Ноты гайдна менуэт быка
Шутки папаши Гайдна
( На сцене инструментальный ансамбль, исполняет музыку Й.Гайдна)
– Друзья, давайте мысленно перенесёмся в Австрию XVIII века и побываем в имении князя Николая Эстергази «Великолепного». Его роскошный дворец не уступал в своём величии дворцу французских королей. Гордостью князя был обширный парк с беседками и статуями, фонтанами и павильонами. Для занятий искусствами были построены два театра и два концертных зала. Здесь протекала жизнь, служба и творчество великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Как капельмейстер он не только занимался с музыкантами и дирижировал оркестром, в его обязанности входил надзор за внешним видом оркестрантов: парики должны быть напудрены и расчёсаны, бельё чистым, а чулки сверкать белизной. Гайдн должен следить за поведением музыкантов и улаживать между ними конфликты и споры, кроме того – отвечать за сохранность нот и инструментов. Так что он в одном лице – капельмейстер, капельдинер и мировой судья. Но Гайдн ещё, своего рода, «музыкальный повар». Трапеза князя всегда сопровождалась музыкой, и в обязанности Гайдна входил подбор специального репертуара, так сказать, «музыкальных приправ» к каждому блюду. Среди всей этой массы дел есть ещё одна незначительная обязанность – он ведь ещё и композитор. Но на этот счёт Гайдн, с присущим ему чувством юмора говорил: «Теперь я, Слава Богу, не отягощён мучительными раздумьями о том, что мне сочинять. Обо всём этом думает за меня мой князь». Да вот и сам князь!
( На сцену выходит князь Эстергази с дамой)
– Графиня, вам нравится музыка Гайдна?
– Она прекрасна! Такая весёлая и радостная!
– Да, папаша Гайдн, несмотря на возраст, сохранил в своём характере весёлость и остроумие! Но более всего меня приводят в восхищение его оригинальные музыкальные шутки.
– С некоторыми из них я знакома! Позвольте мне рассказать …
Однажды на празднестве в присутствии императрицы Марии Терезии играл ваш оркестр, князь. Дирижировал, как всегда, Гайдн со скрипкой в руках, но в концерте принимали участие четыре любителя высокого происхождения. Императрица заметила, что хотела бы, шутки ради, посмотреть что будет, если именитые дилетанты останутся играть без поддержки музыкантов? Гайдн уловил слова императрицы и договорился со скрипачом Томазини, чтобы тот оборвал струну на своей скрипке.
Симфония началась. В экспозиции Гайдн прижал к носу платок и со словами: «Носовое кровотечение!» – быстро удалился. Томазини тоже хорошо сыграл свою роль, порвав в нужный момент струну. Музыка стала хромать, запинаться и, спустя несколько тактов, остановилась. Эта шутка вызвала смех императрицы и всех присутствующих.
– Браво! Браво! Маэстро, менуэт!
Исполняется Менуэт для флейты и фортепиано , танцует группа хореографического отделения
– Графиня, вы большая поклонница музыки Гайдна! Я закажу ему написать для вас серенаду!
– О! С серенадой у Гайдна связан ещё один забавный случай!
– Вы расскажете о нём?
– С удовольствием! В молодости Гайдн часто с друзьями-музыкантами играл на вечеринках, свадьбах, а то и просто на улице. Жители Вены привыкли к вечерним и ночным уличным концертам, часто награждали их участников аплодисментами и монетами. Прислушайтесь к этим нежным изящным мелодиям!
Правда, однажды музыкантам не повезло: вместо благодарности на их головы обрушили ведро холодной воды. Гайдн решил проучить оскорбителей, и на следующую ночь компания музыкантов собралась на прежнем месте. По знаку Йозефа весь оркестр грянул что есть мочи, причём каждый играл, что хотел ( воспроизвести за кулисами). Что тут началось! Вся округа была разбужена этим «кошачьим» концертом. Озорные музыканты вынуждены были спасаться бегством от блюстителей порядка, и главный нарушитель спокойствия Й.Гайдн был спасён.
– Графиня, вы восхитительны! Не со слов ли самого маэстро вы узнали об этой истории? Старый папаша Гайдн умеет быть галантным кавалером и любит общество хорошеньких женщин, которые, в свою очередь, тоже не остаются к нему равнодушными.
