Ноты джазовых соло для

Джаз на фортепиано: ноты

Джаз — музыкальный жанр, появившийся на рубеже 19 и 20 веков в США (Новый Орлеан). Он родился в результате объединения сельского и городского афроамериканского фольклора с европейской музыкальной традицией и представляет собой сочетание народной, художественной и развлекательной музыки.

Джаз характеризуется синкопированным ритмом, также с большой свободой интерпретации и аранжировки и склонностью к импровизации. Начальная стадия развития джаза связана с Новым Орлеаном, откуда приехал один из самых узнаваемых музыкантов этого жанра, который популяризировал джаз во всем мире: вокалист и трубач Луи Армстронг. Джазовая музыка из штата Миссисипи также важна для развития джаза.

В принципе можно выделить несколько основных стилистических периодов в истории джаза, в том числе: Чикагский джаз, диксиленд, свинг, крутой джаз и свободный джаз.

Джаз — это идеальная музыка для людей, которые чувствуют себя настоящими артистами и любят свободно интерпретировать многие песни.

В этом разделе собраны популярные джазовые пьесы, этюды и другие произведения для фортепиано, скачать которые можно бесплатно.

Источник

Уроки джаза >Соло на фоне джазово-блюзовых аккордов

Джазово-блюзовые аккордовые прогрессии — классная вещь, ведь они дают музыкантам так много интересных возможностей!

Сегодня мы поговорим о создании мелодий из одиночных нот на фоне прогрессии в классическом джазовом стиле, известном как бибоп. В его развитие внесли вклад такие музыканты, как саксофонист Чарли Паркер (Charlie Parker), трубач Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и гитаристы Чарли Кристиан (Charlie Christian), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery) и Грант Грин (Grant Green). Играть мы будем в тональности G, на фоне моей любимой последовательности джазово-блюзовых аккордов.

Джаз-блюзовое соло на гитаре

На РИС. 1 вы видите два варианта свингового соло на 12 тактов в умеренно быстром темпе. Ритмическая фразировка подразумевает восьмые ноты, но чтобы несколько разнообразить ее, я добавляю простые четвертные ритмы (см. такты 1, 5, 9, 21) и четверти с точкой (такт 23).

Двигаясь в обратном направлении — то есть как бы «ускоряя» соло — я также вставляю несколько восьмых триолей (такты 9 и 22), шестнадцатые ноты (такт 4) и быструю шестнадцатую триоль (такт 18). Все это очень характерно для бибопа, а в тактах 1, 2, 5, 14, 19 и 21 — наряду с паузами — это служит для уплотнения грува и делает результат значительно интереснее. Именно такие ритмические вариации и придают мелодии музыкальность и плавность.

Важно также то, как мелодия идет вверх или вниз, то есть меняет направление. Это создает так называемый «ритм в рамках ритма». Цель — звучать по-новому и избежать предсказуемости фраз.

Что касается техники, здесь в основном используется прием игры переменным штрихом с небольшой оговоркой: на сильные доли я играю апстроками, а на слабые — даунстроками. Большинство гитаристов играют наоборот, а я вот выработал для себя такой подход и считаю его более интересным и джазовым. (Прошу прощения, если это покажется вам странным!) В соло вы встретите несколько примеров техники легато (хаммер-оны, пулл-оффы и слайды), которые тоже вносят разнообразие в фразировку и смягчают атаку. Я также делаю бенды и вибрато, считая их декоративными элементами, придающими соло блюзовый характер.

Вы заметите, что большинство фраз построены на арпеджио, причем смена аккордов подчеркивается аккордовыми нотами: тоникой, терцией, квинтой, септимой, ноной или ундецимой (подробнее об интервалах читайте здесь). Также здесь есть место как хроматическим, так и диатоническим (основанным на гамме) проходящим тонам. Они служат переходами между целевыми аккордовыми нотами.

Источник

А. Бадьянов, М. Диков — Хрестоматия джазовых соло для гитары — ноты

Нотные сборники, джаз

А. Бадьянов, М. Диков
Хрестоматия джазовых соло для гитары

2000г.
Только описание.

С середины 50-х годов уходящего столетия гитара в поп-музыке, как и в народе, по разным причинам становится культовым инструментом.
Одна из причин «культа» гитары и ее широкого применения в современной музыке — это развитие индустрии производства электромузыкальных инструментов, звукоснимающих систем и гитарных приставок («примочек», как говорят музыканты). При наличии электронных узлов этот инструмент становится универсальным.

