Ноты гаммы для саксофона альт

Саксофон научиться

Саксофон научиться. Продолжаем изучение аппликатуры саксофона. Разучиваем ноты ре, ми, фа, фа-лиез, соль второй октавы. Урок ведет Николай Годына.

Урок 2.4 Ноты ре, ми, фа, соль второй октавы.

Николай Годына продолжает рассказ об аппликатуре саксофона.

Продолжаем изучения аппликатуры саксофона.
На уроке 7 мы остановились на ноте до второй октавы. Были освоены 4 ноты:

  • соль первой октавы — нажаты три клавиши тремя пальцами левой руки;
  • ля первой октавы — нажаты две клавиши указательным и средним пальцами левой руки;
  • си первой октавы — нажата одна клавиша указательным пальцем левой руки;
  • до второй октавы — нажата одна клавиша средним пальцем левой руки.

На этом уроке поднимаемся дальше вверх во вторую октаву.

Вы уже знаете ноту до второй октавы. Теперь разучим ноты ре, ми, фа, фа-диез и соль второй октавы.

Ноты, начиная с ноты ре второй октавы и выше, включая ноты третьей и четвертой октав, играются с нажатым октавным клапаном.

Октавный клапан на разных моделях саксофона может иметь разную форму, но он всегда удобно расположен над площадкой для опоры большого пальца левой руки.

Октавный клапан саксофона:

Читайте также:  Ноты всех токкат для фортепиано

Нота ре второй октавы. Саксофон научиться.

Записывается нота ре второй октавы на четвертой линейке нотного стана:

Играется пальцами левой и правой руки.

В аппликатуре ре второй октавы задействованы шесть кнопок, не считая октавного клапана:

  • три верхних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами левой руки;
  • три нижних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.

Аппликатура ре второй октавы

Звучит нота ре второй октавы:

Ре второй октавы на Свирельке:

Ноту ре следует играть довольно аккуратно. Это капризная нота. Она может передуваться в обертон (флажолет) и звучать как нота ля второй октавы.
Если сильно прижать губами трость или начать очень громко играть (часто это сочетание и того, и другого), то вместо ноты ре второй октавы можно сыграть ля второй октавы.
Передутое ре звучит как ля.

На записи передутое ре и ля звучат последовательно:

Сначала прозвучала ля, а затем передутая ре. Похожи?

Вся вторя октава на саксофоне по аппликатуре это та же самая первая октава, но передутая. Чуть сильнее нажимая на трость и усиливая выдох мы передуваем ноты во вторую октаву.Опытные саксофонисты могут играть вторую третью октавы не используя октавный клапан. Потому что основная работа делается амбушюром и силой выдоха. Октавный клапан лишь помогает перейти во вторую октаву. Он немного вычищает звук и тембр, чтобы звук был без присвистов и шорохов.

Поэтому будьте внимательны играя вторую октаву, чтобы она не киксовала и не улетала в стратосферу или передувание.

Вы можете догадаться, следующая нота после ре будет ми.

Нота ми второй октавы. Саксофон научиться.

Записывается нота ми второй октавы между четвертой и пятой линейкой нотного стана:

В аппликатуре ми второй октавы нажаты пять кнопок, не считая октавного клапана:

  • три верхних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами левой руки;
  • две нижних кнопки нажаты указательным и средним пальцами правой руки.

Аппликатура ми второй октавы:

Нота ми второй октавы играется как ре второй октавы, только без самого нижнего клапана.

На альт саксофоне звучит нота ми второй октавы:

Помните про транспорт саксофона? Играем ми второй, а звучит? Сами посчитайте или узнайте.

Для тех, кто любит заниматься с тюнером.

В первое время обучения не рекомендуем заниматься с тюнером. Потому что ученик, пытаясь достичь какой-то идеальной высоты звука, не уделяет внимания его качеству.
Лучше сначала научиться уверенно брать верхние ноты пусть немного и завышенные, чем научиться брать ноты точно по строю, но ноты будут браться с трудом.
Поэтому пока тюнер не используйте.

Для тех, кто работает с тюнером, но не понимает почему его ноты завышают следует знать некоторые закономерности саксофона:

  • нота си первой октавы, зачастую, немного занижает;
  • нота до-диез второй тоже немного занижает;
  • ре второй и ми второй чуть-чуть высоковаты.

Это может быть по разному на разных саксофонах, но проявляется на многих инструментах.
Если вы играете по тюнеру, разучиваемая нота ми второй октавы будет немного завышать.
Это не должно вас волновать.

Пока ваша задача достичь, чтобы нота бралась устойчиво.

То есть, десять раз из десяти вы должны брать эту ноту без киксов, без призвуков, без шипения после атаки.

Нота фа второй октавы. Саксофон научиться.

Записывается нота фа второй октавы на пятой линейке нотоносца:

В аппликатуре фа второй октавы нажаты четыре кнопки, не считая октавного клапана:

  • три верхних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами левой руки;
  • одна кнопка внизу нажата указательным пальцем правой руки.

Аппликатура фа второй октавы:

На альт саксофоне звучит нота фа второй октавы:

Нота соль второй октавы. Саксофон научиться.

Записывается нота соль второй октавы над пятой линейкой нотоносца:

В аппликатуре соль второй октавы нажаты три кнопки, не считая октавного клапана:

  • три верхних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами левой руки;
  • пальцы правой руки не задействованы.

