Ноты этюда сибелиуса ля минор

Ян Сибелиус — Этюд (op.76 n°2)

Красивая, оригинальная и нечасто играемая пьеса для фортепиано финского гения музыки Яна Сибелиуса в этом 2020/2021 учебном году станет звездой моего репертуара для старших подростков и взрослых среднего и продвинутого уровней. Весной пианист Денис Мацуев блестяще сыграл эту яркую эффектную фортепианную миниатюру на бис в одном из концертов.

Ноты для фортепиано Этюда Сибелиуса — совсем несложные для разбора; это легкая пьеса, звучащая сложно и виртуозно. Вы удивитесь, заметив, что музыка Этюда пронизана такими родными нам чисто русскими интонациями. Исходя из этой напевности я предлагаю любителям две возможности интерпретации Этюда.

Первое исполнение соответствует написанному и задуманному самим композитором.

Для верной трактовки мы будем добиваться легкого стаккато на всех нотах, снятия педали на второй половине каждой доли (чтобы стаккато было слышно на 3-й и 4-й шестнадцатых из каждой группы) и весьма подвижного темпа, как на видео.

Такое исполнение представляет крепкий и полезный технический челлендж для продвинутого уровня и хорошо играющих подростков, учащихся старших классов ДМШ.

Технические трудности в работе

Легкое стаккато без «тряски» рукой, на кончиках пальцев.

Типичная ошибка при исполнении — невнятность артикуляции, стаккато, сливающееся и незаметно переходящее в более легкое легато. Подушечки должны быть предельно нервными, в то время, как запястье свободным, чтобы сохранить отрывистую фразировку.

Внятная артикуляция повторяющихся нот на стыке двух групп из 4-х шестнадцатых в правой руке в главной теме («Ми-Ми»).

Как мы помним, Этюд — жанр рабочей пьесы на одну или несколько видов техники. Этюд Сибелиуса — в первую очередь на технику и навыки слабого пятого пальца в условиях повторяющихся нот, скрытой мелодии и подвижного темпа. Работа над Этюдом воспитывает нервность, чувствительность кончика пятого пальца. Этот навык возможно проработать только при условии свободного запястья, его едва заметных вращательных движений. Поэтому во избежание травм и зажимов работу над Этюдом желательно проводить под контролем преподавателя.

Скрытая мелодия в правой руке. Эту мелодию (в основном) формируют первая и последняя ноты каждой группы из 4-х шестнадцатых.

Эти ноты, играемые слабыми 5-м и 4-м пальцами, не просто необходимо ярче выделить, но и сложить во фразу (каждые два или четыре такта), провести между ними динамическую линию (крещендо или диминуэндо, например от первого до четвертого такта).

2-я и 3-я ноты каждой группы относятся к сопровождению, имеют аккомпанирующую функцию. Эти ноты, как назло, играются сильными первым и вторым пальцами. Нам необходимо будет сделать усилие, чтобы уменьшить на них звук, сыграть их скромно.

В условиях подвижного темпа, таким образом, «двуслойная» правая рука должна учиться реагировать мгновенно при переходе от мелодической ноты к сопровождающей, и наоборот.

В Этюде масса повторов тактов и фраз; более того, вторая половина этюда — полное повторение первой части. Типичная ошибка в художественном исполнении здесь — игра одинаковым звуком, создающая монотонность.

Как только пьеса разобрана, и мы готовы начать работать над музыкальностью, преподаватель поможет нам продумать динамический план пьесы, контрасты.

Широкие скачки — пожалуй единственная трудность в партии левой руки.

Для работы над артикуляцией и одновременно над скачками полезно провести упражнения со сменой ритма. Об этих упражнениях, необходимых продвинутым любителям, я пишу в статье о Прелюдии Баха до минор .

Вторую версию игры Этюда Сибелиуса — лирическую, напевную — я предлагаю тем любителям, у кого беглость пальцев отсутствует или еще не приобретена, и легкая виртуозная игра стаккато технически недоступна.

