- Пой,гармоника!
- Всё о гармони и гармонистах
- Елецкая гармонь
- Елецкая роялка: начало
- Особенности конструкции елецкой рояльной гармони
- Более поздние усовершенствования
- Исполнительские возможности и особенности елецкой гармоники
- Обзор нот С ЦИФРАМИ для гармони, изготовленных Школой.
- Во-первых, Появился раздел учебных нот С ЦИФРАМИ к курсу «Второклассник».
- А во-вторых,
- УЧЕБНЫЕ Ноты С ЦИФРАМИ к песне “Верила верила верю”
- Пять готовых форм, Девятнадцать упражнений на отработку приёмов.
- Какие приёмы разобраны в нотах:
- Песня “Верила верила верю” Ноты С ЦИФРАМИ для гармони. Пять готовых форм.
- Ноты С ЦИФРАМИ к песне “Верила верила верю” для гармони. Формы как в видео.
- Ноты с цифрами к духовному стиху «Эта ночь святая»
- Ноты с цифрами для вальса «Под небом Парижа» (“Sous le ciel de Paris”)
- Ноты с цифрами к песне “С одесского кичмана”
- Ноты и цифры для гармони к песне «Поручик Голицын»
- Ноты и цифры для гармони к песне «Под небом голубым есть город золотой»
- Ноты и цифры для гармони к песне “Маленькой ёлочке” (Или наигрышу “Маленькоёлочкинского” 🙂
- Ноты С ЦИФРАМИ для гармони к песне “Весёлая кадриль” (“Когда-то россияне”)
- 3 Варианта игры:
- Ноты С ЦИФРАМИ для гармони к песне “Кабы не было зимы”.
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Елецкая гармонь
Елецкая рояльная гармонь-это прямой предок современного аккордеона. Например, правая клавиатура елецкой двухрядной хроматической гармоники имела все звуки полной хроматической гаммы(диезы и бемоли). Левая представляла собой выносной гриф с клавишами басов и аккордами. Мастер настраивал готовый инструмент, ориентируясь на звучание гармони-образца, которая была у каждого мастера своя, поэтому звучали «роялки» разных мастеров по-разному, имея каждая свой неповторимый колорит.
Елецкая роялка: начало
В 50-х годах 19-го века на Орловщине была хорошо известна тульская детская гармошка, которой развлекалась молодёжь. По рассказам местных жителей, один крестьянин (А. П. Ильин), приехавший из села Ефремова Тульской губернии (в 50-км к северу от Ельца) и хорошо знакомый с гармонным ремеслом, занялся кустарным промыслом в Ельце. Гармони его были лучше тульских массовых, поэтому приходили к нему заказчики и из города, и из пригородных деревень.
Есть и другая версия, в которой утверждается, что также в середине 19-го века несколько деревенских мастеров, знакомых с примитивной тульской пятиклапанкой, решили усовершенствовать её по своему вкусу.
Геннадий Васильев с елецкой гармонью
В середине 60-х годов в окрестностях Ельца появляется местная модель гармоники — русянка — с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами (обклеивались костью), чем у тульских образцов. Играть на такой гармонике стало удобнее, хотя извлекаемые звуки при смене движения меха были разные.
Особенности конструкции елецкой рояльной гармони
Голосовая часть правой стороны имела три голоса на каждую клавишу, звучащие в унисон в трёх разных октавах. Но могло быть и по-другому: два голоса-в одной октаве(в унисон, без розлива), и один-на октаву выше или ниже.
В русянке по примеру тульских образцов планки были железные (иногда использовались старые из тульских гармоник с переклепкой заново голосов), голоса — из меди, на елецкой рояльной — планки медные с латунными голосами. Позднее применялись и стальные голоса.
Левая сторона инструмента обрела те характерные очертания, которые сохранились на этой гармонике многие годы: с двух сторон выносного грифа находились клавиатуры басо-аккордового готового аккомпанемента; на внешней клавиатуре помещались басы (4 клавиши), а на клавиатуре, занимавшей другую сторону грифа, мажорные аккорды (тоже 4). Басы и аккорды были расположены не беспорядочно, а по кварто-квинтовому кругу, что получило одобрение исполнителей. Звуки левой клавиатуры отличались силой и полнотой (это создавалось трехголосным, а иногда и четырехголосным звучанием планок). Настраивались они также в разных октавах. В басах прибавлялась и свистовая планка (двумя октавами выше основной).