– Князь, обо всём говорит его музыка!
– Тогда слушаем музыку Гайдна!
– Вена рубежа XVIII –XIX веков – европейская музыкальная столица. Музыка звучала на улицах и площадях, на ярмарках и в кофейнях, во дворцах аристократов и в домах простых горожан. И везде, где собирались музицировать, были произведения Й.Гайдна. У графа Фюрнберга по четвергам встречались друзья, большие любители музыки. Библиотекарь г-н Рейер играет на скрипке, аптекарь г-н Мюллер – на альте, чиновник городской ратуши г-н Моль – на виолончели, торговец игрушками г-н Бенекер – на флейте, а его жена – на клавесине. Сегодня они принесли новые ноты замечательного композитора, их любимца Й.Гайдна – трио G-dur. Давайте послушаем эту чудесную музыку!
Исполняется Трио для скрипки, виолончели и фортепиано
– А знаете ли вы, князь, что маэстро Гайдн пишет не только инструментальную музыку, но и песни?
– Конечно. Я знаю даже то, что мой капельмейстер считает свои песни превосходящими по своей красоте и лёгкости все, существовавшие до него! Среди них есть и забавные названия: «Похвала лени», «Хитрый пудель»…
– Но самым изобретательным, мне к ажется, канон «Искусство». Его следует исполнять вперёд – назад, затем лист перевёртывается вверх ногами и канон опять исполняется вперёд – назад. Непостижимое мастерство композитора, не правда ли! Желаете послушать этот шедевр?
– С большим интересом!
– Интересно, возможно ли научиться такому мастерству? Есть ли у маэстро Гайдна ученики?
– У Гайдна много учеников, но самый любимый – Моцарт. Гайдн не завидует, а радуется успехам, таланту и обаянию Моцарта, считает его «величайшим композитором из ныне живущих». Ему дороги весёлый нрав, каламбуры, а главное, музыка Моцарта.
– Но ведь Гайдн не дал ни одного урока Моцарту!
– Это так. Однако Моцарт считает его своим учителем и в шутку называл его «папашей». «Папа – отговаривал он Гайдна от поездки в Англию – ведь у Вас нет воспитания для большого света, и Вы плохо знаете языки!» На что Гайдн возразил: «О! Мой язык понимают во всём мире!»
– Не Моцарту ли посвятил Гайдн свой фортепианный дуэт «Учитель и ученик»?
– Я заметил, что почти за каждым названием пьесы нашего любимого маэстро скрывается какая-либо история!
– А какая история скрывается за пьесой с таким грубым названием «Менуэт быка»?
– Извольте. Однажды к Гайдну пожаловал мясник с просьбой написать «новенький красивый менуэт» к свадьбе своей дочери. Композитор выполнил заказ, и через несколько дней мясник явился с благодарностью: великолепным быком с позолоченными рогами. «Подарок» прибыл в сопровождении счастливого мясника с дочерью, зятем и целым оркестром странствующих музыкантов, издающих оглушительные звуки. С тех пор этот до-мажорный менуэт стал называться «Менуэтом быка». Музыка полна юмора! В ней мы услышим и рёв быка, и его нежные танцевальные па, и его грациозное помахивание хвостом.
– Действительно, очаровательная музыка! Позвольте и мне рассказать забавную историю, рассказанную мне госпожой Тун. Как-то она пригласила Гайдна (ещё молодого) для починки клавесина. Закончив работу, Йозеф не удержался от искушения поиграть на прекрасном инструменте. В это момент в комнату вошла хозяйка дома и спросила:
— Йозеф Гайдн. Тогда сыграйте мне это наизусть! – и она подала ему ноты. Это была собственная соната Гайдна, написанная давно для своей ученицы! Конечно, он помнит каждую ноту! Исполнение было принято с восхищением и щедро вознаграждено.
– С сонатой связана ещё одна смешная история. В Лондоне Й.Гайдн познакомился с одним любителем музыки, неплохо игравшим на скрипке, но страдавшим дурной привычкой завышать интонацию на верхних звуках. Гайдн задумал отучить его от этой дурной привычки. Он написал сонату для скрипки и фортепиано под названием «Сон Иакова» и передал её (без подписи) мадемуазель Янзен, партнёрше скрипача. Музыканты с жаром взялись играть новую музыку, и тут произошло именно то, что задумал Гайдн. На высоких нотах, где встречались сложные пассажи, скрипач постоянно запинался, злился и проклинал композитора. «Небесная лестница Иакова» на своей верхушке оказалась не по силам дилетанту и заставила его основательно поработать над своим недостатком!
