- Верхние, сердечные и базовые ноты
- Что такое ноты в парфюмерии?
- Верхние ноты
- Сердечные или средние ноты
- Базовые ноты или шлейф
- Какие бывают ароматы? Разбираемся в классификации и нотах
- Категории ароматов
- Восточные
- Древесные
- Цветочные
- Фруктовые
- Цитрусовые
- Зеленые
- Фужерные
- Шипровые
- Морские
- Гурманские
- Ольфакторная пирамида и раскрытие
- Концентрация
- Верхние, средние и базовые ноты духов: что это такое и как их выбирать
- Почему ноты
- Верхние ноты
- Средние ноты
- Базовые ноты
- Как выбрать ноты?
Верхние, сердечные и базовые ноты
Что такое ноты в парфюмерии?
Если вы хоть раз читали описание того или иного парфюма, то непременно замечали тот факт, что запах разделяется на три основных составляющие: верхние, сердечные и базовые ноты. Разделение это вовсе не условное и имеет под собой реальную основу, о чем мы и поговорим в данной статье.
Все началось с известного французского парфюмера Писса, который жил в 19-м веке. Ему было неприятно парфюмерное однообразие, которое царило в мире, вследствие чего Писс решил изменить собственное ароматическое восприятие. Именно он впервые обнаружил тот факт, что аромат, после контакта с кожей, начинает проходить разные парфюмерные фазы. Писс сравнил эти фазы с большой симфонией, которая также разделяется на разнообразные этапы. А так как в парфюмерном мире того времени уже существовало разделение парфюмов на отдельные нотки, то Писс решил продолжить музыкальные ассоциации до конца. Поэтому наиболее уравновешенные ароматы было решено разделить на верхние, срединные и базовые составляющие, которые сменяют друг друга в продолжение той или иной фазы.
Верхние ноты
Знакомство с ароматом у каждого человека начинается с первых или верхних нот, которые вступают в игру сразу после нанесения парфюма на кожные покровы. Это нотки, которые будут играть совсем недолго. Уже через пять-семь минут они будут постепенно исчезать, а на их место будут становиться новые, сердечные запахи. Данная особенность верхних нот должна учитываться при выборе парфюмерной композиции. Дело в том, что парфюм выбирается, как правило, именно по верхним ноткам, которые звучат только в начале. Но ведь верхние ноты – не основные, и после их исчезновения парфюм начинает играть уже совсем по-другому. Поэтому при выборе аромата нужно дождаться, пока парфюм не вступит в новую ароматическую стадию. В парфюмерном мире в качестве верхних нот принято использовать имбирные, лавандовые, цитрусовые, анисовые и зеленые ароматы. Яркие и насыщенные свойства верхних нот работают, как правило, на самого обладателя парфюма, поскольку уже через несколько минут он перестает ощущать запах на своем теле.
Сердечные или средние ноты
Если вы хотите знать, как будет звучать на вас парфюм в продолжение дня, не спешите приобретать флакончик сразу после того, как он вам понравился. Как мы уже сказали, верхние ноты исчезают довольно быстро, обнажая сердечную составляющую парфюма, то есть его ядро. В зависимости от стойкости того или иного аромата, средние нотки будут звучать от трех до пяти часов. Именно по ним судят о качестве и типу запаха. Как правило, сердечные ноты характеризуются мягкостью и спокойствием, поскольку настырный запах будет неприятен, если он будет чувствоваться постоянно. Типичными представителями сердечных нот являются розовые, цветочные, жасминовые, фруктовые и пряные масла. Именно на эту составляющую делают упор многие известные парфюмерные бренды, которые заботятся о своей репутации. Сердечные нотки, в отличие от нот верхних, работают уже на окружающих, которые будут находиться от вас в непосредственной близости.
Базовые ноты или шлейф
После того, как сердечные нотки испаряются, в игру вступают базовые ноты или шлейф. Это одна из самых непредсказуемых составляющих любой парфюмерной композиции. Дело в том, что при контакте с разными типами кожи те или иные составляющие могут звучать совсем по-разному. А проверить шлейфовые ноты в парфюмерном магазине, по понятным причинам, не получится. Единственное, что вы можете сделать – брызнуть парфюм на запястье и прийти в парфюмерный магазин только на следующий день, когда познакомитесь с базовыми нотами, которые звучат примерно сутки с момента нанесения. Продолжительность звучания базовых оттенков зависит исключительно от стойкости вашей парфюмерии. К слову сказать, базовые ноты используются парфюмерами в качестве нот-фиксаторов, то есть их задачей является максимальная пролонгация действия верхних и сердечных составляющих. Именно поэтому шлейф иногда проникает в сердечные ноты, смешиваясь с ними и создавая непредсказуемый эффект. Здесь все будет зависеть от качества и дороговизны вашей парфюмерии. Базовые ноты – залог стойкости и силы ароматической композиции. Как правило, они состоят из амбровых, древесных и мускусных составляющих, которые придают парфюму темперамент и утонченность. Заметим также, что шлейф аромата работает на окружающих людей, но не на близком, а на дальнем расстоянии. Особо мощные духи могут источать свой шлейфовый запах на расстояние до двадцати метров, даже если в это время работает сердечная составляющая.