Более поздние усовершенствования
На более поздней модели елецкой гармоники мастера, сохраняя внешние установившиеся формы, по требованию исполнителей увеличили диапазон правой клавиатуры до 16 (15) клавиш, басов — до 6, а аккордов — до 7 (6+1); причем в ряду мажорных аккордов появился один минорный.
Если на русянке ушко для большого пальца правой руки было неподвижным, то на елецкой рояльной оно стало крепиться на подвижной металлической планке — чтобы рука могла свободно двигаться по значительно увеличившемуся грифу. На левой стороне кистевой ремень закреплен наглухо вдоль ребра грифа.
С начала XX столетия последовали и дальнейшие усовершенствования, расширившие музыкальные возможности инструмента. К ряду белых основных клавиш, издающих звуки мажорной гаммы, был добавлен ряд черных клавиш («полутоны»). Получилась клавиатура органно-фортепианного типа (эта гармоника получила название елецкой рояльной двухрядной). На левой стороне произошло дальнейшее расширение аккомпанемента по кварто-квинтовому кругу, причем минорных аккордов стало столько же, сколько и мажорных.
Появились гармоники и с рядом септаккордов, а затем перед рядом басов стали делать второй ряд — вспомогательные басы, находящиеся в терцовом отношении к основным. Обычные размеры клавиатур двухрядных хроматических елецких рояльных гармоник — 32х23, 37х39, 39х46. Цифры указывают количество клавиш соответственно на правой и левой клавиатурах.
Таким образом, правая и левая клавиатуры этих гармоник прошли полностью весь путь реконструкции от простейшей до современной модели клавишного аккордеона и по праву могут
считаться его предшественникам. Этот инструмент был создан совершенно независимо от аналогичных в то время попыток в других странах сделать гармоники с фортепианной клавиатурой (аккордеон-орган или флейтина), на которых играли одной правой рукой при горизонтальном положении инструмента, левая же рука двигала мех. В силу многих неудобств эти инструменты распространения не получили. На елецкой рояльной играли двумя руками, положение инструмента и рук соответствовало общепринятым. Эти гармоники до сих пор широко распространены в своей округе, несмотря на выпуск фабриками страны более совершенных инструментов.
Двухрядная(хроматическая) елецкая гармоника
При таком стремительном темпе усовершенствования и расширения клавиатур, создания системы басо-аккордового аккомпанемента и улучшения самой механики (примерно до 1909 — 1910 года аккорды делались «на прихлопках», а затем стала входить в практику валиковая заемная механика) звуковые качества елецких гармоник существенных изменений не претерпели: еще в 70-х годах 19-го века она стала трехголосной (на медных планках и таких же голосах) и такой продолжала оставаться до появления крупных моделей начала нашего века, сохраняя ровное, не очень громкое звучание.
Схема устройства левого полукорпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши басов; 3 — клавиши аккордов, 4 — клавиатурные клапаны басов и аккордов, 5 — левые сетки, басовые и аккордовые, 6 — голосовые планки басов (звучат в октаву), 7 — голосовые планки аккордов, 8 — левый кистевой ремень Схема устройства правого полукорпуса елецкой рояльной однорядной диатонической гармоники: 1 — гриф, 2 — клавиши, 3 — правая сетка, 4 — клавиатурные клапаны, 5 — планки с голосами, настроенными на октаву выше, 6 — основные голосовые планки, 7 — планки с голосами, настроенными на октаву ниже (5 и 6 могут быть унисонными планками, планка 7 — на октаву ниже), 8 — металлическая подвижная планка, 9 — кожаная петля, закрепленная на подвижной планке
Исполнительские возможности и особенности елецкой гармоники
По устройству правой голосовой части она отличалась от елецкой диатонической тем, что полутона(дополнительные клавиши) имели двухголосое звучание(из-за отсутствия места в корпусе для дополнительной планки).
