Ноты двухголосного диктанта по сольфеджио

Ноты двухголосного диктанта по сольфеджио

Рецензент: канд. педагогических наук А. В. Пчелинцев

В сборник включены диктанты различной степени трудности, начиная с однотональных и кончая сложными модальными и атональными примерами. Наряду с диктантами гомофонно-гармонического склада широко представлены полифонические образцы. Для учащихся музыкальных школ, училищ и вузов.

© Бычков Юрий Николаевич, 1998 г.

Настоящий сборник двухголосных диктантов составлен мною на основе опыта преподавания сольфеджио в музыкальных училищах и вузах. Он может быть использован в работе со студентами разных специальностей — на отделениях духовых, струнных и народных инструментов, но также при занятиях с теоретиками. Это обусловлено довольно большим диапазоном трудностей, представленных в данном пособии.
Российская школа сольфеджио представлена в настоящее время достаточно широким набором изданных работ по музыкальному диктанту. Но в этой области (так же как и в любой другой) разнообразие методических подходов никогда не будет излишним. Кроме того, следует обновлять учебный материал в соответствии с новыми требованиями, возникающими в связи с изменением интонационного строя музыки и усложнением ее языка. Эти соображения и побудили меня предложить вниманию педагогов по сольфеджио данное пособие.
Оно составлено из диктантов собственного сочинения, к чему можно относиться по-разному. С одной стороны, такого рода пособия обычно «грешат» известной стилистической однородностью, отражая манеру мышления их составителей. С другой стороны, на авторском материале легче осуществить последовательное наращивание трудностей, легче достичь методического единства. Кроме того, практика преподавания сольфеджио показывает, что любой педагог может использовать в своей работе пособия различных авторов, подбирая учебный материал в соответствии с собственными методическими установками и учитывая уровень и характер развития музыкального слуха учащихся.
Составляя настоящее пособие, я не стремился проявить какое-либо «новаторство». Стилевая ориентация диктантов большей части сборника классико-романтическая: они основаны на тональных закономерностях. Лишь в последнем разделе используются отдельные черты из музыки ХХ века.
В сборник включены диктанты гармонического и полифонического склада, наращивание трудностей внутри разделов происходит за счет усложнения ладогармонической структуры: за примерами диатонического рода следуют диктанты, включающие в себя хроматизм и альтерацию, отклонения и модуляции в родственные, а затем и отдаленные тональности.
Изучению полифонических приемов посвящены 2-й и 3-й разделы пособия. Наряду со свободным двухголосием, основанным на активизации мелодического движения в обоих голосах, изучаются различные виды имитации. Последовательно прорабатывается ряда полифонических приемов: имитация в разные интервалы, двойной контрапункт (преимущественно октавный), каноническая секвенция. Отдельные диктанты написаны в форме канона. Работа над полифоническими диктантами позволит ознакомить учащихся с приемами, на которых они построены (особенно это целесообразно на тех отделениях, где учебным планом не предусмотрено изучение курса полифонии).
В последнем разделе сборника помещены диктанты, требующие осмысления относительно сложных звуковысотных структур. Здесь есть примеры, написанные в хроматической тональности, ряд диктантов ориентирован на освоение однотерцовых отношений. Специально прорабатываются некоторые симметричные лады (тон-полутоновый, целотоновый и др.). Среди диктантов, заключающих сборник, есть примеры на полиладовость, полимодальность и атональность. Чтобы облегчить проработку этих диктантов, в конце сборника дается краткий комментарий, касающийся их ладотонального строения и способов преодоления трудностей, которые могут возникнуть при их написании. Специальной проработки ритмических трудностей материалы настоящего сборника не предусматривают, но отдельные примеры предоставляют все же возможность активизировать и эту сторону музыкального мышления учащихся.
Жанровая характеристика диктантов достаточно разнообразна. Здесь преобладают, пожалуй, диктанты песенного склада, но есть примеры декламационного, танцевального, моторного плана и пр. Думается, что определить характер исполнения диктанта (равно как и темп, который может варьироваться в зависимости от степени подготовки учащихся) для педагога не составит особого труда.
Хочется обратить внимание педагогов и учащихся, использующих данное пособие, на то обстоятельство, что работу над ним целесообразно сочетать с записью других диктантов того же автора («Трехголосные диктанты» — М.: Музгиз, 1985; «Одноголосные диктанты» — М.: РАМ, 1996). В диктантах, представленных в этих изданиях, не трудно найти ряд стилистических и методических взаимосвязей с материалами данного пособия, что позволит провести единую линию в освоении некоторых звуковысотных структур (в частности, современной модальности и атональности).

