- Как играть. Урок 1.
- Все уроки приводятся для вистла D
- Как держать вистл
- Какую руку поставить сверху
- Как закрывать дырочки
- Ту-ту-ту
- Нота «A»
- Нота B
- Мелодия. Первая часть.
- Как играть. Урок 2.
- Нота F#
- Нота E
- Нота D
- Мелодия. Вторая часть.
- Мелодия целиком.
- Ноты для вистла для начинающих
- Тин вистл: видео уроки, ноты, табулатуры
- Блокфлейта: БЕСПЛАТНЫЕ УРОКИ
- Woodwind Instruments
- Boehm flute, Recorder, Irish flute, Tinwhistle, Shakuhachi, NAF
- Навигация
- Инструменты
- Дополнительно
- Поиск
- Страницы
- Как играть. Урок 1.
- Все уроки приводятся для вистла D
- Как держать вистл
- Ту-ту-ту
- Нота A
- Нота B
- Мелодия. Первая часть.
- Как играть. Урок 2.
- Нота F#
- Нота E
- Нота D
- Мелодия. Вторая часть.
- Мелодия целиком.
- Как играть. Урок 3.
- Нота C#
- Нота C
- Как играть. Урок 4.
- Нота «верхняя» РЕ — D’. Гамма Ре-мажор.
- Музыкальные звуки. Полутон и тон. Знаки альтерции.
- Как играть. Урок 5.
- Дыхание. Особенности и принципы.
- Несколько основных правил
- Разучиваем мелодию Scarborough Fair
- Как играть. Урок 6.
- Ноты второй октавы. «Передувание».
- Разучиваем мелодию Egans Polka
Как играть. Урок 1.
Это очень просто! Сыграть свою первую, несложную мелодию можно уже через несколько минут, после того как ты впервые взял вистл в руки.
Опыт игры на других инструментах совершенно необязателен. И про плохие отметки в школе на уроках музыки можно забыть (хорошие отметки тоже не важны, кстати).
Все уроки приводятся для вистла D
D — это такая тональность (по-русски «Ре»), самая распространённая для ирландской музыки. Если ты учишься на вистле в другой тональности — будь готов к тому, что записи мелодий и нот в этих уроках сделаны на вистле D, и на слух отличаются от того, что выходит у тебя.
Как держать вистл
Берём вистл так, чтобы указательный, средний и безымянный пальцы одной руки ложились на верхние три дырочки, а указательный, средний и безымянный пальцы другой руки — на нижние три дырочки.
Какую руку поставить сверху
Лучше левой рукой держать вистл за верхнюю часть, а правой — внизу. При игре одинаково часто приходится шевелить пальцами обеих рук, поэтому ни правши, ни левши преимуществ не имеют. На вистле можно замечательно играть и с обратной постановкой рук (правая сверху). Однако, другие родственные инструменты (например, ирландская флейта), часто приспособлены для традиционного расположения рук. Привыкнув играть по-другому переучиться будет трудно.
Как закрывать дырочки
Дырочки нужно закрывать подушечками пальцев, а не их кончиками. Так получается плотнее, а неплотно закрытое отверстие свистит, шипит, пропускает воздух и мешает сыграть нужную ноту.
Следи за тем, чтобы пальцы не были напряжены. Сначала кажется, что чем сильнее ты сжимаешь вистл, тем плотнее закрываешь дырочки. На самом деле держать вистл мёртвой хваткой совсем не обязательно, а даже нежелательно — будут уставать пальцы и кисти рук.
Дуть в вистл нужно очень нежно! Если дуешь правильно, а дырочки закрыты плотно, получится вот такая нота:
Если ты слышишь какой-то другой звук — причины может быть только две. Либо неплотно закрытые отверстия, либо неправильная сила воздушной струи — попробуй дуть посильнее/послабее. Кстати, каждая нота на вистле обозначается соответствующей буквой от «A» до «H». Та, что ты только что сыграл, называется «G» (или по-русски «Cоль»).
Ту-ту-ту
Когда начинаешь дуть в вистл, нужно языком выделять начало ноты, как бы произнося «туууу». При этом приставляешь сначала язык к нёбу и легонько выбрасываешь воздух — получается резкий переход к звучанию, как его ещё называют — атака.
Вот, послушай как это звучит:
Если этого «тууу» не делать, начало ноты получается вялым. Попробуй оба варианта и почувствуй разницу.Да, кстати, все эти трюки с выделением нот называются артикуляцией. Артикуляция языком по-английски называется tonguing (как это по-русски? языкание?! 8)).Для начала я рекомендую выделять таким образом каждую ноту, которую ты играешь.
Нота «A»
Нота «G» получается без проблем? Отлично. Разучиваем следующую. Закрываем теперь две верхние дырочки:
Нота B
Со следующей нотой — СИ — никаких проблем уже быть не должно. Оставляем закрытой одну верхнюю дырочку. Если при этом вистл выпадает у тебя из рук — можешь придерживать его нижней рукой, за нижние дырочки (одну-две). На звук это не повлияет.
Ты не забываешь про «туууу»?
Мелодия. Первая часть.
