Экзерсис у палки
Первое упражнение — рlie во всех позициях.
В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело танцовщика подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с приседаний.
Второе упражнение — battements tendus, соединенные с battements jetes,- в котором приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног.
Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза.
Третье упражнение — ronds de jambe par terre (в средних и старших классах соединяются с большими ronds de jambe jete).
Grand rond de jambe jete — это усложненное продолжение rond de jambe par terre, исполняемое энергичным броском ноги на 90°.
Оба эти движения, наиболее эффективные во всем экзерсисе, выполняют общие (но различные по степени сложности) функции, направленные на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которой зависит диапазон выворотности ног.
В заключении комбинаций ronds de jambe исполняются poijt de bras, подготавливающие корпус и руки для следующих упражнении, где их участие становится шире и активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и повороты.
Четвертое упражнение — battements fondus. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе.
Fondus вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. Эти движения можно сравнить с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.
К battements fondus присоединяются frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).
Пятое упражнение — ronds de jambe en l’air, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.
Ronds de jambe en l’air — круговые движения ноги в воздухе на высоте 45° — могут комбинироваться с tours sur le cou-de-pied и petits battements sur le cou-de-pied. Здесь также происходит переключение работы мышц и связок. Рекомендуется исполнять ronds de jambe en l’air и на 90°: они вырабатывают силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте.
Шестое упражнение — petits battements sur le cou-de-pied — вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном положении верхней части. С battements sur le cou-de-pied можно комбинировать tours и повороты.
Седьмое упражнение — battements developpes. Это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90° и выше и требует всесторонней подготовки.
Developpes развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на предельной высоте.
Developpes подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола и мягкого полуприседания после прыжка.
Восьмое упражнение, завершающее экзерсис,- grands battements jete (большие батманы).
Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага. *
* ( Предлагаемая последовательность экзерсиса у палки определилась не сразу. Пройдя длительный путь развития, изменений и дополнений, которые вносили преподаватели, эта система легла в основу обучения в Ленинградском хореографическом училище.)
Подводя итог экзерсису у палки, мы видим, что каждое упражнение вносит в работу мышц, тазобедренного и коленного суставов новое дополнение: вводится подъем на полупальцы, комбинации становятся более сложными, в ряде движений ускоряется темп (например: ronds de jambe en l’air, petits battements sur le cou-de-pied и т. п. сначала исполняются четвертями, затем на восьмые и шестнадцатые доли).
Большая нагрузка падает в экзерсисе и на опорную ногу, сильно вытянутую, выворотную и принимающую на себя тяжесть всего тела.
Корпус во всех упражнениях находится в вертикальном и подтянутом положении, за исключением моментов, когда его наклона, перегиба или поворота требует комбинация.
В движениях рук по позициям и в позах вырабатывается мягкость. Постановка рук и закрепление правильной формы происходят главным образом на II позиции.
Всевозможные наклоны и повороты головы сопровождают все движения экзерсиса, начиная с первого упражнения у палки.
Источник
ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ
НА ПАЛЬЦАХ
ALLEGRO
1. Grande sissonne вперед на croise en tournant en dehors, assemble вперед и sissonne-soubresaut на attitude effacee на правую ногу, провести левую ногу по полу вперед, glissade правой ногой в сторону и cabriole fermee правой ногой на efface.
2. a) Saut de basque и renverse saute en dehors, повторить, sissonne tombee вперед на efface, cabriole на 1-й arabesque, pas de bourree, cabriole на 4-й arabesque, sissonne tombee en tournant en dehors на croise вперед на правую ногу, coupe на левую ногу и jete fermee fondu на правую ногу в сторону И позиции.
б) Четыре sauts de basque по диагонали с руками в III позиции, четыре tours chaones по диагонали к точке 2 (рис. 1, б), preparation в IV позиции croisee и два tours en dehors sur le cou-de-pied; закончить в IV позицию.
3. Preparation croisee вперед левой ногой, grande cabriole fermee на efface правой ногой и повернуться en dedans на пальцах в V позицию. Повторить еще раз. Sissonne tombee, назад на croise с правой ноги, на efface с лавой ноги, правой ногой en tournant en dehors вперед на croiae, cabriole на 4-й arabesque и pas de bourree.[27]
1. Preparation croisee, левая нога назад, coupe левой ногой и на пальцах grand fouette en dehors правой ногой, согнуть колено, и быстро проведя правую ногу вперед croise, два раза подняться на пальцах, sissonne на 3-й arabesque на правой ноге;
coupe левой ногой, fouette на левой ноге en dehors на 45°, pas de bourree en dehors, preparation на IV позиции и два tours sur le cou-de-pied en dedans на правой ноге, остановка в V позиции.
2. Раз de chat закончить на правое колено, battement developpe вперед на левую ногу на пальцах efface и тотчас провести ногу на efface назад, не спускаясь с пальцев. Pas de bourree (кончить на правую ногу, левая sur le cou-de-pied), fouette en dedans на правой и en dehors на левой ноге, остановка в V позиции.
3. Четыре раза по одному tour en dehors на левой ноге (начиная каждый раз с degage левой ногой) по диагонали от точки 6 к точке 2 (рис. 1, б), два fouettes en dehors и третье fouette двойное, также на левой ноге. Остановиться в IV позиции, правая нога назад.
ПРИМЕР УРОКА С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ[28]
для старших классов и класса усовершенствования
I. Plie ва пяти позициях. Каждое plie исполняется в 2 такта по четыре четверти, причем одно исполняется на demi-plie, другое — на большом plie. При исполнении demi-plie рука остается на II позиции; большое plie исполняется в сопровождении опускающейся и поднимающейся вместе с движением ног руки. Переход с одной позиции на другую исполняется вытянутыми пальцами.
