Ноты для виолончели открытые струны

Tabik.RU

сайт музыкантов для музыкантов

Струнные смычковые инструменты: Виолончель

  • Разместил Wombat
  • Дата: 1st Май 2011 в 14:00

Виолончель

Виолончель нотируется, главным образом, в басовом и теноровом ключах, и лишь особенно высокие ноты пишут в скрипичном ключе.

Старинная нотация для виолончели имела ту особенность, что скрипичный ключ, примененный сразу после басового, читался на октаву ниже написанного. Наоборот, скрипичный ключ после тенорового читался в соответствии с записью.

Четыре струны виолончели строятся по квинтам на октаву ниже альта:

Тембр 1-й струны светлый, открытый

Тембр 2-й струны певучий, более матовый

Тембр 3-й струны плотный

Тембр 4-й струны густой.

Виолончель — инструмент ножной; она имеет шпиль (па¬лочка с острием на конце, ввинчивающаяся в пуговицу), кото¬рый упирается в пол во время игры. По своему размеру виолончель более чем вдвое превосходит альт.

Отсюда возникает особенность и сложность в аппликатуре левой руки, заключающаяся в том, что из-за больших растя¬жений целый тон невозможно взять в нижних позициях сосед¬ними пальцами (исключение составляет растяжение между 1—2-м пальцами).

Поэтому аппликатура тетрахордов, заполняющих квинты между открытыми струнами виолончели, такова:

1-я позиция:

Интервал большой секунды берется через палец; интервал малой секунды (полутон) —соседними пальцахми. Выше 1-й позиции, где нет открытых струн, квинта (расстояние между соседними струнами) не может быть заполнена четырьмя пальцами левой руки. В тех случаях, когда 1-й палеи немного отодвинут в сторону порожка и между 1-м и 2-м пальцами образуется целый тон, требуется растяжение указанных пальцев.

2-я позиция:

3-я позиция:

4-я позиция:

Как видно из приведенных выше таблиц, виолончель, в отличие от скрипки и альта, по своим аппликатурным данным как бы является хроматическим инструментом.

5-я позиция:

6-я позиция:

Отсюда видно, что отрезки гаммы, которые можно сыграть на одной струне, могут быть двоякие:

В отличие от ручных инструментов (скрипки и альта), на виолончели, ввиду значительно большей длины струн и расстояний между соседними звуками, кроме пол>позиции, имеются еще 1,5 3,5 4,5 позиции. Позиций 2,5 и 6,5 нет, так как расстояние между 2-й и 3-й позициями и 6-й и 7-й позициями равно 0,5 тону.

Приведем таблицу полупозиций:

Выше 5-й позиции употребляется скрипичная аппликатура. Полупозиции лежат также в основе аппликатуры хроматической гаммы:

Из приведенных примеров становится ясным, что за пределами 1-й позиции (то есть там, где в состав гаммы не входят открытые струны) невозможна игра гамм без смены позиций. Приведем пример трудноисиолняемой гаммы:

Поэтому легатная техника на виолончели несколько менее подвижна, чем на скрипке (тормозят смены позиций).

Определять позиции на виолончели можно по формуле: «интервал минус палец», с обязательным приведением 1-го пальца к нормальному положению. Например: на струне А нота gis 1 берется 4-м пальцем. Следовательно, 1-й палец лежит на eis 1 (5—1=4); таким образом, это будет 4-я позиция, но альтерированная, то есть 472-я позиция.

Все сказанное выше относится к низким позициям. Выше 5-й позиции, где расстояния между тонами почти вдвое меньше, применяется прием, называемый ставкой.

Ставка — вынос большого пальца левой руки на гриф. В этом случае большой палец как бы представляет собой искусственный порожек. При помощи ставки виолончелист приобретает лишний тон тетрахорда.

Ставка обозначается ноликом, дополненным в центре своей нижней части маленькой вертикальной черточкой.

Расстояние между большим и 1-м пальцами не должно превышать кварты:

При ставке на высоких позициях (начиная с 5-й и выше) переходят на скрипичную аппликатуру, то есть соседние тоны берутся смежными пальцами.

На низких позициях ставка употребляется для игры октавами, а также для исполнения некоторых сложных пассажей:

Очень высокие позиции, со скрипичной аппликатурой, применяются только на 1-й и 2-й струнах, так как 3-я и 4-я струны слишком толсты и при сильном укорочении не дают звука нужного качества.