К сожалению, ноты сонаты «Сон Иакова» утеряны, но для мадемуазель Терезы Янзен Гайдн написал немало других сонат. Одну из них мы сейчас услышим.
– За всю свою жизнь Гайдн сочинил 118 симфоний. Некоторые их них имеют названия, связанные с определёнными событиями. Например, после исполнения 96-й симфонии, когда вся публика устремилась к сцене, в опустевшем зале рухнула огромная люстра. Чудо спасло людей! Так симфонию и назвали «Чудо».
А «Прощальная симфония» получила название из-за своего оригинального окончания: музыканты по одному уходили со сцены, гася свечи и унося с собой инструменты. Так Гайдн изобретательно намекнул князю Эстергази о желании музыкантов отдохнуть от затянувшихся гастролей и вернуться домой.
Сейчас мы услышим самую весёлую – «Детскую симфонию». Она написана для камерного состава с участием детей. Гайдн остроумно подобрал для них игрушечные музыкальные инструменты, которые продаются на любой ярмарке и в любой лавочке. Эти свистульки, трещотки, треугольники, барабанчики будут звучать по руке дирижёра и украшать музыку щебетом птиц и звуками природы.
( Исполняется «Детская симфония»)
– 1809 год. Гайдн стар и болен. Пушечный выстрел наступавших французских войск так напугал его, что старец задрожал и чуть не упал. Но, собрав все свои силы, крикнул слугам: «Дети, не бойтесь! Там где Гайдн, с вами ничего не может случиться!» Даже перед смертью он ощущал себя «папашей», опекающим своих близких. Он говорил: «В этом мире так мало радостных и довольных людей. Везде их преследует горе и заботы. Быть может, мой труд послужит подчас источником, из которого человек будет черпать спокойствие и отдых». Действительно, спустя два столетия мы радуемся, слушая его музыку, получаем заряд оптимизма и доброты.
Источник
Гайдн — Менуэт быка для скрипки
Гайдн — Менуэт быка для скрипки. Скачать ноты Гайдн — Менуэт быка для скрипки вы можете на этой странице. Это часто исполняемое скрипичное творение — великолепный образец творчества для струнного инструмента именитого мастера композиции. Композиция поражает слушателей сменой мелодики у скрипки и фортепиано и разнохарактерными музыкальными особенностями. Этот скрипичный опус вдохновляет слушателей красочной и насыщенной мелодической интонационностью ткани и другими художественными приемами. |
Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку «Скачать ноты» под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Гайдн — Менуэт быка для скрипки щелкните по уменьшенному изображению.
Партия: 1 стр. 155 K
Клавир: 3 стр. 428 K
Источник
Еврейский Мир
Газета русскоязычной Америки
История «менуэта быка» Гайдна,
Итальянский композитор Джакомо Пуччини (1858 — 1924) был большим оптимистом. Чувство юмора его не покидало даже в самых печальных житейских ситуациях. Однажды он сломал ногу и попал в больницу. Узнав об этом неприятном событии, его пришли навестить друзья. Приветствуя их, Пуччини весело сказал:
— Я так счастлив, друзья! Мне уже начали сооружать памятник! — и показал свою ногу в гипсе.
Когда юный Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791) в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошёл мальчик лет четырнадцати.
— Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
— Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
— Да я пишу… Стихи…
— Это ведь тоже очень интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, ещё труднее, чем сочинять музыку.
— Отчего же, совсем легко. Ты попробуй…
Собеседником Моцарта был… Гёте.
Эрцгерцогиня Мария Антуанетта водила маленького Моцарта по дворцу. Мальчик в одном из залов поскользнулся на паркете и упал. Эрцгерцогиня быстро помогла ему подняться.
— Вы очень добры, — сказал юный музыкант. — Я обещаю на вас жениться.
Мария Антуанетта рассказала об этом своей матери.
Улыбаясь, императрица спросила «жениха»:
— Почему ты хочешь жениться на Её Высочестве?