II. Battements tendus с комбинацией plie на II позиции (нога и рука открыты на II позицию за тактом) (24 такта по две четверти).
1-й такт — Два раза опустить пятку на пол, распустив свободно подъем и каждый раз крепко вытягивая пальцы, поднимать пятку — по одной четверти.
2-й такт — Глубокое plie на II позиции — на две четверти, с опусканием и подниманием руки.
3, 4-й такты — Эту комбинацию движений повторить.
5, 6, 7, 8-й такты—Восемь battements tendus—по одной четверти каждый.
8 тактов — Повторить все сначала.
8 тактов — 32 battements tendus jetes, исполняя восьмыми. То же исполняется и с другой ноги.
III. Ronds de jambes par terre и grands ronds de jambes jetes (8 тактов по четыре четверти).
1-й такт — Три ronds de jambes par terre en dehors — no одной восьмой, на четвертую восьмую остановка вперед носком в пол, обвести ногой rond de jambe par terre на demi-plie — на две четверти.
2-й такт —Четыре grands ronds de jambes jetes en dehors, исполняя по одной четверти каждое.
3-й такт — Три ronds de jambes par terre — по одной восьмой, на четвертую восьмую остановка вперед носком в пол; пять ronds de jambes par terre en dehors шестнадцатыми и пауза на три шестнадцатых.
4-й такт — Четыре grands ronds de jambes jetes, исполняя поодной четверти.
Повторить всю фигуру en dedans на 4 такта.[29] То же исполняется с другой ноги.
IV. Battements fondus и frappes. (16 тактов по две четверти).
1-й такт — Battement fondu вперед — восьмая с точкой, petit battement — на одну шестнадцатую, battement fondu назад той же формы и тем же темпом.
2-й такт — Повторить сначала.
3 и 4-й такты — Три fondus на II позицию — каждый на одну
четверть, plie на левой ноге и два быстрых tours en dehors
(с этого положения) тоже на одну четверть.
5 и 6-й такты — Восемь battements frappes — по одной восьмой каждый.
7 и 8-й такты —Восемь battements double frappes—по одной восьмой каждый.
Вся комбинация движений повторяется на 8 тактов, начиная назад, причем tours исполнять en dedans.
V. Ronds de jainbes en 1’air (4 такта по четыре четверти).
1-й такт —Два ronds de jambes en 1’air en dehors no одной восьмой, остановка plie в сторону II позиции на третьей восьмой, подняться на полупальцы на четвертую восьмую. Два ronds de jambes en 1’air no одной восьмой, закончить на demi-plie в V позицию (правая нога сзади), на четвертую восьмую — полный поворот на полупальцах на обеих ногах en dehors.
2-й такт — С demi-plie V позиции один tour sur le cou-de-pied en dehors — на одну четверть. Еще раз повторить — на вторую четверть.
На третью четверть — два tours, открыть ногу в сторону II позиции — на четвертую четверть.
3 и 4-й такты — Все повторить en dedans.
VI. Petits battements (8 тактов по две четверти).
1 и 2-й такты — Шесть petits battements no одной восьмой, на седьмую — быстрый переход на другую ногу с поворотом en dehors, на восьмую — остановка.
3 и 4-й такты — Продолжать движение с другой ноги, возвратиться обратно.
5, 6, 7 и 8-й такты — Все то же исполнить с поворотом en dedans на 4 такта.
VII. Battements developpes (8 тактов по четыре четверти).
На первую четверть — developpe вперед.
На вторую четверть — согнуть ногу к колену.
1-й такт На первую восьмую — developpe назад.
На вторую восьмую — demi-plie на левой ноге.
На одну четверть — подняться на полупальцы.
На первую четверть — повернуться на левой ноге en
dehors на полупальцах, правая нога впереди.
На вторую четверть — повернуться обратно на полу
пальцах, правая нога сзади.
2-й такт На третью четверть — броском по полу нога через I
позицию проскальзывает вперед, закончив движение на
plie левой ноги.[30]
На четвертую четверть — подняться на левой ноге на
полупальцы (подняв правую руку наверх, взгляд под
3-й и 4-й такты — Комбинация движений 1-го и 2-го тактов делается в обратном порядке.
При переходе на каждую новую фигуру нога сгибается в колене.
На первую четверть — developpe ва II позицию.
На вторую четверть — согнуть ногу к колену.
5-й такт На восьмую — открыть правую ногу ва II позицию.
На вторую восьмую — demi-plie на левой ноге..
На одну четверть — подняться на полупальцы.
На первую четверть — быстро повернуться en dedans в
полуоборот, подменив ногу, открыть другую на II позицию.
На вторую четверть — проделать еще раз эту фигуру,
возвратиться обратно, открыв правую ногу на II позицию.
6-й такт На третью четверть — короткий бросок ноги по полу
через I позицию и обратно наверх —на II позицию (левая
На четвертую четверть — подняться на полу-L пальцы,
приняв позу ecartee назад.
7-й и 8-й такты — Эту комбинацию движений, начиная с 5-го такта, повторить в обратном порядке, т. е. исполнить повороты en dehors и закончить на ecartee вперед.
VIII. Grands battementa jetes (8 тактов по три восьмых). Три grands battements jetes — вперед по одной восьмой каждый. Три grands battements jetes — в сторону II позиции. Три grands battements jetes — назад. Три grands battements jetes — в сторону II позиции. Еще раз повторить всю комбинацию движений на 4 такта. В старших классах и тем более в классе усовершенствования экзерсис исполняется у палки и на середине зала на полупальцах.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник