- Ноты гармони для левой руки
- Ноты гармони для левой руки
- Пой,гармоника!
- Всё о гармони и гармонистах
- Учимся играть на гармони.Урок2 Знакомство с левой клавиатурой.
- Устройство левой клавиатуры гармони
- Принцип игры аккомпанемента на гармони,мажор,минор
- Простейшие варианты игры на «басах»
- Гамма на басах без применения вспомогательного ряда
- Обзор нот С ЦИФРАМИ для гармони, изготовленных Школой.
- Во-первых, Появился раздел учебных нот С ЦИФРАМИ к курсу «Второклассник».
- А во-вторых,
- УЧЕБНЫЕ Ноты С ЦИФРАМИ к песне “Верила верила верю”
- Пять готовых форм, Девятнадцать упражнений на отработку приёмов.
- Какие приёмы разобраны в нотах:
- Песня “Верила верила верю” Ноты С ЦИФРАМИ для гармони. Пять готовых форм.
- Ноты С ЦИФРАМИ к песне “Верила верила верю” для гармони. Формы как в видео.
- Ноты с цифрами к духовному стиху «Эта ночь святая»
- Ноты с цифрами для вальса «Под небом Парижа» (“Sous le ciel de Paris”)
- Ноты с цифрами к песне “С одесского кичмана”
- Ноты и цифры для гармони к песне «Поручик Голицын»
- Ноты и цифры для гармони к песне «Под небом голубым есть город золотой»
- Ноты и цифры для гармони к песне “Маленькой ёлочке” (Или наигрышу “Маленькоёлочкинского” 🙂
- Ноты С ЦИФРАМИ для гармони к песне “Весёлая кадриль” (“Когда-то россияне”)
- 3 Варианта игры:
- Ноты С ЦИФРАМИ для гармони к песне “Кабы не было зимы”.
Ноты гармони для левой руки
Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12
Аккорды на гармони:
осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.
Правая сторона в зависимости от вашей тональности.
Источник
Ноты гармони для левой руки
Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12
Аккорды на гармони:
осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12
Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.
Правая сторона в зависимости от вашей тональности.
Источник
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Учимся играть на гармони.Урок2 Знакомство с левой клавиатурой.
Здравствуйте, уважаемые начинающие(и не очень) гармонисты! Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!«.
В первом уроке цикла «Учимся играть на гармони» мы познакомились с правой клавиатурой. В этом уроке давайте попытаемся разобраться с устройством левой клавиатуры гармони-хромки.
То,что мы играем в левой клавиатуре, называется аккомпанементом и служит для сопровождения мелодии, звучащей в правой клавиатуре.
Устройство левой клавиатуры гармони
Состоит левая клавиатура из трех рядов кнопок(всего их 25, как и в правой). В первых двух рядах(если считать от руки) кнопки расположены по принципу чередования басов и аккордов. То есть если перебирать их по одной с самой нижней,т о сначала идет бас, потом-аккорд, потом-опять бас и так далее. Что такое аккорд? Аккорд-это стройное, гармоничное, созвучие из трех и более звуков, звучащих одновременно.
Существуют определенные правила построения аккордов,но мы в них сейчас не будем углубляться. Во-первых, потому что это из области музыкальной теории и нотной грамоты, во-вторых, потому, что в левой клавиатуре эти самые аккорды уже готовые. То есть, мы нажимаем лишь одну клавишу, а получаем целый аккорд из нескольких звуков, благодаря особо устроенной механике, когда при нажатии одной кнопки, открывается сразу три-четыре клапана, дающих доступ воздушному потоку к конкретным голосам инструмента.
Все готовые аккорды левой клавиатуры можно сыграть и в правой, но уже, нажимая ВСЕ нужные клавиши, составляющие аккорд. Вот, например:
В третьем ряду(опять же,если считать от руки),находятся только басы, причем те же самые,что уже есть в двух других рядах. Если понажимать кнопки третьего ряда, то можно увидеть, что вместе с ними нажимаются и кнопки в других рядах, те которые и дублируются. Таким образом, этот ряд является вспомогательным и нужен он для того, чтобы избежать больших скачков руки, если нужную кнопку проще и удобнее нажать в третьем ряду, чем тянуться до неё куда-то ещё.
Принцип игры аккомпанемента на гармони,мажор,минор
Вот два, наиболее типичных, примера(под них уже можно и петь и плясать). Простейший аккомпанемент к частушечным наигрышам(мажор):
Простейший аккомпанемент к «Цыганочке»(минор):
Но разделение мажора и минора по рядам весьма условно, так как и в том и в другом случае, могут применяться заходы в соседний ряд.
