Ноты этюда шум леса листа

Ф. Лист — Этюды — Ноты для фортепиано

Сочинения композитора Ференца Листа для фортепиано


Ф. Лист
ЭТЮДЫ

для фортепиано
“Музыка”, 1981г
Редакция и комментарии Я.И. Мильштейна
“Музыка”, 1981г.
номер 11395

ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящем томе собраны двадцать четыре этюда Листа, опубликованные в окончательном виде между 1848 и 1863 гг. Текст этих этюдов заново проверен по первоначальным публикациям и академическому собранию музыкальных сочинений Листа (Franz Liszt-Stiftung), а в тех случаях, когда представлялась необходимость, сличен и с другими изданиями.
Редактор ставил своей целью собрать воедино из различных источников авторские указания и ремарки к исполнению этюдов. Поэтому при редактировании текста были приняты во внимание не только авторские обозначения, содержащиеся в последних редакциях этюдов, но и пометки, сделанные автором в более ранних изданиях, а также те исполнительские указания, дополнения и исправления, которые автор рекомендовал в позднейшие годы своим ученикам.
Для того, чтобы варианты и замечания, установленные автором в окончательном изложении этюдов, не смешивались с замечаниями, вариантами и дополнениями, сделанными им в иное время, последние либо выделены особым шрифтом (в том случае, если они введены в текст), либо помещены в примечаниях.

Таким образом, авторский текст последней редакции этюдов сохранен в этом издании полностью и напечатан, включая исполнительские указания, нормальным крупным шрифтом. Все же дополнения набраны более мелким и тонким шрифтом. Причем те из них, которые несомненно принадлежат самому Листу, напечатаны без каких-либо оговорок (только графические обозначения, как, например, лиги, поставлены для более ясного выделения в круглые скобки). Те же дополнения, принадлежность которых Листу полностью еще не доказана (и которые большей частью исходят от его учеников), а также те, которые сделаны редактором в развитие содержащихся в тексте авторских указаний, заключены в квадратные скобки.
Орфография автора (не всегда достаточно точная и правильная, по очень своеобразная и не вызывающая исполнительских сомнений) в основном оставлена без существенных изменений; она подверглась лишь самой необходимой редакционной корректуре. Очевидные мелкие опечатки и неточности письма исправлены в тексте без особых пояснений. Общие исполнительские указания, исторические справки об этюдах и программное содержание некоторых из них даны в специальных комментариях. Там же помещены сведения о точном значении музыкальных терминов, наиболее часто встречающихся у Листа. В приложении напечатана листовская обработка этюда соль минор Ф. Давида.
Я. Мильштейн

  • ЭТЮДЫ ВЫСШЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА
    • 1. Прелюдия
    • 2. a-moll
    • 3. Пейзаж
    • 4. Мазепа
    • 5. Блуждающие огни
    • 6. Видение
    • 7. Героика
    • 8. Дикая охота
    • 9. Воспоминание
    • 10. f-moll
    • 11. Вечерние гармонии
    • 12. Метель
  • БОЛЬШИЕ ЭТЮДЫ ПО ПАГАНИНИ
    • 1. g-moll
    • 2. Es-dur
    • 3. Колокольчик (Кампанелла)
    • 4. E-dur
    • 5. E-dur
    • 6. a-moll
  • В ГНЕВЕ. Этюд для усовершенствования.
  • ТРИ КОНЦЕРТНЫХ ЭТЮДА
    • 1. As-dur
    • 2. f-moll
    • 3. Des-dur
  • ДВА КОНЦЕРТНЫХ ЭТЮДА
    • 1. Шум леса
    • 2. Хоровод гномов
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
    • Этюд g-moll Давида
  • КОММЕНТАРИИ
    • 1. Общие замечания
    • 2. Примечания к отдельным произведениям

      Скачать ноты


      Золотой репертуар пианиста
      Ф. Лист
      Концертные этюды

      “Композитор”, 1994г
      Только для информации.

      Ференц Лист придавал огромное значение поэтической стороне музыки. Подавляющее большинство его сочинений, в том числе и многие этюды, имеют явную или скрытую программу и уж непременно образное содержание, на что сам композитор указывал в названиях и подробных обозначениях, касающихся, характера исполнения. Три концертных этюда, сочиненных около 1848 года, в оригинале имеют заголовки: 1. «Жалоба», 2. «Легкость», 3. «Вздох». Этюд «Хоровод гномов» из цикла «Два концертных этюда» сочинен в 1862-м или 1863 году. Этюд «Кампанелла» («Колокольчик») на тему финала си«минорного Скрипичного концерта Паганини вошел в цикл «Большие этюды по Паганини», сочиненный в 1851 году и посвященный Кларе Шуман.

      • Три концертных этюда
        • I. As-dur
        • II. f-moll
        • III. Des-dur
      • «Хоровод гномов11 (концертный этюд)
      • «Кампанелла» (из цикла «Большие этюды по Паганини»)

      Источник

      Мильштейн Я. Этюды Ф. Листа

      Мильштейн Я. Этюды Ф. Листа

      Этюды Листа принадлежат к числу самых примечательных произведений этюдного жанра. Как и этюды Шопена, они намного превосходят своих предшественников глубиной содержания и живой, действенной формой воплощения.

      Жанр этюда (от французского слова etude — изучение, лат. studium) возник очень давно. Во всяком случае он встречается уже в некоторых из известных нам наставлений по органной игре, относящихся к XVI веку.

      Долгое время этюд оставался произведением вспомогательного характера; размер его был строго ограничен поставленной перед ним целью. Этюд обычно представлял собой небольшую пьесу для развития и усовершенствования техники. Чаще всего он основывался на какой-либо одной неизменной фактурно-технической формуле, которая претерпевала различные видоизменения с тем, чтобы играющий мог овладеть ею во всех возможных комбинациях и положениях. Иногда этюд основывался и на нескольких (двух-трех) технических элементах, но его инструктивное назначение все равно оставалось неизменным.

      Со временем учебный материал этюда настолько разросся и цели его стали настолько многообразны, что он принял формы, которые уже могли дать исполнителю не только техническую пищу, по и пищу художественную, образно-эмоциональную. Посредством смешения и взаимопроникновения дидактических и эстетических целей возник этюд совсем иного характера значения.

      Особенно велика была роль в этом процессе преобразования этюдного жанра Шопена и Листа. Именно они вывели этюд из подчиненного учебного положения и, далеко раздвинув его рамки, создали новый тип этюда. Они превратили этюд инструктивный в этюд художественный, этюд «бедный мыслью и духом» — в этюд концертного плана, со значительным образно-поэтическим содержанием. Они указали путь другим композиторам, в том числе таким, как Скрябин, Рахманинов и Дебюсси.

      Естественно, что этюды Листа, подобно этюдам Шопена, занимают исключительное место в фортепьянной литературе. В них прежде всего поражает органическое сочетание сильной художественной мысли с оригинальными средствами воплощения. Это на редкость вдохновенные, самобытные произведения, где опоэтизирован даже технический прием и где единство художественных и технических задач достигает удивительной высоты.

      РЕкомендуем:

      Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

      Источник

      Ноты этюда шум леса листа

      Большое внимание Ференц Лист уделял этюдам, углубив, подобно Шопену, их художественно-образное содержание.

      «Виртуозность,— говорил он,— не пассивная служанка композиции, ибо от ее дуновения зависит как жизнь, так и смерть доверенного ей художественного произведения. Она может придать музыкальному сочинению весь блеск своей красоты, свежести и вдохновения, но может также извратить его, сделать плохим, изуродовать». Новое понимание виртуозности, которая «нужна для того, чтобы художник мог полностью высказаться»,— завоевание романтического искусства.

      Пятнадцатилетним юношей Лист задумал создать цикл из сорока восьми этюдов во всех мажорных и минорных тональностях, из которых написал и опубликовал двенадцать (1826). Это были еще технические упражнения для развития беглости пальцев, напоминавшие этюды его учителя Черни. Спустя двенадцать лет Лист вновь вернулся к своему замыслу и, коренным образом переработав упражнения, превратил их в «Большие этюды» (1838). Но и эта редакция не удовлетворила его: в 1851 году была создана третья редакция — «Этюды высшего исполнительского мастерства» («Трансцендентные этюды»); в них десять пьес из двенадцати получили программные названия.

      Этюды разнообразны по техническим приемам и содержанию. В них, согласно классификации Листа, представлены четыре вида фортепианной техники: а) октавы и аккорды, б) тремоло, в) двойные ноты, г) гаммы и арпеджио. Вместе с тем пейзажные зарисовки соседствуют с фантастическими сценами, а лирические настроения — с героическими.

      Свободно-импровизационная «Прелюдия» (№ 1, C-dur) вводит в цикл. За ней следуют стремительный этюд в характере токкаты (№ 2, a-moll) и светлый, задумчивый «Пейзаж» (№ 3, F-dur), близкий по настроению «Первому году странствий». Остро драматичен «Мазепа» (№ 4, d-moll), снабженный цитатой из одноименного стихотворения Гюго. «Блуждающие огни» (№ 5, B-dur) заставляют вспомнить причудливо фантастические пьесы Мендельсона или Берлиоза.