Читайте также:  Нам нужна одна победа гитар

Ю. Бычков Март 1998

I. Диктанты гомофонно-гармонического склада
№№ 1-24
№№ 25-48
II. Диктанты с полифоническими элементами (№№ 49-62)
III. Полифонические диктанты
№№ 63-88
№№ 89-110
№№ 111-131
IV. Хроматическая тональность (№№ 132-140)
V. Симетричные лады, атональность (№№ 141-153 )
Комментарий к диктантам 5-го раздела

Источник

Ноты двухголосного диктанта по сольфеджио

Рецензент: канд. педагогических наук А. В. Пчелинцев

В сборник включены диктанты различной степени трудности, начиная с однотональных и кончая сложными модальными и атональными примерами. Наряду с диктантами гомофонно-гармонического склада широко представлены полифонические образцы. Для учащихся музыкальных школ, училищ и вузов.

© Бычков Юрий Николаевич, 1998 г.

Настоящий сборник двухголосных диктантов составлен мною на основе опыта преподавания сольфеджио в музыкальных училищах и вузах. Он может быть использован в работе со студентами разных специальностей — на отделениях духовых, струнных и народных инструментов, но также при занятиях с теоретиками. Это обусловлено довольно большим диапазоном трудностей, представленных в данном пособии.
Российская школа сольфеджио представлена в настоящее время достаточно широким набором изданных работ по музыкальному диктанту. Но в этой области (так же как и в любой другой) разнообразие методических подходов никогда не будет излишним. Кроме того, следует обновлять учебный материал в соответствии с новыми требованиями, возникающими в связи с изменением интонационного строя музыки и усложнением ее языка. Эти соображения и побудили меня предложить вниманию педагогов по сольфеджио данное пособие.
Оно составлено из диктантов собственного сочинения, к чему можно относиться по-разному. С одной стороны, такого рода пособия обычно «грешат» известной стилистической однородностью, отражая манеру мышления их составителей. С другой стороны, на авторском материале легче осуществить последовательное наращивание трудностей, легче достичь методического единства. Кроме того, практика преподавания сольфеджио показывает, что любой педагог может использовать в своей работе пособия различных авторов, подбирая учебный материал в соответствии с собственными методическими установками и учитывая уровень и характер развития музыкального слуха учащихся.
Составляя настоящее пособие, я не стремился проявить какое-либо «новаторство». Стилевая ориентация диктантов большей части сборника классико-романтическая: они основаны на тональных закономерностях. Лишь в последнем разделе используются отдельные черты из музыки ХХ века.
В сборник включены диктанты гармонического и полифонического склада, наращивание трудностей внутри разделов происходит за счет усложнения ладогармонической структуры: за примерами диатонического рода следуют диктанты, включающие в себя хроматизм и альтерацию, отклонения и модуляции в родственные, а затем и отдаленные тональности.
Изучению полифонических приемов посвящены 2-й и 3-й разделы пособия. Наряду со свободным двухголосием, основанным на активизации мелодического движения в обоих голосах, изучаются различные виды имитации. Последовательно прорабатывается ряда полифонических приемов: имитация в разные интервалы, двойной контрапункт (преимущественно октавный), каноническая секвенция. Отдельные диктанты написаны в форме канона. Работа над полифоническими диктантами позволит ознакомить учащихся с приемами, на которых они построены (особенно это целесообразно на тех отделениях, где учебным планом не предусмотрено изучение курса полифонии).
В последнем разделе сборника помещены диктанты, требующие осмысления относительно сложных звуковысотных структур. Здесь есть примеры, написанные в хроматической тональности, ряд диктантов ориентирован на освоение однотерцовых отношений. Специально прорабатываются некоторые симметричные лады (тон-полутоновый, целотоновый и др.). Среди диктантов, заключающих сборник, есть примеры на полиладовость, полимодальность и атональность. Чтобы облегчить проработку этих диктантов, в конце сборника дается краткий комментарий, касающийся их ладотонального строения и способов преодоления трудностей, которые могут возникнуть при их написании. Специальной проработки ритмических трудностей материалы настоящего сборника не предусматривают, но отдельные примеры предоставляют все же возможность активизировать и эту сторону музыкального мышления учащихся.
Жанровая характеристика диктантов достаточно разнообразна. Здесь преобладают, пожалуй, диктанты песенного склада, но есть примеры декламационного, танцевального, моторного плана и пр. Думается, что определить характер исполнения диктанта (равно как и темп, который может варьироваться в зависимости от степени подготовки учащихся) для педагога не составит особого труда.
Хочется обратить внимание педагогов и учащихся, использующих данное пособие, на то обстоятельство, что работу над ним целесообразно сочетать с записью других диктантов того же автора («Трехголосные диктанты» — М.: Музгиз, 1985; «Одноголосные диктанты» — М.: РАМ, 1996). В диктантах, представленных в этих изданиях, не трудно найти ряд стилистических и методических взаимосвязей с материалами данного пособия, что позволит провести единую линию в освоении некоторых звуковысотных структур (в частности, современной модальности и атональности).