Предельным звуком для мелодических построений является а 2 (в виртуозных сольных пьесах возможно достигнуть и более высоких звуков).

Интервалы. Ввиду большого размера инструмента виолончелист ограничен в возможности растяжения левой руки. Наибольший интервал, который он может взять на одной струне 1—4-м пальцами, равен большой терцин.

Например, на струне С:

Самым простым интервалом на соседних струнах является квинта, которая берется одним пальцем: 1, 2, 3, 4-м.

Интервалы больше квинты берутся в прямом положении левой руки.

Малая секста берется соседними пальцами: 2/1, 3/2, 4/3, большая секста — через палец: 3/1, 4/2

малая септима — крайними пальцами (без растяжения): 1/4, большая септима — крайними пальцами (с растяжением): 1/4.

Интервалы меньше квинты берутся в обратном положении левой руки.

Увеличенная кварта берется соседними пальцами: 1/2 , 2/3, 3 /4

чистая кварта — через палец: 1/3, 2/4

большая терция — крайними пальцами (без растяжения):1/4;

малая терция — крайними пальцами (с растяжением): 1/4

На виолончели обратное положение левой руки почти так же удобно, как и прямое, и практически менее принимается в расчет, чем на скрипке, так как расстояние между струнами на виолончели больше, поэтому меньше возможности задеть ненужную струну; виолончель держат почти вертикально, отчего левая рука не вывернута так, как при игре на скрипке. В связи с этим упор у виолончелиста больший, чем у скрипача. На виолончели можно свободно принимать любое положение левой руки.

Гаммообразное движение различными интервалами на виолончели представляет значительно большую, чем на скрипке, трудность и поэтому в оркестровой игре применяется очень редко.

Аккорды. Наиболее удобны трехзвучные аккорды, состоящие из квинт и секст, из квинт и кварт и из двух секст (аккорд из двух больших секст требует растяжения пальцев):

*- При получении этого аккорда и ему подобных есть опасность задеть верхний звук fis плоско лежащим на нижней квинте пальцем.

**- Этот аккорд требует большого растяжения (две большие сексты).

Наиболее удобны четырехзвучные аккорды, состоящие из квинт и секст:

В обратном положении левой руки наиболее удобны аккорды, состоящие из квинт и кварт, и только в исключительном случае с участием больших терций:

Флажолеты. Флажолеты на виолончели звучат превосходно. Употребляются все натуральные флажолеты, а из искусственных главным образом квартовые и квинтовые.

Натуральные флажолеты хорошо звучат даже в очень высоком регистре. Например, хорош такой эффект:

или такой пример:

или такой (звучит очень нежно):

Квартовые и квинтовые искусственные флажолеты употребляются со ставкой:

Большие терцовые и малые терцовые искусственные флажолеты менее употребительны, так как они звучат хуже и малонадежны:

Pizzicato. Прием pizzicato на виолончели также звучит превосходно и употребляется на всем протяжении ее диапазона. Выше a 1 pizzicato становится все более сухим. Особенно хорошо pizzicato в нижнем регистре; оно звучит очень гулко и продолжительно. Также хороши и аккорды pizzicato. Самое звучное pizzicato получается в аккордах с открытыми струнами:

Техника правой руки. Все штрихи, употребляемые на скрипке и альте, применимы на виолончели. Следует учесть только то обстоятельство, что смычок виолончели несколько массивнее и слегка короче скрипичного. В сочетании с более толстыми струнами, а следовательно с необходимостью более сильного нажима смычка, последний при игре расходуется быстрее, чем на скрипке. С этим необходимо в некоторой степени считаться при написании долгого legato в pianissimo (много нот на один смычок), которое, тем самым, менее продолжительно, чем скрипичное.

Так как виолончель является ножным инструментом и держат ее грифом вверх, а смычок направлен колодочкой в сторону 4-й струны (тогда как у скрипки наоборот), то на ней одинаково хороши аккорды, взятые смычком как вверх, так и вниз.

Аккорды crescendo получаются на виолончели сильнее именно смычком вверх:

Источник

Виолончельная техника — Cello technique

Игра на виолончели выполняется сидя, держа инструмент на полу. Кончики пальцев левой руки останавливают струны на грифе, чтобы определить высоту ноты. Правая рука щипает или сгибает струны, чтобы звучать ноты.