Ты уже знаешь достаточно нот, чтобы сыграть мелодию. Сначала послушай её:
А теперь посмотри на запись, это не совсем нотная запись. Снизу, под каждой нотой ты видишь, во-первых, её название, а во-вторых —схему дырочек, которые нужно закрыть на вистле, чтобы эту ноту сыграть.
Обрати внимание, что не все ноты в этой мелодии имеют одинаковую длительность. Ноты B и A в середине мелодии, и G в конце должны звучать в два раза дольше остальных. В нотной записи эти ноты нарисованы с незаполненной точкой, а также специально увеличена дистанция (визуально) до следующей ноты. Послушай мелодию ещё раз и обрати внимание как они звучат.
Попробуй сыграть этот фрагмент мелодии самостоятельно. Или можешь играть вместе с записанным файлом, одновременно. В этом случае явно будут слышны твои ошибки. А в случае верной игры твой вистл и «Кларк» Лёши Кукушкина будут звучать в унисон.
Источник
Как играть. Урок 2.
Нота F#
Нота «F#» или «Фа-диез» берётся следующим образом:
Знак диеза «#» означает, что нота повышена на один полутон. Не вдавайся пока в это, просто знай, что четыре закрытые отверстия на вистле в строе «РЕ» дают ноту «фа-диез». Звучит она вот так:
Нота E
Нота «E» или «Ми» играется так:
Послушай запись звука этой ноты:
Нота D
Чтобы извлечь ноту «D» или «Ре» на вистле D, нужно сделать вот это:
Возможно, это наиболее сложная нота для тебя — ведь нужно зажать все шесть отверстий. Напомню — зажимай отверстия не кончиками пальцев, а подушечками. Ещё одна сложность более низких нот — контроль дыхания. Чем большее отверстий закрыто, тем легче вистл передувается, и вместо желаемой ноты ты можешь услышать другую ноту, которая на октаву выше желаемой. Но о передувании и октавах — позже. Пока лишь тренируйся дуть в вистл так, чтобы ноты звучали ровно и устойчиво.
Заметь, что самая нижняя нота вистла D и есть нота D 🙂 Если бы это был вистл С, то есть «До», то, зажав все отверстия, ты получил бы ноту До. Такая нота иногда называется «bell note», то есть нота звонка. Она сразу говорит о том, в какой тональности данный вистл.
Мелодия. Вторая часть.
Теперь ты можешь играть первую часть мелодии, и знаешь ещё три новых ноты. Этого достаточно, чтобы разучить вторую часть мелодии. Слушаем запись:
Вот ноты и схемы для вистла.
Заметь, сначала идут подряд четыре ноты Ля. Не забывай выделять их, используя «ту»!
Научись играть вторую часть без ошибок.
Мелодия целиком.
Сейчас, когда ты уже знаешь оба фрагмента, можно из них собрать целую мелодию, которая будет первым произведением, сыгранным тобой.
Сначала послушай запись:
Я думаю, ты легко догадался(ась), что мелодия просто состоит из уже знакомых нам фрагментов. Если первую часть обозначить буквой A, а вторую — буквой B, то прослушанная тобой мелодия строится по схеме: A A B A.
Кстати, такая запись очень часто встречается, когда речь идёт о построении различного типа мелодий. Это позволяет не повторять одни и те же части нотной записи, и в целом просто и понятно охарактеризовать мелодию. Замечу также, что значительная часть ирландских мелодий построена по следующим схемам A A B A или A A B В.
Тренируйся играть мелодию от начала и до конца ровно, не ускоря и не замедля темпа. Не спеши играть быстро. Если есть трудности с каким-то фрагментом или кусочком — разучивай его отдельно, пока не будет получаться без ошибок.
Источник
Ноты для вистла для начинающих
Привет! Меня зовут Татьяна Васильева! Здесь я выложила мои БЕСПЛАТНЫЕ уроки по тин вистлу и блокфлейте и материалы к ним, а также ноты с табами для тин вистла к ирландским и другим мелодиям в виде каталога. Для блокфлейты ноты тоже скоро будут — с табами и без табов.
Простая на вид дудочка — тин-вистл — таит в себе огромные возможности. На ней можно исполнять ирландскую, шотландскую, бретонскую и другую кельтскую народную (традиционную) музыку.
А также на тин-вистле легко играть народные мотивы других стран — русские (т.к. вистл — аналог нашей свирели), французские, шведские, норвежские, английские и т.д.
Более того — на вистл отлично ложатся многие современные популярные мелодии — саундтреки из фильмов, мультфильмов, компьютерных игр, детские песенки, на нём классно звучат каверы на песни эстрадных и рок-исполнителей, и даже многие классические произведения!
Блокфлейта тоже довольно проста для освоения, компактна, и позволяет расширить ваш репертуар, так как на ней можно сыграть больше нот, чем на вистле (на ней есть вся хроматика, которой нет на вистле).
Звук блокфлейты как правило более нежный, и дуть в неё немного легче.
Кто хочет освоить эти музыкальные инструменты, приглашаю в увлекательное путешествие!
Тин вистл: видео уроки, ноты, табулатуры
4. Скачать бесплатно НОТЫ С ТАБАМИ (табулатурами) для тин-вистла — упражнения и мелодии к моим видеоурокам (для тех, кто зарегистрирован вконтакте)
Вы получите документы PDF:
— PDF-сборник нотных записей с табами (табулатурами) к первым 40 урокам;
— PDF-сборник мелодий из первых 40 уроков (ноты + табы), которые звучали в конце каждого урока.
