Для концертмейстеров балета
В данном разделе представлены ноты для концертмейстеров балета. Эта область искусства является достаточно специфической для музыкантов, так как будучи даже профессиональным пианистом Вам потребуются специальные навыки и знания для того, чтобы правильно подобрать соответствующий нотный материал для урока танца.
В первую очередь необходимо иметь представление о том, что происходит на уроке хореографии: как строится занятие, какие основные движения проходят в классе и в какой последовательности, необходимо также знать балетную терминологию. На эту тему существует достаточное количество литературы и я бы рекомендовала, перед тем как приступать к этому не простому делу (аккомпанированию), ознакомиться с ней.
С темпами и размером пианисту скорее всего придётся определяться на уроке, так как это зависит от уровня подготовленности класса. Могу отметить, что хореографы предпочитают квадратное построение музыкальной фразы (на 8, 16, 32 или 64 такта), но это не является обязательным условием.
Если Вы умеете импровизировать, то это значительно облегчит Вашу работу и поможет свободнее и быстрее освоиться на уроке. Если же нет, то следует воспользоваться нотами, которые вы можете бесплатно скачать на этом сайте. Здесь Вы найдёте нотный материал по трём основным направлениям: классический танец, характерный и историко-бытовой.
Источник
Ноты для уроков балета
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРУ БАЛЕТА:
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Музыка для сопровождения
учебных форм танца
Урок классического танца
Безуглая Г. А.   Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. Учебное пособие
Главы 1-3 (4,05 МБ)
Главы 4-5 (1,69 МБ)
Книга представлена на сайте с любезного разрешения автора
Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца.    Младшие классы. Сост. И. Климкович (4,47 МБ)
Цорн Фридрих Альберт.   Грамматика танцевального искусства.    Музыкальное приложение (2,22 МБ)
Казакова Елена.     Урок классического танца: музыкальное пособие (4,32 МБ) 
    Авторский сборник Е. Казаковой — концертмейстера и преподавателя Донецкой хореографической школы. Размещается с любезного разрешения автора.
Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Автор неизвестен (3,77 МБ)
    Прислано нашим другом Светланой
Урок историко-бытового танца
Polite and social dances. A collection of historic dances, spanish, italian, french, english, german, american. Compiled and editor by M. R. Hofer
Изящные и общественные танцы. Коллекция исторических танцев, испанских, итальянских, французских, немецких, американских. С историческим обзором, описаниями танцев и инструкциями по их исполнению. Ред.-сост. М. Р. Хофер (на англ. яз.).
Предисловие. Исторический обзор (1,23 МБ)
Музыкальное приложение. I часть (3,47 МБ)
Музыкальное приложение. II часть (2,46 МБ)
Carpenter L. O.   Universal dancing master, prompter’s call book and violinist’s guide
Универсальный танцевальный учитель. Содержит описания различных танцев и танцевальных фигур, а также музыкальные примеры в скрипичном изложении. Ред.-сост. Л. О. Карпентер (на англ. яз.).
Предисловие. Описание танцев (2,91 МБ)
Музыкальное приложение (4,98 МБ)
Blasis C. The code of Terpsichore
Блазис К. Код Терпсихоры Нотное приложение
Музыкальное приложение (2,04 МБ)
Ferrero E. The art of dancing
Ферреро Э. Искусство танца Нотное приложение (французская кадриль, лансье, вальс и др. танцы XIX века)
1 часть (3,32 МБ)
2 часть (3,81 МБ)
Sharp C. J. The english country dance
Шарп Сесил Дж. Английский контрданс. Содержит описания танцев и мелодии, отобранные и аранжированные автором (на англ. яз.).
Том I (1,32 МБ)
Урок народно-сценического танца
Ткаченко Т.
Народные танцы (болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие)
Болгарские танцы (3,74 МБ)
Венгерские танцы (3,31 МБ)
Немецкие танцы (2,14 МБ)
Польские танцы (4,04 МБ)
С описаниями танцев, методическими пояснениями и музыкальными примерами
См. также отдельные произведения в алфавитном каталоге.
Урок актерского мастерства
Источник
Классический танец
Немного о классике..