Если в основном своем виде Этюд перекликается с жанром Скерцо, отсылает к игривому образу стремительного дивертисмента, то в неторопливой второй версии мы будем создавать мягкий, напевный образ для домашнего музицирования.

Для этого мы выберем неторопливый темп, запедалируем все четыре шестнадцатые каждой группы, уберем стаккато и будем играть плавным легато каждую группу.

Исполнять такую версию намного легче, чем основную. И если для конкурса или экзамена она не подходит, то для любительского среднего уровня прозвучит красиво, и даже над фразировкой и скрытой мелодией удастся поработать.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Любовь моя — Байкал (19)
  • Фильмы для размышления (17)
  • история (16)
  • Общественные отношения (15)
  • авось пригодится (14)
  • виртуозные исполнители (13)
  • Тыква — просто объедение (12)
  • Сибирское здоровье (11)
  • литература (9)
  • Очевидное — невероятное (5)
  • Искусство (5)
  • Ах,война, что ты сделала. (4)
  • Великие люди (2)
  • Приморский край (1)
  • аппликация (3)
  • бисероплетение (17)
  • видео (3)
  • вкусняшки на каждый день (55)
  • все для здоровья (125)
  • все о вязании (146)
  • выпечка (128)
  • вышивка (9)
  • вязание крючком (90)
  • города мира (7)
  • декор (11)
  • десерт (15)
  • для комментариев (14)
  • добрые фильмы (7)
  • ждем гостей (21)
  • заготовки на зиму (24)
  • идеи (16)
  • кабачковая пора (31)
  • копилка (7)
  • красота-здоровье (41)
  • кулинария (48)
  • мастер-класс (12)
  • мне в помощь (39)
  • мой сад-огород (33)
  • музыка,возвышающая душу над суетой (80)
  • о прошлом (5)
  • окружающий нас мир (32)
  • парки мира (4)
  • плетение/ткачество (7)
  • плетение из газетных трубочек (3)
  • по чарочке (3)
  • полезные советы (39)
  • понравившиеся стихи (28)
  • порядок в доме (26)
  • поэзия творчества (20)
  • прикладное творчество (14)
  • приколы от животных (15)
  • прически для девочек (17)
  • размышления о Боге,о вечности (18)
  • рамочки с кодами (6)
  • рукоделие (16)
  • рыбный день (29)
  • салаты (35)
  • ты варись мое варенье (11)
  • уроки рисования (12)
  • христианское пение (10)
  • чудеса ручные (40)
  • ШАЛОМ АЛЕЙХЕМ (3)
  • шитье/швы (21)
  • это интересно (51)
  • это нужно знать (6)
  • юмор (28)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Фортепианное творчество Яна Сибелиуса

Лирический букет фортепианной музыки Яна Сибелиуса

Выдающийся финский композитор Ян Сибелиус еще при жизни возведенный соотечественниками в ранг классика финской музыки и своего рода национального героя, известен широким кругам отечественных любителей искусства и музыкантам-профессионалам главным образом как автор монументальных симфонических полотен-симфоний и симфонических поэм, а так же прочно вошедшего в исполнительский репертуар скрипачей всего мира скрипичного концерта ре минор.

На фоне столь широкого признания необычайно ярких по своему образно-эмоциональному строю симфонических произведений, фортепианное творчество композитора, преимущественно в жанре фортепианной миниатюры, занимало относительно скромное место, оставалось в тени, и до последнего времени не привлекало к себе сколько-нибудь серьезного внимания пианистов-исполнителей и музыковедов. Более того, в музыковедческой литературе укрепилось мнение о якобы сугубо «периферийном» характере фортепианных опусов на том лишь основании, что Ян Сибелиус «не был пианистом и, судя по некоторым его высказываниям, очевидно, не очень любил рояль».