Популярность у народа этот инструмент получил вследствие появления на свет таких кумиров, как Элвис Пресли и группа «The Beatles».
В нашей стране гитарный бум пришелся на начало 60-х годов, что связано с творчеством популярных в то время бардов — Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Булата Окуджавы и других, которые исполняли собственные песни под аккомпанемент гитары. Одновременно стали возникать многочисленные рок- и поп-группы (вокально-инструментальные ансамбли, или ВИА), где гитара была лидирующим инструментом.
Несмотря на широкое использование этого универсального инструмента в современной музыке, методика преподавания, школа, издание учебников и пособий в значительной степени отстают от мирового уровня. Отечественная школа преподавания гитарной поп-музыки еще недостаточно сильна, вследствие чего низок общий уровень исполнительского мастерства. Отдельные талантливые самородки встречаются в любом городе России, но это не является показателем, так как эти одержимые люди долго, по крупицам собирали информацию — отслушали километры пленки и отсмотрели сотни часов видео.
Все, что я вижу на полках нотных магазинов, — это в лучшем случае переложения популярных песенок и мелодий или суррогат, заимствованный из разных зарубежных изданий.
Впервые за последние десять лет выходит в свет полноценное учебное пособие — «Хрестоматия джазовых соло».

Несколько слов об Алексее Борисовиче Бадьянове, одном из составителей этого издания. Он является известным концертирующим музыкантом, постоянно играет в различных составах и работает на студиях звукозаписи. Свыше пятнадцати лет он преподает курс джазовой гитары в Московском колледже импровизационной музыки.
Предлагаемая «Хрестоматия джазовых соло» — результат его многолетней педагогической деятельности. Ценность этого учебника заключается в следующем:
1. Это первое отечественное издание подобного рода, в России аналогов ему нет.
2. Объем информации включает в себя разные стили — от раннего джаза 30-х годов
до современного, 90-х годов.
3. В хрестоматии отражена вся эволюция развития гитарной музыки, принцип
построения фраз, гармоническое мышление.
4. Хрестоматия универсальна: так как публикуемые соло в основном одноголосные,
предлагаемый нотный материал может быть полезен не только гитаристам, но и музыкантам
других специальностей.
И последнее: чтобы достичь высокого исполнительского мастерства, необходимо постоянно анализировать и проигрывать соло мастеров джаза, с тем чтобы со временем приблизиться к уровню исполнения таких великих гитаристов, как Джанго Рейнхард, Джо Пасс, Вес Монтгомери и другие.
Желаю вам благополучия и успехов!
Михаил Диков

Источник

Джаз — Ноты

Сборники с нотами, литература, пособия.
Ноты для джаза (фортепиано, гитара)


Джазовые произведения для фортепиано
Выпуск 1
составитель Ю. Чугунов
«Советский композитор», 1982г.
номер с6032к

Сборник открывает серию изданий, посвященных фортепианной джазовой музыке советских композиторов. Авторы первого выпуска:
Андрей ЭШПАЙ — композитор, пианист, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, автор многочисленных произведений, в том числе для джазовых и эстрадных оркестров; инициатор и пропагандист джазовой музыки.
Юрий ЧУГУНОВ — композитор, аранжировщик, преподаватель эстрадного отделения Музыкального училища имени Гнесиных. Участвовал во всесоюзных джазовых фестивалях как дирижер, а также как саксофонист. Автор учебного пособия «Гармония в джазе».
Алексей КОЗЛОВ — композитор, саксофонист, участник всесоюзных и зарубежных джазовых фестивалей. Являясь руководителем ансамбля «Арсенал», ведет активную концертную деятельность.
Владимир ДАНИЛИН — пианист, участник джазовых концертов и фестивалей. В настоящее время солист джаз-оркестра под управлением Олега Лундстрема.
Игорь БРИЛЬ — композитор, пианист, преподаватель эстрадного отделения Музыкального училища имени Гнесиных, руководитель Ансамбля современного джаза, участник всесоюзных и зарубежных джазовых фестивалей. Автор учебного пособия «Практический курс джазовой импровизации».
Юрий МАРКИН — композитор, пианист, бас-гитарист, преподаватель эстрадного отделения Музыкального училища в городе Электростали (Московская область), участник джазовых фестивалей и концертов. Автор многочисленных джазовых аранжировок.
Николай ЛЕВИНОВСКИИ — композитор, пианист, аранжировщик, участник джазовых фестивалей. Организатор ансамбля «Аллегро», с которым ведет интенсивную концертную деятельность.
Леонид ЧИЖИК—композитор, пианист, участник советских и зарубежных джазовых фестивалей. Выступает с сольными концертами спонтанной джазовой импровизации в концертных залах, по радио и телевидению.