Предмет классического танца состоит из трёх основных разделов: экзерсис у палки, на середине зала и прыжки. В начальных классах движения исполняются лицом к палке, в старших классах — боком к палке, держась за неё одной рукой. Весь экзерсис (фр. exercice — «упражнение») сопровождается музыкальным оформлением.
Темп определяется уровнем обученности класса, характером движения и его раскладкой. Со времeнем у концертмейстера вырабатывается точность ощущения темпов.
Есть некоторые важные критерии для исполнения музыки на уроке классического танца, которые следует учитывать. Она должна иметь:
- Квадратную структуру.
- Метрическую ясность.
- Гамофонно-гармоническую связь, особенно мелодическую и гармоническую.
- Конкретную жанровую принадлежность.
Балет не существует без музыки. Танец по своей природе изначально существует только в единстве с музыкой. Музыка необходима для танца, прежде всего потому, что с нею связаны его темп и ритм. Хореографический метр — это равномерное чередование длительностей, заполненных танцевальными движениями. Метр упорядочивает порядок танца. В классике сложный размер не используется, в основном: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Движение в балете практически всегда начинается с препарасьона — подготовительного движения, в этот момент учащиеся приводят руки и ноги в нужную позицию. В музыке это занимает примерно 3 аккорда. Когда препарасьон отсутствует, необходимо сыграть всего 3 ноты перед началом движения.
Первое движение в экзерсисе — plie. Музыкальный размер может быть как 3/4, так и 4/4, это зависит от того какую комбинацию задаст педагог и смотря как он её захочет делать — быстрее или медленнее. Иногда бывает, что на одно танцевальное движение подходит и трёхдольный и двудольный размеры, если же Вы сомневаетесь, уточните у педагога, какой размер ему будет удобнее. Скорее всего, он просто напоёт Вам какую-то мелодию и уже из этого Вы будете решать как играть. Так как plie — это медленное приседание, то и соответственно характеру движения музыка должна быть плавной, лирической, спокойной. Подойдёт, например: ноктюрн, элегия или медленный вальс. Переход с позиции на позицию (особенно в младших классах) играется с небольшими оттяжками и замедлениями.
Такое движение в экзерсисе, как battements tendus (батман тендю) исполняется всегда на 2/4 или 4/4. Это движение чёткое и музыка должна быть такой же. Начало движения может приходиться как на затакт, так и на сильную долю, это стоит учитывать когда задаётся комбинация. Сюда подойдёт что-то маршеобразное или гавот. Движения в чистом виде (например, только plie без добавления каких-либо других элементов) исполняются, когда их только разучивают, а вот когда их проучат, то начинают комбинировать с другими танцевальными движениями. Plie и tendu легко могут быть объеденены в одну комбинацию. Задача концертмейстера — запомнить и разложить по музыке заданную комбинацию.
Экзерсис у палки состоит примерно из 10 движений. В экзерсисе на середине проходят в различных комбинациях те же движения что и у палки. Добавляются элементы вращения. Музыку для вращений можно взять из балетов, например: кода из «Венецианского карнавала», I акт вариации Китри из «Дона Кихота» или кода в фа мажоре из «Пламени Парижа». Туры также могут комбинироваться с другими движениям, например, с шене.
И, наконец, прыжки. Когда аккомпанируете прыжкам, важно точно определиться с размером, создать эффект полёта, трамплинности и достичь синхронности с исполнителем. Музыкальный материал должен соответствовать уровню детей. Часто на маленькие прыжки играют польки (в младших классах), pa de de Дианы из «Эсмеральды», «Танца Наины» из «Руслана и Людмилы», сцена с Амуром из «Дона Кихота». Бравурные вальсы подойдут на большие, высокие прыжки. Прыгнет танцор или нет на 80% зависит от пианиста. При аккомпанировании важно понять, где подход и где сам прыжок. Прыгать можно как на сильную долю, так и на затакт — это надо учитывать. Музыка — это трамплин, от которого ученик отталкивается и Вы должны помочь ему взлететь.