Мастера строили инструменты не по камертону. У каждого была гармоника, служившая эталоном для настройки; с нее копировался строй для новых образцов. Большие инструменты с фортепианной клавиатурой строили более тщательно, однако нередко можно было встретить гармоники, настроенные на полтона ниже (клавиша до соответствует си).
На правой клавиатуре играли четырьмя пальцами. Рука обхватывала гриф, а большой палец находился в ременном ушке за грифом и в игре не участвовал. На левой стороне четырьмя пальцами играли на клавишах басов, большим пальцем — на аккордах.
Однако, некоторые гармонисты применяют в правой руке игру всеми пятью пальцами, заменив ременную петлю, в которую продевается большой палец, на ремень, охватывающий запястье, освободив таким образом большой палец для игры, как делает, например, Сергей Власов.
Бывают инструменты, на левой стороне которых клавиатуры расположены в ином порядке: наружная клавиатура — аккорды, а тыльная — басы. В этом нет ничего удивительного: гармоники делались кустарно, на заказ и, по-видимому, кто-то из заказчиков решил, что так ему будет удобнее играть.
Хотя игра четырьмя пальцами и сковывала технические возможности гармонистов, их репертуар был обширен и разнообразен. На елецких гармониках играют сольно и в ансамблях, аккомпанируют хоровому пению.
Елецкие гармоники и в наше время распространены в Центральной России.
Играет Андрей Ивлиев, один из ярких представителей гармонистов-рояльщиков:
Источник
Обзор нот С ЦИФРАМИ для гармони, изготовленных Школой.
Наша Школа сделала ещё один большой шаг в своём развитии.
Как мы рассказывали, благодаря нашим усилиям и смекалке, Школа обзавелась прекрасным инструментом, позволяющим дополнять нотную запись — цифровой. Которая так популярна в среде гармонистов-любителей.
Единственная проблема: Сколько ни бились, мы так и не разобрались, как совместить эту программу с волшебным заклинанием «По щучьему велению, по моему хотению».
Поэтому работать этот инструмент сам по себе так и не стал. Пришлось нам приложить руки :-). Последние несколько суток мы занимались переводом нот в «цифровой» формат. И сегодня — ура! — успешно закончили эту работу.
Сделаем краткий обзор. Расскажем очень вкратце о каждом из вновь появившихся продуктов. А подробности Вы сможете посмотреть, перейдя по заголовку к каждой из песен.
Во-первых, Появился раздел учебных нот С ЦИФРАМИ к курсу «Второклассник».
Тут всего не расскажешь, просто переходите по ссылке в раздел, и читатйте :-).
Огромное количество материалов.
На сегодняшний день, это более полусотни страниц нотного текста, объясняющего технику игры наигрышей Курса.
Напомню эти наигрыши:
Подгорная, Сербиянка, Барыня, Камаринского, Семёновна, Матаня, Завидовка, Сумецкого, Во саду ли, Чижик, Тустеп, Краковяк.
Теперь учебные ноты к занятиям «Второклассника» доступны и в «классическом нотном» варианте, и в виде нот с цифрами.
А во-вторых,
Мы «оцифровали» все ноты песен, которые были в школьных материалах. И ниже — краткая информация об этих «оцифрованных» нотах.
УЧЕБНЫЕ Ноты С ЦИФРАМИ к песне “Верила верила верю”
Пожалуй, это самый масштабный и фундаментальный НОТНО-ЦИФРОВОЙ материал Школы, имеющийся на сегодня.
Это грандиознейшие ноты.
По сути, это полноценное учебное пособиепо применению наигрышевых приёмов для народной аранжировки вальсовых песен.
Ноты демонстрируют переход от игры мелодии к использованию несложных приёмов, существенно украшающих игру.
Пять готовых форм,
Девятнадцать упражнений на отработку приёмов.
Это — 37 (ТРИДЦАТЬ СЕМЬ!) страницы нотного текста.
И это — не простые ноты. А полноценный обучающий материал. Дающий все ключи к тому, как построить тысячи композиций этой (да и любой) песни, используя просты народный приёмы игры.
Я с уверенностью могу сказать, что таких нот Вы больше нигде не найдёте.