— Из благодарности, — ответил Моцарт.
Моцарт и Гайдн были однажды приглашены на обед. Первый — известный весельчак и охотник выпить — предложил второму пари, что тот сыграет на фортепиано сочинённый другом этюд. Гайдн согласился на пари с тем, что проигравший выставит полдюжины шампанского. Моцарт подошёл к конторке, набросал несколько нотных строчек и подал Гайдну. Тот, взглянув на написанную музыку, нашёл её очень лёгкой для исполнения и сел играть. Вдруг он воскликнул:
— Как же я могу это играть? Мои обе руки заняты исполнением пассажей на разных концах фортепиано, а между тем одновременно я должен брать ноты в средней клавиатуре — это невозможно!
— Позвольте, сказал Моцарт, — я сыграю.
Сев за фортепиано, он стал играть. Дойдя до, казалось бы, технически невозможного места, он, к удивлению всех, нагнулся и прижал носом нужные клавиши. Присутствующие разразились хохотом. Гайдн был курносым, а Моцарт же наоборот — длинноносым.
Гайдн спор проиграл и поплатился шестью бутылками шампанского.
Однажды Франц Йозеф Гайдн (1732 — 1809), к немалому своему удивлению, увидел у себя дома гостя — мясника, который оказался любителем и знатоком его произведений.
— Маэстро, — мясник почтительно снял шляпу, — на днях свадьба моей дочери. Напишите мне новенький красивый менуэт. К кому же мне обратиться с такой просьбой, как не к прославленному Гайдну?
Гайдн согласился и пообещал через день сочинить менуэт. В назначенный срок мясник явился и получил драгоценный подарок.
Через несколько дней Гайдн услышал оглушительные звуки, в которых он с трудом узнал мелодию своего менуэта.
Подойдя к окну, он увидел у своего крыльца великолепного быка с позолоченными рогами, счастливого мясника с дочерью и зятем и целый оркестр странствующих музыкантов. Мясник сделал шаг вперёд и произнёс с чувством:
— Сударь, мне думается, что лучшим выражением признательности за прекрасный менуэт со стороны мясника может быть только лучший из его быков.
С тех пор до-минорный менуэт Гайдна стал называться «Менуэтом быка»…
Однажды в Лондоне Гайдн дирижировал своей симфонией. Любопытные лондонцы покинули места, чтобы вблизи посмотреть на знаменитого человека. Внезапно с потолка упала люстра и со страшным грохотом разлетелась на тысячи осколков. Зрители, столпившиеся у сцены, были спасены по воле случая.
Глубоко взволнованный случившимся, Гайдн сказал оркестрантам:
— Всё-таки музыка моя чего-то стоит, если она спасла жизни по меньшей мере, тридцати человек.
Однажды к дирижёру Миланской консерватории подошёл 19-летний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: «Оставьте мысль о консерватории. А если вы уж так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов».
Таким образом, «бесталанный» был поставлен на место, и случилось это в 1832 г. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта.
Это имя — Джузеппе Верди (1813 — 1901), знаменитый итальянский оперный композитор.
Верди приехал отдыхать на курорт. Корреспондент газеты, посетивший маэстро, заметив, что у него в одной комнате и рояль, и кровать, спросил, почему композитор живёт так стеснённо.
Верди, смеясь, ответил:
— В моём распоряжении вся квартира, но остальные комнаты отведены для оригинальных постояльцев.
И посетитель увидел несколько комнат, в которых располагались около сотни шарманок.
— Когда я приехал сюда, — сказал Верди, — эти шарманки повсюду наигрывали мелодии из моих опер «Риголетто» и «Трубадур». Мне это так надоело, что я договорился с хозяином шарманок взять их на всё лето напрокат. Теперь я могу спокойно отдыхать.
Когда Верди было 50 лет, он встретился с одним молодым музыкантом. Юноше было 18 лет. Он всё время говорил только о себе и своей музыке. Верди внимательно слушал, а потом сказал:
— Когда мне было 18 лет, я считал себя великим музыкантом и говорил: «Я». Когда мне было 25 лет, я говорил: «Я и Моцарт». Когда мне было 40 лет, я уже говорил: «Моцарт и я». А сейчас я говорю: «Моцарт».
Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим.
— Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов.
Источник