Ноты для знакомства с детьми

«ЗНАКОМСТВО С НОТАМИ- ЛЕГКО И ИНТЕРЕСНО!»
материал

в данном материале описывается, как легко можно научить детей с нотами.

Скачать:

Вложение Размер
tsvetnye_noty_dlya_malyshey.docx 906.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ НОТ С ДЕТЬМИ: КРАСОЧНО И ИНТЕРЕСНО!

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет, а также о том, как быстро выучить ноты — сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков — волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До — красного цвета;
ре — оранжевого;
ми — желтого;
фа — зеленого;
соль — голубого;
ля — синего;
си —фиолетового .

Семь нот — семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно — это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет

Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате, малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту

Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для воспитателей «Интересное знакомство» (образовательная область «Познание») средняя группа.

Статья раскрывает как дошколятя готовятся к открытию зимней Олимпиады в Сочи.

Задачи: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств – текучести ; закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять, выработать умен.

Презентация «Знакомство с нотами» разработана для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).Краткое содержание презентации:1 слайд — Заголовок презентации.2 слайд — Картинка с располож.

В конспекте, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.Расширить знания родителей о том, что такое мнемотехника и мнемотаблица.

Ноты к песне «Дождик». Ноты к песне «Осень золотая&quot.

Занимательные эксперименты помогут не просто внести разнообразие в досуг. Благодаря им, вы сможете от.

Источник

Мир волшебных нот (знакомство с нотами)

Мир волшебных нот (знакомство с нотами)

Цель: Создание условий, способствующих повышению творческой активности учащихся, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Задачи:

  • Закрепить знание детей о нотной грамотой: нотный стан, положение нот первой октавы, названия нот, скрипичный ключ.
  • Упражнять детей в чистом пропевании гаммы в восходящем и нисходящем порядке.
  • Закрепить знание детей о музыкальных инструментах.
  • Продолжать развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах.
  • Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции.
  • Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной, исполнительской деятельности (игра на детских инструментах, пение, танцевальные движения и т. п.)
  • Формировать музыкальный словарь детей.
  • Воспитывать любовь к музыке.

Занятие рассчитано на детей подготовительной к школе группы. Длительность занятия 30 минут.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация слайдов по теме занятия, атрибут для инсценирования песни «Как на тоненький ледок», аудиозапись «Детского альбома» П.И. Чайковского

Ход занятия

Муз. рук. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным и прекрасным миром музыки. Ведь без музыки наша жизнь была скучная и неинтересна.

Без музыки, без музыки

Нельзя прожить никак,

Не станцевать без музыки

Ни польку, ни гопак!

И в вальсе не покружишься,

И маршем не пройдешь,

И песенку веселую

Ты в праздник не споешь!

Муз. рук. Сам по себе мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремиться к познанию и трудолюбию. Изъясняться в этом мире принято на особом языке — музыкальном, которым нам, ребята, предстоит овладеть. Ребята, а вы знаете с помощью чего можно записать музыку? (ответы детей) А сколько всего нот существует?

Муз.рук. Верно!

Семь всего лишь нот на свете.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Ты запомни эти ноты, иль в тетрадку запиши.

Семь подружек голосистых,

Семь звоночков серебристых.

Дружно, весело живут,

Звонко песенки поют.

Все ноты живут в домике, который называется нотный стан.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты — точки

Разместились по местам.

Ребята, посмотрите на нотный стан. Только сегодня утром тут были ноты, а сейчас они пропали. Давайте попытаемся их найти и вернуть в домик. Ну что начнем? Какое имя у первой ноты? (ответы детей) А где же мы будем ее искать? (Ответы детей)

Муз.рук. А первую ноту «до» мы найдем в домике, но не простом, а музыкальном. Чтобы открыть этот дом, надо выполнить задание, отгадать музыкальный инструмент и рассказать о нем.

НДети выполняют задание на нотном стане появляется но до.

Муз.рук. Молодцы ребята! Вторую ноту «ре» мы найдем…?

Муз.рук. Ребята, давайте попросим речку подарить нам ноту «ре».

Девочки танцуют с веерами-вейлами, изображая речку.

После танца на экране появляется нота ре.