Какие приёмы разобраны в нотах:
- Вариант мелодической основы. На которую в дальнейшем будут «навешиваться» приёмы
- Вариант мелодической основы в третьей октаве.
- Основа с двойными нотами и аккордами.
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «КАЧЕЛИ». Применительно к каждой ПЕРВОЙ четверти такта.
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «КАЧЕЛИ». Применительно к каждой ВТОРОЙ четверти такта.
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование ПРИЁМА «КАЧЕЛИ». Применительно к каждой ТРЕТЬЕЙ четверти такта.
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование ПРИЁМА «ПЕДАЛЬ». Из шести нот.
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «ПРОРЕЖЕННАЯ ПЕДАЛЬ». Из четырёх нот.
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «ПРОРЕЖЕННАЯ ПЕДАЛЬ». Из двух нот.
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование ПРИЁМА «КРЮЧОК», «СПОТЫКАНИЕ». Применительно к третьей четверти такта.
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование ПРИЁМА «КРЮЧОК», «СПОТЫКАНИЕ». Применительно ко второй четверти такта.
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «ОБЫГРЫВАНИЕ НОТЫ».
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «ГАММОВОЕ ОБЫГРЫВАНИЕ НОТЫ».
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование ПРИЁМА «ЛЕСЕНКА С РАЗГОНУ» (Вариант приёма «Обыгрывание»).
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование приёма «Арпеджио». Для игры фоном, с солирующим инструментом.
- «Набор кубиков» («этюд») на отработку ПРИЁМА «СОЕДИНЕНИЕ ОКТАВ ПО ГАММЕ».
- «Набор кубиков» («этюд») на отработку ПРИЁМА «СОЕДИНЕНИЕ ОКТАВ ПО ГАММЕ». Зеркальный предыдущему.
- Приём «ФИГУРНАЯ ЛЕСЕНКА».
- «Этюдный» вариант на отработку ПРИЁМОВ игры «ОТ ЯДРА».
Пальцы двигаются по наигрышевому принципу, используя технику, построенную от «ядра» наигрышей. Предельно физиологичный, комфортный вариант. Игра ТОЛЬКО ТРЕМЯ ПАЛЬЦАМИ.
В принципе, этого учебного материала достаточно, чтобы научиться строить бесконечное количество форм. Бесконечное количество полноценных песенных композиций.
Эти ноты я расцениваю как замену как минимум четверти курса «Шестиклассник». А то и половины…
Песня “Верила верила верю” Ноты С ЦИФРАМИ для гармони. Пять готовых форм.
Просто пять хороших готовых форм. Которые можно играть, и иметь успех у слушателей :-). И из которых можно самостоятельно, методом анализа, понять логику построения вариаций.
Эти ноты включены в предыдущий комплект учебных нот к этой песне.
Ноты С ЦИФРАМИ к песне “Верила верила верю” для гармони. Формы как в видео.
Ещё один комплект нот к этой песне.
Формы в точности совпадают с теми, что на видео, котрое чуть выше.
Ноты с цифрами к духовному стиху «Эта ночь святая»
Ноты С ЦИФРАМИ песни “Эта ночь святая” даны в ПЯТНАДЦАТИ вариантах.
15 страниц нотного текста.
По сути, это МИНИ-УЧЕБНИК по построению “народных” гармоничных вариаций мелодии на гармони. По выстраиванию простого и надёжного многоголосия к песням.
Знаний приёмов, просто и наглядно изложенных в нотах, хватит гармонисту на всю жизнь.
В нотах, помимо партий гармони, в отдельном файле даны ещё и НОТЫ (БЕЗ ЦИФР, ЕСТЕСТВЕННО) для голоса.
Хоть для певца, хоть для любого другого инструмента. Например, скрипки.)
Статья про эти ноты — здесь. И немножко — здесь.
Ноты с цифрами для вальса «Под небом Парижа» (“Sous le ciel de Paris”)
Три части.
Все ноты – с правильной, комфортной, скоростной аппликатурой.
- Поскольку эти ноты несут и учебную функцию,
то в них сделан упор на игру вальсовых переборов триолями и арпеджио.
Если Вам покажется, что переборов слишком много –
спокойно делайте из них простую мелодию.