      Затем идут три героических этюда — «Видение» (№6, g-moll), навеянное торжественной картиной погребения Наполеона, «Героика» (№ 7, Es-dur) в характере блестящего марша и мрачно фантастическая «Дикая охота» (№ 8, c-moll).

      Героические образы сменяются лирическим «Воспоминанием» (№ 9, As-dur), с нежной, певучей мелодией и свободно-импровизационным изложением в духе шопеновских ноктюрнов. Скорбные вздохи, стоны, страстная мольба слышатся в стремительно прерывистой мелодии следующего этюда (№ 10, f-moll). Спокойны и величавы «Вечерние гармонии» (№11, Des-dur). Завершает цикл «Метель» (№ 12, b-moll) — вновь пейзажная зарисовка вихревого движения.

      Следующий цикл этюдов связан с увлечением Листа исполнительством Паганини. Как и многие другие композиторы (Шуман, Брамс, позже Рахманинов), он задумал передать на фортепиано совершенную технику итальянского скрипача, не копируя скрипичных приемов, но воссоздавая их в соответствии со спецификой своего инструмента. Этому посвящены «Большие этюды по Паганини» (первая редакция — 1838, окончательная — 1851), среди которых наибольшую популярность завоевали №3 («Кампанелла» gis-moll) и № 6 (a-moll); обе пьесы написаны в вариационной форме.

      Помимо названных двух сборников, имеются у Листа и другие программные этюды, отмеченные значительным содержанием. Так, поэмный склад присущ «Шуму леса», где переданы излюбленные романтиками образы природы (ср. аналогичную картину в опере Вагнера «Зигфрид»), и «Хороводу гномов», предвосхищающему сказочно-фантастические пьесы Грига (оба этюда созданы около 1863 года).

      Источник

      Ноты этюда шум леса листа

      Этюды Листа

      Всю свою жизнь Ференц Лист старался довести свой технический аппарат до наивысшей степени совершенствования. Однако этот гениальный венгерский пианист, повергая в шок современников своей виртуозностью и новейшими пианистическими приемами, всегда подчеркивал, что техника нужна ему не ради славы – ее он считал лишь средством, с помощью которого можно исполнить музыкальное произведение во всем его блеске, так, как задумывал его художник. Именно поэтому Лист так трепетно относился к этюдам, которых в его творческом наследии насчитывается 55 – их он писал на протяжении всего своего творческого пути.

      Историю создания Этюдов Листа, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

      История создания

      Впервые о написании этюдов Лист задумался еще в 1826 году во время второй концертной поездки в Париж. Он планировал, что создаст один этюд в форме 48 упражнений во всех мажорных и минорных тональностях. Однако этой задумке не суждено было осуществиться – Лист сочинил всего 12 упражнений. Они еще не отличались самостоятельностью и были написаны по образцам этюдов op. 740 его наставника К. Черни. Цикл этих упражнений юный композитор посвятил мадемуазель Лидии Гарелла, с которой познакомился в Марселе по пути во французскую столицу, где ему пришлось задержаться на несколько дней. Молодые люди проводили много времени вместе и часто музицировали в четыре руки. Историки считают, что симпатию Листа к Гарелла нельзя назвать влюбленностью, и поэтому это посвящение объясняют обычным дружеским жестом.

      Через 12 лет, в 1838 году Лист возвращается к своим первым этюдам и на их основе пишет новые. Из несложных технических упражнений он создает довольно трудные развернутые пьесы, насыщенные новыми приемами виртуозности. Этюды в этой редакции получают название «Большие». Но на этом маэстро не остановился и в 1851 году снова переработал их. На этот раз Лист сохранил облик этюдов и убрал некоторые виртуозные фрагменты, которые ему показались излишними.

      Но облегченное изложение не сделало его сочинения более простыми для исполнения – композитору удалось сохранить, а местами значительно усилить виртуозный эффект. Произведения в этой редакции были названы «Этюдами трансцендентного исполнения», многие из них получили программные заголовки. Обе редакции посвящены учителю Листа Карлу Черни.