СОДЕРЖАНИЕ

Положение тела

На виолончели играют сидя. Его вес поддерживается в основном концевой штифтом или шипом, который опирается на пол. Виолончель опирается на нижнюю часть схватки между коленями сидящего игрока, а на верхней схватке — на верхнюю часть груди. Гриф виолончели расположен над левым плечом игрока, а колышек для настройки C-String расположен сразу за левым ухом. Лук обращается горизонтально по струнам. Раньше женщины-виолончелистки иногда играли в боковое седло, так как женщинам считалось неприличным раздвигать колени на публике. Игрока своеволие не изменяет способ виолончели проводятся или используется. В редких случаях игрок использовал позу зеркального отражения — обычно из-за физического недостатка руки или кисти, что делает невозможным выполнение необходимой техники для этой стороны тела. В такой ситуации игрок должен решить, менять ли расположение виолончели на противоположное (позиции струн, бас-бар, звуковая стойка, форма грифа и резьба по мосту асимметричны).

Левая рука

Кончики пальцев левой руки останавливают струны по их длине, определяя высоту звука каждой ноты. Остановка струны ближе к мосту приводит к более высокому звуку, потому что длина вибрирующей струны была укорочена. В положениях грифа (где используется чуть меньше половины грифа, ближайшая к верхней части инструмента) большой палец опирается на заднюю часть шеи; в положении большого пальца (общее название нот на остальной части грифа) большой палец обычно лежит рядом с пальцами на струне, а сторона большого пальца используется для воспроизведения нот. Пальцы обычно согнуты, каждый сустав согнут, кончики пальцев соприкасаются со струной. Если палец требуется на двух (или более) струнах одновременно, чтобы сыграть идеальные квинты (с двойными остановками или аккордами), он используется плоско. При более медленной или более выразительной игре точка контакта может немного отодвигаться от ногтя к подушечке пальца, обеспечивая более полное вибрато.

Вибрато

Вибрато — это выразительная техника, имитирующая голос при колебаниях высоты тона вверх и вниз. Он не создается движением плеча; скорее, это больше движение предплечья. Фиксированная точка контакта кончика пальца со струной поглощает это движение, раскачиваясь вперед и назад, при этом большой палец обычно совмещен со средним пальцем. Это изменение отношения кончика пальца к струне изменяет высоту звука. Использование вибрато также очень личное: некоторые предпочитают делать это быстрее, а другие — медленнее. Поскольку вибрато обычно считается ключевым выразительным приемом, хорошо развитая техника вибрато является важным элементом мастерства современного виолончелиста.

Гармоники

Гармоники, играемые на виолончели, делятся на два класса; натуральный и искусственный.

Естественный

Естественные гармоники создаются легким касанием (но не нажатием) струны пальцем в определенных местах, а затем поклоном (или, реже, ощипыванием) струны. Например, середина струны создаст гармонику, которая на одну октаву выше открытой (открытой) струны. Естественные гармоники создают только ноты, которые являются частью гармонического ряда на определенной струне.

Искусственный / остановленный

Искусственные гармоники (также называемые ложными гармониками или остановленными гармониками), в которых игрок полностью вдавливает струну одним пальцем, слегка касаясь той же струны другим пальцем, могут воспроизводить любую ноту выше средней C. четвертая над остановленной нотой , которая производит звук на две октавы выше остановленной ноты, хотя доступны и другие интервалы.

Глиссандо

Глиссандо (по-итальянски «скольжение») — это эффект, при котором палец скользит вверх или вниз по грифу, не отпуская струны. Это заставляет высоту звука повышаться и понижаться плавно, без отдельных заметных шагов.

Правосторонняя техника

В игре на виолончели смычок очень похож на дыхание исполнителя на духовых инструментах . Возможно, это главный фактор, определяющий выразительность игры. Лук делится на три независимых части: руку, предплечье и кисть. Для расслабленной игры и прямого поклона требуется гибкость во всех трех частях. Правая рука держит смычок и контролирует продолжительность и характер нот. Смычок натягивается через струны примерно на полпути между концом грифа и мостом в направлении, перпендикулярном струнам и параллельном мосту.

Смычок держится всеми пятью пальцами правой руки, большой палец напротив пальцев и ближе к телу виолончелиста. Форма руки должна напоминать ее расслабленное состояние, все пальцы изогнуты, включая большой. Запястье слегка наклонялось к струнам при создании смычка, сохраняя смычок прямым при движении. Передача веса с руки на лук происходит через пронацию (вращение внутрь) предплечья, которое толкает указательный палец и, в меньшей степени, средний палец на лук. Необходимая противодействующая сила обеспечивается большим пальцем. Два других пальца используются в разной степени, чтобы поддерживать угол наклона смычка к тетиве, и имеют решающее значение для управления смычком, когда он не натянут. (См. Также spiccato ).