—PDF-странички к 6 урокам музыкальной грамоты (41-46 уроки).
5. Каталог БЕСПЛАТНЫХ нот с табулатурами (табами, аппликатурами) для тин-вистла (СКАЧАТЬ здесь на сайте) к ирландским, шотландским и другим европейским, русским мелодиям, которые я напечатала в нотном редакторе Musescore. Коллекция постоянно пополняется!
Блокфлейта: БЕСПЛАТНЫЕ УРОКИ
Скачать БЕСПЛАТНО ноты и табулатуры к урокам с упражнениями и мелодиями
Блокфлейта сопрано
Хотя по бесплатным урокам можно самостоятельно освоить инструмент, но обычно это происходит довольно медленно, и с огромной затратой сил и времени, т.к. нет контроля со стороны и чёткой индивидуально подобранной методики. Ещё быстрее и лучше можно научиться играть на тин-вистле, лоу-вистле или блокфлейте, занимаясь с опытным преподавателем.
С наставником осваивать инструмент в разы легче, и во время живого общения вы узнаете о множестве нюансов игры, о которых я не говорила в видеоуроках, просто потому что их действительно много. Я буду продолжать рассказывать, когда буду снимать новые видеоуроки.
Но если вы горите желанием осваивать инструмент сейчас, занимаясь полноценно и по чётко выстроенной методике с учётом ваших вкусов, способностей, возможностей по времени — то можно попробовать СКАЙП — живые занятия по тин вистлу или занятия в онлайн школе по тин вистлу с абсолютного нуля.
ОНЛАЙН школа по БЛОКФЛЕЙТЕ здесь — я подробно рассказала, что она из себя представляет.
Если вам понравились бесплатные уроки и вы хотели бы поддержать меня, сказать «Спасибо» за уроки и ноты можно здесь.
Источник
Woodwind Instruments
Boehm flute, Recorder, Irish flute, Tinwhistle, Shakuhachi, NAF
- Обсуждение
- Редактировать страницу
- Редактировать страницу
- Редактировать секции
- Редактировать дополнение
- Исходный вики-текст
- История
- Остальные инструменты
- Теги страницы
- Управление файлами
Навигация
Инструменты
Дополнительно
Поиск
Страницы
Этот же курс в (PDF) и (аудиофайлы отдельно).
Если у тебя вистл в тональности С (До), то этот же курс есть и для него. (PDF) (Транспонированные аудиофайлы)
Как играть. Урок 1.
Это очень просто! Сыграть свою первую, несложную мелодию можно уже через несколько минут, после того как ты впервые взял вистл в руки.
Опыт игры на других инструментах совершенно необязателен. И про плохие отметки в школе на уроках музыки можно забыть (хорошие отметки тоже не важны, кстати).
Все уроки приводятся для вистла D
D — это такая тональность (по-русски «Ре»), самая распространённая для ирландской музыки. Если ты учишься на вистле в другой тональности — будь готов к тому, что записи мелодий и нот в этих уроках сделаны на вистле D, и на слух отличаются от того, что выходит у тебя.
Как держать вистл
Берём вистл так, чтобы указательный, средний и безымянный пальцы одной руки ложились на верхние три дырочки, а указательный, средний и безымянный пальцы другой руки — на нижние три дырочки.
Какую руку поставить сверху
Лучше левой рукой держать вистл за верхнюю часть, а правой — внизу. При игре одинаково часто приходится шевелить пальцами обеих рук, поэтому ни правши, ни левши преимуществ не имеют. На вистле можно замечательно играть и с обратной постановкой рук (правая сверху). Однако, другие родственные инструменты (например, ирландская флейта), часто приспособлены для традиционного расположения рук. Привыкнув играть по-другому переучиться будет трудно.
Как закрывать дырочки
Дырочки нужно закрывать подушечками пальцев, а не их кончиками. Так получается плотнее, а неплотно закрытое отверстие свистит, шипит, пропускает воздух и мешает сыграть нужную ноту.
Следи за тем, чтобы пальцы не были напряжены. Сначала кажется, что чем сильнее ты сжимаешь вистл, тем плотнее закрываешь дырочки. На самом деле держать вистл мёртвой хваткой совсем не обязательно, а даже нежелательно — будут уставать пальцы и кисти рук.
Берём вистл, закрываем три верхние дырочки и дуем в него.
Дуть в вистл нужно очень нежно! Если дуешь правильно, а дырочки закрыты плотно, получится вот такая нота: G.mp3
Если ты слышишь какой-то другой звук — причины может быть только две. Либо неплотно закрытые отверстия, либо неправильная сила воздушной струи — попробуй дуть посильнее/послабее.
Кстати, каждая нота на вистле обозначается соответствующей буквой от «A» до «G». Та, что ты только что сыграл, называется «G» (или по-русски «соль»).
Ту-ту-ту
Когда начинаешь дуть в вистл, нужно языком выделять начало ноты, как бы произнося «туууу». При этом приставляешь сначала язык к нёбу и легонько выбрасываешь воздух — получается резкий переход к звучанию, как его ещё называют — атака.