Муз.рук. Молодцы! А за следующей нотой «ми» мы отправимся в гости к Мишке.

На экране появляется грустный Мишка.

Муз.рук. Здравствуй, Мишка, а почему ты такой грустный?

Мишка. (запись) Здравствуйте, ребята. Я живу в самой чаще леса, и у меня совсем нет друзей. А одному жить скучно и одиноко. Мне так хочется петь, танцевать и играть со своими друзьями, но мне не с кем.

Муз.рук. Не огорчайся, Мишка, лучше познакомься с нашими ребятами. Они любят петь, танцевать и сегодня развеселят тебя веселым танцем.

Дети танцуют танец «Басаде.4 шага» из сборника «Танцы и игры семинара №2 «Учусь творить»» Т.Э. Тютюнниковой

Мишка. (запись) Спасибо, ребята, мне так стало весело и хорошо, как здорово иметь настоящих друзей. Возьмите в подарок эту нотку.

На экране появляется нота ми.

Муз.рук. А ноту «фа» поможет найти нам наша фантазия. А что такое фантазия? ( Ответы детей)

Фантазия – это то, что мы воображаем, придумываем, представляем.

Давайте мы с вами сегодня немного пофантазируем и отправимся в гости к нашей знакомой девочке Маше из «Детского альбома». Ей на день рождения подарили много игрушек, а какие игрушки подарили Маше, поможет нам узнать музыка русского композитора П.И. Чайковского.

На экране появляется нота фа

Муз.рук. Ребята, послушайте внимательно, что это за звук?

На экране появляется сосулька. Так ведь это сосулька пригрелась на солнышке и стала таять. У нее — то мы и спросим ноту «соль». Но сначала давайте поиграем в игру «Шаловливые сосульки» вместе с ней.

Игра «Шаловливые сосульки»

Сели на карниз руки складывают «полочкой»

Шаловливые сосульки руки на поясе

Посмотрели вниз опускают голову вниз

Посидели, чем заняться пожимают плечами

Стали каплями кидаться

Слышен звук со всех сторон

Кап – кап первая команда повторяет

Дон — до за второй по принципу «эхо»

На экране появляется нота соль

Муз.рук. Молодцы, ребята! Осталось еще две нотки вернуть в свои домики. И я приглашаю вас на болото к моей знакомой лягушке-артистке. Мне кажется, она сможет нам помочь.

Лягушка.

Я лягушкою зовусь

И в артистки я стремлюсь.

На листочке мне уютно

Можно петь почти все утро

Громко квакаю в болоте

Где таких певиц найдете?

Спойте для меня друзья

И возьмите нотку ля

Муз. рук. Хорошо, лягушка, мы исполним твою просьбу. Споем русскую народную песню «Как на тоненький ледок».

Дети инсценируют русскую народную песню «Как на тоненький ледок».

На экране появляется нота ля

Муз.рук. Спасибо тебе лягушка.(На экране появляется синичка). Ой, а что это за гостья к нам пожаловала? (Ответы детей)

Муз.рук. Правильно, это синичка. Послушайте, как она прекрасно поет. Синичка и подарит нам нотку из своей песенки. Нотку «си»

На экране появляется нотка си.

Музрук. Ребята посмотрите на наш нотный стан. Все ли нотки вернулись на свои места. Давайте проверим. (проговаривают ноты) Как здорово, что мы вернули все ноты и теперь на земле повсюду будет жить музыка.

А что такое музыка?

За окном метель.

А еще где музыка?

По весне капель.

Это струны ливня, это первый гром

Ничего нет в мире музыки чудесней

Потому что музыка живет во всем.

Дети исполняют песню «Песенка о гамме» музыка Г. Струве

Источник

Методическое пособие «Обучение нотной грамоте детей 4-7 лет»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21

посёлка Октябрьского муниципального образования

Т.Ю. Даньковская

«Обучение нотной грамоте детей 4 – 7 лет»

Методическое пособие музыкальным руководителям

по обучению нотной грамоте детей дошкольного возраста,

используемые в совместной и индивидуальной деятельности.

Даньковская Татьяна Юрьевна – музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

О.В. Тараненко – заведующий МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Н.Г. Пономаренко – старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

В этом пособии Вы познакомитесь с элементами музыкальной грамоты. Узнаете как можно обучить музыкальной грамоте детей дошкольного возраста, как проходит знакомство с нотами, названием нот, нотными знаками, ритмом. Научитесь и научите проговаривать ритмические рисунки.

Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое музыка? Вот, не читайте сейчас дальше, а попробуйте ответить на этот вопрос.

Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? Например, равномерный стук молотка, сменяющийся визгом пилы, а затем жужжание дрели. Или шум ветра, дождя, листвы и прибоя? Или жужжание пчёл, стрекотание кузнечиков и гудение стрекоз в летний солнечный день на поле? Или просто набор звуков? Так что же такое музыка?

Существует множество определений музыки. Но ни одно не даёт точного ответа.

Музыка может передавать настроение и чувства (радость, грусть, тревогу, страх, веселье, спокойствие), пробуждать в человеке новые мысли, рассказывать истории.

Когда мы слышим спокойную музыку – мы успокаиваемся, вот почему колыбельные такие нежные и напевные, мамы своей песней успокаивают своих малышей.

Когда мы слушаем быструю музыку нам хочется танцевать, или что – то делать, у нас учащается дыхание и пульс. Поэтому, на праздниках играет весёлая, танцевальная музыка для создания хорошего настроения.

Музыка наполняет наши сердца и души смыслом, в самые трудные моменты жизни она способна поддержать людской дух, не дать человеку отчаяться. Во время войны музыка поддерживала в людях боевой дух, не давала угаснуть надежде на победу.

Музыка это пища для души. Питая душу, музыка может укрепить её или разрушить. Видимо, для каждого человека, музыка, как и любовь, является каким-то своим понятием.

Музыка должна передавать какой-то смысл, иметь какое-то содержание. Она помогает нам жить, раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.

Музыка пробуждает наши воспоминания, мы мысленно возвращаемся в то время, когда слышали её в последний раз.

Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Она даёт нам возможность лучше понять себя и друг друга. Здорово, что она есть, правда?

Знакомство с нотами, с названием нот,

знакомство с длительностями нот.

1. Как называются ноты и где они живут.

Предлагаю познакомить детей со сказками о каждой нотке.

На каждую ноту есть своя, по-своему, интересная сказка. Мы рассуждаем о сказке. Дети отвечают на все вопросы, заданные мной, чтобы лучше усваивался материал детьми.

2. Знакомство с длительностями нот.

Затем, знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» — это короткая длительность, а «та» — длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та — та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью картинок различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.

а) Работа с картинками. Ритм в картинках.

б) Цепочки из картинок.

в) Затем, предлагаю нотки (кружочки) без картинок.

Объясняю, что длинная нотка – это большой круг, а короткая нотка – маленький круг.

г) Цепочки из кружков разного размера.

д) Цепочки в виде рыбок.

Так же можно предложить цепочки из солнышек, божьих коровок и т.д.

е) Знакомство с паузой.

ж) Как выглядят (пишутся) ноты

з) Какого цвета нотки и где живут?

и) На каждую нотку есть небольшая попевка.

Закрепив знания нотной грамоты, дети легко воспроизводят ритм. Услышав разную высоту звука, они понимают, что ноты звучали разные. С большим восторгом относятся к увиденному ритму. Пройдя все этапы подготовки, получив базовые знания о нотах, дети понимают, что петь можно разными звуками, а не «гудеть» на одной нотке.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_posobie.docx 2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по музыкальной грамоте.

1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение.

Методы и приемы обучения грамоте.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой год жизни ребёнка являются периодом наиболее высокой «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой сторо.

НОД «Веселые нотки» знакомит детей с элементами нотной грамоты.

Знакомство детей с нотной грамотой проходит в форме сказки.Такая идея преподнести детям материал в виде сказки не нова ,так как легче проходит усвоение материала.Дети с удовольствием следя.

Презентация на тему «Знакомство детей дошкольного возраста с нотной грамотой» с анимацией.В презентации использованы материалы из сборника Наталии Ветлугиной Музыкальный букварь.

Источник

Читайте также:  Как выбрать преподавателя гитара
Оцените статью