Очень часто для разнообразия мелодии и для её украшения применяются различные дополнительные приемы: например прохождение по одним басам(чаще всего, во вспомогательном ряду). Вот, как пример, аккомпанемент к «Яблочку»:
В традиционной вологодской игре(см. Традиционные наигрыши на Кирилловской гармони) очень часто применяется игра на одних аккордах-тоже, очень интересный и завораживающий прием, когда два звука получаются путем смены направления движения меха, а не двойного нажатия на клавишу(эффект совсем другой):
Простейшие варианты игры на «басах»
Теперь я покажу несколько простейших вариантов игры на «басах»(как условно называют иногда левую клавиатуру в целом), которые применяются наиболее часто:
Замечу,что «Барыня» и «Частушка» имеют абсолютно такую же последовательность исполнения, если начать на одну пару клавиш выше, чем показано в видео. Попробуйте ради интереса.
Аккомпанемент к вальсам(строится,обычно по принципу бас-один раз,аккорд-два раза):
Эти упражнения настойчиво советую выучить и отработать так, чтоб с ними у вас не возникало никаких проблем. Сначала играйте очень медленно, добиваясь чёткости исполнения(лучше играть медленно, но правильно, чем торопиться и постоянно сбиваться). Затем, постепенно, по мере появления уверенности, набирайте темп.
Запомните одно простое правило: в паре бас-аккорд, звучание аккорда не следует затягивать. Он должен звучать чуть короче баса. Вот пример НЕправильной игры(«Частушка»):
Из этого правила, конечно же, тоже есть исключения, но, в общем, оно действует практически всегда.
Напоследок покажу варианты аккомпанемента к некоторым мелодиям в различных вариациях по принципу «от простого-к сложному» и приведу их оцифровку согласно общепринятой нумерации клавиш(после знака «+» — новая вариация; пары бас-аккорд заключены в круглые скобки для облегчения восприятия; то, что в фигурных скобках, играется одновременным нажатием указанных клавиш; в прямых скобках-прохождение по одним басам в «Яблочке»). Возможно, на видео сыграно не строго по этим цифрам, но близко(отличия, лишь, в чередовании вариаций). Цифровую раскладку клавиатуры смотрим здесь.
Играть буду четырьмя пальцами, чего и вам советую: учитесь применять четыре пальца, иначе ваш аккомпанемент будет состоять лишь из монотонного долбления по басам и аккордам без всякого разнообразия. В общем, смотрите:
Гамма на басах без применения вспомогательного ряда
Кому интересно, вот упражнение для развития подвижности и растяжки пальцев левой руки-гамма на басах левой клавиатуры. Для новичка сложно, но очень полезно. В цифрах выглядит так: 6-2-12-8-4-14-10-6 и в обратном направлении. Вот так:
Наверное, на этом я закончу второй урок. Но если я что-то упустил или есть какие-то пожелания, пишите в комментариях-буду вносить изменения и дополнения.
Источник
Обзор нот С ЦИФРАМИ для гармони, изготовленных Школой.
Наша Школа сделала ещё один большой шаг в своём развитии.
Как мы рассказывали, благодаря нашим усилиям и смекалке, Школа обзавелась прекрасным инструментом, позволяющим дополнять нотную запись — цифровой. Которая так популярна в среде гармонистов-любителей.
Единственная проблема: Сколько ни бились, мы так и не разобрались, как совместить эту программу с волшебным заклинанием «По щучьему велению, по моему хотению».
Поэтому работать этот инструмент сам по себе так и не стал. Пришлось нам приложить руки :-). Последние несколько суток мы занимались переводом нот в «цифровой» формат. И сегодня — ура! — успешно закончили эту работу.
Сделаем краткий обзор. Расскажем очень вкратце о каждом из вновь появившихся продуктов. А подробности Вы сможете посмотреть, перейдя по заголовку к каждой из песен.
Во-первых, Появился раздел учебных нот С ЦИФРАМИ к курсу «Второклассник».
Тут всего не расскажешь, просто переходите по ссылке в раздел, и читатйте :-).
Огромное количество материалов.
На сегодняшний день, это более полусотни страниц нотного текста, объясняющего технику игры наигрышей Курса.
Напомню эти наигрыши:
Подгорная, Сербиянка, Барыня, Камаринского, Семёновна, Матаня, Завидовка, Сумецкого, Во саду ли, Чижик, Тустеп, Краковяк.
Теперь учебные ноты к занятиям «Второклассника» доступны и в «классическом нотном» варианте, и в виде нот с цифрами.
А во-вторых,
Мы «оцифровали» все ноты песен, которые были в школьных материалах. И ниже — краткая информация об этих «оцифрованных» нотах.
УЧЕБНЫЕ Ноты С ЦИФРАМИ к песне “Верила верила верю”
Пожалуй, это самый масштабный и фундаментальный НОТНО-ЦИФРОВОЙ материал Школы, имеющийся на сегодня.
Это грандиознейшие ноты.
По сути, это полноценное учебное пособиепо применению наигрышевых приёмов для народной аранжировки вальсовых песен.
Ноты демонстрируют переход от игры мелодии к использованию несложных приёмов, существенно украшающих игру.
Пять готовых форм,
Девятнадцать упражнений на отработку приёмов.
Это — 37 (ТРИДЦАТЬ СЕМЬ!) страницы нотного текста.
И это — не простые ноты. А полноценный обучающий материал. Дающий все ключи к тому, как построить тысячи композиций этой (да и любой) песни, используя просты народный приёмы игры.
Я с уверенностью могу сказать, что таких нот Вы больше нигде не найдёте.
Какие приёмы разобраны в нотах:
- Вариант мелодической основы. На которую в дальнейшем будут «навешиваться» приёмы
- Вариант мелодической основы в третьей октаве.
- Основа с двойными нотами и аккордами.
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «КАЧЕЛИ». Применительно к каждой ПЕРВОЙ четверти такта.
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «КАЧЕЛИ». Применительно к каждой ВТОРОЙ четверти такта.
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование ПРИЁМА «КАЧЕЛИ». Применительно к каждой ТРЕТЬЕЙ четверти такта.
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование ПРИЁМА «ПЕДАЛЬ». Из шести нот.
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «ПРОРЕЖЕННАЯ ПЕДАЛЬ». Из четырёх нот.
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «ПРОРЕЖЕННАЯ ПЕДАЛЬ». Из двух нот.
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование ПРИЁМА «КРЮЧОК», «СПОТЫКАНИЕ». Применительно к третьей четверти такта.
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование ПРИЁМА «КРЮЧОК», «СПОТЫКАНИЕ». Применительно ко второй четверти такта.
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «ОБЫГРЫВАНИЕ НОТЫ».
- «Набор кубиков» («этюд») на использование ПРИЁМА «ГАММОВОЕ ОБЫГРЫВАНИЕ НОТЫ».
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование ПРИЁМА «ЛЕСЕНКА С РАЗГОНУ» (Вариант приёма «Обыгрывание»).
- «Этюд» («Набор кубиков») на использование приёма «Арпеджио». Для игры фоном, с солирующим инструментом.
- «Набор кубиков» («этюд») на отработку ПРИЁМА «СОЕДИНЕНИЕ ОКТАВ ПО ГАММЕ».
- «Набор кубиков» («этюд») на отработку ПРИЁМА «СОЕДИНЕНИЕ ОКТАВ ПО ГАММЕ». Зеркальный предыдущему.
- Приём «ФИГУРНАЯ ЛЕСЕНКА».
- «Этюдный» вариант на отработку ПРИЁМОВ игры «ОТ ЯДРА».
Пальцы двигаются по наигрышевому принципу, используя технику, построенную от «ядра» наигрышей. Предельно физиологичный, комфортный вариант. Игра ТОЛЬКО ТРЕМЯ ПАЛЬЦАМИ.
В принципе, этого учебного материала достаточно, чтобы научиться строить бесконечное количество форм. Бесконечное количество полноценных песенных композиций.
Эти ноты я расцениваю как замену как минимум четверти курса «Шестиклассник». А то и половины…
Песня “Верила верила верю” Ноты С ЦИФРАМИ для гармони. Пять готовых форм.
Просто пять хороших готовых форм. Которые можно играть, и иметь успех у слушателей :-). И из которых можно самостоятельно, методом анализа, понять логику построения вариаций.
Эти ноты включены в предыдущий комплект учебных нот к этой песне.
Ноты С ЦИФРАМИ к песне “Верила верила верю” для гармони. Формы как в видео.
Ещё один комплект нот к этой песне.
Формы в точности совпадают с теми, что на видео, котрое чуть выше.
Ноты с цифрами к духовному стиху «Эта ночь святая»
Ноты С ЦИФРАМИ песни “Эта ночь святая” даны в ПЯТНАДЦАТИ вариантах.
15 страниц нотного текста.
По сути, это МИНИ-УЧЕБНИК по построению “народных” гармоничных вариаций мелодии на гармони. По выстраиванию простого и надёжного многоголосия к песням.
Знаний приёмов, просто и наглядно изложенных в нотах, хватит гармонисту на всю жизнь.
В нотах, помимо партий гармони, в отдельном файле даны ещё и НОТЫ (БЕЗ ЦИФР, ЕСТЕСТВЕННО) для голоса.
Хоть для певца, хоть для любого другого инструмента. Например, скрипки.)
Статья про эти ноты — здесь. И немножко — здесь.
Ноты с цифрами для вальса «Под небом Парижа» (“Sous le ciel de Paris”)
Три части.
Все ноты – с правильной, комфортной, скоростной аппликатурой.
- Поскольку эти ноты несут и учебную функцию,
то в них сделан упор на игру вальсовых переборов триолями и арпеджио.
Если Вам покажется, что переборов слишком много –
спокойно делайте из них простую мелодию.
2. Третья часть – это адаптация оригинала к возможностям гармони-хромки.
В оригинале эта часть звучит в тональности ля-мажор,
и на хромке сыграть её в оригинальном виде – не получится.
3. Разучивая вальс, обратите внимание, что первая часть не в каждом из повторов одинаковая.
Вы можете из различных вариантов тот, что посилен или наиболее красив для Вас.
Ноты с цифрами к песне “С одесского кичмана”
Ноты с цифрами этой песни даны в семи вариантах, на десяти страницах нотного текста:
1. Основа мелодии,
2. Украшенный вариант
3. Вариант, украшенный другими приёмами
4. Вариант, украшенный ещё другими приёмами
5. “Этюдный” вариант (весь на “наигрышевых” переборах – без диезов).
Для сольной игры.
6. “Этюдный” вариант – на “эстрадных” переборах(с диезами).
Больше подходит для сольного проигрыша
7. “Этюдный” вариант (весь на переборах по аккорду (арпеджио)).
Для аккомпанемента другим инструментам.
Ноты и цифры для гармони к песне «Поручик Голицын»
Ноты с цифрами этой песни даны в семи вариантах, на тринадцати страницах нотного текста:
- Основная тема.
- Вариант основы по нижнему голосу.
3. Вариант с использованием двойных кнопок (терций) с акцентом на повышение.
4. Вариант с использованием двойных кнопок (терций) с акцентом на понижение.
5. Вариант с обыгрыванием длинных нот четвертями по аккорду.
Под него можно спокойно петь. Потому что там, где текст – идёт вариант основной темы. Обыгрывания – только в паузах.
6. “Этюдный” вариант во второй октаве. С активным использованием восьмушек, арпеджио (переборов по аккорду).
Хорошо подходит для игры со вторым солирующим инструментом.
Довольно простой, интуитивный, надёжный, красивый вариант.
7. “Этюдный” вариант во второй октаве. С активным использованием восьмушек, гаммовых фрагментов (переборов по лесенке).
Конечно, целиком в таком виде песню играть не нужно. Но можно брать фрагменты для вставки в игру. Пару тактов за куплет. Этот вариант – для сольной игры. С другими инструментами может возникнуть грязь.
Седьмой вариант снабжён аппликатурой. Поскольку при такой игре аппликатура может вызвать трудности. Но при этом – она крайне важна для надёжной игры.
Игру этой песни в исполнении К. Иванина Вы можете посмотреть в видео.
Ноты и цифры для гармони к песне «Под небом голубым есть город золотой»
Ноты с цифрами для гармони хромки даны в шести вариантах, на шести страницах нотного текста:
2. Простая обработка для игры под пение.
3. Вариант с активным использованием секст.
Также подходит для игры под пение, как и предыдущий вариант.
4. Вариант с наигрышевыми переборами.
Подходит либо для сольной игры, либо в качестве упражнения.
Либо для того, чтобы брать из этого варианта фрагменты для вставки в Игру.
5. Вариант для игры с солирующим инструментом. Игра по нижнему голосу.
Этот вариант можно петь своим голосом под предыдущие варианты, если не можете вытянуть основную тему. Всё-таки для любителя уход мелодии вверх на этой песне может оказаться непосильным: слишком высок разбег от низа до верха песни… А пятый вариант мелодии – это выход для любителя.
6. Вариант для игры с солирующим инструментом. Игра по верхнему голосу.
Из вариантов, описанных в этих нотах, Вы можете, как из кубиков, составлять свою собственную Игру.
Все ноты снабжены правильной, удобной, скоростной АППЛИКАТУРОЙ.
Это делает их бесценными для тех, кто хочет научиться играть правильно и легко.
Ведь мало иметь ноты или цифры песни!
Мало знать ответ на вопрос, «Когда и куда нажимать?». Не менее важен ответ на вопрос «КАК нажимать?».
И этот ответ — в нотах, опубликованных Школой. :-).
Небольшую статью об этих нотах Вы можете прочитать здесь.
Ноты и цифры для гармони к песне “Маленькой ёлочке” (Или наигрышу “Маленькоёлочкинского” 🙂
Ноты с цифрами даны в пятнадцати вариантах, на девяти страницах нотного текста:
- Основная тема медленно в размере 4/4.
2. Основная тема в первой октаве. В два раза быстрее, в наигрышевом темпе,
с небольшим “обудобниваением” :-).
3. Игра ритмическими рисунками в первой октаве. Наиболее комфортная и близкая к основной мелодии
4. Вариант комфортной игры переборами в первой октаве
5. Вариант для игры в перчатках на морозе на всю площадь. Пальцы почти не двигаются.
6. Основная тема во второй октаве.
7. Игра комфортными переборами во второй октаве. Близко к основной теме.
8. Форма в точности та, как в конце видео. Игра переборами во второй октаве.
9. Вариант для игры в перчатках на морозе на всю площадь. Можно лихо играть замёрзшими пальцами.
10. “Морозный” вариант в третье октаве :-).
11. Переход перебором на морозе из первой октавы во вторую и обратно. Надёжно и просто.
12. Переход перебором на морозе из второй октавы в третью. Надёжно. И просто.
13. Переход перебором из третьей октавы во вторую. Надёжно и просто. Можно играть на морозе.
14. Переход перебором из первой октавы в третью. Надёжно и просто. Можно играть на морозе.
15. Переход перебором из третьей октавы в первую. Простой, надёжный перебор.
Вокруг перехода можно играть любые из вышеприведённый комбинаций, или бесконечно выдумывать свои собственные.
Игру этой песни в исполнении К. Иванина Вы можете посмотреть в видео.
Название “Маленькоёлочкинского” придумано К. Иваниным в момент публикации видео. Это – тоже шутка :-).Игровых Форм в нотах намного больше, чем в видео.»]»>Это не демо-видео к нотам. Скорее, ноты появились по результатам этого видео. А видео было задумано просто как шутка :-). Но потом многим понравилось :-).
Название “Маленькоёлочкинского” придумано К. Иваниным в момент публикации видео. Это – тоже шутка :-).Игровых Форм в нотах намного больше, чем в видео.
Ноты С ЦИФРАМИ для гармони к песне “Весёлая кадриль” (“Когда-то россияне”)
3 Варианта игры:
- Основа. Мелодия одиночными нотами.
- Вариант, предпочитаемый мной.
- Другой вариант с небольшими изменениями.
Ноты снабжены аппликатурой, что очень упростит игру. Правильная аппликатура очень важна для быстрой игры.
Примерную игру этой песни, примерно как в нотах, Вы можете посмотреть в видео:
Ноты С ЦИФРАМИ для гармони к песне “Кабы не было зимы”.
Ноты и цифры для гармони даны на двенадцати страницах нотного текста в семи вариантах:
2. Вариант для игры “на всю Ивановскую” на морозе – громко, крайне задорно, шевеля пальцами по минимуму :-).
Любым из фрагментов можно украшать основную тему.
3. Вариант учебно-поясняющий. Раскрывающий суть “переборной” обработки.
С активным использованием Приёма “Крючок”.
Любым из фрагментов можно украшать основную тему.
4. “Этюдный” вариант. (Вся песня “Кабы не было зимы” – переборами).
Приемлемый для игры соло, и для игры под другой инструмент, играющий основную мелодию.
В том числе под голос.
Любым из фрагментов можно украшать основную тему.
5. “Этюдный” вариант.
Прямо вся-превся песня переборами. Игра от начала до конца только шестнадцатыми нотами. Что зачастую даже легче, чем в предыдущем варианте.
Примерно как в мультике, только ещё и проигрыш переборами.
6. Этюдный вариант без диезных кнопок – очень упрощает Игру. Делает её надёжной.
7. Пример свободного комбинирования приёмов в полноценную игровую обработку –
Одну из миллионов возможных…
Из вариантов, описанных в этих нотах, Вы можете, как из кубиков, составлять свою собственную Игру.
Все ноты снабжены правильной, удобной, скоростной АППЛИКАТУРОЙ.
Это делает их бесценными для тех, кто хочет научиться играть правильно и легко.
Игру трёх из этих вариаций Вы можете посмотреть в видео:
Источник