Вот, послушай как это звучит: tututu.mp3
Если этого «тууу» не делать, начало ноты получается вялым. Попробуй оба варианта и почувствуй разницу.
Да, кстати, все эти трюки с выделением нот называются артикуляцией. Артикуляция языком по-английски называется tonguing (как это по-русски? языкание?! 8)).
Для начала я рекомендую выделять таким образом каждую ноту, которую ты играешь.
Нота A
Нота «G» получается без проблем? Отлично. Разучиваем следующую. Закрываем теперь две верхние дырочки:
Нота B
Со следующей нотой — СИ — никаких проблем уже быть не должно. Оставляем закрытой одну верхнюю дырочку.
Если при этом вистл выпадает у тебя из рук — можешь придерживать его нижней рукой, за нижние дырочки (одну-две). На звук это не повлияет.
Ты не забываешь про «туууу»?
Мелодия. Первая часть.
Ты уже знаешь достаточно нот, чтобы сыграть мелодию. Сначала послушай её: tune-part1.mp3
А теперь посмотри на запись, это не совсем нотная запись. Снизу, под каждой нотой ты видишь, во-первых, её название, а во-вторых схему дырочек, которые нужно закрыть на вистле, чтобы эту ноту сыграть.
Обрати внимание, что не все ноты в этой мелодии имеют одинаковую длительность. Ноты B и A в середине мелодии, и G в конце должны звучать в два раза дольше остальных. В нотной записи эти ноты нарисованы с незаполненной точкой, а также специально увеличена дистанция (визуально) до следующей ноты. Послушай мелодию ещё раз и обрати внимание как они звучат.
Попробуй сыграть этот фрагмент мелодии самостоятельно. Или можешь играть вместе с записанным файлом, одновременно. В этом случае явно будут слышны твои ошибки. А в случае верной игры твой вистл и Кларк Лёши Кукушкина будут звучать в унисон.
Как играть. Урок 2.
Нота F#
Нота «F#» или «Фа-диез» берётся следующим образом:
Знак диеза «#» означает, что нота повышена на один полутон. Не вдавайся пока в это, просто знай, что четыре закрытые отверстия на вистле в строе «РЕ» дают ноту «фа-диез». Звучит она вот так: Fis.mp3
Нота E
Нота «E» или «Ми» играется так:
Послушай запись звука этой ноты: E.mp3
Нота D
Чтобы извлечь ноту «D» или «Ре» на вистле D, нужно сделать вот это:
Возможно, это наиболее сложная нота для тебя — ведь нужно зажать все шесть отверстий. Напомню — зажимай отверстия не кончиками пальцев, а подушечками. Ещё одна сложность более низких нот — контроль дыхания. Чем большее отверстий закрыто, тем легче вистл передувается, и вместо желаемой ноты ты можешь услышать другую ноту, которая на октаву выше желаемой. Но о передувании и октавах — позже. Пока лишь тренируйся дуть в вистл так, чтобы ноты звучали ровно и устойчиво.
Заметь, что самая нижняя нота вистла D и есть нота D 🙂 Если бы это был вистл С, то есть «До», то, зажав все отверстия, ты получил бы ноту До. Такая нота иногда называется «bell note», то есть нота звонка. Она сразу говорит о том, в какой тональности данный вистл.
Мелодия. Вторая часть.
Теперь ты можешь играть первую часть мелодии, и знаешь ещё три новых ноты. Этого достаточно, чтобы разучить вторую часть мелодии. Слушаем запись: tune-part2.mp3
Вот ноты и схемы для вистла.
Заметь, сначала идут подряд четыре ноты Ля. Не забывай выделять их, используя «ту»!
Научись играть вторую часть без ошибок.
Мелодия целиком.
Сейчас, когда ты уже знаешь оба фрагмента, можно из них собрать целую мелодию, которая будет первым произведением, сыгранным тобой.
Сначала послушай запись: tune.mp3
Я думаю, ты легко догадался(ась), что мелодия просто состоит из уже знакомых нам фрагментов. Если первую часть обозначить буквой A, а вторую — буквой B, то прослушанная тобой мелодия строится по схеме: A A B A.
Кстати, такая запись очень часто встречается, когда речь идёт о построении различного типа мелодий. Это позволяет не повторять одни и те же части нотной записи, и в целом просто и понятно охарактеризовать мелодию. Замечу также, что значительная часть ирландских мелодий построена по следующим схемам A A B A или A A B В.
Тренируйся играть мелодию от начала и до конца ровно, не ускоряя и не замедляя темпа. Не спеши играть быстро. Если есть трудности с каким-то фрагментом или кусочком — разучивай его отдельно, пока не будет получаться без ошибок.
Как играть. Урок 3.
Нота C#
Эта нота называется До-диез, и, как мне кажется, самая простая для извлечения. Взглянув на рисунок, ты поймёшь, почему 🙂
Вот как она звучит: Cis.mp3
Да, чтобы сыграть C#, не нужно закрывать никаких отверстий. Но тут и возникает вопрос — как же в этом случае держать вистл? Очень просто.
