Ноты гаммы от белых

Изучаем гаммы

Худшее, что можно придумать, это гонять гаммы снова и снова (двумя руками) и в это время думать об отдыхе на Карибах. Наилучший способ — это иметь четкую цель во время занятия гаммами и использовать различные приемы, для того чтобы достичь эту цель.

Можно применять метод «кипящей воды». Для того чтобы закипятить воду нужно держать ее на огне пока она не закипит. Если же выключить огонь раньше времени, то вода не закипит. Никогда! Если необходимо закипятить очень много воды, то чтобы сделать это быстрее, нужно разлить ее по нескольким кастрюлям и греть их все одновременно. Поэтому планируйте свои занятия (всего, не только гамм) так, чтобы достичь цель в течение одного подхода к инструменту, скажем за 10 минут. Вы не выучите все 24 гаммы (или все произведение) за такой короткий подход, но вы полностью овладеете одним из навыков для игры гамм (или такта произведения). Затем, удостоверитесь в том, что у вас есть Генеральный план, построенный таким образом, что, складываясь из маленьких целей, он в результате приходит к достижению Большой цели. Это требует очень хорошего планирования, много дисциплины и занятий изо дня в день. Один месяц таких дисциплинированных занятий приведет к впечатляющим результатам.

Так вот о гаммах, я не верю в гаммы как упражнения для наработки техники, но считаю, что их нужно знать. Далее следует описание шагов, в том порядке, в котором я их применяю и обучаю им (с течением времени, в сумме, они приводят к великим достижениям). Начнем с 12 мажорных гамм:

1. Одним пальцем, одну октаву, отдельно каждой рукой. Сыграть гамму и произносить в слух название играемой ноты. Еще раз сыграть гамму, но на этот раз произносить вслух название интервала между соседними нотами (т. е. для мажора: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон ИЛИ большая секунда — большая секунда — малая секунда — большая секунда — большая секунда — большая секунда — малая секунда). Цель: выучить названия нот гаммы, называть черные и белые клавиши как диез/бемоль (например, в гамме соль-бемоль мажор, белая клавиша, которую мы обычно называем Си, на самом деле называется До бемоль).

Читайте также:  Духи ланвин модерн принцесс ноты

Для начала, изучайте одну гамму в день (или даже неделю). Не переходите к следующей пока не почувствуете себя абсолютно комфортно. Это займет всего лишь пару минут. Скоро вы станете мастером одной гаммы (постоянное повторение и гарантированный метод изучения, но который никто не хочет делать, все хотят научиться быстро с помощью магии). Затем переходите к следующей гамме. Нужно выучить все 12 мажорных гамм (пока учите ноты) в течение 2 — 3 недель (в большинстве случаев — люди овладевают этим всем за один день). После того как овладели всеми 12 мажорными гаммами, вы должны быть способны проиграть их все за 2 — 3 минуты.

Если вы торопитесь, разучите все 12 мажорных гамм за один день за 12 подходов по 2 — 3 минуты каждый. После того как закончите свои 2 — 3 минуты на каждую гамму, забудьте о них до следующего дня. Не пытайтесь, пока что, искать взаимосвязь между гаммами — это замедлит процесс обучения. В процессе занятий концентрируйтесь только на одной гамме. Поверьте мне, в конце концов, вы придете к тому, что сможете уловить взаимосвязь, о которой так мечтаете.

Как только вы ознакомились с 12 мажорными гаммами на одной октаве (пока учите ноты и интервалы), переходите к игре гамм с помощью всех пальцев на две октавы, каждой рукой отдельно. Опять же, занимайтесь этим пока не овладеете абсолютно. Теперь вам не нужно повторять предыдущие упражнения, так как новые упражнения полностью их повторяют.

