Ноты для второго альта

Ноты альтового и тенорового ключа

Альтовый и теноровый ключ относятся к ключам ДО, то есть таким ключам, которые указывают на ноту ДО первой октавы. Только привязаны эти ключи к разным линейкам нотного стана, поэтому в их нотной системе разные точки отсчета. Так, в альтовом ключе нота ДО пишется на третьей линейке, а в теноровом на четвертой.

Альтовый ключ

Альтовый ключ применяется, главным образом, для записи альтовой музыки, редко им пользуются виолончелисты, и еще реже другие музыканты-инструменталисты. Иногда альтовые партии могут быть написаны и в скрипичном ключе, если это удобно.

В старинной музыке роль альтового ключа была более важной, так как в обиходе находилось большее число инструментов, для которых запись в альтовом ключе была удобной. Кроме того, в музыке эпох Средневековья и Возрождения в альтовом ключе записывалась также и вокальная музыка, в последствие от этой практики отказались.

Диапазон звуков, которые записываются в альтовом ключе, это малая и первая октава целиком, а также некоторые ноты второй октавы.

Ноты первой и второй октавы в альтовом ключе

  • Нота ДО первой октавы в альтовом ключе пишется на третьей линейке.
  • Нота РЕ первой октавы в альтовом ключе расположена между третьей и четвертой линейками
  • Нота МИ первой октавы в альтовом ключе помещается на четвертой линейке.
  • Нота ФА первой октавы в альтовом ключе «прячется» между четвертой и пятой линейками.
  • Нота СОЛЬ первой октавы в альтовом ключе занимает пятую линейку нотного стана.
  • Нота ЛЯ первой октавы альтового ключа находится выше пятой линейки, над нотным станом сверху.
  • Ноту СИ первой октавы в альтовом ключе следует искать на первой добавочной линии сверху.
  • Нота ДО второй октавы альтового ключа находится выше первой добавочной, над ней.
  • Нота РЕ второй октавы, ее адрес в альтовом ключе – вторая вспомогательная линейка сверху.
  • Нота МИ второй октавы альтового ключа пишется над второй дополнительной линейкой нотоносца.
  • Нота ФА второй октавы в альтовом ключе занимает третью добавочную линейку нотоносца сверху.
Читайте также:  Ноты для развития навыков чтения с листа

Ноты малой октавы в альтовом ключе

Если ноты первой октавы в альтовом ключе занимают верхнюю половину нотного стана (начиная с третьей линейки), то ноты малой октавы пишутся ниже и занимают, соответственно, нижнюю половину.

  • Нота ДО малой октавы в альтовом ключе пишется под первой добавочной линейкой.
  • Нота РЕ малой октавы в альтовом ключе пишется на первой вспомогательной линии внизу.
  • Нота МИ малой октавы альтового ключа расположена под нотным станом, под первой его основной линией.
  • Ноту ФА малой октавы в альтовом ключе надо искать на первой основной линии нотного стана.
  • Нота СОЛЬ малой октавы в альтовом ключе пишется в промежутке между первой и второй линейками нотоносца.
  • Нота ЛЯ малой октавы альтового ключа занимает, соответственно, вторую линейку нотоносца.
  • Нота СИ малой октавы, в альтовом ключе ее адрес – между второй и третьей линейками нотного стана.

Теноровый ключ

Теноровый ключ отличается от альтового лишь «точкой отсчета», так как в нем нота ДО первой октавы записывается не на третьей линейке, а на четвертой. Теноровый ключ применяется для фиксации музыки для таких инструментов, как виолончель, фагот, тромбон. Надо сказать, что партии этих же инструментов часто пишутся в басовом ключе, а теноровый ключ при этом используется эпизодически.

В теноровом ключе преобладают ноты малой и первой октавы, так же как и в альтовом, однако, по сравнению с последним, в диапазоне тенора высокие ноты встречаются гораздо реже (у альта — наоборот).

Ноты первой октавы в теноровом ключе

Ноты малой октавы в теноровом ключе

Запись нот в альтовом и теноровом ключе идет с разницей ровно на одну линейку. Как правило, чтение нот в новых ключах доставляет неудобство лишь на первых порах, затем довольно быстро музыкант привыкает и перестраивается на новое восприятие нотного текста с этими ключами.