Ведь у тебя есть ещё четыре точки опоры. Первая — большой палец левой руки, поддерживающий вистл снизу. Вторая — большой палец правой. Третья — мизинец правой — он ставится на вистл сверху, за самым дальним отверстием. Четвёртая — твои губы, которые сжимают свисток вистла. Этих точек достаточно, чтобы вистл уверенно держался пр игре. Иногда вместо мизинца правой вистл прижимают безымянным и(или) средним пальцами. На самом деле, это работает. Можно даже закрыть все три дальних отверстия, и на звуке это почти не отражается. Играй так, как тебе удобно, хотя я бы советовал классический способ с применением мизинца.
Нота C
Эта нота До — или чистая До, или С, или Сnat, или «неуловимая До»…
Как не назови, данная нота, по-видимому, является самой проблемной нотой вистла. Почему? Да только лишь потому, что ДО не всегда одинаково зажимается на разных вистлах. Обычно предлагается следующий способ извлечения:
Вот как это звучит на Clarkes Meg D: C.mp3
Для этого вистла способ, изображённый на рисунке, почти подходит. Я говорю «почти». На самом деле, если воспользоваться электронным тюнером, то можно заметить, что такая C очень часто может иметь частоту, немного выше или ниже, чем нужно теоретически. Причём, эта частота ещё более высока, если немного увеличить струю воздуха в свисток вистла. Разные вистлы могут давать разную высоту С, некоторые удачно звучат точно в ноту, а некоторые совсем мимо. Поэтому хрестоматийная аппликатура указывает наиболее близкое к реальному звучание ноты для большинства вистлов. Однако, если ты замечаешь, что такой способ для твоего вистла не подходит, имеет смысл попробовать иные варианты.
Для записи аппликатуры отдельных нот вистла очень часто используют условное обозначение с применением букв. Так, например, С записывают:
ОХХ ООО
При этом имеется в виду, что свисток находится слева. Очень удобно и понятно — открытые отверстия обозначают О, а закрытые — Х. Я и в дальнейшем буду использовать этот способ записи, надеюсь, ты не против.
Так вот, если на твоём вистле нота С звучит выше, чем нужно, то можно попробовать вот эти схемы:
ОХХ ХОО или ОХХ ХОХ
Если же нота ниже (что случается гораздо реже), то рекомендуют использовать способы:
ОХО ХОО или ОХО ХХО или ОХО ХХХ
Теперь ты понимаешь, что значит «неуловимая До» ? 🙂 Вся её подлость в том, что, если ты играешь на нескольких вистлах, для которых используешь разные способы постановки пальцев, то порой трудно держать в голове нужный для конкретного вистла способ. Ведь ноты нужно извлекать очень быстро, и не думать, как, чисто механически. К счастью, лично у меня сложилось так, что все мои вистлы, на которых я постоянно играю, лучше всего идут по способу ОХХ ХОХ.
Как играть. Урок 4.
Нота «верхняя» РЕ — D’. Гамма Ре-мажор.
Теперь ты знаешь все ноты, чтобы сыграть гамму. Что есть «гамма»? Привожу цитату.
Гамма — это последовательность звуков, расположенных в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд (лад) в проеделах октавы. Гамма состоит из семи звуков с различными названиями и восьмого с тем же наименованием, что и первый.
Если это определение понятно, то ты догадался(ась), что звуками тут являются наши ноты, изученные ранее. Но ты не знаешь восьмой ноты с тем же наименованием. Этой нотой будет верхняя РЕ (D’). Помнишь ноту D — самую низкую ноту на ре-вистле? Она берётся так: ХХХ ХХХ.
Так вот, верхняя РЕ — это аналог нижней РЕ. То есть, пальцы закрывают те же самые шесть отверстий. Самое главное — правильная подача воздуха. Дуть нужно немного сильнее и резче, чем для извлечения нижней РЕ. Можно, кстати, открыть шестое (от конца) отверстие. Это облегчает извлечение ноты: ОХХ ХХХ.
Вообще-то, я бы настоятельно рекомендовал стараться брать верхнюю РЕ именно так.
Для того, чтобы в текстовом написании различать ноты «первой» и «второй» октав, я пишу ноты «второй» октавы с чёрточкой — D’. В табулатуре символ «+» под схемой является признаком «второй» октавы. Далее я не буду пользоваться словами «первая» и «вторая» октавы, так как это определение не совсем верно в данном контексте. Правильнее будет сказать например, нижняя и верхняя октавы.
Ты заметишь, что обе РЕ очень похожи звучанием. А именно — тоном. Дело в том, что физически эти ноты отличаются и схожи тем, что верхняя нота имеет частоту основного тона ровно вдвое большую, чем нижняя. При более интенсивном потоке воздуха, рассекаемого лезвием свистка, воздушный столб в теле вистла начинает колебаться с удвоенной частотой — это объясняет принцип передувания. Передувание (overblow) позволяет играть на вистле и подобных дудочках в двух (иногда и немного более) октавах, используя аналогичные способы постановки пальцев, что и для «непередутых» нот. Этот простой принцип является очень важным моментом. Именно физические параметры передувания являются одними из самых важных характеристик, отличающих разные марки вистлов. Но вернёмся всё же к нотам 🙂
Добейся того, чтобы ноты D и D’ получались у тебя сразу и уверенно. Нужно заложить в «моторную» память мозга требуемое давление воздуха для требуемой ноты. Тогда произвольное извлечение D или D’ не будет для тебя проблемой.