2. Третья часть – это адаптация оригинала к возможностям гармони-хромки.
В оригинале эта часть звучит в тональности ля-мажор,
и на хромке сыграть её в оригинальном виде – не получится.
3. Разучивая вальс, обратите внимание, что первая часть не в каждом из повторов одинаковая.
Вы можете из различных вариантов тот, что посилен или наиболее красив для Вас.
Ноты с цифрами к песне “С одесского кичмана”
Ноты с цифрами этой песни даны в семи вариантах, на десяти страницах нотного текста:
1. Основа мелодии,
2. Украшенный вариант
3. Вариант, украшенный другими приёмами
4. Вариант, украшенный ещё другими приёмами
5. “Этюдный” вариант (весь на “наигрышевых” переборах – без диезов).
Для сольной игры.
6. “Этюдный” вариант – на “эстрадных” переборах(с диезами).
Больше подходит для сольного проигрыша
7. “Этюдный” вариант (весь на переборах по аккорду (арпеджио)).
Для аккомпанемента другим инструментам.
Ноты и цифры для гармони к песне «Поручик Голицын»
Ноты с цифрами этой песни даны в семи вариантах, на тринадцати страницах нотного текста:
- Основная тема.
- Вариант основы по нижнему голосу.
3. Вариант с использованием двойных кнопок (терций) с акцентом на повышение.
4. Вариант с использованием двойных кнопок (терций) с акцентом на понижение.
5. Вариант с обыгрыванием длинных нот четвертями по аккорду.
Под него можно спокойно петь. Потому что там, где текст – идёт вариант основной темы. Обыгрывания – только в паузах.
6. “Этюдный” вариант во второй октаве. С активным использованием восьмушек, арпеджио (переборов по аккорду).
Хорошо подходит для игры со вторым солирующим инструментом.
Довольно простой, интуитивный, надёжный, красивый вариант.
7. “Этюдный” вариант во второй октаве. С активным использованием восьмушек, гаммовых фрагментов (переборов по лесенке).
Конечно, целиком в таком виде песню играть не нужно. Но можно брать фрагменты для вставки в игру. Пару тактов за куплет. Этот вариант – для сольной игры. С другими инструментами может возникнуть грязь.
Седьмой вариант снабжён аппликатурой. Поскольку при такой игре аппликатура может вызвать трудности. Но при этом – она крайне важна для надёжной игры.
Игру этой песни в исполнении К. Иванина Вы можете посмотреть в видео.
Ноты и цифры для гармони к песне «Под небом голубым есть город золотой»
Ноты с цифрами для гармони хромки даны в шести вариантах, на шести страницах нотного текста:
2. Простая обработка для игры под пение.
3. Вариант с активным использованием секст.
Также подходит для игры под пение, как и предыдущий вариант.
4. Вариант с наигрышевыми переборами.
Подходит либо для сольной игры, либо в качестве упражнения.
Либо для того, чтобы брать из этого варианта фрагменты для вставки в Игру.
5. Вариант для игры с солирующим инструментом. Игра по нижнему голосу.
Этот вариант можно петь своим голосом под предыдущие варианты, если не можете вытянуть основную тему. Всё-таки для любителя уход мелодии вверх на этой песне может оказаться непосильным: слишком высок разбег от низа до верха песни… А пятый вариант мелодии – это выход для любителя.
6. Вариант для игры с солирующим инструментом. Игра по верхнему голосу.
Из вариантов, описанных в этих нотах, Вы можете, как из кубиков, составлять свою собственную Игру.
Все ноты снабжены правильной, удобной, скоростной АППЛИКАТУРОЙ.
Это делает их бесценными для тех, кто хочет научиться играть правильно и легко.
Ведь мало иметь ноты или цифры песни!
Мало знать ответ на вопрос, «Когда и куда нажимать?». Не менее важен ответ на вопрос «КАК нажимать?».
И этот ответ — в нотах, опубликованных Школой. :-).
Небольшую статью об этих нотах Вы можете прочитать здесь.
