Ноты до первого такта

Ноты до первого такта

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:

1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка

В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Длительности нот

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».

Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами

Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .

В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).

Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота


Основных длительностей не так уж и много. Это:

Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.


Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .

Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.

Триоли

До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.

Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):


Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.

Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.

В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.

Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.

Паузы

Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:

Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):

Тот же пример, но уже без пауз:

Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.

Размер такта

Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.

Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.

Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)

Размер такта Произношение
2/4 Две четверти
3/4 Три четверти
4/4 Четыре четверти
6/8 Шесть восьмых
12/8 Двенадцать восьмых

Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.

Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:

Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.

Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.

Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.

Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.

Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.

Проверь себя.
  1. Чем отличается целая нота от четвертной в письме?

Ответ:

Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.

  • Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?

Ответ:

Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.

  • Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?

Ответ:

По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.

  • Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
  • Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
  • Что означают цифры в размере композиции?

Ответ:

Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.

  • Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?

Ответ:

  • Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?

Ответ:

В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.

  • Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4

Ответ:

Источник

Нотная грамота (часть 3). Ключи, такт, нотный стан и расположение нот

Приветствую уважаемые читатели блога BigSong.ru. В этой части урока мы рассмотрим что такое ключи, такт, нотный стан и расположение нот на нотном стане.

Нотный стан. Он представляет собой 5 горизонтальных нотных линий, где выставляются ноты и другие знаки нотного письма. Нумерация происходит снизу вверх.

Нотный стан

Такт. Эти пять нотных линий разделяются на такты при помощи вертикальных палочек. Один такт располагается между двумя вертикальными линиями. Нумерация тактов происходит с первого и далее слева направо. Чуть ниже рассмотрим сам смысл этих тактов, но а пока на рисунке ниже вы можете увидеть пример 5 тактов.

Размер произведения. У каждого произведения в начале обязательно указывается размер, в котором написано это произведение. Он указывается 2 цифрами, как показано на рисунке ниже. Верхняя цифра указывает, сколько нот такой длительности составляют суммарную длительность такта, ну а нижняя говорит о длительности ноты.

Размер произведения

Чтобы было понятнее, опишу подробнее, как читается данный размер произведения. Читается он так: четыре четверти, что означает: во всех тактах суммарная длительность всех пауз и нот будет равняться длительности, что составляют 4 ноты и каждая из которых по длительности в четверть. На примере ниже вы увидите что в каждом такте длительность суммарная равняется именно четырём четвертям.

ритм четыре четверти

Тут перед нами 2 такта. 1-й такт (слева) содержит четыре ноты, длительность каждой будет ровно четверть. Здесь все просто. Давайте посмотрим 2-й такт: он содержит (смотрим слева направо): четверть, четверть, две восьмых (получается четверть) и 4 шестнадцатых (тоже составляют четверть) нот. В итоге суммарная длительность – четыре четверти.

Расположение нот на нотном стане

Узнаем расположение нот на нотном стане. Вообще ноты пишутся на линиях нотного стана, между линий или если линий не хватает, можно использовать дополнительные линии как снизу, так и сверху. Для того чтобы ноты были расположены более компактно по высоте, штили нужно рисовать следующим образом: если нота находится ниже средней линии нотного стана, то тогда штиль направляют вверх (и изображают справа от ноты).

Но если же нота находится на средней линии или выше – то штиль направляют вниз (и изображают его слева от ноты). Чтобы группа нот выглядела более дружной в группах нот частенько отходят от этого правила. Ниже приведен пример:

Ключ – это необходимый элемент нотного письма. Он определяет расположение нот на нотном стане. Ключ нужен для того чтобы указать размещение одной из нот, от которой впоследствии отсчитываются все остальные ноты. В данный момент существует несколько видов ключей, но сейчас мы рассмотрим 2 основных ключа, что используется для фортепианной музыки – это басовый ключ и скрипичный ключ.

Скрипичный Ключ. Он указывает положение ноты Соль первой октавы:

Скрипичный ключ

Здесь обратите свое внимание на красную линию нотного стана. Ключ её охватывает своим завитком. Вот этим ключ показывает местоположение ноты соль первой октавы. Для полной картины мы изобразили на нотном стане ноту. Эта нота находится на красной линии (что обвивает ключ), значит эта нота – соль.

Все последущие ноты будут изображаться с учётом обозначенной ключом ноты. Мы помним порядок основных ступеней: до- ре- ми- фа- соль- ля- си. Теперь давайте разместим эти ноты с учётом места ноты соль:

Скрипичный ключ соль ноты

Выше на рисунке мы изобразили ноты от до (это самая первая нота, что находится внизу на дополнительной линии) до си (на центральной линии). Последний символ – это пауза.

Басовый Ключ. Показывает расположение ноты Фа малой октавы. Его изображение напоминает запятую, ну а кружок указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова показали красным цветом:

Басовый ключ

Также приведём пример расположения нот на нотном стане с басовым ключом Фа до- ре- ми- (вверх от линии) фа- соль- ля- си (вниз от линии):

Басовый ключ фа ноты

Подведем итоги 3 части. Сегодня мы узнали, что такое нотный стан, как должны располагаться на нём ноты, узнали, что такое такт и про 2 основных ключа: Басовый ключ Фа, Скрипичный ключ Соль.

Привет, меня зовут Сергей. Музыка для меня как хобби. Занимаюсь созданием Hip-Hop минусов в Fl Studio уже продолжительное время.

Если вам понравился этот материал, то поделись с ним с другими. Так вы поможете в развитии этого сайта и у меня будет стимул в дальнейшем развивать этот проект.

Источник

Читайте также:  There you are zayn ноты для фортепиано
Оцените статью