности и нотный стан
- Размеры тактов
- Длины нот
- С точками
- Паузы
- Повторы
- Что дальше?
- Ноты для ударных установок
- Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы
- Азы нотной грамоты для барабанщиков.
- Как научиться нотной грамоте барабанщику?
- Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Обозначения инструментов ударной установки на нотном стане.
- Бас-Барабан.
- Малый (рабочий) барабан.
- Том-томы.
- Тарелки.
- Артикуляция (способы звукоизвлечения) при игре на барабанной установке.
- Способы звукоизвлечения на малом (рабочем) барабане.
- Способы звукоизвлечения на хай-хете (hi-hat).
Нотная грамота для барабанщиков
Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.
Слыхали этот анекдот?
— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…
Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.
Зачем барабанщику изучать ноты?
Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!
Длительности и нотный стан
Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.
Размеры тактов
Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».
Длины нот
Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!
Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика
С точками
Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее
Паузы
Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.
Повторы
Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.
Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!
Что дальше?
После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.
Источник
Ноты для ударных установок
Книги для барабанщиков
1. «Double Paradiddle as Kit Beats» (формат — PDF, размер — 344 кб.) >>> скачать
2. George Lawrence Stone «Stick Control: For the Snare Drummer» (PDF, размер — 4771 кб.) >>> скачать
3. David Garibaldi «The funky beat» (формат — PDF, размер — 7778 кб.) >>> скачать
4. Cristiano Micalizzi «Enciclopedia Dei Ritmi Per Batteria E Basso» (PDF, размер — 18222 кб.) >>> скачать
4.1. Аудиопримеры ритмов к книге «Enciclopedia Dei Ritmi Per Batteria E Basso» (размер — 190 мб.) >>> скачать mp3
5. Jim Chapin — Advanced Techniques For The Modern Drummer (PDF, размер — 1614 кб.) >>> скачать
6. Marco Minneman — Extreme Drumming (формат — PDF, размер — 917 кб.) >>> скачать
7. John Riley — The Art of Bop Drumming (формат — PDF, размер — 2964 кб.) >>> скачать
8. Rick Latham — Advanced funk studies (формат — PDF, размер — 10017 кб.) >>> скачать
9. Rick Latham — Contemporary drumset techniques (PDF, размер — 2706 кб.) >>> скачать
10. Snare Drum Method by Vic Firth, Book 1 Elementary (формат — PDF, размер — 6805 кб.) >>> скачать
11. Гюнтер Кизант — «Техника игры на ударных инструментах» (RAR, размер — 3829 кб.) >>> скачать
12. Bobby Rondinelli — Encyclopedia Of Double Bass Drumming (RAR, размер — 19834 кб.) >>> скачать
13. Пьянков А. В. «Современный курс для начинающего барабанщика» (формат — PDF, размер — 4050 кб.) >>> скачать
14. John S. Pratt — 14 Modern Contest Solo for Snare Drum (формат — RAR, размер — 1840 кб.) >>> скачать
15. Bob Moses — Drum Wisdom (формат — RAR, размер — 2783 кб.) >>> скачать
16. George Kollias — «16 недель. Скорость и контроль» (формат — RAR, размер — 329 кб.) >>> скачать
17. Derek Roddy «The Evolution of Blast Beats» (формат — PDF, размер — 1590 кб.) >>> скачать
18. Jeff Strong — «Ударные инструменты для чайников» (формат — PDF + MP3, размер — 148 мб.) >>> скачать
19. Charley Wilcoxon — «150 Rudimental Solos» (формат — PDF, размер — 8930 кб.) >>> скачать
20. Charles Wilcoxon — «Wrist and Finger stroke control» (формат — PDF, размер — 18737 кб.) >>> скачать
21. Joe Morello — «Master Studies» (формат — PDF, размер — 27336 кб.) >>> скачать
22. Dennis Chambers — «In The Pocket» (формат — PDF, размер — 11641 кб.) >>> скачать
23. Colin Bailey — «Bass Drum Control» (формат — PDF, размер — 24573 кб.) >>> скачать