  • Андрей ЭШПАЙ. Prelude
  • Юрий ЧУГУНОВ. Экспромт
    • Неуслышанный зов
  • Алексей КОЗЛОВ. Посвящение Махавишну
  • Владимир ДАНИЛИН. Парафраза на тему песни С. Туликова «Я в тебя не влюблен»
    • Звездная пыль (обработка песни X. Кармайкла).
  • Игорь БРИЛЬ. Движение
    • Баллада
  • Юрий МАРКИН. Две прелюдии
    • Концертные обработки популярных мелодий джаза
      • I. Около полуночи (Т. Монк)
      • II. Звездоликая Стелла (В. Янг)
      • III. На улице «Зеленых дельфинов» (Б. Кэйпер)
  • Николай ЛЕВИНОВСКИЙ. Прелюдия-экспромт
    • Фантастический танец
  • Леонид ЧИЖИК. Фантазия

Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за сборник!


Джазовые произведения
Выпуск 2
составитель Ю.Чугунов
«Советский композитор», 1986г.
номер с7674к

Появление в 1982 г. первого выпуска «Джазовых произведений для фортепиано» вызвало живой отклик среди любителей джаза. Особенно полезным он оказался для учащихся эстрадных отделений музыкальных училищ и институтов, которые испытывают большую потребность в такого рода материале. Учитывая это обстоятельство, издательство «Советский композитор» выпустило в 1985 г. сборник «Джазовые вальсы для фортепиано», а настоящим выпуском продолжает серию, начатую в 1982 г.
В сборнике представлены произведения разных стилей и разной степени трудности, в основном рассчитанные на пианистов, имеющих солидную техническую подготовку.
Наряду с авторами, знакомыми вам по первому выпуску, в сборник вошли произведения двух новых авторов — Н. Капустина и Д. Крамера.
Николай КАПУСТИН — композитор, пианист. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского у А. Гольденвейзера (фортепиано). Работал пианистом и аранжировщиком в оркестре п/у О. Лундстрема, затем в эстрадных оркестрах Центрального телевидения и Всесоюзного радио; с 1977 г. — в оркестре кинематографии. Им написаны три фортепианных концерта, фортепианные сонаты, сюиты и множество пьес для различных инструментальных составов.
Даниил КРАМЕР — композитор, пианист. Окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных у Е. Либермана (фортепиано). Преподаватель фортепиано на эстрадном отделении Музыкального училища им. Гнесиных. Ведет активную концертную деятельность, выступая с сольными концертами, где исполняет собственные произведения и обработки известных джазовых тем. Является автором многих джазовых композиций виртуозного характера.

  • Андрей ЭШПАЙ. Старый мотив
  • Николай КАПУСТИН. Интермеццо
  • Мелодии Коула Портера. Обработка Юрия Маркина
    • 1. Что за вещь—любовь?
    • 2. Я люблю тебя
    • 3. Все на продажу
  • Юрий ЧУГУНОВ. Напоминание
    • Постлюдия
  • Игорь БРИЛЬ. В народном духе (токката)
  • Николай ЛЕВИНОВСКИЙ. Импровизация
  • Даниил КРАМЕР. Этюд
  • Леонид ЧИЖИК. Экспромт

Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!


Джазовые произведения
Выпуск 3
составитель Ю.Чугунов
«Советский композитор», 1990г.
номер с8232к

От составителя
Третий выпуск сборника «Джазовые произведения для фортепиано» продолжает серию, начатую в 1982 году. В нем, как и в предыдущих выпусках, представлены оригинальные произведения и обработки московских авторов-композиторов и пианистов. По традиции представляем дебютантов.

Валерий ГРОХОВСКИЙ. Пианист. Закончил фортепианный факультет Института им. Гнесиных. Преподает фортепиано на эстрадном отделении Музыкального училища им. Гнесиных. Лауреат джазового фестиваля «Таллинская осень-86». Участник многих джазовых концертов в Москве и других городах, где выступает как пианист-солист, а также с различными джазовыми ансамблями. Сборник открывают две его обработки в стилях выдающихся джазовых пианистов современности Арта Тэйтума и Оскара Питерсона.

Григорий СЛАВИН. Пианист. Преподаватель эстрадного отделения Музыкального училища им. Гнесиных (класс ансамбля). Участник джазовых концертов, где выступает не только в качестве пианиста и автора пьес, но и как бас-гитарист и певец. В своих композициях стремится к синтезу современных стилей джаза, рока, фанка, претворяя ансамблевые приемы названных стилей в сольном фортепианном изложении. Три экспромта, напечатанные в этом сборнике, отражают его творческое направление.