На прощание сегодня мы вам покажем интересную передачу об альте. Передача из проекта «Академия занимательных искусств – Музыка». Желаем вам успехов! Заходите к нам почаще!

Источник

Сайт Альтистов

Новости на Сайте Альтистов!

24 мая 2021:

Альтовое переложение одной интересной пьесы Хейфеца добавлено в Альтовый раздел:

7 мая 2021:

Интересное альтовое переложение сочинения Клода Дебюсси появилось в нотной библиотеке:

Добавление в раздел с оркестровыми трудностями:

4 мая 2021:

В раздел с нотами для альта добавлено сочинение 1957 года довольно известного бразильского композитора Сезара Гуэрра-Пейше, не очень известного в России, но популярного у себя на родине:

А также сборники альтовых этюдов Палашко и Донта добавлены в нашу библиотеку:

1 мая 2021:

Скрипичное переложение 6 танго-этюдов для скрипки соло добавлено в нотную библиотеку:

3 апреля 2021:

Альтовое переложение известного музыкального произведения Ёне Хубаи добавлено в библиотеку:

01 апреля 2021:

Одно из красивейших посмертных сочинений Онеггера для виолончели добавлено в нашу библиотеку:

31 марта 2021:

Еще одно пополнение в виолончельном разделе, это небезызвестная сонатина итальянского композитора 20 века Франческо Малипьеро

29 марта 2021:

Сюита для виолончели соло композитора 20 века Эрнста Кренека добавлена в виолончельный раздел:

23 марта 2021:

Добавлена симфоническая партитура Второго концерта для виолончели с оркестром Т.Хренникова.

18 марта 2021:

Редкое переложение для альта одного из сочинений Э.Сати добавлено в библиотеку.

01 марта 2021:

Редкие ноты для альта пополнили разделы нашей нотной библиотеки:

Также появились новые ноты для виолончели современного аргентинского композитора:

Скрипичный раздел тоже пополнился новым произведением, которое часто исполняется на различных скрипичных конкурсах — Тарантелла Эллертона :

03 февраля 2021:

Довольно малоизвестная но яркая соната для дуэта альта и гитары австрийского композитора 20 века Фердинанда Ребая добавлена в раздел ансамблей.

31 января 2021:

Два необычных дуэта для альта и гитары колумбийского композитора 20 века, а также один дуэт с популярной музыкой, не нуждающейся в представлении, добавлены в раздел «Ансамбли»

29 января 2021:

Хорошие новости! С сегодняшнего дня зарегистрированные пользователи могут заходить на сайт нашей нотной библиотеки и через мобильную версию. Логин и пароль вводятся после нажатия кнопки «Войти» в верхней части экрана. Также, всем пользователям доступна информация о состоянии их учетной записи и ежегодной подписки на доступ к сайту (Нажмите на ссылку «Учетная запись» над кнопкой «Выйти»)

Возобновлена регистрация пользователей на сайте (Приносим извинения за технические неполадки)!

25 января 2021:

Скрипичная обработка произведения «Молитва матери» норвежского композитора У.Булля добавлена в нотную библиотеку:

21 января 2021:

Довольно сложное и редко исполняемое сочинение для альта соло современного французского композитора «спектрального» музыкального направления — Тристана Мюрая — добавлено в альтовый раздел:

20 января 2021:

Новое пополнение скрипичного раздела нотной библиотеки:

В разделе партитур — Черный концерт Стравинского и «Пинии Рима» Отторино Респиги для симфонического оркестра:

18 января 2021:

Пополнение альтовой библиотеки произведением румынского композитора:

Добавлены ноты для скрипки:

а также довольно известное произведение для виолончели, которое часто исполняется на конкурсах:

14 января 2021:

Пополнение скрипичного раздела библиотеки:

04 января 2021:

Три новых произведения для альта добавлены в нашу библиотеку:

02 января 2021:

Пополнение в альтовом разделе нотной библиотеки:

01 января 2021:

В раздел с нотами для скрипки добавлено произведение Германа Галынина и некоторые другие сочинения:

31 декабря 2020:

Возобновлен прием оплаты через платежную систему Enot.io. Также, доступна оплата заказов через системы Apple Pay и Samsung Pay.