Уже в своих самых ранних, еще далеко несовершенных, фортепианных опусах Сибелиус проявил понимание выразительных средств рояля как инструмента, способного раскрыть глубокий психологизм душевных переживаний, отобразить неповторимое очарование суровой северной природы. Начав писать фортепианную музыку еще в конце 80-х годов, композитор сохранил к ней глубокий непреходящий интерес на протяжении всего творческого пути. Лишь в 1957 году вышла первая специальная работа о фортепианных произведениях композитора финского музыковеда Эрика Тавасштерна «Фортепианные произведения Сибелиуса».

Сибелиус написал более 150 фортепианных произведений, около 115 из которых были опубликованы. Значительная часть из них до сих пор служит уязвимой мишенью для критиков. Сам Сибелиус опрометчиво говорил, что он пишет мелочи для фортепиано в свободные моменты, в качестве отдыха от больших оркестровых вещей, и на самом деле фортепиано его особенно не интересует. Тем не менее, уже на склоне лет, он шутя предрекал: «Я знаю, что мои фортепианные пьесы ждёт безопасное будущее, несмотря на то, что они полностью попали в забвение — в один прекрасный день они станут такими же популярным, как пьесы Шумана». И действительно, многие пианисты, среди которых и Гленн Гульд взяли на себя труд изучить фортепианную музыку Сибелиуса, признав её оригинальность и пригодность для инструмента. Гульд, подчёркивая мастерство композитора, говорил, что «в фортепианных произведениях Сибелиуса — всё музыка, всё поет. а главное — это существенное дополнение к слишком ограниченному фортепианному репертуару позднего романтизма». Множество записей собраний фортепианной музыки Сибелиуса появилось в цифровую эпоху. Финский пианист Эрик Тавастшерна (р.1951), отец которого тоже был пианистом (учеником Нейгауза, Корто и исследователем творчества Сибелиуса), записал в начале 80-х годов наиболее основательное из них. По его словам «Многие из фортепианных вещей Сибелиуса весьма замечательны как по своей форме, так в смысле музыкального материала и стиля, который хорошо подходит к характеру инструмента. В его сочинениях есть значительные технические трудности, интересные для исполнителя, текстура в целом мелодичная и красочная, что интересно слушателю. «

В стилистике композитора можно выделить несколько периодов. Первый из них относится к молодым годам Сибелиуса (1881-1891), когда он усваивал приёмы классического и романтического стиля. Во второй, «национальный романтический» период (1891-1902) музыка Сибелиуса стала более хроматической и композитор создал интересный синтез мелодики стран Центральной Европы и финских элементов. Во время своего третьего, «неоклассического» периода (1908) Сибелиус, находясь под сильным влиянием калевальского романтизма и символизма активно использовал классические идиомы. В четвертый период так называемого «современного классицизма» (1908-1919) он писал неоклассические сонатины, и в то же время его в значительной степени коснулись влияния импрессионизма. Пятый и последний активный творческий период (1919-1929) был временем «универсального синтетического стиля», который объединил устои классической традиции, радикальные элементы модернизма, мистику, пантеизм, тональные медитации.

Lake Katumajärvi in Hämeenlinna, Finland. На родине Яна Сибелиуса

Фортепианное творчество Я. Сибелиуса в жанровом отношении достаточно разнообразно. Однако истинный аромат сибелиусовской фортепианной музыки более всего ощутим в фортепианных миниатюрах, объединенных композитором в небольшие циклы разнохарактерных пьес.

Начать знакомство с фортепианным творчеством Сибелиуса хочу с этого популярнейшего и очень эффектного Этюда.

13 Pieces for Piano, Op 76 Etude in A minor (ля минор)

Этюд входит в 13 пьес, соч. 76 (1911-19) — сборник достаточно простых миниатюр, некоторые из которых весьма популярны среди пианистов (№2 — Этюд, №9 — Арабеска, № 11 — Линнея (цветок), № 12 — Капричиетто, № 13 — Арлекинада).