Теперь попробуем сыграть гамму. Как было сказанно, это восходящая или нисходящая по тону последовательность определённых нот. Все ноты для гаммы у нас уже определены. Построим восходящую гамму:
Если сыграть записанное, то услышим следующее: gamma-up.mp3
Полученная гамма носит название гамма ре-мажор. Почему «ре»? — потому что построена от ноты РЕ (говорят, что нота ре является первой ступенью). Термин «мажор» означает определённую высотную зависимость нот(ступеней) в гамме.
Игра гамм — хорошее упражнение для развития техники на начальном этапе обучения. Играть следует чётко, добиваясь ровного звучания всех нот. Если восходящая гамма получается без проблем, попробуй добавить к этому нисходящую: gamma-down.mp3
Следующая тема — чисто теоретическая. Можно удивится — почему я не начал уроки именно с этой темы? 🙂 Так сделано для того, чтобы у тебя не отпало сразу желание учится играть! Ведь цель наша — именно играть, а не размышлять о теории. Но минимальные знания теории музыки тебе не помешают.
Музыкальные звуки. Полутон и тон. Знаки альтерции.
В музыке используется около пятидесяти звуков, а наименований для них только семь. Однако, их хватает благодаря благодаря следующей особенности человеческого слуха. Если взять два звучащих тела, частота колебаний одного их которых вдвое больше, чем другого, то издаваемые ими звуки будут для нашего слуха сходными, или подобными. Вспомни ноты РЕ.
Если звуковысотное расстояние между двумя такими нотами разделить на 12 равных частей, то получим 12 различных звуков, расстояние между которыми называются полутонами. Два полутона составляют тон. Семь звуков из указанных двенадцати имеют основные названия. Между ними расположены звуки с названиями, производными от основных.
Звуковысотное расстояние между двумя подобными звуками называется октавой, а звуки, входящие в этот диапазон — звуками октавы.
Для записи музыкальных звуков используется нотная запись. На пяти линейках, называемых нотным станом, фиксируются обозначения звуков, называемые нотами. Счёт линеек ведётся снизу вверх, от 1 до 5. Кроме этих пяти, могут быть и добавочные, располагаемые снизу и сверху основных пяти. Ноты располагаются на линейках и между ними.
Ты уже знаешь названия всех основных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. В такой последовательности они и размещаются на нотном стане. В начале нотного стана ставится особый знак — ключ СОЛЬ или скрипичный ключ. Он оборачивает своим завитком то место, где размещается нота СОЛЬ. Ноты ЛЯ и СИ пишутся выше неё, а ДО, РЕ, МИ, ФА — ниже:
Вот именно эти звуки и носят название нот первой октавы. Высокая ДО начинает следующую октаву, называемую второй:
Как я сказал ранее, из двенадцати звуков октавы только семь имеют названия. Остальные именуються по соседней ноте с прибавлением знаков повышения (диез) или понижения (бемоль). Оба знака изменяют высоту тона на полтона. Таким образом, все 12 звуком записываются так:
Во втором случае ты видишь ещё один знак — бекар. Этот знак означает отмену действия знаков диеза и бемоля, которые распространяются на целый такт в записи. Напрашивается вывод — имеются звуки, которые могут иметь два нотных названия, обусловленных или понижением более верхней основной ноты, или повышением более низкой. Допустимы оба варианта названия и написания.
Как играть. Урок 5.
Дыхание. Особенности и принципы.
После теоретического урока 4 у тебя, возможно, вообще отпало желание учиться музыке 🙂 Не волнуйся, сейчас мы займёмся непосредственно вистлом.
Мы поговорим о дыхании. Да, о дыхании при игре на вистле. Проблема дыхания, так или иначе, стоит перед игроком на вистле или флейте, если он учится и собирается исполнять кельсткую музыку. Трудность обычно сразу не видна, и встречается тогда, когда начинаешь играть танцевальную музыку. Большинство мелодий для вистла — танцевальные, и, так или иначе тебе придётся научиться правильно дышать при игре.
В классической музыке композитором, аражнировщиком или дирижёром будут предусмотрены места в мелодии, где игрок на флейте может взять дыхание. Кельтская же музыка — это непрерывный поток мелодий, сеты, в которых мелодия сменяет мелодию без остановки, паузы, или даже смены темпа и ритма. Ещё одна характерность традиционного исполнения кельтской музыки — это тот факт, что различные инструменты играют мелодию практически в унисон, вместе, сливаясь в одну реку. При этом фиддлер, аккордеонист, гитарист или волынщик могут играть без прерывания звука инструмента, а вистлер или флейтист должен находить места, где его вдох не нарушит ритм мелодии, её рисунок. Однако, в отличие от классического флейтиста, традиционный флейтист не старается скрыть звук своего вдоха. Некоторые стили игры напротив, предусматривают использование этого звук, как дополнительного ритмического устройства.
Как новичок, ты сочтешь логичным, что нужно стараться делать вдох в конце каждого такта или ритмической секции. Но, начав играть быстрые танцевальные мелодии, ты заметишь, что не всегда можешь вдыхать так часто, как расположены такты во времени. К тому же, если у тебя и получится вдыхать после каждого такта, это сделает твою игру монотонной и предсказуемой.