Ю. Бычков Март 1998

I. Диктанты гомофонно-гармонического склада
№№ 1-24
№№ 25-48
II. Диктанты с полифоническими элементами (№№ 49-62)
III. Полифонические диктанты
№№ 63-88
№№ 89-110
№№ 111-131
IV. Хроматическая тональность (№№ 132-140)
V. Симетричные лады, атональность (№№ 141-153 )
Комментарий к диктантам 5-го раздела

Источник

Ноты двухголосного диктанта по сольфеджио

PIANOROOMS Садовая-Кудринская запись закреплена

СБОРНИКИ ДИКТАНТОВ ПО СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ ДМШ И МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ

1 — 3. Русяева И. «Одноголосные диктанты» Вып. 1, 2, «Двухголосные диктанты»
4. Вахромеева Т. «Музыкальные диктанты» 1 — 4 классы
5. Калинина Г. «Занимательные диктанты»
6. Резник М. «Музыкальные диктанты»
7. Новицкая Н. «Музыкальные диктанты»
8. Металлиди Ж. Перцовская А. «Музыкальные диктанты для ДМШ»
9. Фрейндлинг Г. «Двухголосные диктанты»

Гнесинка. 98 одноголосных вступительных диктантов по сольфеджио
https://vk.com/wall-168881845_2101

Лопатина И. 5 сборников диктантов по сольфеджио
https://vk.com/wall-168881845_1673

Музыкальные классы с фортепиано в центре Москвы. vk.com/im?sel=-168881845
Sound Space — музыкальный репетиторий
Москва, Садовая-Кудринская 11, строение 5.
+79990019873
Soundspacerep.ru

Источник

Л. Синицына. Одноголосные диктанты. Двухголосные вокальные упражнения

Ведущие формы работы на уроках сольфеджио — запись музыкального диктанта и работа над чистотой и интонирования. Каждый преподаватель в своей работе пользуется в той или иной мере всем тем богатсвом методической литературы, который был накоплен многими поколениями педагогов-теоретиков. И тем не менее, для многих из нас естественным является стремление расширить список известных и утверждённых пособий своими, авторскими разработками, в которых обощён многолетний собственный педагогический опыт.

Автор предлагает коллегам своё новое пособие «Одноголосные диктанты. Двухголосные вокальные упражнения». Оно адресовано педагогам сольфеджио и учащимся средних и старших классов ДМШ и ДШИ и представляет собой собрание авторских инструктивных диктантов и вокальных упражнений.

Данное пособие является продолжением работы над одним из самых интересных и одновременно сложных видов заданий на уроках сольфеджио — написанием диктанта. В 2018 году было создано авторское методическое пособие «Диктанты по сольфеджио для младших классов» с подробным описанием плана работы (методической разработкой).

Цель создания настоящего пособия заключается в поиске новых творческих подходов для осуществления плодотворной работы с учащимися средних и старших классов на уроках сольфеджио.

Каждое упражнение, будь то одноголосный диктант или двухголосный вокальный номер, является отражением изучаемых тем на основе программных требований, предлагаемых 5–8 классам ДМШ и ДШИ.

Весь музыкальный материал написан в 24 мажорных и минорных тональностях от одного до шести знаков при ключе, в простых и сложных размерах с применением разнообразных ритмических групп.

Структура каждого номера в пособии подчинена логике: период однотональный, с отклонением или модуляцией; повторного или неповторного строения, с серединной и заключительной каденцией. Музыкальные средства, на основе которых были созданы упражнения, позволяют охватить и закрепить большой спектр теоретического материала, а значит не только его осмыслить, но и изучить практически. А это представляется одной из главных задач предмета «Сольфеджио».

Следует отметить, что миниатюры сочинялись автором не только как инструктивные. В некоторых из них воплотилось желание подчеркнуть жанровые особенности (вальс — №33, 52, полька — №14, 17, 39, марш — №36, 43, 45, тарантелла — №46, 51, баркарола — №11, 54, краковяк — №26; танго — №53, двухголосный канон — №2), а также выразительные возможности мелодической линии, а в двухголосных — её подчинение или диалогичность по отношению ко второму голосу.

Одноголосные образцы могут служить материалом как для диктанта, так и для чтения с листа и транспонирования, их можно предлагать учащимся для самостоятельного (домашнего) выучивания, с возможностью подобрать аккомпанемент, проанализировать как интонации, так и форму. В двухголосных упражнениях — это и анализ интервального состава, и всевозможные варианты работы по голосам.

Надеюсь на творческий подход учащихся и педагогов к представленному музыкальному материалу.

Источник

Оцените статью