      Еще один цикл этюдов Листа связан с его интересом к игре Никколо Паганини , которую он впервые услышал в 1831 году. Он настолько был восхищен совершенной техникой итальянского скрипача, что решил воссоздать скрипичные приемы игры на фортепиано. Первая редакция «Больших этюдов по Паганини», созданных на основе каприсов, появилась в 1838 году, окончательную Лист сделал только в 1851. В сборник вошли 6 произведений, и его композитор посвятил Кларе Шуман.

      Кроме названых циклов, Листом написаны и концертные этюды, имеющие программные заголовки («Жалоба» «Легкость», «Вздох», «Хоровод гномов», «Шум леса»), а также техничная «Салонная пьеса», которая создавалась композитором для грандиозного педагогического труда Ф. Фетиса и И. Мошелеса «Метод методов для фортепиано», позднее переработанная в этюд под названием «В гневе». Финальное произведение в этом жанре – «Технические упражнения», которые вышли в свет в 1886 году уже после смерти композитора.

      Интересные факты

      • В начале обучения Листа К. Черни обнаружил у него полное отсутствие какой-либо школы и активно начал устранять этот недостаток, регулярно заставляя играть различные упражнения для развития техники. Это не нравилось молодому пианисту, и он постоянно жаловался своему отцу, что педагог изнуряет его гаммами и особенно этюдами, но не нашел у него поддержки. Адам Лист был полностью на стороне Черни, и Ференцу пришлось смириться с методикой своего наставника.
      • В литературе XIX столетия запечатлено множество воспоминаний современников о концертах Листа. Если верить им, во время исполнения композитором его этюдов присутствующие в зале дамы падали в обморок, впадая в экстаз от его феноменальной виртуозности.
      • Многие пианисты XIX-XX столетий исполняли листовские произведения с импровизационными изменениями текста. А появилась эта тенденция благодаря самому Листу, который любил вольно обращаться с текстом музыкальных произведений, и разрешал так поступать своим ученикам с его собственными творениями. К таким «соавторам» Листа относятся А. Зилоти, И. Падеревский и Ф. Бузони. Среди листовских записей последнего одной из лучших считается «Кампанелла» – ее Бузони исполняет в своей редакции, наполняя нескончаемой энергией и властным ритмом.
      • Свои уроки по игре на фортепиано Лист старался делать увлекательными и значительными по содержанию, и обсуждал на них со своими учениками самые разные вопросы науки, искусства и даже философии. В книге А. Буасье «Уроки Листа» есть описание его занятия с ученицей, которая никак не могла правильно исполнить этюд Мошелеса. Чтобы настроить ее на нужную волну и пробудить в ней поэтическое чувство, Лист читал ей оду В. Гюго.
      • Одним из главных интерпретаторов музыки Листа считается Ферруччо Бузони. Он часто давал концерты, программа которых состояла исключительно из листовских произведений. Удивительно, но в последние годы жизни знаменитый пианист практически не прибегал к forte, которое так любил Лист, и все его сочинения играл сдержанно в плане динамики. Из-за этого критики в тот период часто называли его неинтересным и скучным исполнителем, а некоторые восхищались его манерой игры. В числе последних числился Г. Нейгауз.

      • При создании третьей редакции «Этюдов трансцендентного исполнения» две пьесы №2 и №10 остались без программного подзаголовка. Ф. Бузони позднее придумал им свои названия – «Fusees» для №2 и «Appassionata» для №10, но сегодня они очень редко используются. Более распространены в современной литературе заголовки, предложенные немецким издательством G. Henle Verlag. Издатели предложили именовать этюды по темпу, указанному композитором — Molto vivace (№2) и Allegro agitato molto (№10).
      • Как уже упоминалось, изначально Лист задумывал в своих этюдах охватить все мажорные и минорные тональности, однако остановился на половине пути. Эту задумку решил завершить русский композитор С. Ляпунов. В конце XIX столетия он написал свои 12 трансцендентных этюдов, в которых продолжил логику следования тональностей – с того самого момента, на котором полвека назад остановился величайший венгерский гений. Сочинения Ляпунова долгое время не вызвали у исполнителей интереса, но в последние годы они стали все чаще звучать в концертных залах.
      • Трансцендентные этюды есть и в творческом наследии британских композиторов. Так, известный пианист и музыкальный критик Кайхосру Шапурджи Сорабджи написал 100 пьес для фортепиано в период с 1940-1944 гг., объединив их таким заголовком. А вот Брайан Фернихоу в 1982-1985 гг. создал трансцендентные этюды для голоса и целого ансамбля инструментов – флейты , гобоя, клавесина и виолончели .
      • Этюды Листа мыслились им как цикл, он не предполагал их целостного исполнения. Одним из первых, кто отважился сыграть на концерте полностью два цикла его этюдов (Трансцендентные и по Паганини), был Ф. Бузони. Сегодня можно по пальцам пересчитать тех исполнителей, которые рискнут на такой концерт. А все потому, что исполнить все и сразу очень сложно, поскольку это требует от пианиста немалых сил и выносливости.
      • В литературе очень часто встречается название «Трансцендентные этюды» Листа, однако теоретики настаивают, что оно неправильное, так как меняет смысл, изначально заложенный в название композитором. Дело в том, что сам Лист озаглавил свои сочинения иначе – «Этюды трансцендентного исполнения», тем самым сделав акцент не на само произведение, а на его воспроизведение пианистом.
      • Несмотря на то, что Лист восхищался игрой Паганини и даже на основе его произведений создал свои этюды, между собой композиторы почти не общались. Они были знакомы, часто встречались в парижских домах, но не стремились завести дружбу. Историки считают, что причиной тому явились слишком разные взгляды гениев на искусство.