Несколько основных правил
- Никогда не меняй ритм мелодии, беря дыхание. Мелодия должна звучать мерно, как галоп лошади. Поэтому, вдыхая, у тебя есть два пути: или сократить длительность ноты, оставив время для вдоха, или пропустить ноту вообще, вдохнув вместо неё.
- Если ты вдыхаешь в середине мелодии, никогда не делай этого перед сильной долей (нотой), а только после неё! Сильные доли — это те ноты, которым мы притопываем ногой, когда чувствуем мелодию. Если вдохнуть перед такой нотой, можно легко потерять её импульс, момент атаки, энергию мелодии.
- Не всегда вдыхай после секций, то есть законченных ритмически и мелодически музыкальных фрагментов. Если вместо паузы и вдоха продолжать играть, это создаёт красивый момент и мелодия кажется текущей непрерывно.
- Старайся не вдыхать в одних и тех же местах мелодии. Так игра быстро наскучит слушателям.
Разучиваем мелодию Scarborough Fair
Теперь — практика. Мы научимся играть песню «Scarborough Fair».
Сначала послушай её с аккомпаниментом, чтобы лучше понять мелодическую структуру. sc_fair.mp3
Это простая и красивая мелодия, которую совсем не сложно разучить. Посмотри на нотную запись, я поместил под каждой нотой схемы для вистла. Так тебе будет удобнее. К тому же, это позволит быстрее запомнить аппликатуру (то есть правила постановки пальцев) вистла.
Помнишь прошлый урок? Мы говорили о знаках, которые повышают и понижают основные ноты на пол-тона. В приведённой мелодии два таких знака — диеза — поставлены в самом начале нотного стана, перед ключом. Такое применение диезов означает, что их действие распространяется на всё произведение. То есть если по ходу мелодии встречается нота ФА, то играть следует ФА-диез. То же касается и ноты До.
В записи мелодии ты заметишь два новых символа. Первый — это «птичка», помещённая над линейками. В нотах для вистла, флейты и некоторых других инструментов она озачает рекомендуемое место вдоха. Обычно вдох делают после «длинных» нот, укорачивая немного их длительность, или в паузах мелодии. Второй символ, помещённый под второй по счёту птичкой на нотных линейках — это как раз знак паузы. Он означает остановку в мелодии, то есть звук инструмента в это время должен прекратиться. О видах пауз я расскажу позже.
Послушай запись «Scarborough Fair», сыгранную на одном вистле точно по нотам. Обрати внимание, где я вдыхаю, и делаю паузу: sc_fair_one.mp3
Не спеши сразу играть мелодию в правильном темпе, разучивай медленно и внимательно. Когда почувствуешь, что можешь играть быстрее — делай это. Перед началом игры набирай в лёгкие побольше воздуха, не менее 2/3 от полного обьёма! Если набёрешь недостаточно — до места вдоха в мелодии может не хватить, и последние ноты, сыгранные «на издыхании», будут звучать неуверенно и слабо.
Вдыхай быстро, ртом и носом одновременно, вистл при этом не вынимай изо рта, а только приоткрывай рот для вдоха.
Когда тебе покажется, что мелодию ты выучил, попробуй играть вместе с записью — это настроит тебя на правильный ритм. Успехов!
Как играть. Урок 6.
Ноты второй октавы. «Передувание».
Ты уже знаешь, что диапазон музыкального ряда вистла — две октавы. Этого диапазона вполне достаточно, чтобы играть большинство традиционных мелодий. Однако, из этого большинства практически все мелодии требуют извлечения звуков более чем одной октав. Короче, я клоню к тому, что тебе придётся овладеть полным диапазоном вистла, если хочешь играть традиционный кельтский фолк. На самом деле, это совсем не сложно.
Сначала — немного теории. Как следует из Урока 4, одноимённые ноты разных октав звучат схоже. Это происходит потому, что звуки, обозначаемые этими нотами, имеют частоты основного тона (иногда это называется первой гармоникой) отличающиеся в чётное количество раз (в 2 или 4 раза). Мы уже знаем о том, что ноты D (Ре нижняя) и D’ (Ре верхняя) берутся на вистле практически одинаково. Отверстие, самое ближнее к свистку вистла открывается для более простого передувания. Ты, наверное, уже догадываешься, что для остальных нот вистла всё будет точно также. Только верхнее оверстие открывать уже не нужно.
Если мелодию из Урока 5 ты не пропустил(а), а выучил, значит, нота E’ (Ми верхней октавы) тебе уже знакома.
Посмотри на нотную запись:
Здесь показана «почти» гамма, но каждая нота присутствует дважды, для обеих октав. Теперь ты ясно видишь, что одноимённые ноты нижней и верхней октав берутся одинаково. Вся разница лишь в том, с какой силой нужно дуть в вистл, чтобы получить ноту. В этом простота и сложность вистла. Умение правильно выдувать ноты — один из важных этапов освоения этого инструмента.
Вот как это звучит: DD-gamma.mp3
Попробуй играть изображённые на рисунке ноты. Ты сразу заметишь, что чем выше нота нижней октавы, тем сильнее нужно дуть для извлечения такой же ноты верхней октавы. Играть самые высокие ноты для тебя может показаться вообще невозможным 🙂 Это пока.