Гибкость запястья необходима при изменении направления лука с наклона вверх на поклон вниз и наоборот. Для очень быстрых движений смычка запястье используется для горизонтального движения смычка. Для более длинных гребков используется рука, а также запястье.

Тональность и громкость звука зависят от сочетания нескольких факторов. Три наиболее важных из них: скорость лука, вес, приложенный к тетиве, и точка контакта волоса лука со тетивой. Чем ближе к бриджу натянута струна, тем более выпуклым и ярким является звук, при этом крайний ( sul ponticello ) дает металлический мерцающий звук. Если поклониться ближе к грифу ( sul tasto ), производимый звук будет более мягким, мягким и менее четким, чего часто учат избегать новичков.

Поклон

Легато

Легато — это техника, при которой ноты должны быть соединены смычком без остановки звука между каждой нотой. Это может быть достигнуто через деташе , плавно играя каждую ноту на отдельном смычке, без перерывов или акцентов между сменами смычка. Это также можно сделать, невнятно или играя несколько последовательных нот в одном смычке, что обозначается в музыке размытой (изогнутой линией), отмеченной выше или ниже — в зависимости от их положения на нотоносце — нот отрывка, который является играть легато.

Стаккато

В стаккато игрок перемещает лук на небольшое расстояние и останавливает его на тетиве, издавая короткий звук, остальную часть записанного времени занимает тишина. В некоторых случаях нота, отмеченная стаккато, должна быть сыграна с половиной ее стоимости, а оставшаяся половина — это пауза. Другими словами, четвертная нота станет восьмой с восьмым перерывом. Это отмечается путем написания маленькой точки над или под примечанием в зависимости от его положения на нотоносце.

Spiccato

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

В быстром темпе становится трудно использовать смычок для извлечения звука из струны для каждой ноты, и возникает необходимость вместо этого ударять по струне волоском смычка, сохраняя при этом некоторое горизонтальное движение смычком, чтобы сыграть каждую ноту. четко. Чтобы играть в спиккато , смычком нужно управлять запястьем и пальцами, а не всей рукой, как в случае с легато. В результате смычок отскакивает от струны, создавая четкий перкуссионный звук, позволяющий слышать каждую ноту даже в быстрых пассажах.

Sautillé

Sautillé — это техника, используемая для смывания нот в оптимистичном темпе, который недостаточно быстр, чтобы требовать спиккато. Когда темпи становится слишком быстрым для контролируемого дэташе, возникает необходимость, чтобы лук слегка отскакивал от тетивы с помощью запястья, подобно спиккато. Однако, когда темпи недостаточно быстрые для полностью разделенного, четкого звучания спиккато, ноты остаются слегка связанными, создавая чистящий или скребущий звук, возникающий в результате удара сотилле.

Суль-понтичелло и суль-тасто

Sul ponticello («на мостике») относится к поклону ближе к мосту, в то время как sul tasto («на грифе») призывает к поклону ближе к концу грифа. (При чтении нот «tasto» также может означать игру смычком в нормальном положении, когда вы играли «ponticello»). Ponticello призывает к большему весу смычка и меньшей скорости смычка и производит «более жесткий» звук с сильным содержанием обертонов . Sul tasto, в крайних случаях называемый «флаутандо», производит звук, более похожий на флейту, с большим акцентом на основной частоте ноты и более мягкими обертонами.

Col legno

Игрок, использующий технику col legno , трет струны о древесину смычка, а не о волосы. Есть две формы: col legno battuto и col legno tratto . Col legno battuto исполняется как ударная техника без выдержки звука. Гораздо менее распространенной альтернативой является col legno tratto , когда дерево натягивается на тетиву, как волосы при обычном ударе смычка.

Con sord и senza sord

В музыкальных произведениях con sord в переводе с итальянского означает «с немым», а senza sord — «без немого». Немой — это устройство, которое обычно изготавливается из резины и служит для гашения вибраций струнных инструментов. На виолончели он может быть закреплен на мостике, когда это необходимо, и может быть снят и прикреплен к струнам под мостом, когда он не используется.