16 декабря 2020:

Поддержка пользователей теперь в Telegram

12 декабря 2020:

Альтовый концерт выдающегося грузинского композитора В. Азарашвили появился в нашей нотной библиотеке:

11 декабря 2020:

Подборка методических выпусков Юный скрипач на дружественном сайте. Обновление в разделе партитур — Болеро — партитура.

4 декабря 2020:

Партита Лютославского, Мартовский Хоровод Динику для скрипки с фортепиано, Grave для виолончели, а также подброрка партитур добавлены в нотную библиотеку:

1 декабря 2020:

В альтовый раздел добавлен клавир произведения Ребекки Кларк — Morpheus

30 ноября 2020:

Блестящее виртуозное сочинение для виолончели М.Ростроповича и некоторые другие произведения для виолончели добавлены в нотную библиотеку:

24 ноября 2020:

В разделе с альтовыми этюдами небольшое пополнение — довольно редкий этюд Вьетана, сборник Шевчика, а также редчайшие этюды Мориса Вьё:

Новые ноты для виолончели в нашей нотной библиотеке:

Скрипичный раздел пополнился сборником ежедневных упражнений Ефрема Цимбалиста:

20 ноября 2020:

В альтовый раздел библиотеки добавлены ноты известного мексиканского композитора Хосе Пабло Монкайо с великолепной сонатой для альта:

5 ноября 2020:

Хорошие новости! С сегодняшнего дня регистрация в нашей нотной библиотеке сделана полностью автоматической. Теперь вам не нужно долго ждать письма с логином и паролем для входа! Регистрируйтесь самостоятельно с удобными для вас логином и паролем, оплачивайте годовой взнос и пользуйтесь доступом к альтовому разделу нашей библиотеки сразу же после оплаты!

Также сообщаем, что, несмотря на то, что последние несколько лет наша нотная библиотека не повышала стоимость скачивания нотных материалов, с сегодняшнего дня стоимость большинства нотных материалов для незарегистрированных пользователей составит 390 рублей. За последние несколько лет курс доллара значительно вырос, соответственно, стоимость обслуживания сайта также поднялась. Искусственно сдерживать цену на прежнем уровне более нет возможности.

В ближайшее время ожидается поступление интересных материалов в нотный раздел! Этюды Вьё для альта уже ждут продвинутых альтистов!

12 октября 2020:

Выложен новый сборник оркестровых трудностей для альта — с прослушивания в китайский оркестр от 2015 года:

27 августа 2020:

В виолончельном и скрипичном разделах нашей нотной библиотеки тоже пополнение, а именно — редкое переложение пьесы из балетной сюиты N2 Дмитрия Шостаковича для виолончели и интересное скрипичное переложение пьесы Астора Пьяццоллы:

23 августа 2020:

Редкий и возможно, забытый концерт для альта с оркестром советского композитора Р.Бунина был найден и добавлен в нашу нотную библиотеку:

17 августа 2020:

Хорошие новости! Мы подключили оплату через QIWI , Apple Pay и Samsung Pay. Приобретать нужные вам ноты будет еще удобнее. Также, ожидайте пополнение нотных разделов нашего сайта!

6 августа 2020:

Несмотря на коронавирус и ограничения, наша нотная библиотека работает в прежнем режиме. Итак, сегодня в нашей вечерней библиотеке пополнение в разделе этюдов для альта:

28 мая 2020:

По многочисленным пожеланиям альтистов, наша нотная библиотека продолжает пополнять раздел с этюдами и упражнениями. Сегодня в этом методическом разделе появились новые ноты:

7 апреля 2020:

Долгожданные поступления в раздел с нотами для виолончели. Сегодня в нашей коллекции появилась пьеса Вила-Лобоса — Divagation:

3 апреля 2020:

В скрипичном разделе нашей библиотеки появилось интересное произведение бразильского композитора Вилла-Лобоса — Песня черного лебедя:

На нашем сайте есть разделы с музыкой известных и начинающих альтистов. В базе нашего сайта около 600 сочинений известных композиторов. В том числе около 200 сборников ансамблей, 30 сборников каприсов, гамм и упражнений, сборники оркестровых трудностей, ну, и конечно, разнообразные альтовые ноты. Итак, регистрируйтесь на нашем сайте, заходите и смотрите. Мы надеемся, что каждый альтист найдет у какие-либо нужные и редкие ноты для альта! Также в нашей библиотеке большой выбор нот для скрипки и виолончели!