Источник
Какие бывают ароматы? Разбираемся в классификации и нотах
Категории ароматов
Когда консультант спрашивает, предпочитаете ли вы фужерные или акватические композиции, вместо ответа может возникнуть еще больше вопросов. Классификация ароматов в парфюмерии — самое интересное и неоднозначное, потому что компонентов может быть так много, что и не разберешься. Разделение ароматов на группы называется ольфакторной классификацией. Наиболее удобную систему предложил парфюмер Майкл Эдвардс, разделив все ароматы на 4 большие группы: восточные, цветочные, древесные и свежие. В каждую группу входит еще по несколько, всего их 14, среди которых есть и мшисто-древесные, и фужеры, и цитрусовые, и зеленые. Но это лишь примерное количество: одна композиция может быть настолько многогранной, что будет сочетать в себе сразу несколько категорий. Да и разделение на семейства носит очень условный характер.
Восточные
Ароматы этой группы имеют характерное и часто непростое для восприятия звучание. В восточных композициях слышны ноты дыма, благовоний, смол и пряностей. Они, как правило, хорошо подходят для зимы, вечера, торжественного события, потому что плотные и очень насыщенные.
Основные ноты: дерево уд, ладан, табак, амбра, мускус, бобы тонка, ваниль, пряности и специи, кофе, черный чай, роза
Древесные
Одни из самых многогранных композиций — древесные. Ноты дерева звучат по-разному: тепло, сливочно, дымно, сладко, с земляным или даже металлическим оттенком. Например, кедр — молочный и немного сладкий, а сандал может быть копченым и цветочным.
Основные ноты: кедр, сандал, гуяйк, пачули, ветивер
Цветочные
Самую популярную группу ароматов не спутаешь ни с чем. Цветы наиболее многогранны и разнообразны. Они практически всегда есть в ароматах, но иногда могут и запутать. Например, часто ирис придает композиции пудровость и даже древесный оттенок. Стебель туберозы создает яркое зеленое звучание, а жасмин и гардения — лактонное, то есть сливочно-кремовое.
Сладкие цветы можно услышать в композиции Guess «1981 Los Angeles Woman». Жасмин с пионом дополняют фрукты и ягоды: апельсин, груша и красная смородина. «Сейчас сложно выбрать единственный популярный тренд, в моде примерно все от „новой“ гурманики (без „сахара“ в лоб) до современных фужеров, — рассказывает Мария Кондратьева, парфюмерный эксперт и автор телеграм-канала @parf4you. — Но на локальных рынках всегда есть свои предпочтения. Так, российские женщины традиционно любят цветочно-мускусные ароматы (в том числе с ягодным акцентом), эти ароматы много лет в хитах продаж. Фантазийная сирень тоже имеет все шансы „выстрелить“».
Основные ноты: жасмин, роза, сирень, ландыш, нарцисс, тубероза, гардения, флердоранж, пион, фиалка, ирис
Фруктовые
Ароматы с нотами фруктов стали особенно популярны в начале 2000-х. Фрукты и ягоды очень часто входят в основу композиций и практически всегда придают композиции сладость. Например, Cosmic, Agent Provocateur, раскрывается нотами груши и ревеня, но пион, жасмин и орхидея настолько растворены в них, что запах звучит как нечто фруктово-ванильное. Еще один сладкий фруктовый пример — The Scent For Her, Boss, в котором отчетливо слышен персик. Есть в нем даже что-то гурманское.
Основные ноты: персик, яблоко, ревень, ежевика, личи, слива, ананас, смородина, инжир, груша
Цитрусовые
Наряду с фруктовой цитрусовая группа выделяется как самостоятельная. Цитрусовые ароматы легкие и свежие, без них невозможны шипровые и фужерные композиции. Часто цитрусы можно услышать в самом старте аромата.
Основные ноты: лимон, бергамот, апельсин, грейпфрут, юзу, лайм, мандарин, вербена
Зеленые
Еще одна легкая группа ароматов может звучать как свежо, так горько и терпко. Например, тонизирующее звучание придают мята, тархун и лаванда, а горько-пряное — полынь, листья смородины и фиалки. В зеленых ароматах часто можно услышать цитрусовые ноты. Например, Illusione for Woman, Bottega Veneta, — сложносочиненный аромат, в котором есть и кислинка бергамота, и пряность черной смородины, и свежесть оливкового дерева.