Другие техники

Пиццикато

В игре пиццикато струна перебирается непосредственно пальцами или большим пальцем, а не смычком. Пиццикато часто сокращенно называют «Пицца». Положение руки немного над доской для пальцев и в стороне от мостика. Обычно это делается правой рукой, в то время как смычок удерживается от струн остальной рукой или (для расширенных пассажей) опускается. На одной струне можно сыграть пиццикато, или можно сыграть двойные, тройные или четверные остановки. Иногда игрок должен смыть одну струну правой рукой и одновременно дернуть другой левой или даже, возможно, сыграть обеими руками одновременно. Это отмечено знаком «+» над примечанием. Также возможно наигрывание аккордов в гитарной манере.

Двойные остановки

Двойные остановки подразумевают одновременное воспроизведение двух нот. Одновременно перебирают пальцами две струны и натягивают смычок так, чтобы звучать обе струны одновременно. Тройные и четверные стопы также могут быть воспроизведены («ломаным» способом), но их трудно поддерживать из-за изменения наклона моста. Чтобы расширить эту технику в этой области, Фрэнсис-Мари Уитти изобрела систему с двумя смычками: один смычок играет над струнами, а другой — под струнами, что позволяет делать устойчивые тройные и четверные остановки. Однако этот метод очень редко встречается или используется.

Различия в стилях

Виолончель славится своим мелодичным, глубоким и богатым тембром. Это один из важнейших инструментов в симфоническом оркестре, камерной музыке и даже в сольном исполнении. У разных игроков в разных странах свой стиль игры. Обычно то, как виолончелисты интерпретируют звук, и даже то, как виолончелисты используют аппликатуру, зависит от их собственной музыкальной культуры в их странах.

Французский стиль

Французская школа имела многовековое влияние, которое продолжается и сегодня. Французскую игру часто думают с точки зрения изысканности, утонченности и элегантности. Однако в 18 веке в Северной Европе виолончель все еще считалась скромным и рудиментарным инструментом по сравнению с виолой да гамба. Французская школа виолончели эволюционировала благодаря изысканной игре Мартина Берто (около 1700–1771 гг.). Несмотря на то, что он сохранял сдержанность в гамбе, его мягкий тон и глубина выражения сильно повлияли на его учеников, Жана Пьера Дюпора , Тилльера и Жана Батиста Купи. Берто разработал систему аппликатуры без усилий, включающую использование большого пальца и вводящую использование как естественных, так и искусственных гармоник, что было довольно необычно для виолончели того времени. Он думал, что игра на виолончели должна имитировать игру на скрипке, где каждый палец играет полтона или полутона.

Немецкий стиль

Первоначально в немецкой школе игры на виолончели было две группы стилей: те, кто последовал за Бернхардом Ромбергом (1767–1841) в Германии и Фридрихом Доцауэром (1783–1860) в Бонне . Бернхард Ромберг , выдающийся исполнитель, отвечает за упрощение нотации для виолончели. В то время такие композиторы, как Боккерини, иногда писали партии для виолончели в пяти разных ключах. Бетховен и Моцарт, когда они писали для виолончели в скрипичном ключе, сочиняли музыку на октаву выше, чем она должна была звучать. Ромберг упростил нотацию, ограничив музыку для виолончели тремя ключами — басом, тенором и скрипичным ключом (звучащим там, где он был написан). Ромберг также представил более длинный гриф с более длинным грифом на инструменте, что позволило виолончелистам занять более высокие позиции, используя большой палец. Он установил обозначение для большого пальца, круга с маленькой линией (см. Диаграмму), а также изменил сторону струны C у виолончели, чтобы она могла больше резонировать.

Тем временем двор Дрездена привлек некоторых из лучших музыкантов, в том числе Фридриха Доцауэра . Хотя Доцауэр все еще играл без концевого штифта, он был первым, кто выступил за то, чтобы держать лук ближе к лягушке — кончику палки из черного дерева. Это дало возможность лучше контролировать правую руку и производить звук. Он также выступал за ограничение использования вибрато. Красота и чистота тона стали превыше всего.

Русский стиль

Русская школа развивалась немного позже, чем их французские и немецкие коллеги, с некоторым влиянием немецкой школы. Первым заметным человеком, организовавшим свой стиль игры, был виолончелист Карл Давыдов . Он получил инструкции от Фридриха Грюцмахера в Лейпциге, что дало ему прочную основу для дальнейшего развития своей техники. В то время как немецкие школы уделяют больше внимания технике левой руки, Давыдов также внес свой вклад в технику лука. Он ввел более свободный захват лука, особенно расслабленное запястье, где указательный палец использовался для контроля давления.

Источник

Читайте также:  Учить ноты для бас гитар
Оцените статью