Аппликатура соль второй октавы:

На альт саксофоне звучит нота соль второй октавы:

Нота соль второй октавы капризная нота.
У начинающих саксофонистов она пытается сорваться вниз и звучать как соль первой октавы.

Чтобы избавиться от этого попробуйте более плотно прижимать трость нижней губой и не ослабляйте воздушный поток выдоха.

Это ещё не все ноты сегодняшнего урока, но пока поговорим об ошибках начинающих саксофонистов.

Ошибки при игре второй октавы. Саксофон научиться.

Самая типичная ситуация, когда не берется нота второй октавы, а звучит такая же нота первой октавы.

Если при вашей игре нота скачет между октавами — вы играете вторую, а звучит первая или раздается характерный треск, попробуйте плотнее прижимать трость и не ослаблять выдох.

Не играйте тихо. Играйте полным звуком на меццо форте (умеренно громко).

Не призываем никого орать в саксофон, то есть, играть очень громко. Но звук должен быть ясный открытый не зажатый.

Еще четыре ноты. Что дальше? Саксофон научиться.

Итак, на этом уроке разучены четыре ноты.

С учетом предыдущего урока мы знаем уже восемь нот подряд:

от соль первой октавы до соль второй октавы.

Зная эти ноты, Вы можете сыграть гамму соль мажор.

Эта гамма очень удобна для саксофониста, потому что она находится ровно посередине диапазона саксофона. Её действительно очень удобно играть — гамма соль мажор не слишком низка и не слишком высока.

Но в гамме соль мажор вместо чистой ноты фа играется фа-диез. Разучим эту ноту.

Саксофон научиться. Нота фа-диез второй октавы.

Записывается нота фа-диез второй октавы на пятой линейке нотоносца с нотным знаком диеза:

В аппликатуре нота фа-диез похожа на чистую фа, но на правой руке кнопку нажимает не указательный, а средний палец. Таким образом, в аппликатуре фа-диез второй октавы нажаты четыре кнопки, не считая октавного клапана:

  • три верхних кнопки нажаты указательным, средним и безымянным пальцами левой руки;
  • одна кнопка внизу нажата средним пальцем правой руки.

Аппликатура фа-диез второй октавы:

На альт саксофоне звучит нота фа-диез второй октавы:

Теперь вы готовы сыграть свою первую гамму соль-мажор на саксофоне.

Первая гамма на саксофоне. Саксофон научиться.

Играем первую гамму на саксофоне — соль мажор.
От ноты соль первой октавы до ноты соль второй октавы и обратно.

Гамма соль мажор на нотном стане:


Играем гамму приемом деташе — с атакой языка на каждую ноту.

На обучающей программе «Свирелька» гамма сольмажор с аппликатурой саксофона будет выглядеть так:

Задание для самостоятельной работы:

Играйте длинные ноты во всем разученном диапазоне.

Не торопитесь с разучиванием новых нот. Сей1час главная задача научиться брать ноты уверенно и развивать амбушюр и диафрагмальное дыхание.

Это потребует времени. Не переусердствуйте, чтобы не загнать себя тренировками. в то же время занятия должны ежедневными. Любые перерывы в ежедневных занятиях это вред. Так вы никогда не освоите саксофон. Начните с непродолжительных занятий — до получаса. Постепенно в течение нескольких месяцкев выходите на продолжительность занятий в час.

Перейти на первое занятие:

шестая минорная / пятая повышенная

Изучить нотную запись и ознакомиться с элементарной теорией музыки можно на сайте уроки музыки. Там доходчиво рассказано что такое ноты. Как их записывать и читать.
Без этих знаний будет трудно стать полноценным саксофонистом.

Аппликатура саксофона

Основная и альтернативные варианты аппликатуры саксофонов сопрано, альт, тенор и баритон.

Для скачивания сохраните картинку с аппликатурой (средний размер) либо скачайте по ссылке с Яндекс-диска под картинкой (полный размер):

Источник

Ноты гаммы для саксофона альт

Гаммы и Аккорды

Будьте готовы к очень сложной и увлекательной интеллектуальной игре. Эта игра называется — ГАММЫ и АККОРДЫ. В первую очередь тренируются вовсе не моторные навыки, а способность делать расчёты правильно и быстро. Наиболее продуктивное и многоцелевое разучивание гамм и аккордов состоит в том что бы изучать их сразу в двенадцати тональностях — этот способ вырабатывает одновременно несколько навыков необходимых современному музыканту.Первое время у Вас скорее всего не будет хватать времени для того что бы сыграть все двенадцать гамм и аккордов в течении одного занятия, ничего страшного, просто нужно продолжать движение по кругу, начиная с того места где остановились в прошлый раз, таким образом Вы при любом графике занятий будете изучать гаммы и аккорды во всех тональностях и владеть ими в равной степени. Не стоит пользоваться нотной записью, помните, что при изучении гамм и аккордов Вы тренируете свой разум, а образование новых нейронных связей в мозге человека препятствует процессам старения и улучшает качество жизни. Только интеллект, методичность и усидчивость!

Для начала стоит всё же наконец разобраться с тем, что собственно такое «Гаммы». Гамма — это последовательный набор звуков, несущих в своём сочетании определённую эмоциональную окраску. Причём общее настроение гаммы зависит от отношения каждой отдельного звука гаммы с тональным центром, называемого «Тоника». То есть Тоника является точкой отсчёта, корнем, от которого идут все построения. Звуки гаммы находящейся в ряду при последовательном восходящем счёте, называются ступенями. Тоника является первой ступенью, следующая нота гаммы, находящаяся чуть выше, будет второй ступенью, ещё выше располагается третья ступень, и так далее. Таким образом ступени гаммы можно обозначить с помощью ряда цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 или 1, 2, 3 b , 4, 5, 6 b , 7 b , если некоторые ступени понижены (» b » в обозначает бемоль, знак альтерации понижающий на полтона). Латинское слово «Minor » переводится на русский язык как «меньший из двух». Минор так же обозначается «moll» (от латинского mollis — мягкий, нежный), что так же зачастую трактуется как «грустный». Латинское слово » Major «переводится как «больший из двух». Мажор так же обозначается » dur » (от латинского durus — тв ё рдый), что в противоположность минору условно считают «весёлым». Интервал — это расстояние между двумя звуками. От того, какие мажорные и минорные интервалы имеется между Тоникой и каждой ступенью, зависит общая краска гаммы.

Настало время осветить понятие «Тональность». В качестве Тоники, от которой будет строиться гамма, можно выбрать любую из двенадцати нот. То есть схожую по настроению гамму можно построить от любой ноты. Таким образом существует всего двенадцать тональностей. От каждой из двенадцати Тоник возможно построить как Натуральную Мажорную Гамму, так и Натуральную Минорную Гамму, а так же ещё множество Ладов, имеющих различное настроение. Наиболее часто используются лады имеющие в своём составе семь ступеней. Диатоническими Ладами и Гаммами называют построения между соседними звуками которых расстояние только в тон или полтона. Так же существуют семиступенные лады в которых присутствуют три вида интервалов: тон, полтона и полтора тона, но так же состоящие из семи ступеней — эти лады так же имеют своеобразное настроение и назначение на музыкальной палитре. Мало того, каждая тональность так же имеет своеобразную эмоциональную окраску и значение. То есть одно и то же произведение исполненное в разных тональностях будет отличаться не только по звучанию, но и по смыслу. Поэтому стоит с большой осторожностью относится к выбору тональности в которой Вы собираетесь исполнять произведение. На мой взгляд наиболее разумное решение оставить тональность в которой написал произведение Автор. Однако если это не возможно из-за диапазона музыкального инструмента (или вокала), стоит выбирать ближайшие родственные тональности по квартовому кругу, которые наиболее близки по смыслу к родной тональности. То есть например если автор написал произведение в тональности До, то в качестве альтернативных вариантов лучше выбрать тональности Фа или Соль. Если же Вы сознательно хотите изменить настроение и смысл произведения, то соответственно можно выбрать и другие тональности, но конечно же с учётом характера и значения новой тональности.

Теперь разберёмся с тем, что из себя представляют «Аккорды». Аккорд (от позднелатинского accordo — согласовываю). Аккорд — это сочетание нескольких звуков. Причём не важно одновременно извлекаются звуки входящие в аккорд или в некоторой последовательности, они всё равно будут являться аккордом. Собственно любой лад или гамма так же в некотором роде являются «свёрнутым» аккордом, и наоборот, аккорд — это развёрнутый лад или гамма. Традиционно аккордом называют созвучие из трёх и более музыкальных звуков разной высоты. Однако на мой взгляд будет справедливым считать аккордом сочетание из двух и более различных звуков. Наиболее часто используются аккорды терцового строения, то есть аккорды, звуки которых можно выстроить в последовательность терций, то есть через одну ступень с точки зрения лада. Аккорды классифицируются по количеству входящих в них звуков.

Простейшими аккордами будут считаться созвучия из двух нот, которые соответственно называются Интервалы, однако они конечно же не имеют терцового строения. Как мы уже говорили, Интервал — это расстояние между двумя звуками. Интервалы имеют составное название, первая часть которого указывает нахарактер интервала, то есть принадлежность к мажору или минору, а вторая часть обозначает какой ступенью от Основного тона является более высокая нота. То есть во второй части названия интервала можно заметить : секунда (вторая ступень), терция (третья ступень), кварта (четвёртая ступень), квинта (пятая ступень), секста (шестая ступень), септима (седьмая ступень), октава (восьмая ступень, нота совпадает с первой), нона (девятая ступень, нота совпадает со второй ступенью) и далее можно продолжить, однако в практике используются только ундецима (одиннадцатая ступень, нота совпадает с четвёртой ступенью) и терцдецима (тринадцатая ступень, нота совпадает с шестой ступенью). Интервалы в порядке увеличения и их буквенно-цифровые обозначения:

Ступень от основного тона

Количество тонов от основного тона

2 b вторая минорная ½ малая секунда
2 вторая мажорная 1 большая секунда
3b третья минорная 1 ½ малая терция
3 третья мажорная 2 большая терция
4 четвёртая 2 ½ чистая кварта
4# / 5b четвёртая повышенная / пятая пониженная 3 увеличенная кварта, уменьшенная квинта, тритон
5 пятая 3 ½ чистая квинта
5# / 6b 4 малая секста, увеличенная квинта
6 шестая мажорная 4 ½ большая секста
7b седьмая минорная 5 малая септима
7 седьмая мажорная 5 ½ большая септима
8 восьмая 6 октава
9b девятая минорная 6 ½ малая нона
9 девятая мажорная 7 большая нона
9# девятая повышенная 7 ½ увеличенная нона
11 одиннадцатая 8 ½ ундецима
11# одиннадцатая повышенная 9 увеличенная ундецима
13b тринадцатая минорная 10 малая терцдецима
13 тринадцатая мажорная 10 ½ большая терцдецима
13# тринадцатая повышенная 11 увеличенная терцдецима

Класс аккордов состоящих из трёх звуков называется Трезвучия, по количеству входящих в них ступеней. Трезвучия имеют терцовую структуру.

— Мажорное трезвучие: 1, 3, 5 — обозначается заглавной буквой, соответствующей основному тону, от которого строится аккорд. Например До мажорное трезвучие обозначаетсяодной буквой » C «.

— Минорное трезвучие: 1 , 3b, 5 — обозначается заглавной буквой, соответствующей основному тону и строчной буквой » m «, обозначающей минор. Например До минорное трезвучие обозначается «Cm «.

— Увеличенное трезвучие: 1, 3, 5 # — обозначается заглавной буквой, соответствующей основному тону и знаком «+», обозначающим увеличенную квинту. Так же вместо плюса встречается обозначение » #5 » . Например увеличенное трезвучие До обозначается «C + » или » C(#5) » .

— Уменьшенное трезвучие: 1, 3b, 5b — обозначается заглавной буквой, соответствующей основному тону и «dim», обозначающей уменьшенную квинту аккорда . Так же вместо » dim «используется обозначение «°». Например уменьшенное трезвучие До обозначается «Cdim» или » C °» .

— Так же к трезвучиям можно отнести аккорд в котором третья ступень заменяется четвёртой, и он называется «сус четыре», а в разговоре может просто «сус»:

С 1, 3, 5 мажорное трезвучие С m 1, 3b, 5 минорное трезвучие C+ 1, 3, 5# увеличенное трезвучие Cdim 1, 3b, 5b уменьшенное трезвучие Csus 1, 4 , 5 сус четыре

Класс аккордов состоящих из четырёх звуков называется септаккорды. Такое название они получили по той причине, что крайние звуки таких аккордов находятся на расстоянии септимы друг от друга, то есть семи ступеней. Основных видов септаккордов всего пять: Мажорный, Доминантовый, Минорный, Полууменьшенный, Уменьшенный.Наиболее часто в музыке различных стилей и направлений используется Доминантсептаккорд, так как входящие в него звуки являются третьим, четвёртым, пятым и шестым обертоном Натурального Обертонового Звукоряда. То есть получается что доминантсептаккорд скрыт в спектре каждого отдельного звука, и все его ступени совпадают с обертонами основного тона, что влечёт за собой наиболее консонантное звучание среди всех септаккордов.

С Maj 1, 3, 5, 7 мажорный септаккорд С 7 1, 3, 5, 7 b доминантсептаккорд Cm7 1, 3 b , 5, 7 b минорный септаккорд Cm7(b5) 1, 3 b , 5 b , 7 b полууменьшенный септаккорд Cdim7 1, 3 b , 5 b , 7 bb (6) уменьшенный септаккорд

Кроме пяти основных видов септаккордов существует ещё несколько альтерированных, однако в практике они встречаются гораздо реже:

C6 1, 3, 5, 6 (7bb) мажорный секстаккорд С Maj ( #5 ) 1, 3, 5#, 7 мажорный септаккорд с повышенной квинтой С 7 ( #5 ) 1, 3, 5 # , 7 b доминантсептаккорд с повышенной квинтой Cm7 ( #5 ) 1, 3 b , 5 # , 7 b минорный септаккорд с повышенной квинтой Csus7 1, 4, 5, 7b сус четыре септ С Maj ( b5 ) 1, 4 , 5 b , 7 b мажорный септаккорд с пониженной квинтой С 7 ( b5 ) 1, 4 , 5 b , 7 b доминантсептаккорд с пониженной квинтой

Класс аккордов состоящих из пяти звуков называется нонаккорды, так как между крайними звуками этих аккордов интервал нона, то есть девять ступеней. Фактически любой септаккорд может быть дополнен пятым звуком и станет таким образом нонаккордом. Девятая ступень может быть представлена в натуральном, пониженном или повышенном виде: 9 или 9b или 9#. Что касается буквенно-цифровых обозначений нонаккордов, они будут сходны с обозначениями септаккордов, но вместо цифры 7 уже будет 9.То есть например аккорд С 7 дополненный девятой ступенью будет обозначаться С9, и в него входят ступени: 1, 3, 5, 7b , 9 . Если же девятая ступень альтерирована (повышена или понижена), то останется обозначение септаккорда, но к нему в скобках будет добавлено обозначение альтерированной девятой ступени. Например различные варианты аккорда C7 с добавленной к нему альтерированной девятой ступенью примут такой вид: C 7( # 9 ) , C7(b9).

Класс аккордов состоящих из шести звуков называется ундецимаккорды. Крайние звуки таких аккордов находятся на расстоянии интервала ундецима, то есть одиннадцати ступеней.То есть вдобавок к девятой ступени надстроенной над септаккордом появляется ещё и одиннадцатая. Одиннадцатая ступень так же может присутствовать как в натуральном, так и в альтерированном виде: 11 или 11 #. Обозначается ундецимаккорд по тому же принципу, что и нонаккорд. Например доминантсептаккорд С7 с добавленной девятой и одиннадцатой ступенями обозначается С11, и в него входят следующие ступени: 1, 3, 5, 7b, 9 , 11 .Если одиннадцатая ступень надстроенная над C7 альтерирована, а девятая нет, то обозначение примет такой вид: С9( #11 ).Если же альтерированы и девятая, и одиннадцатая ступени, то они будут указаны в скобках. Например так: C7(b9 #11) .

Класс аккордов состоящих из семи звуков называется терцдецимаккорды, так как их крайние звуки будут находится на расстоянии терцдецимы, то есть тринадцати ступеней. Таким образом над септаккордом состоящим из трёх ступеней можно надстроить ещё три ступени: девятую, одиннадцатую и тринадцатую. Терцдецимаккорды — это аккорды терцового строения с самым большим количеством ступеней, так как следующая ступень при надстройке ещё одной терции совпадёт с базой аккорда, и следовательно никакой новой краски не привнесёт. Тринадцатая ступень так же может быть как натуральной, так и альтерированной: 13 , 13b, 13#. Обозначения те же что и в случае с нон и ундецим аккордами. То есть если например над доминантсептаккордом C7 надстроены натуральные девятая, одиннадцатая и тринадцатая ступени, то он обозначается C13 ,и включает в себя ступени: 1, 3, 5, 7b, 9, 11 , 13 .Чаще всего встречаются альтерированные аккорды, в которых повышены или понижены одиннадцатая и тринадцатая ступени, а девятаяв натуральном виде, например: C9(#11 b13) .

Тут стоит всё же осветить ещё парочку понятий: «база аккорда» и «надстройка». База аккорда — это ступени септаккорда, то есть 1, 3, 5, 7 со всевозможными альтерациями. База аккорда несёт в себе основную краску аккорда и призвана для освещения роли аккорда в гармонической последовательности. Соответственно надстройка над базой — это 9, 11, 13 ступени в натуральном или альтерированном виде, которые создают более тонкие оттенки звучания, а так же оттеняют или даже размывают значение аккорда в контекте гармонической последовательности.

Пожалуй хватит морочить Вам голову теорией и наконец настала пора приняться за весёлую и азартную практику. Для начала необходимо выучить Натуральные Мажорные и Минорные гаммы и трезвучия, так как все остальные лады и аккорды можно будет высчитывать относительно их ступеней. Ещё парочка слов и начнём играть)

Гаммы и аккорды лучше всего изучать по квартовому кругу — это позволяет легко вычислить в какой гамме сколько знаковальтерации и какие это знаки, кроме этого параллельно Вы привыкнете к смене тональностей по квартовому кругу — что является одной из самых важных гармонических последовательностей в различных стилях музыки. Квартовый круг — что это такое? Это последовательность тональностей в которой каждая следующая тональность является четвёртой ступенью в предыдущей, т.е. субдоминантой. Или каждая предыдущая тональность является доминантой, т.е. пятой ступенью в следующей тональности. Для начала удобнее вычислять первым способом. В квартовом круге скрыто ещё множество всяких закономерностей и в процессе изучения гамм и аккордов Вы вероятно самостоятельно найдёте ещё не одну.

Порядок появления бемолей: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

Что это значит? Это значит что если в тональности один бемоль, то это будет Си-бемоль, если два, то Си-бемоль и Ми-бемоль, если три — Си-бемоль, Ми-бемоль и Ля-бемоль и т.д.

Гаммы играем в одну октаву в восходящем движении от 1 ступени до 8 и нисходящем от 8 до 1. Штрих (способ исполнения нот) — деташе (твёрдая атака звука от фр. detacher — отделять ). На данном этапе наша главная задача — это безошибочное вычисление и исполнение правильной последовательности нот в гамме и трезвучии. Не стоит стремиться к повышению темпа (скорости), и даже ровность ритма сейчас не важны, т.е. играть следующую ноту можно только тогда, когда Вы полностью уверены в правильности своих вычислений, можно даже «зависать» на ноте и думать — какая следующая. Разумеется что качество звука в любом случае страдать не должно. Каждую гамму лучше проигрывать минимум два раза: первый раз вычислять последовательность нот входящих в гамму, второй раз концентрировать внимание на аппликатуре и стремиться запомнить последовательность аппликатурных комбинаций. Когда Вы будете достаточно твёрдо знать гаммы и трезвучия, необходимо будет выровнять ритм и играть в удобном темпе ровными восьмыми, а в дальнейшем и шестнадцатыми длительностями нот. С опытом и темп вычисления и исполнения будет постепенно увеличиваться естественным образом. Если при повышении темпа появляются ошибки — значит этот темп для Вас на нынешний момент является слишком быстрым, в этом случае необходимо остановиться и начать заново резко снизив темп до такого значения при котором ошибок не будет. Главное не скорость, а качество. Помните, что слишком медленного темпа не бывает!

Начнём с мажорной тональности в которой нет знаков — это До мажор. Соответственно начинаем с ноты До (на саксофоне играем от ноты До второй октавы) и играем в восходящем и нисходящем движении подряд все ноты:

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До.

Это как раз соответствует ступеням:

1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 7 , 6 , 5 , 4 , 3 , 2 , 1 . (8 — она же 1).

Теперь в восходящем и нисходящем движении играем мажорное трезвучие первой ступени:

Соответственно через одну от первой ступени:

До, Ми, Соль, Ми, До.

В результате должно получиться:

Переходим к следующей гамме по квартовому кругу. Для того что бы узнать следующую гамму необходимо вычислить четвёртую ступень в предыдущей гамме. Только что мы играли гамму До мажор, в которой четвёртой ступенью является нота Фа, соответственно сейчас мы сыграем гамму Фа мажор. При движении по квартовому кругу от До мажора в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом в Фа мажоре будет один бемоль, т.е. Си-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Порядок нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си никогда не нарушается, но в тональности Фа мы соответственно начинаем с ноты Фа (на саксофоне — Фа первой октавы, для того что бы уложиться в среднем диапазоне) и соответственно получаем последовательность Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа и обратно, но только нота Си будет с бемолем. И трезвучие, тоже от Фа через одну — Фа, Ля, До и обратно.

Переходим к следующей гамме по квартовому кругу. Для того что бы узнать следующую гамму необходимо вычислить четвёртую ступень в предыдущей гамме. Только что мы играли гамму Фа мажор, в которой четвёртой ступенью является нота Си-бемоль, соответственно сейчас мы сыграем гамму Си-бемоль мажор. При движении по квартовому кругу от До мажора в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом в Си-бемоль мажоре будет уже два бемоля, т.е. Си-бемоль и к нему добавится Ми-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Порядок нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си никогда не нарушается, но в тональности Си-бемоль мы соответственно начинаем с ноты Си и соответственно получаем последовательность Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и обратно, но только ноты Си и Ми будут с бемолями. (На саксофоне играем от ноты Си-бемоль первой октавы.) И трезвучие, тоже от Си-бемоля через одну — Си-бемоль, Ре, Фа и обратно.

В Си-бемоль мажоре четвёртая ступень Ми-бемоль, значит сейчас мы сыграем гамму Ми-бемоль мажор в которой три бемоля, т.е. Си-бемоль, Ми-бемоль, как в предыдущей гамме и к ним добавляется Ля-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Последовательность Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми и обратно, но только ноты Си, Ми и Ля будут с бемолями. И трезвучие, тоже от Ми-бемоля через одну — Ми-бемоль, Соль, Си-бемоль и обратно. (На саксофоне играем от Ми-бемоля первой октавы.)

В Ми-бемоль мажоре четвёртая ступень Ля-бемоль, сейчас мы сыграем гамму Ля-бемоль мажор (на саксофоне от ноты Ля-бемоль первой октавы) в которой четыре бемоля, т.е. Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль и Ре-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Последовательность Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и обратно, но только ноты Си, Ми, Ля и Ре будут с бемолями. И трезвучие — Ля-бемоль, До, Ми-бемоль и обратно.

В Ля-бемоль мажоре четвёртая ступень Ре-бемоль, следующая гамма Ре-бемоль мажор в которой пять бемолей, т.е. Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, Ре-бемоль и Соль-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Последовательность Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре и обратно, но только ноты Си, Ми, Ля, Ре и Соль будут с бемолями. В случае когда знаков много, вычислять удобнее методом исключения, т.е. в гамме Ре-бемоль мажор будут все ноты с бемолями кроме До и Фа. Трезвучие — Ре-бемоль, Фа, Ля-бемоль и обратно. (На саксофоне играем от ноты Ре-бемоль второй октавы.)

В Ре-бемоль мажоре четвёртая ступень Соль-бемоль, но тональность Соль-бемоль мажор встречается достаточно редко, её энгармонический аналог — Фа-диез мажор встречается часто и поэтому мы будем изучать Фа-диез мажор. Энгармоническая замена — это когда все ноты будут заменены на аналогичные, только с противоположным знаком. Соль-бемоль станет Фа-диезом, Ля-бемоль Соль-диезом, Си-бемоль Ля-диезом, До-бемоль станет нотой Си, Ре-бемоль До-диезом, Ми-бемоль Ре-диезом, а нота Фа станет Ми-диезом.

Диезы появляются в обратном порядке относительно бемолей: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.

В Соль-бемоль мажоре шесть бемолей, а в Фа-диез мажоре шесть диезов. Последовательность нот — Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа и обратно, но все ноты с диезами кроме Си. И трезвучие — Фа-диез, Ля-диез, До-диез и обратно. (На саксофоне играем от Фа-диеза первой октавы.)

В Фа-диез мажоре четвёртая ступень Си, следующая гамма Си мажор. Теперь количество знаков будет уменьшаться, т.е. в Си мажоре будет пять диезов — Фа-диез, До-диез, Соль-диез, Ре-диез и Ля-диез (см. выше порядок появления диезов). Последовательность нот — Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и обратно, все с диезами кроме Ми и Си. Трезвучие — Си, Ре-диез, Фа-диез и обратно. (На саксофоне играем от ноты Си первой октавы.)

В Си мажоре четвёртая ступень Ми, следующая гамма Ми мажор. В Ми мажоре четыре диеза — Фа-диез, До-диез, Соль-диез и Ре-диез (см. выше порядок появления диезов). Последовательность нот — Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми и обратно, все с диезами кроме Ми, Си и Ля. Трезвучие — Ми, Соль-диез, Си и обратно. (На саксофоне играем от Ми первой октавы.)

В Ми мажоре четвёртая ступень Ля. В Ля мажоре три диеза — Фа-диез, До-диез и Соль-диез (см. выше порядок появления диезов). Последовательность нот — Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и обратно, три из них с диезами — Фа-диез, До-диез и Соль-диез. Трезвучие — Ля, До-диез, Ми и обратно. (На саксофоне играем от ноты Ля первой октавы.)

В Ля мажоре четвёртая ступень Ре. В Ре мажоре два диеза — Фа-диез и До-диез (см. выше порядок появления диезов). Последовательность нот — Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре и обратно, два диеза — Фа-диез и До-диез. Трезвучие — Ре, Фа-диез, Ля и обратно. (На саксофоне играем от Ре первой октавы.)

В Ре мажоре четвёртая ступень Соль. В Соль мажоре один диез — Фа-диез (см. выше порядок появления диезов). Последовательность нот — Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль и обратно, одна с диезом — Фа-диез. Трезвучие — Соль, Си, Ре и обратно. (На саксофоне играем от ноты Соль первой октавы.)

В Соль мажоре четвёртая ступень До — круг замкнулся. Мы сыграли все двенадцать мажорных гамм и трезвучий.

Натуральные минорные гаммы и трезвучия в двенадцати тональностях по квартовому кругу мы будем играть по такому же принципу как и мажорные гаммы.Рекомендую пользоваться таблицей Квартового Круга только для проверки, т.е. все вычисления делать в уме, стремясь запомнить в какой гамме сколько знаков и какие это знаки.

Начнём с минорной тональности в которой нет знаков — это Ля минор. Соответственно начинаем с ноты Ля (на саксофоне играем от ноты Ля первой октавы) и играем в восходящем и нисходящем движении подряд все ноты:

Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До, Си, Ля.

Это как раз соответствует ступеням:

1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 7 , 6 , 5 , 4 , 3 , 2 , 1 . (8 — она же 1).

Теперь в восходящем и нисходящем движении играем минорное трезвучие первой ступени:

Соответственно через одну от первой ступени:

В результате должно получиться:

Переходим к следующей гамме по квартовому кругу. Для того что бы узнать следующую гамму необходимо вычислить четвёртую ступень в предыдущей гамме. Только что мы играли гамму Ля минор, в которой четвёртой ступенью является нота Ре, соответственно сейчас мы сыграем гамму Ре минор. При движении по квартовому кругу от Ля минора в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом в Ре миноре будет один бемоль, т.е. Си-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Порядок нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си никогда не нарушается, но в тональности Ре мы соответственно начинаем с ноты Ре (на саксофоне — Ре первой октавы, для того что бы уложиться в среднем диапазоне) и соответственно получаем последовательность Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре и обратно, но только нота Си будет с бемолем. И трезвучие, тоже от Ре через одну — Ре, Фа, Ля и обратно.

Переходим к следующей гамме по квартовому кругу. Для того что бы узнать следующую гамму необходимо вычислить четвёртую ступень в предыдущей гамме. Только что мы играли гамму Ре минор, в которой четвёртой ступенью является нота Соль, соответственно сейчас мы сыграем гамму Соль минор. При движении по квартовому кругу от Ля минора в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом в Соль миноре будет уже два бемоля, т.е. Си-бемоль и к нему добавится Ми-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Порядок нот До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си никогда не нарушается, но в тональности Соль мы соответственно начинаем с ноты Соль и соответственно получаем последовательность Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль и обратно, но только ноты Си и Ми будут с бемолями. (На саксофоне играем от ноты Соль первой октавы.) И трезвучие, тоже от Соль через одну — Соль, Си-бемоль, Ре и обратно.

В Соль миноре четвёртая ступень До, значит сейчас мы сыграем гамму До минор в которой три бемоля, т.е. Си-бемоль, Ми-бемоль, как в предыдущей гамме и к ним добавляется Ля-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Последовательность До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До и обратно, но только ноты Си, Ми и Ля будут с бемолями. И трезвучие, тоже от До через одну — До, Ми-бемоль, Соль и обратно. (На саксофоне играем от До второй октавы.)

В До миноре четвёртая ступень Фа, сейчас мы сыграем гамму Фа минор (на саксофоне от ноты Фа первой октавы) в которой четыре бемоля, т.е. Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль и Ре-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Последовательность Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа и обратно, но только ноты Си, Ми, Ля и Ре будут с бемолями. И трезвучие — Фа, Ля-бемоль, До и обратно.

В Фа миноре четвёртая ступень Си-бемоль, следующая гамма Си-бемоль минор в которой пять бемолей, т.е. Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, Ре-бемоль и Соль-бемоль (см. выше порядок появления бемолей). Последовательность Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и обратно, но только ноты Си, Ми, Ля, Ре и Соль будут с бемолями. В случае когда знаков много, вычислять удобнее методом исключения, т.е. в гамме Си-бемоль минор будут все ноты с бемолями кроме До и Фа. Трезвучие — Си-бемоль, Ре-бемоль, Фа, и обратно. (На саксофоне играем от ноты Си-бемоль первой октавы.)

В Си-бемоль миноре четвёртая ступень Ми-бемоль, следующая гамма Ми-бемоль минор в которой шесть бемолей, т.е. Си-бемоль, Ми-бемоль, Ля-бемоль, Ре-бемоль, Соль-бемоль и До-бемоль(см. выше порядок появления бемолей). Для До-бемоля аппликатура как для ноты Си. Последовательность Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми и обратно, но только ноты Си, Ми, Ля, Ре, Соль и До будут с бемолями. В случае когда знаков много, вычислять удобнее методом исключения, т.е. в гамме Ми-бемоль минор будут все ноты с бемолями кроме Фа. Трезвучие — Ми-бемоль, Соль, Си-бемоль и обратно. (На саксофоне играем от ноты Ми-бемоль первой октавы.) Ре-диез минор — энгармонический аналог Ми-бемоль минора встречается довольно часто, поэтому стоит ещё раз повторить эту гамму, мысля в Ре-диез миноре. Т.е. заменим все ноты на аналогичные с противоположным знаком. Ми-бемоль станет Ре-диезом, Соль-бемоль Фа-диезом, Ля-бемоль Соль-диезом, Си-бемоль Ля-диезом, До-бемоль станет нотой Си, Ре-бемоль До-диезом. Диезы появляются в обратном порядке относительно бемолей: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.