24. Peter Erskine — «Drum concepts and techniques» (формат — PDF, размер — 34753 кб.) >>> скачать
25. Осадчук В. Е. — «Этюды для малого барабана» (формат — PDF, размер — 8633 кб.) >>> скачать
26. Steve Shier — «Beats Fills and Solos for Drums» (формат — PDF, размер — 4137 кб.) >>> скачать
27. Peter Magadini — «Drum Polyrhythms. The Musicians Guid» (формат — PDF, размер — 1307 кб.) >>> скачать
28. Charles Dowd — «A funky primer for the rock drummer» (формат — PDF, размер — 1855 кб.) >>> скачать
29. Charles Dowd — «A funky thesaurus for the rock drummer: Features Afro-Cuban Rhythms & Odd-Meter Rock Beats» >>> скачать
30. Thomas Lang — «Creative coordination and advanced foot technique» (формат — PDF, размер — 2169 кб.) >>> скачать
31. Peter Magadini — «Learn to play the drum set» (формат — PDF, размер — 6090 кб.) >>> скачать
32. George Lawrence Stone — «Accents And Rebounds For Snare Drummer» (формат — PDF, размер — 1139 кб.) >>> скачать
33 Chuck Kerrigan — Rap Beats On The Drum Set (формат — PDF, размер — 8930 кб.) >>> скачать
34. Bob Burgett — «Progressive Double Bass Drumming» (формат — PDF, размер — 3523 кб.) >>> скачать
35. Carmine Appice — «Ultimate Realistic Rock» (формат — PDF, размер — 4231 кб.) >>> скачать
36. Jared Falk — «Rock Drumming System» (Advanced) (формат — PDF, размер — 4830 кб.) >>> скачать
37. Jared Falk — «Rock Drumming System» (Beginner) (формат — PDF, размер — 4250 кб.) >>> скачать
38. Jared Falk — «Rock Drumming System» (Intermediate) (формат — PDF, размер — 5390 кб.) >>> скачать
39. Jason Kliewer — «Rock Drumming System» (Play Along) (формат — PDF, размер — 2250 кб.) >>> скачать
40. Omar Hakim — «Express Yourself» (формат — PDF, размер — 63129 кб.) >>> скачать
41. Ted Reed — «Syncopation For The Modern Drummer» (формат — PDF, размер — 14730 кб.) >>> скачать
Источник
Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы
Всем привет! Дорогие друзья на первом уровне нашего самоучителя нотной грамоты для барабанщиков мы лишь познакомились с ней, уяснили некоторые важные моменты и разобрались зачем вообще она нам нужна =)
А вот сегодня тема будет раскрыта гораздо глубже, будет очень интересно я уверяю Вас! Поэтому располагайтесь поудобней, возьмите блокнотик, возможно Вам понадобится что-то выписать для себя или зарисовать.
Азы нотной грамоты для барабанщиков.
Что же входит в понятие «азы»? На мой взгляд, то как выглядит нота на нотном стане, где она располагается и что она обозначает, является основой основ. Знать это обязан каждый человек который хотя как-то связан с музыкой.
Как научиться нотной грамоте барабанщику?
Научиться нотной грамоте ударнику очень легко. Стоит всего лишь прочитать серию из 3 статей, и иногда к ним возвращаться, чтобы освежать свои знания. Поэтому, дабы не пропустить выход новых статей подпишитесь по почте!
Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы (Сейчас Вы ее читаете)
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень III — Для продвинутых
Дальше нужно лишь применять полученные знания на практике и периодически возвращаться к этому самоучителю если что-то забыли.
Обозначения инструментов ударной установки на нотном стане.
Традиционно стандартный набор барабанов обозначается нотой с головкой овальной формы, различная перкуссия нотой с ромбовидной формой, а тарелки нотой х-образной формы.
Такой элемент как ков-белл (cow-bell) принято обозначать нотой с треугольной заштрихованной головкой между четвертой и пятой линией, либо на пятой линии.
Барабанщики во всем мире не пришли к единому стандарту какими именно нотами обозначать различные барабаны и тарелки в ударной установке. В связи с этим к каждой нотной записи как правило прилагается «нотный нейтральный ключ» (на англ. key) — условные обозначения, указывающие какой барабан какой нотой обозначается.
Бас-Барабан.
Стандартно басовый барабан записывается нотами между первой и второй линиями нотного стана, но иногда на первой линейке.