Источник
«Балет-альбом», посвящается всем балетоманам, сборник 17 любимейших пьес из новых балетов
Санкт-Петербург, Юлий Генрих Циммерман, 1906—1911
Старинные ноты для фортепиано
Балет-альбом, сборник любимейших пьес из новых балетов, посвящается всем балетоманам
Санкт-Петербург, собственность издателя Юлий Генрих Циммерман, поставщика Двора Его Императорского Величества, ул. Морская, 34, выпуск 1906—1911 гг.
Содержание:
1. Valse lente de «Coppélia», Вальс из балета «Коппелия», Делиб
2. Réconciliation. Polka-Pizzicato des «Millions d’Arléquin», Полька-пиццикато из балета «Арлекинада», Дриго
3. Valse lente d’Esmeralda, Вальс из «Эсмеральда», Дриго
4. Pizzicato de «Sÿlvia», Пиццикато из «Сильвия», Делиб
5. Sérénade des «Millions d’Arléquin», Серенада из балета «Арлекинада», Дриго, переложил Максимилиан Липпольд
6. Gavotte-Pizzicato du «Réveil de Flore», Гавот-пиццикато из «Пробуждение Флоры», Дриго
7. Valse-Bluette, Вальс Блюэт, Air de ballet, Дриго
8. La Frôleuse, Резвушка, Air de ballet, Бергер (Берже)
9. Czàrdàs de la «Forêt enchantée», Чардаш из «Очарованный лес», Дриго
10. La Reine de la grâce, Королева грации, Valse lente, Джованни де Ботари
11. Pizzicato de «L’lle-fantaisie», Пиццикато из «Фантазия островов», Александр Шефер
12. Mazourka de «Coppélia», Мазурка из балета «Коппелия», Делиб
13. Valse de Colombine des «Millions d’Arléquin», Вальс Коломбины из балета «Арлекинада», Дриго
14. Valse lente du «Réveil de Flore», Вальс из «Пробуждение Флоры», Дриго
15. La Sevillana, Valse espagnole, Севильяна (испанский вальс), Джованни де Боттари
16. Valse des heures de «Coppélia», Вальс часов из балета «Коппелия», Делиб
17. Causéries intimes en valsant, Valse-Intermède, Вальс-интермеццо, Дж. де Ботари
Замечательный альбом балетных фортепианных пьес довольно внушителен, однако, это лишь маленький «пазл» грандиозности и великолепия русского балета 1900-х гг. Юлий Генрих Циммерман смог опубликовать лишь пьесы тех авторов, на которые распространялась его, так сказать, издательская «епархия»: это Лео Делиб, Рикардо Дриго, а также российские композиторы Джованни де Ботари, Александр Шефер и Максимилиан Липпольд. Здесь нет других балетных композиторских «звёзд» того времени (например, Чайковского, Глазунова и Минкуса). Кроме того, не указаны имена аранжировщиков большинства пьес; очевидно, из-за того, что ноты были собраны случайным образом из разных изданий, ранее выпущенных по отдельности.
На обложке представлены фотографические портреты знаменитых балерин той эпохи: Матильда Кшесинская и Ольга Преображенская (в центре), Анна Павлова (в середине слева), Тамара Карсавина (внизу в середине). — сегодня узнать всех, наверное, сможет только великий Николай Цискаридзе.
Художник Василий Шене (оставивший свои инициалы В. Ш. под портретом Анны Павловой) решил посягнуть на классические основы иллюстрирования нотных обложек; здесь угадывается футуристическое наступление будущих революций не только в жизни, но и в искусстве: текст изображён корявым рукописным шрифтом (в ту эпоху таким почерком писали, наверное, только декадентствующие «троечники»—будущие революционеры февраля 1917 года); точка после заголовка «Балетъ-альбомъ» поставлена не снизу, а сверху твёрдого знака; некоторые орнаменты случайно и как-то несимметрично обрываются. Французское «Ballet» написано ошибочно в русской традиции удваивания букв в иностранных словах; действительно, как там это пишется? — то ли одно «l» и два «t», то ли два «l» и одно «t»? — а, давайте напишем и двойное «ll», и двойное «tt» — эффектно и живописно!
Источник