Ашот ПИЛИПОСЯН. Композитор. Закончил Московскую консерваторию в 1982 году. В настоящее время заканчивает аспирантуру. Его дипломная работа «Кончерто гроссо» для струнных и ударных удостоена диплома первой степени на конкурсе молодых композиторов в 1983 году. В своих сочинениях стремится синтезировать современные принципы композиции с использованием музыкальных традиций различных национальных культур. Две его пьесы «Экспромт» и «Посвящение Чику Кориа» отражают увлечение автора современным направлением «фьюжн», развившимся из джаз-рока, ярчайшим представителем которого является Чик Кориа.

  • Ричард РОДЖЕРС. Ты меня покорила. Обработка в стиле Арта Тэйтума Валерия Гроховского
  • Джордж ГЕРШВИН. Не для меня. Обработка в стиле Оскара Питерсона Валерия Гроховского
  • Владимир ДАНИЛИН. Парафраз на тему песни Василия Соловьева-Седого «Когда вам двадцать лет»
  • Джеймс ВЭН-ХЬЮЗЕН. Это могло случиться с тобой. Обработка Владимира Данилина
  • Юрий ЧУГУНОВ. Маска
    • Монолог (Телониус Монк). Из сюиты «Джазовые портреты»
    • Памяти Билла Эванса
  • Григорий СЛАВИН. Три экспромта
  • Ашот ПИЛИПОСЯН. Экспромт
    • Посвящение Чику Кориа. Из цикла «Двенадцать посвящений для фортепиано»

Скачать ноты


Юрий Чугунов
Джазовые произведения

«Советский композитор», 1990г.
номер с9075к

Все чаще можно видеть в наших нотных магазинах джазовые издания — как для фортепиано, так и для различных инструментальных ансамблей. Но далеко не всегда встретятся пьесы (будь то привычная джазовая миниатюра или сочинение крупной формы), проникнутые подлинным ароматом джаза. Перед вами именно такой сборник, составленный из произведений Юрия Чугунова.

Джаз оказал и продолжает оказывать воздействие на всю современную культуру. Вспомним Равеля, Стравинского, Хиндемита, Онеггера, Мийо, Шостаковича, которые в разной мере приблизились к проблеме слияния жанров джаза и камерно-симфонической музыки, правда, не всегда раскрывая подлинную, глубинную эстетику джаза.

Очень часто профессиональные авторы ограничиваются внешней атрибутикой джаза. Казалось бы, есть и остросинкопированная ритмика, и терпкий гармонический язык, и блюзовые интонации, а слышится натруженный свинг, отсутствует обаяние подлинного джаза. Но, соприкасаясь с произведениями, обнаруживающими знание джаза изнутри, отмечаешь — автор, избежав статики, жесткой структуры, достиг естественности, пластичности, вариантности музыкального изложения, что само „провоцирует», побуждает исполнителя к сотворчеству. В этом сила джаза. Вызывать в исполнителе и слушателе потребность в новом взгляде на жизнь, открыть в них личность, способную ощутить себя творцом, — вот задача композитора, работающего в таком „капризном» жанре, как джаз. Задача, конечно, усложняется, если автор прибегает к традиционно академической форме — сонате. И Чугунов удачно решил ее. На примере его сонаты мы сталкиваемся с особенно остро проявляющейся проблемой органичности. Проникновение джазовой эстетики, джазового языка в произведение, решенное в сонатной форме, не позволяет оставаться только джазовым музыкантом или только „академистом». Многое определяется подлинной мерой вкуса. Тут легко из полистилиста превратиться в эклектика. Важна культурная преемственность, ощущение принадлежности ко всей культуре в целом. Я лично слышу связь музыки Юрия Чугунова с творчеством таких джазменов, как Чарли Мингус, Джордж Ширинг, Билл Эванс, Гилл Эванс, Чик Кориа; с другой стороны, прорывается экстатичный Скрябин, любимый автором. И речь идет, разумеется, не о творческой несамостоятельности, а именно о преемственности. Обращение Чугунова к форме сонаты не случайно. По его убеждению, на стыке жанров могут возникать живые творческие находки. И действительно, не предстает ли вся история профессиональной музыки историей столкновения культур, порой весьма далеких друг от друга? В коние концов, дело таланта — найти точки соприкосновения, вызвать к жизни качественно новое явление. В ряде миниатюр, представленных в сборнике, ощущается некий налет камерности, „академичности», без чего, пожалуй, на сегодняшний день не обходится ни один джазовый стиль, исключая лишь самые ортодоксальные. Ведь и джаз постоянно испытывал и продолжает испытывать на себе влияние так называемой серьезной музыки. Вспомним хотя бы того же Чика Кориа. И все же перед вами именно джазовые пьесы, созданные джазовым музыкантом. И академическое образование (полученное автором уже в зрелые годы -он окончил Институт имени Гнесиных по классу композиции у А. И. Хачатуряна) — безусловно преимущество сегодня для джазового профессионала-исполнителя, тем более композитора.
Творческая деятельность Юрия Чугунова многогранна. Это и композиторское творчество с достаточно широкой сферой интересов (камерно-симфоническая, джазовая, эстрадная музыка -вокальная и инструментальная), и педагогика (Чугунову принадлежит первый отечественный курс джазовой гармонии), и просветительская работа автора-составителя многочисленных изданных сборников, учебных программ для эстрадных отделений музыкальных училищ, институтов и репертуара для них.