Нота зафиксированная на первой линии говорит о том, что это второй бас-барабан (при игре карданом, удар по второй педали). У ноты басового барабана штиль может быть направлен как вверх ↑, так и вниз ↓
Малый (рабочий) барабан.
Ноты малого барабана обычно записывают между третьей и четвертой линей. У ноты малого барабана штиль может быть направлен как вверх ↑, так и вниз ↓
Том-томы.
Том-томы обозначаются обычной нотой штилем вверх ↑. Ноты том-томов располагаются на нотном стане в зависимости от диаметра и тональности.
Чем меньше диаметр том-тома (соответственно выше тональность), тем выше располагается нота на нотном стане.
Стандартный набор ударной установки состоит из 3 том-томов – 2 из них навесные и один напольный (см.картинку).
Напольный том (floor-tom) — как правило обозначается нотой с штилем ↑ на второй линии.
Современные барабанщики зачастую используют столько томов, что их количество не поддерживается действующей нотации ударных. Максимально возможное количество том-томов которое возможно разместить на нотном стане — 5 штук.
Тарелки.
Что тарелки всегда обозначаются нотой с головкой х-образной формы я думаю не забыли?
Разберем способы игры на тарелках и их обозначение на нотном стане:
- играем по краю тарелки — стандартный случай, а значит обозначается нотой с х-образной головкой,
- играем по цоколю тарелки (на англ. bell) — обозначается нотой с ромбовидной головкой (в основном обозначается игра по цоколю райд (ride) тарелки).
Рассмотрим основные виды тарелок и пример «классической» схемы их расположения на нотном стане:
- Хай-хет (hi-hat) — палочкой, записывают над пятой линией,
- Креш (crash) — так же над пятой линией, но жирным,
- Райд (ride) — на пятой линии.
В наши дни обозначить все виды тарелок, которые используют барабанщики стало такой же проблемой как и у том-томов. Какие только тарелки не используют современные драммеры. Однако, некий стандарт все же есть! Итак, «современная» схема расположения тарелок:
- Хай-хет (hi-hat) — палочкой, записывают над пятой линией,
- Креш (crash) — так же над пятой линией, но жирным,
- Второй креш (crash) — на шестой дополнительной линии жирным знаком,
- Райд (ride) — на пятой линии,
- Сплеш (splash) — на шестой дополнительной линии,
- Чайна (china) — записывается над шестой дополнительной линией.
Артикуляция (способы звукоизвлечения) при игре на барабанной установке.
Извлекать звуки из отдельных частей ударной установки можно по-разному. Тут то и встает вопрос: как же обозначить различные способы звукоизвлечения? Зачастую, чтобы узнать о способе звукоизвлечения достаточно посмотреть лишь на головку ноты. Почему? Поймете дальше…
Способы звукоизвлечения на малом (рабочем) барабане.
Существует 3 способа обозначения игры на малом барабане:
- Обычная игра — записывается обычными нотами,
- Rim-shot — техника игры, когда барабанная палочка ударяется телом об обод барабана, а головкой – о мембрану,
- Сross-stick (он же side stick) — техника игры, когда задняя часть палочки лежит на мембране, а плечом палочки (приподымая заднюю часть палочки) наносят удар по ободу.
Способы звукоизвлечения на хай-хете (hi-hat).
Хай-хет относится к тарелкам, поэтому обозначается нотой с х-образной головкой. Располагается обычно над пятой линией.
Открытый и закрытый hi-hat обозначаются по разному. Нота с х-образной головкой и кружком вокруг говорит о том, что хай-хет открытый, а если без кружка, то закрытый.
Существует возможность обозначить игру на полуоткрытом (приоткрытом) hi-hat’е, выглядеть это будет как нота с кружком и диагональю слева направо.
Игра ногой на хай-хете обозначается такой же нотой с х-образной головкой с штилем вниз ↓. Располагается она ниже первой линии, либо на ней. Это позволяет визуально отделить игру на хай-хете палочкой и ногой.
Друзья вот мы и закончили изучать второй уровень, и теперь чтобы поистине стать грамотным барабанщиком, нам останется освоить последний — Третий уровень!
Источник