Что такое альт?

Как известно, устройство альта почти такое же, как и у скрипки, но он, в свою очередь, немного больше в размерах, и звучание его приходится на низкий регистр. В отличии от скрипки, струны альта настраиваются на квинту ниже чем у скрипки. Если сравнить его с виолончелью — то на одну октаву выше ее строя. Именно альт по праву считают родоначальником струнного смычкового семейства. В конце шестнадцатого века, именно альт одним из первых закрепился в музыкальной практике струнных инструментов и входил в состав оркестров.
У альта, можно сказать, достаточно долгий и тернистый путь развития — с позиции его строения, и применения композиторами в произведениях, и внимания к нему классических композиторов. Конечно, непросто формировались и многие другие инструменты. Но, вероятно и нет среди них другого такого, чья судьба сложилась так непросто, и необычно, как у альта. English version of Sheet music for viola, violin and cello was started. У него есть и стремительные взлеты и падения, несправедливости. Как и остальные инструменты симфонического оркестра, альт в XX столетии получил статус сольного концертного инструмента, но и в этом случае ему пришлось долго преодолевать довольно стойкое предубеждение в среде концертных альтистов, плюс коипозиторов, собственно сочиняющих музыку,а так же слушателей.
В сознании большого количества людей, даже студентов консерватории, альт почему-то воспринимается часто просто как «большая скрипка», а именно «второсортная скрипка», а даже хорошие альтисты — считались плохими скрипачами, про которых складывались анекдоты. Ситуация стала кардинально изменяться только в последнее время, и именно из-за того переворота, который в музыке совершили известные исполнители и композиторы. Теперь мы с уверенностью можем сказать любому скрипачу: будешь хорошо играть, сможешь взять в руки альт»

В нотном разделе Сайта Альтистов всегда представлена музыка зарубежных композиторов, как старинных, так и современных. Назовем лишь некоторые: Барток, концерт которого играют все альтисты, Бах с его сольными сюитами для альта и другими произведениями, Бетховен, Блох, Известные альтовые сонаты Брамса, Брух, Витали с его замечательной Чаконой, Григ, Кампаньоли с блестящими концертными каприсами. Корелли и Локателли, чешский композитор Мартину, Мийо, ну и конечно же Моцарт. Многими альтистами также часто исполняются гениальные сонаты Онеггера, Нардини, Хиндемита, которые можно найти на нашем сайте. Также собрано большое количество сочинений Ролла, Зитта, Телемана, Шуберта. Не перечесть всех композиторов, которые писали произведения для альта. Конечно же есть такие шедевры, как концерт Фрида, Форсайта, Стамица, Хофмайстера, Уолтон, Энеску. Не обойдены вниманием русские, советские и российские композиторы, которых тоже немало. Здесь и Прокофьев, и Глинка, Шостакович, Слонимский, Рахманинов, Головин. Это лишь малая часть. Зайдите в раздел «Ноты» и посмотрите, насколько богат альтовый репертуар.

Для начинающих (и не только) альтистов открыт большой раздел, где можно найти этюды для альта, разнообразные упражнения, гаммы, школы, в том числе очень редкие сборники. Играть этюды никогда не поздно! Есть и редкие каприсы Станицкого и этюды Донта, Роде, Палашко.

Для тех же, кто собирается работать в оркестре, без сомнения полезным окажется наш раздел «Оркестровые трудности». В любой филармонии или театральном оркестре на прослушивании дают эти самые сложности. Будет полезно заранее поучить сложные места, да и просто посмотреть, насколько виртуозными бывают альтовые оркестровые партии.

Если Вы хотите скачать альтовую музыку, обращайтесь к нам через раздел «Контакты». Есть возможность достать практически любое сочинение.

Это лишь малая часть того, что предлагает Вам наш альтовый сайт. Посмотрите все разделы, надеемся, Вы найдете в них для себя полезное и интересное. Можете зайти на другие, на наш взгляд, интересные музыкальные сайты . Также, по мере поступления в разделе «письма альтистов» будет выкладываться полезная информация для музыкантов-исполнителей.

Кстати, на нашем сайте есть карта консерваторий России , «азбука альтиста» (смотрите меню внизу сайта) и многое другое.

Источник

Оцените статью