Есть сочинения для конкретных инструментов, помогающие исполнителям узнать их возможности, и бывают сочинения, написанные во имя музыки как таковой. Я отношу этот сборник ко второму типу. Публикуемые пьесы (кроме сонаты) легко трансформируются для любого рода музицирования. Чуткий исполнитель услышит порой сквозь фортепианный тембр какой-либо другой инструмент (чаще духовой) и оркестр. Уверен, что сборник будет одинаково интересен как джазовым музыкантам, так и филармоническим исполнителям, студентам музыкальных училищ и консерваторий. Каждый найдет в нем что-то полезное для себя. Но если и говорить о пользе, то я убежден, что эстетическая радость, полученная каждым, кто ознакомится с этими пьесами, и будет той пользой, о которой мы подчас забываем.
Леонид ЧИЖИК

  • ЭКСПРОМТ
  • НОКТЮРН (подражание Джорджу Ширингу)
  • НЕУСЛЫШАННЫЙ ЗОВ
  • ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ
  • МОНОЛОГ (Телониус Монк) из сюиты «Джазовые портреты»
  • НАПОМИНАНИЕ
  • ПАМЯТИ БИЛЛА ЭВАНСА
  • ТРУБАДУР
  • СОНАТА

Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!


Джазовые вальсы для фортепиано
составитель Ю. Чугунов
«Советский композитор», 1985г.
номер с7079к

Издание посвящено вальсу — не совсем обычному жанру в джазе, где прежде безраздельно господствовал четырехдольный размер. Вальс утвердился во многом благодаря творчеству в пятидесятые годы музыкантов «кула» (так называемого «прохладного» джаза — cool jazz). Интерес к вальсу проявили несколько крупных музыкантов этого направления, таких как Майлс Дэвис, Билл Эванс, Дэйв Брубек. Одной из первых проникших в джаз вальсовых тем была популярнейшая мелодия Фрэнка Черчилля из кинофильма «Белоснежка и семь гномов». Вскоре стали появляться вальсы, написанные и джазовыми музыкантами.
Джазовый вальс представляет лирическую сторону джаза наряду с джазовой балладой и босса-новой. В сборник вошли произведения советских и зарубежных авторов. Последние представлены именами Р. Роджерса, Б. Эванса, Д. Брубека, П. Дэзмонда с его знаменитым пяти-четвертным вальсом Take Five и других. Дэйв Брубек (в ансамбле которого играл альт-саксофонист Пол Дэзмонд) едва ли не первым начал экспериментировать с пяти-, шести-, семичетвертными размерами, широко применяя переменные размеры, полиритмию; характерный пример вальса переменного размера принадлежит молодому московскому пианисту Даниилу Крамеру (Каприс). Вспомним, кстати, что образец пятичетвертного вальса в симфонической музыке встречается еще у Чайковского (вторая часть Шестой симфонии).
Надеемся, сборник будет интересен не только джазовым музыкантам, но и более широкому кругу любителей музыки.
Юрий Чугунов

  • БИЛЛ ЭВАНС. Вальс для Дэбби
    • Очень рано
  • ОСКАР ПИТЕРСОН. Лаурентийский вальс
  • РИЧАРД РОДЖЕРС. Любимый
  • ДЭЙВ БРУБЕК. Прихрамывающий вальс
    • Вальс Кэти
  • ПОЛ ДЭЗМОНД. Попробуем на пять
  • АНДРЭ ПРЕВЭН. В духе блюза
  • ВАЛЕРИЙ АРАЛОВ. Лиловый конь
    • Моя душа
  • ЮРИЙ МАРКИН. Замкнутый круг
    • Посвящение Биллу Эвансу
  • ДАНИИЛ КРАМЕР. Каприс
  • ЮРИЙ ЧУГУНОВ. Юность
    • Ожидание
    • Прощальный вальс

Скачать ноты

Источник

Оцените статью