Ноты и цифры для гармони к песне “Маленькой ёлочке” (Или наигрышу “Маленькоёлочкинского” 🙂
Ноты с цифрами даны в пятнадцати вариантах, на девяти страницах нотного текста:
- Основная тема медленно в размере 4/4.
2. Основная тема в первой октаве. В два раза быстрее, в наигрышевом темпе,
с небольшим “обудобниваением” :-).
3. Игра ритмическими рисунками в первой октаве. Наиболее комфортная и близкая к основной мелодии
4. Вариант комфортной игры переборами в первой октаве
5. Вариант для игры в перчатках на морозе на всю площадь. Пальцы почти не двигаются.
6. Основная тема во второй октаве.
7. Игра комфортными переборами во второй октаве. Близко к основной теме.
8. Форма в точности та, как в конце видео. Игра переборами во второй октаве.
9. Вариант для игры в перчатках на морозе на всю площадь. Можно лихо играть замёрзшими пальцами.
10. “Морозный” вариант в третье октаве :-).
11. Переход перебором на морозе из первой октавы во вторую и обратно. Надёжно и просто.
12. Переход перебором на морозе из второй октавы в третью. Надёжно. И просто.
13. Переход перебором из третьей октавы во вторую. Надёжно и просто. Можно играть на морозе.
14. Переход перебором из первой октавы в третью. Надёжно и просто. Можно играть на морозе.
15. Переход перебором из третьей октавы в первую. Простой, надёжный перебор.
Вокруг перехода можно играть любые из вышеприведённый комбинаций, или бесконечно выдумывать свои собственные.
Игру этой песни в исполнении К. Иванина Вы можете посмотреть в видео.
Название “Маленькоёлочкинского” придумано К. Иваниным в момент публикации видео. Это – тоже шутка :-).Игровых Форм в нотах намного больше, чем в видео.»]»>Это не демо-видео к нотам. Скорее, ноты появились по результатам этого видео. А видео было задумано просто как шутка :-). Но потом многим понравилось :-).
Название “Маленькоёлочкинского” придумано К. Иваниным в момент публикации видео. Это – тоже шутка :-).Игровых Форм в нотах намного больше, чем в видео.
Ноты С ЦИФРАМИ для гармони к песне “Весёлая кадриль” (“Когда-то россияне”)
3 Варианта игры:
- Основа. Мелодия одиночными нотами.
- Вариант, предпочитаемый мной.
- Другой вариант с небольшими изменениями.
Ноты снабжены аппликатурой, что очень упростит игру. Правильная аппликатура очень важна для быстрой игры.
Примерную игру этой песни, примерно как в нотах, Вы можете посмотреть в видео:
Ноты С ЦИФРАМИ для гармони к песне “Кабы не было зимы”.
Ноты и цифры для гармони даны на двенадцати страницах нотного текста в семи вариантах:
2. Вариант для игры “на всю Ивановскую” на морозе – громко, крайне задорно, шевеля пальцами по минимуму :-).
Любым из фрагментов можно украшать основную тему.
3. Вариант учебно-поясняющий. Раскрывающий суть “переборной” обработки.
С активным использованием Приёма “Крючок”.
Любым из фрагментов можно украшать основную тему.
4. “Этюдный” вариант. (Вся песня “Кабы не было зимы” – переборами).
Приемлемый для игры соло, и для игры под другой инструмент, играющий основную мелодию.
В том числе под голос.
Любым из фрагментов можно украшать основную тему.
5. “Этюдный” вариант.
Прямо вся-превся песня переборами. Игра от начала до конца только шестнадцатыми нотами. Что зачастую даже легче, чем в предыдущем варианте.
Примерно как в мультике, только ещё и проигрыш переборами.
6. Этюдный вариант без диезных кнопок – очень упрощает Игру. Делает её надёжной.
7. Пример свободного комбинирования приёмов в полноценную игровую обработку –
Одну из миллионов возможных…
Из вариантов, описанных в этих нотах, Вы можете, как из кубиков, составлять свою собственную Игру.
Все ноты снабжены правильной, удобной, скоростной АППЛИКАТУРОЙ.
Это делает их бесценными для тех, кто хочет научиться играть правильно и легко.
Игру трёх из этих вариаций Вы можете посмотреть в видео:
Источник