Основные ноты: тархун, лаванда, полынь, базилик, розмарин, шалфей, шисо
Фужерные
Первый фужерный аромат появился 1882 году, когда парфюмер Поль Парке создал композицию Fougere Royale на основе синтетической молекулы кумарина с запахом сена. Помимо нее, в аромат входили мох, лаванда и бергамот.
Основные ноты: мох, кумарин, бергамот, лаванда, розмарин, дерево
Шипровые
Первый шипровый аромат создал Франсуа Коти в 1917 году. Он так и назывался — Chypre. На фоне цветочных композиций эта была новаторской, потому что звучала свежо и пряно. Хороший пример современного шипра — For Her Generous Spray, Narciso Rodriguez. В нем отлично сбалансированы цветочность, горчинка, металлические, пряные и медовые ноты.
Основные ноты: бергамот, мох, пачули, кожа, ладан, нероли, ветивер
Морские
Эту группу еще называют акватической. Ее расцвет пришелся на 90-е, когда были популярны ароматы L’Eau Par Kenzo. Ощущение морского воздуха парфюмеры передавали, смешивая синтетические компоненты с цитрусовыми и цветочными. Получались запахи моря и йода. Например, в композиции King Of Seduction, Antonio Banderas, яркие морские ноты появляются благодаря ананасу, кардамону, дыне, цитрусовым, ветиверу и замше.
Основные ноты: цитрусы, лаванда, мята, зелень
Гурманские
Этой категории нет в системе Майкла Эдвардса, но она очень важна. Первой гурманской композицией стал Angel Thierry Mugler, вышедший в 1992 году. Гурманские ароматы всегда сладкие и съедобные. Например, Girls Can Say Anything, Zadig& Voltaire у многих звучит как зефир или груши в меду. Но в нем есть и восточно-фужерные оттенки из-за мускуса, гвоздики и папоротника. «Ароматы с сахаром, кстати, пользуются популярностью в ситуации „на выход“. В каком-то смысле они стали „настоящими французскими духами“ и ассоциируются с праздником и торжеством», — говорит Мария Кондратьева.
Основные ноты: карамель, сливки, печенье, мед, пралине, миндаль, какао, шоколад
Ольфакторная пирамида и раскрытие
Самое сложное — это ольфакторная пирамида, то есть заявленные брендом ноты духов. Нужно понимать, что пирамида — это не состав и не список реальных ингредиентов аромата, а условные, субъективно ощущаемые ноты. Понять аромат по такому описанию можно, если у вас «натренирован» нос и вы понимаете, как пахнет мох и дерево уд, а как — роза и ирис. При этом, смешиваясь друг с другом, ноты могут стать неразличимы.
«Если человек достаточно много пробовал и умеет переводить с языка маркетологов на человеческий, то может понять аромат по пирамиде. Иногда от излишнего усердия в описание аромата помещают всю таблицу Менделеева и сверху кристальный мускус какой-нибудь. Тогда остается только идти и проверять собственным носом», — говорит Екатерина Хмелевская, парфюмерный критик, автор сайта Aromablog и одноименного телеграм-канала.
У каждого аромата есть верхние, средние (ноты сердца) и базовые ноты (шлейф). Верхние мы чувствует самыми первыми, как только нанесли аромат. Исчезают они тоже первыми. Ноты сердца — это ядро аромата, они ощущаются около двух часов. Шлейф композиции — самый стойкий. Именно по шлейфу можно составить адекватное впечатление.
Часто в верхние ноты включают цитрусовые, специи и травы, а в шлейф — сандал, пачули, бобы тонка, ваниль, мускус.
Концентрация
Концентрация зависит от соотношения ароматического вещества и спирта. Самая концентрированная форма — духи (Parfum). Они включают в себя от 20 до 40 % ароматического вещества. Менее концентрированная — парфюмерная вода (Eau de Parfum), где ароматического вещества от 15 до 20 %. Затем идет туалетная вода (Eau de Toilette), в ней от 5 до 15 % концентрации. И самые легкие — одеколон (Eau de Cologne) с концентрацией от 2 до 4 % и вода (Eau Fraiche) с количеством ароматического вещества от 1 до 3 %.
Есть мнение, что чем сильнее концентрация аромата, тем более стойким он будет. «Стойкость и шлейфовость (диффузность) — две совершенно разные характеристики, которые никак не взаимосвязаны. А вот компоненты могут влиять на стойкость», — рассказывает Матвей Юдов, химик, специалист в области душистых веществ.