2. Всеми пальцами, две октавы, отдельно каждой рукой: практиковать одну гамму за один подход (который не должен длиться больше чем 2 — 3 минуты).
Цель: выучить и навсегда запомнить расстановку пальцев, закрепить знание нот (но к этому времени вы должны уже знать их даже задом наперед). Овладение специальным движением, а именно, движением которое позволит играть гамы на медленной/средней скорости связно (легато) — подкладывание пальца. Лучшая гамма для начала это Cи мажор, так как вы этой гамме положение пальцев соответствует естественному. На этом этапе играйте гаммы в следующей последовательности: Си мажор, Ре бемоль мажор, Соль бемоль мажор (гаммы и расстановка пальцев одинаковы, нужно только менять ноты белых клавиш), далее следуйте по квинтовому кругу в обоих направлениях (соль — фа/ре — си бемоль/ля — ми бемоль/ми — ля бемоль). Как и ранее, изучайте одну гамму за один подход, со временем вы получите достаточно навыков для того, чтобы сыграть их все за один подход в течение 2 — 3 минут.

3. Далее следует овладеть способом игры гамм с большой скоростью. Теперь нужно перекладывать большой палец сверху (или сдвигать руку в сторону). Необходимо все еще тренировать каждую руку отдельно (это намного важнее чем тренировка сразу двумя руками по нескольким причинам). Теперь играйте группы нот гаммы кластерами (аккордами), играйте их вместе (как аккорд) пальцами 123, затем смещая руку в бок, играя (как аккорд) пальцами 1234. Проделайте это упражнение в пределах одной октавы, затем в пределах двух, трех и четырех октав. Это значительно улучшит зрительное восприятие периодичности гаммы на клавиатуре. Это также даст возможность понять, почему играть гаммы быстро сложно: пальцы 123 и 1234 могут играть как угодно быстро (что может быть быстрее, чем извлечение нот одновременно?).
Переход с 3-го на 1-й и с 4-го на 1-й пальцы вот ограничители скорость игры. Поэтому необходимо отдельно поупражняться над этими сдвигающими движениями. Главные проблемы, с которыми придется столкнуться, это скорость и точность, но вам никогда не удастся играть эти переходы так же быстро как 123 и 1234. Только эти переходы ограничивают скорость игры любой гаммы. После это необходимо будет замедлить игру последовательностей 123 и 1234 настолько, чтобы скорость игры совпала со скорость перехода 3 — 1 и 4 — 1, для того чтобы гамма звучала ровно. На данном этапе, целями является визуальное восприятие повторяющегося рисунка любой гаммы на клавиатуре, изучение сдвигающего движения и привыкание к нему, а также точное позиционирование руки/пальцев. Этот этап очень сильно отличается от предыдущего, где подкладывание большого пальца инстинктивно подталкивает использовать движение пальцев вместо движения руки для перехода в нужную позицию.

Необходимо продолжать работать над шагами 2 и 3 одновременно.

4. Еще раз повторите пункт 3, но в этот раз «отделите» большой палец. То есть, необходимо играть:
1 (отдельно) 23 (как аккорд)
1 (отдельно) 234 (как аккорд).
Это можно сделать двумя способами (и нужно потренировать оба): сдвигая руку в бок (большой палец ложится сверху) и подкладывание большого пальца снизу.

Внимательно понаблюдайте за каждым из этих движений, для того чтобы овладеть ими полностью. Вы увидите/услышите/почувствуете, почему невозможно сыграть гаммы быстро, используя подкладывание пальца. Также вы увидите/услышите/почувствуете, почему подкладывание пальца необходимо для медленной и связной (легато) игры гамм.

5. На данном этапе вы уже знаете названия нот, расстановку пальцев, движения и умеете визуально определять расположение любой из 12 мажорных гамм на клавиатуре. Следует еще раз вернуться назад, и научится хорошо играть гаммы (отдельно каждой рукой) в пределах четырех октав. Играйте их медленно с легато и быстро, применяя правильные движения руки. Время от времени возвращайтесь к шагам 3 и 4, для того чтобы напомнить себе каким должно быть правильное движение. Проигрывание всех 12 мажорных гамм должно легко укладывать в 2 — 3 минуты. Если нет, то поставьте себе это за цель. Не торопитесь, намного важнее полностью овладеть одной гаммой чем, уметь играть все из них небрежно. Так же нужно помнить, что упражнения можно распределить в течение дня на подходы по 2 — 3 минуты. Провести целый час за игрой гамм это не очень хорошая идея, гораздо лучше провести двадцать подходов по 3 минуты в течение дня (например, во время каждой рекламной паузы по телевизору сделайте один подход).