Здесь этюд звучит несколько иначе в переложении для виолончели и гитары:

Interpretación de Solveig Meens (violoncelo) y Francisco González (guitarra)

Ну а здесь можно уже от души погрустить под неторопливые и трогательные переливы мелодии, рождённой гитарными струнами.

Etyde-Jean Sibelius, Guitarduo arrangement

Вернёмся к фортепиано. В Шести экспромтах, соч. 5 (1890-93) — раннем, но достаточно значительном по содержанию фортепианном опусе молодого композитора, мы находим наряду с влияниями русской музыки отголоски впечатлений о путешествии Сибелиуса в Карелию, где он собирал традиционные финские руны. Экспромт № 5 — игристое арпеджио, написанное как-будто для лютни или арфы:

Kristiina Junttu; Jean Sibelius Impromptu Op.5, No.5

Десять пьес для фортепиано соч. 24 (1895-1903) — довольно популярный и часто исполняемый опус Сибелиуса. Здесь композитор развивает в основном традиционные романтические традиции, а не своеобразный национальный карельский стиль, хотя несомненно фольклорные находки наложили отпечаток и на это сочинение. № 9 — очень любимый финскими пианистами Романс в духе Листа:

Sibelius: Romance in D Flat Major

Десять маленьких пьес, соч. 58 (1909) — несколько экспериментальное сочинение, написанное в период активных творческих поисков композитора. Традиционная лексика романтизма здесь дополняется современными полифоническими приёмами и гармониями, даже диссонансами. № 1 «Мечта» — французское название работы и темп недвусмысленно указывают на импрессионистско-экспрессионистский колорит (Дебюсси, Скрябин). № 2 — бодрое Скерцино. Композитор видел в нем образ Бенвенуто Челлини, имея в виду, возможно, живой характер и капризность остроумного художника эпохи Возрождения. № 3 Ария — забавные тональные приключения по мотивам сюит Баха. № 4 «Пастырь» — быстрая пьеса в духе французского барокко 18-го века, напоминающая пасспье из ‘Бергамасской сюиты’ Дебюсси. № 5 «Вечером» написана в духе Шумана. Кажущаяся простота пьесы скрывает непредсказуемые изменения в ключевых моментах, № 6″ — Диалог», № 7 «В темпе Менуэта» — полон по словам композитора ностальгических грёз и «меланхолии в стиле давно минувших дней». № 8 «Песня рыбака», в которой итальянский мелодический материал сочетается с фигурами арфы-арпеджио. № 9 — Серенада со скрипичными трелями. № 10 «Летняя песня» с мелодией хорального типа — наполнена торжественной или даже религиозной атмосферой.

Sibelius — 10 Pieces for Piano, Op. 58

Erik T. Tawaststjerna, piano

00:00 1. Rêverie
04:04 2. Scherzino
05:54 3. Air varie
10:25 4. Le berger
13:28 5. Le soir
18:00 6. Dialogue
20:36 7. Tempo di menuetto
23:28 8. Chant du pecheur
27:00 9. Serenade
29:07 10. Chant d’ete

Художник: Akseli Gallen-Kallela

Лирические пьесы, соч. 40 (1912-16) составляют нечто вроде альбома для юношества. Это салонные пьесы, довольно простые, очень мелодичные и приятные на слух, отдают дань пианизму Шопена, Шумана, Листа и Чайковского. В Лирических пьесах интересен № 4 — танец в духе рококо, № 5 Колыбельная — мелодический жемчуг цикла, № 7 Рондетто — венская полька в умеренном темпе, № 10 — торжественно-праздничный полонез.

Sibelius — 10 Pensées lyriques, Op. 40

Erik T. Tawaststjerna, piano

00:00 1. Valsette
01:01 2. Chanson sans paroles
02:45 3. Humoresque
04:03 4. Menuetto
06:47 5. Berceuse
09:01 6. Pensée mélodique
10:11 7. Rondoletto
11:44 8. Scherzando
12:59 9. Petite sérénade
15:05 10. Polonaise

Источник

Оцените статью