Все ароматы нужно пробовать на себе, по блоттеру ничего не понять. Он лишь запечатлевает композицию, но не раскрывает ее в полной мере. Способность понимать ароматы и выявлять отдельные ноты тренируется годами.
Источник
Верхние, средние и базовые ноты духов: что это такое и как их выбирать
Услышь свой аромат по-новому 🌸
Текст: Даша Амосова 19 мая 2020
Обычно мы выбираем духи по принципу «нравится — не нравится», однако парфюм всегда немного сложнее того, какое первое впечатление он производит. Наверняка ты слышала про парфюмерные ноты, но не знаешь, что это значит и где это применять.
Мы расскажем, что такое верхние, средние и базовые ноты, какие запахи используются на каждом уровне и как выбрать свой аромат.
Почему ноты
Достоверно неизвестно, но скорее всего кто-то провел параллели парфюма и музыкального произведения.
Недаром и то, и другое называют композицией, а духи не нюхают, а «слушают».
Как разные партии оркестра, соединяясь, создают неповторимое звучание, так и ноты духов должны «играть» друг с другом в унисон, не спорить и создавать начало, кульминацию и конец творения.
Верхние ноты
Начальные, стартовые, «головные»
Это самый первый аромат, что ты чувствуешь, когда нюхаешь парфюм. Также по этим нотам ты чаще всего помнишь ароматы других людей. Верхние ноты обычно пахнут чем-то легким, фруктово-цветочным или свежим, и довольно быстро испаряются.
Совет: бывало, что ты наносишь приятные духи, но через пару часов от них начинает болеть голова? Это от того, что верхние ноты резко переходят в средние. Пробуй разные парфюмы, где запахи плавно перетекают друг в друга.
Самые распространенные:
Флердорандж (гибрид мандарина)
Средние ноты
«Сердечные», центральные, смыслообразующие
Их называют нотами сердца, потому что они располагаются прямо в центре аромата. Другими словами — вокруг них строится весь аромат, ведь они держатся, когда ушли верхние ноты и раскрылись базовые. Обычно в сердцевину парфюма помещают что-то мягкое, нейтральное и классическое, чтобы не раздражать обоняние.
Самые распространенные:
Иланг-иланг (вечнозеленое дерево)
Нероли (гибрид мандарина)
Гальбанум (травянистое смолистое растение)
Базовые ноты
Основные, конечные, фоновые
Базовые ноты не появятся, пока верхние ноты полностью не испарятся. В сочетании со средними нотами они создают финальный заманчивый запах, который тяжелей и остается на одежде, волосах и коже. Необходимо внимательно выбирать эти ноты, чтобы запах тебя не раздражал, ведь так же будет пахнуть весь твой гардероб.
Поскольку эти ноты являются основой любого аромата, они сильнее и объемней: в базу ставят заметные и долгоиграющие древесные или ореховые ароматы.
Самые распространенные:
Ветивер (азиатское злаковое растение)
Пачули (тропический кустарник)
Амбра (воскоподобное вещество из пищеварительного тракта кашалотов)
Цибет (выделения из хищников-циветов)
Искусственные продукты синтеза
В основном нот на каждый слой несколько — от двух до семи. То есть на «верхушке» парфюм может пахнуть одновременно апельсином, огурцом и каким-нибудь цветком.
Конечно, бывают и исключения: например, некоторые создатели делают духи всего из одной необычной ноты, другие стараются сделать переход настолько плавным, чтобы ноты не разделялись. Однако эта схема действует для большинства духов на современном рынке.
Как выбрать ноты?
Начать с того, что не разделять на них парфюмерную композицию. Парфюм должен пахнуть хорошо целиком, ни одна его часть не должна раздражать. Если ты любишь, предположим, розы, и они есть в одной ноте, все равно надо слушать аромат целиком, чтобы понять, как роза сочетается с другими ингредиентами.
Духи лучше выбирать утром , когда обоняние работает сильнее всего. Нанеси духи на «точку пульса» (запястье, мочка уха, сгиб локтя) и на предмет одежды. Походи целый день и внимательно нюхай эти места спустя 3 часа и спустя 10 часов после похода в магазин. Так ты сможешь уловить верхние, сердечные и базовые ноты.
Если ты не любишь тяжелые «бабушкины» ароматы, выбирай духи, в которых по-минимуму базовых нот, не больше 3-х.
Любишь красивые и сложные парфюмы? Тогда присмотрись к ароматам, у которых в сердце есть необычные ингредиенты — например, искусственные соединения или альдегиды.
Источник