6. Теперь нужно начать делать различные вариации. В пределах четырех октав (отдельно каждой рукой) сыграйте гаммы изменяя скорость игры (быстро-медленно и медленно-быстро), изменяя акценты (каждый раз акцентируйте разные ноты: каждую 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю), изменяя артикуляцию (стаккато, легато, нон-легато), изменяя динамику, и возможно самое интересное, изменяя певучесть: создайте мелодическую линию на основе гаммы, путем акцентирования определенных нот. Нужно научиться четко выделять мелодию, ноты не участвующие в мелодии должны служить аккомпанементом/фоном.

7. Упражняясь каждой рукой отдельно, сыграйте каждую мажорную гамму, начиная с разных нот гаммы (но, не меняя расстановку пальцев, т. е. играя До-мажор с ноты Ре, начинайте с пальца 2, затем начиная с ноты Ми — с пальца 3 и т. д.). Это практика игры семи тональностей.

8. И, наконец, (отдельно каждой рукой), проиграйте все 12 мажорных гамм в порядке квинтового круга и также в хроматическом порядке. Вы должны уметь играть любую из 12 мажорных гамм в любом порядке. Теперь вы готовы соединить руки.

9. Соединение рук будет ужасным кошмаром из-за необходимости скоординированного движения. Самый быстрый способ справится с этим это играть небольшие группы нот гаммы двумя руками, а затем играть переходы от одной группы к другой. Это будет долгое упражнение (оно займет от 20 до 60 минут), поэтому соберитесь. Хорошая новость это то, что это необходимо проделать лишь один раз (ну может, два) для каждой гаммы. В последствии вы будете помнить игру гамм двумя руками всегда (даже если никогда больше не будете этим заниматься). Это нужно делать следующим образом (пример для одной октавы, но вам нужно проделать это для двух октав). До мажор:

* играйте, двумя руками, правильными пальцами ноты До и Ре сто раз (так как за 1 — 2 минуты, cто раз можно сыграть только две ноты), пока это не станет легко и автоматически. Переходите к Ре и Ми, далее Ми и Фа (сложно для правой руки, легко для левой, поэтому над этой парой, возможно, придется провести больше времени). Затем Фа и Соль. Затем Соль и Ля (сложно для левой руки, просто для правой), Ля и Си и, наконец, Си и До;
* теперь играйте по три ноты, уделяя больше времени на сложные последовательности: До Ре Ми — Ре Ми Фа — Ми Фа Соль — Соль Ля Си — Ля Си — До;
* по четыре ноты: До Ре Ми Фа — Ре Ми Фа Соль — Ми Фа Соль Ля — Фа Соль Ля Си — Соль Ля Си До;
* по пять нот: До Ре Ми Фа Соль — Ре Ми Фа Соль Ля — Ми Фа Соль Ля Си — Фа Соль Ля Си До;
* по шесть нот: До Ре Ми Фа Соль Ля — Ре Ми Фа Соль Ля Си — Фа Соль Ля Си До;
* наконец по семь нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си — Ре Ми Фа Соль Ля Си До;
* на этом этапе вы должны идеально играть гамму двумя руками в пределах одной октавы. Примените тот же подход для двух октав. Подобную процедуру нужно провести только для двух октав, другие октавы получаться автоматически.