      Технические задачи и музыкальное содержание Этюдов Листа

      Ф. Лист создал свою классификацию технических трудностей: их 4 вида – октавы и аккорды, тремоло, двойные ноты, а также гаммы и арпеджио. Все они представлены в его этюдах. Причем композитор гармонично сочетает самые разные приемы и виды техники в одном сочинении, делая из него сложнейшее виртуозное концертное произведение. Например, в этюде № 1 C-dur он свободно сменяет гаммообразные пассажи широкими арпеджио, а в этюде № 4 d-moll сочетает двойные ноты и ломаное арпеджио.

      Все листовские этюды разнообразны по своему содержанию. Некоторые из пьес даже имеют связь с литературными источниками или историческими событиями.

      «Большие этюды по Паганини»

      Пьесы этого цикла не имеют программных заголовков. В качестве основы для тематического материала этих этюдов Лист избрал некоторые каприсы из знаменитого цикла Н. Паганини для скрипки-соло («24 Capricci per il violino solo, dedicati agli artisti»). Он остановился на № 1, №№5-6, №9, №17, № 24, а также использовал тему рондо из Скрипичного концерта № 2 (h-moll) Паганини.

      «Этюды трансцендентного исполнения»

      Этюд № 3 (F-dur) под названием «Пейзаж», как считают биографы Листа, был создан под впечатлением от проникновенных лирических од В. Гюго. Стихотворение «Мазепа» этого же выдающегося французского драматурга вдохновило композитора на написание этюда №4 (d-moll), который носит одноименное название. Этюд №5 «Блуждающие огни» (B-dur) воссоздает фантастические причудливые образы, характерные не только для самого Листа, но для искусства романтизма в целом. Исследователи творчества легендарного маэстро полагают, что в этюде № 6 «Видение» (g-moll) Лист попытался изобразить сцену погребения императора Наполеона Бонапарта, в №7 «Героика» (Es-dur) воплотить яркие героические образы, к которым он уже обращался в своих грандиозных симфонических поэмах, а в №8 «Дикая охота» (c-moll) запечатлеть древнегерманский миф об охотниках. Связь с поэтическими образами присутствует и в № 9«Воспоминание» (As-dur), № 11 «Вечерние гармонии» (Des-dur) и № 12 «Метель» (b-moll).

      Музыка Этюдов Листа в кинематографе

      Этюды Ференца Листа не столь популярны среди режиссеров кинофильмов, в отличие, например, от его рапсодий . Тем не менее, некоторые из них все же звучат в фильмах разных лет.

      Этюд Фильм
      № 4 «Экспромт», 1991
      «Шум леса» «Рут Оркин: кадры из жизни», 1996
      № 12 «Майерлинг», 2010
      № 39 «Вздох» «Зеленый шершень», 2011
      Три концертных этюда «Нобуюки Цудзи в Карнеги-холл», 2012
      № 4 «Прощай, Дебюсси», 2013
      № 3 «Неиль Кантабиле», 2014, 6 серия
      № 12 «В равновесии», 2015
      № 1 «Защита уязвимых взрослых», 2017

      Не будет преувеличением сказать, что после появления этюдов Ференца Листа история этого жанра разделилась на «до» и «после». Знаменитому композитору удалось создать эталон принципиально нового жанра – концертного этюда с высокохудожественными образами и глубокими философскими смыслами, который занял одно из главных мест в жанровой системе XIX столетия.

      Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

      Этюды Листа

      Источник

      Читайте также:  Канон воскресный глас 4 сокращенный греческий распев ноты
Оцените статью