Сделай следующее: начни играть какую-нибудь ноту нижней октавы и постепенно увеличивай интенсивность воздушной струи, вдуваемой в свисток. В какой-то момент произойдёт интересное явление: звук как бы перепрыгнет вверх, и будет уже звучать та же нота верхней октавы. Это ОЧЕНЬ важный момент физики вистла. Именно характер этого «перехода» является одним из важнейших показателей, отличающих различные вистлы.
Если на одних вистлах этот переход чистый и чёткий, то другим свойственно пищать, визжать, скрепеть между нотами, если струя наращивается постепенно. Вистлы компании Clarke считаются простыми в этом отношении. «Прыжок» на октаву вверх они делают довольно быстро и чисто. Вистлы других марок делают это иначе, некоторые — совсем плохои и «грязно». Поэтому, обычно, если в мелодии встречается переход с ноты нижней октавы на ноту верхней, то ноту верхней берут с выраженной атакой.
Что такое атака? Это, попросту говоря, «ту!» произносимое при извлечении ноты. Именно звук «ту!» обеспечивает толчок струи в свистке, который с «запасом» передувает ноту, не позволяя появиться постороннему немузыкальному шуму вистла. В записи выше я именно «тукал» все ноты. Хотя вистл (Clarke Original) позволял бы справляться и постепенным (равномерным) передуванием. Попробуй «тукать» ноты, и ты заметишь, что верхняя октава не так сложна, как кажется.
Теперь попробуем сыграть восходящую гамму на две октавы подряд — от нижней Ре до Ре третьей октавы (многие вистлы позволяют играть Ре третьей октавы).
Здесь ты также можешь слышать, что я извлекаю все ноты с атакой. Попробуй научиться играть эту гамму. Для каждой более высокой ноты требуется большее давление и более резкий, акцентированный звук «ту».
Теперь послушай вот эту запись гаммы: full_gamma_legato.mp3
Замечаешь? Я не тукаю ноты, а играю их лишь пальцами, увеличивая постепенно интенсивность струи, но не прерываю её. Значит, для высоких нот не всегда обязательно делать атаку?
Да, это так. Дело в том, что при игре восходящих нот на вистле, если струя воздуха ровная и сильная, почти всегда можно, открыв одно отверстие, получить следующую в звукоряде ноту. При этом дуть нужно с небольшим запасом, то есть немного сильнее, чем требуется просто для поддержания звука нижней ноты. Это явление объясняется тем, что при звучании одной ноты столб воздуха в трубке вистла уже обладает энергией, и открывая отверстие, мы укорачиваем его, и воздух продолжает колебаться, но уже с большей частотой. В случае же, когда высокую ноту нужно извлечь отдельно, после тишины — мы не имеем колеблющегося столба в вистле, и тогда его нужно создавать, посылая струю резче.
Описанное явление позволяет играть высокие ноты одна за другой, не выделяя их «туканием», причём «спускаться» вниз по звукоряду всегда намного проще, чем подниматься вверх. Часто даже нужно ослаблять струю, особенно, когда требуется сыграть ноту нижней октавы сразу после ноты верхней. Иногда даже непрерывное звучание вистла не представляется возможным, если за относительно высокой нотой верхней октавы нужно играть довольно низкую (Ми или Ре) ноту нижней. В таком случае приходиться прерывать звук, и начинать низкую ноты с тишины, лёгкой атакой.
Таким образом, играя мелодии, можно «тукать» практически все ноты, или не тукать почти никогда. В зависимости от этого мелодии будут звучать по-разному. Атакуя каждую ноту, мы создаём чёткий, ритмичный рисунок произведения. Не «тукая», сливая ноты, мы заставляем «журчать» мелодию, делаем похожей на трель птиц. Я не собираюсь навязывать тебе стиль игры (а «тукать» или «не тукать» — это одна из составляющих стиля игры на вистле). Просто показываю возможности исполнения.
Разучиваем мелодию Egans Polka
Всё выше сказанное — это «ничего» без практики. Поэтому научись играть восходящие гаммы «тукая» и не «тукая», и привыкай к требованиям твоего вистла. У тебя не обязательно должно получится всё сразу, и хорошо. Ведь у разных людей разные способности, но в конце концов любой может овладеть хитростью извлечения любых нот на вистле. Единственное, что необходимо — это тренировки, ах, ну и желание, конечно! 🙂
А чтобы усваивать принципы было интереснее, предлагаю разучить следующую мелодию. Она потребует от тебя аккуратного извлечения различных нот.
Вот как она звучит эта очень распространённая и простая мелодия: egans_polka.mp3
Обрати внимание, я делаю вдох не всегда в одном и том же месте мелодии. Играя часть А первый раз, я вдыхаю в конце части, перед повтором. Второй раз в части А я делаю вдох дважды — в предпоследнем такте (после сильной доли, укорачивая длительность ноты) и после всей части, как и первый раз. В части В первый раз я делаю вдох, как и в части А — в предпоследнем такте и перед повтором всей части, второй раз — в пятом такте, разбивая вдохом ноту Фа. Таким образом мелодия звучит живее и интереснее.
В польках возможны самые разнообразные варианты вдоха, потому что размер и пульсация ритма полек очень простые и явные. Вдыхать можно практически всюду, укорачивая или пропуская ноты. Однако нельзя пропускать или сдвигать сильные доли, не забывай об этом.
Источник