10. Теперь, также как при игре каждой рукой отдельно необходимо проделать те же виды вариаций, и добавить несколько новых:

* играйте сходящиеся/расходящиеся гаммы;
* играйте контрапункт: одна рука играет две октавы, вторая одну, но в два раза медленнее. Затем поменяйте руки;
* играйте одну гамму (например, Соль мажор) правой рукой и другую гамму (например, Ми мажор) левой рукой. Это действительно покажет вам, насколько хорошо усвоена расстановка пальцев;
* играйте гаммы с различными интервалами между руками: терция, секста, составная терция (tenth — 10 ступеней) (ну и так как вы все равно этим занимаетесь, почему бы не попробовать все остальные интервалы);
* играйте гаммы перекрестив руки (правая играет в басу, левая — вверху). Поэкспериментируйте с положением рук: сначала правая над левой, затем левая над правой;
* придумайте что-нибудь еще.

11. Теперь нужно научиться находить связь между гаммами и произведениями, которые вы играете. Определите тональность произведения и любую встречающуюся модуляцию. При игре произведения также играйте гаммы тональностей, которые вы определили.

12. Если изучаемое произведение обладает характерным ритмом, играйте гаммы в этом ритме.

13. Если произведение содержит четкий аккомпанемент в левой руке (например, вальс), сыграйте соответствующую гамму правой рукой вместо мелодии. Это не только позволит вам попрактиковать партию левой руки и игру гамм, но также и откроет глаза (уши) на то, каким образом Западная тональная музыка, построенная в отношении гамм. Это также сразу покажет, правильно ли вы играете гармонические прогрессии (если вы играете неверно, то гамма не подойдет).

14. Импровизируйте, играя стандартную прогрессию аккордов в левой руке (т. е. До — Ля — Фа — Соль — До) и гаммы правой рукой с разным ритмическим рисунком. Разрешается повторять ноты, но они обязательно должны идти в порядке гаммы (нельзя пропускать ноты или перепрыгивать). Начните с любого ритма, а по мере совершенствования вы сможете свободно импровизировать в нем.

15. Проделайте все те же шаги для 12 минорных гамм.

16. Параллельно с работой за инструментом, попрактикуйтесь (не более нескольких минут) в записи гамм и ключевых знаков на нотной бумаге (это также улучшит чтение с листа).

17. Всегда начинайте изучать новое произведения не за инструментом, а на бумаге, пытаясь определить гаммы и тональности, в которых оно написано.

Вы еще не устали? Помните все вышеописанное не нужно делать за один вечер, а рассчитано на два — три года занятий. Выполнить этот план это ваша долговременная цель. Разбейте план на небольшие кусочки и включите их в ежедневные занятия, в течение пары лет все будет изучено. Регулярность занятий это самое главное.

И, наконец, арпеджио нужно практиковать таким же способом.

Попробуйте изучить другие гаммы (пентатонические, хексатонические (расстояние между ступенями 1 тон), хроматические, блюзовые и т. д.)

Источник

Лад и тональность

УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ.

Слушая или исполняя музыкальное произведение, Вы наверняка отметили где-то в подсознании, что звуки мелодии находятся между собой в определенном соотношении. Если бы не было этого соотношения, то можно было просто поколотить по клавишам (струнам и т.д.) нечто непотребное, и получилась бы мелодия, от которой млели бы (от слова сомлеть) окружающие. Это отношение выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки (мелодии), некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков.

Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.

Один из самых устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой. Такой устойчивый звук называется тоникой. Вот послушайте первый пример (я намеренно пропустил тонику). Вам сразу же захочется докончить мелодию, и, уверен, даже если бы не знали мелодии, Вы сумели бы правильно поставить ноту. Забегая вперед, скажу, что это ощущение называется тяготением звуков. Проверьте себя, прослушав второй пример.

В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения (о чем я только что говорил выше), как бы притяжения, к ближайшим устойчивым, они как бы стремятся соединиться с этими опорами. Приведу нотный пример этой же самой песенки «Во поле береза стояла». Устойчивые звуки отмечены знаком «>».

Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.

Из сказанного можно сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной закономерности или системе. Эта система называется ЛАДОМ (лад). В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад, который является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке, придает совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

Для практического применения (что за теория без практики, верно?) изложенного материала проиграйте любые упражнения, которые мы с Вами изучали на уроках гитары или фортепиано, и мысленно отметьте устойчивые и неустойчивые звуки.

МАЖОРНЫЙ ЛАД. ГАММА НАТУРАЛЬНОГО МАЖОРА. СТУПЕНИ МАЖОРНОГО ЛАДА. НАЗВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СВОЙСТВА СТУПЕНЕЙ МАЖОРНОГО ЛАДА

В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке (русской и зарубежной) в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили лады мажорный и минорный.

Мажорным (мажор, в буквальном смысле слова, означает больший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют большое или мажорное трезвучие — созвучие, состоящее из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция — между нижним и средним звуками, и малая — между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты.

Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием.

Неустойчивые звуки в таком ладу располагаются между устойчивыми.

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.

Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой.

Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

Они образуют последовательность интервалов секунды. Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 (то есть два тона, полутон, три тона, полутон).

Вы помните клавиатуру фортепиано? Там очень хорошо видно, где в мажорной гамме тон, а где полутон. Давайте посмотрим более конкретно.

Вот где есть черные клавиши между белыми, там и находится тон, а где нет — то там расстояние между звуками равно полутону. Для чего, спрашивается, это надо знать? Вот Вы попробуйте сыграть (нажимая поочередно) сначала от ноты До до ноты До следующей октавы (постарайтесь запомнить на слух получившееся). А потом тоже самое от всех других нот, не прибегая к помощи производных («черненьких») клавиш. Получится что-то не то. Для того, чтобы привести все в столь же приличный вид, надо выдержать схему тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Попробуем от ноты Ре составить мажорную гамму. Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа. стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:

Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне. Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Зпомните, пожалуйста, эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии. Этому есть фундаментальные обоснования, природу которых Вы узнаете из уроков по гармонии на нашем сайте.

Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой. Ниже приводится схема расположения этих ступеней:

Вводные звуки получили свое название в связи с тяготением их в тонику. Нижний вводный звук тяготеет в восходящем направлении, а верхний — в нисходящем направлении.

Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука — это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень — тоника — является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы. II, IV, VI и VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней: VI к V, II к III и IV к V.

Для примера тяготения послушаем два варианта разрешения звуков. Первый — для мажорных тональностей, а второй для минорных. Минор мы еще будем изучать на следующих занятиях, а пока постарайтесь воспринять на слух. Теперь, занимаясь практическими уроками, старайтесь находить устойчивые и неустойчивые ступени и их разрешения.

ТОНАЛЬНОСТЬ. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ ДИЕЗНЫЕ И БЕМОЛЬНЫЕ. КВИНТОВЫЙ КРУГ. ЭНГАРМОНИЗМ МАЖОРНЫХ ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Натуральный мажорный лад может быть построен от любой ступени (как основной, так и производной) музыкального звукоряда (при условии сохранения в нем той системы расположения ступеней, которую мы рассмотрели выше). Эта возможность — получить нужную гамму от любой клавиши — является главным свойством, и главным предназначением «темперированного строя», при котором все полутоны в октаве совершенно равны. Дело в том, что строй этот — искусственный, полученный в результате целенаправленных вычислений специально ради этой цели. До этого открытия в музыке использовался так называемый «натуральный» звукоряд, который вовсе не имел достоинства симметрии и обратимости. При этом музыкальная наука была просто невероятно сложна и бессистемна, и сводилась к набору личных мнений и ощущений, сродни философии или психологии. Кроме того, в условиях натурального строя музыканты не имели физической возможности так свободно исполнять музыку в какой угодно тональности, на какой угодно высоте, потому что с увеличением количества знаков альтерации звучание становилось катастрофически фальшивым. Темперированный же (то есть, «равномерный») строй дал музыкантам возможность не зависеть от абсолютной высоты звука, и привести музыкальную теорию практически к уровню точной науки.

Абсолютная (то есть, безотносительная) высота, на которой распложена тоника лада, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, служащего в ней тоникой. Название тональности составляется из обозначении тоники и лада, то есть, к примеру, слова мажор. Например: До мажор, Соль мажор и т. д.

Тональность мажорного лада, построенная от звука до, называется До мажор. Ее особенность среди других тональностей в том, что ее звукоряд состоит как раз из основных ступеней музыкального звукоряда, то есть, попросту, только из белых клавиш фортепиано. Вспомним строение мажорного лада (два тона, полутон, три тона, полутон).

Если построить от ноты До чистую квинту вверх, а от полученной квинты (нота Соль) попробовать построить новый мажорный звукоряд, то получится, что VII ступень (ноту Фа) надо повысить на полтона. Сделаем вывод, что в тональности G-dur, т.е. соль-мажор, один ключевой знак — Фа-диез. Если теперь до-мажорную пьесу нам захочется сыграть в этой новой тональности (ну, например, вследствие того, что Вашему голосу слишком низко и неудобно петь в до мажоре), то, переписав все ноты песни на нужное количество линеечек выше, мы должны будем каждую ноту ФА, которая попадется в нотах, повышать на полтона, иначе зазвучит чепуха. Как раз для этой-то цели и существует понятие ключевых знаков. Нам нужно всего лишь нарисовать при ключе один диез — на той линеечке, где пишется нота ФА — и после этого вся песня как бы автоматически оказывается в правильном звукоряде для тоники СОЛЬ. Теперь идем дальше проторенной дорожкой. От ноты Соль строим вверх квинту (получим ноту Ре), а от нее опять строим мажорный звукоряд, хотя уже можно и не строить, поскольку мы уже знаем, что надо повысить седьмую ступень. Седьмая ступень — нота До. Коллекция диезов при ключе у нас с Вами постепенно вырастает — кроме фа-диеза, добавляется еще и до-диез. Это ключевые знаки тональности Ре-мажор. И так будет продолжаться, пока мы не используем все 7 знаков при ключе. Для тренировки желающие (хотя советую всем) могут произвести эксперимент такого же порядка. Т.е. (повторим) от ноты До строим квинту вверх, при помощи схемы: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон — высчитываем строение мажорной гаммы. От полученной ноты опять строим квинту вверх. и так продолжаем, пока не закончатся деньги. ой, диезы. Вас недолжно смущать, когда при очередном построении тональности Вы обнаружите, что сам звук тоники оказался на черной клавише. Это будет означать всего лишь то, что этот диез будет упоминаться в имени тональности — «фа-диез-мажор» — все остальное будет работать точно так же. В принципе, никто не может запретить Вам продолжать это построение И ПОСЛЕ того, как при ключе будет написан седьмой диез. Теория музыки не запрещает существовать каким угодно тональностям — хоть с сотней знаков. Просто восьмым знаком при ключе неизбежно окажется снова «фа» — и Вам останется лишь заменить самый первый «фа-диез» знаком «дубль-диез». При этих экспериментах Вы можете получить, например, мажор с 12-ю диезами — «си-диез-мажор», и обнаружить, что это не что иное, как «до-мажор» — вся гамма окажется опять на белых клавишах. Разумеется, все эти «опыты» имеют лишь теоретическое значение, так как на практике никому не придет в голову так загромождать свои ноты знаками только ради того, чтобы снова оказаться в до-мажоре.

Предлагаю Вашему вниманию рисунок для ознакомления со всеми этими диезами, устойчивыми и неустойчивыми звуками в каждой тональности. Прошу запомнить, что порядок «появления» диезов строго регламентирован. Выучите наизусть: Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си.

Пойдем в другую сторону. Если от ноты До построить квинту, но уже вниз, получим ноту Фа. От этой ноты начнем строить по нашей схеме мажорную гамму. И увидим, что четвертую ступень (то есть ноту си) уже требуется понизить (попробуйте построить самостоятельно), т.е. си-бемоль. Построив гамму Фа-мажор от тоники (нота Фа) опять строим квинту вниз (Си-бемоль). Рекомендую построить все полностью тональности для практики. А я Вам приведу на рисунке все бемольные тональности. Порядок появления (расположение) ключевых бемолей тоже строгий. Прошу запомнить наизусть: Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа, то есть, порядок, обратный диезам.

А теперь обратим внимание на устойчивые звуки (любой тональности на выбор). Они образуют мажорное трезвучие тоники (вопрос для повторения: что такое тоника?). Ну вот, мы чуть-чуть уже затронули обширнейшую тему «Аккордов». Не будем забегать вперед, но научитесь, пожалуйста, строить тонические трезвучия (в данном случае — мажорные) от любой ноты. Этим Вы заодно научитесь строить, так сказать, аккорд тоники — основной аккорд — какой-либо тональности.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ И МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР

В музыке нередко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорного лада называется гармоническим мажором. От понижения VI ступени на полутон становится острее ее тяготение в V ступень и придает мажорному ладу своеобразное звучание. Попробуйте проиграть гамму, к примеру, До-мажор с пониженной VI ступенью. Для начала я Вам помогу. Высчитаем, что VI ступень в данной тональности C-dur — это нота Ля, которую надо понизить на полтона (Ля-бемоль). Вот и вся премудрость. Таким же образом поступите в других тональностях. При игре гаммы, то есть, непрерывающейся последовательности ступеней, Вы сразу почувствуете, что под конец гаммы начинает пахнуть какой-то экзотикой. Причина тому — новый интервал, образовавшийся при понижении VI ступени: увеличенная секунда. Присутствие такого неожиданного интервала и придает ладу такую необычную окраску. Гармонические лады присущи многим национальным культурам: татарской, японской, да вообще почти всем азиатским странам.

Мелодическая разновидность мажорного лада образуется понижением сразу двух ступеней натуральной гаммы: VI и VII. Благодаря этому, обе эти ноты (они обе неустойчивы) приобретают усленное тяготение к нижней устойчивой — к V ступени. Если Вы проиграете млм пропоете такую гамму сверху вниз, то почувствуете, как в ее верхней половине появилась особая мелодичность, мягкость, протяженность, неразрывная связанность нот в одну певучую мелодию. Именно из-за этого эффекта такой лад и получил название «мелодического».

МИНОРНЫЙ ЛАД. ПОНЯТИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.

Минорным (минор, в буквальном смысле слова, означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют малое или минорное трезвучие. Предлагаю послушать мажорный и минорный аккорды. Сравните на слух их звучание и различие. Мажорный аккорд звучит более «бодро», а минорный более лирически (помните выражение: «минорное настроение»?). Интервальный состав минорного трезвучия: м3+б3 (малая терция + большая терция). Не будем утруждаться строением минорного лада, потому что можно обойтись понятием параллельные тональности. Возьмем к примеру привычную тональность До-мажор (любимая тональность начинающих музыкантов, потому что при ключе нет ни одного знака). Построим от тоники (звук — До) вниз малую терцию. Получим ноту Ля. Как только что я говорил, при ключе не наблюдается ни диезов, ни бемолей. Лихо пробежим по клавиатуре (струнам) от ноты Ля до следующей ноты Ля вверх. Вот мы и получили гамму натурального минора. Теперь запомним: параллельными называются тональности, имеющие ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе. Для каждого мажора имеется один и только один параллельный минор — и наоборот. Все тональности в мире, таким образом, существуют парами «мажор-минор», как бы две гаммы, движущиеся параллельно по тем же самым клавишам, но с отставанием на терцию. Отсюда и название «параллельных». В частности, параллельной тональностью для До-мажора является Ля-минор (тоже любимая тональность начинающих, т.к. и здесь нет ни одного ключевого знака) Тоническое трезвучие в Ля-миноре. От ноты Ля вверх сроим малую терцию, получаем ноту До, а потом еще большую терцию уже от ноты До, в итоге зазвучит Ми. Итак, минорное трезвучие ля миноре: Ля — До — Ми.

Постарайтесь найти сами параллельные тональности для всех мажорных ладов, которые мы проходили выше. Главное запомните, что 1. надо строить от тоники (главный устойчивый звук) вниз малую терцию, чтобы найти новую тонику; 2. ключевые знаки в параллельной тональности остаются теми же.

Коротко, для тренировки, посмотрим еще один пример. Тональность — Фа-мажор. При ключе — один знак (си-бемоль). От ноты Фа строим вниз малую терцию — нота Ре. Значит, Ре-минор является параллельной тональностью Фа-мажору и имеет ключевой знак — си-бемоль. Тоническое трезвучие в Ре-миноре: Ре — Фа — Ля.

Итак, в параллельных тональностях натурального звукоряда, ключевые знаки одни и те же. Это мы уже усвоили. А как быть с гармоническим ладом? Несколько иначе. Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью, что было вызвано необходимостью обострить тяготение восходящего вводного звука. Если присмотреться или прислушаться, то Вы легко обнаружите, что гармонический мажор и гармонический же минор, построенные от одной и той же клавиши, полностью совпадают в верхней половине гаммы — та же самая увеличенная секунда на VI ступени гаммы. Просто для того, чтобы этот интервал получить в мажоре, приходится понижать VI ступень. А вот в миноре эта ступень и без того низкая, зато VII ступень можно повысить.

Давайте договоримся, что количество ключевых знаков для всех тональностей надо помнить наизусть. Исходя из этого, допустим, в ре-миноре (ключевой знак — си-бемоль) повышенная VII ступень — До-диез.

Выше на рисунке Вы можете посмотреть визуально. А теперь давайте послушаем (хотя Вы можете и сами проиграть), как это будет звучать. a-moll и d-moll. Если немного внимательней отнестись к просмотру и прослушиванию, то можно увидеть, что трезвучие доминанты в гармоническом миноре — мажорное. Я вот сейчас Вам проиграю три аккорда: Тонику, Субдоминанту, Доминанту и Тонику в гармоническом Ля-миноре. Слышите? Вот и позанимайтесь строением этих трех аккордов во всех минорных тональностях. Этим Вы добьетесь автоматизма определения основных трезвучий в любой тональности. Строить мажорные и минорные трезвучия мы с Вами уже умеем, если забыли — давайте повторим и уточним.

Строим тоническое трезвучие: определяем лад (мажор, минор), из этого и исходим. Строим мажорное (минорное) трезвучие. Мажорное: б.3 + м.3, минорное — м.3 + б.3. Теперь надо найти субдоминанту. От тоники строим кварту вверх — получаем основной звук, от которого и будем строить трезвучие. В F-dur — это си-бемоль. А от си-бемоля уже и строим мажорное трезвучие. Ищем теперь доминанту. От тоники — квинту вверх. В этой же тональности Доминанта — До. Ну, а уж трезвучие До-мажор построить, — это нам уже нетрудно. Параллельная тональность Фа-мажору — Ре-минор. Строим в минорной тональности тонику (Т), субдоминанту (S) и доминанту (D). Напоминаю, что в гармоническом и мелодическом миноре доминанта — мажорное трезвучие. Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными и VI, и VII ступенями (проиграйте на фортепиано или гитаре, в крайнем случае в MIDI-редакторе). А в мелодическом мажоре происходит, наоборот, понижение тех же ступеней.

Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная тональность До-мажора — До-минор, Ля-мажора — Ля-минор и т.п.).

Как было уже сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передаче музыкой определенного содержания и характера имеет лад. Помните, я приводил пример звучания мажорного трезвучия и минорного. Напомню, по случаю, что мажор, так сказать, более бодр, а минор — более печален, драматичен, лиричен. Поэтому — можете сами поэкспериментировать — мажорная мелодия, сыгранная от той же клавиши, но с использованием минорного звукоряда (или наоборот), приобретает совершенно другую окраску, хотя остается при этом той же мелодией.

Источник

Оцените статью