В Ми-бемоль миноре шесть бемолей, а в Ре-диез миноре шесть диезов. Последовательность нот — Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре и обратно, но все ноты с диезами кроме Си. И трезвучие — Ре-диез, Фа-диез, Ля-диез и обратно. (На саксофоне играем от Ре-диеза первой октавы.)

В Ре-диез миноре четвёртая ступень Соль-диез, следующая гамма Соль-диез минор. Теперь количество знаков будет уменьшаться, т.е. в Соль-диез миноре будет пять диезов — Фа-диез, До-диез, Соль-диез, Ре-диез и Ля-диез (см. выше порядок появления диезов). Последовательность нот — Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль и обратно, все с диезами кроме Ми и Си. Трезвучие — Соль-диез, Си, Ре-диез и обратно. (На саксофоне играем от ноты Соль-диез первой октавы.)

В Соль-диез миноре четвёртая ступень До-диез, следующая гамма До-диез минор. В До-диез миноре четыре диеза — Фа-диез, До-диез, Соль-диез и Ре-диез (см. выше порядок появления диезов). Последовательность нот — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До и обратно, все с диезами кроме Ми, Си и Ля. Трезвучие — До-диез, Ми, Соль-диез и обратно. (На саксофоне играем от До-диез второй октавы.)

В До-диез миноре четвёртая ступень Фа-диез. В Фа-диез миноре три диеза — Фа-диез, До-диез и Соль-диез (см. выше порядок появления диезов). Последовательность нот — Фа, Соль,Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа и обратно, три из них с диезами — Фа-диез, До-диез и Соль-диез. Трезвучие — Фа-диез, Ля, До-диез и обратно. (На саксофоне играем от ноты Фа-диез первой октавы.)

В Фа-диез миноре четвёртая ступень Си. В Си миноре два диеза — Фа-диез и До-диез (см. выше порядок появления диезов). Последовательность нот — Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и обратно, два диеза — Фа-диез и До-диез. Трезвучие — Си, Ре, Фа-диез и обратно. (На саксофоне играем от Си второй октавы.)

В Си миноре четвёртая ступень Ми. В Ми миноре один диез — Фа-диез (см. выше порядок появления диезов). Последовательность нот — Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми и обратно, одна с диезом — Фа-диез. Трезвучие — Ми, Соль, Си и обратно. (На саксофоне играем от ноты Ми первой октавы.)

В Ми миноре четвёртая ступень Ля — круг замкнулся. Мы сыграли все двенадцать натуральных минорных гамм и трезвучий. Легко и непринуждённо)

А теперь стоит приступить к игре одноимённых натуральных мажорных и минорных гамм в двенадцати тональностях по квартовому кругу. Эффект от этих упражнений можно считать достигнутым, когда Вы будете твёрдо знать какими нотами являются мажорные и минорные третьи, шестые и седьмые ступени во всех двенадцати тональностях.

Напоминаю порядок появления бемолей: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа. И порядок появления диезов: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.

Начнём с мажорной тональности в которой нет знаков — это До мажор. В миноре относительно мажора три ступени понижены (намеренно не указываю какие — сейчас это не нужно), соответственно в тональности До минор появляются три бемоля. Итак: До мажор — без знаков, До минор — три бемоля.

В результате должно получиться:

Переходим к следующим гаммам по квартовому кругу. Для того что бы узнать следующие гаммы необходимо вычислить четвёртую ступень в предыдущих гаммах. Только что мы играли гаммы До мажор и До минор, в обеих четвёртой ступенью является нота Фа, соответственно сейчас мы сыграем гаммы Фа мажор и Фа минор. При движении по квартовому кругу от До мажора и До минора в каждой следующей тональности будет добавляться один бемоль. Таким образом в Фа мажоре будет один бемоль, а в Фа миноре на три больше, т.е. четыре бемоля.

Си-бемоль мажор — два бемоля, Си-бемоль минор — пять бемолей.

Ми-бемоль мажор — три бемоля, Ми-бемоль минор — шесть бемолей. Ре-диез минор — энгармонический аналог Ми-бемоль минора встречается довольно часто, поэтому стоит ещё раз повторить эту гамму, мысля в Ре-диез миноре, соответственно шесть диезов.

Ля-бемоль мажор — четыре бемоля, вместо Ля-бемоль минора, в котором семь бемолей, будем играть энгармонический аналог, т.е. Соль-диез минор — пять диезов.

Ре-бемоль мажор — пять бемолей, До-диез минор — четыре диеза.

Фа-диез мажор — шесть диезов, Фа-диез минор на три диеза меньше, т.е. три диеза.

Си мажор — пять диезов, Си минор на три диеза меньше — два диеза.

Ми мажор — четыре диезов, Ми минор на три диеза меньше — один диез.

Ля мажор — три диеза, Ля минор — без знаков.

Ре мажор — два диеза, Ре минор — один бемоль.

Соль мажор — один диез, Соль минор — два бемоля.

В Соль мажоре и Соль миноре четвёртая ступень До — круг замкнулся. Мы сыграли одноимённые натуральные мажорные и минорные гаммы в двенадцати тональностях по квартовому кругу. Просто праздник какой то)))

Антоша Хаймович ( тексты редакция от 06.06.2014)

Учебные материалы для саксофона и других музыкальных инструментов

Все материалы доступны для скачивания (бесплатно).

Источник

Оцените статью